60 лет с момента первого полета транспортного Ил-14Т

42


Ровно 60 лет назад, 22 июня 1956 года состоялся первый полет модифицированного транспортно-десантного самолета Ил-14Т. Командовал экипажем заслуженный летчик-испытатель СССР дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Транспортно-десантная версия создавалась на базе Ил-14М. В левом борту фюзеляжа врезалась грузовая дверь (шириной 2,71 м и высотой 1,6 м) с дополнительным люком, через который, как и через входную дверь для экипажа и пассажиров, выполнялось десантирование парашютистов и грузов в мягкой таре.

60 лет с момента первого полета транспортного Ил-14Т


Грузовая кабина самолета была удлинена за счет заднего багажного отделения и перемещения туалета к задней перегородке. Увеличенная по ширине грузовая дверь обеспечивала возможность загрузки в самолет автомашины типа ГАЗ-69 и другой техники. Для размещения десантников на бортах кабины установлено 21 откидное сиденье. Бортовой транспортер позволял десантировать грузы общим весом 2000 кг за 12-15 секунд на скорости 300 км/ч. Кроме этого, грузы могли перевозиться под центропланом на балочных держателях.

Ил-14Т использовался в грузовом, десантно-транспортном, санитарном или буксировочном вариантах, каждый из которых имел десантно-транспортное оборудование.

Испытания Ил-14Т в НИИ ВВС, начавшиеся 12 сентября 1956 года на базе войсковой части №55599, дислоцированной в Туле, в целом подтвердили заявленные летные данные. По технике пилотирования самолет практически не отличался от пассажирского Ил-14П, но с грузами на внешней подвеске максимальная скорость снизилась до 366 км/ч. Испытания продлились до декабря, и Ил-14Т в гражданском варианте (без десантного и другого специального оборудования) широко применялся при перевозке различных грузов и особенно в Полярной авиации по обеспечению различных научных экспедиций в Арктике и Антарктиде. При этом самолет мог действовать с различных аэродромов с бетонной, грунтовой и заснеженной ВПП.

Вклад этой машины в успешное обеспечение высокоширотных экспедиций трудно переоценить. Способность Ил-14Т в арктическом варианте совершать длительные полеты в труднейших метеорологических условиях, в разреженном воздухе, при температурах -70°С и сильном обледенении, возможность взлетать и садиться на ограниченные, в том числе и выбранные с воздуха ледовые площадки, простота в обслуживании определили долгую жизнь самолета в советской Полярной авиации.



В конце 1970-х годов самолеты Ил-14 Полярной авиации активно участвовали в обеспечении таких небывалых в истории арктических экспериментов, как рейс атомного ледокола «Арктика» и ледовый поход на лыжах от берегов СССР к Северному полюсу.

Всего было выпущено 356 Ил-14Т на двух предприятиях: 291 на Московском машиностроительном заводе «Знамя Труда» (завод №30) и 65 на Ташкентском авиационном производственном объединении (завод №84).

Обширная сфера применения самолета Ил-14 различных модификаций в течение столь продолжительного времени подтверждает его высокие летно-технические и эксплуатационные данные, ставит этот самолет в ряд выдающихся образцов мировой авиационной техники.

Интерес к этому самолету не угасает и сегодня. В настоящее время энтузиастами авиационно-спортивного клуба «Альбатрос-Аэро» восстановлены два Ил-14Т.

По материалам ОАО "Ил"


На фото Ил-14Т восстановленный, (с) Владимир Язынин


Фото: Владимир Язынин

Посмотреть, как идет ход восстановления, можно в блоге >> http://vulkan-avia.livejournal.com/
и на сайте http://www.il-14.ru/

Кроме того, пообедать под крылом легендарного Ил-14 можно в городе Цюрих, читайте подробный репортаж в блоге Марины Лысцевой >> http://fotografersha.livejournal.com/764874.html

Историю создания самолета Ил-14 смотрите на канале YouTube https://www.youtube.com/watch?v=FGQsRyu0oSU и на сайте ОАО "Ил" http://www.ilyushin.org/press/news/ev2055/?sphrase_id=10394
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    25 июня 2016 07:51
    Папу Тэшки - ИЛ-14 разрабатывали на базе ИЛ-12 изначально как машину способную лететь и садиться с одним двигателем (даже новое крыло под эту ситуацию пересчитали), отсюда и тот запас живучести позволивший без особых дополнительных затрат создать отличный для своего времени транспортник.
    1. +22
      25 июня 2016 08:35
      Что меня всегда поражало - это то что разрушительная война закончилась буквально, а деды не только восстановили промышленность и хозяйство, но уже выходили не только на рынок гражданской авиации, но и в космос...Вот и думается, что плановая экономика - далеко не плохая вещь, как пытаются доказать либеральные экономисты-рыночники...
      1. +4
        25 июня 2016 13:14
        Когда нам в перестройку и в 90е, втирали всякую туфту про "саморегулирующийся" рынок, и разваливали (разворовывали) под шумок великую страну, очень много крупных экономистов плановиков из различных министерств, благополучно по приглашению уехало в США. И там они прекрасно работали по своему профилю.
        1. +2
          2 июля 2016 22:00
          Вот тут вы не правы, рынок действительно саморегулирующийся. Из наших карманов в их. Более никак он не регулируется.
      2. +3
        25 июня 2016 17:38
        Раньше планировали в натуральных единицах, сейчас - в перечёркнутых рублях.
      3. +3
        25 июня 2016 18:32
        Приезжал к нам Нобелевский лауреат по экономике русского происхождения Леонтьев и он пришел к выводу,что экономических предпосылок перестройке не было.Рост ВВП 16%,рост пром.производства -20%.
        1. jjj
          +8
          26 июня 2016 12:36
          Помню, когда работал мотористом в одном из периферийных аэропортов Архангельского управления ГА, вечером после смены засиделись за бутылкой другой водки. И тут вдруг диспетчер с вышки говорит, что летит как раз такой ил, груженый яйцами. А зима. Грузчики отправлены по домам. Хорошо шофер с бортового подъемника с нами выпивал. Вот так втроем мы "Ил" и разгрузили. Широкий проем "амбарной" двери и прямая палуба салона - очень удобными оказались. Нам тогда по десятке заплатили. Мы на них еще водки купили. Так в аэропорту и заночевали.
          А "Илы" все любили
  2. +5
    25 июня 2016 08:55
    довелось на нём прокатиться в 1987-м на Диксон.
  3. +5
    25 июня 2016 08:57
    Производились также в ЧССР и ГДР, экспортировались в разные страны мира, а в боевых действиях применялись в Египте. "Арабцы-плохие вояки" (с), поэтому эта страница истории отличного самолета малоизвестна.
  4. +15
    25 июня 2016 09:50
    Я всегда считал ИЛ14 самым красивым самолетом. В полярной авиации вообще бесценная машина была. Ему ведь так и не смогли подобрать адекватную замену в ледовой разведке. С дополнительными баками в салоне мог по 20 часов в воздухе находится и сесть куда угодно.
    1. +2
      25 июня 2016 13:17
      У нас во дворе в парке такой стоял. В 1989г его всё таки порезали. Действительно красив.
  5. +3
    25 июня 2016 10:19
    Прекрасный самолёт. Красивее его был только Ли-2, но он был из предыдущего поколения машин.
    1. +5
      25 июня 2016 11:20
      а мне наоборот 14 больше чем Douglas DC-3 нравится
    2. +1
      26 июня 2016 12:37
      Цитата: Авиатор_
      Красивее его был только Ли-2

      ну Ли-2...это американский самолет-дуглас...которой мы собирали у себя, и дали новое имя))..ну так чтобы знали что американцы делают красивые самолеты))....
      1. Комментарий был удален.
  6. +3
    25 июня 2016 11:23

    Вклад этой машины в успешное обеспечение высокоширотных экспедиций трудно переоценить.
    А что тут переоценивать? Только благодаря Ил-14Т СССР смог провести масштабное освоение Арктики. Хорошая была машина и очень нужная. На мой взгляд, что-то вроде этой машины и нужно для обслуживания местных авиалиний.
  7. +1
    25 июня 2016 12:25
    читайте книгу: Кравченко Евгений ,,С Антарктидоой - только на Вы,,
  8. +8
    25 июня 2016 13:06
    Одним из факторов хороших характеристик Ил-14 стали двигатели АШ-82Т, расчеты показали, что новый самолет сможет надежно взлетать с одним отказавшим двигателем во всех возможных условиях эксплуатации при незначительном, всего лишь на 37 кВт (50 л. с.), повышении мощности серийных двигать лей АШ-82ФН. ОКБ А. Д. Швецова форсировало доводку двигателей АШ-82ФН по частоте вращения и наддуву, улучшило охлаждние головок его цилиндров. Взлетная мощность этого двигателя, получившего обозначение АШ-82Т, стала равной 1397 кВт (1900 л. с.), и она сохранялась до высоты 400-500 м, что позволяло резко повысить безопасность эксплуатации нового самолета на высокогорных аэродромах и в условиях высоких температур наружного воздуха. Введением специальной регулировки и рядом конструктивных мероприятий были улучшены также и характеристики крейсерского расхода топлива: работая в диапазоне крейсерских мощностей от 60 до 45% номинальной мощности, двигатель АШ-82Т имел на 15% меньший часовой расход топлива по сравнению с АШ-82ФН. Одновременно под руководством А. Д. Швецова развернулись работы по увеличению надежности двигателя АШ-82Т и доведению его ресурса до 500 ч, что имело большое значение как для безопасности полета, так и для экономической эффективности нового самолета в эксплуатации.

    И конечно улучшенная аэродинамика.
  9. +3
    25 июня 2016 13:59
    Прекрасный самолёт! Он мне всегда нравился. Помню, в 70-х годах они частенько пролетали над северными районами Москвы, причём на малой высоте, можно сказать, над самыми крышами наших девятиэтажек. Видимо какие-то технические рейсы были. Зрелище было завораживающим! Мы, пацаны, просто млели, когда над головой проплывали их серебристые крылья, на которых красовалась строгая надпись СССР и бортовой номер.
  10. +1
    25 июня 2016 17:45
    Маленьким летел однажды на Ил-14 из Сочи в Оренбург с посадкой в Актюбинске на грунт. Летели очень долго. Туалета не было. Было облачно, была сильная "болтанка". Пассажирам выдавали специальные пакеты... Классно!
    1. +1
      25 июня 2016 22:43
      Наверняка это было в начале 60-х, а оренбургский аэропорт назывался "Нежинка", ныне ликвидированный.
    2. +2
      26 июня 2016 07:37
      Цитата: iouris
      Туалета не было.

      За пассажирской кабиной располагаются туалет и задний багажник объемом 4,4 м^3.
      Туалет оборудован автономной пневмосистемой, в которой используется сжатый воздух. request
      1. +1
        26 июня 2016 08:43
        Туалет мог быть закрыт,в те времена особо и не заморачивались из-за сервиса,народ был неприхотливый.Какие-то функции выполняли сами пассажиры - подтащить примитивную стремянку для посадки в самолёт (вместо трапа),отсутствовали бортпроводники и пр.Для перевозки пассажиров использовали,в том числе,и грузовые модификации самолёта.
        1. +2
          26 июня 2016 14:55
          Цитата: bober1982
          Туалет мог быть закрыт,в те времена особо и не заморачивались из-за сервиса,народ был неприхотливый

          Мне довелось лететь на Ил-14 с родителями в 1963 году из Москвы в Череповец. Туалет работал и бортпроводница была. Нормальненько так долетели. Дальше на Ан-2 летели, вот это было весело! Половина пассажиров с гигиеническими пакетами о чем то беседовали laughing - болтанка была на маршруте добрая!
          1. +2
            26 июня 2016 15:45
            До 1975 г.на вооружение учебного полка Челябинского штурманского училища были Ли-2,курсанты 1-2 курса летали на них,так что Дуглас верой и правдой послужил.
            Ил-14 на вооружение ВВС были довольно долго (до конца 80-ых),командиру авиадивизии полагался связной самолёт,у нашего как раз и был Ил-14,командир этого связного ИЛа был самый уважаемый человек в дивизии : самолёт летал на бензине,было много спирта,сам комдив здоровался с ним за руку.Хороший самолёт.
  11. +7
    25 июня 2016 19:45
    Но надо отдать должное Douglas DC-3,это был великий самолёт,он и дал путёвку Ли-2,Ил-12,Ил-14
  12. +2
    25 июня 2016 20:24
    Отличный самолёт. Летал на таком. Высота полёта маленькая, "кидало" прилично. Пакеты не понадобились, но "только-только".
    1. +2
      25 июня 2016 20:26
      Пакеты - это барство,ведро в салоне - и вперёд.
  13. +2
    26 июня 2016 01:55
    У Ильюшина вообще очень красивые самолеты получались. Из его конструкций практически нет "летающих уродов" Ил18 очень даже замечательный самоле. Ил2, Ил28, Ил86 все по своему красивы, Да и в Ил76 есть эстетика определенная, не со всех ракурсов, но все же :) Ну и конечно супер надежные аппараты получались. Статистика Ил62 и Ил86 сама за себя говорит.
    1. 0
      5 декабря 2016 21:52
      Цитата: Yakut
      У Ильюшина вообще очень красивые самолеты получались.

      А ИЛ 18 НЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЛ14? Уж больно они похожи внешне.
      Ну двигателей поболе, габариты больше а так прям как близнецы один маленький другой большой.
  14. +1
    26 июня 2016 07:28
    ...Говорят как назовешь
    Так оно и будет
    Лучше Илов не найдешь
    Пусть продолжение будет...

    Надежность - главная черта
    У ИЛов есть - все от винта!
  15. +2
    26 июня 2016 14:39
    Великолепная машина, все ошибки пилотирования прощала. Был свидетелем, как курсант БВВАУЛ умудрился взлететь с выпущенными закрылками, ну и инструктор проспал конечно. Всё обошлось.
  16. +1
    26 июня 2016 14:51
    Добротный самолёт, в детстве на таком довелось полетать на День Авиации-тогда катали над городом. Впечатлений было...
  17. 0
    26 июня 2016 22:20
    Первый рисунок - зачетный!
  18. exo
    0
    26 июня 2016 23:10
    Очень удачный самолёт.В полярной авиации,до сих пор не могут найти замену.Мы,в училище,восстанавливали его предшественника:Ил-12.
  19. 0
    29 июня 2016 07:58
    Мой старший напарник, царство ему небесное, был в Бари вместе с союзниками. Летал в основном к партизанам в Югославию. Так вот, он и в 1970-х восторгался Дугласом: "Капот открывают, а там - блестит всё. А у нас на Ли-2 техник тряпку из рук не выпускал". Хотя, американцы АШ-62 не хают. Их спецы понимают, что русские сделали 2 сложные вещи: перевели в СИ(СГС) и добавили редуктор, а потом он послужил и для разработки двухрядников.
    В 1970-х прилетаел к нам два раза в неделю Ил-14 МАПовский. И два бывших летчика стоят на КДП, провожают его взглядом, восторженно говорят: "Да... Лайнер!"
    А лайнер гордо рулит между худыми туполями, усталой пилорамой Ан-22, Ан-12, новенькими Ил-76...
  20. 0
    5 декабря 2016 22:46
    основной самолет на пассажирских линиях в Казахской ССР в 60х и начале 70х. Пацаном летал и бесплатно, экипаж -друганы отца, отдел перевозок -тетя Поля .Все пассажиры гуськом за ней,никаких заборов не было в принципе. Объявления о посадке на Караганду через ручной матюкальник. Пока она,т. Поля стоит у трапа и рвет корешки билетов ,пропуская по одному ,я уже там внутри , пилот в туалет заныкал . Она зашла в конце -головы посчитала и все,люк закрыт. Из туалета и на пристяжную седушку в кабине и..туда и обратно .Вечером дома.