Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»

Northrop M2-F3 — это тяжелый многоразовый летательный аппарат с несущим корпусом, который был построен на основе модели Northrop M2-F2, потерпевшей аварию в 1967 году. Самолет был модифицирован установкой третьего вертикального плавника, предназначенного для улучшения управляемости. Стоит отметить, что всю линейку экспериментальных самолетов с несущим корпусом, в которую входили Northrop HL-10, Northrop M2-F1, M2-F2 и M2-F3, называли самолетами без крыльев и даже «летающими ваннами» за свой внешний вид и форму.

В конце 60-х, начале 70-х годов XX века агентство NASA экспериментировало с самолетами с несущим корпусом (то есть летательными аппаратами, подъемную силу которым создавал фюзеляж, а не крылья). На основе данных разработок американское космическое агентство намеревалось создать орбитальный самолет, пилот которого мог бы самостоятельно выбирать место посадки. В рамках программы летно-исследовательским центром NASA в Эдвардсе (Калифорния) было испытано 5 летательных аппаратов. Основным предназначением аппаратов с низкими аэродинамическими качествами было изучение возможности безопасного маневрирования и посадки после возвращения из космоса. Испытания с использованием данных летательных аппаратов проводились с 1966 по 1975 год.

Договор между компанией Northrop и американским аэрокосмическим агентством NASA был заключен в середине 1964 года. Он предусматривал постройку двух многоразовых бескрылых цельнометаллических аппаратов с несущим корпусом. Новым летательным аппаратам были присвоены обозначения HL-10 и M2-F2, друг от друга аппараты отличались профилем их несущего корпуса.


Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»


По своему внешнему виду летательный аппарат M2-F2 главным образом повторял ранее созданный M2-F1: полуконус с верхней плоской поверхностью был оснащен парой вертикальных килей, не имевших внешних элевонов, при этом рули направления аппарата могли использоваться также в качестве тормозных щитков. Для того чтобы расширить обзор пилоту его кабину решили сместить вперед, а носок аппарата имел остекление. Для улучшения условий обтекания и уменьшения уровня сопротивления корпус аппарата решили немного удлинить. В хвостовой части M2-F2 был расположен подфюзеляжный щиток, предназначенный для управления по тангажу, верхнюю поверхность корпуса летательного аппарата завершала пара щитков-элевонов, которые обеспечивали в противофазе управление по крену.

Так как ракетопланы разрабатывались и создавались в довольно жестких условиях, в первую очередь в области финансирования проекта, то для экономии денежных средств все аппараты комплектовались готовыми элементами и узлами: так основное шасси решено было взять с истребителя F-5, переднюю опору от самолета Т-39, катапультируемое кресло пилот от истребителя F-106. Приборное оборудование, установленное на экспериментальных летательных аппаратах, также отличалось своей простотой и даже аскетичностью — во время совершения первых испытательных полетов на них даже отсутствовали датчики пространственного положения. Основные измерительные приборы были представлены высотомером, датчиками скорости, скольжения и угла атаки, а также акселерометром. Силовая установка летательного аппарата была представлена двигателем XLR-11, который ранее непродолжительное время использовался на самолете Х-15. Для того чтобы увеличить дальность полета в случае аварийной посадки на HL-10 и M2-F2 были установлены вспомогательные жидкостные ракетные двигатели, которые работали на перекиси водорода. При выполнении бросковых испытаний топливные баки заполнялись водой массой до 1,81 тонны.

Первый планирующий полет аппарата M2-F2 состоялся 12 июля 1966 года. Модель массой 2,67 тонны была отделена от самолета-носителя, в роли которого выступал стратегический бомбардировщик В-52, на высоте 13 500 метров при скорости М=0,6 (около 697 км/ч). Длительность автономного полета аппарата составила всего 3 минуты 37 секунд. Практически через год — 10 мая 1967 года один из испытательных полетов завершился совершением аварийной посадки. Причиной потери аппаратом управления стал так называемый «голландский шаг», во время которого угол крена аппарата составил 140 градусов. В результате аварийной посадки ракетоплан M2-F2 получил серьезные повреждения.

Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»


При этом полуразрушенный в результате аварии летательный аппарат было решено восстановить, слегка доработав и изменив его конструкцию. Так для того чтобы обеспечить новой модели, получившей обозначение M2-F3, поперечную устойчивость на ней появился центральный киль и блоки реактивных двигателей системы управления. Бросковые испытания перестроенной после аварии модели летательного аппарата начались в июне 1970 года.

Спустя 6 месяцев был осуществлен первый полет ракетоплана с включением маршевого ракетного двигателя жидкостного охлаждения. На заключительном этапе испытаний, которые завершились в 1972 году, летательный аппарат M2-F3 использовался для решения разного рода вспомогательных задач, в их числе была и отработка системы дистанционного управления в рамках программы создания пилотируемых космических кораблей «Спейс Шаттл». Помимо этого оценивались и летные характеристики представленной модели при предельных режимах полета с разными высотно-скоростными характеристиками.

100-й юбилейный полет ракетоплана с несущим корпусом состоялся 5 октября 1972 года. В рамках данного полета он пролетел на высоте 20 200 метров со скоростью 1,37 Маха. При этом непосредственно версия M2-F3 совершила 27 различных испытательных полетов, в ходе которых пилотам удалось достичь максимальной скорости в 1,6 Маха. А максимальная высота, на которой испытывался данный летательный аппарат, составила 20 790 метров, ее удалось достичь во время испытательного полета, который состоялся 20 декабря 1972 года. В декабре 1973 года ракетоплан был передан в музей. Сегодня его могут увидеть все желающие, он входит в экспозицию Национального аэрокосмического музея в Вашингтоне.

Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»


Летно-технические характеристики M2-F3:

Габаритные размеры: длина — 6,75 м, высота — 2,89 м, размах крыльев — 2,94 м, площадь крыла — 14,9 м2.
Масса пустого самолета — 2300 кг.
Максимальная взлетная масса — 3600 кг.
Силовая установка — РД Reaction Motors XLR-11, тяга 36 кН.
Максимальная скорость полета — 1712 км/ч.
Практическая дальность полета — 72 км.
Практический потолок — 21 793 м.
Экипаж — 1 человек.

Northrop M2-F3 фото из блога ru-aviation.livejournal.com

Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»

Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»

Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»

Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»

Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»

Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»

Экспериментальный летательный аппарат Northrop M2-F2(3): «летающая ванна»


Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/xplane/m2f2.html
http://masterok.livejournal.com/1429519.html
http://ru-aviation.livejournal.com/3537305.html (фото)
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. татарин 174 21 июня 2016 07:43
    Наша "Спираль" по характеристикам была лучше. Многосредные аппараты видимо будут и дальше проектироваться и в итоге мы увидим их рано или поздно.
  2. avt 21 июня 2016 09:29
    Цитата: татарин 174
    Наша "Спираль" по характеристикам была лучше

    Ну справедливости ради - у янкесов тогда целую серию аналогичных Х-ов ракетных облётывали Игер,Эверест со товарищи на ,,Эдвардс"
    avt
    1. Bongo 21 июня 2016 12:19
      Цитата: avt
      Ну справедливости ради - у янкесов тогда целую серию аналогичных Х-ов ракетных облётывали Игер,Эверест со товарищи на ,,Эдвардс"

      Некоторые из этих аппаратов до сих пор там находятся на "вечной стоянке".
      Ракетоплан Northrop HL-10 на вечной стоянке авиабазы «Эдвардс»
  3. Верден 21 июня 2016 13:50
    Спасибо автору за интересную статью. Однако, на мой взгляд, она осталась несколько незавершённой. Неплохо было бы указать причины, по которым были прекращены довольно успешные испытания.
  4. psiho117 21 июня 2016 20:15
    Вау, не слышал раньше о подобных машинах! Правда, увидев фото - решил что это реактивная лодка, какая-нибудь. Каково же было моё удивление, когда я понял, что это самолёт!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня