20 июня 1977 года первый полёт совершил дальний бомбардировщик Ту-22М3

45
Самолеты Ту-22М были передовыми для своего времени машинами, реализованные при их проектировании наработки использовались затем в СССР для создания как боевых, так и гражданских самолетов. Впервые в Советском Союзе самолет получил эффективный и сложный комплекс взаимосвязанных цифровых и аналоговых систем авиационного и радиоэлектронного оборудования. Первый опытный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 совершил первый полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний самолет в 1978 году был запущен в серийное производство, при этом в окончательном виде самолет был принят на вооружение лишь в марте 1989 года. Последний самолет Ту-22М3 был построен в 1993 году (ввиду неоплаты со стороны заказчика данная машина стала памятником, установленным возле Казанского авиационного завода). Всего на КАПО — Казанском авиационном производственном объединении было собрано 268 самолетов данного типа.

Ту-22М3 (изделие 45-03), по натовской кодификации Backfire («встречный пал», способ тушения лесных и степных пожаров), — советский, а затем и российский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Бомбардировщик Ту-22М3 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низко расположенным крылом изменяемой геометрии. Конструкция планера самолета была выполнена главным образом из легких алюминиевых сплавов.

Фюзеляж самолета типа полумонокок, в нижней его части находится отсек РЛС, который закрыт радиопрозрачным обтекателем. Передняя часть фюзеляжа самолета обладает сечением, близким к овальному. В центральной части фюзеляжа находится отсек вооружения, конструкция створок которого позволяет подвешивать в нем одну управляемую ракету типа Х-22 в полуутопленном положении. Экипаж дальнего бомбардировщика находится в герметизированной кабине, которая состоит из двух отделений: в переднем отделении находятся места командира экипажа и помощника командира, расположенные рядом друг с другом, во втором отсеке — также размещенные рядом находятся места штурмана-навигатора и штурмана-оператора.



Крыло дальнего бомбардировщика состоит из неподвижной части и поворотных консолей (которые могут быть установлены в положение с углом стреловидности 20, 30 или 65 градусов). На носке консолей по всему размаху были смонтированы предкрылки. На задней кромке имеются элевоны и трехсекционные закрылки, перед которыми были размещены трехсекционные интерцепторы. В крыле самолета были расположены топливные баки.

Шасси ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 трехопорное. Основные стойки шасси, оснащенные шестиколесными тележками, в полете убираются в крыло и фюзеляж самолета поворотом по размаху. Носовая двухколесная стойка шасси убирается в фюзеляж бомбардировщика поворотом назад. В шасси самолета используются бескамерные шины. Для сокращения расстояния пробега самолета при посадке с большим весом или в случае посадки на ограниченную по длине взлетно-посадочную полосу используется парашютно-тормозная система ПТК-45, которая включает в себя два крестообразных парашюта. Контейнеры с ними расположены в корме бомбардировщика снизу между двумя двигателями.

Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой НК-25 (тяга на форсаже — 2х25000 кгс), которые были созданы специалистами ОКБ Н. Д. Кузнецова. Данный авиационный двигатель является дальнейшим развитием ТРДДФ НК-144, который был специально создан для сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144. Модификация бомбардировщика Ту-22М3 изначально создавалась именно под этот двигатель.




Ту-22М3 в отличие от своих предшественников имел новый, «ковшовый» воздухозаборник с горизонтальным клином, что позволило обеспечить двигателям самолета более комфортные условия работы. Также конструкторам удалось улучшить аэродинамику бомбардировщика за счет придания удлиненной на 0,8 метра носовой части фюзеляжа самолета более острых обводов. Помимо этого с бомбардировщика исчез «аппендикс» штанги топливоприемника системы дозаправки самолета в воздухе, который был демонтирован на всех самолетах Ту-22М в соответствии с протоколом договора ОСВ-2 (впрочем, на первых серийных ракетоносцах-бомбардировщиках Ту-22М-3 штангу топливоприемника успели установить, она была снята уже позднее, после передачи боевых самолетов в строевые части).

Конструкторы самолета также несколько «обжали» хвостовую часть машины, в которой вместо двух установили одну двуствольную 23-мм пушечную установку ГШ-23 (скорострельность до 4000 выст/мин). Максимальный угол стреловидности крыла дальнего бомбардировщика для достижения им более высоких скоростей полета был увеличен с 60 до 65 градусов. При этом специалистам удалось облегчить ряд силовых элементов конструкции планера, с целью уменьшения массы конструкторы отказались и от раздвижения средней пары колес основного шасси (практика эксплуатации самолета показала, что использование бомбардировщиков класса Ту-22М с грунтовых ВПП — дело достаточно сомнительное). Наряду с этим была несколько усилена конструкция крыла самолета (с учетом накопленного опыта эксплуатации Ту-22М ранних модификаций). Также дальний бомбардировщик оснастили электрической системой переменного тока стабильной частоты, которая включала в себя гидромеханические привод-генераторы постоянных оборотов (это решение позволило отказаться от громоздких электромашинных преобразователей). В системе постоянного тока самолета появились аккумуляторы и бесконтактные генераторы новой конструкции. Более эффективной и компактной стала система кондиционирования воздуха, была улучшена компоновка кабины экипажа бомбардировщика.

Дальний бомбардировщик Ту-22М3 может нести УР класса «воздух-поверхность» типа X-22 с различными вариантами снаряжения боевых частей и систем наведения. Эти ракеты размещаются на балочных держателях внутри бомбового отсека, а также на двух точках внешней подвески под крылом самолета. Также возможна комплектация ракетного вооружения в варианте до 10 гиперзвуковых УР X-15 класса «воздух-поверхность», установленных на внутрифюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на 4-х внешних крыльевых катапультных установках. На балочных и кассетных держателях, расположенных внутри бомбового отсека и на внешних узлах подвески, могут подвешиваться авиабомбы калибром 100, 250, 500, 1500 и 3000 кг, а также авиационные мины в габаритах бомб калибра 500-1500 кг. Максимальная бомбовая нагрузка самолета составляет 24 000 кг. Для защиты задней полусферы бомбардировщика от атак истребителей противника он был оснащен пушечным вооружением, в кормовой части самолета находится пушечная установка ГШ-23, а также радиолокационный стрелковый прицел ПРС-4КМ, тепловизионный прицел ТП-1КМ и вычислительный блок ВБ-157А5.



По данным на 2016 год на вооружении ВКС России остается 63 самолета Ту-22М3 и Ту-22МР (самолет-разведчик). До 2020 года на КАПО планируется провести модернизацию 30 бомбарировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 путем установки на них новой элементной базы, а также расширения номенклатуры используемых вооружений, в том числе образцов современного высокоточного оружия. Помимо этого в Казани планируется провести комплекс работ по продлению ресурса эксплуатации самолетов до 40 лет. Детальная информация о проводимых в рамках программы модернизации работах является закрытой.

Боевое применение Ту-22М3

Самолеты Ту-22М3 ограничено применялись во время заключительного этапа войны в Афганистане в 1988-1989 годах, где наносили мощные бомбовые удары по скоплениям войск противника, используя, в том числе, авиабомбы большой мощности ФАБ-3000. Также они использовались на раннем этапе Первой войны в Чечне. Во время чеченской кампании бомбардировщики Ту-22М3 ограниченно использовались для подсветки работы российской штурмовой авиации путем последовательного сброса осветительных авиабомб типа ОСАБ.

В августе 2008 года дальние бомбардировщики Ту-22М3 наносили ракетно-бомбовые удары по складам с боеприпасами грузинской армии, базам, аэродромам и скоплениям грузинских войск в Кодорском ущелье. Согласно официальным данным один самолет Ту-22М3 был сбит грузинской системой ПВО на высоте примерно 6 тысяч метров. Скорее всего, самолет был сбит ракетой ЗРК «Бук-М1». Сбитый самолет пилотировал экипаж из 52-го тяжелобомбардировочного авиаполка, базировавшегося в Шайковке. Самолет был сбит, возвращаясь с вылета на бомбардировку базы одной из грузинских пехотных бригад, из четырех членов экипажа двое погибли, один пропал без вести, один попал в плен и 19 августа 2008 года возвращен России. После этой потери ВВС России до самого завершения конфликта не использовали самолеты дальней авиации.



Начиная с 17 ноября 2015 года, самолеты Ту-22М3 начали использоваться в рамках проведения военной операции России в Сирии. В этот день бомбовые удары по объектам террористической организации ИГ, расположенным в провинциях Ракка и Дэйр-эз-Зор, нанесли 12 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Усиленная эскадрилья дальних бомбардировщиков Ту-22М3 наносила удары, взлетая с аэродрома Моздок. В ходе выполнения ударов по террористам в Сирии за один вылет, который длился 5 часов 20 минут, бомбардировщики преодолели расстояние в 4510 километров, сообщала в тот день пресс-служба Минобороны РФ. Таким образом, самолет вновь доказал свою боевую эффективность и полезность, оставаясь одним из козырей российской дальней авиации.

Летно-технические характеристики дальнего бомбардировщика Ту-22М3:

Габаритные размеры: длина — 42,46 м, высота — 11,05 м, размах крыла — 23,3-34,3 м, площадь крыла — 175,8 м2 (стреловидность 20 градусов) и 183,57 м2 (стреловидность 65 градусов).
Максимальная взлетная масса — 124 000 кг.
Масса топлива максимальная — 53 500 кг.
Масса полезной нагрузки максимальная — 24 000 кг.
Силовая установка — 2 ТРДДФ НК-25, тяга на взлетном режиме — 245,1 кН.
Максимальная скорость полета — 2300 км/ч.
Крейсерская дозвуковая скорость — 900 км/ч.
Тактический радиус действия — 2200 км.
Практический потолок — 14 000 м.
Экипаж — 4 человека.

Источники информации:
http://www.modernarmy.ru/article/315/bombardirovshik-raketonosec-tu-22m3
http://www.arms-expo.ru/photo/fotoreportazh/20-iyunya-1977-goda-sovershil-pervyy-polet-dalniy-sverkhzvukovoy-raketonosets-bombardirovshchik-tu-2
http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/bombardirovshiki_tom_ii/p12.php
http://militaryrussia.ru/blog/topic-258.htm
Материалы из открытых источников
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    20 июня 2016 07:38
    Статья хорошая,но некоторые замечания.
    Ту-22м3 всегда называли - " Огонь на спине ", и принят на вооружение самолёт был не в 1989г.,а значительно раньше.
    1. +6
      20 июня 2016 09:26
      Цитата: bober1982
      Статья хорошая,но некоторые замечания.
      Ту-22м3 всегда называли - " Огонь на спине ", и принят на вооружение самолёт был не в 1989г.,а значительно раньше.

      Если дословно перевести английское название ТУ- 22 М3, то это будет звучать как " Задний огонь"- " Backfire".
      1. +1
        20 июня 2016 09:34
        Спорить не буду,сказал только как его называли.Английский перевод можно как угодно толковать,в статье по-своему перевели.
      2. +3
        20 июня 2016 12:51
        Если дословно перевести английское название ТУ- 22 М3, то это будет звучать как " Задний огонь"- " Backfire".

        backfire [bækˈfaɪər] vi (AUT) дава́ть*(дать*perf) обра́тную вспы́шку
    2. +3
      20 июня 2016 09:33
      В статье говорится, что он к 1989 г. приобрёл окончательный вид. Читайте внимательнее.
      1. +1
        20 июня 2016 09:37
        А что означает - приобрёл окончательный вид?
    3. 0
      20 июня 2016 19:22
      Цитата: bober1982
      и принят на вооружение самолёт был не в 1989г.,а значительно раньше.

      так автор так и написал
      Первый опытный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 совершил первый полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний самолет в 1978 году был запущен в серийное производство,
      1. 0
        20 июня 2016 20:27
        Цитата: ЛукичЪ
        Ту-22М3 совершил первый полет 20 июня 1977 года.

        В в 1995 году впервые перевез корову! laughing ШУТКА !
        "Особенности национальной охоты"
        (клик)
    4. +1
      20 июня 2016 20:00
      Цитата: bober1982
      принят на вооружение самолёт был не в 1989г.,а значительно раньше.

      Опытный Ту-22М3, совершил первый полет 20 июня 1977 года (командир корабля летчик-испытатель А.Д.Бессонов). После выполнения программы летно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. До 1983 года Ту-22М3 строится параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984 года в серии шел только Ту-22М3. Всего на КАПО построили несколько сот самолетов типа Ту-22М. Серийное производство самолета было прекращено в 1993 году.
  2. +5
    20 июня 2016 07:41
    Один из красивейших самолетов в мире. Интересно, а заново установить штанги для дозаправки в воздухе реально?
    1. +4
      20 июня 2016 07:48
      Цитата: DrVintorez
      Интересно, а заново установить штанги для дозаправки в воздухе реально?

      Для этого, всего на всего, надо выйти из, ранее подписанного договора, между СССР и США.
      Главное понять, а нужно ли оно нам, там ведь не только о штангах дозаправки речь идет.
    2. +6
      20 июня 2016 08:55
      Да поставили ему уже систему дозаправки. Вот полосатоухие взбесились! У него радиус сразу вдвое вырос. А вообще этот самолёт был специально против АУГ заточен.
      1. +1
        20 июня 2016 11:13
        Цитата: Горный стрелок
        А вообще этот самолёт был специально против АУГ заточен.

        Не только. Во времена СССР именно благодаря наличию мощной группировки таких самолётов на ЧМ преодоление Босфора было делом техники.
      2. +3
        20 июня 2016 14:50
        Цитата: Горный стрелок
        Да поставили ему уже систему дозаправки. Вот полосатоухие взбесились!

        Это не соответствует действительности и дело не только в штангах. есть ещё нюансы.
      3. -5
        20 июня 2016 20:56
        Цитата: Горный стрелок
        А вообще этот самолёт был специально против АУГ заточен.

        Да, в такой самолет можно воткнуть радар на тысячу километров и ракеты от с-400 или с-500. И будет перехватчик самолетов ДРЛО или РЭБ. А без них АУГ будет уязвим. Теми же ракетами можно также обстрелять сам надводный флот. Одним словом, отличный носитель.
    3. +2
      20 июня 2016 09:00
      Цитата: DrVintorez
      Один из красивейших самолетов в мире.

      Полностью согласен с этим высказыванием. Он очень красив как и Ту 160.
    4. 0
      20 июня 2016 21:09
      мне более нравился изначальный Ту-22 smile
      1. +7
        20 июня 2016 21:32
        мне более нравился изначальный Ту-22

        Спросите мнение летного состава, летавшего на них...особенно насчет катапультирования вниз.
        1. +2
          20 июня 2016 21:41
          Полностью с Вами согласен.
          Говорил про внешние очертания.
      2. 0
        25 июня 2016 00:01
        Ну а по лётным данным он был откровенным.... Даже на сверхзвук на нём было запрещено выходить. Андрей Николаевич пользовался своим авторитетом и продавливал свои изделия.
    5. Комментарий был удален.
  3. 0
    20 июня 2016 07:59
    Грандиозный самолет, соответствующей эпохе когда проектировался. Тогда не считались ни с какими затратами. Он и ТУ-160 - лучшие в мире!!!
  4. +2
    20 июня 2016 08:10
    Умели в СССР самолёты делать!Иногда диву даюсь!Су-27,Миг-29,Ту-22,Ту-160!И все как на подбор-Красавцы!
  5. +1
    20 июня 2016 09:06
    Летают до сих пор....авионика там каменный век (оперативная память 128мб - 2.5кг весит и размерами с 1/2 микроволновой печки), штанги дозаправки в воздухе по договору сняли....6тон керосина при взлёте кушает... хотя былиб деньги на глубокую модернизацию наверное послужил бы долго ещё... в 90-е годы М2 из за отсутствия возможностей доработать крылья под М3...даже практически новые все на металлолом пустили.
    1. +4
      20 июня 2016 11:12
      Цитата: mik6403
      .авионика там каменный век (оперативная память 128мб - 2.5кг весит и размерами с 1/2 микроволновой печки),

      Вот под авионикой, вы что понимаете??? Бортовая ЦВМ - это не авионика (малая часть ее)...
      1. +2
        20 июня 2016 14:52
        Сергей Иванович, приветствую! Пожалуйста растолкуйте народу про систему дозаправки, почему её нельзя восстановить.
  6. 0
    20 июня 2016 10:38
    Статье плюс!А комментировать?Сколько уже копий в этом году сломано?Нужная машина,жаль что всё меньше становиться.Опять один разбилсяhttps://topwar.ru/96993-incident-s-bombardirovschikom-tu-22m3-na-aerodro
    me-v-pskovskoy-oblasti.html
  7. +1
    20 июня 2016 10:52
    Безумно красивая машина... А когда они работали с аэродрома "Водопой" (Николаев) при взлёте на форсаже вообще казалось что землятрясение начинается... Гул почти инфразвуковой и сиреневые струи огня в небе ... 50 тонн форсажной тяги и огромная машина отрывается от полосы легче чем истребитель...
    1. +3
      20 июня 2016 11:14
      Ну, насчет легче истребителя, Вы погорячились... Вот взлет Ту-160 - похож на взлет истребителя: быстро и малошумно...
      1. +2
        20 июня 2016 13:02
        160й никогда не взлетает под углом в 45% ... а бэкфайр это проделывает легко. тяговооружённость почти истребительная особенно если учебные полёты с половинной заправкой...
        1. +1
          20 июня 2016 13:07
          под 45 - многовато будет,не ракета ведь.
  8. 0
    20 июня 2016 12:08
    Было бы неплохо, если бы автор указал место Ту-22М3 сейчас, в нынешних ВС. Для чего он сейчас нужен, какие задачи он может выполнять из тех, что другая техника не может? В триаде не участвует, в системе подавления АУГ вроде тоже нет (как и самой системы, видимо, нет). Конечно, попридумывать можно много чего, типа - а вот какая нагрузка и скорость, но вот если подойти с точки зрения соотношения эффективности/затрат. Сколько стоит вылет, количество часов обслуживания, сервис и т.д. Может эти средства эффективнее и лучше направить на разработку новой техники или поддержание тех же Ту-160?
    1. +3
      20 июня 2016 13:13
      Было бы неплохо, если бы автор указал место Ту-22М3 сейчас, в нынешних ВС. Для чего он сейчас нужен, какие задачи он может выполнять из тех, что другая техника не может?

      Не будучи специалистом по военной авиации могу сказать:
      - бомбить как в Сирии (не прикрытые ПВО территории). Или ракеты. (зависит от ракет).
      Заменить нечем, так что ещё будут летать (написано всего 60 штук осталось)
      - Вылет сколько стоит сам можешь подсчитать... горючку умножить на цену и амортизационные расходы процентов 5 в год стоимости.
      - Про сервис тоже в статье. КАЗ ремонтирует и модернизирует.
      - На поддержание ТУ-160. Их то в строю 14-15 машин. Не разгуляешься.
      1. 0
        20 июня 2016 14:21
        Цитата: Alex_Tug
        Не будучи специалистом по военной авиации могу сказать:
        - бомбить как в Сирии (не прикрытые ПВО территории). Или ракеты. (зависит от ракет).
        Заменить нечем, так что ещё будут летать (написано всего 60 штук осталось)
        - Вылет сколько стоит сам можешь подсчитать... горючку умножить на цену и амортизационные расходы процентов 5 в год стоимости.
        - Про сервис тоже в статье. КАЗ ремонтирует и модернизирует.
        - На поддержание ТУ-160. Их то в строю 14-15 машин. Не разгуляешься.

        Вы суть/смысл вопроса не поняли. Бомбить в Сирии могут Су25, причем значительно дешевле и, возможно, точнее. С Гефестом. Ту22М3 для этого чрезмерен. И затраты на обслуживание могут включать довольно много чего - поддержание производства запчастей для самолета прошлого века, в том числе двигателей, обучение специалистом для его обслуживания, сколько на 1 час полета требуется часов сервиса, представляете сравнительный объем обслуживания су25 и ту22м3?
        1. +2
          20 июня 2016 14:45
          Бомбить в Сирии могут Су25, причем значительно дешевле и, возможно, точнее.
          Когда точность важна, то да.

          22-е при их загрузке ковровое бомбометание. (Как-никак Б-52 американцы до сих пор держат). Целиться одной-двумя бомбами их никто не будет гнать.

          Затраты на обслуживание - это и есть амортизационные расходы. Они до 10% стоимости планера могут доходить в год. Оценку стоимости содержания можно грубо подсчитать. Сумма получится нехиленькая и зависит от кол-ва полетов. А модернизация это уже другая статья расходов.
        2. 0
          20 июня 2016 20:56
          Цитата: sevtrash
          Бомбить в Сирии могут Су25, причем значительно дешевле и, возможно, точнее.

          Да , Сергей, в принципе Су-25 могут использоваться и как обычный бомбардировщик, вот только его бомбовая нагрузка и особенно калибр этих самых бомб "несколько" меньше чем возможности Ту-22м. С этим надеюсь спорить не будете, коллега. hi
          Кстати возможности Су-34, также несколько уступают Ту-22м и по массе бомбовой нагрузки и по калибру.
  9. +3
    20 июня 2016 14:25
    Очень красивый бомбер,я бы даже сказал самый красивый(на мой взгляд),а красивый самолёт просто обязан хорошо летать,и модернизировать я думаю нужно все 60,морская авиация сейчас слаба.
  10. 0
    20 июня 2016 20:13
    Красавец,самолёт легенда!
  11. +2
    20 июня 2016 23:20
    Статья хорошая, но есть неточности:
    1. На самолете Ту-22М3 нет элевонов, есть элероны. Элевонами оборудуются самолеты "бесхвостовой" схемы: Ту-144, "Конкорд", ОС "Буран". Очепятка, быват.
    2. Непосредственным предшественником для НК-25 (Изделие "Е" серий 1 и 2) был двигатель НК-22 (Изделие "ФМ", устанавливался на предыдущих модификациях: Ту-22М, М1, М2), который в свою очередь стал развитием НК-144 (Изделие "Ф").
    3. Топливные баки расположены не только в крыле (причем по всему размаху: и в СЧК (средней части крыла) и в обоих ОЧК (отъемных частях крыла)), но и в фюзеляже между гермокабиной и грузовым отсеком и над и между двигателями, а также в нижней части киля.
    В процессе модернизации самолеты вместо ВСУ (вспомогательная силовая установка) на базе двигателя ТА-6А будут оснащаться ВСУ на базе ТА-12А (как на Ту-95МС), будет устанавливаться КБО СВП-22 "Гефест", модернизированная система электроснабжения, заменят некоторые блоки АО и РЭО (в первую очередь те, что уже устарели и не выпускаются больше промышленностью)
  12. Комментарий был удален.
  13. +1
    21 июня 2016 18:03
    Цитата: Aspeed
    Цитата: bober1982



    А ведь вместо Ту-22М3 летать должна была вот эта машина. Т-4 "Сотка".







    Т-4

    Т-4М
    Скорость - 3000 км в час
    Дальность - 6000 км
    Боевая нагрузка - до 18 тонн.

    Много слышал плача Ярославны по "сотке". Самолет прекрасен и уникален!И опыт его создания не прошел даром для Российской авиации. Но у "сотки" нагрузка меньше Ту22м3 и у "Сотки"есть бомболюк? Вопросов больше не имею....
  14. 0
    23 июня 2016 22:38
    Цитата: Даос
    Безумно красивая машина... А когда они работали с аэродрома "Водопой" (Николаев) при взлёте на форсаже вообще казалось что землятрясение начинается... Гул почти инфразвуковой и сиреневые струи огня в небе ... 50 тонн форсажной тяги и огромная машина отрывается от полосы легче чем истребитель...

    Таки поддерживаю! После учебки, еще полтора года наблюдал их (если точнее 22М2 версию, но суть та же), особенно на закате красиво...служил в Монгохто, наша часть как раз не далеко стояла от взлетки (объект "Кристалл"). Видно и особенно слышно было ух-х-х- как)) Любил на боксы забраться в автопарке и наблюдать за полетами)) soldier drinks