Military Review

Combat in 19 years. Part of 2

11
Combat in 19 years. Part of 2


Outside Vitebsk, Oryngali assumed command of two more 122-mm howitzers. So he became a battalion commander in 19 years. Violent battles flared up near the city, which, unfortunately, led to the failure of the initial offensive of the Red Army, and the troops had to slowly retreat. The gunners had to take care of their guns from the raids of Hitler’s Focke-Wulf aircraft, which revealed the location of the guns and tried to destroy them with bombing strikes.

The Vitebsk offensive failed for several reasons. And Oryngali calls them in his book: firstly, the first was stretched along the front line tank Corps supporting the advancing infantry forces. Secondly, German battle formations were saturated with tiger tanks and Ferdinand self-propelled guns. The Tigers could hit Soviet T-1500 tanks from 34 meters, while our 76 mm cannons couldn’t reach German tanks at such a distance. Also as failures in his report, the chief of staff pointed to miscalculations on the part of the command of some units that made mistakes in preparing for the offensive. And only at the beginning of 1944 Vitebsk was released. There were only 118 civilians who miraculously survived on this earth.



Near Vitebsk Oryngali for the first time was wounded in the back. He received ten fragments, one in the foot. The largest fragment touched the spine. For a long time he could not feel either his arms or legs. And they took him on the sanitary train across the whole country: they drove through Moscow, Gorky, Arzamas. The high temperature began, and the doctors decided to remove the wounded from the sanitary train at the nearest station and place in the in-patient department. Until the end of his life, he remembered the address of his first hospital - Shatki station, Arzamas district.

A hospital was located in the high school building. Ormangali lay here for about three months. He was grateful to all the doctors and nurses who tore him out of the clawed hands of death and pain, bringing him to dressings, all plastered, patiently and with great kindness and skill, bandaged him, changed bloodstains, saved him from pressure sores. In this high school, where children once studied, he also learned to live again. In his body, near the shoulder blade, there was another fragment left unnoticed by the doctors; it remained for the rest of his life in his body, becoming another invisible scary monument to the war in a living body.

And Oryngali remembered for his whole life an Azeri, whose name was Askar - he had forgotten his last name, unfortunately great. Askar cared for the motionless Oryngali for a long day, helped him, as a nurse, could skillfully make an injection, straighten a blanket or a pillow. How many years have passed, and this is a front-line, male fraternity forever entered his heart. The heart of a nineteen year old boy who became an early man in a war. They quickly grew up there, in the war, forever saying goodbye to their carefree Kazakh childhood, which now surfaced in front of him only in misty delirium. And then he let go, relieved, and Oryngali began to come to his senses. He underwent another operation: a splinter was pulled out of his left leg - the wound was extremely deep, and he underwent a skin graft using the new method proposed by the doctor Olga Lepeshinskaya. After this operation, the wound was quickly tightened.

When Oryngali could walk well, it was time to say goodbye. Everybody cried. And nurses, doctors, and he. Because they clung to each other, became relatives and friends, their souls and hearts suffered something so huge, hard that it is difficult to call a test. It was, most likely, already a fraternal, native unity, which, unfortunately, is rarely found among ordinary life because there is no death edge that people walk around and slide into there, into oblivion instantly and quickly. And so those who managed to move away from this region, the more it became more free to live and with all the sensitivity and caution they listened to life and took care of it like no other.

So, it's time to say goodbye. Oryngali took one last look from the windows of the departing train at the places where he was torn out from the hands of death. He went to Moscow, to the Main Artillery Directorate of the Red Army with documents on disability. His right hand rested on a crutch, and in his left hand he held a cane.

It was in this form that he went down to the subway, where he collided with the senior lieutenant, who made a remark to him: “Why do not you give honor?”

- A crutch, or what? - answered Oryngali.

It is good that at this moment the train approached, and he entered inside to go to the Main Artillery Directorate. Sitting on the watch, I was already trying to salute, but the officers stopped him: “Wounded? Sit down, don't get up. ”

In the personnel service they decided to send him to a reserve regiment near Zvenigorod. “Gunners are needed. Experienced. Berlin is soon to storm. For now you will have medical treatment, ”they told him there.



Oryngali to the end of his life will be grateful to the personnel officer who taught him not to pay attention to his wounds. He taught, overcoming pain, clenching his teeth, to work for the good of his homeland. In the reserve regiment, Oryngali constantly trained his injured leg, limping, often approached the map, where operational data on the advancement of troops was indicated. And only then did he notice how tangible the advantage of the Soviet forces became. While still in the hospital, he kept asking: “Did ours take Vitebsk?” And, having received a negative answer, exhausted by physical and moral pain, he leaned back on pillows, clutching the edge of the sheet violently in his hands, forgot about pain, and when he came to himself again, he asked again about Vitebsk.

26 June 1944, the Vitebsk was taken. In the 2016 year, we, the descendants of these days and the heroes of the Great Patriotic War, will celebrate the 72 year from the day of the liberation of Vitebsk. But Oryngali and many other soldiers who have not even learned about the liberation of this city and our whole country will not be with us anymore. Many did not live up to Victory. But Oryngali lived and was able to leave behind a memory by writing a book. He went to immortality in April, before reaching the 71 anniversary of the celebration of the Great Victory, for which they and we all live.

And the service of Oryngali in the reserve regiment continued, but it was unbearable for him to stay here when his comrades were there, at the front and were there, on that map. And he seeks to be sent to the front, despite the wounded leg, which continued to hurt.

Together with another lieutenant, they traveled to the place of their new destination on the roof of a freight car, which the front-line soldiers then called "five hundred merry." So they got to Tula, where the headquarters of the 19 tank corps was located.

Here, Oryngali became the commander of the howitzer battery of the artillery battalion of the 1944 th infantry brigade in 26. Over the past few days — about six months — he could not overlook how well the corps units were armed. If earlier the guns had to be moved with the help of horse traction or on their hands, then today Studebakers could quickly carry the guns, and the calculations were placed in a closed body, provided with allowances and ammunition. This allowed us to quickly and quickly change the location of the battery, increased mobility and combat readiness of the parts. The upgraded cannon on the T-34, capable of penetrating any armor, self-propelled artillery installations SU-122, SAU IAS-122, IAS-152, new heavy tanks IС-2, could not please the military officer. Artillery became the god of war. Troop equipment has radically changed.

The 122-mm howitzer, native to Oryngali, is now being produced with an automatic projectile charging mechanism. The troops had 85-millimeter and 100-millimeter anti-tank guns, 160-millimeter mortars and powerful rocket launchers BM-31-12. During the attacks, 152-millimeter and 203-millimeter guns were also actively used.

The tactics of conducting artillery training, which by duration, sometimes, could take several days, hours or minutes, depending on the combat order, also changed.

Operation Bagration, during which Rokossovsky offered to deliver two main attacks at once, became one of the most powerful and significant, during which the intelligence, misinforming the German command, worked perfectly: it was fully confident that parts of the Soviet army would launch an offensive in northern Ukraine . During the liberation of Belarus, more than 2 soldiers were involved in four fronts, which, with the support of aviation (5 aircraft), artillery (300 guns and mortars), tanks and self-propelled guns (over 5) delivered several blows over 900 days, then closing in a ring that included 5 prisoners, who were then driven through the streets of Moscow.

From Vitebsk to Orsha, everything was completely dug up in trenches, multi-stage defense lines, the depth of which reached on certain sectors of the front to 10-12 kilometers. And then the artillery said its friendly word, causing irreparable damage to the enemy. As Oryngali later recalled, at first the artillerymen worked on the front edge, and then transferred the fire deep into the fortifications. “We then acted actively and decisively,” he writes in the book.



Perhaps the greatest difficulty was the installation of gun crews in wetland conditions, when, only a few centimeters apart, water was detected - the soil was swampy, loose. It was impossible to mount the gun on the hill due to poor camouflage: the German observers did not miss such a target.

And then the soldier's wits rescued: they dug the marshy land, which was then covered with wooden flooring, and the guns were necessarily masked from above with the help of logs or shrubs. The battalion commander carefully followed that his four 122-mm howitzers were located approximately 30 meters from each other. When they opened fire, water splashed out of the logs. But all the fighting was perceived differently: after all, the Soviet troops were advancing, and no one could prevent them from rushing to the west. Many soldiers who were injured refused to leave the location of their units and were treated here to keep up with their own and smash the enemy to the best of their abilities and capabilities. Even in the attack went with white armbands, taking as a reward that they are fighting for their homeland. The gunners under the command of Oryngali Esengaziyev opened fire each time when it was necessary to support the infantry, to hit numerous pillboxes and bunkers.

The fury added to our fighters the fact that almost at every step they saw the atrocities of the fascists and their accomplices: destroyed villages, suffering of the local population burned alive in a number of Belarusian villages, destroyed entire areas - all this filled with the desire to avenge and free their land as soon as possible from lute invaders.

Oryngali received an order to cross the Western Dvina and ensure the retention of the bridgehead in the area of ​​its northern tributary. On the rafts they loaded two howitzers and under the cover of darkness, along with the infantry, crossed over to the opposite bank. The Germans threw tanks and infantry against them, opened heavy artillery fire. Our two guns fired direct fire at the advancing German tanks and infantry. The attack was repelled, and here comes the order: “Retreat! Immediately". In full ammunition, the fighters crossed the river back in the water. So did this reconnaissance in force, the main task of which was to identify the German grouping, which then began to be followed by intensified artillery work on our part. Thus, it was possible to avoid losses on our part. And the Germans retreated, leaving our troops a springboard from which the offensive continued.

By the beginning of August all the Polish lands were free. Troops moved west. An order was issued to prepare for an attack on Memele (Klaipeda), where a significant German grouping concentrated in the seaport area.

The ending should ...
Author:
11 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Reptiloid
    Reptiloid 21 June 2016 06: 41
    +9
    I am glad that Oryngali was able to improve his health and return to duty! I am glad that he wrote a book. I am waiting for graduation.
  2. V.ic
    V.ic 21 June 2016 07: 07
    +8
    Another advantage of the USSR = true internationalism, and not declarative.
    1. Volga Cossack
      Volga Cossack 21 June 2016 07: 18
      +5
      I completely agree!!!! Thank you Polina for the articles - I always read with pleasure!
    2. The comment was deleted.
  3. parusnik
    parusnik 21 June 2016 08: 04
    +3
    All fought .. did not share nationalities, they were one people, and therefore they won .. Thank you, Polina ..
  4. Taygerus
    Taygerus 21 June 2016 09: 19
    +1
    Thanks Pauline for the article, I'm waiting for the end
  5. Barakuda
    Barakuda 21 June 2016 10: 27
    +1
    Well done Man! But my Dad became a battalion commander in peacetime at 25, although he was eager for Afghanistan and Africa, the Middle East. they didn’t let him in. He didn’t know that they didn’t take the hunters, the government was afraid that they would run away. In vain.
    1. gladcu2
      gladcu2 21 June 2016 22: 52
      +2
      Barakuda

      The government was not afraid that they would run away.

      Just the motivation to go to war is alarming. Apparently I got a military commissar with life experience and decided to protect the youth from stupidity. At 25, people are still very stupid.
  6. a housewife
    a housewife 21 June 2016 14: 40
    0
    A very interesting story. Thank! Only I had a question. I always thought that prisoners taken near Stalingrad were taken along the streets of Moscow. Or not only?
    1. gladcu2
      gladcu2 21 June 2016 22: 53
      +1
      A housewife

      Prisoners were taken there more than once.
  7. DJDJ GORA
    DJDJ GORA 22 June 2016 01: 53
    0
    Thank you, Polina! Very interesting, especially an artillery battalion.
  8. almazhan
    almazhan 16 August 2016 16: 37
    +1
    Thanks to the author, Oryngali Esengaziev website, our fellow countryman, a native of WKO. Since 2012, I have been looking for material about this legendary man

Комбат в 19 лет. Часть 2

Комбат в 19 лет. Часть 2


Под Витебском Орынгали принял на себя командование ещё над двумя 122-мм гаубицами. Так он стал комбатом в 19 лет. Под городом разгорелись ожесточенные бои, которые, к сожалению, привели к тому, что первоначальное наступление Красной армии не удалось, и войскам приходилось медленно отступать. Артиллеристам приходилось беречь свои орудия от налётов гитлеровских самолётов «Фокке-Вульф», которые выявляли месторасположение орудий и бомбовыми ударами стремились их уничтожить.

Витебское наступление не удалось по нескольким причинам. И Орынгали в своей книге их называет: во-первых, был растянут по линии фронта 1-ый танковый корпус, оказывающий поддержку наступающим силам пехоты. Во-вторых, немецкие боевые порядки были насыщены танками типа «тигр» и самоходками «Фердинанд». «Тигры» могли с 1500 метров поражать советские танки Т-34, в то время как наши 76-миллиметровые пушки достать немецкие танки на такой дистанции не могли. Также в качестве неудач в своём докладе начальник штаба указывал на просчёты со стороны командования некоторых частей, допустивших ошибки при подготовке к наступлению. И только в начале 1944 года Витебск был освобождён. Там было только 118 человек мирных жителей, чудом оставшихся в живых на этой земле.


Комбат в 19 лет. Часть 2


Под Витебском Орынгали в первый раз ранило в спину. Он получил десять осколков, один в ногу. Самый большой осколок задел позвоночник. Долгое время он не мог чувствовать ни рук, ни ног. И повезли его на санитарном поезде через всю страну: проехали они Москву, Горький, Арзамас. Началась высокая температура, и врачи приняли решение на ближайшей станции снять раненого с санитарного поезда и поместить в стационарное отделение. Он помнил до конца жизни адрес своего первого госпиталя — станция Шатки, Арзамасский район.

В здании средней школы располагался госпиталь. Ормангали пролежал здесь около трёх месяцев. Он был благодарен всем врачам и медсёстрам, которые вырывали его из когтистых рук смерти и боли, принося его на перевязки, всего загипсованного, терпеливо и с великой добротой и умением перевязывали его, меняли кровавые повязки, спасали от пролежней. В этой средней школе, где когда-то учились дети, он тоже учился заново жить. В его теле, около лопатки, остался ещё один осколок, не замеченный врачами, он так и сохранился на всю жизнь у него в теле, став ещё одним невидимым страшным памятником войны в живом теле.

А ещё Орынгали на всю жизнь запомнил азербайджанца, которого звали Аскар — фамилию он, к сожалению великому, позабыл. Аскар ухаживал за неподвижным Орынгали долгие сутки, помогал ему, как медсестра, мог умело сделать укол, поправить одеяло или подушку. Сколько лет прошло, а это фронтовое, мужское братство навсегда вошло в его сердце. Сердце девятнадцатилетнего мальчика, рано ставшего мужчиной на войне. Они быстро взрослели там, на войне, навсегда прощаясь со своим беззаботным казахским детством, которое всплывало теперь перед ним только в туманном бреду. А потом отпустило, отлегло, и стал Орынгали приходить в себя. Перенёс ещё одну операцию: ему из левой ноги вытащили осколок — рана была чрезвычайно глубокой, и делали ему пересадку кожи по новому тогда методу, предложенному врачом Ольгой Лепешинской. После этой операции рана стала быстро затягиваться.

Когда Орынгали уже мог хорошо ходить, пришло время прощаться. Плакали все. И медсёстры, и врачи, и он. Потому, что прикипели они друг к другу, стали родными и близкими, их души и сердца перенесли что-то такое огромное, тяжёлое, что сложно назвать испытанием. Это было, скорее всего, уже братское, родное единение, которое, к сожалению, редко встречается среди обычной жизни потому, что там нет края смерти, по которому ходят люди и скатываются туда, в небытиё мгновенно и быстро. А уж тем, кому удалось отойти от этого края, тем становилось привольнее жить и со всей чуткостью и осторожностью прислушивались они к жизни и берегли её так, как никто другой.

Итак, пришло время прощаться. Орынгали в последний раз взглянул из окон уходящего поезда на те места, где его вырвали из рук смерти. Он отправился в Москву, в Главное артиллерийское управление Красной Армии с документами об инвалидности. Правой рукой опирался на костыль, а в левой руке держал палочку-трость.

Вот в таком виде и спустился в метро, где столкнулся со старшим лейтенантом, который сделал ему замечание: «Почему не отдаёте честь?»

— Костылём, что ли? — ответил Орынгали.

Хорошо, что в этот момент подошёл поезд, и он вошёл вовнутрь, чтобы отправиться в Главное артиллерийское управление. Сидя на вахте, уже пытался отдать честь, но его останавливали офицеры: «Раненый? Сиди, не вставай».

В кадровой службе его решили отправить в запасной полк под Звенигородом. «Нужны артиллеристы. Опытные. Берлин скоро штурмовать. А пока подлечишься», — сказали ему там.

Комбат в 19 лет. Часть 2


Орынгали до конца своей жизни будет благодарен тому кадровику, который научил его не обращать внимания на свои раны. Научил, преодолевая боль, сжав зубы, работать на благо своей Родины. В запасном полку Орынгали всё время тренировал свою раненую ногу, прихрамывая, часто подходил к карте, где были указаны оперативные данные по продвижению войск. И только тогда он заметил, насколько ощутимее стало преимущество советских сил. Ещё в госпитале он всё время спрашивал: «Наши взяли Витебск?» И, получив отрицательный ответ, обессиленный физической и моральной болью, откидывался на подушки, сжимая яростно в руках край простыни, забывался от боли, а когда снова приходил в себя, снова спрашивал про Витебск.

26 июня 1944 года Витебск был взят. В 2016 году мы, потомки этих дней и героев Великой Отечественной, будем отмечать 72 года со дня освобождения Витебска. Но с нами уже не будет Орынгали и многих других солдат, которые даже не узнали об освобождении этого города и всей нашей страны. Многие не дожили до Победы. Но Орынгали дожил и смог оставить после себя воспоминания, написав книгу. Он ушёл в бессмертие в апреле, не дожив до 71-ой годовщины празднования дня Великой Победы, ради которой все они и мы живём.

А служба Орынгали в запасном полку продолжалась, но невмоготу ему было оставаться здесь, когда его товарищи были там, на фронте и были там, на той карте. И он добивается отправки на фронт, несмотря на раненую ногу, которая продолжала болеть.

К месту своего нового назначения вместе с ещё одним лейтенантом они добирались на крыше товарного вагона, которые тогда фронтовики называли «пятьсот весёлого». Так они добрались до Тулы, где находился штаб 19-ого танкового корпуса.

Здесь Орынгали в 1944 году стал командиром гаубичной батареи артиллерийского дивизиона 26-ой мотострелковой бригады. За прошедшее совсем немного время — около шести месяцев — он не мог не заметь того, насколько отлично были вооружены части корпуса. Если раньше орудия приходилось перемещать с помощью конной тяги или на руках, то сегодня «студебеккеры» быстро могли перевезти орудия, а расчёты размещались в закрытом кузове, обеспеченные довольствием и боеприпасами. Это позволяло быстро и оперативно менять месторасположение батареи, повышало мобильность и боеготовность частей. Не могли не радовать боевого офицера модернизированные пушки на Т-34, способные пробивать любую броню, самоходные артиллерийские установки СУ-122, САУ ИСУ-122, ИСУ-152, новые тяжёлые танки ИС-2. Артиллерия становилась богом войны. Оснащение войск коренным образом изменилось.

Родная для Орынгали 122-мм гаубица теперь стала выпускаться с механизмом автоматической зарядки снарядов. В войсках были 85-миллиметровые и 100-миллимитеровые противотанковые орудия, 160-миллиметровые миномёты и мощные реактивные установки БМ-31-12. В ходе наступлений также активно использовались 152-миллиметровые и 203-миллиметровые орудия.

Изменилась и тактика ведения артиллерийской подготовки, которая по длительности, иногда, могла занимать несколько дней, часов или минут в зависимости от боевого приказа.

Операция «Багратион», в ходе которой Рокоссовский предложил нанести сразу два главных удара, стала одной из самых мощных и значительных, в ходе которой отлично сработала разведка, дезинформирующая немецкое командование: оно пребывало в полной уверенности, что части советской армии начнут наступление на севере Украины. При освобождении Белоруссии было задействовано более 2 400 000 солдат в составе четырёх фронтов, которые при поддержке авиации (5 300 самолётов), артиллерии (5 900 орудий и миномётов), танков и САУ (свыше 5 000) нанесли в течение 68 дней несколько ударов, сомкнувшись затем в кольцо, в которое попали 158 000 пленных, которых потом вели по улицам Москвы.

От Витебска до Орши всё было сплошь перерыто траншеями, многоступенчатыми линиями обороны, глубина которой достигала на отдельных участках фронта до 10-12 километрах. И тут своё дружное слово сказала артиллерия, нанеся непоправимый ущерб врагу. Как вспоминал впоследствии Орынгали, сначала артиллеристы обрабатывали передний край, а потом переносили огонь вглубь укреплений. «Действовали мы тогда активно и решительно», — пишет он в книге.

Комбат в 19 лет. Часть 2


Пожалуй, большую сложность представляла установка орудийных расчётов в условиях заболоченной местности, когда, отрыв всего лишь несколько сантиметров, обнаруживалась вода — почва была болотистой, рыхлой. На возвышенность пушки нельзя было устанавливать из-за плохой маскировки: немецкие наблюдатели такую мишень не пропускали.

И тут солдатская смекалка выручала: копали болотистую землю, которую потом застилали деревянным настилом, а сверху обязательно маскировали орудия с помощью брёвен или кустарника. Комбат внимательно следил за тем, чтобы четыре его 122-миллиметровые гаубицы располагались примерно в 30-ти метрах друг от друга. Когда открывали огонь, то из-под брёвен брызгами вылетала воды. Но уже все боевые тяготы воспринималось иначе: ведь советские войска наступали, и никто им не смог помешать в их стремительном продвижении на запад. Многие бойцы, получившие ранения, отказывались покидать месторасположение своих частей и лечились здесь же, чтобы не отстать от своих и громить врага по мере своих сил и возможностей. Даже в атаку ходили с белыми повязками, воспринимая как награду то, что они воюют за Родину. Артиллеристы под командование Орынгали Есенгазиева открывали огонь каждый раз, когда нужно было поддержать пехоту, поразить многочисленные доты и дзоты.

Ярости прибавляло нашим бойцам то обстоятельство, что почти на каждом шагу они видели зверства фашистов и их пособников: разрушенные деревни, страдания местного населения, заживо сожжённого в ряде белорусских деревень, уничтоженные целые районы — всё это наполняло желанием мстить и как можно быстрее освободить свою землю от лютующих захватчиков.

Орынгали получил приказ переправиться через Западную Двину и обеспечить удержание плацдарма в районе северного её притока. На плоты погрузили они две гаубицы и под прикрытием темноты вместе с пехотой переправились на противоположный берег. Немцы бросили против них танки и пехоту, открыли интенсивный артиллерийский огонь. Наши два орудия стреляли прямой наводкой по наступающим немецким танкам и пехоте. Атака была отбита и тут приходит приказ: «Отступать! Немедленно». В полной амуниции по горло в воде бойцы перешли реку обратно. Так проходила эта разведка боем, основной задачей которой было выявление немецкой группировки, по которой потом началась вестись усиленная артиллерийская работа с нашей стороны. Таким образом, удалось избежать потерь с нашей стороны. А немцы отступили, оставив нашим войскам плацдарм, с которого продолжилось наступление.

К началу августа все польские земли были свободны. Войска продвигались на запад. Был издан приказ о подготовке к наступлению на Мемель (Клайпеду), где в районе морского порта сконцентрировалась значительная немецкая группировка.

Окончание следует…
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. Reptiloid 21 июня 2016 06:41
    Рад,что Орынгали смог поправить здоровье и вернуться в строй!Рад,что он написал книгу.Жду окончания.
  2. V.ic 21 июня 2016 07:07
    Ещё одно преимущество СССР = действительный интернационализм, а не декларативный.
    1. казак волгский 21 июня 2016 07:18
      Полностью Согласен!!!! Полина спасибо за статьи - читаю всегда с удовольствием!
    2. Комментарий был удален.
  3. parusnik 21 июня 2016 08:04
    Все воевали..не делились на национальности,одним народом были,потому и победили..Спасибо,Полина..
  4. Taygerus 21 июня 2016 09:19
    Спасибо Полина за статью, жду окончания
  5. Баракуда 21 июня 2016 10:27
    Молодец Мужик ! А вот мой Батя комбатом в мирное время стал в 25-ть,хоть и рвался в Афган и Африку,Ближний Восток. не пустили..Он не знал,что не берут охочих, правительство боялось,что сбегут. Зря.
    1. gladcu2 21 июня 2016 22:52
      Баракуда

      Правительство не боялось, что сбегут.

      Просто мотивация идти на войну настораживает. Видимо военком с жизненным опытом попался и решил уберечь молодёжь от глупости. В 25 лет люди ещё очень глупые.
  6. домохозяйка 21 июня 2016 14:40
    Очень интересный рассказ. Спасибо! Только у меня возник вопрос. Я всегда думала, что по улицам Москвы провели пленных, взятых под Сталинградом. Или не только?
    1. gladcu2 21 июня 2016 22:53
      Домохозяйка

      Там не раз водили пленных.
  7. DJDJ GORA 22 июня 2016 01:53
    Спасибо,Полина! Очень интересно,тем более артиллерийскому комбату.
  8. almazhan 16 августа 2016 16:37
    Спасибо автору, сайту Орынгали Есенгазиев наш земляк , уроженец ЗКО я с 2012 года ищу материали об этом легендарном человеке
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня