Hiller ROE Rotorcycle: сверхлёгкий одноместный вертолёт

В 1954 году компания «Hiller» заключила контракт с Пентагоном на разработку и постройку сверхлегкого вертолета, предназначенного всего для одного человека. Hiller ROE Rotorcycle, известный также как Hiller XROE-1, совершил свой первый полет 10 января 1957 года. В итоге компания Hiller выпустила лишь небольшую партию предсерийных образцов XROE-1 Rotorcycle, еще некоторое количество подобных машин по лицензии было собрано на мощностях британской компании Saunders-Roe Ltd, при этом в массовое производство машина никогда не переводилась. В общей сложности было собрано 12 или чуть больше сверхлегких одноместных вертолетов, 7 из которых сегодня находятся в различных авиационных музеях, а один в частной коллекции.

Конструктивно данный вертолет, который также называют роторциклом, представлял собой вертикальный пилон с шасси в виде трех опор, которые образовывали пирамиду. К нижней части пилона было прикреплено кресло пилота, к верхней части — хвостовая балка. Над пилоном был установлен несущий двухлопастной винт. Силовая установка была представлена 4-цилиндровым мотором фирмы Nelson, развивавшим мощность 43 л.с. При этом максимальная скорость миниатюрного вертолета составляла 125 км/ч, дальность полета — 267 километров, практический потолок — 2800 метров.

Этот маленький технический шедевр так и остался невостребованным. Летательный аппарат, который мог совершить посадку абсолютно на любой площадке, притягивал к себе повышенное внимание со стороны военных и гражданских заказчиков, но не более того. Американцы полагали, что Hiller XROE-1 ждет безоблачное будущее, в том числе и в качестве личного транспорта, однако после постройки нескольких экземпляров, собранных в США и в Великобритании, проект так и не получил должного развития и был закрыт, навсегда оставшись одним из многочисленных экспериментов в истории мировой авиации.


Hiller ROE Rotorcycle: сверхлёгкий одноместный вертолёт


История сверхлегкого одноместного вертолета Hiller ROE Rotorcycle

Американский конструктор Хиллер получил в 1954 году заказ на разработку и серийный выпуск небольшого одноместного вертолета от представителей военно-морской авиации ВМС США. Первый полет данного необычного аппарата, который получил обозначение XROE-1, состоялся 10 января 1957 года. К июлю того же года весь комплекс летных испытаний машины был закончен, а во время их проведения военные отмечали немалый потенциал данного миниатюрного вертолета и задумывались над отправкой его в серийное производство. После завершения испытаний Хиллер начал демонстрационный тур с прототипом своего вертолета, который продолжался 4 месяца и проходил по американским военным базам. В это же время необычный летательный аппарат был представлен также представителям европейских государств, участников блока НАТО. Делал он это с единственной целью, пытаясь найти для своего аппарата рынки сбыта, определить потенциальный спрос на него и проработать возможности серийного выпуска «роторцикла» за границей.

В сентябре 1958 года ВМС США согласовали с компанией Хилера контракт на строительство пяти летательных аппаратов, которые были предназначены для Корпуса морской пехоты (КМП). Эта быстрая адаптация необычного летательного аппарата под нужды КМП еще более подогрела интерес к необычному вертолету за границей. Журналисты из европейских стран писали о необычном летательном аппарате, называя его «карманным вертолетом», а английская компания Saunders-Roe LTD даже купила лицензию на выпуск данных роторциклов. При этом все комплектующие все равно поставлялись бы в Великобританию из-за океана.

Hiller ROE Rotorcycle: сверхлёгкий одноместный вертолёт


В США в общей сложности было выпущено 10 летательных аппаратов: 5 для корпуса морской пехоты и еще 5 для демонстрационных полетов, которые проводились в разных странах мира. Так, один из роторциклов был представлен во Франции. Показанный здесь прототип сначала даже заинтересовал французскую компанию Helicop-Air, которая инициировала переговоры с компанией Хиллера о покупке лицензии для выпуска данного аппарата в Европе, но достаточно быстро данные переговоры зашли в тупик. Фирма из Франции ограничилась лишь демонстрациями данного сверхмалого одноместного вертолета на базе Исси-ле-Мулино.

Американцы были заинтересованы в использовании необычного летательного аппарата в военных целях. В частности, их крайне интересовали варианты использования миниатюрного вертолета в качестве связной, разведывательной, тактической машины для небольших воинский соединений. Действительно, военное использование данного одноместного вертолета требовало минимальных логистических усилий, так как перевозить его можно было в самом обычной контейнере автотранспортом или легким самолетом, а использоваться он мог с любых площадок. Его также планировалось использовать как спасательное средство и машину для эвакуации раненых с поля боя.

Но находились для необычного летательного аппарата и сугубо гражданские задачи: наблюдение за гражданскими объектами (работа в полиции, лесничествах, таможне, контроль за плотинами и ЛЭП). Помимо этого, одноместный вертолет можно было использовать в качестве транспортного средства для представителей некоторых мирных профессий (почтальон, доктор), особенно при работе в труднодоступной местности.

Hiller ROE Rotorcycle: сверхлёгкий одноместный вертолёт


При этом гражданское использование аппарата на тот момент не было еще таким актуальным, так как стоимость серийных экземпляров была завышена и составляла от 4 до 5 миллионов франков. К тому же, для того, чтобы пилотировать данный роторцикл необходимо было обладать действующим дипломом пилота вертолета. Сюда стоит добавить также то, что многие журналисты опасались использования подобного летательного аппарата в городе. К примеру, сотрудник французского журнала «Экип» (L’Equipe) Морис Морель назвал одноместный вертолет «небесным скутером», отметив, что если на городской улице столкнутся два скутера, это будет не так страшно, но если они столкнутся друг с другом на высоте 50 метров, это может закончиться смертельным исходом, и не только для пилотов, но и для людей, которые окажутся внизу.

Одноместный вертолет был очень компактным и мог легко перевозиться разными видами транспорта, также его можно было просто сбросить с парашютом в специальном контейнере без угрозы разбить при приземлении. При этом собирать миниатюрный летательный аппарат было очень легко. Сборка вертолета обеспечивалась посредством всего лишь 13 легко стыкующихся замков, которые формировали и рулевую балку, и шасси, и лопасти воздушного винта. Машину можно было привести в полностью работоспособное состояние всего за 10 минут, при этом делалось все согласно достаточно простой инструкции, которая разъясняла монтаж и последовательность сборки. Разбирался аппарат по той же самой инструкции, но все действия выполнялись уже в обратном порядке.

Сам роторцикл состоял из пилона-полумонокока, в котором был установлен двигатель мощностью 43 л.с., трехстоечного алюминиевого шасси, которое поглощало энергию при посадке, а также простейшей хвостовой балки. При этом пилот находился в открытом кресле простейшей конструкции, будучи пристегнутым в нем обычным ремнем. На одноместном вертолете использовался двухлопастный воздушный винт, который располагался на главном пилоне и имел диаметр 5,62 метра. Хвостовой винт имел диаметр 0,91 метра. Прототип под номером «2», который был готов в конце 1960 года, дополнительно был оснащен стабилизатором на хвостовой балке.

Hiller ROE Rotorcycle: сверхлёгкий одноместный вертолёт


Первоначально топливный бак устанавливался непосредственно над двигателем, но позднее его перенесли на место крепления хвостовой балки к основному пилону и он приобрел форму сферы. Используемый на вертолете четырехцилиндровый двухтактный двигатель Nelson развивал мощность 43 л.с. при 4000 оборотов в минуту. При этом его вес не превышал 20 кг, а охлаждение двигателя обеспечивалось с помощью набегающих потоков воздуха во время полета. Приборная панель, которая располагалась на носовой стойке шасси, состояла из тахометра, альтиметра, анемометра и топливомера. Дополнительно одноместный вертолет мог быть оснащен очень легкой приемо-передающей радиостанцией. На концах трехстоечного шасси могли быть установлены поплавки, предназначенные для посадки на воду или даже лыжи на случай использования вертолета в заснеженных горных районах.

Компактный одноместный вертолет мог поднимать в воздух пилота (весом примерно 77 кг) и разнообразные военные грузы общей массой до 116 кг. Характеристики машины очень сильно отличались в зависимости от перевозимой по воздуху нагрузки. При этом пустой вертолет весил 140 кг, а максимальный взлетный вес равнялся 255 кг. С весом 220 кг летательный аппарат мог подниматься вверх с вертикальной скоростью примерно 3,45 м/с (на уровне моря), но на высоте 1500 метров эта скорость падала до 3,05 м/с. С максимальным взлетным весом скороподъемность роторцикла уменьшалась, составляя соответственно 4,67 м/с и 2,70 м/с. Максимальная скорость аппарата составляла 125 км/ч, крейсерская — 84 км/ч. Расход топлива при этом составлял примерно 18 литров в час, а его запас обеспечивал небольшому вертолету максимальный радиус действия в 267 км.

По словам летавших на роторцикле пилотов, пилотировать небольшой аппарат было удобнее, чем самый обыкновенный вертолет, так как инерция у него была существенно меньше, а в воздухе аппарат вел себя гораздо стабильнее обыкновенного тяжелого вертолета тех лет. Сначала пилот садился в свое кресло, как на самый обычный велосипед, задирая ногу, после чего усаживался поудобнее и устанавливал свои ступни на педали управления. Запуск двигателя одноместного вертолета был очень легким благодаря наличию электрического стартера, а на прогрев двигателя уходило меньше минуты. После посадки устройства на землю тормоз ротора останавливал вращение лопастей вертолета в течение пяти секунд.

Hiller ROE Rotorcycle: сверхлёгкий одноместный вертолёт


Летно-технические характеристики:

Габаритные размеры: длина — 3,81 м, высота — 2,29 м, диаметр несущего винта — 5,64 м.
Масса пустого — 140 кг.
Максимальная взлетная масса — 255 кг.
Максимальная скорость полета — 125 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 84 км/ч.
Практическая дальность — 267 км (77 кг пилот и 39 кг топлива на борту).
Практический потолок — 2800 м.
Экипаж — 1 человек.

Источники информации:
http://avianikitoss.livejournal.com/473056.html
http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft31853.htm
http://www.airwar.ru/enc/oh/roe1.html
По материалам из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. inkass_98 22 июня 2016 07:54
    Хорошая штука, только забыли про нее быстро. Сфера применения для этого скутера может быть очень широка - от банального туризма до спасательных и специальных операций. Ну и цена в нынешних условиях могла быть и пониже. Опять же, с учетом современных материалов и технологий можно снизить вес конструкции, увеличить мощность двигателя и дальность полета. Но заниматься этим никто, видимо, не хочет.
    1. dauria 23 июня 2016 10:23
      Но заниматься этим никто, видимо, не хочет.


      Смеётесь ? lol Рынок забит этим барахлом со всего света. И новым и БУ, и в готовом виде и в виде наборов.

      навскидку наберите "куплю мини-вертолет" laughing Уверен, по цене подержанной иномарки найдёте настоящий полноценный с приличным остатком ресурса.
      1. gridasov 23 июня 2016 10:45
        Логика подсказывает, что этому есть причина и состоит она в том , что конструктор изготовив даже новейшую модель понимает , что любой пилот это заложник непредсказуемых последствий . Поэтому просто можно представить , что думает любой желающий полетать- готов ли я поставить на "чашу весов" желание получить удовольствие от полета и сделать это своим последним желанием в жизни. Это же малоуправляемая и совершенно опасное устройство. И все только от малой энерговооруженности.
  2. KADEX 22 июня 2016 08:57
    Сегодня такой аппарат, с учетом новых технологий, пользовался бы коммерческим успехом. Я бы себе такой прикупил. good
    1. Винни76 22 июня 2016 23:42
      Имхо парамотор интересней. Компактнее, безопаснее, удобнее, дешевле. Тут один несущий винт чего стоит... зазевался - отчекрыжил себе пол черепа
  3. парящий 22 июня 2016 09:27
    А что- и сенокосилка и средство доставки тела из точки А в точку В... smile Жена надоела с тещей- на балконе собрал и стартанул- типа кота выгулять, часа на 3... Как этими часами распоряжаться- сами выбирайте... wink laughing А сейчас такая штука была бы очень актуальна- и лесники смотрели бы за угодиями и многое другое+ современные технологии и материалы удешевили бы и цену и вес стал бы меньше... Короче- мне эта штука очень понравилась!!!! Хочу такую!!! Меняю свой старый "Минск" на этот вертолетик-если будет инфа- сообщайте пожалуйста!!! good soldier
  4. KLV 22 июня 2016 09:40
    Это не вертолёт. Это бабочка! (Из к/ф "Мимино").
    KLV
  5. NikolaiN 22 июня 2016 10:02
    Я бы себе такой приобрел. А то наше бездорожье уже измучило вконец... Словарного запаса хватает только на 1,5 поездки по нашему населенному пункту, потом уже приходится повторяться.
    1. инженер74 22 июня 2016 11:29
      ЕМНИП, похожий проект был у КБ Камова...
      Поддержите отечественного производителя! smile
      1. капрал 22 июня 2016 21:59
        Цитата: инженер74
        ЕМНИП, похожий проект был у КБ Камова...

        Ка-56 "Оса"
  6. Kenneth 22 июня 2016 10:03
    Стремный вертолетик. Под ж....ой пустота. Ветер, дождик тоже твои. Груза полезного не положить. Игрушка без всякой ценности.
  7. домохозяйка 22 июня 2016 11:22
    Ладно, когда над головой самолёты тренируются. И то - не дай Бог свалится! Тут ещё "карлсоны" повадились, те уже совсем низко моторчиками трещат. Ещё если движение над головой откроется!!! Караул. Конечно, иногда было бы удобно в гости на побережье махнуть за час. С другой стороны - да, и дождь и ветер... Странная штука.
  8. Borus017 22 июня 2016 11:57
    Статье плюс. Отличный аппарат. На нынешних технологиях и вовсе конфетка получилась бы!
  9. gridasov 22 июня 2016 12:12
    Очередной наглядный пример того , что очень нужная в обиходе машина так и не может быть развита до всеобщего применения. Нормальный человек сразу же задался бы вопросом . Почему такой летательный аппарат индивидуального пользования не применяется и на рынке не находит своих предложений. Нет , конечно смонтировать рекламный ролик полета можно .Однако проблемы реального характера остаются нерешенными. Маленькая относительная грузоподъемность, отсутствие запаса мощности при маневрировании, практически полная несостоятельность в плане обеспечения безопасности пилота. В общем , что говорить о больших самолетах , что говорить о микро вертолетах или автожирахи др-вся проблематика лежит в основе обеспечения базовых энергетических условий полета. Иными словами летать как птица на маховых устройствах не получается , а летать так хочется. Однако и современные устройства использующие принципы вращения винта так же не могут обеспечить более или менее эффективного и безопасного полета. Факт налицо! И вроде бы тупик и даже сейчас не все понимают , что необходимы принципиально новые базовые принципы обеспечения энергетики полета. И такие возможности оказывается есть . Просто в организацию алгоритма всех совокупных процессов происходящих на лопастях , как поверхностях истечения воздуха или воды необходимо использовать ИХ потенциальную энергию. Таким образом такие же технологически простые в изготовлении и использовании как лопасти винтов и пропеллеров , создают кардинально более эффективный энергетический процесс . Это позволяет понизить размерность лопастей вертолетов и лопаток турбин. Позволит увеличить скорость вращения , а значит производительность по воздухопотоку. Такие устройства практически бесшумны в работе . Они легко адаптируются с электроприводами . Они не имеют пропорциональной зависимости топливозатрат относительно своей энергопроизводительности. В общем новые требования современного этапа развития требуют и новых решений.
    1. Винни76 22 июня 2016 23:49
      Гридасов, с вашими фундаментальными знаниями пора уже осчастливить человечество телепортом. Вы смогете, я в вас верю...
      1. gridasov 23 июня 2016 10:39
        Телепортация возможно только по взаимообратному процессу- разукрупнение материального объекта до уровня состояния внешней среды и такой же синтез , по тем же алгоритмам в обратную сторону. Поэтому математически это вполне возможно описать , но воплотить в жизнь вряд ли. с одним параметром оплашаете и можно получить далеко не то , что желали. Я вот замечаю, со временем ,что все-таки ключевым значением, для развития человека, является таки математика. Именно она является основой для формирования глубокого мировосприятия. Поэтому в это сложно поверить , но именно функция постоянного значения числа это открытие, которое способно дать импульс для нового развития -всего-лишь маленькое открытие нового свойства числа.
  10. Горный стрелок 22 июня 2016 12:46
    Камовский К-15 вообще имел мотоциклетный движок! Но преимущество соосной схемы дало о себе знать.А с таким движком, как у этого, можно было бы и ТТХ получше, да и современные материалы позволили бы и партнера "засунуть". А двухместный - это куда как более широкое применение. Эдакий летающий мотоцикл.
  11. XODOP 22 июня 2016 14:42
    да ну, не серьезно. где то в теплом сухом климате еще куда не шло, но на большей части России на этом тырчеке летать можно только 3-4 месяца в году. как игрушка для личного пользования еще пойдет, но не более
    1. dauria 23 июня 2016 10:38
      . как игрушка для личного пользования еще пойдет, но не более


      Согласен на все 100. У кого есть деньги на дорогую игрушку- купят приличную мухлобойку. У кого нет денег, а желание огромное- ну, что же...сами соберут, подкупив старого хлама.
      Отведут душу и поставят в сарай. laughing
  12. rennim 22 июня 2016 17:07
    Подобных аппаратов сейчас немало...Обещали серийное пр-во в 2018 г.Цену правда обещают запредельную.
  13. Yakut 22 июня 2016 22:46
    Цитата: XODOP
    да ну, не серьезно. где то в теплом сухом климате еще куда не шло, но на большей части России на этом тырчеке летать можно только 3-4 месяца в году. как игрушка для личного пользования еще пойдет, но не более

    Люди всякие супербайки и спорткары покупают не для того что бы на них на работу ездить или картошку с дачи возить. Есть техника для души. Это именно то и есть. Ни кто же на гидроцикле на рыбалку не ездит. А погонять на воде за счастье. Вот и эта стрекоза в той же нише играет.
  14. Авиатор_ 23 июня 2016 22:12
    При таком пиаре, который представлен в статье, всё же данный аппарат оказался невостребованным. Судя по всему, конструктивные дефекты, про которые здесь ни слова, решили судьбу этого изделия.
  15. lexx2038 25 июня 2016 22:25
    Летающие игрушки запрещают пользовать, потому как не знают как разрулить правила воздушного движения, технику безопасности и прочие сопутствующие, появившейся с дополнительной степенью свободы досягаемости. А тут вдруг каждый желающий себе понакупит бензопил с пропеллерами и полетят толпой-журавлиным клином на рыбалки водку пить, а потом обратно, как обожранные комары, домой. Часть из них останется на ЛЭПах висеть, часть превратятся в отбивные, другие начнут мочиться на головы прохожим... короче не разрешат, хотя понаделать таких аппаратов чисто с технической точки зрения - преград не вижу. В свете нынешних технологий, можно и легче и мощнее.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня