Первые металлические изделия и древние города: Чатал-Хююк – «город под колпаком» (часть 2)

В прошлый раз мы закончили наше знакомство с историей древней металлургии рассказом о Хирокитии – центре удивительной культуры древнего Кипра, обитатели которого умели делать посуду из камня, знали ткачество и умели строить дома, но не владели гончарным производством. Не был известен им и металл, то есть городская культура и металлообработка связаны были, как оказалось, далеко не всегда. Но где-то же тогда появился первый, выплавленный человеком, металл? Что ж, на сегодня это место точно известно (хотя, может быть, что есть и другие такие же места, просто нам они пока еще неизвестны), и называется оно Чатал-Хююк. В переводе с турецкого языка оно означает «вилообразный холм», ну, «городом под колпаком» он стал с тех пор, как над местом раскопок была установлена футуристического вида двухскатная крыша, защищающая это уникальное во всех отношениях место от буйства стихий. Сам этот холм, кстати, тоже искусственный и появился в результате постройки новых жилищ, поверх старых, на что потребовалось больше… тысячи лет!

Первые металлические изделия и древние города: Чатал-Хююк – «город под колпаком» (часть 2)

Вот он – «город под колпаком»


Насколько древний это город? Так, начавший здесь работу после его первооткрывателя Джеймса Маллаарта в 1993 году археолог Иэн Ходдер пришел к выводу, что он даже древнее, чем считалось до этого, и существовал в течение 1400 лет (между 7000 г. до н. э. и 6000 г. до н. э.), а по самым последним данным, с 7400 г. до н. э. по 5600 г. до н. э.

Размеры Чатал-Хююка в различных источниках указываются разные, начиная от 32 акров (12,96 га) и до 20 га. Так ли это или нет, точно сказать довольно затруднительно, но ясно, что в любом случае Чатал-Хююк - это территория огромных размеров, из которой раскопано всего лишь 5%, не более!

К превеликому сожалению, жители Чатал-Хююка не владели письменностью и потому не оставили нам никаких письменных сообщений о том, как они жили и чем занимались, каким богам поклонялись и поклонялись ли вообще. Правда, археологи собрали все найденные на месте раскопок артефакты и самым тщательным образом их изучили. Но неразгаданных тайн в этом городе остается по-прежнему много. Например, почему он был построен в таком отдаленном месте от других поселений? Почему входы в здания располагаются на крышах? Почему так много домов в городе были украшены изображениями бычьих голов, сделанных из… гипса? Наконец, кто жил в древнем Чатал-Хююке и чем эти люди занимались в своей повседневной жизни?

Впрочем, многое о них мы все-таки уже знаем, причем знаем уже давно. Еще в 1972 году в СССР вышла книга Е.Н. Черных «Металл-человек-время», и, хотя с тех пор и сама наука, и взгляды самого этого ученого во многом изменились, Чатал-Хююк на ее страницах он очень хорошо описал. Мы словно видим этот древний город, состоящий из множества домов с кривыми и очень узкими улочками, в котором сами дома сделаны из сырцового кирпича. Крыши у них плоские с гипсовыми желобами для стока дождевой воды. Входов на уровне земли не было. Люди входили в свои дома и выходили из них через верхний люк или дверь, в чем-то вроде прихожей, построенной на крыше. Свободных от застройки площадей практически не было. Если дома были разной высоты, то их соединяли деревянными лестницами. И отсутствие дверей на уровне земли в данном случае было его большим преимуществом, так как такому городу для защиты врагов не требовались стены, которых археологи так и не нашли. Ведь если убрать лестницы, соединяющие дома, то забраться наверх будет практически невозможно. Особенно, если на крышах находятся его жители с луками и копьями с обсидиановыми наконечниками в руках. В этом случае им совсем нетрудно отогнать от него любого врага. Так или иначе, но за все свое существование город так ни разу и не был разгромлен или сожжен (во всяком случае, никаких следов этого археологи не нашли).


Современный вид раскопок в Чатал-Хююке.

Если бы мы оказались внутри чатал-хююкского дома, то увидели бы там гладкие известковые стены, деревянные столбы, подпирающие крышу и обрамлявшие жилую площадку; небольшую печурку, топившуюся «по-черному»; а у стенок – «завалинки», служившие в качестве диванов. На них люди работали, спали, рождались, умирали, и они же вдобавок использовались как вместилища для погребений, так как здесь так же, как и в Хирокитии, было принято хоронить покойников у себя в домах.


Реконструкция дома из Чатал-Хююк. Видны отверстие в крыше и лестница.

К одной из стен дома обычно пристраивалась небольшая кладовая. Тут же был и крохотный внутренний дворик – вместилище разнообразного хлама. Сюда же сваливали не только мусор, но и всевозможные отходы, которые, однако, сверху присыпались золой, явно для того, чтобы от них не распространялся дурной запах.


Реконструкция дома из Чатал-Хююка. Видны низкие платформы и небольшая кладовая.

Домашние животные на ночь загонялись в особые загоны, находившиеся, по всей вероятности, на окраине поселка, поскольку следов их пребывания в домах и двориках обнаружено не было. То есть либо все животные были общими, либо… жители Чатал-Хююка каким-то образом своих животных отличали от чужих!


В одном из домов была обнаружена настенная живописная фреска с изображением своеобразного плана этого «города». На ней хорошо видны длиннейшие ряды домов, изображенные у подножия извергающегося вулкана Гасандаг. Рядом с ним виден потухший вулкан Караджидаг.


Реконструкция «святилища» в Музее анатолийских цивилизаций.

Жители Чатал-Хююка занимались в основном скотоводством и земледелием. Почти ничего не известно об организации их хозяйства, но зерна различных злаков и косточки плодов говорят о том, что на прилегающих полях выращивались пшеница, горох, ячмень, и полба. Остеологи изучили подобранные в раскопах кости, и выяснили, что основой городского стада был крупный и мелкий рогатый скот – коровы, овцы, козы. Остеологи указали и еще на одну любопытную деталь: чатал-хююкские обитатели охотились на оленей, диких ослов, быков, свиней и леопардов.

Причем, стол жителей состоял отнюдь не только из мучных и мясных блюд. Множество косточек винограда, подобранных в остатках домов, наводит на мысль о вполне возможном употреблении ими вина (хотя в пищу, разумеется, шел и сам виноград).

Джеймс Меллаарт считал, что, несмотря на такое развитое производящее хозяйство, торговля для жителей города являлась не меньшим, если даже не самым главным источником их доходов. Вполне возможно, что в этом районе у них была своеобразная монополия на торговлю обсидианом – вулканическим стеклом. Этот материал, подобно кремню, легок в обработке. Из него делали отличное боевое и парадное оружие, которое пользовалось спросом далеко за пределами Южной Анатолии. Ну, а «поставщиками» этого материала были вулканы Караджидаг и Гасандаг, находившиеся совсем рядом. Обсидиан представлял собой ценность и капитал, поэтому его запасы хранились в домах под полами.

На тех, кто познакомится с культурой Чатал-Хююка, обычно особенно сильное впечатление производят произведения искусства, созданные его жителями. Прежде всего, это самые разнообразные статуэтки: сидящие и стоящие люди, животные (бараны, быки, леопарды), мужчины и женщины вместе с животными и сидящие на животных. Некоторые из них весьма схематичны и примитивны, тогда как другие выполнены в блестящей реалистической манере из зеленоватого камня либо из обожженной глины. Очень часто встречается изображение женщины, которой поклонялись в Чатал-Хюйюке. Именно здесь найдены пока что самые древние фигурки Матери-Богини, чей культ позднее распространился также на Балканах и даже в Северном Причерноморье.


Вот так выглядят в земле бычьи рога и черепа, обмазанные гипсом.

Но жители Чатал-хюйюка почитали и мужское божество, которое изображалось как в виде мальчика – возможно, сына либо любовника богини, так и в виде пожилого человека с бородой и головой быка (животного, священного в древней Анатолии). Это было божество охотников, своими корнями уходящее еще в палеолит. Его культ широко был распространен среди наиболее ранних обитателей города, и почему это так, вполне понятно – охота в их жизни тогда играла большую роль, а затем она все время снижалась, пока через 700 лет не замерла совсем. Доказательством этому является исчезновение верхних слоях грунта костей диких животных, причем вместе с ними исчезают и мужские статуэтки. А вот культ плодородия – культ Матери-Богини, расцветает еще более пышно. Появились специальные здания-святилища с яркими полихромными росписями на белых известковых стенах, которые часто подновлялись (под наслоениями штукатурки открываются новые изображения), а внутри них огромные – до двух метров в высоту – барельефы, изображающие людей или животных. (На остов из соломы или глины накладывался гипс и после затвердевания раскрашивался. Причем, если нужно было изобразить голову рогатого животного, то за основу брался череп с рогами, то есть мыслили тогдашние чатал-хююкцы очень даже рационально, можно сказать, просто по-современному.)


Явно какое-то «святое место».

Археологами были найдены целые ряды бычьих голов с огромными рогами, расположенные по краям лежанок в их домах. Бычьи головы свисают со стен, а под ними вылеплены женские груди и нарисованы распластанные в полете хищные птицы, нападающие на человека. Что ни погребение – то новый вариант росписи. Сцены смерти чередуются со сценами жизни. Реализм изображений и грубый схематизм идут рука об руку и, кстати говоря, почему так, непонятно.

Но Чатал-Хююк интересен не столько своими росписями, статуэтками и домами. Из его культурных слоев, начиная с IX горизонта и выше, археологи извлекли довольно много металлических предметов – медных и свинцовых вещиц. Это были мелкие шильца и проколки, окислившиеся и лежавшие под развалинами домов, а еще бусинки и трубочки, обнаруженные в погребениях и, как считается, прикреплявшиеся в качестве украшений к женской одежде.


Бычьи головы в интерьере.

К сожалению, все они имели не слишком привлекательный вид, и чисто внешне, бесспорно, не выдерживали никакого сравнения со всем прочим. Может быть, именно поэтому Меллаарт сообщил о них как-то вскользь, просто как о любопытных находках и даже не привел их рисунков – нашли, мол, и нашли. Хотя эти «безделушки», как он их называет, на сегодня являются древнейшими медными изделиями планеты!

Но самое главное, что здесь же нашли и кусок медного шлака. А это означает, что жители Чатал-Хююка умели не только обрабатывать металл, скорее всего, самородный, но и по мнению все того же Меллаарта, знали каким образом его можно выплавить из руд.

Так что именно находки в Чатал-Хюйюке разрушили все археологические схемы, согласно которым металлургия никогда не появлялась ранее производства керамики. Металлургическое производство, то есть выплавку металла из руд, многократно ставили в зависимость от искусства обжига керамики в специальных печах и умения получать температуру, достаточную для восстановления меди из руды. Здесь эта зависимость была опровергнута. Правда, первые обломки дурно обожженных и грубых глиняных сосудов Меллаарт обнаружил уже в самом низу чатал-хюйюкских напластований, но вскоре они пропали, видимо, не выдержав, по мнению ученого, конкуренции с прекрасными деревянными и костяными сосудами и кожаными бурдюками. Позднее, с VI «а» слоя, керамика появляется вновь. Ее достаточно много и изготовлена она на более высоком технологическом уровне, но то, что ряд довольно ранних слоев не содержит керамики, но содержит металлические изделия – факт!


Керамика из Чатал-Хююка.

Но особенно интересно, что открытия эти были сделаны в Анатолии – области, которую серьезные исследователи эпохи неолита считали совершенно заброшенной окраиной. Всего лишь за несколько лет до открытия Чатал-Хююка в книге крупнейшего английского археолога Гордона Чайлда «Древнейший Восток в свете новых раскопок» из-за отсутствия материалов об этом районе вообще ничего не написал. Эта книга вышла в Лондоне в 1952 году, а через четыре года ее перевод появился и в СССР. Однако прошло всего лишь девять лет, и Джеймс Меллаарт смог написать буквально следующее: «Без преувеличения можно сказать, что Анатолия, длительное время считавшаяся окраиной стран Плодородного Полумесяца, теперь утверждается в качестве наиболее важного центра неолитической культуры на всем Переднем Востоке. Неолитическая цивилизация, открытая в Чатал-Хююке, сияет, подобно шедевру, среди довольно тусклой свиты одновременных земледельческих культур».


Ткань из Чатал-Хююка.

Ну, а потом он раскопает также и небольшое поселение в Западной Анатолии – Хад-жиляр, где будет найден металл VI тыс. до н.э. То есть получается, что технология обработки металла в этом районе и в то время была известна жителям не одного, а сразу нескольких поселений, ну, а самыми первыми металлами, с которыми они имели дело, были свинец и медь!


Вот он – древнейший металл из Чатал-Хююка!

П.С. В качестве постскриптума мне еще раз хотелось бы обратить внимание посетителей ВО на работы Е.Н. Черных – известного российского археолога, заведующего лабораторией естественно-научных методов Института археологии РАН, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии наук и автора множества значимых трудов по этой теме. Полный их список здесь вряд ли есть смысл приводить, когда он есть в Википедии на его биографической страничке. Человек работает на переднем крае исторической науки, использует самые современные методы исследования и где только не «копал». Естественно, что его мнение имеет значение куда большее, чем мнение всех тех, кто никакого отношения ко всему этому просто не имеет!
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти