Хочешь, чтобы вокруг все были патриоты? Иди к детям!

Не так давно, где-то в канун 9 мая, прочитал на ВО чисто «женскую статью» о воспитании у современных детей чувства патриотизма. Мол, хромает оно, и надо поэтому больше организовывать соответствующих мероприятий, создавать в школах музеи ВОВ, приглашать ветеранов и т.д. и т.п. Все вроде бы правильно, но почему-то один из читателей в комментариях тут же написал, что ему не нравится слово «мероприятия», «линейки», «сборы», что… пахнуло на него старым пионерским прошлым в самом худшем смысле этого слова. И – да, с этим вполне можно согласиться.

Хочешь, чтобы вокруг все были патриоты? Иди к детям!

Вот так моделизм помогал англичанам в годы Второй мировой войны обучать своих летчиков. Но кто сказал, что сегодня нельзя организовать в школе подобные состязания «велопилотов»? Это интересно, азартно, не требует много труда, и развивать деток будет, безусловно.


Вспоминаю свое школьное прошлое. Международный женский день 8 марта. Наша училка (именно училка, потому что никакого уважения к этой толстой дуре я не испытывал ни тогда, ни сейчас) до полного отупения репетирует с нами «литмонтаж» – стихи с песнями вперемежку со сцены. «Мама - слово дорогое! В слове том тепло и свет! В славный день восьмое марта нашим мамам наш привет!» (последние слова хором!). Один мальчик описался, не сдержался. Ох, как я это все ненавидел! И не я один – весь класс.

Потом, когда стали праздновать День Победы, лучше не стало: теперь я и мои одноклассники превратились в зрителей. И опять эта же училка выводила на сцену другую партию малышей и объявляла: «Литмонтаж» – «Победа, слово дорогое, в слове том тепло и свет, скажем хором, скажем дружно, ветеранам наш привет!» (последние слова хором!). Потом кто-то читал стихи, кто-то пел – тоска была зеленая.

Сейчас тоже есть подобные «мероприятия», но их хотя бы немного и… скажем так, все-таки они усовершенствовались. Но как вы усовершенствуете встречу с ветераном, который, извините, не может двух слов связать? Ну да, у него вся грудь в орденах, но… детям «такое» неинтересно. Мне довелось быть на одной такой встрече, и я потом спросил учителей – «это дало положительный результат? Вам «это» понравилось? Не могли проверить заранее, а умеет ли он вообще говорить?» Понимаете, что это разные вещи – помыть в квартире ветерана пол, и совсем другое сделать так, чтобы он выступил красиво, и его слова зажгли ребят, а не вызвали бы потока насмешек. В Дагестане говорят: «Там нет хорошей молодежи, где не было хороших стариков!» Значит и «старик», пришедший к детям с мобильниками и планшетами в карманах, должен быть «хорошим» и «интересным» с их точки зрения. Я вообще нанимал бы для этого профессиональных актеров – тогда такие встречи запоминались бы детям на всю жизнь, но… Пенза город маленький, люди болтливы, – разоблачат.


В этом номере журнала «Юный техник» за 1983 (№10) год мои разработки моделей из упаковок попали даже на обложку. Ну и в текст, конечно. Но главным козырем номера была, конечно, баночка из-под сыра «Янтарь». В Пензе он был. В других местах не везде. И многие в то время говорили: «Хотим жить как в Пензе!» Впрочем, «недолго музыка играла». Но самоделки «из баночек» пользовались большой популярностью повсеместно, но особенно в Пензе и в Куйбышеве (Самаре), где я показывал их на ТВ. А сколько всевозможных упаковок сейчас?

Новое время – новые песни. И главное – многие говорят «надо, надо, надо!» Но это как слово халва – сколько раз не повторяй – слаще не будет! Значит, надо что-то делать самому, особенно, если ты достаточно молод, а в этой школе учатся твои дети. На сайте ВО много людей с хорошими профессиональными навыками. Ну так почему бы не пойти в ближайшую школу и… не начать там вести какой-то интересный современным детям кружок? ВО писал про интересные школьные музеи войны, и то, что они есть – замечательно. Но нельзя иметь такие музеи в каждой школе. Это нонсенс - музей ВОВ в каждой школе. А что тогда? Тогда… кружки по интересам, которые будут прививать патриотизм детям не устаревшими линейками, а в процессе общения старшего наставника с детьми, причем с детьми, которые его уважают.


Это моя первая модель-игрушка для детей. Призер (поощрительная премия 150 рублей!) конкурса детских игрушек Минлегпрома СССР 1979 г. Сделал я ее будучи учителем в сельской школе, где я также вел детский технический кружок. Для тех, кто верит, что тогда «все было», скажу – «не было в той школе ни… ничего». Рубанки, молотки… и все! А время было – последняя четверть ХХ в. В Японии запустили первый завод-робот!

Знаю одного инженера, который у нас в Пензе открыл кружок… «реактивного движения». Дети мастерят ракеты и автомобили из 1,5-литровых бутылок из-под минеральной воды и кваса и запускают их, соревнуясь на дальность и высоту.


Здесь как-то уже была статья про самоделку «пневмостарт». Сделана она была еще в 1986 году и прекрасно работала! Тогда в ней не было муфты повышения давления, и в трубку вставлялся бумажный шарик, обернутый резиной от воздушного шарика. Трение резины было велико. Поэтому только высокое давление «выдувало» шарик из трубки и, соответственно, модель самолета!


А так с помощью пневмостарта запускалась модель! Я, кстати, сделал одну такую установку – вот тебе и кружок!

Работы минимум, что важно, потому что дети ленивы (и это нормально, кстати), и всю работу с положительным результатом должны закончить за 40 минут. Но зато какой эффект?! Ракеты взлетают в облаке водяного пара – у-у-х! Машины мчатся… словом, все очень соревновательно и детям интересно. То есть так, как надо.

Ну, а гонки «виброходов из мыльницы» были популярны в то время, и вполне будут популярны сегодня. Проблема - микроэлектродвигатели. Тогда их было полно. Сейчас в свободной продаже я их что-то не вижу.

Собственный опыт у меня тоже есть. Когда в школу пошла моя дочь, а это было еще советское время, я пошел туда же, и вел там технический кружок все время, пока она училась в начальной школе. Пошла в школу внучка – все повторилось. И не из-за альтруизма, хотя кружок я вел там бесплатно, а по расчету – «я вам хорошо, вы нам!» Но… в каждом классе сколько пап, мам, дедушек и бабушек, а? И вот представьте, что хотя бы половина этого количества пошла бы в школы «по расчету» – что было бы тогда? Хорошо, наверное, было бы, вот только реально этого нет. Конечно, на все есть причины. Люди заняты. Но самая главная причина – это лень, и вера в то, что кто-то придет и сделает все за тебя.


Вездеход из мыльницы на квадратных колесах. Кстати, готовая тема для кружка: «Марсианские вездеходы». Корпус из картонной коробки, «колеса» из коробок поменьше. Все колеса оклеить грунтозацепами из картонных упаковок для яиц и покрасить краской «под алюминий» («дурачки любят все блестящее!») и… все! Можно показывать по ТВ, можно показывать депутату… Школе и вам бонусы!

И вот четыре года и я, и моя дочь по очереди вели там уроки и труда, и кружковые занятия, и…детям это было реально интересно. А что их учительница? «А меня этому не учили!» – говорила она, и правильно, не всем дано переучиваться быстро, и не все могут заниматься тем, чем другие люди занимаются давно и успешно. Но было хорошо хоть то, что при этом она нам не мешала! И многие родители тоже помогали классу. Одна мама, например, полностью взяла на себя музыкальное сопровождение всех классных мероприятий, один папа стругал понадобившиеся мне древки копий, а все остальные дружно настилали линолеум и что-то красили, а кто-то готовил спортивные игры. То есть тут-то как раз все было неплохо. Однако везде ли так? То есть красят-то обычно все. А вот позаниматься с детишками, это пока еще нормой не стало.

Я уже рассказывал здесь о том, с каким успехом прошло театрализованное выступление для ветеранов ВОВ, в котором ребята пели песню про Марусю из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Это было ярко, красочно, необычно и понравилось и взрослым, и… детям! Какие еще номера подготовлены и будут реализованы? А вот какие – кстати, дарю идею, а воплотить ее в жизнь не так уж и сложно. Тоже «театрализованное песенное действо». Три мальчика и три девушки в военной форме поют песню из кинофильма «Небесный тихоход» – «Ну, а девушки, а девушки потом!» При этом на сцену «вылетает» девочка-пилот, одетая в «костюм» … самолета ПО-2 – биплан темно-зеленого цвета (180 р. краска-аэрозоль), сделанный из упаковочного картона и коробок. Основа корпуса – коробка без дна с ручками внутри. К ней пристыковываются крылья, хвост, а спереди устанавливается винт с приводом от моторчика. И все – полетели!

Мало вам одного самолета с двумя крыльями – сделайте… четырехмоторный бомбардировщик («убьете» этим всех «наповал»!), и чтобы «пилотировали» его трое деток, а из четырех винтов работал бы только один. В углу сцены сидит радистка, стучит на рации, а голос за сценой проговаривает слова из песни «Бомбардировщики»:

Был озабочен очень
Воздушный наш народ,
К нам не вернулся ночью
С бомбежки самолет.

Радисты скребли в эфире,
Волну ловя едва,
И вот без пяти четыре
Услышали слова…

И тут на сцену и «выходит» самолет, качая «последним крылом», с кокетливой красоткой на носу, весь в камуфляже, и летит «на честном слове и на одном крыле!» А хор поет: «Бак пробит, хвост горит…!» Положительный эффект гарантируется!

Ах, ваш ребенок учится в гимназии с изучением множества языков? Отлично! Пусть будет все то же самое, но только песню пусть поют по-английски.


Вот он, блестящий «серебряный» самолет из коробок для детских гонок. Надевается на ребенка, внутри ручки, за которые он его держит и… бегом вперед! Главное, что сделать аэроплан из картонных коробок очень просто. Нужен клей ПВА, суперклей, банка аэрозольной нитроэмали (или три банки, если самолет будет в камуфляже) и… все!

Еще интереснее «Авиагонки». Допустим, в школе восемь малышковых классов. От каждого на старт, приуроченный к 9 мая, выходят по два «самолета из коробок». С опознавательными знаками ВВС СССР и союзников. Воздушные винты вращаются от набегающего потока воздуха. Одни бегут, другие за них болеют, из репродуктора звучит «Авиамарш», диктор кратко говорит о героях-летчиках, победителей награждает живой ветеран войны, весь класс, одержавший победу, затем кормится тортом. Чего еще детям надо? Даже в век мобильников-дебильников «это круто»!


Это модель аппарата на воздушной подушке действующая! Она парила над полом и над водой и двигалась вперед, а винты сзади в обтекателях из баночек вращались! Но моторчик на ней стоял всего один – подъемный! А за счет чего же он двигался? А часть воздуха через воздуховоды на корпусе выходила наружу и обдувала винты, вращавшиеся от набегавшего на них воздушного потока. «Почему ветер дует? Потому что деревья качаются!»

Потом можно вызвать на соревнование одну соседнюю школу, потом другую, потом добиться того, чтобы в вашем городе такие бы гонки стали массовыми. Это вызовет интерес к авиации вообще и к авиации ВОВ в частности, к тому же бегать полезно для здоровья, а работать руками полезно для ума. Естественно, обо всем этом нужно будет сообщить вашим СМИ и пусть они это растиражируют так, как они это умеют. Обществу сегодня не хватает положительной информации – вот и пусть они его и порадуют хотя бы этим!


Первый русский монитор. Тоже картонный и тоже плавающий. Вот вам и патриотическое воспитание – берите и делайте для детей и вместе с детьми.

Да, но мы забыли о музее. Что школьный музей должен соответствовать духу времени. И почему бы в какой-то школе (не надо во всех, понятно) не создать музей… марсианских вездеходов, тех, что будут изучать его в недалеком будущем. Их все тоже можно сделать из упаковок. Корпус из большой коробки, а шасси – из банок из-под сметаны и йогурта, тарелок, емкостей для яиц, да бог знает из чего еще – это-то как раз и интересно. Сейчас столько всевозможных упаковок из пластика, что прямо дух захватывает.


А это знаете, что? Кусок гусеницы из баночек из-под йогурта! Целый класс приносит вам баночки и в итоге ребята из них же делают фантастический гусеничный «марсианский вездеход»!

И главное, использование их в качестве материала позволяет сделать ваши фантастические марсоходы такими большими и впечатляющими, что из них можно будет создать музей, в который будет не стыдно пригласить и серьезных ученых. Например, у меня есть более 10 таких вот необычных конструкций из упаковок, а если подумать, так можно и еще придумать. Каждая – тема для статьи в приложение к журналу «Юных техник» – «Левша», тема для местной газеты и телевидения: «В Н-ской школе дети сделали фантастический марсоход!» И это отличной ПР и реклама и для самой школы (за которые вам скажут только спасибо), и это одновременно воспитание чувства гордости за себя, свою школу и… свою страну. И к тому же ,это еще и интересно, это ново, это ориентирует ребят на будущее, на перспективу, и это ведь как раз нам и нужно, не так ли?


Очень перспективное направление – школьный кружок по изготовлению наглядных пособий для уроков. Все перед глазами! Материалов – полно всяких. И детям интересно, и учителям просто здорово. Рукодельные вещи дети любят до сих пор. И уважают тех, кто их делает!


На фото пирамида Хеопса для урока истории в 5-ом классе. И не просто пирамида…


Она еще и раскрывается, и тогда видна ее начинка!


Усилиями целого класса совсем нетрудно построить и такой вот древнегреческий храм. Каждый делает по две колонны и... все!

П.С. Все самоделки, представленные на фотографиях, как вы сами видите, были сделаны, хотя некоторые и очень давно. Разбирал старые папки и вот нашел. Перевел в «цифру», но качество все равно «не очень». Но есть и новые, уже последних трех лет. Ну, а статья специально написана к лету, чтобы было бы время подумать до 1 сентября, подготовить тематику занятий, выбрать направления, определиться с материалами… Ну, а 1 сентября, возможно, что кто-то из читателей ВО возьмет, да и пойдет в школу. Чтобы не только на словах, но и на деле учить ребят чему-то хорошему.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

48 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти