Хочешь, чтобы вокруг все были патриоты? Иди к детям!

48
Не так давно, где-то в канун 9 мая, прочитал на ВО чисто «женскую статью» о воспитании у современных детей чувства патриотизма. Мол, хромает оно, и надо поэтому больше организовывать соответствующих мероприятий, создавать в школах музеи ВОВ, приглашать ветеранов и т.д. и т.п. Все вроде бы правильно, но почему-то один из читателей в комментариях тут же написал, что ему не нравится слово «мероприятия», «линейки», «сборы», что… пахнуло на него старым пионерским прошлым в самом худшем смысле этого слова. И – да, с этим вполне можно согласиться.

Хочешь, чтобы вокруг все были патриоты? Иди к детям!

Вот так моделизм помогал англичанам в годы Второй мировой войны обучать своих летчиков. Но кто сказал, что сегодня нельзя организовать в школе подобные состязания «велопилотов»? Это интересно, азартно, не требует много труда, и развивать деток будет, безусловно.

Вспоминаю свое школьное прошлое. Международный женский день 8 марта. Наша училка (именно училка, потому что никакого уважения к этой толстой дуре я не испытывал ни тогда, ни сейчас) до полного отупения репетирует с нами «литмонтаж» – стихи с песнями вперемежку со сцены. «Мама - слово дорогое! В слове том тепло и свет! В славный день восьмое марта нашим мамам наш привет!» (последние слова хором!). Один мальчик описался, не сдержался. Ох, как я это все ненавидел! И не я один – весь класс.

Потом, когда стали праздновать День Победы, лучше не стало: теперь я и мои одноклассники превратились в зрителей. И опять эта же училка выводила на сцену другую партию малышей и объявляла: «Литмонтаж» – «Победа, слово дорогое, в слове том тепло и свет, скажем хором, скажем дружно, ветеранам наш привет!» (последние слова хором!). Потом кто-то читал стихи, кто-то пел – тоска была зеленая.

Сейчас тоже есть подобные «мероприятия», но их хотя бы немного и… скажем так, все-таки они усовершенствовались. Но как вы усовершенствуете встречу с ветераном, который, извините, не может двух слов связать? Ну да, у него вся грудь в орденах, но… детям «такое» неинтересно. Мне довелось быть на одной такой встрече, и я потом спросил учителей – «это дало положительный результат? Вам «это» понравилось? Не могли проверить заранее, а умеет ли он вообще говорить?» Понимаете, что это разные вещи – помыть в квартире ветерана пол, и совсем другое сделать так, чтобы он выступил красиво, и его слова зажгли ребят, а не вызвали бы потока насмешек. В Дагестане говорят: «Там нет хорошей молодежи, где не было хороших стариков!» Значит и «старик», пришедший к детям с мобильниками и планшетами в карманах, должен быть «хорошим» и «интересным» с их точки зрения. Я вообще нанимал бы для этого профессиональных актеров – тогда такие встречи запоминались бы детям на всю жизнь, но… Пенза город маленький, люди болтливы, – разоблачат.


В этом номере журнала «Юный техник» за 1983 (№10) год мои разработки моделей из упаковок попали даже на обложку. Ну и в текст, конечно. Но главным козырем номера была, конечно, баночка из-под сыра «Янтарь». В Пензе он был. В других местах не везде. И многие в то время говорили: «Хотим жить как в Пензе!» Впрочем, «недолго музыка играла». Но самоделки «из баночек» пользовались большой популярностью повсеместно, но особенно в Пензе и в Куйбышеве (Самаре), где я показывал их на ТВ. А сколько всевозможных упаковок сейчас?

Новое время – новые песни. И главное – многие говорят «надо, надо, надо!» Но это как слово халва – сколько раз не повторяй – слаще не будет! Значит, надо что-то делать самому, особенно, если ты достаточно молод, а в этой школе учатся твои дети. На сайте ВО много людей с хорошими профессиональными навыками. Ну так почему бы не пойти в ближайшую школу и… не начать там вести какой-то интересный современным детям кружок? ВО писал про интересные школьные музеи войны, и то, что они есть – замечательно. Но нельзя иметь такие музеи в каждой школе. Это нонсенс - музей ВОВ в каждой школе. А что тогда? Тогда… кружки по интересам, которые будут прививать патриотизм детям не устаревшими линейками, а в процессе общения старшего наставника с детьми, причем с детьми, которые его уважают.


Это моя первая модель-игрушка для детей. Призер (поощрительная премия 150 рублей!) конкурса детских игрушек Минлегпрома СССР 1979 г. Сделал я ее будучи учителем в сельской школе, где я также вел детский технический кружок. Для тех, кто верит, что тогда «все было», скажу – «не было в той школе ни… ничего». Рубанки, молотки… и все! А время было – последняя четверть ХХ в. В Японии запустили первый завод-робот!

Знаю одного инженера, который у нас в Пензе открыл кружок… «реактивного движения». Дети мастерят ракеты и автомобили из 1,5-литровых бутылок из-под минеральной воды и кваса и запускают их, соревнуясь на дальность и высоту.


Здесь как-то уже была статья про самоделку «пневмостарт». Сделана она была еще в 1986 году и прекрасно работала! Тогда в ней не было муфты повышения давления, и в трубку вставлялся бумажный шарик, обернутый резиной от воздушного шарика. Трение резины было велико. Поэтому только высокое давление «выдувало» шарик из трубки и, соответственно, модель самолета!


А так с помощью пневмостарта запускалась модель! Я, кстати, сделал одну такую установку – вот тебе и кружок!

Работы минимум, что важно, потому что дети ленивы (и это нормально, кстати), и всю работу с положительным результатом должны закончить за 40 минут. Но зато какой эффект?! Ракеты взлетают в облаке водяного пара – у-у-х! Машины мчатся… словом, все очень соревновательно и детям интересно. То есть так, как надо.

Ну, а гонки «виброходов из мыльницы» были популярны в то время, и вполне будут популярны сегодня. Проблема - микроэлектродвигатели. Тогда их было полно. Сейчас в свободной продаже я их что-то не вижу.

Собственный опыт у меня тоже есть. Когда в школу пошла моя дочь, а это было еще советское время, я пошел туда же, и вел там технический кружок все время, пока она училась в начальной школе. Пошла в школу внучка – все повторилось. И не из-за альтруизма, хотя кружок я вел там бесплатно, а по расчету – «я вам хорошо, вы нам!» Но… в каждом классе сколько пап, мам, дедушек и бабушек, а? И вот представьте, что хотя бы половина этого количества пошла бы в школы «по расчету» – что было бы тогда? Хорошо, наверное, было бы, вот только реально этого нет. Конечно, на все есть причины. Люди заняты. Но самая главная причина – это лень, и вера в то, что кто-то придет и сделает все за тебя.


Вездеход из мыльницы на квадратных колесах. Кстати, готовая тема для кружка: «Марсианские вездеходы». Корпус из картонной коробки, «колеса» из коробок поменьше. Все колеса оклеить грунтозацепами из картонных упаковок для яиц и покрасить краской «под алюминий» («дурачки любят все блестящее!») и… все! Можно показывать по ТВ, можно показывать депутату… Школе и вам бонусы!

И вот четыре года и я, и моя дочь по очереди вели там уроки и труда, и кружковые занятия, и…детям это было реально интересно. А что их учительница? «А меня этому не учили!» – говорила она, и правильно, не всем дано переучиваться быстро, и не все могут заниматься тем, чем другие люди занимаются давно и успешно. Но было хорошо хоть то, что при этом она нам не мешала! И многие родители тоже помогали классу. Одна мама, например, полностью взяла на себя музыкальное сопровождение всех классных мероприятий, один папа стругал понадобившиеся мне древки копий, а все остальные дружно настилали линолеум и что-то красили, а кто-то готовил спортивные игры. То есть тут-то как раз все было неплохо. Однако везде ли так? То есть красят-то обычно все. А вот позаниматься с детишками, это пока еще нормой не стало.

Я уже рассказывал здесь о том, с каким успехом прошло театрализованное выступление для ветеранов ВОВ, в котором ребята пели песню про Марусю из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Это было ярко, красочно, необычно и понравилось и взрослым, и… детям! Какие еще номера подготовлены и будут реализованы? А вот какие – кстати, дарю идею, а воплотить ее в жизнь не так уж и сложно. Тоже «театрализованное песенное действо». Три мальчика и три девушки в военной форме поют песню из кинофильма «Небесный тихоход» – «Ну, а девушки, а девушки потом!» При этом на сцену «вылетает» девочка-пилот, одетая в «костюм» … самолета ПО-2 – биплан темно-зеленого цвета (180 р. краска-аэрозоль), сделанный из упаковочного картона и коробок. Основа корпуса – коробка без дна с ручками внутри. К ней пристыковываются крылья, хвост, а спереди устанавливается винт с приводом от моторчика. И все – полетели!

Мало вам одного самолета с двумя крыльями – сделайте… четырехмоторный бомбардировщик («убьете» этим всех «наповал»!), и чтобы «пилотировали» его трое деток, а из четырех винтов работал бы только один. В углу сцены сидит радистка, стучит на рации, а голос за сценой проговаривает слова из песни «Бомбардировщики»:

Был озабочен очень
Воздушный наш народ,
К нам не вернулся ночью
С бомбежки самолет.

Радисты скребли в эфире,
Волну ловя едва,
И вот без пяти четыре
Услышали слова…

И тут на сцену и «выходит» самолет, качая «последним крылом», с кокетливой красоткой на носу, весь в камуфляже, и летит «на честном слове и на одном крыле!» А хор поет: «Бак пробит, хвост горит…!» Положительный эффект гарантируется!

Ах, ваш ребенок учится в гимназии с изучением множества языков? Отлично! Пусть будет все то же самое, но только песню пусть поют по-английски.


Вот он, блестящий «серебряный» самолет из коробок для детских гонок. Надевается на ребенка, внутри ручки, за которые он его держит и… бегом вперед! Главное, что сделать аэроплан из картонных коробок очень просто. Нужен клей ПВА, суперклей, банка аэрозольной нитроэмали (или три банки, если самолет будет в камуфляже) и… все!

Еще интереснее «Авиагонки». Допустим, в школе восемь малышковых классов. От каждого на старт, приуроченный к 9 мая, выходят по два «самолета из коробок». С опознавательными знаками ВВС СССР и союзников. Воздушные винты вращаются от набегающего потока воздуха. Одни бегут, другие за них болеют, из репродуктора звучит «Авиамарш», диктор кратко говорит о героях-летчиках, победителей награждает живой ветеран войны, весь класс, одержавший победу, затем кормится тортом. Чего еще детям надо? Даже в век мобильников-дебильников «это круто»!


Это модель аппарата на воздушной подушке действующая! Она парила над полом и над водой и двигалась вперед, а винты сзади в обтекателях из баночек вращались! Но моторчик на ней стоял всего один – подъемный! А за счет чего же он двигался? А часть воздуха через воздуховоды на корпусе выходила наружу и обдувала винты, вращавшиеся от набегавшего на них воздушного потока. «Почему ветер дует? Потому что деревья качаются!»

Потом можно вызвать на соревнование одну соседнюю школу, потом другую, потом добиться того, чтобы в вашем городе такие бы гонки стали массовыми. Это вызовет интерес к авиации вообще и к авиации ВОВ в частности, к тому же бегать полезно для здоровья, а работать руками полезно для ума. Естественно, обо всем этом нужно будет сообщить вашим СМИ и пусть они это растиражируют так, как они это умеют. Обществу сегодня не хватает положительной информации – вот и пусть они его и порадуют хотя бы этим!


Первый русский монитор. Тоже картонный и тоже плавающий. Вот вам и патриотическое воспитание – берите и делайте для детей и вместе с детьми.

Да, но мы забыли о музее. Что школьный музей должен соответствовать духу времени. И почему бы в какой-то школе (не надо во всех, понятно) не создать музей… марсианских вездеходов, тех, что будут изучать его в недалеком будущем. Их все тоже можно сделать из упаковок. Корпус из большой коробки, а шасси – из банок из-под сметаны и йогурта, тарелок, емкостей для яиц, да бог знает из чего еще – это-то как раз и интересно. Сейчас столько всевозможных упаковок из пластика, что прямо дух захватывает.


А это знаете, что? Кусок гусеницы из баночек из-под йогурта! Целый класс приносит вам баночки и в итоге ребята из них же делают фантастический гусеничный «марсианский вездеход»!

И главное, использование их в качестве материала позволяет сделать ваши фантастические марсоходы такими большими и впечатляющими, что из них можно будет создать музей, в который будет не стыдно пригласить и серьезных ученых. Например, у меня есть более 10 таких вот необычных конструкций из упаковок, а если подумать, так можно и еще придумать. Каждая – тема для статьи в приложение к журналу «Юных техник» – «Левша», тема для местной газеты и телевидения: «В Н-ской школе дети сделали фантастический марсоход!» И это отличной ПР и реклама и для самой школы (за которые вам скажут только спасибо), и это одновременно воспитание чувства гордости за себя, свою школу и… свою страну. И к тому же ,это еще и интересно, это ново, это ориентирует ребят на будущее, на перспективу, и это ведь как раз нам и нужно, не так ли?


Очень перспективное направление – школьный кружок по изготовлению наглядных пособий для уроков. Все перед глазами! Материалов – полно всяких. И детям интересно, и учителям просто здорово. Рукодельные вещи дети любят до сих пор. И уважают тех, кто их делает!


На фото пирамида Хеопса для урока истории в 5-ом классе. И не просто пирамида…


Она еще и раскрывается, и тогда видна ее начинка!


Усилиями целого класса совсем нетрудно построить и такой вот древнегреческий храм. Каждый делает по две колонны и... все!

П.С. Все самоделки, представленные на фотографиях, как вы сами видите, были сделаны, хотя некоторые и очень давно. Разбирал старые папки и вот нашел. Перевел в «цифру», но качество все равно «не очень». Но есть и новые, уже последних трех лет. Ну, а статья специально написана к лету, чтобы было бы время подумать до 1 сентября, подготовить тематику занятий, выбрать направления, определиться с материалами… Ну, а 1 сентября, возможно, что кто-то из читателей ВО возьмет, да и пойдет в школу. Чтобы не только на словах, но и на деле учить ребят чему-то хорошему.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    29 июня 2016 06:30
    Чтобы вырастить из детей патриотов---к ним должны идти патриоты.Родители должны быть патриотами.Ну,родителей не переделать и не выбрать.А вот в школу учителями часто идут,чтобы решить свои проблемы---свой ребёнок,близко к дому и т.д..
    Когда учился в школе,то у нас ничего такого не было.
    А при этом в кружёк ходил:вот там было здорово!Ещё и радиофицировали !Чаепития были,дни рождения,разговоры.Наверно,там и воспитывали патриотизм.
    Статья понравилась,спасибо Вячеслав Олегович.
    1. +3
      29 июня 2016 07:00
      Цитата: Reptiloid
      Чтобы вырастить из детей патриотов---к ним должны идти патриоты.Р

      Чтобы вырастить из детей патриотов детям надо что-то предложить, к чему они должны готовиться, какое общество они в будущем будут строить и развивать, а технического творчество это уже прикладная составляющая будущих строителей, главное чтобы готовились они к миру, а не к войне
      1. +1
        29 июня 2016 16:52
        Цитата: sa-ag
        Чтобы вырастить из детей патриотов
        ...

        Патриотизм - естественное явление, и его надо поддерживать а не воспитывать. Именно в поддержке нуждаются патриоты нашей общей большой Родины, а не в новых видах "воспитания", и не только в школах, но комплекно. И в СМИ о них вспомнить не вредно, пусть знают, что не одиноки.
    2. +6
      29 июня 2016 08:36
      Цитата: Reptiloid
      Когда учился в школе,то у нас ничего такого не было.
      А при этом в кружёк ходил:вот там было здорово!Ещё и радиофицировали !Чаепития были,дни рождения,разговоры.Наверно,там и воспитывали патриотизм.

      Верно!
      Для развития патриотизма нужны кружки. Радио, собаководство-кинология, стрелковый, авиа, авто... Как говорится "Автомото-велофото".
      Все это было в ДОСААФ, мало того выдавались свидетельства об окончании курсов. Дворы и прилегающие территории были забиты вечно тренирующимися спортсменами: радиопеленгаторами-"поиск лис", кинологами-любителями с их разнообразными служебными собаками на полосе препятствий и с красивыми медалями на построениях, мотоспортсменами и проч.
      А сейчас в Досааф, во всяком случае в нашем регионе кроме вождения и стрельбы ничего нет.
      Какая там поддержка государства не видно
  2. +7
    29 июня 2016 06:42
    Вот благодаря таким кружкам в СССР были отличные инженеры. А благодаря спортивным секциям - спортсмены. То есть была отлично отлаженная система, которая давала результаты. И дети были при деле.
    1. +1
      29 июня 2016 07:18
      Я-то учился,когда прежнее разваливалось,а учебники были непонятно какие.Просто видимо,чётких новых деректив не было и некоторые учителя продолжали,как раньше учить.
      А кружок был платный,бесплатного уже ничего не было.Цену не могу,но все говорили,что дорого.А мАмА хотела,что бы я"был занят делом".
    2. +3
      29 июня 2016 07:39
      Зато сейчас - отличные потребители вырастают!
      Все, как сказал Димон.
  3. +3
    29 июня 2016 06:48
    да...тоже пытался "познакомиться с родителями"...ГОД прошёл,а ни одного предка не увидел.им насрать на своих детей и чем они занимаются...печаль.
    1. +4
      29 июня 2016 09:57
      Цитата: лис
      да...тоже пытался "познакомиться с родителями"...ГОД прошёл,а ни одного предка не увидел.им насрать на своих детей и чем они занимаются...печаль.

      Вот это точно. Несколько грубовато, но не в бровь, а в глаз. За последние 10 лет работы, что в Украине, что в Белоруси на собраниях и половины родителей не видел. Зато в конце года паломничество и обрыв телефона.

      Вячеслав прав: в каждом классе на 30-40 родителей и бабушек-дедушек. Что, облом прийти на классный час, рассказать о своей профессии, об интересных случаях. Или на выходные с детьми на природу выйти, заодно и сами деревья увидят в лесу, а не в интернете...
  4. +4
    29 июня 2016 08:05
    Просто рассказывать это одно..А вот делать что-то вместе с детьми это другое..Это сложнее..
    Спасибо...хороший материал..
  5. +6
    29 июня 2016 09:17
    Одна маленькая проблема - сейчас заниматься с детьми хоть чем-нибудь ОФИЦИАЛЬНО может ТОЛЬКО человек с высшим педагогическим образованием!
    Попробовал организовать кружок технического моделизма (стендовые модели техники, по вечерам после работы). походил по комнатам школьника, домам детского творчества вплоть до городского комитета по образованию - ТОЛЬКО ВЫСШЕЕ педагогическое образование и ТОЛЬКО в штате учебного заведения!
    А мне моя работа нравится, второе высшее образование в моём возрасте (50 лет) получить по нынешним временам проблематично, поэтому занимаюсь получастным порядком (приютила молодёжная библиотека, у них таких строгих требований нет, но и условия не совсем подходящие).
    1. +6
      29 июня 2016 10:08
      Цитата: Evgeniy-111
      Одна маленькая проблема - сейчас заниматься с детьми хоть чем-нибудь ОФИЦИАЛЬНО может ТОЛЬКО человек с высшим педагогическим образованием!

      Есть ещё одна морока: планы, отчёты и прочие бумаги. Даже учителей, за десятилетия работы съевших зубы на этой волоките, она иногда вгоняет в ступор. Что уже говорить о человеке, пришедшем со стороны?

      Второй момент - разрешение на вид деятельности. Это ТБ, сантария и нормы набора детей. Будет у тебя 15-20 детей - кружок откроют, но потом ещё и проверками количества и отработкой рабочего времени (вплоть до 5 минут) замучают. Я уже не говорю о концепции музея. Его тематику утверждает РОНО (или как там они теперь по-новому), и боюсь, Музей марсианских вездеходов повергнет этих бюрократов в состояние амока. Это ж ведь не музей этнографии и парой десятков пыльных тряпок, и не музей чаепития с батареей самоваров (это в нашем интернате). Но и тут можно было бы рассказывать с огоньком и интересом, ведь в каждом моменте жизни всегда есть что-то интересное. Самим учителям уже просто либо некогда (это тем, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО работает с детьми), либо по барабану (это тем, кто смотрит на детей, как на этап на своём жизненном пути и средство решения СВОИХ проблем).
      1. +4
        29 июня 2016 11:30
        Цитата: Алекс
        Есть ещё одна морока: планы, отчёты и прочие бумаги.

        Цитата: Алекс
        Второй момент - разрешение на вид деятельности. Это ТБ...


        Чиновничья бюрократия разрушает Россию и тормозит развитие
    2. 0
      29 июня 2016 12:51
      Какие-то у Вас драконовские требования. У нас и внештатников полно!
      1. +6
        29 июня 2016 14:01
        Приветствую, Вячеслав!
        Цитата: kalibr
        У нас и внештатников полно!

        Дело не в штатном расписании. В любом случае, работа кружка жёстко регламентируется. Пр этом требования делятся на две группы. Первая - финансовая деятельность. Если Вы работаете на общественных началах или в своём клубе, то тогда вся дребедень о наполнении групп и графике работы отпадает, остаются только отношения с финансово-контрольными органами. Вторая - Тб и прочая. Это требования законодательства, без соблюдения которых Вам просто не дадут разрешения на работу с детьми (а будете упорствовать - и статью найдут, это не сложно).

        Я 12 лет в Киеве занимался детским интеллектуальным движением (ЧГК, Брейн-ринг, Эрудит-квартет, Своя игра и остальное, что придумаем), работал при Подольском районном Доме детского творчества (бывший Дом пионеров). Мне повезло: и в "Домике", и в РайОНО были вменяемые люди (в общем, редкость), а вот коллегам в других городах не всегда приходилось сладко, иногда люди чуть-ли не плакали. Так что как видите, пока государство хотя бы перестанет мешать тем, кто подобно ВАМ, бескорыстно и безвозмездно на одном энтузиазме занимается с детьми РЕАЛЬНЫМ делом, с патриотизмом будут напряги. Ибо патриотизм, ИМХО, - это не только готовность умереть за Родину, но и уверенность всегда и везде сказать: "Мы глупостями не занимаемся".
        1. +4
          29 июня 2016 15:59
          Цитата: Алекс
          Ибо патриотизм, ИМХО, - это не только готовность умереть за Родину, но и уверенность всегда и везде сказать: "Мы глупостями не занимаемся".

          Отлично сказано, Александр! Полностью одобряю!
  6. +11
    29 июня 2016 09:30
    Надо мной иногда мои сверстники и друзья подшучивают – занимаюсь с детьми всяческими военными играми, организую летом мини лагерь с палаткой на берегу речки. Ночуем в палатке, кабаны ночью бродят и хрюкают за ее полотном, пугая не только детей. А утром зарядка для всех, умывание речной водой, костер и утренний чай с завтраком из стандартного военного пайка. Днем конструируем ракеты, запускаем их в небо а они возвращаются на паращюте! Вечером читаю им «Всадника без головы», они хохочут над слугой Фелимом, а через пару минут уже спят под мое монотонное описание американской прерии. Не знаю, есть ли в этих занятиях элементы патриотизма, но закалка детей как будущих воинов наверняка имеется. Поддерживаю и автора публикации в его занятиях с детьми. Кстати, заниматься с детьми можно и не официально, было бы только разрешение их родителей , да безопасность обеспечена. Но бывшие военные этим обладают.
    1. +4
      29 июня 2016 09:42
      Вот о чем и речь.Если Вы сами---патриот,то чтобы Вы не делали:читали,моделировали---все Ваши действия будут этим настоем пронизаны.Хоть что делайте.
    2. +5
      29 июня 2016 10:13
      Цитата: Evgenijus
      Днем конструируем ракеты, запускаем их в небо а они возвращаются на паращюте!

      Не знаю, есть ли в этих занятиях элементы патриотизма

      Вы знаете, есть. Когда занимался со старшеклассниками ракетостроением, то они не только историю космонавтики сами выучили, ещё и до формулы Циолковского докопались. А невзначай произнесённые фамилии Цандера, Тихомирова, Челомея - это повод в интернете не пустопоржние словеса друг другу перегонять, а огромный кусок отечественной истории изучить.
      1. +5
        29 июня 2016 10:40
        Алекс, скорее всего у меня была мысль в занятиях с детьми - не с Циолковским их знакомить, а как можно больше оторвать этих детей от айфонов, смартфонов и всяческих электронных досок. Игры в них дурацкие, а родители охотно отдают им свои "прибамбасы" с играми, дабы отвязаться от назойливого своего потомства. Не до детей им ...
        1. +3
          29 июня 2016 11:09
          Цитата: Evgenijus
          а как можно больше оторвать этих детей от айфонов, смартфонов и всяческих электронных досок.

          Зачем, сплошное запретительство, вы им предложите изучать программирование, если им нравится с электроникой возиться, можно робототехнику подтянуть, из них могут получиться инженеры самых разных направлений
          1. +7
            29 июня 2016 11:31
            Да лето сейчас! Какие там роботы? Детям на природу надо, к костру, к комарам и зверушкам. А в ненастную погоду - за стол и клеить военную технику из любого материала. Вчера был я на работе, а дети в лагере клеили стабилизаторы к ракетам. Приехал к ним - был запуск. Сразу по пуску выводы: приклеил неровно деталь к ракете - далеко не улетела. А с правильным монтажем так взлетела, что и не нашли ... Инженер начинается с картона. А ракеты из пивных банок ...(дешево и совсем не сердито).
            1. 0
              29 июня 2016 12:49
              Пневмостарт им сделайте! Совсем просто, а интересно очень! Или ракеты из серебряной фольги от шоколада и спичечной головки на палочке для шашлычка! Делается мгновенно, элементарно, запускать можно даже в комнате! Летает хорошо! Проверено. Жаль фото нет.
              1. +4
                29 июня 2016 13:14
                Уже сделал, есть и фото wink
                1. +2
                  29 июня 2016 13:44
                  Отлично! Я ожидал, что кто-то откликнется, и вот результат. Всегда есть те, кто разводят руки и им "все плохо", и те, кто что-то делает. Вы молодец!
                2. +3
                  29 июня 2016 14:10
                  Евгений, снимаю шляпу hi ! Мои ракетки на ружейных патронах рядом с этим кажутся ёлочными хлопушками feel ...
              2. +3
                29 июня 2016 14:08
                Цитата: kalibr
                Или ракеты из серебряной фольги от шоколада и спичечной головки на палочке для шашлычка! Делается мгновенно, элементарно, запускать можно даже в комнате! Летает хорошо! Проверено. Жаль фото нет.

                Подтверждаю, у второклашек глаза горели в прошлом году в пришкольнои лагере. Директор головой покачала, но сама улыбалась. Пронесло...
            2. 0
              29 июня 2016 14:24
              Двигатели где берете?
              1. +2
                29 июня 2016 14:48
                Если вопрос ко мне, так отвечаю: все работает на воздухе. Автомобильный компрессор от борта машины или от 220 в., старый гидрофор на разборку, труба канализации, вентиль, три пивных банки и пластик для стабилизаторов. Парашют от шелка бабушкиной юбки. Вот и вся хитрость. Будет интересно - скину ролик, пока не знаю, в каком формате нужно и вес файла. На фото - "крышевание" у соседа по даче:
          2. 0
            29 июня 2016 14:40
            Ну-да. Оптимист вы наш. Доча в школе. Одноклассник телефоны разбирает, его вся школа знает. Остальные только пользователи, не представляющие что есть двоичная система, проц, ядро, а у многих выпускников даже простая блок-схема и логика "и" "или" вызывает фатальную ошибку ))
            Когда объясняешь, что есть кэш и всё в папках лежит на системном диске, а не рабочем столе такое удивление, да вы что говорите? всё же в папке Мои док-ты ))
            или убив/временно переместив отдельные файлы в Program Files не запустишь прогу, Они о файловую системе даже представления не имеют и не хотят знать.
            Поясняя, что нужные карты для навигатора можно просто в верную папку копирнуть и после ребута они отразятся. А расширение файла это просто запредел.
        2. +4
          29 июня 2016 14:06
          Евгений, абсолютно с Вами согласен. Я тоже такой цели не ставил, это они уже сами потом свои компы, айфоны, доски и планшеты для дела использовали. Пифагор говорил, что ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Вам, судя по всему, это удавалось, мне, хочется верить, - тоже. Хотя, конечно, печально смотреть на общее отупление молодёжи...
    3. +3
      29 июня 2016 14:22
      Только не афишируйте эти походы- забодают до икоты! Тем более после беды на Сямозере. Одни детей погубили, а всей России теперь расплачивайся...
  7. +2
    29 июня 2016 10:17
    Патриотами должны быть первые лица государства! Медведев ,делающий селфи на айфон патриотизма не прибавит
  8. +2
    29 июня 2016 10:28
    Наша училка (именно училка, потому что никакого уважения к этой толстой дуре я не испытывал ни тогда, ни сейчас) до полного отупения репетирует с нами «литмонтаж» – стихи с песнями вперемежку со сцены. «Мама - слово дорогое! В слове том тепло и свет! В славный день восьмое марта нашим мамам наш привет!» (последние слова хором!). Один мальчик описался, не сдержался

    Это не повод ненавидеть "литмонтаж": в процессе таких занятий дети УЧАТСЯ: выступать перед публикой, декламировать, не бояться других, вере в себя и свои силы, развиваются, в конце концов.
    Сколько радости и ГОРДОСТИ у успешно выступивших где-нибудь на утреннике деток-любой вспомнит.
    1. +1
      29 июня 2016 12:47
      ну, да, об этом я как-то не подумал. Просто написал, что чувствовал тогда. Радость и гордость... что-то не помню, хотя от юности обычно помнится хорошее. Сожаление о потерянном времени - это помню. Помню, что многие мероприятия мало чем отличались от празднования тезоименитства государя-императора, описанное у Льва Кассиля в "Кондуите и Швамбрании". Помню, как меня это поразило уже тогда. Все зависит от меры - пять ложек сахара в чашке чая явный перебор, хотя и питательно.
      1. +4
        29 июня 2016 14:18
        Александр, Вячеслав, Вы оба правы и немного неправы одновременно. Действительно, можно и нужно учить детей держать себя на сцене (каждый, кто на ней выступал, знает, что это далеко не просто), и искусству декламации, и память развивать, и говорить в унисон, а не как на нынешних ток-шоу. Но и делать это надо с умением и терпением. Дети - публика своеобразная, тут очень тонко надо дозировать и доброту и строгость, и настойчивость и некоторую свободу, и требовательность и умение вовремя остановиться. И уж во всяком случае, надо знать меру, не превращая учёбу в муштру. Я не знаю, почему та учительница таким образом добивалась поставленного результата. Может, устала от жизни, а может, просто иначе не могла. Но согласитесь, обмочившийся ребёнок - это как-то уже перебор и уж совсем не говорит о педагогическом таланте.
  9. +2
    29 июня 2016 10:32
    когда устанавливают мемориальную доску в честь Маннергейма!Сразу задумаешься а нужно ли воспитания патриотизма нашим чинушам!
    1. +1
      29 июня 2016 12:42
      Мы не для чинуш живем, а для своих детей и тех детей, что их окружают, не так ли?!
  10. +2
    29 июня 2016 11:51
    Всё правильно, всё верно. И не только патриотическое воспитание на военную тему должно быть. Вообще в любой области деятельности хорошо было бы занять детей, это тоже патриотизм - готовить увлечённых людей. В науке, в искусстве, в технике. Кто из школьного начальства может захотеть для себя эту головную боль? Кто из родителей это поймёт? А если не поймут взрослые, дети этим заниматься не захотят и не смогут. Лично я, когда моя старшая пошла во 2-й класс, попыталась сделать театральный кружок класса. Учительница согласилась. Я пришла в класс, поговорила с детьми. Договорилась, что завтра желающие придут в актовый зал. Пришли 8 девочек и три мальчика. Начали репетировать. Через две репетиции ребятки вдруг остановились посреди сцены. "А мы не понимаем, зачем нам это надо?" Вам неинтересно? - спрашиваю. Интересно, - говорят, - но... Один объяснил, что у него зрение плохое, ему много читать нельзя. Ну,да, строчек 20 текста выучить - страшная нагрузка на глаза! Другой сказал, что он в артисты не собирается. Третий - что ему времени на уроки не хватает( 2-й класс!). Прекрасно понимаю, что это слова их родителей. Они же сами пришли, никто их не заставлял!И никто из родителей не подошёл ко мне, не поинтересовался - что за пьеса, может, помочь чем-то, поддержать. Всё было очень рационально - если какая-то деятельность не принесёт явной выгоды, надо эту деятельность прекратить. И никто в классе никаким "хобби" не занимался.Пара человек посещали спорт секции и столько же муз.школу. Всё. Вот сейчас один мой сосед-пенсионер занимается... не знаю, как правильно... Делает модели самолётов и участвует в соревнованиях. Захоти он прийти в школу с детьми заниматься - сильно сомневаюсь, что ему разрешат, и что детей родители отпустят.
    1. 0
      29 июня 2016 12:41
      Не знаю, но у меня в моем городе мне никто ничем заниматься с детьми не запрещал никогда и проблем с этим не было. Напротив - все за. Хочешь вести кружок журналистики - веди, хочешь что-то еще - пожалуйста! Да, дети стали требовать "отдачи". Но... это дань времени. Просто надо подумать, как все это подать. Наверное "Фонвизина" ставить уже поздно. А вот что-то современное. Впрочем, случаев так много, что на все советы и не дашь. Надо ходить, предлагать, творить, то есть что-то делать. Ягоды вон собрал с дачи - привез учителем и дал. Мелочь, а приятно! Или детям в пришкольный лагерь...
      1. +1
        29 июня 2016 12:53
        Не о ягодах речь идёт, о занятиях с детьми. Так формально никто и не запрещал. Главное препятствие - зачем это надо! Если родители не понимают, то как детям объяснить. Фонвизина, кстати, тоже можно поставить так, что всем будет интересно. Да и с второклашками я хотела поставить очень интересную пьесу. Она была бы интересна и взрослым. Это сказка. Но не зайчики-белочки. Пьеса Льва Успенского. Поинтересуйтесь. "Бочка мёда".
  11. +2
    29 июня 2016 13:12
    Статье огромный плюс. У меня дорога к морю и военному флоту начиналась с прочтения "Цусимы" и судомодельного кружка в 5 классе, причем в наисухопутнейшем городе в центре Казахстана...
    1. +2
      29 июня 2016 16:14
      Всегда любил море, в детстве прочитал всего "Блада", Купера, Стивенсона, Грина и Станюковича, потом "Цусима", "Порт-Артур", "Семья Звонаревых", "Три возраста Окини-сан"... Мастерил модели кораблей со второго класса, но... моряком так и не стал.Зато написал книгу: "Когда уроки сделаны" (Минск,"Полымя", 1990 г.) Там все про судомодели из подручных материалов!
  12. +4
    29 июня 2016 16:14
    В прошлом году 1 раз в неделю ходил в изо студию рано утром.А вечером там педагоги с малышами строили дома из коробок,которые сами делали,гвозди забивали,из сетки металлической что-то, из дерева.Один раз видел:визг, восторг.Им от 3 до 6,а педагоги---красивые ,молодые девушки!!!!!!.Архитектура называется.

    Пы.Сы.Если занятия есть от которых просто дух захват.ывает, то уже не до преступности и наркотиков.
  13. +4
    29 июня 2016 16:20
    Воспитание патриотизма - дело достаточно сложное и многоуровневое, в котором по хорошему надо активно задействовать массовую культуру (комиксы, видеоигры, рок-музыку и т.д.). У шведской группы Sabaton есть потрясающие песни, посвященные битве на Курской дуге и взятию Берлина. А у наших исполнителей ничего похожего нет.
    1. +2
      29 июня 2016 21:03
      Конечно! Более того, его не должно быть видно! Когда тебя "активно воспитывают" - будь патриотом, будь патриотом, у молодых людей это вызывает отторжения. Успех - он в комплексном подходе. В детском саду игрушки "Кремль" и "Т-34"... в школе кружок моделирования БТТ из упаковок, гонки картонных аэропланов, кружок юных ракетчиков, "народных песен"... видеоигры, кинофильмы, книги - одну купил - одну в подарок... Только так!
      1. +3
        29 июня 2016 22:01
        Я когда первый раз эту шведскую группу услышал---обалдел просто!!жаль,что у нас таких нет.Но я всё думал,может есть, да я не знаю.
  14. +1
    20 марта 2017 07:46
    Автору огромное почтение и уважение, за свой труд! Недавно прочитал, что действия и сам процесс деятеоьности делают челевека счастливым!!!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»