Палубная авиация во второй мировой войне: новые самолёты. Часть III

59
Палубные истребители Японии

С июля 1942 года основной серийной модификацией палубного истребителя «Мицубиси» «Зеро» была А6М3 модель 32, которая отличалась от предыдущей А6М2 мод. 21 установкой более мощного двигателя «Сакае-21» в 1130 лошадиных сил. Самолёт получил нескладывающееся крыло с обрезанными законцовками. Максимальная скорость истребителя на высоте 6000 метров составляла 540 км в час при скороподъёмности 820 метров в минуту. За счёт замены механизма питания пушек был увеличен их боекомплект (с 60 до 100 снарядов на ствол).


Истребитель «Мицубиси» А6М3 (модель 32) «Зеро» (Рис. сайта wardrawings.be)

По своим маневренным и скоростным характеристикам А6М3 мод. 32 пока ещё превосходил своих основных противников: американские истребители F4F-4 «Уайлдкэт», уступая им в живучести и огневой мощи (две 20-мм пушки и два 7.7-мм пулемёта против шести 12.7-мм пулемётов).

В ходе боевых действий за остров Гуадалканал истребителям «Зеро» приходилось действовать с береговых аэродромов. Для увеличения дальности полёта приходилось использовать подвесные 45-литровые баки с горючим. У «Зеро» А6М3 мод. 32 с их обрезанными законцовками (при этом уменьшилась и общая площадь крыла) заметно ухудшилась управляемость. Для устранения этого недостатка крылу вновь вернули закруглённые законцовки. Новая модификация получила наименование А6М3 мод. 22.


Истребитель А6М3 (модель 22) «Зеро» на авиашоу в Калифорнии, США, 5 мая 2015 г. (Фото сайта www.airliners.net)

В феврале 1943 года боевые действия на Гуадалканале закончились поражением японцев. К этому времени у американцев появились новые самолёты: это и сухопутные истребители Р-38 «Лайтинг» (с максимальной скоростью 628 км в час и вооружением из одной 20-мм пушки и четырёх 12.7-мм пулемётов), и палубные истребители «Грумман» F6F-3 «Хеллкэт» (с лучшей максимальной скоростью: 605 против 540 км в час и скороподъёмностью: 990 против 820 метров в минуту).


Воздушный бой истребителей F6F-3 «Хеллкэт» и А6М3 «Зеро». (Рис. сайта goodfon.ru)

Американские лётчики нивелировали единственное, ещё оставшееся, преимущество «Зеро» в горизонтальной маневренности грамотным ведением воздушного боя с использованием тактики «удара и ухода».

Принятие нового японского палубного истребителя, который бы удовлетворял новым возросшим требованиям войны в воздухе, откладывалось по целому ряду причин на неопределённое время. В этих условиях перед авиастроителями оставалась единственная возможность: дальнейшее усовершенствование истребителя «Зеро».

Не имея возможности установить на «Зеро» новый, более мощный двигатель, конструкторы старались всячески модернизировать имеющийся в их распоряжении «Сакае-21». Заменив общий для всех цилиндров массивный выхлопной коллектор отдельными для каждой пары цилиндров более лёгкими реактивными патрубками, удалось немного увеличить тягу двигателя и уменьшить его вес.


Истребитель «Мицубиси» A6M5а (модель 52А) «Зеро». (Рис. сайта wardrawings.be)

Новую модификацию истребителя назвали А6М5 модель 52. Максимальная скорость самолёта увеличилась до 565 км в час на высоте 6000 метров. Увеличилась и скороподъёмность до 857 метров в минуту. Усиленное нескладывающееся крыло с новыми законцовками закруглённой формы обеспечивало более высокую скорость пикирования. Вооружение истребителя оставили без изменений.


Истребитель A6M5 (модель 52) «Зеро» (реплика) на авиашоу в Калифорнии, США, май 2010 г. (Фото сайта www.warbirddepot.com)

Серийное производство А6М5 модель 52 было развёрнуто осенью 1943 года. С декабря на модели 52А вновь немного усилили крыло и увеличили боекомплект 20-мм пушек до 125 снарядов на ствол.


Истребитель «Мицубиси» A6M5b (модель 52В) «Зеро». (Рис. сайта wardrawings.be)

В апреле «Мицубиси» начала выпуск истребителя «Зеро» А6М5 модели 52В с улучшенной защитой пилотской кабины (установлено лобовое бронестекло) и противопожарной системой (баллоны с углекислым газом). Правый 7.7-мм синхронный пулемёт заменили крупнокалиберным 13.2-мм пулемётом. Появилась возможность подвески под крылом дополнительных топливных баков большей вместимости (150-л вместо 45-л). В полевых мастерских при необходимости подфюзеляжный узел подвески для 330-л топливного бака переделывали для возможности нести 250-кг авиабомбу.



Истребитель «Мицубиси» A6M5 «Зеро» в экспозиции музея в Токио, Япония, август 2014 г. (Фото сайта www.airliners.net)

Все эти усовершенствования не позволяли «Зеро» угнаться за новыми палубными истребителями США: и новые модификации F6F-5 «Хеллкэта», и F4U «Корсара» заметно превосходили его по основным характеристикам. Положение усугублялось снижением качества подготовки и опыта японских лётчиков. Результаты воздушных боёв были, как правило, не в пользу японской стороны. В одном из воздушных схваток в декабре 1943 года 50 А6М5 «Зеро» с 93 F6F-5 «Хеллкэтами» потери японцев составили 28 истребителей. Тут сказалось и качественное, и количественное превосходство противника.


Истребитель «Мицубиси» A6M5с (модель 52С) «Зеро». (Рис. сайта wardrawings.be)

Попытки улучшить защиту и усилить вооружение истребителя «Зеро» нашли воплощение в новой модификации А6М5 модель 52С. На истребителях, выпущенных в конце 1944 года небольшой партией, улучшили защиту пилотской кабины установкой в задней части фонаря 55-мм бронестекла и бронированием спинки сиденья лётчика.


В полёте пара истребителей A6M5с (модель 52С) «Зеро». (Рис. сайта www.hasegawausa.com)

Вооружение стало более мощным и включало в себя две 20-мм пушки и три 13.2-мм пулемёта (два установили в крыле и один синхронно). От 7.7-мм пулемётов отказались полностью, так как в бою с хорошо защищёнными истребителями противника они были бесполезны. Под крыльями были установлены направляющие для восьми 10-кг неуправляемых ракет «воздух-воздух». Истребитель предназначался для действий с береговых аэродромов против американских бомбардировщиков. Максимальная скорость потяжелевшего истребителя снизилась до 540 км в час. Дальность полёта без ПТБ составляла 1520 км.


Истребитель-перехватчик А6М5с «Зеро» с 10-кг НУР «воздух-воздух» под крылом (Рис. сайта goodfon.ru)

Палубный истребитель-бомбардировщик А6М7 модель 63 «Зеро» был создан на основе предыдущей модификации А6М5с и предназначался для действий с малых авианосцев, переоборудованных из торговых судов, на коротких полётных палубах не могли действовать пикирующие бомбардировщики «Йокосука» D4Y. Серийное производство А6М7 было развёрнуто в мае 1945 года.


Истребитель-бомбардировщик «Мицубиси» A6M7 (модель 63) «Зеро» (Рис. сайта wardrawings.be)

Максимальная скорость истребителя-бомбардировщика на высоте 6400 метров составляла 543 км в час, а скороподъёмность 833 метра в минуту. Дальность полёта с подвесными топливными баками равнялась 2960 км, а практический потолок 11180 метров.


Истребитель-бомбардировщик A6M7 «Зеро» на полевом аэродроме, 1945 г. (Фото сайта www.warbirdphotographs.com)

Стрелковое вооружение осталось как у модификации А6М5с (модель 52С). Подфюзеляжный узел подвески переделали для подвески 250-кг бомбы. Под крылом могли подвешиваться два 350-л топливных бака.

Палубная авиация во второй мировой войне: новые самолёты. Часть III

Истребитель-бомбардировщик А6М7 «Зеро» с наружными подвесками (Рис. сайта goodfon.ru)

Последней модификацией истребителя «Зеро» стала А6М8 модель 64. Первый полёт опытный образец совершил в апреле 1945 года. Благодаря более мощному 1560-сильному двигателю «Кинсей-64» опытный образец развивал максимальную скорость 573 км в час на высоте 6000 м, но даже такие характеристики не могли сравниться со скоростями истребителей противника: 644 км в час у F6F-5 «Хеллкэта» и 716 км в час F4U-4 «Корсара».


Истребитель «Мицубиси» A6M8 (модель 64) «Зеро». (Рис. сайта wardrawings.be)

Вооружение новой модели «Зеро» состояло из двух 20-мм пушек и двух 13.2-мм пулемётов, которые устанавливались в крыле. Синхронного вооружения на истребителе не было из-за больших размеров нового двигателя. Под фюзеляжем могла подвешиваться 500-кг авиабомба, а под крыльями два 350-л топливных бака.

В серию А6М8 модель 64 так и не пошёл. Производственные мощности авиационной промышленности Японии были уже разрушены союзной авиацией и землетрясением.

Свой последний боевой вылет на перехват самолётов союзников истребители «Зеро» А6М5 и А6М7 совершили 15 августа 1945 года. В этом воздушном бою 17 «Зеро» сбили четыре американских «Хеллкэта», потеряв при этом 15 своих машин.


Истребители «Мицубиси» А6М3 «Зеро» и «Грумман» «Мартлет» Мк.VI (FM-2) имитируют воздушный бой на авиашоу в Калифорнии, США, 28 августа 2005 г. (Фото сайта www.airliners.net)


Истребители «Мицубиси» А6М3 «Зеро» и «Грумман» F6F-5 «Хеллкэт» на авиашоу в Калифорнии, США, 30 апреля 2005 г. (Фото сайта www.airliners.net)

До конца войны «Зеро» оставался основным палубным истребителем японского Императорского флота. В умелых руках опытных лётчиков, даже не смотря на своё устаревание, «Зеро» был достойным противником превосходящих его по основным показателям истребителей союзников.


Истребители «Мицубиси» А6М2 «Зеро» (реплика) и «Чанс-Воут» F4U-4 «Корсар» в небе Техаса, США, 15 октября 2015 г. (Фото сайта www.airliners.net)


Истребитель «Мицубиси» А6М2 «Зеро» в бою. (Рис. сайта forwallpaper.com)

Палубный истребитель «Мицубиси» А7М «Репу» должен был заменить устаревающий А6М «Зеро» ещё в 1943 году. Начатая летом 1942 года разработка нового самолёта сильно затянулась. Свой первый полёт прототип «Репу» совершил в мае 1944 года. Это был цельнометаллический одноместный одномоторный истребитель с низкорасположенным складывающимся крылом.


Истребитель «Мицубиси» А7М2 «Реппу» («Сэм»). (Рис. сайта wardrawings.be)

А7М «Репу», в зависимости от модификаций прототипов, оснащали двигателями мощностью 2000 лошадиных сил у А7М1 и 2200 у А7М2. Оснащённый 2200-сильным мотором и четырёхлопастным винтом А7М2 развивал на высоте 8700 м максимальную скорость 642 км в час, а высоте 6000 м 620 км в час. На высоту 6000 метров истребитель поднимался за 6.1 минут. Дальность полёта без ПТБ нового истребителя составляла 1085 км, а практический потолок 10900 метров. Самолёт показал на испытаниях хорошую маневренность, сравнимую с «Зеро».


Предсерийные истребители «Мицубиси» A7M2 «Реппу». (Фото сайта www.igromania.ru)

Для повышения живучести на «Репу» установили протектированные топливные баки, а пилотская кабина была оснащена пуленепробиваемым лобовым стеклом и бронированной спинкой кресла лётчика.


Истребитель А7М2 «Реппу» в полёте. (Рис. сайта www.blackbirdmodels.co.uk)

Серийные А7М2 «Репу» планировали вооружать либо четырьмя 20-мм пушками (модель 22А), либо двумя 20-мм пушками и двумя 13.2-мм пулемётами (модель 22В). На внешней подвеске истребитель мог нести две 250-кг бомбы под крыльями и 750-литровый подвесной топливный бак под фюзеляжем.



Единственный серийный истребитель A7M2 «Реппу» в заводском ангаре, Япония, август-сентябрь 1945 г. (www.warbirds.jp)

До окончания боевых действий был выпущен всего один серийный истребитель А7М2 «Репу» и шесть прототипов.





Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под общей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
5. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
6. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
7. Котельников В.Р. «Спитфайр». Лучший истребитель Союзников – М.: ВЭРО Пресс: Яуза: ЭКСМО, 2010.
8. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Харук А.И. «Зеро». Лучший истребитель – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
10. Иванов С.В. Fairey «Firefly». Война в воздухе (№145) – Белорецк: ООО «АРС», 2005.
11. Иванов С.В. F8F «Bearcat». Война в воздухе (№146) – Белорецк: ООО «АРС», 2005.
12. Иванов С.В. F4U «Corsair». Война в воздухе (№109) – Белорецк: ООО «АРС», 2003.
13. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://www.aviastar.org;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.airpages.ru;
http://www.airaces.ru.


Продолжение следует…
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    24 июня 2016 06:40
    Японские истребители A6M2 «Зеро» из состава второй волны авиаудара по американской базе Перл-Харбор взлетают с палубы авианосца «Акаги».

    Взлет первой волны был осуществлен в 06-00 и насчитывал 183 самолета. Самолеты второй волны, состоящей из 170 машин, поднялись с японских авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 горизонтальных бомбардировщика B5N2 «Кейт», 78 пикирующих бомбардировщиков D3A1 «Вэл» и 35 истребителей A6M2 «Зеро».
  2. +4
    24 июня 2016 06:54
    бум зум был эффективным способом борьбы с зеро, а после и появление превосходящих по ТТХ палубников у сша. Костность мышления и отсталость в научных сферах не позволило бороться миллитаристкой Японии с промышленной мощью США во второй половине войны на Тихом океане.
    1. -3
      24 июня 2016 09:04
      категорически не соглашусь.Единственное,чего не хватало Японии(как и любому островному гос-ву),так это ресурсов.Анализ конструкций последних серийных японских самолетов и опытных конструкций показывает,что ситуация в небе вполне могла бы вернуться к условиям начала 42го.американцы это вполне четко себе представляли,на мой взгляд именно данное обстоятельство в значительной степени склонило их к применению атомного оружия.
      1. +1
        24 июня 2016 09:37
        Какой анализ
        Никакие трпыхания японцев не позволяли им сравниться с промышленной и научной мощью США . Даже если бы он были засыпаны ресурсами.
      2. +3
        24 июня 2016 09:42
        да ну что вы говорите, в 45 году, когда применили бомбы, у американцев было подавляющее преимущество, все крупные предприятия японии были под бомбежками. Американцы знали, что японцы серьезно ослаблены и исчерпали ресурсы.
        бомбы применены были потому, что штурм непосредственно островов обернулся бы для американцев большой кровью и затяжной операцией, а попытка пригласить СССР помочь давала ему дополнительное влиение
      3. +7
        24 июня 2016 10:14
        Цитата: Argon
        категорически не соглашусь.Единственное,чего не хватало Японии(как и любому островному гос-ву),так это ресурсов.

        Перефразируя Матроскина: Ресурсы у них были. Им мозгов не хватало.
        Если вести параллельные программы разработки и производства вооружений IJA и IJN - то никаких ресурсов не хватит: армия строит авианосцы и подводные лодки, флот - базовые истребители ПВО и танки.
        1. +7
          24 июня 2016 11:44
          Согласен... Вообще у японцев "тёрки" между флотом и армией настолько серьёзны были что народ с оружием друг на друга бросался... А в итоге все отгребли по полной...
        2. -1
          24 июня 2016 17:08
          Японцы эту систему считали эффективной. Реальная конкуренция стимулировала развитие.
          1. +3
            24 июня 2016 18:19
            Цитата: yehat
            Японцы эту систему считали эффективной. Реальная конкуренция стимулировала развитие.

            Хе-хе-хе... похоже, что в ту войну стороны поменялись ролями. Милитаризованная тоталитарная Япония организовала производство в стиле "пусть расцветают сто цветов", параллельно производя по нескольку машин сходного назначения. А либерально-конкурентные США ввели в военном производстве абсолютно тоталитарные порядки: до проведения конкурса - конкурируйте сколько хотите. После объявления результатов - комиссия анализирует возможности авиазаводов и оптимальным образом распределяет заказы на выигравшую конкурс модель (причём зачастую заказ выдаётся нескольким только что рубившимся на конкурсе конкурентам). Хочешь заработать денег - производи "чужую" машину, других вариантов нет.
          2. +1
            24 июня 2016 19:50
            Цитата: yehat
            Японцы эту систему считали эффективной. Реальная конкуренция стимулировала развитие.

            Результат налицо.
      4. 0
        24 июня 2016 15:32
        Цитата: Argon
        Единственное,чего не хватало Японии(как и любому островному гос-ву),так это ресурсов.Анализ конструкций последних серийных японских самолетов и опытных конструкций показывает,что ситуация в небе вполне могла бы вернуться к условиям начала 42го

        Первое - пример Англии доказывает обратное всё же.

        Второе - Не могла. Императорский флот был сильно потрёпан и сидел в базах без топлива, гражданский флот был фактически истреблён американскими субмаринами, отчасти эсминцами и дальними торпедоносцами.

        Третье - если говорить о прототипах, то у США были намного более весомые вещи, чем Реппу изготовленный в числе всего лишь несколько штук.
        1. +7
          24 июня 2016 22:07
          я извиняюсь спросить - а в чем выражается "пример Англии"? Англия воевала против Америки или страны с многократным превосходством в ресурсах (как Япония против штатов)? нет... у Германии было подавляющее превосходство ? нет... разрекламированную "битву за Британию" с трудом выиграли. всю войну сидели у себя на островах и пихали Гитлера на восток. Ленд-лиз из Америки шел в основном куда...правильно, на острова, поскольку ресурсов не хватало (и это при владении половиной мира), но транспортный флот был фактически истреблён немецкими субмаринами. Плюс "пятая колонна" на островах...И если бы не помощь американцев - неизвестно как еще судьба островитян сложилась бы.
          1. 0
            27 июня 2016 14:08
            англичане после первой мировой слишком расслабились и надеялись на флот,
            а авиация хоть и развивалась технологически, но численно упала сильно
  3. +3
    24 июня 2016 07:21
    Спасибо, отличная серия статей.
    Напрашивается параллель: "Зеро" и Ме-109. Оба начинали как отличные для своего времени и ТВД самолеты, прошли всю войну, но модернизации уже не могли поддерживать превосходство этих самолетов и приводили лишь к их утяжелению и снижению маневренности. Плюс к тому проблемой Японии были двигатели, точнее их отсутствие или невозможность установки более мощного имеющегося двигателя на тот же "Зеро".
    1. +5
      24 июня 2016 10:01
      тогда что вы скажете про истребитель Nakajima Ki-84 Hayate, который был лучше любого американского по ТТХ и поступил на вооружение в 1944 году?
      у него, между прочим, был еще и отличный радиус дейсивия 1255 км
      двигатель звезда ПД Ha-45-21 мощностью 1970 лс
      был и перспективный прототип в 41 году ki-64 со сдвоенным двигателем
      у японцев были трудности, но технологическая борьба была далеко не безнадежна.
      причем, это далеко не все, были у японцев и другие, вполне перспективные проекты. Лично меня очень заинтересовал проект J7W Shinden
      1. +4
        24 июня 2016 12:12
        Цитата: yehat
        причем, это далеко не все, были у японцев и другие, вполне перспективные проекты.

        Японцев сгубило именно изобилие проектов, пусть многие из них и были удачными. Конструкторские и производственные силы распылялись, обслуживание парка разнородных машин усложнялось... Сосредоточься епонцы на 2-3 моделях истребителей, дело бы пошло веселее. А то, и "Зеро" и N1K1-N1R2-J Сиден, и Ki-61 Хиен, и Ki-83 Хаяте,J2M Райден, Ki-64, Ki-44, Ki-100 и ещё почти такое же количество двухмоторных истребителей. И это не считая того, что отсалось в разработках. Нет ничего удивительного в том, что "Реппу" припозднился.
      2. +2
        24 июня 2016 15:35
        Цитата: yehat
        тогда что вы скажете про истребитель Nakajima Ki-84 Hayate, который был лучше любого американского по ТТХ и поступил на вооружение в 1944 году?

        А вот просветите как меня, где выдающиеся успехи этого "дивного сокола японского империализма" в борьбе против "американских ястребов империализма" ?
        1. -1
          24 июня 2016 17:06
          этот баян уже проходили в теме про то, как американцы победили немцев.
          не хочу повторять. Речь шла о технологическом превосходстве США в узкой нише вооружений, я указал информацию, доказывающую обратное. ТОЧКА.
          хотите кого-то проверять на знание истории - ради бога. Только я не хочу. Надоело по 100 сообщений писать.
  4. +4
    24 июня 2016 09:25
    Проблемы с двигателями были и у Германии. Мощные двигатели 2250 лошадок у Японии и Германии появились слишком поздно. Но у Японии еще и не было хорошего движка жидкостного охлаждения на подобии Ролс Ройс Мерлинов и Даймлер бенс DB 60ххх
    1. 0
      24 июня 2016 12:26
      Цитата: RPG_
      Но у Японии еще и не было хорошего движка жидкостного охлаждения на подобии Ролс Ройс Мерлинов и Даймлер бенс DB 60ххх

      Японский двигатель водяного охлаждения На-140, устанавливавшийся на истребитель Ki-61, являлся, по сути, лицензионной копией DB-601A от Bf-109. Просто, в условиях тропиков, двигатели водяного охлаждения показали себя далеко не лучшим образом.
  5. +2
    24 июня 2016 11:29
    В общественном сознании в США результаты Второй мировой войны, достигнутые на Тихом океане считаются важнейшими для процветания страны, а разгром Германии - второстепенным эпизодом.
    1. +4
      24 июня 2016 21:57
      не уверен. у меня сосед американец - так он неплохо знает про второй фронт и концлагеря, и битву за британию, а вот про войну на дальнем востоке...перл-харбор и атомная бомба, плюс набор клише из продукции голливуда в тему...сумбурный такой набор. плохо представляет что япы творили в китае и корее, про отряд 731 не слышал никогда (показал ему в википедии - очень удивлялся - ведь по опыту его поездки в Японию японцы такие милые люди...)
  6. +2
    24 июня 2016 11:46
    Японцы с присущей им страстью к "деталям" вылизывали конструкцию... А американцы тупо наращивали мощность... Что в итоге получилось все знают. "Но шобла зайцев п***т льва" (с)
    1. +3
      24 июня 2016 15:37
      Цитата: Даос
      Японцы с присущей им страстью к "деталям" вылизывали конструкцию... А американцы тупо наращивали мощность.

      Зная немного о качестве японских самолётов последних лет войны могу сказать, что культура производства у них упала безбожно. А у янки всё в порядке - и технологичность, и мощность, и культура производства, и ресурсов вдоволь.
      1. 0
        24 июня 2016 16:42
        У них не культура, а возможности резко упали... Но я то не о производстве а о конструировании...
  7. +1
    24 июня 2016 12:05
    Цитата: RPG_
    Проблемы с двигателями были и у Германии. Мощные двигатели 2250 лошадок у Японии и Германии появились слишком поздно. Но у Японии еще и не было хорошего движка жидкостного охлаждения на подобии Ролс Ройс Мерлинов и Даймлер бенс DB 60ххх


    Если у Германии были проблемы с авиационными двигателями большой мощности,то какие-же проблемы были у СССР ?
    1. +5
      24 июня 2016 12:43
      Цитата: ignoto
      Если у Германии были проблемы с авиационными двигателями большой мощности,то какие-же проблемы были у СССР ?

      Огромные.
      Практически все довоенные работы по опытным моторам после начала войны были прекращены - фронту нужен был вал. Фактически для ВВС остались только серийные (на начало войны) движки и их модернизации.

      До конца войны массовым движком ЖО для советских истребителей был форсированный наследник движка Hispano-Suiza 12Y. Который в последней модификации ВК-105ПФ-2 выдал 1290 л.с. взлётной. И лишь в конце войны появился ВК-107А с его 1650 л.с. Но сей движок имел ресурс всего 100 часов - причём при условии строгого соблюдения всех инструкций. Уникумы из 139 гиап 303 иад умудрились обеспечить аж 115 часов. Но при обычном качестве подготовки техперсонала и лётчиков строевых частей его ресурс снижался вчетверо.
      Были ещё АМ-38Ф с его 1700 л.с. взлётной и АМ-42 аж с 2000 л.с. взлётной - но это были движки чисто ля штурмовиков с малой высотностью.

      С движками ВО в войну картина была схожая. Перед самой войной с большим трудом со второй попытки поставили в серию М-82 - и ещё 2 года продолжали с ним тра... мучиться: перегрев, сверхмалый срок службы свечей, ограничение по времени взлётного режима с неизбежным выходом мотора из строя при превышении времени. Методом последовательных приближений в 1943 получили М-82ФН с его 1850 л.с. на взлётном - и на этом всё.
      1. +4
        24 июня 2016 14:40
        У СССР проблемы были не сколько с НИОКР сколько с общей культурой производства. Сколько реально перспективных движков просто не сумели довести до серии? Ну и ещё, о чём забывать не следует. Все наши авиадвижки изначально делались под низкооктановый бензин (что резко снижало возможности форсировки. Ну не было в СССР нормальной нефтехимии... Так что проблема комплексная.
      2. +5
        24 июня 2016 20:01
        Цитата: Alexey RA
        Но сей движок имел ресурс всего 100 часов - причём при условии строгого соблюдения всех инструкций. Уникумы из 139 гиап 303 иад умудрились обеспечить аж 115 часов. Но при обычном качестве подготовки техперсонала и лётчиков строевых частей его ресурс снижался вчетверо.

        У ДБ-605 ресурс был такой же.
        Пару раз находил воспоминания летчиков люфтваффе, где они говорили, что реальный ресурс 605-го составлял 35 часов.
    2. 0
      24 июня 2016 21:52
      у СССР ? среднее время жизни истребителя / штурмовика было меньше ресурса авиадвигателя...по крайней мере в начале войны
  8. +3
    24 июня 2016 12:20
    американские истребители F4F-4 «Уайлдкэт», уступая им в живучести и огневой мощи (две 20-мм пушки и два 7.7-мм пулемёта против шести 12.7-мм пулемётов).
    Насчёт живучести - соглашусь, а вот насчёт мощи вооружения - не совсем. Хотя американские авиационные пулемёты были довольно мощными, по своей поражающей способности они всё же уступали авиационным пушкам японцев. И только не надо рассуждать о массе секундного залпа. Можно за секунду швырнуть в человека мешок со 10 кг арахиса, и не нанести особого вреда, а можно бросить 10 кг чугуна - и этого будет достаточно. При этом, любопытный момент. Японская авиационная пушка Тип-99 была легче, чем американский авиационный пулемёт Браунинг М-2 - 23,2 кг против 29 кг.
    1. +3
      24 июня 2016 12:28
      Так у неё и баллистика была соответствующая... Хреновато у японцев было со стрелковкой что греха таить... Хорошо работали пушки Зеро только в руках асов, умеющих и целиться и стрелять в условиях манёвренного воздушного боя... А вот американцы пошли по другому пути - сделали этакий "воздушный дробовик" - полоснул по цели авось что и залетит - так ведь работало. Тем более что у японских самолётов конструкция "вылизанная", хрупкая, защиты никакой...
      1. +3
        24 июня 2016 13:06
        Цитата: Даос
        Хорошо работали пушки Зеро только в руках асов, умеющих и целиться и стрелять в условиях манёвренного воздушного боя... А вот американцы пошли по другому пути - сделали этакий "воздушный дробовик" - полоснул по цели авось что и залетит - так ведь работало. Тем более что у японских самолётов конструкция "вылизанная", хрупкая, защиты никакой...

        Дык... традиционное противостояние двух систем. wink

        С одной стороны - 100 выпускников в год, прозревающих днём звёзды в небе и держащие истребители в воздухе по 12 часов. В их руках и хрупкий "зеро" с его проблемами (малая скорость правого виража, плохая манёвренность на высоких скоростях, глохнущий при отрицательных перегрузках движок, малый БК пушек) - вундерваффе.

        А с другой - массовая подготовка середнячков на таких же средних по ТТХ машинах. Для них лучше что-нибудь попрочнее, с большой скоростью и с большим БК - потому как стреляют они тоже средне. Ситуацию, правда, облегчает то, что этим середнячкам не нужно выцеливать уязвимые места самолётов противника - их цели очень чув­стви­тель­ны к попаданиям. Но попасть в них крайне сложно.
        Значит, к чёрту пушки: ставим батарею ,5" изделий Джона Мозесовича с БК по 400-430 патронов на ствол. Чисто по теории вероятности что-нибудь да попадёт.

        ЕМНИП, пушки на ТО ТВД появились поначалу только у ночников - там и класс пилотов был повыше, и цель требовалось гарантированно поразить сразу, первой же очередью, без длительного боя.
        1. +1
          24 июня 2016 14:04
          Это да... правда на кого в таком случае ориентировались британцы с их батареями винтовочного калибра? Впрочем я уже отмечал что у "британских собственная гордость" - вот теперь ещё и "брексит" устроили... ;-)
          1. +3
            24 июня 2016 17:41
            Цитата: Даос
            Это да... правда на кого в таком случае ориентировались британцы с их батареями винтовочного калибра?

            Получаемые по лендлизу Харрикейны с их мягким револьверными пулями явно не устраивали советских пилотов. Их срочно начали модернизировать, вырезая один из лонжеронов крыла и устанавливая вместо пулемётов пушки. В литературе описан случай, когда один из таких модернизированных Харрикейнов совершал пробный полёт (правда, с боекомплектом) и встретился с парой Bf-109. По "Битве за Британию" немцы хорошо изучили английский истребитель и знали, что его пули не в состоянии пробить бронированное брюхо "Мессера". И по привычке один из немецких пилотов демонстративно развернулся к Харрикейну брюхом...)) Видимо, даже "мама" сказать не успел.
          2. +2
            24 июня 2016 18:37
            Цитата: Даос
            Это да... правда на кого в таком случае ориентировались британцы с их батареями винтовочного калибра?

            На крохоборов из Парламента. smile
            Авиаторы ещё в начале 30-х предлагали перейти на 12,7-мм, аргументируя это прогрессом авиации с переходом к более прочным и менее уязвимым цельнометаллическим машинам. Но им было отказано по той причине, что лучше будет немного подождать - и потом сразу перепрыгнуть на 20 мм, минуя промежуточный калибр 12,7. Так, мол, дешевле обойдётся.
            Вот и доэкономились: война уже вот-вот начнётся, а нормально работающей 20-мм пушки нет. И пришлось островитянам городить "расчёски" из 8-12 пулемётов винтовочного калибра и счетверённые башни.

            Более того, в войну им всё равно пришлось ставить на "спиты" те самые 12,7-мм от Джона Мозесовича.
            Цитата: Даос
            Впрочем я уже отмечал что у "британских собственная гордость"

            О да... никто не переплюнет "Дифайэнт" и TOG II*. laughing
          3. 0
            24 июня 2016 20:11
            Цитата: Даос
            правда на кого в таком случае ориентировались британцы с их батареями винтовочного калибра?

            В результате получилась пушка Тип 404 или HS.404. В 1938 конструкция была запатентована Биркигтом и запущена в серийное производство в Женеве.
            Изначально планировалось применять HS.404 как мотор-пушку. Питание пушки осуществлялось из барабанного магазина ёмкостью 60 снарядов. Однако это было минусом для истребительной авиации, так как в воздушном бою было невозможно перезарядить магазин. В 1940 году был разработан механизм ленточного питания.
            В связи с быстрым поражением Франции во Второй мировой войне основным эксплуатантом стала Великобритания. Пушка была принята под маркировкой Hispano Mk. I. При использовании пушки с барабанным магазином в истребительной авиации были выявлены недостатки данного типа питания: малый боезапас и перекос патрона в магазине при активном маневрировании. Это вызвало необходимость создания пушки с ленточным питанием — Hispano Mk. II.

            Харрикейн был поставлен на конвейер в 1936 году.
            Спитфайр-в 1938 году.
            В то время авиапушек еще не существовало. А вот в 41-м и 42-м годах и Харрикейны и Спитфайры перешли на пушки.
            1. +3
              24 июня 2016 20:39
              Это вы о чём? чего чего не существовало в 38 году? У бритов может и не существовало...
              ШВАК (для справки) 1934й год принятия на вооружение... Ш-37 (ВИТ) - 1937й год...
              Испано сюиза HS.7 и НS.9 с 1933 года в серии... Про прародителей от Эрликона уж молчу...
              Даже у бритов таки были авиапушки ещё в первую мировую... (см картинку) Но вот потом их почему то "заклинило"...
              1. 0
                24 июня 2016 22:11
                Цитата: Даос
                Испано сюиза HS.7 и НS.9 с 1933 года в серии...

                Доказательства ?
                Цитата: Даос
                Даже у бритов таки были авиапушки ещё в первую мировую...

                Ну, если ЭТО назвать автоматической пушкой, то "да".
                1. 0
                  24 июня 2016 23:06
                  "Какие ваши доказательства" (с) Красная жара...

                  Оборжаться с вас. Учите матчасть... начать можете хотя бы отсюда:
                  http://www.airwar.ru/enc/weapon/ag_data.html

                  А что для вас означает "автоматическая пушка" я вообще представить не могу... Поскольку "Новая пушка "COW" представляла собой орудие с длинным откатом, возвратная пружина которого была обернута вокруг ствола. Питание патронами осуществлялось из 5-зарядного магазина. Малый боекомплект означал ограниченную практическую скорострельность. Хотя технический темп стрельбы составлял 100-120 выстр/мин."(С) для вас почему то автоматом не является...
                  Я вас видимо разочарую рассказав что ещё в 18м году в Германии были авиационные пушки с темпом стрельбы в 450 в/мин и ленточным питанием... http://www.airwar.ru/weapon/guns/sza.html
                  1. -1
                    25 июня 2016 14:40
                    Цитата: Даос
                    Оборжаться с вас. Учите матчасть... начать можете хотя бы отсюда:

                    Это Вы учите.
                    К концу 1934 года конструктор, вероятно, окончательно похоронил попытки ограничиться глубокой модернизацией швейцарской пушки и при этом обойти Эрликоновские патенты. В проекте HS.403, впрочем, так и не воплощенном в металл, Биркье полностью переработал систему и приступил к серии скорострельных авиационных систем на все случаи жизни.
                    В 1936 году проектные работы над новой серией авиапушек, обозначенных как Hispano-Suiza Birkigt, были в целом завершены. Были выпушены предсерийные партии для войсковых испытаний.
                    В 1941 году, когда производство 20-мм пушек Испано HS.404 набирало обороты в Великобритании,

                    В 36-м пушку только создали и только начали испытания. И только в 41-м в Британии пушку поставили на серию. Я и сказал, что в момент создания Харрикейна и Спитфайра у британцев авиапушек не было.
                    Цитата: Даос
                    Поскольку "Новая пушка "COW" представляла собой орудие с длинным откатом, возвратная пружина которого была обернута вокруг ствола. Питание патронами осуществлялось из 5-зарядного магазина. Малый боекомплект означал ограниченную практическую скорострельность. Хотя технический темп стрельбы составлял 100-120 выстр/мин."

                    Пушка, установленная на самолете и авиационная пушка-это несколько разные вещи.
                    1. +1
                      25 июня 2016 17:10
                      Т.е пушек испано HS7/9 не существовало? И Девуатин 500 видимо тоже не существовал?

                      "В ноябре 1933 г. французское правительство приняло решение принять истребитель Девуатина на вооружение, причем строить параллельно два варианта - пулеметный как D.500 и пушечный как D.501. На серийных самолетах изменили конструкцию моторамы и переместили некоторые щели и воздухозаборники на капоте. Первый серийный D.500 взлетел с заводского аэродрома в Тулузе 29 ноября 1934 г. Но при облете истребителей почти сразу столкнулись с флаттером (тряской) элеронов. От него избавились, лишь введя весовую балансировку. Все уже выпущенные машины пришлось вернуть в цеха для доработки.

                      В строевые части D.500 и D.501 попали только в июле 1935 г. Тогда Франция являлась единственной страной в мире, имевшей на вооружении истребители с пушками." (с)

                      Ну а перл на тему что "Пушка, установленная на самолете и авиационная пушка-это несколько разные вещи." (с) даже комментировать смешно... Мы ведь не казуистикой занимаемся. Если вы не совсем в теме это не стыдно (всё знать невозможно), стыдно упорствовать в своих заблуждениях.
            2. 0
              25 июня 2016 19:08
              Цитата: Альф
              В то время авиапушек еще не существовало. А вот в 41-м и 42-м годах и Харрикейны и Спитфайры перешли на пушки.

              Пушечные "Харрикейны" появились в 42 году и летали чуть лучше топора.
        2. +1
          24 июня 2016 15:08
          Цитата: Alexey RA
          Значит, к чёрту пушки: ставим батарею ,5" изделий Джона Мозесовича с БК по 400-430 патронов на ствол. Чисто по теории вероятности что-нибудь да попадёт.

          Тут тоже всё не так просто. При установке вооружения в крыльях его пристрелка требует углового сведения. Образно говоря, чтобы очереди из двух разнесённых пулемётов или пушек сходились на определённой дистанции в одной точке. И в этом случае, пойди ещё обучи новичка открывать огонь на дистанции эффективного огня. А если цель хорошо защищена - как, скажем, Ил-2, которого даже автоматические пушки не всегда брали, то тут и вовсе печаль...
          1. +1
            24 июня 2016 16:36
            У американцев был аналоговый компьютерный прицел!
            1. +4
              24 июня 2016 16:46
              Во первых если оружие не пристреляно никакой прицел не работает, во вторых не надо баллистические вычислители называть "компьютерными прицелами" - хотя бы потому что для того что бы он точно высчитывал точку упреждения в него нужно вручную ввести все поправки - и что в итоге окажется быстрее глазомер тренированного воздушного бойца или "чудо враждебной техники" вопрос насквозь сугубый.
            2. +1
              24 июня 2016 20:12
              Цитата: вадим dok
              У американцев был аналоговый компьютерный прицел!

              Уточните, в каком году он появился ?
          2. +1
            24 июня 2016 16:50
            не совсем так. "точка сведения" для крыльевого оружия всего лишь означает точку максимальной плотности огня. Это не означает что при открытии огня на неоптимальной дистанции мы вообще никуда не попадём... Кстати для Ил 2 с его деревянным хвостом как раз вариант "пулемётной пилы" мог оказаться куда опаснее чем авиапушки.
            А пристреливать надо любое оружие, независимо от его расположения....
  9. 0
    24 июня 2016 13:27
    Отличная статья жду продолжения.
  10. +2
    25 июня 2016 12:15
    В этом воздушном бою 17 «Зеро» сбили четыре американских «Хеллкэта», потеряв при этом 15 своих машин.
    В общем всю войну американские пилоты конкретно заявляли, что достаточно хотя бы разок полоснуть огнём по японскому самолёту - и он сразу сбит. Катастрофически низкая живучесть - тогда как японцам даже стреляя из пушек а не крупнокалиберных пулемётов приходилось добиваться многих попаданий чтобы завалить американца. Про перехват тяжёлых бомберов я вообще уже молчу.
  11. 0
    2 ноября 2016 19:03
    спасибо-очень интересно!!!