Дьявол носит «Правду». Часть 7

130
Тему авиации открываю следующей цитатой из «Самоубийства»: «Гитлеровцы думали, что в Советском Союзе самолеты плохого качества. Они просто поверить не могли, что МиГ-3 по всему комплексу летно-тактических характеристик превосходит «Мессершмитт-109». Особо ощутимым было превосходство в скорости» (стр. 101).

Сравнивать МиГ-3 с «Мессершмиттом» некорректно, так как первый был чисто высотным истребителем, предназначавшимся прежде всего для перехвата бомбардировщиков. Маневренность была принесена в жертву мощности. «Мессершмитт» же являлся истребителем средних высот и, хоть по скорости и скороподъемности и уступал МиГу, но был хорошо приспособлен для маневренного боя.

Именно на средних высотах развернулась противостояние «сталинских соколов» и последователей Красного Барона. Такие реалии вычеркнули самолет МиГ-3 из числа наиболее приоритетных для советской «оборонки» истребителей. В годы ВОВ эти крылатые машины в основном «прикрывали» столицу и крупные промышленные центры страны от налетов вражеской бомбардировочной авиации.

Потому-то подавляющее большинство наших сограждан по бывшему СССР намного больше наслышано о реактивных «потомках» МиГ-3, чем о нем самом. В расчете на это Виктор Суворов трубит, пытаясь шокировать читателя: «...в одном только Западном особом военном округе одних только МиГ-3 было больше, чем всех «Мессершмитт-109» на всем советско-германском фронте» (стр. 101). В голове человека, по ошибке решившего ликвидировать незнание истории ВОВ с помощью писанины Резуна, мгновенно пронесется: «Если даже МиГов было несметное число, то что тогда о тех же «яках» говорить!» Как тут не согласишься с автором, что Жуков в очередной раз нагло врет (далее по тексту): «Германская разведка ничего не знала про Як-1 и ЛаГГ-3. И не будем вслед за маршалом Жуковым повторять, что их было мало» (стр. 101).

Общее количество самолетов МиГ-3 в летных частях намного превосходило количество всех находящихся в строю «яков» и «лаггов», вместе взятых. По состоянию на 1 июня 1941 года в пяти западных военных округах, где находилась львиная доля истребителей МиГ-3, насчитывалось 845 таких машин (из них в Западном особом военном округе — около 400 единиц). До начала войны с Германией удалось построить только 425 «яков» и 322 «лагга». Понятно, что в частях ВВС находилось еще меньше таковых.

Необходимо учитывать, что новейшие советские истребители только осваивались нашими летчиками. На 1 июня 1941 года самолет МиГ-3 успели хорошо «облетать» лишь 322 летчика. К слову, серийный выпуск МиГ-3 начался только в декабре 1940 года. Приблизительно тогда же стартовало производство истребителей Як-1 и ЛаГГ-3.

Не будем забывать и о машинах Люфтваффе. Во всех четырех воздушных флотах агрессора насчитывалось свыше тысячи истребителей Bf-109 («Мессершмитт-109» — советское обозначение). Их было, соответственно, больше, чем находящихся на службе ВВС РККА самолетов МиГ-3. 60% от всех «сто девятых» относились к модификации F, представители которой были вооружены двумя 7,92-мм пулеметами и одной 20-мм автоматической пушкой, стрелявшей через вал пропеллера. «Миги» имели вооружение немногим слабее — четыре пулемета, включая два крупнокалиберных.

Что касается ЛаГГ-3, то эти истребители на момент начала операции «Барбаросса» находились далеко от западных границ, а боевое крещение «лагга» произошло 13 июля 1941 года, когда лейтенант Бондаренко в районе Смоленска сбил немецкий Do 17, выполнявший разведку. ЛаГГ-3 был неплохим истребителем средних высот, но заметно уступал прекрасной во всех отношениях машине авиаконструктора Александра Яковлева — Як-1.

Самым же массовым советским истребителем на момент начала операции «Барбаросса» оставался И-16, прозванный нашими летчиками «ишаком». На вооружении пяти западных военных округов (Ленинградского, Прибалтийского, Западного особого, Киевского особого и Одесского), которым предстояло первыми встретить вероломно напавшего врага, состоял 1771 самолет данного типа. Это больше, чем было истребителей Bf-109 у немцев, но «ишаки», господствовавшие в небе охваченной гражданской войной Испании до появления там первых «сто девятых», определенно не могли «тягаться» на равных с таким «визави». Вооружение И-16 тоже этому не способствовало: три пулемета, включая один крупнокалиберный.

Вторым по массовости истребителем ВВС РККА был И-153 «Чайка». Серийное производство «чаек» стартовало в 1939 году. Это самый совершенный биплан своего времени и первый в мире самолет подобной конструкции с убирающимся шасси. Но, если в плане авиастроения вообще данный образец был шагом вперед, то в военном плане «перезагрузка» бипланной схемы уже не являлась сильно актуальной. Со всеми вытекающими последствиями летом 1941-го... Тем не менее, нужно отметить, что “чайки” очень успешно применялись во время Битвы за Кавказ, когда эти истребители на предельно малых высотах, маневрируя среди гор, внезапно атаковали подразделения Вермахта, пробиравшиеся через кавказские перевалы к нефти Баку. Для этой цели «чайкам» придавались в помощь реактивные снаряды.

Виктор Суворов даже вскользь не упомянул в своем сочинении ни об «ишаках», ни о «чайках». Будто этих крылатых машин и не было вовсе...

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

130 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -34
    25 июня 2016 15:37
    Не фиг разбираться...Главное замочили Гитлера !
    1. +30
      25 июня 2016 15:48
      Разбираться не помешает в любом деле,тем более начальный этап ВОВ. Нужно сделать выводы и не допустить повторения.
      1. -7
        25 июня 2016 16:07
        Цитата: Teberii
        Разбираться не помешает в любом деле,тем более начальный этап ВОВ. Нужно сделать выводы и не допустить повторения.

        Ну хватит уже унижать нас....! Как могли так и воевали, либералы сейчас начнут языками молоть....Мы сами знаем свои ошибки,они в генах у нас уже!
        1. +3
          25 июня 2016 16:13
          Не кто вас, ни унижает. Но уроки учить надо,ЕГЭ вам тут уже не поможет.
          1. +5
            25 июня 2016 17:01
            Цитата: Teberii
            Не кто вас, ни унижает. Но уроки учить надо,ЕГЭ вам тут уже не поможет.

            Я свое ЕГЭ в 90-х проходил жуть...И вам бы русский поучить нужно! hi
            1. -9
              25 июня 2016 18:02
              Виктор Суворов даже вскользь не упомянул в своем сочинении ни об «ишаках», ни о «чайках». Будто этих крылатых машин и не было вовсе...

              А что о них упоминать, если скорость мессершмиттов в 1,5 раза превышала скорость И-16. Насколько я помню, Виктора Суворова возмущало то, что за 2 года до войны был полностью прекращён выпуск высотных турбовинтовых бомбардировщиков, которых не доставали ни вражеские перехватчики ни зенитки, и которые могли нести до 5 тонн бомбовой нагрузки каждый. Имея на вооружении несколько сотен таких машин можно было уже летом 1941 года еженедельно превращать в пыль по одному крупному городу, таких как Берлин. Вот о чём пишет Резун, и об этом же молчит разоблачитель Заинчкивский. Опять халтура, вместо того чтобы опровергать под корень - придирается к кавычкам и запятым.
              1. +4
                25 июня 2016 18:07
                Не кто вас, ни унижает. Но уроки учить надо,ЕГЭ вам тут уже не поможет.

                Пан Грамотеев, грамотно писать нужно "Ни кто вас не унижает." Три ошибки в одном коротком предложении.
                1. +7
                  25 июня 2016 18:38
                  Цитата: Махмут
                  Три ошибки в одном коротком предложении.

                  Это - не предел.
                  Екатерина Великая допустила четыре ошибки в слове из трех букв! hi
                2. +4
                  25 июня 2016 19:37
                  Цитата: Махмут
                  Пан Грамотеев, грамотно писать нужно "Ни кто вас не унижает." Три ошибки в одном коротком предложении.

                  ----------------
                  Не все могут общаться "трудной русской языкой", потому как "склонениев и падежов многа" и никак они "лутше не выучиваются". laughing
                3. +6
                  25 июня 2016 21:40
                  У Вас в исправленном тексте - тоже две ошибки. hi
                4. +1
                  27 июня 2016 11:06
                  Цитата: Махмут
                  грамотно писать нужно "Ни кто вас не унижает.


                  ))))))))))
              2. +7
                25 июня 2016 20:17
                Цитата: Махмут
                турбовинтовых

                Рука-лицо. Вы о чём вообще?
                Вот это турбовинтовой:
              3. +6
                25 июня 2016 21:47
                Цитата: Махмут
                Насколько я помню, Виктора Суворова возмущало то, что за 2 года до войны был полностью прекращён выпуск высотных турбовинтовых бомбардировщиков, которых не доставали ни вражеские перехватчики ни зенитки,

                А вот на счет "ТУРБОВИНТОВЫХ" хотелось бы поподробнее и со ссылками. Это каких же, Ту-95 , что ли?
                1. -15
                  25 июня 2016 22:17
                  Ссылки смотрите в справочнике, но первые турбовинтовые самолёты появились в СССР до войны. Ну а то, чем отличается винтовой двигатель от турбовинтового вы сами прочитаете. Разжёвывать вам не буду.
                  1. +6
                    26 июня 2016 07:27
                    Цитата: Махмут
                    Ссылки смотрите в справочнике, но первые турбовинтовые самолёты появились в СССР до войны. Ну а то, чем отличается винтовой двигатель от турбовинтового вы сами прочитаете. Разжёвывать вам не буду.

                    Проще всего сказать: "Пойди и поищи". Двигатели с воздушными винтами подразделяются на поршневые и турбовинтовые. Последние нашли применение в авиации только после Второй Мировой войны (английский Trent-Meteor взлетел 20 сентября 1945 года, и он стал первым в мире турбовинтовым самолётом). А до войны в СССР для установки на самолетах Ер-2 и Пе-8 была выпущена опытная партия дизельных двигателей АЧ-30Б, но дизель - это поршневой двигатель
                  2. +4
                    26 июня 2016 11:39
                    Цитата: Махмут
                    первые турбовинтовые самолёты появились в СССР до войны

                    Приятная новость а поподробнее?
                    1. 0
                      26 июня 2016 21:59
                      Цитата: Vadivak
                      Цитата: Махмут
                      первые турбовинтовые самолёты появились в СССР до войны

                      Приятная новость а поподробнее?

                      "Махмут" же сказал - идите и ищите в справочнике (вот только в каком, не сказал). Не царское дело ссылки искать и выкладывать.
              4. +5
                26 июня 2016 02:15
                имея на вооружении несколько сотен машин и систематически бомбя Германию союзники НЕ ДОСТИГЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ВООБЩЕ до конца войны......
                Разобрано уже тысячи раз-не было двигателей и все на этом....
              5. +3
                26 июня 2016 10:54
                Каких ТАКИХ машин? Озвучьте модель этой вундервафли? laughing
              6. +3
                26 июня 2016 11:34
                Цитата: Махмут
                скорость мессершмиттов в 1,5 раза превышала скорость И-16.


                Ни догнать ни уйти. Но если Bf-109 ввязывался с И-16 в бой, то ишак его делал и на виражах и на вертикали. Полчитайте Каберова "В прицеле - свастика",
                Справка- апрель 1943 г. 4-й ГвИАП КБФ, один из самых успешных полков, прошёл переучивание на истребитель Ла-5 с И-16
                1. +1
                  27 июня 2016 19:50
                  Тут уже учитывались выучка и опыт пилотов.
              7. +1
                27 июня 2016 19:46
                Ага. А высотных перехватчиков в Люфтваффе не было, ага! ДА и к тому же Flak 18 были дальнобойны.
        2. +1
          25 июня 2016 16:48
          Не всё так просто. Ошибок было много. Каждый считает главными ошибками что-то своё. Кто грешит на технику, кто на тактику, кто на людей. А вот каково было влияние этих ошибок на результат, в какой пропорции, вот это интересно, это и есть предмет глубокого исследования.
        3. +2
          25 июня 2016 18:07
          Ошибки в генах?Это попахивает нацистской теорией о превосходстве одной расы и ущербности других.Вы себя считаете ущербным?Я думаю навряд ли.Просто о других нельзя говорить что они с ошибками родились.Говорите за себя..
          1. -4
            25 июня 2016 18:59
            За таки намеки..погоны можно снять
      2. +4
        25 июня 2016 22:10
        Так это и не статья даже, а нарезка плагиатором фраз из разных публикаций разных авторов разных времён с претензией на настоящую истину.
    2. +15
      25 июня 2016 16:25
      Харитоша, 222 комментария за шесть дней! Родной, ты работаешь на износ. Хоть чаю попей.
      1. +4
        25 июня 2016 16:27
        Цитата: армеец2
        Харитоша, 222 комментария за шесть дней! Родной, ты работаешь на износ. Хоть чаю попей.

        и что не сделать ради зелененьких плюсиков...
        1. Комментарий был удален.
        2. +1
          25 июня 2016 16:54
          Плюсики это очень важно.

          Вот тут посмотрите, как наши лайки спасают мир:

          http://monk.com.ua/funny_photos/2012/05/10/poleznyy-layk-9-foto.html
      2. -15
        25 июня 2016 17:08
        Цитата: армеец2
        Харитоша, 222 комментария за шесть дней! Родной, ты работаешь на износ. Хоть чаю попей.

        Вас либеров готов круглые сутки контролировать...! Вы как тараканы... soldier Вот грубить лучше не надо...(я люблю чисто русский язык и не плохо владею им..)))))
        1. +8
          25 июня 2016 22:20
          Цитата: Харитон
          Вас либеров готов круглые сутки контролировать...! Вы как тараканы... Вот грубить лучше не надо...(я люблю чисто русский язык и не плохо владею им..)))))

          До и после "либеров" надо ставить запятые, это обращение.
          "Не плохо" пишется слитно.
          И Вы еще говорите, что владеете русским языком ?
          1. -1
            26 июня 2016 12:13
            Цитата: Альф
            Цитата: Харитон
            Вас либеров готов круглые сутки контролировать...! Вы как тараканы... Вот грубить лучше не надо...(я люблю чисто русский язык и не плохо владею им..)))))

            До и после "либеров" надо ставить запятые, это обращение.
            "Не плохо" пишется слитно.
            И Вы еще говорите, что владеете русским языком ?

            Я "чисто" русским владею...Здесь это запрещено! wassat
      3. Армеец2получет человек маршальские погоны, тогда и выпьет-коньяка конистру на радостях.
      4. +1
        25 июня 2016 18:02
        Цитата: армеец2
        Харитоша, 222 комментария за шесть дней! Родной, ты работаешь на износ. Хоть чаю попей.

        Не глупо коллега. wassat
        1. +4
          25 июня 2016 18:56
          Что "Харитоша", зацепило? Не быть тебе "маршалом", в следствии ограниченности. wassat
      5. +4
        25 июня 2016 18:12
        Человек этот мелет просто чушь.Или делать нечего,или к компу прилип..Харитон,иди займись чем нибудь полезным.Я например сегодня уже подустал-дом строю.
        Цитата: армеец2
        Харитоша, 222 комментария за шесть дней! Родной, ты работаешь на износ. Хоть чаю попей.
    3. Комментарий был удален.
    4. +8
      25 июня 2016 17:49
      Резун - предатель, давно всем известно. Он и сейчас лучший друг на украинских СМИ и ярый русофоб. Выставлять его историком ВОВ как то не комильфо. За что ему Запад платит про то и пишет. А так, обычная политическая проститутка.
      1. +3
        25 июня 2016 18:00
        Очень жаль, что его не постигла судьба предателей из ГРУ, сожжение в крематории живьем. Но какие его годы. Все ещё впереди
      2. +4
        25 июня 2016 19:20
        "... политическая проститутка"определенние довольно лояльное. А вообще то господин Резун - ***1статейная.В Советском Союзе сколько народностей проживало? Так вот сей *уй унижает всех кто погиб,кто работал на благо Победы.А теперь укропы его признают историком2 сорта.1 сорт- авторы бредней про древних актов. По- моему даже Геббельс и Розенберг не говорили,что арийцы морекопатели. Так,что В.Суворова надо на всех языках бывшего Союза обложить!
    5. 0
      25 июня 2016 18:04
      Разобраться надо!Особенно с этими резунами и остальными "правдистами".Да и с ошибками и косяками начала войны не мешает лишний раз разобраться и намотать на ус..Дабы не повторилось.
  2. +2
    25 июня 2016 15:44
    Сама работа Резуна..это как у хорька, в курятник пробирается ,воздух портит..кто очумеет того и утащит..
    1. 0
      25 июня 2016 16:11
      Цитата: parusnik
      Сама работа Резуна..это как у хорька, в курятник пробирается ,воздух портит..кто очумеет того и утащит..

      Резун- это предатель,перебежчик ! Он многих сдал и сейчас этакий "историк "...Кто увидит ,Дать в морду! soldier
  3. +16
    25 июня 2016 15:55
    да и делов то!!!!!!!!!!!
    1. 0
      25 июня 2016 22:24
      Этим немцы и занялись в начале войны. Аэродромы Красной Армии у границ, немцы на них и влезли в первые часы войны. Около 70% потерь авиации на Западном направлении было на стоянках самолетов от танков и авиации противника.
      1. 0
        28 июня 2016 09:38
        часть аэродромов попала даже под удары артиллерией.
  4. +10
    25 июня 2016 15:56
    Резун человек, несомненно, умный. Так извратить историю, подменив понятия и сделать с первого взгляда логичные выводы, ещё надо умудриться. Помню, как появились его первые книги у нас, как их взахлёб читали и считали чуть ли не откровением от... Да и сейчас поклонников у него хватает, к счастью уже поменьше.
    1. +1
      25 июня 2016 17:04
      Помню, как появились его первые книги у нас, как их взахлёб читали ,,
      не знаю,я лично на первой понял,что это за овощь.слишком много не стыковок.
    2. +2
      25 июня 2016 17:52
      Резун писал под диктовку МИ6. Даже где-то слышал, что разные книги у него отличаются по стилю написания. Каюсь. В конце 80х. многие попали под влияние этого "автора", просто мы не были избалованы подобного рода литературой. Правда из всех его опусов прочитал только "Аквариум", потом долго размышлял. В итоге больше из его стряпни ничего читать не стал.
      1. 0
        26 июня 2016 00:29
        Ледокол, и тот полностью не осилил. Чушь первостатейная....
    3. -3
      25 июня 2016 22:30
      Резуна прочитал еще в 1996 году, что достать сумел. Потом в армии и после нее прочитал все книги, которые он указывает в списках литературы, которые достать смог - около 80% указанных. Все он правильно говорит. НО у него есть условие - гадить на СССР и Россию. В некоторых книгах он уходит от этого условия. Но не надолго. Сталин хотел сокрушить Запад и готовился внезапным ударом это сделать. Но Путин делает то же самое сейчас. И Запад заслужил такое к нему отношение со стороны России. Резун это намерение Сталина выдает за агрессию. Такое у него условие пребывания на Западе под защитой. Что тут поделать. Но в вопросах изучения и технической стороны Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны он прав на 99%. И по поводу развития Красной Армии и СССР в целом и по Жукову, и по Очищению не только Красной Армии но всего СССР, финалом которого был 1937 год.Ради интереса не обращайте внимания на его доводы по поводу этической, моральной стороны касательно СССР, которую он преподносит. И вы не сможете опровергнуть его доводов.
      1. +1
        26 июня 2016 09:56
        Я потерял на Резуна 3 года жизни, кучу книг его прочел. Не уважаю его, как предателя и восхвалителя Англии. Но не знаю ни одного грамотного разоблачителя этого нетоварища, все они повторяют советские энциклопедии и ссылки на мемуары Жукова и других генералов, которым я тоже не верю.
        Может, кто то подскажет грамотную книгу?
        1. 0
          26 июня 2016 19:56
          Цитата: Rust0626
          Может, кто то подскажет грамотную книгу?

          Уважаемый коллега Rust, зайдите на сайт "Тупичёк Гоблина". Там в разделе "Разведдопрос - История" есть много бесед с военными историками, которые про ВОВ рассказывают довольно доходчиво (со ссылкой на документы, либо дают ссылки на литературу, более или мение, по их мнению, достоверную), а так же про ВВС РККА.
          8 июня был Разведопрос историка Михаила Тимина "О советской авиации на момент начала ВОВ". Очень интересные данные приводились.
        2. 0
          28 июня 2016 09:42
          Резуна опровергнуть очень просто.
          возьмите любое событие, о котором заикался Резун. Прочитайте о нем в 3 источниках - СССР, немцев и англичан (избегая наиболее агалделых). Вынесите свое мнение, сравнив. А потом почитайте об этом Резуна. Вот тогда вы поймете всю смехотворность его книжонок.
    4. Комментарий был удален.
    5. 0
      26 июня 2016 23:01
      Цитата: Владимирец
      Резун человек, несомненно, умный. Так извратить историю, подменив понятия и сделать с первого взгляда логичные выводы, ещё надо умудриться. Помню, как появились его первые книги у нас, как их взахлёб читали и считали чуть ли не откровением от... Да и сейчас поклонников у него хватает, к счастью уже поменьше.

      В первых главах он мне тоже показался умным, однако, противоречия в собственных логических выкладках быстро его выдают... Хорошо осведомлённый (много работал с архивными документами), владеющий литераторскими способностями. но умом не блеснул... Красочен слог изложения, но примитивные штампы и клише, навязчиво повторяющиеся, да противоречивая логика выдаёт - то, у него, командование Вермахта гениально, а политическая верхушка рейха, во главе с Гитлером, иdiйёты , то наоборот. С такими же противоречиями описывает и Сталина с генштабом РККА... Да, даже в оперировании фактами и цифрами допускает логические ляпы! В общем, аналитика бредовая (хотя очень красочная) - собственные фантазии и вымыслы, основывая их на откровенной лжи, пытается (не всегда складно и последовательно) перетасовывать с фактами и выдавать за стратегические планы и, даже, конспирологические заговоры... Причём, частенько, опровергая себя самого... Даже не помню названия книги, которую читал (впрочем, не так уж и важно, ибо судя по критическим статьям, во всех он пишет об одном и том же и оперирует теми же фактами), но не дойдя до середины понял, что автор её мошенник! Дочитал до конца сугубо из любопытства и, более он меня не интересовал...
  5. +4
    25 июня 2016 15:59
    Трудно понять логику непрофессионала.
    1. vv3
      -13
      25 июня 2016 17:48
      Полностью с вами согласен. То, что автор статьи чайник , как и большинство сделавших коментарии не вызывает сомнений.Господа , 1 немецкий самолёт,с подготовленным лётчиком, с опытом боевых, действий, в отлаженной системе обеспечения,на надёжной машине со связью,плюс взаимодействие с другими пилотами стоил 10 наших новых самолётов в воздухе.И такое состояние сохранялись ,почти до конца войны. Надо отдать должное, что невероятными усилиями, число таких асов к концу войны было сильно сокращено, но те немногие , что остались плевали на наших соколов, а больше боялись зениток и бомбардировщиков, находясь на земле...Прослужил 10 лет на бетоне и прошёл все должности - от техника до инженера полка!Хочу заметить, что интенсивность и результативность боевого применения зависит от наземного обеспечения, надёжности техники, грамотности и обученности наземного персонала и умений и опыта лётного состава...
      1. +6
        25 июня 2016 18:11
        Господа , 1 немецкий самолёт,с подготовленным лётчиком, с опытом боевых, действий, в отлаженной системе обеспечения,на надёжной машине со связью,плюс взаимодействие с другими пилотами стоил 10 наших новых самолётов в воздухе.И такое состояние сохранялись ,почти до конца войны.
        Вы дяденька с луны свалились? Не знаю до кого вы там дослужились на бетоне, ну чушь нести не надо. После Сталинградской битвы, а именно с весны 1943г., немцы окончательно потеряли превосходство в воздухе. Очень наглядно это было видно в воздушных боях в битве за Кавказ. И уже это продолжалось до конца войны. Число асов у них сократилось? Бедные, а наши своих уже готовыми рожали? Как раз наши лётчики плевать хотели на ихних асов. Как сказал один известный персонаж- "Та горят за милую душу".
        1. vv3
          -2
          25 июня 2016 22:55
          Я не спорю, я нагло утверждаю, слушай и запоминайте.
      2. 0
        25 июня 2016 19:24
        Сержант! Прочитайте Покрышкина,Драбкина,а потом...
        1. vv3
          -6
          25 июня 2016 22:54
          Я прочитал,не капитан.Своего сержанта заснунь, сам знаешь куда, коротко пострижен ....Покрышкин, проповедовал мгновенную мощную атаку и уход. Он на каком самолёте в войну летал...Его тактика полностью подходила для молодой реактивной авиации, где нет второго захода.И он её успешно применял и других учил, так воеветь.Читай дальше,романы и сочинения....
          1. 0
            26 июня 2016 02:50
            Его тактика была творческой переработкой немецкой тактики. Если Вы этого не понимаете, то зря потратили время на бетоне.
            Оказывается, я непрофессионал, понимаю больше.
      3. +3
        25 июня 2016 23:17
        а как обьяснить треп немецких асов по сбитым советским самолетам? если их первая самая "результативная" сотня в своих реляциях сбила больше чем находилось самолетов в ссср с 1940 по 1945 год, и не трынди тут про то кто кого и как боялся, если ты такой знаток скажи ка нам на основании чего записывался сбитый летчику в красной армии и в люфтвафе
        1. 0
          26 июня 2016 02:51
          Это жестокий вопрос.
  6. 0
    25 июня 2016 16:05
    Мне сейчас лень доставать воспоминания А.С.Яковлева, но насколько я помню, мы потеряли в первые несколько недель войны более 1200 самолетов, в основном на аэродромах. Да, современных на тот момент истребителей было очень мало, и основной удар приняли на себя "Ишачки". А Виктора Суворова не читал и не собираюсь, его труды уже далеко не актуальны, изначально с их появлением было понятно, что они основаны на чистом домысле.
    1. +2
      25 июня 2016 16:10
      Все выводы основаны на количестве потерь,посчитать какая машина и как погибла в первые часы войны практически невозможно.
    2. +6
      25 июня 2016 16:49
      Цитата: Evgeny59
      А Виктора Суворова не читал и не собираюсь,

      А я читал. Это побудило меня достать с полок справочники типа "Энциклопедия ВОВ 1941-1945гг" и другие книги и тома энциклопедий. Матушке спасибо, денег на книги не жалела. Приобрёл, также, справочники, которых в нашей библиотеке не было. Так что мы с брательником читали Резуна с огромным удовольствием. Трудно представить себе больший кайф.
      Точно так же были прочитаны Библия с Кораном и многие другие книги.
      Только не возмущайтесь громко, я даже "Майн кампф" читал. И не только. Надо читать!
      Моё почтение. hi
      1. +1
        25 июня 2016 18:40
        Знаешь, когда мне кто-то говорит, что два плюс два равняется пяти, у меня появляется не только недоверие к кому-то, а просто я грамотный человек и на такой лохотрон я не ведусь. Когда кто-то говорит, что он прочитал майн камф, я не считаю его цивилизованным человеком, русским, в каждой семье у нас погибшие. Именно западная цивилизация нанесла нам такой вред, какой не сравнится ни с чем. Живи. Удачи.
        1. 0
          25 июня 2016 19:32
          Старшина,золотые слова!
        2. +2
          25 июня 2016 19:34
          Цитата: Evgeny59
          Когда кто-то говорит, что он прочитал майн камф, я не считаю его цивилизованным человеком, русским, в каждой семье у нас погибшие

          Предположим, Вы - следователь. Если я верно Вас понял, то для успешной работы, т. е. отлова преступников и их грамотного разоблачения Вам не нужно изучать феню, не надо "рубить в воровских понятиях", не стоит изучать психологию преступников и их мира. А зачем? Так что ли?
          Продолжим:
          Цитата: Evgeny59
          Именно западная цивилизация нанесла нам такой вред, какой не сравнится ни с чем.

          Потому и нанесла, что мало изучали. А вот они нас - изучают! Дотошно и досконально. Изучают не строение в общих чертах, а как убийца изучает жертву, а именно: как и куда ударить, чтобы наповал сразу.
          Цитата: Evgeny59
          Живи. Удачи.

          Большое спасибо. И Вам того же.
          Кстати:
          Цитата: Evgeny59
          Знаешь, когда мне кто-то говорит, что

          Не упомню, когда и где мы перешли на "ты".
          Будьте здоровы! За внимание к теме +.
          1. 0
            26 июня 2016 02:32
            В очень хорошем фильме Леонида Быкова есть такая фраза: "Будем жить!". Мне плевать или по-иному сказать, почему ты среагировал в моем комменте на имя Суворова, но мне нет дела до него, это твои проблемы. Просто живи. Удачи.
        3. +1
          26 июня 2016 00:39
          чтобы победить потенциального противника, надо знать, о чем он думает, с чем спит, чем дышит. а читать опусы типа Майн Кампф НУЖНО. Ведь это пропаганда, а на нее нужно отвечать контрпропагандой. любая война это, в первую очередь, борьба за умы людей, следовательно, за их волей.
        4. 0
          26 июня 2016 01:40
          Цитата: Evgeny59
          , когда мне кто-то говорит, что два плюс два равняется пяти,

          Простите великодушно, чуть не забыл! В двенадцатиричной системе счисления именно так и будет.
      2. +1
        25 июня 2016 19:30
        Генерал-полковник,позвольте спросить,а от чего конкретно"..большой кайф"ловили?
        1. 0
          25 июня 2016 22:45
          Цитата: Монархист
          Генерал-полковник,позвольте спросить,а от чего конкретно"..большой кайф"ловили?

          Ну, грибы, там, вещества, . . .
          Шучу.
          От прочтения с использованием справочной литературы. Извращенец я. fellow
      3. +1
        26 июня 2016 02:53
        Кстати, в Майн Кампфе мне очень понравилось описание того, как Гитлер стал антисемитом. Очень поучительно.
        1. +1
          26 июня 2016 03:55
          Цитата: Перейра
          Кстати, в Майн Кампфе мне очень понравилось описание того, как Гитлер стал антисемитом. Очень поучительно.

          Жаль, не было в то время ЕГЭ, а то поступил бы Адик в академию художеств в Вене и мы сейчас, возможно, любовались бы его картинами. А то ведь вон оно чё вышло. М-да.
  7. Вот вам пример прикормленого иуды -если бы хозяева приказали, то лизун написал что в составе нашего флота было семь авианосцев, но,поскольку мы не знали как ими пользоваться, их просто утопили или переплавели -чего Ещё от этого лживого пса ждать?
  8. 0
    25 июня 2016 16:22
    Дочитал до фразы о "пяти западных военных округах" - до свиданья .
    А "яшка" - вещь .
    1. 0
      25 июня 2016 17:08
      А "яшка" - вещь .,,
      только для подготовленного летчика.увы их было не так уж много.
      1. +2
        25 июня 2016 17:59
        Цитата: kotvov
        только для подготовленного летчика.увы их было не так уж много.


        Так были же , не ложкой ребята чай кушали .
        В книжке читал : негласный приказ геринга был - при встрече с новой модификацией ЯКа в драку ввязываться только при подавляющем численном превосходстве . Потерь у них много было от "Яшек". Летели немцы на мессерах , увидели ЯКов в варианте "фронтовой бомбер" , без сопровождения , захотелось "повеселиться" . А те бомбы отцепили , развернулись , и грустно немцам стало . Такая вот история , за что купил , за то и продаю . Парочка немцев уцелела в той драке . А не суйся .
        Недостаток ЯКов - водяное охлаждение , вот тут у Лавочкина превосходство . Хотя и тот и тот - отличные машины .
  9. +2
    25 июня 2016 16:49
    Вооружение И-16 тоже этому не способствовало: три пулемета, включая один крупнокалиберный.
    А про пушечные модификации И-16 автор слышал? Да и И-16 Тип 28 и Тип 29 с М-63 по отзывам лётчиков на них воевавших нисколько не уступали Эмилю, да с Фридрихами могли сражаться.
    1. +2
      25 июня 2016 17:01
      Цитата: злой партизан
      А про пушечные модификации И-16 автор слышал? Да и И-16 Тип 28 и Тип 29 с М-63 по отзывам лётчиков на них воевавших нисколько не уступали Эмилю, да с Фридрихами могли сражаться.

      «Пушечные» модификации И-16 — тип 17, 27 и 28 имели вооружение, аналогичное «мессершмитту» Bf 109Е-4 — две крыльевые 20-миллиметровые пушки ШВАК и два синхронных пулемета ШКАС винтовочного калибра под капотом. Однако за счет более высокой скорострельности советских авиапулеметов и авиапушек масса секундного залпа у них была выше — 3,26 кг. К сожалению, таких «ишаков» выпустили относительно немного — 690 штук, причем до войны с Германией «дожили» далеко не все, а применялись они в основном в качестве штурмовиков против наземных целей.
      ....
      Исчерпывающе полной информации о предвоенном наличии в частях «ишаков» с разбивкой по модификациям не сохранилось, но, основываясь на имеющихся данных, можно сделать вывод, что большинство из них (около 40%) составляли поздние и наиболее совершенные представители семейства И-16 с 900-сильными двигателями М-63, имевшие обозначения «тип 24» и «тип 29». На втором месте по численности (примерно 22%) стояли старые и порядком изношенные «ишаки» 5-го и 10-го типа с маломощными 730-сильными моторами М-25. Еще меньше (около 18%) было пушечных И-16 типа 17, 27 и 28. Остальные 20% в основном приходились на двухместные учебно-тренировочные УТИ-4
      .
      там же
  10. 0
    25 июня 2016 16:56
    Сравнивать МиГ-3 с «Мессершмиттом» некорректно, так как первый был чисто высотным истребителем, предназначавшимся прежде всего для перехвата бомбардировщиков. Маневренность была принесена в жертву мощности. «Мессершмитт» же являлся истребителем средних высот и, хоть по скорости и скороподъемности и уступал МиГу, но был хорошо приспособлен для маневренного боя.

    вы простите, ....

    .
    АМ-35А у нас считался высотным. Наивысшую номинальную мощность — 1200 л. с. он «выдавал» на пяти километрах, а мощность на малых и средних (до 4 км) высотах составляла примерно 1100 — 1150 л. с. Исходя из этого в советской авиационно-исторической литературе можно встретить высказывание, что И-200 создавался как высотный истребитель. Однако в документах КБ нет упоминаний о таком целевом предназначении. Самолет там назван скоростным истребителем, а максимальные значения скорости (разумеется, если мотор позволяет) проще достичь на большой высоте, то есть там, где разреженная воздушная среда оказывает меньшее сопротивление. Для И-200 такой оптимальной высотой, обеспечиваемой двигателем, были 7500 — 8000 м, и на них он демонстрировал свою наивысшую «прыть». На испытаниях прототип сумел разогнаться до 640 км/ч на высоте 7800 метров. Но, чем ближе к земле, тем хуже становились его характеристики.

    ....
    Несмотря на то, что теоретически рассчитанный потолок истребителя равнялся 11500 метров (и эта цифра обычно фигурирует в авиационных справочниках), в отчете НИИ ВВС записано, что реально МиГ-3 не мог летать выше 8000-8500 м. из-за падения давления масла ниже допустимых пределов. Справиться с этим дефектом АМ-35А так и не смогли за все время его серийного выпуска, а потому характеристика "высотный" в отношении МиГ-3 неправомерна.


    на на средних высотах уже срабатывал минус аэродинамики.


    Серийные МиГ-3, выпускавшиеся в первой половине 1941 года, имели взлетную массу 3355 кг (в трехпулеметном варианте). Удельная нагрузка на площадь несущей поверхности составляла 192 кг, то есть гораздо больше, чем у «мессершмиттов» Bf 109E и F. Удельная нагрузка на мощность — почти 2,8 кг, что также намного выше, чем у обоих его оппонентов. Неудивительно, что на высотах до пяти километров МиГ-3 проигрывал в скорости как Bf-109F-2, так и более старому Bf 109E-4. Еще более резким было отличие в скороподъемности. По этому показателю МиГ-3 на малых и средних высотах отставал от «эмиля» в полтора раза, а от «фридриха» — почти вдвое! Затем, когда мощность мотора у «немцев» начинала снижаться, разрыв постепенно сокращался, но полностью не исчезал вплоть до достижения практического потолка.

    . По состоянию на 1 июня 1941 года в пяти западных военных округах, где находилась львиная доля истребителей МиГ-3,

    фраза некорректна-
    "Округа на западной границе"
    "Приграничные округа"

    По состоянию на 1 июня 1941 года в пяти западных военных округах, где находилась львиная доля истребителей МиГ-3, насчитывалось 845 таких машин


    За первое полугодие 1941 года их построили 1363 экземпляра. К рассвету 22 июня в пяти приграничных округах находилось 917 «мигов» (почти 22% от общего числа истребителей),

    вся инфа с книги Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941-1942

    ПС. уважаемый, нельзя так халтурно резуна пинать, тщательней надо работать
    1. 0
      25 июня 2016 23:24
      ну и сколько из этого количества находилось в собранном состоянии и было облетано на момент начала войны?
  11. 0
    25 июня 2016 17:06
    И не будем вслед за маршалом Жуковым повторять, что их было мало» (стр. 101). ,,
    ну да,будем повторять вслед за резуном.
  12. -3
    25 июня 2016 17:12
    Я так понял влез не в тему....? Обсуждают как нас можно уничтожить.... bully
  13. +1
    25 июня 2016 17:41
    МиГ-3 в основном нёс 1 БС-12,7 и 2 ШКАС, иногда подвешивались ещё 2 крыльевых БС. 52 машины шли с пушками ШВАК. И-16 нёс в основной массе 4 ШКАСа, некоторые машины - крыльевые ШВАКи.
  14. +3
    25 июня 2016 17:48
    На МиГ-3 начинал войну Покрышкин. Почитайте его "Небо войны", и то, что он пишет про МиГи.
  15. -1
    25 июня 2016 17:49
    По поводу "ишачков" и "чаек" - классные были машины, чрезвычайно маневренные и в руках опытного летчика опасные для любого противника. У немецких лётчиков "ишачок" ходил под кличкой "Рата" - крыса по немецки. И у них была поговорка - не загоняйте "Рату" в угол. Поскольку за счёт маневренности она могла вывернуться и укусить. По поводу "Миг-3" летчики вспоминали как о прекрасном и опасном для противника самолете. Он "пал" жертвой своего двигателя. Заводы переориентировали на АМ-38-е, и выпускать Миг стало просто нельзя. А в ПВО они до конца войны летали, и хорошо летали. Основная проблема в наших ВВС была - это подготовка лётчиков. Слишком маленький моторесурс, отсутствие в уставе истребительной авиации понятия "Воздушный бой", и летчики в основном на земле оттачивали навыки партполитучебы. О чем мы говорим, если основным приемом воздушного боя у наших истребителей был ( по зиму 42/43) оборонительный круг! А когда подготовили бойцов, вот тогда и начали ощипывать хваленых асовГеринга.
    1. +1
      25 июня 2016 23:19
      Что Вы глупость пишите! Какой смысл в оборонительном круге у истребителей, если у них всё вооружение - курсовое. Оборонительный круг - это для бомбардировщиков и штурмовиков, у которых были стрелки. А попадать под массированный удар даже ШКАСов, желающих было мало.
  16. 0
    25 июня 2016 18:22
    Опять начали сравнивать несравнимое. Никто же не говорит, что ИСУ-122 лучше Т-34. У всех истребителей была своя задача. Наше руководство перед войной и все годы войны опасалось высотного бомбардировщика, по типу Fw-189 "рама". Чтобы иметь от него защиту, и был создан МИГ. Вооружались им полки ПВО, использовался как разведчик. Карбюратор настраивался для работы на высоте, в разреженной атмосфере. ЯКи, большей частью, использовались как истребители сопровождения, в этом равных им не было. Ла - тяжёлый истребитель с мощным вооружением, использовался для патрулирования. В этом случае ему особенной манёвренности не нужно было, он сам занимал позицию для атаки. Конечно, были разные исключения из этих правил.
  17. +1
    25 июня 2016 18:39
    И-16 немцы (как и франкисты ранее) называли "Рата" - крыса. Это к тому, что нельзя загонять её в угол. Опасно.
  18. +2
    25 июня 2016 18:55
    2\3 машин составляли И-16 и И-153.Эти машины уступали BF-109 уступали в скорости и скороподъемности.В маневренные бои с ишаками не входили-если ишак заходил в хвост ,просто набирали скорость на пикирование и уходили на вертикаль,ишак не мог долго тянуть на вертикали-движок слабоват и карбюратор поплавковый.Немцы просто били сверху,поэтому такие большие потери вначале .Да и ЛАГГ не зря называли лакированным гробом.Хотя немцы его опасались-ШВАКа ,2 ШКАС и 2 УБС разносили в клочья.
  19. +1
    25 июня 2016 19:12
    О чем базар коллеги , как сейчас принято говорить, ведь в конце концов побили люфтваффе на чем бы мы не летали , да хоть на ПО-2 , уровень подготовки честно говоря у нас с фрицами был примерно одинаков, ... это мы их выкормили в свое время после двадцатых в начале тридцатых и сами знаете где,также как и танкистов... (про связи гестапо с НКВД вообще молЧу...) , а уж техника это - да кому что .. но все равно до начала войны они с нами делились своими достижениями ... и мессеры и юнкерсы, корабли помогали строить боевые причем не хилого масштаба ... но не более.., не удалось.!? Пришлось фюреру за все рассчитываться- не готовь гадости...
    1. +1
      25 июня 2016 21:05
      На По-2 стали воевать от безысходности, а эффект получили ошеломляющий. Немцы так и не нашли способа с ним бороться, стали формировать свои подразделения с подобными учебными самолётами, но ничего у них не получилось. Может мастерства не хватало?
    2. 0
      25 июня 2016 23:33
      немцы как и наши набирались боевого опыта в начальный период в испани, но в отличии от ркка люфтваффе имело высший и частично средний командный состав имевший опыт управления и боевого применения еще со времен первой мировой, у нас таких кадров не было, что привело к ошибкам в построении ввс ркка у нас воздушные армии как самостоятельные объеденения появились в 1942 году, отсюда большие потери, не было концентрации сил взаимодействия и единого руководства
  20. +3
    25 июня 2016 20:48
    Не вызывает сомнений - Резун --- предатель.
    Но парадокс, что все разоблачители по сравнению с ним - выглядят дилетантами. smile
  21. +5
    25 июня 2016 22:10
    Можно долго спорить о типах и количестве самолетов тех страшных лет, выучке летного состава и проч. Но результат никто не оспорит. На чем бы не летали наши пилоты -
    это они сбросили с неба люфтваффе.
  22. -1
    25 июня 2016 22:20
    Автор, ты вообще разбираешься в построении и задачах авиации СССР? МиГ-3 это истребитель. Истребителю в Красной Армии ставилась задача уничтожать бомбардировщики или их прикрывать. Истребитель в Красной Армии мог ОТОГНАТЬ истребители противника, но бросать бомбардировщики свои не имел права и не бросали, в отличии от немцев. Если же истребители были необходимы для прикрытия наступающих войск, то прикрывали наступающие войска не от истребителей противника, а от штурмовиков и прикрывали свои штурмовики. И для всех этих задач МиГ-3 был категорически хорош. Теперь перейдем к главному - СССР готовился НАСТУПАТЬ. То есть уничтожить авиацию противника на аэродромах внезапным ударом, а после этого бомбить немецкие войска с чистого неба. Для этого немцам прекрасно подходили лапотники Ю-87, потому, что авиация Красной Армии была разбита на аэродромах в самые первые часы войны. Ну и сравнение 3787 самолетов Люфтвафе на Восточном фронте с 17 тысячами самолетов Красной Армии то же производится по советскому принципу - у немцев считаем все танки, а у Красной Армии только КВ и Т-34, при том, что пушки Т-26 калибром 45мм пробивали любой немецкий танк в начале войны с дистанций, с которых немцы не могли вести прицельный огонь, и было только Т-26 больше 10 тысяч.Так и тут сравним БФ-109, которые были чуть ли не единственным истребителем Люфтвафе только с МИгами, а Як и ЛаГГ, И-16 не будем считать. Хотя И-16, Искорки драли сраки БФкам по полной программе. Короче статья очередной фефел сродни хрущевской пропаганды.
    1. 0
      26 июня 2016 16:22
      "при том, что пушки Т-26 калибром 45мм пробивали любой немецкий танк в начале войны с дистанций, с которых немцы не могли вести прицельный огонь,"- вы Резвуна поменьше читайте....
      Т-26 в любой проекции пробивался любыми танковыми пушками(даже "пушкой" Т-1 с бронебойными пулями) немцев начала войны- ИБО 15 мм брони они и есть 15 мм...Это фактически по бронированию БТР....
      Про авиа пушки немцев при атаках на бреющем- это смерть таким почти "танкам" была.
  23. +1
    25 июня 2016 22:59
    Уж прости меня автор. Но ты явно далек от авиации. Хоть бы и-нет порыл немного.( я рыл когда-то книги, лет 20-ть ) куча ошибок по технике,оценке возможностей да и вообщее..порожняк какой-то,а не статья. sad
    А то, что Резун-редкостная ск.о.тина, мы и так тут все знаем.
  24. +1
    26 июня 2016 00:09
    Цитата: Харитон
    Цитата: Teberii
    Не кто вас, ни унижает. Но уроки учить надо,ЕГЭ вам тут уже не поможет.

    Я свое ЕГЭ в 90-х проходил жуть...И вам бы русский поучить нужно! hi

    Заметно, что в 90х.....ахха...

    А в/ч где вы проходили егэ???
    1. 0
      26 июня 2016 01:49
      Не мое дело ( и вопрос юноши не ко мне , но отвечу олоху небесному )) , писал ручкой ( только чернильной - 7-руб. 15 коп.удобнее было ) ,как и все. И за теорему Пифагора мне 4-ку влепили. Не захотел я ее из принципа к математичке доказывать в 8-м классе. Хотя и знала,что я знаю.
      Потом интегралы пошли, на зубок.
      А кому с выпускников задать вопрос - сколько прооизводная "е"в степени "Х" , а вторая производная ? А интегралл ? Фиг.кто ответит, можете проверить.
      Долбанное ЕГЕ с его министром. am
      1. +1
        26 июня 2016 08:01
        Ув. Валерий. Совсем не в тему, но дополню ваш коммент. Мне 49. 5 лет назад дочка сдавала егэ. Ради интереса смотрел вопросы. КХЕ!!!! Я тоже сдал егэ, без всякой подготовки, пусть не на пять с плюсом, но на твердую тройку -точно. Куда катится планета......
        Пс. А чернильная ручка - это да.... :)
      2. Комментарий был удален.
      3. +2
        27 июня 2016 00:37
        Цитата: Баракуда
        Долбанное ЕГЕ с его министром.

        ЕгЭ, не ЕГЕ.
        Про экспоненту Вы преувеличиваете, проверял, когда сын школу заканчивал - 9 из 10 отвечали.

        Ну а что в 49 на тройку сдают - ничего удивительного.
        Потому как
        - в СССР неплохо учили
        - тройка сейчас сильно низко

        Недешевая у Вас ручка была, однако laughing

        А вообще - дело ведь не в егэ, господин Ясин отец этой реформы четко сформулировал: не нужно одинакового образования для всех, у кого-то оно пусть будет минимальным (контролируется егэ), ну а у кого-то нормальным.
        Ну он много чего еще говорил. Я своими ушами слышал, как он говорил , что это государство должно быть разрушено (СССР).
  25. +7
    26 июня 2016 02:09
    Цитата: аксакал
    Цитата: samoletil18
    но и 2 американца, усилиями И.Н.Кодедуба.
    - ну нельзя по героям ошибаться просто из уважения.
    Это когда американцы прикинулись, что перепутали самолет Кожедуба с немецкими? Он обоих бедолаг тогда уделал в 5 сек laughing А разве Кожедуб летал не на"мустанге" или "Аэрокобре"? Насколько помню, отечественные самолеты он не особо жаловал. Понимаю, могу схлопотать минусы, но просто точно знаю - Герой летал на "американцах" всю войну и отказывался пересаживаться на другие.


    Уважаемый Аксакал, terre. Кожедуб летал на лавочкине. Из наиболее известных Советских асов: Покрышкин на Aerocobre, и Сафронов погиб на Harricane.
    1. 0
      26 июня 2016 02:25
      О каком Сафронове Вы пишите ? Я сам не догадывался,что их-героев много. С Севера ? Да я уже и сам понял - Борис.
      " В свалке Сафонов сбил две машины и исчез. Радиопереговоры сохранили только краткие рапорты Сафонова: «сбил одного», «сбил второго», а потом — «мотор». Моряки с каравана видели, как один из советских «Киттихоков» вошел в крутое пике и врезался в воду."
      Память-памятник !

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»