Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель Р-38 «Лайтнинг».

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


В начале осени 1938 года в Москву поступила добытая нашей разведкой документация по новому американскому высотному перехватчику «Локхид-22». Ее сумели выкрасть в США сотрудники Разведывательного управления наркомата обороны. Толстенные пачки фотокопий содержали техописание, чертежи и рисунки самолета и его основных частей, расчеты летных характеристик и прочности планера, результаты продувки моделей в аэродинамической трубе. Оригиналы были отпечатаны на бланках фирмы «Локхид» и несли штампы «Secret». На чертежах и рисунках виден был крайне необычный по облику двухбалочный двухмоторный самолет, с коротким фюзеляжем-гондолой, трехколесным шасси и турбокомпрессорами на двигателях. Копии материалов направили в Управление материально-технического снабжения и НИИ ВВС. Вот что написал в своем отзыве изучавший материалы по американскому самолету военинженер 1 -го ранга Знаменский: «Необходимо признать, что по своим полетным качествам и мощности артиллерийско-стрелкового вооружения истребитель-перехватчик «Локхид-22» представляет значительный шаг вперед в развитии боевых самолетов, и в этом отношении заслуживает самого пристального изучения со стороны РККА».

Похищенный проект представлял собой не что иное, как первые проработки по широко известному истребителю Локхид Р-38 «Лайтнинг» (по-английски - «молния»). Именно на «Лайтнинге» американский летчик сбил первый за войну немецкий самолет, «Лайтнинг» первым из американских истребителей пролетел над столицей «рейха». Он стал единственным серийным многоцелевым двухбалочным истребителем Второй мировой войны, несколько голландских "Фоккеров" С.1, успевших повоевать меньше недели в мае 1940-го, в расчёт можно не брать. «Лайтнинг» первым, среди всех серийных самолётов, получил схему шасси с носовой передней стойкой, значительно облегчавшей взлет и посадку. На нем воевали лучшие асы США... Впрочем, обо всем по порядку.


Тактико-технические требования ВВС США к многоцелевому двухмоторному истребителю были сформулированы в 1935-м, а на следующий год с ними ознакомили ряд авиастроительных компаний. Самолёт задумывался как универсальный: перехватчик, дальний разведчик и истребитель сопровождения. В военно-воздушных силах проект получил индекс Х-608, а на "Локхиде" ему присвоили "фирменный" номер "Модель 22".

Главные конструкторы Хэл Хиббард и Клэренс Джонсон проработали шесть вариантов компоновки двухмоторной машины. Первым шёл классический моноплан с моторами на крыле и кабиной лётчика в фюзеляже. В двух проектах двигатели стояли в толстом фюзеляже и вращали тянущие или толкающие винты в крыльях с помощью валов и редукторов. Три других варианта представляли двухбалочную конструкцию. Причём в одном случае двигатели также оставались в коротком фюзеляже, а винтовые установки в плоскостях приводились в движение через систему валов. В пятой компоновке двигатели разместили уже у основания балок, но фюзеляж отсутствовал, а место пилота находилось в левой мотогондоле. Однако для постройки выбрали шестой вариант с двумя балками и коротким фюзеляжем по центру крыла.

В конкурсе участвовали и другие американские фирмы - "Дуглас", "Кертисс", "Белл" и "Валти". Но после ознакомления со всеми проектами военные заказали в июне 1937-го постройку прототипа ХР-38 лишь фирме "Локхид". Три месяца ушли на подготовку рабочих чертежей. Немало потрудились и двигателисты фирмы "Аллисон". Специально для нового истребителя разработали модификации мотора V-1710 (12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения), имевшие противоположное вращение и исключавшие гироскопический момент. При этом облегчалось управление, а воздушный поток от пропеллеров получался симметричным.

Турбокомпрессоры GE "Тип F", работавшие от выхлопных газов, повышали мощность двигателей до 1150 л.с. Компрессоры ставились в мотогондолах на уровне задней кромки крыла. Ближе к хвостовому оперению в балках разместили радиаторы с боковыми воздухозаборниками. Сама конструкция фюзеляжа и балок была цельнометаллической типа полумонокок, с дюралевой обшивкой. Однолонжеронное крыло имело закрылки Фаулера и элероны. Балки оканчивались килями и соединялись стабилизатором с рулём высоты. Все рулевые поверхности - с дюралевой обшивкой имели триммеры, что неудивительно, учитывая размеры машины. Трёхопорное шасси с носовой стойкой убиралось с помощью гидроприводов. Основные стойки прятались назад по полёту в мотогондолы, а передняя "нога" - в нижний отсек фюзеляжа.

Фюзеляж получился довольно коротким и заканчивался у задней кромки крыла. Лётчик сидел в просторной кабине с большим выпуклым фонарём с переплётом. В пустующей носовой части запланировали установить 23-мм пушку "Мадсен" или ТI калибра 22,8 мм с боезапасом 50 снарядов. К пушке добавлялся квартет крупнокалиберных (12,7 мм) пулемётов "Браунинг" М-2 с запасом по 200 патронов на ствол. По подсчётам конструкторов, самолёт получался довольно скоростным - на высоте 6100 м ожидали получить 670 км/ч. Внушали оптимизм и другие характеристики. Так, высоту в 9145 м планировали достичь за 10 минут с небольшим, а потолок за счёт работы турбокомпрессоров составлял почти 12 км.

В конце 1938 года первый прототип ХР-38 (без вооружения) вышел из цеха завода и по шоссе переехал на аэродром Марч Филд. Здесь к пробежкам на нём приступил лейтенант Кейси, готовясь к первому вылету. Из-за проблем с тормозами, потребовавшими доработки, взлёт назначили на 27 января. Однако сразу после отрыва ХР-38 от ВПП возникли вибрации закрылков, приведшие к поломке узлов их навески. Кейси удалось частично справиться с вибрацией, увеличив угол атаки. После 30-минутного полёта пришлось с таким же углом сажать самолёт. Из-за задранного носа бетонной ВПП сначала коснулись кили (получив повреждения), и лишь затем ХР-38 встал на основные колёса. После ремонта и доработок закрылков полётную программу продолжили, и к 10 февраля общий налёт составил около 5 часов. Серьёзных проблем больше не возникало.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Для проверки на скорость и дальность запланировали провести перелёт ХР-38 через всю территорию США. Кейси должен был взлететь с тихоокеанского побережья в Калифорнии и достичь аэродрома Райт Филд в Дэйтоне (штат Огайо). 11 февраля ранним утром ХР-38 покинул Марч Филд и, дозаправившись на базе Амарильо в Техасе, приземлился в Дэйтоне. Самолёт вёл себя безупречно, и перелет решили продолжить до аэродрома Митчелл Филд под Нью-Йорком. На Атлантическом побережье истребитель приземлился, пробыв в пути 7 ч 2 мин. Средняя скорость составила 563 км/ч. К сожалению, этот полёт, доказавший хорошие характеристики машины, закончился неудачно. Кейси заходил на посадку, всё ещё не доверяя эффективной работе закрылков. Поэтому угол атаки был довольно высоким, а двигатели работали на повышенных оборотах. Из-за большой посадочной скорости самолёт несколько раз "скозлил" и перевернулся, получив значительные повреждения. Сам Кейси отделался лишь ушибами, но первый прототип восстанавливать уже не было смысла.

Эта авария не оказала влияния на дальнейшую судьбу "тридцать восьмого". В конце апреля 1939 года "Локхид" подписала контракт на постройку 13 предсерийных YР-38 с двигателями V-1710-27/29. Пропеллеры также вращались в противоположные стороны, но в ином направлении. В отличие от первого прототипа, при взгляде из кабины винты вращались в направлении от фюзеляжа. Вооружение предсерийных YР-38 также отличалось и состояло из 37-мм пушки М-9 (боезапас 15 снарядов), двух пулемётов калибра 12,7 мм (боезапас на ствол 200 патронов) и паре по 7,62 мм (500 патронов на ствол). Взлетный вес YР-38 доходил до 6514 кг, а максимальная скорость на 6100 м -652 км/ч.

Новаторский самолёт оказался достаточно сложным и дорогим в производстве. Поэтому лишь 17 сентября 1940 года первый YР-38 поднялся в воздух. Ещё раньше двухбалочным истребителем заинтересовались Англия и Франция. В мае 1940-го в Нью-Йорке побывали закупочные комиссии этих стран, подписав с "Локхидом" предварительный контракт на поставку истребителей. Французские ВВС планировали приобрести 417 самолётов, а Великобритания - 250. Однако уже в июне по Парижу маршировали части вермахта, и французский заказ пришлось аннулировать.

"Лайтнинги" заказали и ВВС США. К первой партии из 80 Р-38 вскоре добавили ещё 66 самолётов. Серийные Р-38 были идентичны YР-38, но с пулемётами калибра 12,7 мм. За 30 серийными Р-38 (без буквенной добавки после номера), последовали 36 Р-38D, отличавшиеся протектированными баками, бронеплитами у лётчика и доработанной кислородной системой. Самолёту сразу присвоили индекс "D", чтобы унифицировать истребитель по обозначению, с уже имевшимися самолётами Р-39D и В-24D, на которых выполнили подобные доработки. Таким образом, пропустили индексы "С" и "B", а букву "А" отдали экспериментальному ХР-38А с гермокабиной.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Пока шла подготовка к выпуску серийных машин, пилоты фирмы "Локхид" и ВВС США тщательно облетали предсерийные YР-38. При лётных испытаниях "Лайтнингов" столкнулись с двумя неприятными проблемами - вибрацией хвостового оперения и плохой управляемостью при пикировании на больших скоростях. С вибрацией хвостового оперения справились достаточно легко, установив на руль высоты балансировочные грузы и доработав зализы в месте сопряжения крыла с фюзеляжем (завихрение потока теперь уменьшилось). А со второй проблемой возились долго. Из-за сжимаемости воздуха на скоростях пикирования при числах М= 0,7-0,75 руль высоты становился практически неэффективным. Пришлось испытывать различные профили и конструкции в аэродинамической трубе. Лишь к 1944 (!) году задачу окончательно решили, и на всех Р-38 сняли ограничения скорости при пикировании.

За первой партией Р-38 и Р-38D ВВС США заказали дополнительно 40 самолётов. Серийные Р-38 были готовы в июне 1941 года, а Р-38D сошли с конвейера в октябре. В декабре после нападения японских авианосцев на Перл-Харбор, США вступили во Вторую мировую войну и заказы на новый самолёт резко возросли. К тому времени на стапелях находились две очередные модификации "тридцать восьмого" - Р-38Е и "Модель 322-В"- (экспортный вариант для Великобритании). Теперь самолёту, кроме индекса, присвоили и собственное имя. Сначала было предложено имя "Атланта", но окончательный выбор остался за более благозвучным "Лайтнингом". Англичане всегда отличались особым мнением и присваивали экспортным самолётам свои имена. Но новый истребитель фирмы "Локхид" стал исключением, сохранив родное "американское" имя.

Королевские ВВС Великобритании к концу 1941 года планировали получить 667 "Лайтнингов" МкI и МкII. МкI соответствовал по оборудованию Р-38D, но с двигателями V-1710 (1090 л.с.) без турбокомпрессоров. Первый МкI в камуфляже Королевских ВВС и английскими опознавательными знаками взлетел в августе 1941 года. Три первых машины отправились за океан, где в испытательном центре Боскомб Даун приступили к оценочным полётам. Мнение английских пилотов о самолёте оказалось не очень высоким. В отчётах лётчики в первую очередь указывали на плохую маневренность "Лайтнинга", хотя в остальном данные были сопоставимы с другими двухмоторными истребителями того времени. К числу дефектов они относили и солнечные блики от мотогондол, мешавших безопасной посадке. Тем не менее, критика возымела действие и от поставки 143 "Лайтнингов" МкI отказались.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Работы по сборке этих машин уже шли и 140 из них передали в ВВС США. Самолёты получили собственный индекс Р-322 (от "Модели-322В") и летали только над территорией США. 40 Р-322, находившиеся в строю к 7 декабря 1941-го, с началом боевых действий направили охранять западное побережье страны. Невостребованные "англичане" базировались на Аляске и Алеутских островах. Большинство Р-322, получивших в дальнейшем более мощные двигатели серии "F", летали до1945 года, преимущественно в качестве учебных машин.

Не попали в Англию и 524 "Лайтнингов" МкII с двигателями V-1710F5L (1150 л.с.) с турбокомпрессорами. Лишь одну машину успели в октябре 1942-го перекрасить в камуфляж Королевских ВВС, но остальные самолёты остались на родине под индексами Р-38F и Р-38G. Эти модификации заменили на конвейере "Лайтнинги" Р-38Е, выпускавшиеся с осени 1941 года.

Р-38Е (всего выпустили 310 машин) отличался 20-мм пушкой М-1 (вместо ненадёжной М-9), доработанными гидро- и электросистемой и увеличенным боезапасом пулемётов. В конце 1941-го два самолёта этого варианта переделали в фоторазведчик F-4. Всё вооружение заменили на четыре фотокамеры. В 1942 году подобным доработкам подвергли ещё 97 Р-38Е, также перекрестив их в F-4.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Р-38F отличался от Р-38Е двигателями V-1710-49/57 (1225 л.с.). Со стапелей сошли 547 "Лайтнингов" с буквой "F", из которых 20 - в варианте фоторазведчика F-4А. "Молнии" с высотными моторами V-1710-51/55 получили индекс Р-38G, а Р-38Н оснащался парой V-1710-89/91 (1425 л.с.). И у этих вариантов имелись безоружные фото версии. Из 1462 Р-38G 180 стали разведчиками F-5А, а ещё 200 получили номер F-5В (отличались фотооборудованием). Среди 601 Р-38Н разведчики F-5С составляли 128 самолётов.

Летом 1943 года проходил испытания опытный ХР-50 (созданный на базе Р-38С), предназначенный для высотной разведки. В этой машине в увеличенном фюзеляже нашли место для наблюдателя. Он отвечал за работу фотокамеры К-17 в кабине и панорамного фотоаппарата в хвостовой балке. А пилот, в случае необходимости, мог вести огонь из пары оставленных пулемётов. Правда, серийный выпуск этого варианта не состоялся.

Кроме использования различных двигателей, конструкторы "Локхида" вводили и другие изменения в "Лайтнинги". В январе 1942-го установили узлы для двух подвесных баков по 568 л или 1136 л. Крыло усилили, а при необходимости на эти узлы вешались бомбы по 454 кг или 762 кг. С дополнительными топливными ёмкостями дальность "Лайтнинга" значительно выросла, что наглядно доказал перелёт в августе 1942-го Р-38F через США. Залитая «под завязку» топливом "Молния" без вооружения и парой баков по 1136 л за 13 часов преодолела 4677 км, а остаток бензина позволял пролететь ещё 160 км.

В конце 1942-го Р-38F испытали в качестве торпедоносца. Под крылом вешалась одна торпеда весом 875 кг и один бак на 1136 л (или две торпеды одновременно). Испытания прошли вполне успешно, но на фронте «Лайтнинг»-торпедоносец не появлялся. На этом же самолёте попробовали сброс 908-кг бомбы, и подобный истребитель-бомбардировщик успел повоевать в Европе в конце 1944 года. Для патрулирования над Тихим океаном конструкторы "Локхида" предложили создать поплавковый "Лайтнинг". Соответствующую документацию подготовили, но поплавки так и не установили.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».

Работали конструкторы над новыми высотными вариантами двухбалочной "Молнии". Первым "Лайтнингом" с гермокабиной, как уже говорилось, стал опытный ХР-38А. В ноябре 1942-го поднялся в воздух улучшенный вариант ХР-49 с двигателями "Континенталь" ХI-1430-1 (12-цилиндровый, V-образный перевёрнутого типа, жидкостного охлаждения), мощностью 1600 л.с. На этом "высотнике" планировали установить пару 20-мм пушек и четыре 12,7-мм пулемёта. Но в полёт единственный ХР-49 уходил безоружным, поскольку понадобилось разместить второго члена экипажа - инженера-наблюдателя. Ещё одной профессией для Р-38 стала буксировка планеров. В хвостовой части установили замки, и "Лайтнинг" в 1942 году успешно прошёл испытания по буксировке десантного планера Вако СG-4А. В том же году испытали в полёте воздушный газогенератор для постановки дымовой завесы наступающей пехоте.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Производство "Лайтнингов" увеличивалось с каждым годом. В 1941 году выпустили 207 истребителей, а в следующем - 1478. "Молнии", всё чаще привлекавшиеся к боевым вылетам, открыли счёт сбитым японским самолётам 4 августа 1942 года. В этот день пара Р-38 343-й истребительной группы, взлетев с аэродрома Адак на Аляске, обнаружила и сбила две летающие лодки "Каваниши" Н6К4 "Мэйвис".

В июле 1942-го "Лайтнинги" участвовали в операции "Болеро"- переброске самолётов из США на базы в Великобритании. Первыми перебазировались 200 "тридцать восьмых" 14-й истребительной группы, пролетев с подвесными баками через Ньюфаундленд, Гренландию и Исландию. Каждую группу из четырёх истребителей вёл самолет-лидер Боинг В-17. "Лайтнинги" 27-й истребительной эскадрильи (1-я истребительная группа) остались в Исландии для патрулирования над северной Атлантикой. 15 августа 1942 года лётчик Р-38 этой эскадрильи одержал первую победу американских ВВС над немецким самолетом. "Лайтнинг" вместе с истребителем Р-40 (33-й группы) сумел сбить четырехмоторный Fw-200 "Кондор".

В ноябре 1942 года часть "Лайтнингов" перелетела из Англии на базы в Средиземном море для участия в операции "Торч" - высадке десанта союзников в Северной Африке. В небе над Тунисом двухбалочные "Молнии" зачастую выступали в качестве эскортных истребителей своих бомбардировщиков. Воздушные бои с немецкими и итальянскими самолетами случались довольно часто и шли с переменным успехом, сказывалась недостаточная маневренность тяжелых «Лайтнингов». Так, лишь 48-я истребительная группа с ноября 1942-го по февраль 1943-го потеряла 20 Р-38 и 13 лётчиков, из них пять машин - 23 января.

Однако "Лайтнинги" не оставались в долгу, считаясь в воздухе серьёзным противником благодаря хорошим скоростным характеристикам. 5 апреля экипажи 82-й группы ВВС США перехватили 17 самолётов "Люфтваффе", сбив 5. Их коллеги из 1-й истребительной группы были ещё более удачливыми, уничтожив в тот же день 16, а через четыре дня ещё 28 самолётов со свастикой на хвосте. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что практически все эти победы были над германскими бомбардировщиками. В октябре над Критом отличились лётчики 14-й группы. "Тридцать восьмые" атаковали соединение тихоходных Ju-87, в том бою (хотя сложно назвать это боем) командир группы заявил о семи лично сбитых "Юнкерсов". К тому времени "Лайтнинги" и сами всё чаще стали привлекаться к штурмовкам с подвешенными под фюзеляжем бомбами.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Хорошо зарекомендовали себя "Молнии" на Тихом океане. Ещё в августе 1942-го в Порт Морсби (Новая Гвинея) прибыла 39-я истребительная эскадрилья. Правда, из-за технических проблем с перегревом моторов в тропиках к реальным боевым вылетам приступили лишь к концу года, доработав систему охлаждения. Но уже в первом бою 27 декабря, американцы сбили несколько японских самолетов. Интересная информация сторон об итогах этого боя. Всего пилоты «Лайтнингов» заявили об 11 сбитых японских машин (в некоторых статьях указывается даже 15 самолетов), в том числе пару записал на себя будущий лучший американский ас Ричард И. Бонг. При этом лишь один Р-38 лейтенанта Спаркса получил в этом бою повреждения двигателя. Японские пилоты 11-го сентая объявили, в свою очередь, о семи сбитых «Лайтнингах». В действительности же, согласно имеющимся документам, 582-й кокутаем был потерян в бою один «Зеро», второй А6М был поврежден и разбился во время вынужденной посадки (пилот остался жив), кроме того, один «Вэл» был сбит, а другой бомбардировщик вернулся на базу с повреждениями. В 11-й сентае потеряли два Ки-43 «Хаябуса» и одного пилота. При этом стоит учесть, что, кроме Р-38, в том бою участвовали и Р-40, которым как раз поспешили помочь «Лайтнинги».

"Лайтнинг" с его большой дальностью идеально подходил для патрулирования над огромными океанскими просторами. Именно поэтому 18 апреля 1943-го на атаку японских бомбардировщиков с адмиралом Ямамото на борту отправились 18 "Молний" 339-й эскадрильи. Из перехваченной радиограммы американцы узнали о прибытии на остров Бугенвиль командующего флотом Страны восходящего солнца и такой шанс упускать не собирались. Пролетев над океаном около 700 км, "Лайтнинги" точно вышли на противника в расчётное время. После скоротечного боя японским морякам пришлось выбирать нового командующего. По заявлению американцев, они сбили три бомбардировщика "Мицубиси" G4М и три истребителя А6М "Зеро", потеряв в бою один "Лайтнинг".

Через два месяца фамилии лётчиков 339-й эскадрильи вновь были на устах у личного состава ВВС. "Молнии" соединения перехватили большую группу пикировщиков Аичи D3А под прикрытием истребителей "Зеро". Больше других после посадки качали лейтенанта Мюррея Шубина. За один боевой вылет пилот записал на свой счёт шесть воздушных побед, сразу став лучшим американским асом на Тихом океане.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Проблемы с охлаждением двигателей "Лайтнинга" привели к созданию очередной модификации - Р-38J. Теперь воздух после турбокомпрессоров, прежде чем попасть в карбюратор, охлаждался в дополнительных радиаторах под коком винта. А радиаторы в балках получили более широкие боковые воздухозаборники. Благодаря доработкам мощность двигателей V-1710-89/91 на высоте возросла, Р-38J на 9145 м развивал скорость до 665 км/ ч, а дальность с подвесным баком 1136 л составляла 3218 км.

Всего собрали 2970 Р-38J, которые, по мере выпуска, постоянно совершенствовались. В частности, увеличили ёмкость крыльевых баков на 416 л. На модификации Р-38J-25 появились подкрыльевые щитки, облегчавшие управление самолётом при пикировании. Вскоре серийные Р-38J оснастили бустерами элеронов. Таким образом, тяжелый "Лайтнинг" первым среди всех истребителей получил гидроусилители в управлении.

За Р-38J последовал вариант Р-38L с моторами V-1710-111/113 (1475 л.с.), выпущенный в количестве 3923 машин. Более 700 "Молний" Р-38J и L переоборудовали в разведчики F-5Е, F и G (отличались фотооборудованием). Опытной модификацией стал Р-38К с двигателями V-710-75/77 и винтами большего диаметра. Но новые моторы потребовали серьёзно изменить конструкцию крыла (пришлось бы менять заводскую оснастку), поэтому серия не состоялась.

На фирме "Локхид" не прекращались работы по усовершенствованию уже выпущенных "Лайтнингов". На Аляске облетали Р-38G с убираемыми лыжами. Полёты прошли успешно, но заказов для строевых частей не последовало. Проводились на "Молниях" и испытания различного вооружения. На полигоне аэродрома "Райт Филд" Р-38L поднимался в воздух с мощной батареей из трёх пулемётов калибра 15,24 мм и восьми калибра 12,7 мм, а под каждой плоскостью стояло ещё по спарке крупнокалиберных пулемётов. Но для применения на фронте конструкторы выбрали ракетное оружие. Под крылом появились направляющие для неуправляемых ракетных снарядов НVAR. Сначала они располагались по семь в ряд под каждой плоскостью. А окончательным стал вариант с пятью ракетами с каждой стороны, вешавшиеся на одном узле "ёлочкой".

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Р-38G послужил базой для лёгкого бомбардировщика, получившего название "Друп Снут" (Вытянутый нос). В удлинённой носовой части установили плексигласовый фонарь и добавили в экипаж штурмана, отвечавшего за работу бомбоприцела "Норден". На заводе под Белфастом таким образом доработали 25 "Лайтнингов", вошедших в состав 8-й воздушной армии ВВС США. Ещё одной разновидностью "Друп Снута" стал вариант с радиолокационным прицелом АТ/АРS-15 в носу, за которым сидел штурман-оператор. Радарный прицел поставили на несколько десятков Р-38L, также воевавших в Европе.

Первый боевой вылет "Вытянутые носы" совершили 10 апреля 1944-го, атакуя цели под Дизиром. Две эскадрильи 55-й истребительной группы выполняли роль бомбардировщиков, а прикрывали их сверху одноместные "Лайтнинги". Каждый "Друп Снут" нёс по одной 454-кг бомбе и подвесному баку. Хотя цель была прикрыта облаками, штурманы точно вышли на точку сброса. В дальнейшем "Лайтнинги"-бомбардировщики выполняли вылеты с одной или даже парой более крупных бомб по 908 кг, но уже без баков.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Главной профессией "Молний", естественно, оставалась "истребительная" работа. До целей в Германии американские бомбардировщики В-17 и В-24 очень часто сопровождали именно "Лайтнинги", благодаря их большой дальности. Были и исключения. В июне 1944-го одноместные "тридцать восьмые" 82-й истребительной группы атаковали с пикирования нефтезаводы в Плоешти. Румынские зенитчики и лётчики хорошо подготовились к "встрече", сумев сбить 22 "Молнии".

В дальнейшем "Лайтнинги" 82-й и 14-й истребительных групп участвовали в так называемых "челночных" рейсах, сопровождая бомбардировщики В-17 и В-24. Американцы взлетали с баз в Италии, сбрасывали бомбы над Румынией и Германией, а посадку совершали на советских аэродромах. Здесь после дозаправки и отдыха экипажи уходили в обратный полёт. Но с лётчиками "Молний" "сталинские соколы" могли близко познакомиться не только в столовой аэродрома Полтавы. Осенью 1944-го между союзниками в небе Югославии состоялся реальный воздушный бой.

Эти события произошли после освобождения Белграда Красной Армией. В начале ноября по дороге в районе города Ниша шёл маршем стрелковый корпус генерал-лейтенанта Г.П. Котова. Прикрытие с воздуха отсутствовало, поскольку в этом районе авиации противника не было. Недалеко от города базировался истребительный полк 17-й воздушной армии, которым командовал майор Д. Сырцов. Обстановка на аэродроме была спокойной, а в этот день дежурило звено капитана А. Колдунова (будущего дважды Героя Советского Союза, маршала авиации и главкома ПВО страны). В небе послышался рёв самолётов. Сырцов с тревогой посмотрел в небо, хотя был уверен, что немцев здесь быть не должно. Но самолёты оказались американскими Р-38, которые, казалось, по своей инициативе собирались прикрывать с воздуха наши войска, хотя нужды в этом не было. Однако вскоре "Лайтнинги" встали в круг и один за другим стали заходить на атаку колонны. Вся дорога тут же окуталась дымом. Наши солдаты размахивали красными знамёнами и белыми лоскутами, сигнализируя американцам, что те напали на союзников. Но бомбы продолжали сыпаться вниз. Сырцов тут же бросился на свой аэродром. Над ним низко пронеслась шестерка Р-38 и сбила наш взлетавший истребитель Як-9. Ещё не добежав до КП, комполка увидел, как взлетел самолёт Колдунова, а за ним ещё два "Яка". Сырцов приказал поднять весь полк, взлетел и сам. По рации он несколько раз передал: "Огня не открывать! Подавать сигналы, что мы свои". Но американцы подбили ещё один наш истребитель, летчик которого, к счастью, успел выпрыгнуть с парашютом.

Тем временем Колдунов врезался в многочисленную группу "Лайтнингов" и с близкого расстояния расстрелял сначала одного, а затем другого. Ему удалось повторить атакующий манёвр, и вскоре ещё два "союзника" оказались на земле. А всего наши асы сбили семь самолётов. Один американский лётчик на парашюте спустился у дороги и был подобран пехотинцами. Поскольку допросить на месте было некому, Сырцов отправил его в штаб 17-й армии. Во время этого налёта погибло много наших солдат, в том числе и командир корпуса боевой генерал Г.П. Котов. Всех погибших похоронили на месте, и по воспоминаниям Колдунова и Сырцова, на могилах несколько дней не гасли свечи, зажжённые местными жителями. Для разборки инцидента в полк прилетел командующий 17-й воздушной армией генерал В. Судец. Его точка зрения была такой - советские лётчики действовали правильно и отличившихся необходимо отметить. Но донесения в штаб армии не писать, корреспондентам сведений не давать. Никто не хотел портить отношения с союзниками без высокой команды сверху.

Последней модификацией стал двухместный ночной истребитель Р-38М. Выпуск заказанного фирме "Нор-троп" "ночника" Р-61 "Чёрная вдова" затягивался, и временно решили создать подобную машину на базе "Лайтнинга". Опыты с установкой на самолет РЛС сначала выполнили инженеры в строевых частях. В 6-й истребительной эскадрилье на Новой Гвинее два Р-38G переделали в ночной истребитель собственными силами. Радар SCR-540 разместили в подвесном баке, а место оператора оборудовали за лётчиком. Правда, эскадрилью вывели в США раньше, чем успели испытать конструкцию в реальном бою.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».

На фирме "Локхид" доработки выполнили уже более профессионально. Локатор АN/АРS-4 в сигарообразном контейнере вешался под носовой частью, а оператор сидел за пилотом. После испытательных полётов со стрельбой оказалось, что вылетавшие гильзы повреждают обтекатель РЛС. Пришлось перенести радар под правую плоскость. Несколько доработанных Р-38J передали для испытаний в 481-ю тренировочную группу. После оценочных полётов, ВВС США заказали 75 машин, получивших индекс Р-38М. Первые серийные Р-38М были готовы в начале 1945-го, и в боевых действиях участия принять не успели. После капитуляции Японии ночные "Лайтнинги" базировались в побежденной стране до начала 1946-го, входя в состав 418-й и 421-й эскадрилий.

Во Второй мировой войне "Молнии" успели полетать и с опознавательными знаками Франции. После высадки англо-американских войск в Африке, Франция вошла в антигитлеровскую коалицию и получила самолёты от союзников. Разведгруппе II/33 первой поставили в ноябре 1943-го шесть фоторазведчиков F-4А, а затем и F-5А. Части базировались в разное время в Италии, Сардинии, Корсике и Франции. Самым известным французским пилотом "Лайтнинга", несомненно, был писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который погиб на своей безоружной "Молнии", не вернувшись из полёта 31 июля 1944 года. По данным архивов "Люфтваффе", в этот день немцы сбили лишь один двухбалочный истребитель "Локхида". Поэтому точно известно, что Экзюпери стал жертвой "Фокке-вульфа" Fw 190D-9.

Три фоторазведчика F-4 передали в ВВС Австралии, где их использовали для наблюдения за японцами в конце войны. 15 "Лайтнингов" (в основном разведчики F-5) в 1944-45 годах американцы направили Китаю. С началом гражданской войны в стране эти самолёты оказались как у Чан Кай-Ши, так и у коммунистов Мао. Ещё одной страной, получившей на вооружение двухбалочную "Молнию", стала Португалия, но здесь в дело вмешался случай. В ноябре 1942-го пара Р-38F совершала перелёт из Англии в Северную Африку. По ошибке пилоты стали садиться в Лиссабоне. Один из лётчиков сразу разобрался в ситуации и, не выключая мотора, тут же поднялся в воздух. Но вторая машина взлететь не успела и досталась португальцам в качестве трофея. Самолёт вошёл в эскадрилью ВВС страны. В декабре в эту эскадрилью включили ещё и 18 истребителей "Белл" Р-39 "Аэрокобра". Они тоже по ошибке приземлились в Португалии.

После окончания войны "тридцать восьмой" довольно быстро сняли с вооружения ВВС США, хотя другие поршневые истребители (Р-51 и Р-47) продолжали нести боевую службу. Несколько "Молний" оставались в строю до 1949 года, в качестве учебных машин. В 1947-м несколько десятков "тридцать восьмых" направили Гондурасу в качестве военной помощи. Четыре самолета в 1961-м вернулись на родину, когда они представляли интерес уже как музейные экспонаты. Один «Лайтнинг» этой группы занял своё место в экспозиции музея ВВС США. В 1949-м, после образования НАТО, 50 "Молний" передали Италии. Их служба была недолгой, и вскоре в строевых частях поршневые истребители фирмы "Локхид" заменили на реактивные "Вампиры".

Таким образом, двухбалочные "Молнии" находились на вооружении чуть больше 10 лет, и стали единственными американскими истребителями, чьё серийное производство началось до Перл-Харбора, а продолжалось вплоть до капитуляции Японии. К августу 1945-го выпустили в общей сложности 9923 самолёта всех модификаций. Хотя серии других поршневых истребителей (Р-39 "Аэрокобра", Р-47 "Тандерболт" и Р-51 "Мустанг") по количеству превосходили самолёт "Локхида", на отношении лётчиков к машине это не сказывалось. Пилоты любили свои "Молнии" за большую дальность и надёжность - два мотора всегда лучше, чем один. Уступая одномоторным машинам в маневренности, "Лайтнинг" был очень хорош для дальних патрулирований на высоте.

Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель  Р-38 «Лайтнинг».


Источники:
Фирсов А. Локхид Р-38 "Лаитнинг"/// Авиация и космонавтика. 1998. №4. С. 37-52.
Котельников В., Кондратьев В. Дорогая "Молния". // АвиаМастер. 2002. №4. С.19-37
Иванов С. Тяжёлый истребитель Lockheed P-38 Lightning. Война в воздухе. №103. С.2-8, 22-30.
Колов С. Блеск "Молнии" - в десять лет. // Крылья Родины. 1996. №10. С.18-23.
Медведь А. Локхид Р-38 "Лайтинг". М.: Арсенал–Пресс; Элакос, 1994. С.6-32.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №13. C. 46-50.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 61
  1. V.ic 28 июня 2016 06:50
    Оценка статье: ОТЛИЧНО! А самолёт красивый.
  2. Цой 28 июня 2016 06:56
    Подробная отличная статья. Спасибо.

    На Р38 летал Сент Экзюпери. И 31 июля 1944 улетев на разведку не вернулся.
    1. Лопатов 28 июня 2016 07:39
      "Летал" эт громко сказано. Ему приходилось выбивать себе вылеты чуть ли не шантажом. Надо отдать американцам должное, они понимали значимость писателя, и делали всё, чтобы держать его от войны подальше. О чём говорить, сбившего его немца привели в авиацию его же книги...

      Но оставаться в стороне он не мог. Это противоречило философии Экзюпери.
      1. Цой 28 июня 2016 07:54
        «У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Но, разумеется, нынешнюю мою жизнь — завтрак в шесть утра, столовую, палатку или белённую известкой комнату, полёты на высоте десять тысяч метров в запретном для человека мире — я предпочитаю невыносимой алжирской праздности… …я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть, что делать и после неё» (из письма Жану Пелисье 9—10 июля 1944 г.)

        Кстати недавно узнал, что Булгаков познакомился с Сент Экзюпери в Москве, и даже упомянул его в своих воспоминаниях как "какой-то пилот, тоже книги пишет"...
      2. Ратник2015 28 июня 2016 09:49
        Цитата: Лопатов
        Ему приходилось выбивать себе вылеты чуть ли не шантажом. Надо отдать американцам должное, они понимали значимость писателя, и делали всё, чтобы держать его от войны подальше.

        Поэтому и дали ему вариант невооружённого скоростного разведчика, чтобы тем самым оградить от участия в возд.боях. Но к сожалению прекрасный писатель оказался видимо не столь прекрасным пилотом и был сбит атакой немецкого истребителя.
        1. sivuch 29 июня 2016 10:36
          Он был летчиком-разведчиком и очень неплохим.
          А что он мог вообще сделать на невооруженной машине(хоть бы пара пугачей 7.62 была)?.НЯЗ,предполагалось,что высотные х-ки Латнинга достаточны,чтобы в случае необходимости унести ноги.Но Сент-Экзюпери напоролся на новый Fw-190D
          Интересно,что немецкий летчик в отчете наврал,что Лайтнинг аиаковал первым(его самого послали на разведку с приказом в бои не ввязываться)
      3. Vlad.by 8 августа 2016 13:25
        ушел в Зазеркалье...
    2. Kenneth 28 июня 2016 08:47
      Не так давно самолет экзюпери нашли. Нашелся также немец сбивший его.
      1. Цой 28 июня 2016 10:02
        Цитата: Kenneth
        Не так давно самолет экзюпери нашли.


        В 1998 году близ Марселя моряк нашел браслет принадлежавщий Экзюпери. До этого думали что он разбился в Альпах. На нём было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-5B-1-LO (самолёт дальней фоторазведки), который пилотировал Экзюпери.
  3. Штык 28 июня 2016 06:57
    Hа такой же машине, только в варианте фоторазведчика, летал и погиб Сент- Экзюпери.
  4. Kenneth 28 июня 2016 08:48
    Жаль что автор не нашел отчет о бое с лайтингами як-9. Там описание боя было немного другим.
    1. Ратник2015 28 июня 2016 09:42
      Цитата: Kenneth
      Жаль что автор не нашел отчет о бое с лайтингами як-9. Там описание боя было немного другим.

      А вы не могли бы его нам озвучить ?
      1. Комментарий был удален.
      2. DenZ 28 июня 2016 10:04
        Цитата: Ратник2015
        А вы не могли бы его нам озвучить ?

        Пару лет назад было в журнале "Арсенал-коллекция" Дома этот номер лежит.
        На сколько помню и наши сбили Лайтнингов и наших немного сбили. в общем все по ошибке и в пылу боя не сразу заметили что против американцев воюют ( сам не пойму как так).
        1. dkflbvbh 29 июня 2016 13:38
          А что тут не понятно?.. Давно читал (не помню где), что америкосы и англо-саксы (гниды ещё те) специально бомбили наши войска, что бы остановить их продвижение и не пустить в Грецию, где в то время в связи с приближением наших войск поднялось восстание (партизан там хватало)... В итоге Грецию оккупировали "союзнички" и англо-саксы задавили партзанско-коммунистическое восстание...
          Вот в этой статье получил подтверждение того боя, а то кому не рассказывал верили с натяжкой.
          1. Vlad.by 8 августа 2016 13:56
            Так о налете Р-38 под Нишем много публикаций. Даже Вики отметилась.
            Вот к примеру:
            http://alternathistory.com/boi-s-ramami-7-noyabrya-1944-goda
            или
            http://10otb.ru/content/history/souzniki/nish_07.11.1944.html
      3. Комментарий был удален.
      4. Гамдлислям 28 июня 2016 11:19
        Цитата: Ратник2015
        А вы не могли бы его нам озвучить ?

        Даю ссылку на статью В0 "Многоцелевой истребитель P-38 «Lightning»" от 2 октября 2015, где в коментариях описывается подробно этот бой:
        https://topwar.ru/83599-mnogocelevoy-istrebitel-p-38-lightning.html
      5. Kenneth 28 июня 2016 12:32
        В статье 2а по палубники в комментариях я давал выдержки отчета и ссылку в тч на архивное дело. Меня больше всего поразило вывод о том что лайтинг маневренней як и заходил ему в хвост. Хотя скорее всего это достигалось использованием закрылков и игрой тягой двигателей.
    2. gladcu2 28 июня 2016 17:18
      Kenneth

      We believe to Russian bios.

      :)
  5. Kenneth 28 июня 2016 08:50
    Самолет лучших асов. Как у нас Р39
    1. Як-3П 28 июня 2016 09:47
      Покрышкин перевооружал к концу войны свою дивизию на Ла 7,пока не погиб(учебный вылет) его ученик-друг Клубов на нём..но всё равно Ла оставил..и сбитые над шоссе Фв были сбиты на "лавочке" молодыми ...это про фильм"В Небе Покрышкин"
      1. Kenneth 28 июня 2016 12:43
        Покрышкин одержал на кобре 48 побед. Также на кобре летали Речкалов , Амет хан , Гулаев,Фадеев.
      2. Гамдлислям 28 июня 2016 15:25
        Цитата: Як-3П
        Покрышкин перевооружал к концу войны свою дивизию на Ла 7,пока не погиб(учебный вылет) его ученик-друг Клубов на нём..но всё равно Ла оставил..и сбитые над шоссе Фв были сбиты на "лавочке" молодыми ...это про фильм"В Небе Покрышкин"

        Уважаемый коллега Дым, благодаря Вам, пересмотрел фильм "В Небе Покрышкин". В фильме Александр Иванович и его лётчики летают на "Аэрокобрах".
        В фильме есть лишь один эпизод с взлетающими Ла-5. Закадровый голос прокоментировал, что в воздух поднимаются гвардейцы Марова.
    2. Dimon19661 28 июня 2016 13:21
      А Иван Кожедуб летал на ЛА-5,ЛА-7.(самый результативный летчик СССР)
  6. Як-3П 28 июня 2016 09:37
    как разведчик хороший но как ястреб очень плох..ГСС Колдунов действовал звеном!! против практически полка лайтингов..сильно превышено пяндосовское..вспомнить Кожедуба и его первые жертвы в виде Р-51 2шт и слова Новикова--в счёт будущей войны---
    1. Kenneth 28 июня 2016 12:45
      Бонг на лайтинг валил в основном истребители
      При чем тут Кожедуб непонятно.
    2. veteran66 29 июня 2016 19:24
      "В воздушном бою самолетов Як-9 с самолетами Лайтинг последние показали хорошую горизонтальную маневренность и при ведении воздушного боя на виражах преимущество осталось за самолетами Лайтинг, которые легко заходили в хвост самолетам Як-9, имеющим значительно больший радиус виража, чем самолеты Лайтинг." Вывод наших пилотов после того боя. Стратех диванный, блин!!
  7. Ратник2015 28 июня 2016 09:40
    Статья можно сказать образцовая ! Чётко, взвешенно, множество редких и вообще новых фактов ! Автор - профи с большой буквы !

    Цитата: Инженер-технарь
    К числу дефектов они относили и солнечные блики от мотогондол, мешавших безопасной посадке.
    Не знал что именно при посадке создавали проблемы - вроде как они даже в бою создавали неудобство и поэтому верхи мотогондол закрашивали специальной антибликовой краской (как и капоты двигателей Мустангов тех же).

    Цитата: Инженер-технарь
    Залитая «под завязку» топливом "Молния" без вооружения и парой баков по 1136 л за 13 часов преодолела 4677 км, а остаток бензина позволял пролететь ещё 160 км.
    Поистине фантастическая дальность, не знал о таком рекорде !

    Цитата: Инженер-технарь
    В небе над Тунисом двухбалочные "Молнии" зачастую выступали в качестве эскортных истребителей своих бомбардировщиков. Воздушные бои с немецкими и итальянскими самолетами случались довольно часто и шли с переменным успехом, сказывалась недостаточная маневренность тяжелых «Лайтнингов». Так, лишь 48-я истребительная группа с ноября 1942-го по февраль 1943-го потеряла 20 Р-38 и 13 лётчиков, из них пять машин - 23 января.
    Как ни странно, но несмотря на уже известную правильную для P-38 тактику боя и высокую выпускную квалификацию пилотов, американцы почему то действовали расслаблено и халатно ("мы сейчас наваляем этим макаронникам и бошам"!). А против них были брошены силы итальянских и немецких асов Пустыни, которые оказались очень опасными противниками и неизвестно к чему бы пришли союзники, если бы у фашистских государств в небе Туниса было бы намного больше самолётов.

    Выпуск заказанного фирме "Нор-троп" "ночника" Р-61 "Чёрная вдова" затягивался, и временно решили создать подобную машину на базе "Лайтнинга". Опыты с установкой на самолет РЛС сначала выполнили инженеры в строевых частях.
    Вообще не знал что был ДВУХМЕСТНЫЙ вариант (интересно, каких по габаритам людей брали в операторы радара тогда ?) и ещё и ночного ! (хотя при достаточно слабой активности японцев и серьёзному дефициту у них пилотов, достаточно квалифицированных для полётов ночью, наличие таких самолётов у янки в целом было наверное излишеством).

    Цитата: Инженер-технарь
    Уступая одномоторным машинам в маневренности, "Лайтнинг" был очень хорош для дальних патрулирований на высоте.
    Ну как сказать - он был ещё и очень хорош как универсальный "самолёт вторжения", так сказать американский аналог "Москито". И приведённый пример с налётом на Плоешти - это был лишь один неудачный бой, тогда как во Франции "Лайтнинги" стали грозой всего что движется по земле.
  8. rubin6286 28 июня 2016 10:52
    Статья интересная, познавательная. Жаль, что автор не исследовал вопрос ознакомления советских специалистов с конструкцией этой замечательной машины в предвоенные годы. По ряду причин в тот период в СССР не могло быть налажено производство такого самолета, но ряд технически грамотных и конструктивно продуманных решений американских специалистов могли быть использованы советскими конструкторами при создании новых боевых самолетов. Конструктивно совершеннее, рациональнее могли стать не только СБ, ДБ-3 , но и новые ВИТ-2, ББ-22 и Пе-2. В послевоенное время в КБ П.О.Сухого был построен разведчик-корректировщик двухбалочной схемы, но конструкция его не несла и половины той новизны, что была в П-38 «Лайтнинг» и была признана морально устаревшей и неперспективной.
    1. амурец 28 июня 2016 11:23
      Цитата: rubin6286
      . В послевоенное время в КБ П.О.Сухого был построен разведчик-корректировщик двухбалочной схемы, но конструкция его не несла и половины той новизны, что была в П-38 «Лайтнинг» и была признана морально устаревшей и неперспективной.

      В 1931 был построен истребителльИ-12(АНТ-23).Тоже 2-х балочной схемы.Построен он был по той причине,что балками фюзеляжа служили динамо-реактивные пушки Курчевского.http://airwar.ru/enc/fww1/i12.html Это ссылка на самолёт.
    2. gladcu2 28 июня 2016 17:25
      rubin6286

      В СССР небыло необходимости в тяжелых истребителях сопровождения. Точнее и скорее всего, что вопрос такой ставился, но решение пало на развитие фронтовой авиации. В силу разных концепций и разный подход в развитии авиации.

      Тот двухбалочный высотный разведчик. Сделанный в СССР это была попытка следовать немецкой схеме. Так как у немцев "рамы" работали эффективно.
      1. Гамдлислям 28 июня 2016 20:09
        Цитата: gladcu2
        В СССР небыло необходимости в тяжелых истребителях сопровождения.

        Уважаемый коллега, в довоенные годы в СССР разрабатывались довольно много проектов тяжёвых истребителей сопровождения. До войны были построены и проходили испытания опытные образцы:
        Та-1 и Та-3 (главный конструктор Таиров Всеволод Константинович). Увы, конструктор погиб в октябре 1941 г. в авиакатострофе. Тема была закрыта в 1942 году;
        ВИ-100 "Сотка" (гл. конструктор Петляков Владимир Михайлович, погиб в авиакатастрофе в 1942 г). На базе этой машины был изготовлен пикирующий бомбардировщик Пе-2 и тяжёлый истребитель Пе-3, выпускавшиеся серийно;
        Опытные машины ТИС (гл. конструктор Поликарпов Николай Николаевич, умер в 1944 г) После смерти конструктора тема закрыта;
        Гр-1(ИДС) (гл. конструктор Грушин Пётр Дмитриевич). Самолёт в ходе испытаний получил серьёзные повреждения и в дальнейшем (в условиях войны) не востанавливался. Грушин П.Д. продолжил работу уже в должности зама Лавочкина С.А.
        Пе-3И (ДИС) (гл. конструктор Мясищев Владимир Михайлович) Это фактически заново сконструированный самолёт, по ТТХ превосходящий П-38 "Лайтинг", и по дальности тоже. Самолёт прошёл испытания, но в серию не запускался.
        1. gladcu2 2 июля 2016 03:57
          Гамдлислям

          Ну, если брать период ВОВ , то для СССР небыло необходимости в таком самолёте.

          А разрабатывалось много чего.
      2. rubin6286 28 июня 2016 21:41
        Имея полный комплект документации на машину, можно воспроизвести ряд отдельных узлов и элементов ее конструкции, убедиться в их работоспособности и эффективности в сравнении с уже существующими, после чего принять решение об использовании на отечественной технике( копирование) либо отказе от этого. «Лайтнинг» в этом отношении весьма показателен. По состоянию на 1938 год, он, с точки зрения конструкции, был поистине уникальной машиной. Если в целом наша авиапромышленность не была готова к воспроизведению этого самолета, то в отношении отдельных элементов конструкции, как говорится, «разговор особый». Я намеренно не развиваю эту тему, давая пищу для размышлений и интереса к технической литературе молодым любителям авиации, как понимающим в влиянии «заднего крыла на тангаж», так и студентам колледжей и ВУЗов соответствующей направленности.
  9. Оператор 28 июня 2016 11:09
    Дело не в квалификации немецких или советских пилотов, щелкавших Лайтинги как семечки.
    Проблема была в самом Лайтинге - тяжелом двухмоторном самолете, с корявой аэродинамической схемой, низкой тяговооруженностью, малой скоростью и скороподъемностью.
    Лайтинг мог сбивать только еще более неуклюжие бомбардировщики противника, следующие без истребительного сопровождения. Победы в воздухе над немецкими и японскими истребителями достигались лишь в случае многократного превосходства Лайтингов.
    Этот эрзац в классе экскортных истребителей был заменен сразу же после принятия на вооружение Мустангов. Лайтинги были переведены в разведчики и скоростные бомбардировщики, причем в последнем классе уступали по всем показателям специализированным Тандерболтам.
    1. Dimon19661 28 июня 2016 13:28
      Согласен-на малых и средних высотах,при условии количественного равенства -Лайтинг не мог конкурировать с советскими и германскими истребителями,вследствие более худшей маневренности.И кстати насчет дальности-японский Зеро имел дальность с полным вооружением-2600 км.
      1. pimen 28 июня 2016 13:38
        на счёт корявости схемы: ну два удлинённых, плавно сходящих на "нет" фюзеляжа при двухмоторной схеме - хорошо (хотя и лишний вес), но большое заднее крыло, обеспечивая хорошую жёсткость схемы, должно слишком сильно влиять на устойчивость по тангажу (без компьютерного-то управления), да и подтормаживать тоже. А вот развороты на двух разнесённых двигателях очень даже могут быть эффективными, возможно что даже не хуже, чем с современным измененяемым вектором тяги
        1. Оператор 28 июня 2016 14:57
          Классическая аэродинамическая схема истребителя из одного полноразмерного, а не из трех куцых корпусов, с одним, а не с двумя моторами, втрое (исходя из площади миделя) эффективнее по воздушному сопротивлению аэродинамической схемы Лайтинга.

          То, что Лайтинг как истребитель не был списан в утиль сразу же после появления на Тихоокеанском театре военных действий - всецело "заслуга" японских истребителей Зеро, которые обладали ещё худшими летно-техническими характеристиками из-за хилого мотора (но это уже вопрос к японским двигателестроителям).

          Дополнительным преимуществом Лайтингов над японскими (и некоторое время над немецкими в высотных боях) оппонентами было количественное превосходство Лайтингов - американцы массировали применение этих самолетов или отказывались от боя в случае равенства сторон.
          1. pimen 28 июня 2016 15:30
            на счёт преимущества "втрое"- вопрос вообще, и сильно зависящий от высоты полёта - в частности: например, тот же лайтнинг не слишком отставал от мустанга в скорости (630 к 700км/ч), имея суммарную мощность двигателей в 2300л.с. на 6500т взлётного веса, против 1400л.с. на 4600т у мустанга; и скороподъёмности (12м/c к 17м/c)
    2. voyaka uh 28 июня 2016 17:45
      "Проблема была в самом Лайтинге - тяжелом двухмоторном самолете, с корявой аэродинамической схемой, низкой тяговооруженностью, малой скоростью и скороподъемностью."////

      Вы только забываете, что весь боевылет, например, Ла-5 -
      (хорошего истребителя) не мог превышать 40 минут.
      Что это означает на практике? 15 минут туда - 10 минут боя -
      15 минут обратно на свой аэродром. Увлекся боем - бензин
      на нуле - вынужденная посадка на брюхо. Что часто и происходило.

      Лайтинг мог крейсировать на большой высоте часами. Атаковать сверху и
      возвращаться на высоту.
      1. Цой 28 июня 2016 18:23
        Цитата: voyaka uh
        Атаковать сверху и возвращаться на высоту.

        Что вписывалось в стандартную практиву ввс. Бум зум наше все.
      2. Оператор 28 июня 2016 18:23
        Я сравнивал эскортный истребитель Лайтинг с одноклассником - эскортным истребителем Мустанг.

        В реальной ситуации 1944 года высокоманевренным и более скоростным фронтовым истребителям Ла-7 вполне хватило десяти минут боя, чтобы одержать верх над Лайтингами, находившимися в большинстве.

        Для чистоты оценки надо сравнивать Лайтинг с советским эскортным истребителем Ла-11 (в части скорости, дальности, скороподъемности, удельной мощности и удельной нагрузки на крыло).
      3. gladcu2 28 июня 2016 20:08
        voyaka

        Лайтинги, тяжелый истребитель сопровождения.

        Ла-5 фронтовой истребитель.

        Разные концепции применения.
        1. voyaka uh 28 июня 2016 20:42
          Концепции разные, а воевать одним против других приходилось.
          Если Лайтинги ввязывались в "собачьи свалки" - проигрывали,
          а если атаковали истребители противника (которые шли на перехват высоко летящих бомберов)
          с высоты - выигрывали.
          1. gladcu2 2 июля 2016 04:02
            voyaka

            Ну в вартандере воевали. Есть представление, как пользоваться скоростью, высотностью, маневренностью.

            У каждого самолёта бойца свой стиль. Бум-зумить тоже можно, да и от бум-зума уходить тож можно, пока однажды не ошибаетесь и вас достанут.

            Хорошая эта игра, обучает истории.
  10. pimen 28 июня 2016 11:09
    Цитата: rubin6286
    . В послевоенное время в КБ П.О.Сухого был построен разведчик-корректировщик двухбалочной схемы, но конструкция его не несла и половины той новизны, что была в П-38 «Лайтнинг» и была признана морально устаревшей и неперспективной.

    а может и правильно? Москито даже в деревянном воплощении смотрелся ничуть не хуже
    1. 4-тыйПарасенок 11 июля 2016 22:32
      Цитата: pimen
      Москито даже в деревянном воплощении смотрелся ничуть не хуже

      laughing повеселило, спасибо. Москито это легкий высотный бомбер, большинство из них не имели пулеметов и имеющий раза два меньшую дальность, если не в 3.
  11. Lester7777 28 июня 2016 11:41
    Бризы Атлантики целовали
    Руки, горящие на штурвале.
    Под Антуаном - синее море и облака.
    Вдаль, над плечом - не встречен, не найден -
    В небе летит пылающий "Лайтнинг",
    Краткий сигнал, последний привет на всех языках.

    Благодарю, отличная статья!
  12. iouris 28 июня 2016 12:04
    Материал известный, но статья качественная. Спасибо автору за работу.
    Насчёт американской техники, вообще, и самолётов, в частности, можно сказать, что американцы (правительство США) не очень интересовались тем, что есть у противника и у союзников, полагая (впрочем, справедливо), что имеют подавляющее превосходство в технике над любым воюющим государством. Главную свою задачу они видели в том, чтобы реализовать в железе, испытать и отработать за счёт налогоплательщика максимальное число передовых технологий, чтобы после окончания войны создавать и продавать потребительские товары всему остальному миру. Сравнивать ЛТХ Р-38 с ЛТХ Bf-109 или Як-9 не совсем корректно - всёж-таки это разный класс самолётов, но США не делали лёгких истребителей (исключение, может Р-39 "Аэрокобра", который в армии США не применялся). Поэтому самолёт выдающийся, но в ВВС РККА вряд ли нашлось ему широкое применение.
    Для полноты картины следует дополнить версию гибели Антуана де Сент-Экзюпери.
    Обстоятельства его гибели всё-таки, скорее, версия.
    Ещё одна версия гибели Экзюпери - внезапное ухудшение состояния здоровья или потеря сознания из-за отказа кислородной системы в высотном полёте.
    Некоторыми исследователями высказывалось мнение, что Экзюпери, будучи гуманистом и убеждённым антифашистом, покончил таким образом жизнь самоубийством, не представляя, как можно будет преодолеть пропасть между ним и родственниками а, в широком смысле, с Францией, которые все эти годы активно сотрудничали с нацистами.
    Разумеется, официальной Франции и Европе последняя версия кажется очень неудобной. Но напомню, что господина Рено, который был поклонником и большим личным другом Гитлера, возможно, по прямому указанию де Голля просто тихо забили в тюрьме до смерти, а предприятия, сделавшие славу Франции фактически национализировали. Причём де Голль имел в распоряжении военные силы, костяк которых составляли коммунисты. После войны во Франции (а также в Италии, Греции) с большой вероятностью должны были прийти к власти именно коммунисты, причём демократическим путём. Ну или могла разразиться гражданская война. Думаю, Экзюпери это понимал.
    1. Цой 28 июня 2016 13:33
      Цитата: iouris
      что господина Рено, который был поклонником и большим личным другом Гитлера,


      А еще он был другом Чарли Чаплина и отдыхал вместе с ним до войны очень часто. Рено стал козлом отпущения за всех промышленников Франции что помогали рейху. Остальных ни коим образом не коснулось послевоенное преследование пособников фашистов. Ситроен к тому времени уже умер, а ведь с рено они конкурировали впритирку друг к другу. Наверное никто из них и подумать не мог что в 1976 гтду их компании объединят под одной крышей Рено-Ситроен.
    2. gladcu2 28 июня 2016 20:13
      iorius

      Вам бы фэнтези писать.

      По вашему Экзюпери должен думать, как школьник девятого класса.

      " Шеф, все пропало!!! Всё пропало!!!"
  13. Даос 28 июня 2016 12:26
    "лайт" пожалуй самая удачная попытка создать двухмоторный тяжёлый истребитель. Очень удачная схема размещения вооружения, отличный обзор и приличная для такой схемы маневренность. Это в итоге и определило длительную службу машины. И ещё, (для "критиков") не сравнивайте вы христа ради ТТХ "в лоб"... любые ТТХ это только цифры мало говорящие о реальной боевой эффективности машины...
    1. 4-тыйПарасенок 11 июля 2016 22:42
      Цитата: Даос
      "лайт" пожалуй самая удачная попытка создать двухмоторный тяжёлый истребитель.

      это самая разрекламированная попытка создать двухмоторный истребитель. Так нашу сотку убили еще во время летных испытаний требованием добавить в экипаж 2 человек, увеличением габаритов и заменой движков и тонны бензина на бомбы, лишний экипаж и лишний вес самолета. Даже получившийся Пе-2 с урезанной скоростью если пилотом был бывший истребитель умудрялся вести маневренный бой против немцев, хоть в 41-42, но мог.
  14. Комментарий был удален.
  15. Комментарий был удален.
  16. мотострелок 29 июня 2016 01:41
    А вот так выглядели ознакомительные полёты.
  17. Кир1984 29 июня 2016 08:20
    Наконец-то отличная статья про возможно самый красивый истребитель второй МВ smile
    Про него американские пилоты говорили - She climbs like a homesick angel - он рвется ввысь, как ангел, скучающий по дому.
    Вот красивый ролик про сохранившийся P38.
    Спасибо за статью.

    https://www.youtube.com/watch?v=p26NYiRXm2s&list=FLkfzWHzpaJLsA08Wf47_B7g&index=

    48
  18. Винни76 29 июня 2016 08:56
    Так вот оказывается в чью честь пингвин назвали. Самолет с недостатками, но нишу свою нашел, коммерчески успешный. А вот про внучека большие сомнения...
  19. DimerVladimer 11 октября 2016 09:33
    Хорошая статья - написана приятно и последовательно.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня