Шанхайская организация сотрудничества идёт по пути, предложенному Россией

29
Среди главных новостей последних дней особое место заняли сообщения о юбилейном, пятнадцатом, саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте. Комментаторы отмечают, что на встрече в узбекской столице руководители стран-членов ШОС подписали меморандум о присоединении к организации Индии и Пакистана. Шанхайская организация сотрудничества превращается в азиатскую большую восьмерку государств, представляющих половину населения мира.

Шанхайская организация сотрудничества идёт по пути, предложенному Россией


Всё началось с приграничных споров…

Встреча в Ташкенте натолкнула наблюдателей на сравнение итогов саммита ШОС с европейским Brexit. В одном случае организация расширяется, демонстрируя миру свои возрастающие возможности. В другом — сокращается, угрожая внутренней деградацией, если не полным распадом.

Это бойкое сравнение — лишь зеркальное отражение современного состояния ШОС. За годы своего существования организация прошла большую дистанцию от разрешения пограничных споров к глубокому политическому сотрудничеству. На прошлогоднем саммите в российской Уфе, давшем старт процедуре вступления в организацию Индии и Пакистана, президент Узбекистана Ислам Каримов сказал Владимиру Путину во время их двусторонней встречи: «Вступление в ШОС новых стран, имеющих ядерное оружие, — Индии и Пакистана — не просто изменит политическую карту, но и может повлиять на расстановку сил на мировой арене».

Таковы теперь амбиции Шанхайской организации сотрудничества, высказанные одним из учредителей этого объединения азиатских государств. Кстати, Узбекистан первым присоединился к группе соседних стран, ранее начавших процесс регионального сотрудничества. Случилось это в 2001 году в китайском Шанхае. Отсюда и ведёт свой новый отсчет организация, первоначальные задачи которой были достаточно утилитарными — разрешить существующие между государствами территориальные споры.

Такая проблема возникла в отношениях СССР и Китая ещё в шестидесятые годы прошлого века. С распадом Советского Союза за столом переговоров с китайскими дипломатами оказались представители сразу четырёх государств — России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В 1996 году они образовали «Шанхайскую пятёрку».

Организация обсуждала пограничное размежевание, взаимное сокращение вооружённых сил на приграничных территориях, укрепление доверия в военной области. «Шанхайской пятёрке» предстояло завершить советско-китайские пограничные споры и выстроить новые многосторонние межгосударственные отношения. В Пекине и Москве они виделись по-разному.

Китай с его растущими претензиями и производственными возможностями видел перспективу организации в экономической интеграции стран региона, в значительной мере обеспечивающей ресурсную и логистическую базу китайской экономике. Последующие годы показали, что Пекин понемногу стал реализовывать свои планы. Теперь они даже вышли за рамки ШОС. Это видно по недавно созданному Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций и проекту «Экономический пояс Шёлкового пути».

Россия достаточно прохладно отнеслась к планам Китая. По крайней мере, к банку АБИИ Москва присоединилась едва ли не в последний день его образования, а российские маршруты «Шёлкового пути» увязли в многочисленных согласованиях и встречных предложениях.

Россию интересует другое. Москва увидела в ШОС возможности превращения организации в мощный международный политический блок. Можно, конечно, спорить о набившем оскомину блоковом мышлении и некой идеологизации международных отношений. Однако иного варианта отстаивать свои экономические и политические интересы без применения вооруженных сил мир пока не придумал.

На пути к влиятельной международной организации


Китай уступил России в 2001 году, когда в организацию приняли далёкий от территориальных споров Узбекистан. Страны «шанхайской пятёрки» среди приграничных проблем обратили внимание на угрозу международного терроризма. Ташкент это тоже серьёзно беспокоило. Его участие в организации представлялось полезным и выгодным. Так тематика общения между странами получала новый вектор, кроме пограничных споров.

Спустя год это зафиксировали в Хартии ШОС, ставшей базовым документом организации. Там уже определены основные цели и задачи сотрудничества. Приграничные отношения в Хартии трансформировали в «развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка».

Эту задачу естественным образом дополнили другие, в том числе, «взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании; совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке». Принятая в российском Санкт-Петербурге Хартия окончательно придала Шанхайской организации политический характер.

Ею заинтересовались другие страны. В ШОС в качестве наблюдателей пришли Белоруссия, Монголия, Индия, Иран, Пакистан и Афганистан. Две из них, как видим, уже подписали меморандум о вступлении в организацию.

На встрече в Ташкенте Владимир Путин отметил готовность Ирана присоединиться к ШОС, а генеральный секретарь организации Рашид Алимов в беседе с журналистами заявил, что сразу ещё пять стран высказали намерения присоединиться к Шанхайской организации. Алимов не уточнил, о каких странах идёт речь, но обратил внимание прессы на тенденции расширения организации и возрастания её политических возможностей.

Вместе с тем, процесс этот не такой уж ровный и гладкий. Он не лишен противоречий и даже борьбы за баланс сил внутри организации. Хозяин нынешнего саммита, президент Узбекистана Ислам Каримов об этом сказал так: «Меморандум об обязательствах Индии и Пакистана в рамках полноправного членства, надо честно признать, носил сложный и непростой характер». Каримов отметил, что в ходе переговоров все противоречия были преодолены и добавил: «Индию и Пакистан в ШОС надо было принимать обязательно вместе».

Тут два момента. Нужно, безусловно, учитывать сложные, иногда переходящие в конфликтные, сами отношения между этими соседними странами. Кроме того, Индия, как известно, по многим региональным вопросам поддерживает позицию России, а Пакистан — Китай. Их совместное участие в ШОС сгладит возможные противоречия двух главных центров силы внутри организации.

Принятая в Ташкенте декларация саммита стала полноценным политическим документом, отражающим позицию ШОС по всем основным международным проблемам, включая региональные военные конфликты, отношения между объединениями стран, отношения к глобальным угрозам — от распространения ядерного оружия до террористических атак.

В узбекской столице Шанхайская организация сотрудничества предъявила миру готовность решать все основные международные проблемы. Это во многом отражает позицию России. Эксперты считают: Москва делает ставку на то, что ШОС внесёт заметный вклад в современное мироустройство, окажет влияние на политические процессы в мире.

Такова ситуация на сегодня. Она достаточно подвижна. После саммита в Узбекистане председательство в ШОС перешло Республике Казахстан. Следующая встреча глав стран-членов организации пройдёт в Астане. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже заявил о своих предложениях в актуальную повестку Шанхайской организации.

Выступая на заседании Совета глав государств-членов ШОС в пятницу в Ташкенте, Назарбаев отметил: в рамках организации возможно создание зоны свободной торговли. Эту задачу казахстанский президент назвал перспективной. По его мнению, «Ключевым элементом здесь является инфраструктурное объединение узловых центров Евразии путем возрождения исторических маршрутов Шелкового пути».

Президент Казахстана предложил сформировать Евразийский транзитно-транспортный хаб, который объединит государства-члены и страны-наблюдатели ШОС. Со своей стороны, Казахстан уже создал международный финансовый центр «Астана» и приступил к реализации программы инфраструктурного развития, которая гармонично дополняет «Экономический пояс Шелкового пути». Предложенная Казахстаном повестка — явный реверанс в пользу экономических планов Китая.

Нынешняя позиция Назарбаева, возможно, повлияет на динамику политического строительства ШОС. Однако заявленные в Санкт-Петербурге и теперь, в Ташкенте, цели организации не оставляют у экспертов сомнений: Шанхайская организация сотрудничества превращается в серьёзный международный центр силы. Её слово на планете с каждым годом будет звучать всё сильнее, и недалеко то время, когда ШОС окончательно перерастёт рамки регионального влияния.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    27 июня 2016 06:18
    Верной дорогой идете товарищи. Все вместе, к выполнению целей каждого.
    1. +10
      27 июня 2016 06:34
      Цитата: Mavrikiy
      Верной дорогой идете товарищи. Все вместе, к выполнению целей каждого.

      Ну тут много подводных камней.Я бы не был столь оптимистичен.Получиться разрулить мирным путем территориальные споры и конфликты между КНР,Пакистаном и Индией,тогда и получиться крепкий союз с мировым влиянием.
      1. +3
        27 июня 2016 07:07
        Дружить нужно обязательно! К сожалению раньше нас не рассматривали как партнёра(слабенькие были). Силу уважают везде.
        1. +4
          27 июня 2016 08:00
          Цитата: dr.Bo
          Силу уважают везде.

          Ни одно государство не ставит своей задачей своё собственное ослабление, как экономическое так и политическое, ну кроме нескольких стремящихся в Европу разумеется, о которых мы все знаем. Сила - это во -первых мощная экономика, а её в сегодняшних условиях, как не старайся, в одиночку не создать никак. Во-вторых, все, кто заинтересован в вступлении в ШОС видят в этой организации мощное и сильное объединение способное решить возможно все задачи стоящие перед миром, ни больше и не меньше, но в отличие от НАТО и ТТИП(разных) и ЕС другим путем, т.е. не путём диктата и принуждения, а свободного, взаимовыгодного и честного сотрудничества и совместной работы на равных. В этом сила ШОС и её большое будущее.
        2. 0
          27 июня 2016 15:51
          Цитата: dr.Bo
          Дружить нужно обязательно! К сожалению раньше нас не рассматривали как партнёра(слабенькие были). Силу уважают везде.

          Россия не умеет дружить. Наши друзья это армия и флот. Так было есть и будет.
          Ваг у ворот, пятая колона и вся прочая атрибутика слабой страны, ищущей оправдание своей никчемности во внешних врагах. Ни одна сильная держава не жалуется. Только хохлы, прибалты, Россия и северная Корея.
      2. +3
        27 июня 2016 08:55
        и недалеко то время, когда ШОС окончательно перерастёт рамки регионального влияния

        Ну, и с Богом! Серьёзный коллектив организовался!!!
        Обсосы НАТОвские нервно курят в сторонке, как под вышаком.....
      3. +1
        27 июня 2016 14:07
        Получиться разрулить мирным путем территориальные споры и конфликты между КНР,Пакистаном и Индией


        Невозможно. Если между Индией и КНР еще возможно создание ничейной полосы в виде заказника-заповедника с мониторингом, то между Индией и Пакистаном, невозможно. Англичане все верно рассчитали, в то время они были могучи умами. Причем демографический процесс на спорных с паками территории идет явно не на пользу Индии. Второй момент, Индия в последние годы колоссально расслаивается по принципу кастовости и соответственно материально. Голод в различные годы чередуется с самым крупным в мире рынком золота и драгоценных камней. Последняя корка, аукцион, где комплект невесты из ожерелья, браслетов и сережек розовых бриллиантов, после торгов в пику сто лимонов гринов был закрыт для освещения по требованию покупателя, не пожелавшего публично назвать цену покупки. В Индии зреет индус-пролитариен-ситуэйшен.
      4. 0
        27 июня 2016 23:54
        С Пакистаном очень сложно все будет, если будет. У них ведь, блин, БОМБА,...
  2. +2
    27 июня 2016 06:18
    недалеко то время, когда ШОС окончательно перерастёт рамки регионального влияния...Вполне возможно..
  3. +3
    27 июня 2016 06:35
    Индия и Пакистан в одной организации... Мина замедленного действия как будто. Тем более, что американские беспилотники и спецназ не особо боятся нарушать границы Пакистана. В общем понятно, что будут пытаться делать американцы - действовать через Пакистан и раскачивать ситуацию внутри ШОС. Наверное)
    1. +12
      27 июня 2016 06:51
      Вообще то любая дубина имеет два конца. Можно подумать, что Пакистан очень радуется полетам беспилотников, может и посбивать если обнаглеют и будет уверен в поддержке. Ведь не просто так он в ШОС намылился, имеет же какие то резоны.
      1. +2
        27 июня 2016 07:38
        Согласен полностью. Проблемы с США и иже с ними , являются главной причиной вступления Пакистана в ШОС.
  4. +13
    27 июня 2016 06:42
    ШОС не может быть организацией регионального влияния по определению... Взглянув на географию это сможет определить даже школьник, ну а за численность буду помолчать.
    1. +1
      27 июня 2016 10:18
      Да, незабвенная Псаки... wink
      1. 0
        27 июня 2016 11:17
        Такая маленькая региональная организация из шести плюс двое новых, т.е. - из восьми членов. Вот если ещё Израиль с Египтом подтянутся... Но только в случае урегулирования проблемы с палестинцами, кмк... Да и Сирия, когда очистит свою территорию от бармалеев.
  5. Да,движемся в неизвестном направлении типа шаг вперед и два назад!с Китаем подписали кучу бумаг-договороми это не назовешь ибо не действуют они,да еще и знать бы на каких условиях подписали!!!
    1. +4
      27 июня 2016 08:06
      Не пессимизируйте излишне, мир развивается и президент Путин, хоть и имеет как и все мы какие-то недостатки, мыслит очень далеко и видит корни.
    2. +2
      27 июня 2016 08:46
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      Да,движемся в неизвестном направлении типа шаг вперед и два назад!с Китаем подписали кучу бумаг-договороми это не назовешь ибо не действуют они,да еще и знать бы на каких условиях подписали!!!

      Не спешите! на Востоке дела быстро не делаются.

      Цитата: татарин 174
      Не пессимизируйте излишне, мир развивается и президент Путин, хоть и имеет как и все мы какие-то недостатки, мыслит очень далеко и видит корни.

      Вот "во истину восточный человек",правильно рассуждает Проекты мостов через Амур по 10-15 лет отлёживались,всё искали варианты.Нельзя быстро с китайцами договариваться,можешь и с носом остаться.Здесь не получиться как на Западе,утрясём в ходе рабочей разработки,здесь надо обо всём договариваться заранее.
      1. -1
        27 июня 2016 09:37
        Цитата: амурец
        .Нельзя быстро с китайцами договариваться,можешь и с носом остаться.

        В статье сказано,что ШОС идёт по пути,предложенному Россией.Но есть опасность,что поворачивать будут туда,куда скажет Китай.Много фактов в истории подтверждающих коварство китайцев.Будем надеяться на нашего президента.Он тоже не лыком шит.
        1. 0
          27 июня 2016 09:59
          Цитата: непотопляемый
          Цитата: амурец
          .Нельзя быстро с китайцами договариваться,можешь и с носом остаться.

          В статье сказано,что ШОС идёт по пути,предложенному Россией.Но есть опасность,что поворачивать будут туда,куда скажет Китай.Много фактов в истории подтверждающих коварство китайцев.Будем надеяться на нашего президента.Он тоже не лыком шит.

          Я о том же,но другими словами.Самое сложное в ШОС,я уже отмечал,территориальные споры между КНР,Индией и Пакистаном.Если разграничат,как это было с РФ и устранят напряжённость,тогда да, ШОС будет сильнейшей организацией.Хотелось чтобы так и было.
          1. +4
            27 июня 2016 11:09
            Парни, а как им воевать, если они ядерные державы? Наступил момент, когда пришлось осознать, что воевать - это самоубийство; и теперь только за столом переговоров лучше всего решать споры. А ШОС для них, как независимый арбитр (на запад и ООН после Ливии уже никто не хочет полагаться), которому можно "пожаловаться", если что ни так.
            Восьмерка скорее всего в девятку из-за Ирана превратиться.
            Все страны в Азии "пообжигались" об сотрудничество с западом (колонизация, санкции, неравноправное сотрудничество и торговля), поэтому считаю, что ШОС появился вовремя на континенте. Каждая страна видит свои цели, которые может достигнуть благодаря организации(но без которой это сделать проблематично) - и это другой фактор объединения. Также надо учитывать опыт др. объединений и работать над "ошибками", которые они совершили - не должно быть нахлебников, которые считают, что им манна небесная даром с неба упадет. Помогать надо - это безусловно, особенно бедным, чтобы предотвратить к скатыванию в хаос и гражданской войне. Я был уверен, что от вопросов безопасности обязательно перейдут к сотрудничеству и взаимовыгодной торговле; тем более, что наши страны постоянно "прессовали" со стороны богатого запада - теперь же можно получить поддержку со стороны стран ШОС и смелее оппонировать странам западной "демократии", и они будут вынужденны с этим считаться - всякие санкции уже могут не сработать, а угрожать - себе может стать дороже. hi
            1. +3
              27 июня 2016 13:19
              Цитата: Касым
              Парни, а как им воевать, если они ядерные державы? Наступил момент, когда пришлось осознать, что воевать - это самоубийство; и теперь только за столом переговоров лучше всего решать споры. А ШОС для них, как независимый арбитр (на запад и ООН после Ливии уже никто не хочет полагаться), которому можно "пожаловаться", если что ни так.
              Восьмерка скорее всего в девятку из-за Ирана превратиться.

              Вот здесь с вами полностью согласен.В ШОС сейчас объединено более половины населения земного шара и вы правильно отметили,что пришло время осознать,война- это самоубийство.
              1. +1
                27 июня 2016 17:11
                Будем "посмотреть". Многое от лидеров зависит. Можно ведь все заболтать до "тошнотиков". Поэтому думаю, что надо весь механизм запустить, а потом уже думать о новых участниках.
                Крайне необходима реализация совместных проектов, чтобы теснее связать экономики стран континента, чтобы чувствовалась отдача. Мы, в РК, уже это видим от транзита - наконец ВВП объявил о начале работ по автобану Китай - Европа (мы его уже заканчиваем). "Русские долго запрягают, да едут быстро" - здесь мне кажется это сработает,т.к. из-за санкций выгода сейчас на востоке, ну и 50 подписанных док-тах тому свидетельство. Кстати, у нас сейчас идет такая же проработка по поводу строит. 50 промышленных объектов в РК (НАН обещает подписать во время осеннего визита в КНР - экономический пояс ШП).
                Со времен распада СССР для нас были фактически закрыты рынки Запада и Востока (кроме сырья конечно) - теперь Восточные Ворота со скрипом, но начали открываться - надо этим обязательно воспользоваться, что в конечном итоге должно привести в тому, что "подлян" и войн с Востока не будет. Азия идет навстречу, и надо ее сделать оплотом мира и справедливости - тогда все будут искать там поддержки (США со своей демократией во всем мире может тогда и успокоется). Турция похоже уже "переориентируется". laughing hi
  6. 0
    27 июня 2016 08:52
    Почему такие пессиместические мысли о ШОС думаю эта организация еще даст жару н а т о
  7. -1
    27 июня 2016 09:33
    Интересно, как будут соседствовать Индия и Пакистанка .....
    1. +1
      27 июня 2016 15:37
      Цитата: Пито
      Интересно, как будут соседствовать Индия и Пакистанка .....


      Ядерными ударами не будут обмениваться, а значит договорятся как как это было по границе бывшего СССР-КНР.
  8. 0
    27 июня 2016 10:08
    Молодцы ребята,Путин Молодец!! Нам не надо забывать про наши национальные интересы,не давать Китаю сильно вырваться вперед, и вместе мы сможем противостоять мировой долларовой системе и западным почитателям Талмуда.
  9. +4
    27 июня 2016 11:24
    Несмотря на определённые трудности вв настоящее время у ШОС прекрасное будущее. Особенно положительным моментом можно считать присоединение к организации Индии и Пакистана, а в ближайшее время скорее всего и Ирана. К тому же, позвольте, о какой изоляции России можно говорить если только три члена организации - Китай, Индия и Пакистан - по численности населения составляют около 3 млрд.(!)человек, а ведь это почти половина(!)населения Земли. К тому же недавно стало известо, что к ШОС собираются присоединится пока еще в статусе наблюдателей - Израиль и Египет. По итогам саммита ШОС можно констатировать только одно - в то время как Евросоюз стоит перед угрозой развала, проект "Большой Евразии" стремительно набирает обороты и у этого проекта будет большое будущее только в том случае, если он не превратиться в засилье всевозможных чиновников и бюрократов, как это произошло с Евросоюзом, который сейчас всё больше и больше начинает напоминать время позднего СССР. И присоединение еввропейских стран к ШОС стало бы положительным моментом, например, прекрвсным шагом на этом пути, стало подача заявки на вступление со стороны Швейцарии, которая не так давно отозвала свою заявку на вступление в ЕС.
    И еще - развитие ШОС стало бы прекрасным ответом США, которые в посследнее время буквально с "бешенным остервенением" проталкивают свою идею о Транстихоокеансом и Трансантлантическом экономическом партнёрстве, которое скорее всего будет обречено на провал, так уже практически всё страны в мире прекрасно поняли, насколько США могут быть "надёжным партнёром" по многим направлениям. Конечно, противников ШОС и проекта "Большой Евразии" будет много, но в конечном итоге, вместе с США остануться такие "лимитрофы", как Польша,Эстония, Латвия и Литва, да и остатки того, что раньше называлось единой Украиной...
  10. +3
    27 июня 2016 12:14
    Западные СМИ саммит ШОС упорно "не замечают", но сразу "отреагировали" на арест Белых.
    Запад (Европа) теряет свою ориентацию. Однажды проснувшись, поймут это, но будет уже поздно.
  11. 0
    27 июня 2016 23:56
    Если конечно, Китай не будет относиться к нам как к варварам.
    Если честно я сам огромный почитатель и восточных философий, и восточный менталитет мне импонирует, НО, с Китаем надо быть поосторожнее.