Транспортно-заряжающая машина 5Т92 комплекса ПРО А-135

21 июня на выставочной площадке подмосковного парка «Патриот» появился новый экспонат. Доставка в парк новых образцов вооружения и военной техники не является новостью, однако на этот раз речь идет о пополнении выставки уникальным образцом, который ранее не был доступен широкой общественности. Все желающие теперь могут посетить парк и среди прочей современной и исторической военной техники увидеть транспортно-заряжающую машину 5Т92 из состава комплекса противоракетной обороны А-135.

На выставочной площадке появилась машина на базе специального многоосного шасси с системами транспортировки и загрузки ракетного вооружения, используемого комплексом противоракетной обороны. Так, на соответствующих креплениях подъемного устройства музейной машины 5Т92 располагается макет транспортно-пускового контейнера управляемой ракеты 53Т6. Сама ракета пока не может демонстрироваться всем желающим. Ранее публиковались фотоснимки и видеозаписи пусков этих изделий, однако нормальные изображения ракет пока остаются под грифом секретности.

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 5Т92 разрабатывалась в рамках создания комплекса противоракетной обороны А-135. В состав этого комплекса должен был войти широкий круг разнообразных изделий различного назначения. Основными элементами системы должны были стать радиолокационные станции, пункты управления и стрельбовые комплексы. Кроме того, в составе А-135 должны были эксплуатироваться различные вспомогательные системы, транспортные машины и т.д. Одним из таких дополнительных средств и должна была стать ТЗМ 5Т92. Также был разработан еще один вариант транспортной машины. Эта техника должна была использоваться для перевозки и загрузки в пусковые установки противоракет различных типов.


Транспортно-заряжающая машина 5Т92 комплекса ПРО А-135
ТЗМ 5Т92 в парке "Патриот". Фото Saidpvo.livejournal.com


ТЗМ 5Т92 создавалась для работы с транспортно-пусковыми контейнерами противоракет типа 53Т6. Задачей этой техники является прием контейнера с ракетой-перехватчиком у транспортной машины и дальнейшее его помещение в пусковую установку шахтного типа. Все подобные операции осуществляются машиной 5Т92 самостоятельно, при помощи штатных средств. После завершения загрузки в пусковую установку ТПК с ракетой готовы к применению по прямому назначению.

Основой для транспортно-заряжающей машины противоракетного комплекса стало полноприводное четырехосное шасси МАЗ-543/МАЗ-7310 (выставочный образец 5Т92 построен на базе МАЗ-543М с иной компоновкой передней части и одной кабиной вместо двух), также используемое в качестве основы для специальной техники различного назначения. Шасси оснащается двигателем мощностью 525 л.с., что позволяет ему перевозить нагрузку весом до 20 т и двигаться со скоростью до 55 км/ч. При помощи колесной ходовой части с независимой торсионной подвеской обеспечивается высокая проходимость с возможностью движения как по шоссе, так и по пересеченной местности.

Ввиду необходимости использования в качестве основы для специальной техники шасси семейства МАЗ-7310 получило соответствующую компоновку. Так, в передней части машины помещается корпус с двигательным отсеком и кабиной экипажа. В зависимости от модификации могут использоваться две кабины, размещенные по бокам от двигателя, либо только одна, помещенная слева. Позади корпуса помещается рама с различными агрегатами, включая трансмиссию и колесную ходовую часть. Характерной чертой шасси является использование гидромеханической передачи, позволившей оптимизировать конструкцию трансмиссии. Оси ходовой части располагаются с разным расстоянием друг от друга. В увеличенном промежутке между второй и третьей осями располагаются топливные баки.

На базовом шасси ТЗМ монтируется специальная платформа с набором необходимого оборудования. У бортов этой платформы располагается набор ящиков для размещения ряда узлов и агрегатов. Кроме того, между первой и второй, а также позади четвертой оси крепятся гидравлические домкраты-аутригеры, предназначенные для удержания машины в правильном положении во время выполнения операций по перегрузке контейнеров с ракетами.

Центральная часть платформы предназначается для установки подъемного устройства, необходимого для перевозки и установки ТПК в пусковую установку. Это устройство выполнено в виде подъемной стрелы с гидравлическими приводами, оснащенной рамой с системами для работы с ТПК ракет. В транспортном положении рама подъемного устройства укладывается вдоль корпуса, выходя за габарит машины. При этом передняя/верхняя часть рамы находится между кабин (в случае с двухкабинным шасси) или справа от единственного отсека для экипажа.

Транспортно-заряжающая машина 5Т92 комплекса ПРО А-135
Процесс загрузки ТПК в пусковую установку. Фото Rbase.new-factoria.ru


На раме подъемного устройства находятся крепления для удержания контейнера ракеты в необходимом положении. Крепления для контейнера размещаются на подвижных основаниях и могут перемещаться вдоль рамы при выполнении загрузки контейнера в шахту или извлечении пустого изделия из пусковой установки. Перемещение креплений и контейнера производится при помощи системы тросов и лебедки.

Транспортно-пусковой контейнер противоракеты 53Т6 представляет собой цилиндрическое изделие с торцевыми крышками в форме усеченных конусов. На внешней поверхности контейнера имеется набор креплений для перевозки на ТЗМ и в пусковой установке. Также предусматривается набор различных разъемов для соединения систем ракеты с аппаратурой управления, установленной в пусковой шахте.

Эксплуатация ТЗМ 5Т92 выглядит следующим образом. Машина своим ходом прибывает на указанную стартовую площадку, где будет осуществляться перезарядка пусковой установки. При этом специальное оборудование машины в штатном порядке не используется для перевозки контейнера с ракетой. Изделие 53Т6 предлагается перевозить с использованием отдельной транспортной типа 5Т93.

Транспортная машина 5Т93, предназначенная для использования вместе с 5Т92, строится на аналогичном шасси, имеет схожий состав оборудования, однако заметно отличается от транспортно-заряжающей. Так, верхняя рама транспортной машины не имеет подъемных механизмов и может находиться только в одном положении. На раме предусматриваются крепления для контейнера и механизмы для его перемещения. Также используется система горизонтирования в виде четырех гидравлических опор. Для работы в любое время года машина 5Т93 оснащается системой термостатирования, необходимой для подержания требуемых условий внутри транспортно-пускового контейнера. При помощи этого оборудования ракета до момента перегрузки на ТЗМ остается в оптимальном микроклимате.

После прибытия обеих специальных машин на пусковую площадку осуществляется перегрузка ТПК ракеты. ТЗМ занимает нужное положение возле пусковой шахты, позволяющее загрузить ракету. Затем перед ней становится транспортная машина 5Т93. Во избежание смещений техники и сохранения требуемого ее положения обе машины используют домкраты-аутригеры. Перегрузка контейнера производится при помощи собственных тросовых устройств транспортной машины. По завершении перегрузки транспортно-заряжающая машина может приступить к загрузке контейнера в пусковую шахту.

При помощи гидравлических приводов производится подъем стрелы с контейнером ракеты в вертикальное положение. После этого нижний торец ТПК должен оказаться строго над внутренним каналом пусковой установки. Затем механизмы транспортно-заряжающей машины по соответствующей команде начинают подачу ТПК вниз, помещая его в пусковую шахту. После завершения загрузки расчету следует произвести соединение различных разъемов и подключить ракету к системам, отвечающим за управление ее работой, поддержание требуемых условий и т.д. Экипаж ТЗМ 5Т92, в свою очередь, должен перевести подъемное устройство в транспортное положение, поднять опоры и может убывать с позиции.

[center]Транспортно-заряжающая машина 5Т92 комплекса ПРО А-135
Контейнер с ракетой в шахте, рама ТЗМ еще не убрана. Фото Rbase.new-factoria.ru

Выгрузка пустого транспортно-пускового контейнера из шахты производится схожим образом, но в обратном порядке. Прибыв на место и вывесившись на опорах, 5Т92 поднимает раму в вертикальное положение, ухватывает отработанный контейнер и поднимает его, извлекая из пусковой установки, после чего появляется возможность поместить в шахту новую ракету.

Насколько известно, ракета-перехватчик 53Т6 (раннее название проекта – ПРС-1) создавалась в ОКБ «Новатор» с целью расширения боевых возможностей комплекса противоракетной обороны А-135. Это изделие предлагалось включить в ближний атмосферный эшелон системы ПРО. Также создавалась ракета большой дальности 51Т6 с иными характеристиками. Работы по созданию ракеты нового типа и всех необходимых вспомогательных систем стартовали в начале семидесятых годов. К концу десятилетия удалось завершить разработку всех основных систем нового комплекса А-135, а также начать подготовку к их испытаниям.

Первый бросковый запуск ракеты 53Т6 состоялся в конце лета 1979 года. В этих испытаниях применялась шахтная пусковая установка, предлагаемая для развертывания в боевом варианте комплекса. Кроме того, для загрузки ТПК с ракетой в пусковую установку должна была использоваться транспортно-заряжающая машина 5Т92. Испытания и доводка изделия 53Т6 продолжались до весны 1984 года. Вместе с опытными ракетами, вероятно, применялись и ТЗМ с требуемым оборудованием.

В первой половине восьмидесятых годов в Московской области велось строительство всех основных объектов будущего комплекса противоракетной обороны А-135. К середине десятилетия большая часть объектов была достроена, после чего началась подготовка к развертыванию систем. В 1989 году стартовало серийное производство ракет 53Т6. Эти изделия поставлялись в части, занятые в ПРО Москвы, где использовались совместно с недавно построенными пусковыми установками и техникой вспомогательного назначения.

Параллельно со строительством объектов в Подмосковье проводились испытания на полигоне Сары-Шаган. С 1982 по 1990 годы на этой площадке было выполнено 22 запуска ракет 53Т6. Эти тестовые пуски проводились в ходе трех этапов испытаний и государственных испытаний. Кроме того, ракеты этого типа получали неядерные боевые части в рамках программы «Самолет-М». Подобная модификация противоракеты так же проверялась на полигоне Сары-Шаган. Все этапы испытаний проводились с применением ряда различных систем и образцов техники. Среди прочих в этих работах участвовали транспортно-заряжающие машины 5Т92.

[center]Транспортно-заряжающая машина 5Т92 комплекса ПРО А-135
Транспортная машина 5Т93 с контейнером ракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru

11 февраля 1991 года началась опытная эксплуатация комплекса А-135 с боевым дежурством. Радиолокационные средства системы приступили к слежению за обстановкой, а стрельбовые комплексы получили необходимое количество ракет, предназначенных для перехвата обнаруженных целей. Ракеты 53Т6, по имеющимся данным, были развернуты в пяти пусковых районах. Подобные объекты получали 12 или 16 шахтных пусковых установок и могли держать на дежурстве соответствующее количество противоракет. В распоряжении каждой части, отвечавшей за эксплуатацию стартовых площадок, имелось некоторое количество транспортных и транспортно-заряжающих машин.

1 декабря 1995 года началось полноценное боевое дежурство комплекса А-135. В следующем году систему противоракетной обороны официально приняли на вооружение. К этому времени все элементы комплекса, включая вспомогательную технику, уже были освоены личным составом и опробованы во время дежурства или в ходе учебных мероприятий.

В 2006 году было решено снять с дежурства и с вооружения противоракеты 51Т6, вследствие чего единственным оружием комплекса А-135 остались изделия 53Т6. В общей сложности на тот момент можно было развернуть до 68 ракет этого типа. Вскоре начали появляться отрывочные сведения о возможной модернизации комплекса ПРО и создании улучшенного варианта ракеты 53Т6. Известно, что по результатам государственных испытаний ракеты была установлена возможность ее дальнейшего улучшения. Расчеты показывали, что при помощи дальнейшего совершенствования ее конструкции имеется возможность увеличения дальности перехвата в 2,5 раза и высоты – в 3 раза.

Комплекс противоракетной обороны А-135 продолжает оставаться на вооружении и обеспечивать защиту Москвы и центрального промышленного района. Основным вооружением комплекса на данный момент являются ракеты 53Т6. Эти изделия транспортируются и эксплуатируются вместе со специальным контейнером, в значительной мере упрощающим их эксплуатацию. В развернутом состоянии в пяти стрельбовых комплексах может находиться до 68 ракет. За время испытаний и боевого дежурства в общей сложности было выполнено порядка полусотни запусков.

В ходе всех испытательных и учебных запусков применялось значительное количество вспомогательной техники различных типов того или иного назначения. Важную роль в этих мероприятиях играли транспортные машины 5Т93 и транспортно-заряжающие 5Т92. Сохранение на вооружении ракет 53Т6, а также их возможная модернизация (без серьезного изменения габаритов и веса) позволят продолжать эксплуатацию соответствующей вспомогательной техники. Таким образом, в обозримом будущем на вооружении Воздушно-космических сил будут оставаться не только радиолокационные станции ПРО, системы управления и противоракеты, но и транспортные, а также транспортно-заряжающие машины.

До недавнего времени широкая общественность могла увидеть ТЗМ 5Т92 и ТПК ракеты 53Т6 из состава комплекса ПРО А-135 только на фотографиях. Теперь у всех желающих появилась возможность лично увидеть образец подобной техники, а также внимательно рассмотреть его со всех сторон и тщательно изучить конструкцию. Уникальный образец специальной вспомогательной техники, по-видимому, ранее использовавшийся военными, теперь присутствует в экспозиции парка «Патриот».


По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://patriotp.ru/
http://pvo.guns.ru/
http://saidpvo.livejournal.com/

Фотообзор музейной транспортно-заряжающей машины:
http://saidpvo.livejournal.com/517534.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. РПК 23 июня 2016 06:20
    4я группа заведует вспомогательным оборудованием.Аналогичные телеги и перегрузочные машины и на Пионерах были.Прекрасное средство научиться рысачить на МАЗах.
  2. avg-mgn 23 июня 2016 07:54
    С большим интересом прочел материал. Не будучи специалистом в данной теме, всегда полагал, что эти работы на объектах выполняют с помощью разного рода подъемных механизмов, ан нет, есть интересные технические решения. Спасибо автору, просветил.+
  3. oborzevatel 23 июня 2016 09:28
    Транспортная машина 5Т93 на шасси МАЗ-543М.
    Погрузка ТПК с ракетой на транспортную машину 5Т93 (вариант 1) на технической позиции.
  4. oborzevatel 23 июня 2016 09:33
    Перегрузка ТПК с ракетой 53Т6 с транспортной машины 5Т93 на транспортно-заряжающую машину 5Т92.
  5. code54 23 июня 2016 22:42
    А если в такую трубу Торнадо напихать? Или еще чего! ))) Пусть с космоса видят транспортировщик! ))) Хотя наверное его и снесут первым...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня