J-10C: «Фалькон» с «тремя плюсами» и головная боль западных авиакорпораций. У ворот 5-го поколения

J-10C: «Фалькон» с «тремя плюсами» и головная боль западных авиакорпораций. У ворот 5-го поколения


Являясь радикальной модернизацией китайских лёгких многоцелевых истребителей J-10A/B, более перспективный тактический истребитель-перехватчик J-10C разрабатывается в условиях строгой секретности. Своим появлением он обязан израильскому концерну IAI, который в 1987 году передал компании CAC всю технологическую документацию по своему опытному многоцелевому лёгкому истребителю «Лави», являющемуся более продвинутой версией F-16C. Удачно сложившиеся обстоятельства конфликта между IAI и «General Dynamics» за место на рынке вооружения Ближнего Востока и всей Передней Азии помогли Поднебесной создать уникальный в своём роде J-10C. Обладая малой радиолокационной сигнатурой и функциональностью истребителей поколения «4++», этот истребитель сегодня значительно превосходит своего самого передового «родоначальника» F-16C Block 60, обогнал он и другого конструкционного родича — японский многоцелевой истребитель F-2A/B. Конкурировать с ним частично смогут лишь истребители «Rafale» и EF-2000 «Typhoon» с новой БРЛС «Captor-E», но предсказуемо, что цена китайской машины будет примерно на 30—40% ниже, а поэтому превосходство уже очевидно. Если CAC разработает экспортную модификацию J-10C, «Локхид Мартин», «Дассо» и Eurofighter GmbH могут лишиться многомиллиардных контрактов со своими основными азиатскими заказчиками


Углубляясь в подробности разработки эскизов, макетов и цифровых моделей перспективных китайских сверхзвуковых стратегических ракетоносцев YH-X, уникальных сверхмалошумных ударных МАПЛ Тип 096 с внутренним водомётным движителем и различных версий тяжёлого тактического истребителя 5-го поколения J-20, мы стали реже обращаться к активно развивающейся программе модернизации лёгких многоцелевых истребителей ВВС Китая J-10A/B, которые, вслед за интеграцией в СУО новых мощных бортовых РЛС с АФАР, уже начинают приобретать конфигурацию истребителей следующего поколения. Все инновационные решения воплощаются сегодня в принципиально новой модификации «Стремительного дракона» — J-10C. Облик планера новой машины, а также «начинка» настолько приблизились к 5-у поколению, что китайские блогеры уже поспешили сравнить его вероятный боевой потенциал с американскими F-22A «Raptor», но обоснованы ли чем-либо подобные сравнения, нам предстоит выяснить в нашем обзоре.


Для начала стоить вспомнить родословную самого продвинутого серийного китайского ЛФИ. Разработка однодвигательного истребителя, которая планировалась ещё с 1984 года для замены морально и технически устаревших J-6, J-7 и Q-5, набрала полные обороты в 1987 году, когда израильский концерн IAI («Israel Aerospace Industries») передал всю техническую документацию по опытному тактическому истребителю «Lavi» корпорации авиационной промышленности «Ченду» (CAC, «Chengdu Aircraft Industry (Group) Corporation»), которая довела до логического завершения программу израильтян по доводке переделанной версии многоцелевых F-16A/C. В 1986-м году IAI пришлось свернуть работы по проекту «Lavi», поскольку новый модернизированный планер и установка более мощной силовой установки оставляли бы американский «Фалькон» далеко позади в сравнении с детищем израильской корпорации: страдала конкурентоспособность и престиж технологий компании «General Dynamics», и со стороны Штатов началось серьёзное давление. IAI передавал документацию Поднебесной в обстановке полной секретности, поскольку были опасения ухудшения отношений с Вашингтоном. И уже в 1993-м году CAC изготовила первую продувочную модель будущего J-10A, которая очень сильно походила на планер «Lavi» с той лишь разницей, что китайский планер не имел стреловидности по задней кромке крыла, а ПГО было вынесено дальше от центра масс самолёта (ближе к носовой части), также отмечается большая площадь заднего вертикального стабилизатора и квадратная форма воздухозаборника (у «Лави» воздухозаборник овальный, как и у семейства F-16A). Переднее горизонтальное оперение способствует лучшей маневренности на критических углах атаки, а также увеличивает угловую скорость разворота в ближнем воздушном бою. Даже площадь крыла и масса пустого самолёта J-10A и «Лави» совпадает (33,05 кв. м и 9900 кг соответственно). Все параметры очень близки.

Заметьте, американцы не зря опасались выхода на арену «Молодого льва» (на ивр. «Лави»), поскольку передовой истребитель не только мог перехватить инициативу у F-16C в плане маневренности, но и опережал американского «Сокола» по боевому радиусу действия с ПТБ, составляющему 2130 км (у израильского F-16I «Sufa» — 1500 км, а у F-16C — чуть более 1000 км). Это могло не в лучшую сторону сказаться на контрактах, заключаемых между «Дженерал Дайнэмикс» (ныне «Локхид Мартин») и министерствами обороны государств Аравийского полуострова, которые предпочли бы более дальнобойную израильскую машину; да и контракты с Хель Хаавир по F-16A/B/C/D/E могли бы быть утеряны. А сегодня они означают службу в ВВС Израиля более 300 вышеуказанных модификаций американского истребителя, помощь в их обслуживании со стороны «Локхида», а значит, и прямую зависимость Хель Хаавир от американской оборонки. Осложняет положение Израиля также подписание и начало выполнения контракта по закупке 33-х американских малозаметных истребителей 5-го поколения F-15I.

J-10C: «Фалькон» с «тремя плюсами» и головная боль западных авиакорпораций. У ворот 5-го поколения

До свёртывания программы тактического истребителя «Lavi», руководство IAI делало огромные ставки на новую многоцелевую машину, способную легко заменить все имеющиеся в ВВС Израиля А-4 «Skyhawk» и «Kfir C.2/7». Проектируемый «тактик» должен был выполнять функции ударного истребителя, а также истребителя для непосредственной поддержки войск с сохранением способности вести воздушный бой с современным противником. Для этого «Лави» оснащался многофункциональной импульсно-доплеровской бортовой РЛС EL/M-2032 со ЩАР. Дальность её работы по целям с ЭПР 3 м2 (цель типа «истребитель») составляет 90 км, по цели типа «мост» — около 85 км, надводный корабль водоизмещением около 10—15 тыс. тонн «ЭМ/крейсер» — около 300 км; введены режимы картографирования рельефа местности и обнаружения малоразмерных наземных целей, по энергетическим параметрам эта РЛС не уступает американской AN/APG-68 и в дальнем воздушном бою делала бы «Лави» не худшим истребителем, чем F-16C, а новая РЛС с АФАР EL/M-2052 (1500 ППМ и дальность 250 км) могла бы довести израильское изделие до уровня лучших западных машин. За время существования программы было построено 5 прототипов экспериментального истребителя. При очень компактных размерах, боевая нагрузка самолёта доходила до 7260 кг, а установка более мощного двигателя типа «Pratt & Whitney» F-100-PW-229 позволила бы достигать сверхзвуковой крейсерской скорости в 1,3М и практического потолка около 20000 м. Все прототипы получили весьма современную, по меркам боевой авиации середины 80-х, электронику: БЦВМ АСЕ-4 с тактовой частотой 600 кГц и накопителем на 128 Кб управляла ещё 17 микропроцессорами других подсистем истребителя, а связь а также передача тактической информации осуществлялись благодаря шинному протоколу передачи данных MIL-STD-1553B. Шина данных этого стандарта ещё в 80-х гг. могла осуществлять сетецентрическую увязку 31 абонента, каждый из которых имел возможность использования одного основного канала «Channel A», резервного канала «Channel B», либо одновременно 2-х каналов. Важнейшей особенностью шинного интерфейса обмена тактической информацией MIL-STD-1553B является возможность построения тактической сети иерархического типа, но с возможностью смены контроллера канала, которым может стать каждый из 31 абонента, потому что на каждом юните имеется как передающее, так и принимающее сигнал устройство. Как и в любой локальной сети, абоненты MIL-STD-1553B имеют свои 5-битные цифровые адреса. Передача данных в 2-х каналах защищена кодом «Манчестер-2», а типы радиосигналов данных каналов представлены информационным «SYNC D» (D,- DATA), командным/ответным «SYNC C» (C, COMMAND). Информационный канал может работать постоянно, а вот командно-ответный лишь в зависимости от тактической обстановки, на основе которой подбирается контроллер канала и оконечные устройства. Данный протокол нашёл применение в БРЭО ударных вертолётов «Апач», противолодочных патрульных P-3C «Orion», модификациях F-15C и других видов военной техники


Как и «Lavi», серийный китайский J-10A с самого первого полёта, состоявшегося 28 июня 2002 года, относится к поколению «4+» благодаря установленной БРЛС «Жемчуг», работающей как по воздушным, так и по морским/наземным целям. При средней цене в 25 млн. долларов, китайский ЛФИ обладает высочайшими лётно-техническими качествами, достигнутыми с помощью установки российского ТРДДФ АЛ-31Ф от НПО «Сатурн». Тяга в 12500 кгс поддерживает тяговооружённость при нормальном взлётном весе в пределах 0,95—1,0, что поднимает маневренность до уровня «Рафалей» и «Тайфунов»; высокая угловая скорость разворота по крену и тангажу обеспечивается как на «вертикалях», так и на «горизонталях». Максимальная и форсажная тяга на мидель составляет 1600 и 2575 кгс/кв.м соответственно, что позволяет достигнуть сверхзвуковой крейсерской (около 1,15М) без подвесок, а также набирать скорость от 600 до 1200 км/ч значительно быстрее, чем F/A-18E/F «Super Hornet».

Высокий коэффициент аэродинамического качества планера (10,3 единицы) даже выше, чем у «Рафаля» и F-15C/E/SE и находится на уровне МиГ-29С/СМТ и МиГ-35. Здесь дело в несущей поверхности планера и типе расположения крыла: низкорасположенное треугольное крыло формирует практически 100%-ю несущую поверхность планера, где слегка выпуклая часть планера также имеет несущие качества (наиболее точный пример такой конструкции — французские многоцелевые истребители «Mirage-2000C/-5/-9», обладающие уникальной «проворностью» в БВБ, что подтвердилось в боях греческих «Миражей» с турецкими «Фальконами» над Эгейским морем). Эффективная поверхность рассеяния J-10A составляет 2,8 кв.м, после применения в конструкции радиопоглощающих материалов, это число может уменьшиться до 1 кв. м.

Подфюзеляжные хвостовые аэродинамические гребни-стабилизаторы поддерживают стабильный полёт при больших углах атаки. J-10B — машина совершенно иного «сорта», к «четвёрке» можно смело добавлять «два плюса». Истребитель получил новый китайский двигатель WS-10A (с тягой около 14200 кгс), но хоть его ресурс и меньше, чем у «сатурновского» АЛ-31Ф, возросшая на 14% тяга резко увеличивает все вышеописанные качества истребителя версии J-10A. РЛС с АФАР позволяет вступать в дальний воздушный бой с такими машинами, как палубные «Супер Хорнеты», японские F-2A/B и южнокорейские F-15K, выполнять картографирование рельефа местности и обнаружение морских/наземных целей в режиме синтезированной апертуры, а также эффективно перехватывать высокоточное оружие. Воздухозаборник с изменяемой геометрией, называемый вихреобразующим «клыком», позволяет дополнительно снизить ЭПР J-10B, но самые важные изменения произошли в проекте J-10C, который является главным героем нашего обзора.

J-10C: «Фалькон» с «тремя плюсами» и головная боль западных авиакорпораций. У ворот 5-го поколения

На фото запечатлено обслуживание опытного образца многоцелевого китайского ЛФИ J-10B. Вы можете видеть овальное полотно перспективной БРЛС с АФАР, которая впервые устанавливается на тактический истребитель ВВС Китая национальной разработки. Несмотря на общее сходство по конструкции с предыдущей версией J-10A и израильским многоцелевым истребителем «Лави», J-10B принципиально отличается от последних почти по всем известным параметрам. Это первый китайский истребитель поколения «4++», для которого корпорация «Chengdu» приняла решение максимально снизить радиолокационную сигнатуру при сохранении ЛТХ, чего добились благодаря новой конструкции регулируемого воздухозаборника типа «вихреобразующий клык». Новый двигатель WS-10A позволил этой промежуточной машине догнать в тяговооружённости, «установившейся» маневренности и скороподъёмности известные западные и даже российские истребители. Принято решение о начале установки оптико-локационных прицельных комплексов для ведения БВБ и скрытного выхода на противника с выключенной БРЛС


Ещё в январе 2013 года на ресурсе baomoi.com появилась занимательная публикация о развитии поколений линейки J-10A/B. В ней было размещено 4 компьютерных изображения перспективного многоцелевого истребителя с хищной «акульей» внешностью, не похожего ни на один из существующих истребителей поколения «4++» и «5». На изображениях видно, что планер новой машины должен быть собран по схеме «утка» с типом расположения крыла «среднеплан», видно привычное цельноповоротное ПГО, один вертикальный стабилизатор и два подфюзеляжных гребня. Наплыв у корневой части крыла характеризуется плавным аэродинамическим переходом, непосредственно перед которым находятся задние кромки ПГО. Само переднее горизонтальное оперение установлено почти вплотную к крылу для создания единой несущей плоскости планера без потерь и срывов потока. Носовой радиопрозрачный обтекатель БРЛС максимально зауженный, что говорит о возможной установке АФАР с определённым углом наклона полотна относительно продольной оси истребителя (от 25 до 35 град) для максимального снижения радиолокационной сигнатуры. Если исходить из того, что J-10C создан для выполнения задач по завоеванию превосходства в воздухе, то АФАР наклонена полотном с целью уменьшения заметности для РЛС истребителей и самолётов ДРЛОиУ противника.

Здесь может возникнуть вопрос: а какой же сектор обзора у этой бортовой РЛС в верхней полусфере (по уже приблизившимся истребителям и ракетам-перехватчикам противника)? Ведь находящиеся над головой ближние цели с таким положением зеркала РЛС может и не обнаружить. Здесь огромную роль играет оптико-электронный прицельный комплекс национальной китайской разработки, аналогичный нашему ОЛС-35, который устанавливается перед фонарём кабины пилота. Китайские специалисты утверждают, что дальность обнаружения этого ОЛПК составляет 40 км в переднюю полусферу и 100 км в заднюю полусферу (по инфракрасному «свечению» двигателей), также, вполне может быть интегрирован ТВ-канал видимого диапазона с матрицей высокого разрешения, способный обнаруживать и захватывать силуэт цели. В таком случае, идея с наклоном полотна АФАР очень разумная. В своё время она была успешно воплощена в многорежимной бортовой РЛС с ПФАР AN/APQ-164 американского стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-1B «Lancer».

J-10C: «Фалькон» с «тремя плюсами» и головная боль западных авиакорпораций. У ворот 5-го поколения

Полотно пассивной фазированной антенной решётки (PESA) бортовой РЛС AN/APQ-164 стратегического ракетоносца B-1B наклонено на 30 градусов вниз относительно крена самолёта: это даёт возможность получать более чёткое радиолокационное изображение рельефа местности и объектов на ней во время применения режима синтезированной апертуры, а также снизить ЭПР при облучении с воздуха. Вертикально ориентированное эллиптическое зеркало ПФАР хорошо снижает радиолокационную заметность машины при облучении наземными радиолокационными станциями средств ПВО, расположенными в углах +/-50 — 80 градусов относительно курсового направления B-1B. AN/APQ-164, созданная на базе всё той же AN/APG-68, представлена 1526 передающими и приёмными модулями, работающими Х-диапазоне сантиметровых волн; зеркало может механическим приводом доворачиваться на углы +/-90 градусов , что создаёт сектор обзора по азимуту 240 градусов: картографирование и обнаружение наземных целей может производиться даже в задней полусфере


Теперь об «акульей» внешности J-10C. Здесь, со всё той же целью уменьшения радиолокационной заметности, разработчики из CAC предпочли вернуться от крупного прямоугольного воздухозаборника к меньшему овальному. Но его кромки и передняя часть воздушного канала не выдаются на 20 см от нижней части кабины пилота, как это сделано в J-10A, а сопрягаются с ней, что в итоге снижает мидель истребителя и РЛ-заметность. Регулируемый воздухозаборник позволяет максимально эффективно использовать всю мощь двигателя WS-10A «Taihang» и его модификаций как на дозвуковых, так и на высоких сверхзвуковых скоростях. Для снижения заметности J-10C имеет «сглаженное» треугольное сечение носовой части фюзеляжа, большой процент композиционных материалов среди несиловых элементов конструкции планера, а также отсутствие выступающих из планера антенн СПО, РЭБ и других сенсоров, включая датчики давления. Всё скрыто в миниатюрных отверстиях на планере истребителя. Массо-габаритные размеры лишь немного превышают показатели «Миражей -2000-9», что при новом ТРДДФ способствует высокоэффективному ближнему бою с энергетическим маневрированием, а также высокой скороподъёмности (до 290 м/с) и скорости до 2300 км/ч. На фоне фюзеляжа выделяется лишь неубираемая штанга системы дозаправки в воздухе.

Многоцелевой истребитель J-10C можно свободно причислять к поколению «4++», а после установки конформных отсеков вооружения можно прибавить ещё один «+», поскольку частично машина уже в 5-м поколении. На это указывают и очень компактные подкрыльевые пилоны подвески ракетно-бомбового вооружения. Но сможет ли J-10C эффективно противостоять современным западным истребителям переходного и 5-го поколений?

J-10C В ДАЛЬНЕМ И БЛИЖНЕМ ВОЗДУШНЫХ БОЯХ ПРОТИВ ПЕРСПЕКТИВНЫХ АВИАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ

Китайские блогеры восхищённо утверждают, что счёт воздушного противостояния между J-10C и F-22A может составить 1:3 в пользу американского истребителя (для J-10A это соотношение составляло ничтожные 1:50). В ту же очередь, никаких весомых доводов не приводится, что заставляет нас подробней рассмотреть суть вопроса. Учитывая наклонное полотно АФАР и небольшую площадь сечения носового обтекателя, перспективная китайская БРЛС сможет обнаружить цель с ЭПР 0,07 («Раптор») на удалении не более, чем 100 км, «Раптор» обнаружит J-10C (ЭПР около 1 м2) на удалении 200—220 км, и с расстояния в 150 — 180 км уже сможет выпустить по нём пару AIM-120D AMRAAM (даже в условиях РЭП). Если пуск будет производиться в режиме «LPI» либо по целеуказанию, то J-10C сможет обнаружить атаку лишь тогда, когда будет захвачен АРГСН AIM-120D. Времени на сканирование воздушного пространства у китайских пилотов не останется: они будут вынуждены совершить противоракетный манёвр. За это время дальность между J-10C и F-22A может либо снизиться до менее, чем 100 км, либо остаться прежней, если американский лётчик выберет тактику изматывания противника, полагаясь на более мощную бортовую РЛС AN/APG-77, и будет удерживать свою машину более, чем в 120 км от J-10C. Если истребители пойдут на сближение, ситуация начнёт резко меняться в сторону J-10C: на расстоянии 90—100 км китайский лётчик сможет применить ракеты дальнего воздушного боя PL-12C или PL-21. Первая оснащается АРГСН и имеет дальность 70 км, максимальная перегрузка в 38 ед. позволяет перехватывать любые цели с перегрузкой до 12 ед. Очень важным фактом является установка АРГСН на базе российской 9Б1348, установленной на ракетах Р-77 (РВВ-АЕ), её эффективность и помехозащищённость остаётся на очень высоком уровне. Вторая представляет собой дальнобойную ракету класса «воздух-воздух» с АРГСН. PL-21 является китайской версией ракеты MBDA «Meteor», а поэтому оснащается прямоточным воздушно-реактивным двигателем, разгоняющем её до скорости в 4,5М при максимальной дальности в 150 км.

На средних дистанциях существует около 50% вероятности, что «Раптор» будет уничтожен вышеуказанными ракетами, но в «собачьей свалке» фортуна опять переходит к F-22A. «Раптор» оснащён 2 двигателями «Pratt & Whitney» F119-PW-100 c суммарной тягой 31752 кгс и отклоняемым по тангажу вектором тяги. Это обеспечивает тяговооружённость в 1,2, предельные углы атаки до 60 град, а также возможность выполнения некоторых элементов сверхманевренности, одним из которых является «Кобра Пугачёва». В ближнем бою это позволяет легко «перекручивать» даже гипершустрый «Рафаль», что подтвердило видео учебного боя, выложенное на «Youtube». J-10C, не оснащённый ОВТ, исключением не является. Единственное, что может сделать китайский пилот, применить систему нашлемного целеуказания, синхронизированную с ОЛПК, а также с ИКГСН управляемой ракеты ближнего радиуса действия PL-9C. Данная ракета имеет большие шансы на перехват «Раптора» в БВБ, так как её G-лимит может достигать 40 ед. Но и «Рапторы» вскоре получат нашлемную систему целеуказания, называемую HMD («Helmet-mounted display»), которая будет выдавать целеуказание на ИКГСН не менее продвинутой ракеты AIM-9X, поэтому превосходство F-22A здесь на лицо. Так что прогнозируемый китайцами счёт почти соответствует действительности, но как показывает сравнение, он может ещё больше измениться в пользу «Раптора», в зависимости от вспомогательных радиолокационных средств воздушной разведки, которыми будут располагать ВВС США. Другое дело — палубная авиация ВМС США, другие истребители 4-го поколения, а также F-35A/B/C. Здесь J-10C сможет проявить все свои наилучшие качества.

Как известно, палубные F/A-18E/F, являющиеся главной воздушной компонентой американских АУГ, рассматриваются командованием НОАК в качестве основной тактической угрозы неядерного характера, исходящей от США. Против «Томагавков» противовоздушная оборона КНР легко найдёт ответ в виде десятков дивизионов С-300ПМУ-1, С-400 и HQ-9, а вот против пилотируемых «Супер Хорнетов» в количестве 400 — 500 истребителей необходимо аналогичное противодействие, поскольку машины эти многоцелевые, и всего одна эскадрилья может быть разбита на 3 звена выполняющие совершенно разные функции (от закрытия воздушного пространства над ТВД до подавления ПВО противника или уничтожения ВПП авиабаз). J-10A для противодействия американским F/A-18E/F над Южно-Китайским и Восточно-Китайским морями уже совершенно не приспособлены.

Их бортовые РЛС «Жемчуг» оснащаются щелевой антенной решёткой (ЩАР), которая обнаруживает «Супер Хорнет» на дистанции около 60 км (ЭПР = 1,5 м2), зато американский истребитель обнаружит J-10A на расстоянии 170 км и сразу сможет обстрелять ракетами AIM-120D. Теперь допустим, что J-10A смог приблизиться к F/A-18E/F на 55 км; здесь роль начинает играть пропускная способность радиолокационных комплексов противостоящих друг другу самолётов. У «Жемчуга» 20 каналов по «завязке трасс целей» и всего 4 канала по «захвату» (обстрелу), у AN/APG-79 28 и 8 каналов соответственно, плюс в несколько раз лучшая помехозащищённость. Как здесь не крути, китайские лётчики оказываются в очень опасной ситуации, реально поправить которую могут только новые J-10C.

Эти самолёты смогут конкретно поменять расстановку сил в регионе. Радиус действия в 1000 км обеспечит выполнение любых воздушных операций в пределах первого рубежа концепции «трёх цепей», разработанной НОАК. Именно здесь необходима ПВО от палубных истребителей США, а также ВВС Тайваня и Японии. J-10C могут быть противопоставлены и будущим палубным F-35B/C: скоростные, разгонные и маневренные качества новых «Стремительных драконов» значительно более высокие, чем у любого из стоящих на вооружении американских палубников: безопасность на ближних подступах будет гарантирована.

Работа над многообещающим проектом J-10C не случайна. Военно-воздушным силам Китая необходимо как можно скорее заполнить низкотехнологическую нишу из 250 J-10A модернизированными истребителями, а также истребителями 5-го поколения J-31, и их количество должно превышать 250 самолётов, ведь все «Сушки» и их китайские аналоги J-11B и J-15S будут выполнять более узконаправленные функции.

J-10C: «Фалькон» с «тремя плюсами» и головная боль западных авиакорпораций. У ворот 5-го поколения

Плотное расположение к поверхности планера подвесных топливных баков, контейнеров с оптико-электронными прицельными комплексами, а также ракетного вооружения достигнуто малой длиной пилонов, за счёт чего уменьшается РЛ-заметность самолёта при различных углах облучения РЛС противника


В частности, после замены РЛС Н001ВЭП на более передовые станции с ПФАР и АФАР, «Сушки» вместе с J-20 скорее всего будут сформированы в специализированные смешанные авиаполки, в задачи которых будет входить ПВО от американских F-22A и ещё более малозаметных перспективных японских истребителей ATD-X «Shinshin». Так, для обнаружения последних китайским ВВС могут потребоваться мощнейшие БРЛС типа «Ирбис-Э», причиной чему стала информация о ЭПР нового японского самолёта, которая составляет около 0,04 м2; для J-10C эти самолёты станут практически недосягаемыми. J-20 же будут обеспечивать противокорабельную оборону от американских АУГ на средних подступах, а также отгонять от будущей идентификационной зоны ПВО Китая разведывательные самолёты ВВС США типа «J-STARS» и E-3C, а также дальние противолодочные самолёты нового поколения P-8A «Poseidon». Благодаря большому радиусу действия с ПТБ (около 2000 км без дозаправки), J-11B, J-15S, J-20 и Су-35С будут задействованы в эскортировании тяжёлых военно-транспортных самолётов Y-20, разрабатываемых малозаметных стратегических бомбардировщиков YH-X, самолётов ДРЛОиУ KJ-2000, а также новых противолодочных патрульных самолётов Y-8GX6.

В условиях усиления американского давления на КНР, а также попыток выбить из под ног у Поднебесной геостратегическую основу влияния в АТР методами милитаризации региона, Пекин вынужден разрабатывать всё более изощрённые стратегии противодействия этим угрозам, важнейшим звеном чего станет верное целевое распределение имеющихся в ВВС «Сушек» и перспективных J-10C.
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 67
  1. Neputin 29 июня 2016 06:42
    Что бы там не говорили, но китайцы разогнались и "шпарят" по полной. Темпы создания военной техники у них сумасшедшие. Про качество говорить не буду - не знаю. Но четко понимаю одно. Три не очень качественных китайских истребителя (фрегата, танка и т.п.)вполне могут составить конкуренцию одному нашему СУ-50 ("Горшкову" или Т 14). Настораживает.....
    1. ДэнСабака 29 июня 2016 08:55
      сложно сказать каким конкурентом этот ЛФИ будет в бою, но вот на рынке нашему МиГ-35 конкуренцию составит серьёзную....
      1. Комментарий был удален.
      2. Zaurbek 29 июня 2016 15:46
        Китайский образец по задумке очень близок к стелс варианту Ф-15. У нас ни Миг-35 , ни Су-35 не получили таких доработок в плане корпуса. Хотя по начинке примерно похожи.
        1. ГШ-18 25 сентября 2016 21:47
          Цитата: Zaurbek
          Китайский образец по задумке очень близок к стелс варианту Ф-15. У нас ни Миг-35 , ни Су-35 не получили таких доработок в плане корпуса. Хотя по начинке примерно похожи.

          У нас несколько другая концепция. Одновременно со снижением эпр на наши новейшие Сушки установлены мощные системы рэб, что делает их очень трудными мишенями как для радаров наведения, так и для любых противоавиационных ракет.
    2. АнтонВалерьевич 29 июня 2016 12:52
      Почему вы думаете, что китайцы собираются нападать на Россию? С такой плотностью населения как в Китае, применение ядерного оружия по их территории может поставить крест на тысячелетней китайской цивилизации за 20 минут. Я думаю китайцы не дураки, и так подставляться не будут ради завоевания "жизненного пространства", уж скорее они захватят беззащитную Австралию, чем ввяжутся в самоубийственную войну с Россией.
      1. KaPToC 29 июня 2016 15:41
        Цитата: АнтонВалерьевич
        С такой плотностью населения как в Китае

        С такой плотностью населения две трети Китая незаселены.
      2. Vadivak 29 июня 2016 21:24
        Цитата: АнтонВалерьевич
        е, применение ядерного оружия по их территории может поставить крест на тысячелетней китайской цивилизации за 20 минут


        Побойтесь Бога, на какой бить по Китаю ТЯО, достаточно уничтожить Три ущелья. Величайший гидроэнергетический проект в истории.

        Пентагон вот советует так и действовать Тайваню в случае начала войны взорвать « Три ущелья », после чего китайцы еще больше прониклись к США "уважением".

        между прочим, Китай – ядерная держава
  2. Горный стрелок 29 июня 2016 06:50
    Ну все хорошо написано. Кроме одного. Двигатели ( кроме "Сатурновских") есть? Китайцы уже много-много лет трубят о своих новых двигателях, однако покупают и покупают Ал-31-е . ( знакомые у меня там работают, на "Сатурне" laughing ) Второй вопрос - кто проверял ТТХ их новых РЛС? Опять будем верить на слово? А умение китайцев рисовать "бумажных тигров" на пару тысяч лет дольше существует, чем такое же искусство дезинформации, скажем , англосаксов.
    1. Одиссей 29 июня 2016 13:17
      Цитата: Горный стрелок
      Китайцы уже много-много лет трубят о своих новых двигателях, однако покупают и покупают Ал-31-е . ( знакомые у меня там работают, на "Сатурне" )

      Покупали покупают и будут покупать.Вот только с их новыми самолетами это никак не связано.
      У них огромный парк десяток,Су-27,и их клонов,летают они много и движков под замену нужно тоже, соответственно, немало.А WS-10A и АЛ-31 не взаимозаменяемы.
    2. igor.borov775 30 июня 2016 00:20
      Привет. Почему Вы так плохо думаете об этой стране. С2008 года это совсем другая страна. На науку выделяются все больше финансов. Экспериментов с образованием не ведут..Наука даст отдачу простоо это происходит не сразу но успехи видны. На РБК все уши прожужали Китай останавливает сталелитейную промышленность мол 500 тысяч безработных. Да останавливают заводы нерентабельно но тут же строят новейшие.А об этом предпочитают умалчивать. Лозунг КАДРы РЕШАЮТ ВСЕ ничего не напоминают.А в Китае очень актуален.
      1. Vadivak 30 июня 2016 18:34
        Цитата: igor.borov775
        На РБК все уши прожужали Китай останавливает сталелитейную промышленность


        Вспомнил профессора преображенского : "не читайте на ночь советских газет...". РБК "Пятая колонна" в СМИ.
  3. Оператор 29 июня 2016 08:26
    В статье содержится деза о дальности применения AIM-120D по маневренным целям типа истребителей - не 180, а всего лишь 90 км.

    Кроме того, однодвигательный J-10C взлетным весом 20 тонн в подметки не годится двухдвигательному Су-35С с взлетным весом 34 тонны.
    1. Верден 29 июня 2016 12:17
      Цитата: Оператор
      Кроме того, однодвигательный J-10C взлетным весом 20 тонн в подметки не годится двухдвигательному Су-35С с взлетным весом 34 тонны.

      Что за манера пошла у многих комментирующих сравнивать лёгкие фронтовые истребители ис тяжёлыми истребителями завоевания превосходства в воздухе? Сколько за цену одной Сушки можно купить китайских машин?
      1. Оператор 29 июня 2016 17:12
        Сравнивать легкий фронтовой истребитель J-10C с тяжелыми истребителями завоевания господства в воздухе типа F-22 (38 тонн) начал автор рассматриваемой статьи, а не комментаторы.

        Сколько чего и за сколько можно купить, прикиньте сами:
        Су-35С - 2 млрд.рублей (30 млн.$)
        J-10C - 41 млн.$
        1. Верден 29 июня 2016 21:30
          Цитата: Оператор
          Сколько чего и за сколько можно купить, прикиньте сами:
          Су-35С - 2 млрд.рублей (30 млн.$)
          J-10C - 41 млн.$

          Вы стоимость с себестоимостью не путайте. 41 млн - это экспортная цена китайской машины, а для себя родных - 28 млн. При этом рыночная стоимость Су-30 МКИ индийской сборки - 83 млн, а Иркут поставляет в войска Су-30см по 50 млн. Если действительно знаете, где взять новые Сушки по такой халявной цене, то можете смело накинуть процент и заработать - выстроится очередь.
          1. болот 29 июня 2016 22:27
            Цитата: Верден
            а Иркут поставляет в войска Су-30см по 50 млн.

            Это в какой валюте?
            Вот пример,заказ 4 СУ-30 СМ для Казахстана,по внутренним ценам,примерно 5 лярдов в рублях.Не известно по какому курсу это было но заказ был сделан в Ноябре 2014 г.Так подозреваю по 26-28 лямов зеленых за штуку.Машины,простые как для ВКС РФ.
            Фарш,это отдельная история.А так израильтяне в этом деле могут подсобить,подвесные контейнеры могут продать,как на наших СУ-27.
          2. Оператор 29 июня 2016 22:28
            30 млн.долл. - это стоимость (цена) Су-35С для ВКС РФ. Себестоимость Су-35С в ПАО "Иркут" ещё меньше.

            Су-30СМ для ВКС РФ стоил 50 млн.долл. в 2012 году, сейчас стоит 25 млн.долл. - валютный курс изменился в два раза.
            1. Верден 29 июня 2016 22:32
              Цитата: Оператор

              Су-30СМ для ВКС РФ стоил 50 млн.долл. в 2012 году, сейчас стоит 25 млн.долл. - валютный курс изменился в два раза.

              Ага, а если ещё и рабочим не платить зарплату, то стоимость снизится ещё больше...
              1. Оператор 29 июня 2016 22:52
                Не передергивайте - речь идет о курсах валют, а не о расчетах внутри России.

                Даже если зарплата не выдается, то она все равно начисляется в себестоимость продукции с целью снижения налогооблагаемой базы.
                1. Верден 30 июня 2016 10:30
                  Цитата: Оператор
                  Не передергивайте - речь идет о курсах валют, а не о расчетах внутри России.

                  Передёргиваете в данном случае вы. Россия, по крайней мере на текущий момент, член ВТО. А это значит, что стоимость материалов и энергоресурсов для изготовления самолёта - рыночная. Точно такая же, как и для любого другого члена ВТО. И единственное, что может повлиять на снижение или увеличение стоимости конечного продукта, в данном случае - самолёта, это уровень оплаты труда людей, которые его производят. И если при падении курса самолёт стал стоить меньше, то единственное, что могло уменьшиться, это фактическая зарплата работников. ( В соответствии с валютным курсом). А тем, кто начисляет зарплату с целью снижения налогообложения, но при этом её не выдаёт, место в тюрьме.
                  1. Vlad.by 16 ноября 2016 18:41
                    Ой, про одинаковую для всех членов ВТО стоимость материалов Вы поосторожнее. А то "...носом по асфальту опять начнут возить..."
                    :-)
                2. Просто 7 июля 2016 21:50
                  Цитата: Оператор
                  Даже если зарплата не выдается, то она все равно начисляется в себестоимость продукции с целью снижения налогооблагаемой базы.

                  belay
                  1.В торговле ЗП НЕ включается в себестоимость товаров - ЗП относится на счет 44 (издержки обращения) - эти расходы являются косвенными и списываются целиком в конце месяца.
                  2. В производстве -да..В себестоимость продукции ПРЯМО включается стоимость материалов, израсходованных на ее производство, зарплата персонала, занятого этим производством (ну и взносы, начисленные на эту зарплату) , амортизация оборудования, занятого в производстве, и т. п. – вот это все включается в себестоимость продукции.
                  Расходы на производство учитываются на счете 20 и потом как-то относятся на стоимость готовой продукции – счет 43.

                  Бед а вот только.
                  ЗП -НДФЛ 13%+ социалка под 30%(28,5%)
                  Налог на прибыль в РФ 20%
                  Вот и считайте что выгоднее "не выдаваться и начисляться" и платить налогов под 43%
                  или не "начисляться и не платиться" и платить налогов 20%.
  4. avg-mgn 29 июня 2016 08:37
    Опускаем мелкие неточности и ставим автору +. Вопрос не в том кто лучше, статья интересна своим анализом.
  5. EvilLion 29 июня 2016 08:37
    А вы думали это только у нас "не имеющее аналогов в мире". Разумеется, поставим движок на несколько процентов мощнее и получим прирост раза в полтора. Самим-то не смешно? И не надо про бои над Эгейским морем, ибо их и не видел никто кроме участников столкновений.

    Mirage-2000 имеет рекордную угловую скорость крена (ключевой параметр скорости входа в разворот), сказывается однодвигательность, разнесенные массы движков делают Су-27, F-15 и т. п. не шибко бочковитыми, ну и бесхвостка, нет потерь на хвостовом оперении, по этой причине имеются опытные бесхвостые варианты многих известных самолетов, вот только по тангажу управляемость выходит не очень, по этой причине бесхвостки редкость. Видимо, по причине некритичности этого параметра для гражданских машин именно бесхвостками были Ту-144 и "Конкорд". Вот только причем тут ПГО? Да и не шибко популярно ПГО на стелсах, ибо противно идеологии сей оно, хотя на ПАК ФА своего рода ПГО имеется, полностью сопряженное с крылом, отклоняемый носок крыла.

    Да и Китай, он, конечно, велик и могуч, но что-то не видно штамповки новых самолетов тысячами, причина достаточно банальна, на севере у него Россия с ядерными зарядами и нулевым желанием воевать, по периметру пустыни, или государства сильно слабее, а что до США, то Тихий океан он половину планеты занимает. А если нет серий в сотни и тысячи, то откуда опыту производства взяться?
    1. Инжeнeр 29 июня 2016 09:16
      Сразу видно авиационный специалист писал smile
    2. Оператор 29 июня 2016 11:40
      Зачем делать бочки в воздушном бою? laughing

      Мираж-2000 по полной сливает 27-й Сушке:
      - тяговооруженность, кгс/кг 0,55 / 0,75
      - нагрузка на крыло, кг/кв.м 414 / 532
      - стреловидность крыла, град. 58 / 42
      1. Верден 29 июня 2016 12:21
        Цитата: Оператор
        Зачем делать бочки в воздушном бою?

        Жить захочешь, не так раскорячишься.
        Мираж-2000 по полной сливает 27-й Сушке:
        Не надо забывать, что у французов был и Супер-Мираж-4000, не принятый на вооружение из-за своей дороговизны.
        1. Комментарий был удален.
        2. Simpsonian 29 июня 2016 13:25
          Из-за того что его Сушка сьест точно также как и все остальное...
          1. Одиссей 29 июня 2016 13:54
            Цитата: Simpsonian
            Из-за того что его Сушка сьест точно также как и все остальное...

            Парк "Сушек" у китайцев намного больше чем у России.Ваш кэп.
            И ,кстати, китайцы утверждают,что первая десятка(J-10A) в ближнем сушку бьет.Учитывая опыт ВВС СССР/России где самым маневренным истребителем был Миг-29 вполне возможно,что не врут...
            1. Simpsonian 29 июня 2016 14:10
              Су-27, который маневреннее МиГ-29, бьет только Су-30 и Су-35.
            2. Vlad.by 16 ноября 2016 18:45
              Китайцы говорят? И Вы говорите...
        3. Оператор 29 июня 2016 20:29
          Бочки, кобры и прочая "раскорячка" ведет к сокращению жизни в воздушном бою.

          Супер-Мираж 4000 не был принят на вооружение не из-за своей дороговизны, а из-за провального соотношения цена/эффективность.
          1. Верден 29 июня 2016 22:52
            Цитата: Оператор
            Бочки, кобры и прочая "раскорячка" ведет к сокращению жизни в воздушном бою.

            Особенно если не уметь пилотировать. Судя по вашим словам, главный способ ведения боя асами - блинчики в горизонтали.
            1. Оператор 29 июня 2016 23:26
              Главный способ ведения ближнего воздушного боя - сочетание виражей, вертикалей (вверх и вниз) и "блинчиков" (эксклюзив самолетов с УВТ в горизонтальной плоскости).

              Кстати, затягивание в вертикаль F-15 в учебных боях с Су-27 на авиабазе в Ленгли в 1992 году приводило к гарантированному падению скорости F-15 до 650 км/ч и менее, после чего Сушки легко заходили в хвост Иглам и всухую выигрывали каждый воздушный поединок.
      2. Simpsonian 29 июня 2016 13:24
        Обана, минусы от "знатоков" пошли laughing
      3. ArikKhab 29 июня 2016 17:25
        а как стреловидность крыла влияет на "слив по полной"?
        1. Оператор 29 июня 2016 17:35
          Несущая способность крыла одной и той же площади уменьшается пропорционально стреловидности.
    3. Одиссей 29 июня 2016 13:09
      Цитата: EvilLion
      Да и не шибко популярно ПГО на стелсах,

      Я бы сказал-вообще не совместимо smile Но ведь китайцы и не позиционируют десятку как стелс.
      Цитата: EvilLion
      А если нет серий в сотни и тысячи, то откуда опыту производства взяться?

      Но вот тут вопрос спорный.Действительно темп производства в Чэнду около 40 "десяток" в год.
      Не слишком много с одной стороны,а с другой китайцы работают ритмично,и худо-бедно около 400 J-10 наклепали.Всего же вмести с Сушками у них около 800 истребителей только 4 поколения.А это (не считая даже J-7,J-8) в 2,5 раза больше чем в наших худосочных ВВС.
      Вот и считайте есть у них опыт производства или нет...
    4. NIKNN 29 июня 2016 13:58
      Цитата: EvilLion

      Mirage-2000 имеет рекордную угловую скорость крена (ключевой параметр скорости входа в разворот), сказывается однодвигательность, разнесенные массы движков делают Су-27

      Вы меня конечно извините, но рассуждать о маневренности можно лишь зная о предмете несколько глубже.
      Угловая скорость создания крена, это одно, а вот горизонтальная маневренность несколько иное. Я не буду говорить об установившемся вираже ( хотя принцип выполнения не меняется) т.к. в маневренность ВБ скорее всего применять придется в основном форсированный вираж. Обратимся к технике выполнения, увеличивая крен необходимо выбирать РУС на себя создавая таким образом необходимую для выполнения перегрузку, а это значит, для достижения максимальных угловых скоростей наиболее важными параметрами являются тяговооруженность и управляемость по углу атаки и куда менее угловая скорость создания крена.
      Как то так. Принимая во внимание выше изложенное делаем вывод о том, что "миражу" не желательно ввязываться в БМВБ ти с Су-27 и им подобными.
      С уважением.
      1. Vlad.by 16 ноября 2016 18:48
        Я бы добавил - очень нежелательно!
  6. grifin 29 июня 2016 13:22
    Каким образом "лави" мог быть доводкой ф-16? Достаточно посмотреть на фото чтобы увидеть что это абсолютно разные самолеты. исключая двигатель
    1. Kaiten 30 июня 2016 21:20
      Цитата: grifin
      Каким образом "лави" мог быть доводкой ф-16? Достаточно посмотреть на фото чтобы увидеть что это абсолютно разные самолеты. исключая двигатель

      100%
  7. Одиссей 29 июня 2016 13:27
    Уважаемый автор несколько забегает вперед.J-10B только-только стал поступать в строевые части,а он уже расписывает достоинства пока несуществующего J-10C.И это при китайской секретности...
    Определенно о нем можно сказать только то,что ничего сказать нельзя.
    Что касается десятки в целом,то у первой модификации единственной проблемой был слабый локатор,а в плане экспорта еще и отсутствие родных движков.
    Если во второй модификации они решат проблемы с надежностью WS-10A,то самолет получиться серьезный.Но все равно на экспорт массово они пока его поставлять не могут.Темп производства движков еле-еле покрывает потребности собственных ВВС.
  8. Ментат 29 июня 2016 13:30
    Вы можете видеть овальное полотно перспективной БРЛС с АФАР, которая впервые устанавливается на тактический истребитель ВВС Китая национальной разработки. Несмотря на общее сходство по конструкции с предыдущей версией J-10A и израильским многоцелевым истребителем «Лави», J-10B принципиально отличается от последних почти по всем известным параметрам. Это первый китайский истребитель поколения «4++», для которого корпорация «Chengdu» приняла решение максимально снизить радиолокационную сигнатуру при сохранении ЛТХ, чего добились благодаря новой конструкции регулируемого воздухозаборника типа «вихреобразующий клык». Новый двигатель WS-10A позволил этой промежуточной машине догнать в тяговооружённости, «установившейся» маневренности и скороподъёмности известные западные и даже российские истребители.

    Автор прикалывается что ли? Планер — копия «Lavi», который загнало Китаю руководство израильской корпорации, готовое удавиться за шекель, видимо. Допиливался до кондиций реального аппарата этот планер с помощью российских консультантов.

    Двигатель Shenyang WS-10 — это копия CFM International CFM56, который китайцы ковыряли 20 лет, пытаясь понять, как он работает. В 2010 году копия работала 30 часов, затем никаких данных. Достигли китайцы каких-то улучшений, не известно, сами они характеристики этого двигателя в плане надёжности не сообщают.

    Что там за радар, вообще не говорится, представители Китая только утверждают, что это АФАР.
    1. voyaka uh 30 июня 2016 09:19
      "Планер — копия «Lavi», который загнало Китаю руководство израильской корпорации, готовое удавиться за шекель, "///

      Кто давится за рубль, а кто - за шекель fellow .
      Документация на Лави была для Китая - подарок с небес. Они заплатили бы и втрое больше.
      Тогда 4-е поколение было, как сейчас пятое - диковинка.
      Израиль, честно говоря, не предполагал, что Китай освоит производство машины. О гигантском (и скоростном) технологическом скачке Китая тогда и фантасты не думали.
      1. Kaiten 30 июня 2016 21:23
        Цитата: voyaka uh
        "Планер — копия «Lavi», который загнало Китаю руководство израильской корпорации, готовое удавиться за шекель, "///

        Мы бы все равно не стали бы выпускать этот самолет в ближайшее время. А время идет, самолет устаревает. Лучше уж его продать. чем он просто устареет морально.
    2. voyaka uh 30 июня 2016 09:19
      "Планер — копия «Lavi», который загнало Китаю руководство израильской корпорации, готовое удавиться за шекель, "///

      Кто давится за рубль, а кто - за шекель fellow .
      Документация на Лави была для Китая - подарок с небес. Они заплатили бы и втрое больше.
      Тогда 4-е поколение было, как сейчас пятое - диковинка.
      Израиль, честно говоря, не предполагал, что Китай освоит производство машины. О гигантском (и скоростном) технологическом скачке Китая тогда и фантасты не думали.
  9. grifin 29 июня 2016 13:46
    Что то автор намутил

    американцы не зря опасались выхода на арену «Молодого льва» (на ивр. «Лави»)
    "Молодой лев" переводится "кфир". Так назвался истребитель находившийся на вооружении АОИ

    начало выполнения контракта по закупке 33-х американских малозаметных истребителей 5-го поколения F-15I.
    Видимо имеется ввиду ф-35
    1. ArikKhab 29 июня 2016 17:22
      кфир это львенок, лави это молодой лев
  10. Sahalinets 29 июня 2016 14:22
    Это могло не в лучшую сторону сказаться на контрактах, заключаемых между «Дженерал Дайнэмикс» (ныне «Локхид Мартин») и министерствами обороны государств Аравийского полуострова, которые предпочли бы более дальнобойную израильскую машину; да и контракты с Хель Хаавир по F-16A/B/C/D/E могли бы быть утеряны.

    Серьезно? Арабы стали бы покупать израильский истребитель, а Израиль стал бы им продавать? Автор, в каком из параллельных миров вы живете? laughing
  11. ArikKhab 29 июня 2016 17:30
    проблема что так или иначе китайцы самолет "допилят". получится довольно неплохой (хотя и не совершенный) недорогой истребитель. России на данный момент нечего противопоставить - однодвигательные легкие истребители не то что не строятся, но и (оффициально) не проектируются. хотя не понятно зачем для целей той же ПВО над сухопутной частью страны содержать только двухдвигательные истребители (которые дороже по всем параметрам). ну и экспорт страдает
    1. Оператор 29 июня 2016 17:46
      Я так понимаю, что для стран третьего мира конкуренцию легкому истребителю J-10C (41 млн.$) в ближайшем будущем будет составлять одноместная модификация Як-130 (15 млн.$).

      Для самой же России, Китая, Индии и нефтедобывающих стран Персидского залива и Северной Африки предпочтительным является многофункциональный истребитель Су-35С.
      1. болот 29 июня 2016 18:14
        Цитата: Оператор
        Я так понимаю, что для стран третьего мира конкуренцию легкому истребителю J-10C (41 млн.$) в ближайшем будущем будет составлять одноместная модификация Як-130 (15 млн.$).

        Вы сверху привели стоимость Су-35 в 30 лямов зелени,учтите это вы для себя приобретаете по такой цене и союзники по ОДКБ.Реальная цена на много больше,плюс "фарш".
        потом вы сравниваете тяжелый с легким.
        Если МИГ-35 в ближайшее время массового не родится то предпочтение отдадут "китайцу".
        так еще ЯК-130-есть у него конкурент китайский,еще к тому однотипник и сверхзвуковой.Hongdu L-15
        1. Оператор 29 июня 2016 20:23
          Цена Су-35С в 30 млн.долл. - это именно его реальная стоимость. Любая большая цена содержит бонус. В этом и заключается эффект дешевого рубля.

          Причем рынок с другого конца формирует экспортная цена на в 1,7 раза более легкий китайский истребитель J-10C (41 млн.долл.). Грубо говоря, это позволяет поднять цену на Су-35С примерно до 70 млн.долл. (верхняя граница).

          А Як-130 со своей экспортной ценой в 15 млн.долл. и сверхманевренностью вообще рвет в клочья своих одноклассников, как более дешевых как Hongdu L-15 (10 млн.долл.) так и более дорогих как Aermacchi M-346 (30 млн.долл.). Если учесть, что в ближнем воздушном бое у Як-130 нет конкурентов среди легких истребителей, то он вполне может рассматриваться как функциональный аналог J-10C.
          1. болот 29 июня 2016 22:41
            Цитата: Оператор
            Цена Су-35С в 30 млн.долл. - это именно его реальная стоимость. Любая большая цена содержит бонус. В этом и заключается эффект дешевого рубля.

            Китайцы то же юань девальвировали,еще они отменно кредитуют покупку своих товаров.
            Цитата: Оператор
            Причем рынок с другого конца формирует экспортная цена на в 1,7 раза более легкий китайский истребитель J-10C (41 млн.долл.). Грубо говоря, это позволяет поднять цену на Су-35С примерно до 70 млн.долл. (верхняя граница).

            29 нашим скоро конец а где закупить ЛФИ,Миг-35 еще нет,рядом Китай...Хотя в жирные года подумывали на счет Гриппенов.Так у нас в сторю еще пока МИГ-23/27,
            Цитата: Оператор
            . Если учесть, что в ближнем воздушном бое у Як-130 нет конкурентов среди легких

            И что у него форсажная камера появилась,или АФАР?Что бы с истребителями бодатся.Китаец по слухам может и с F-16 схлеснуться.
            Сейчас на 130 хоть оптическую станцию да лазерный дальномер пытаются поставить,может более мение барражирущий бомбер,легкого класса получится.Посмотрим цену,может дешевле будут всякие цесны комбаты или туканы.
            1. Оператор 29 июня 2016 23:16
              Китайцы со всеми своими девальвациями все равно в пролете - так резко снизить стоимость юаня, как ЦБ РФ снизил курс рубля, они не в состоянии (слабы в коленках).

              Производителям самолетов нужна наличка, а не подписи под кредитным соглашениями.

              Для Казахстана Як-130 - идеальный вариант: дешевый (15 млн.долл.), сверхманевренный, цельнометаллический (ремонтопригодный), берет на борт те же авиационные боеприпасы, что и Су-35С (вплоть до "Калибра-А"), оборудован современным цифровым БРЭО.
              По желанию заказчика двигатели АИ-222-25 могут оборудоваться форсажной камерой и соплом с управляемым вектором тяги: J-10C и Aermacchi M-346 (закупленный Израилем) курят бамбук.

              А если требуется радар с АФАР или ОЛС, то их всегда можно заказать в том же Израиле. Единственный негативный момент - по состоянию на 2016 год отсутствует одноместная боевая версия Як-130, но будет заказ, будет и версия.

              Тяговооруженность, аэродинамическая схема, площадь и угол стреловидности крыла дают Яку преимущество в ближнем бою над всеми легкими истребителями от 10 до 20 тонн веса. А для боя на средней/большой дальности и перехвата сверхзвуковых целей есть ракеты "воздух-воздух" РВВ-СД и РВВ-БД (последняя не имеет аналогов).
              1. болот 29 июня 2016 23:44
                Цитата: Оператор
                Для Казахстана Як-130 - идеальный вариант:

                Но все таки,большой интерес у нас к самолетам работающие по земле.Выставка прошедшая в Казахстане продемонстрировала что ЯК-130 в ближайшем времени закупаться не будут а вот Белорусам повезло,наши Су-25 будут проходить ремонт и модернизацию у них.
                Цитата: Оператор
                Су-35С

                И Су-30 СМ,до 2020 в количестве 36 шт,будут нам поставлены.
                Цитата: Оператор
                - J-10C

                Его с МИГ-35 надо сравнивать а 130 с Hongdu L-15.
                Цитата: Оператор
                А если требуется радар с АФАР или ОЛС, то их всегда можно заказать в том же Израиле

                Давно у них заказываем,правда на Су-27.
                Цитата: Оператор
                Тяговооруженность, аэродинамическая схема, площадь и угол стреловидности крыла дают Яку преимущество в ближнем бою над всеми легкими истребителями от 10 до 20 тонн веса. А для боя на средней/большой дальности и перехвата сверхзвуковых целей есть ракеты "воздух-воздух" РВВ-СД и РВВ-БД (последняя не имеет аналогов).

                А что где то были бои?
                ИМХО 130 может быть только носителем управляемого оружия ,благо второй пилот-оператор присутствует,да на высотах не доступных для ПЗРК и зениток.Плюс ракеты ВВ ближнего радиуса,что бы огрызнуться.
                Одна проблема в цене.
                А модели J-10,все таки заманчивы пока Миг-35 нет.
                Да у корейцев KAI T-50 Golden Eagle то же не плох,с AGM-65 Maverick.К

                статати Узбеки хотели купить да США согласие не дало.
                1. Оператор 30 июня 2016 09:41
                  В случае оснащения ОЛС Як-130 (тем более в одноместном варианте) прекрасно отработает и по земле. Чугуниевы бомбы и ракеты "воздух-земля" также входят в номенклатуру вооружения Яка.

                  БРЭО обеспечивает полеты на предельно малой высоте. РЭБ - любой каприз за ваши деньги. В общем чудо-платформа. И стоит в разы дешевле своих однокласников и самолетов классом выше.

                  Что касается расширения состава управляемого ракетного вооружения, то Израиль (уже эксплуатирующий итальянскую версию Яка) вам поможет.
              2. Kaiten 30 июня 2016 21:44
                Цитата: Оператор
                Тяговооруженность, аэродинамическая схема, площадь и угол стреловидности крыла дают Яку преимущество в ближнем бою над всеми легкими истребителями от 10 до 20 тонн веса.

                Господа, неужели история с турецким самолетом, когда летчик российского штурмовика полчил в хвост ракету даже не подозревая, что находится "под колпаком" у турецкого Ф-16, ничему не научила? Поверьте, что Ф-16 очень не просто сбить и в дальнем и в ближнем бою, особенно на боевой модификации учебного самолета. Такое шапкозакидательство потом дорого обходится.
                1. Комментарий был удален.
                2. Оператор 30 июня 2016 23:02
                  Во первых, российский самолет был не штурмовиком, а бомбардировщиком устаревшей модели;
                  во вторых, бомбардировщик сбили ракетой с пассивной тепловой ГСН, которая детектируется только новыми комплексами ПСО с датчиками ультрафиолетового излучения факела двигателя ракеты;
                  в третьих, турецкий истребитель стрелял в упор;
                  в четвертых, бомбардировщик действовал в зоне неподавленной турецкой ПВО (в части радиолокации);
                  в пятых, бомбардировщик летел на идеальной с точки зрения атаки высоте 6000 метров;
                  в шестых, атака истребителя была произведена без объявления войны.

                  В равных условиях высокоманевренный Як-130, оснащенный двигателями АИ-222-25 с УВТ и форсажом, вполне может выиграть бой у F-16: тяговооруженность, удельная нагрузка на крыло и состав ракетного вооружения это позволяют. Единственный недостаток Яка - отсутствие РЛС с АФАР - решается путем модернизации.
          2. Да-ну-на 30 июня 2016 00:17
            Вы на полном серьёзе сравниваете ЯК130 с ЛА уровня Ф-16?)) С какого боку он может хоть как-то конкурировать, или противостоять в бою Ф-16, или J-10??
            1. Оператор 30 июня 2016 09:44
              См. выше об АИ-222-25 с УВП и ФК, а также об АФАР и ОЛС made in Israel.
      2. Kaiten 30 июня 2016 21:26
        Цитата: Оператор
        Я так понимаю, что для стран третьего мира конкуренцию легкому истребителю J-10C (41 млн.$) в ближайшем будущем будет составлять одноместная модификация Як-130 (15 млн.$).

        Не реально. У ЯК-130 нет форсажа. В современном воздушном бою у него нет шансов против самолетов типа Лави/Ф-16. Он просто хороший учебный самолет.
        1. Parsec 30 июня 2016 21:37
          Цитата: Kaiten
          нет шансов против самолетов типа Лави/Ф-16.


          Сколько подразделений на Лави в ВВС Израиля и других стран?
          1. Kaiten 30 июня 2016 21:48
            Цитата: Parsec
            Сколько подразделений на Лави в ВВС Израиля и других стран?

            Лави никогда не выпускался серией. А вот самолет типа Лави - это как раз J-10 и их у китайцев немало.
    2. Одиссей 29 июня 2016 21:13
      Цитата: ArikKhab
      получится довольно неплохой (хотя и не совершенный) недорогой истребитель.

      Почему недорогой ? Уже J-10B c АФАР весьма недешев.Каким получиться J-10C пока непонятно,но уж точно дешевле он не станет.Главная же проблема в их продвижении на экспорт это отсутствие возможности массового производства двигателей под него плюс невысокая надежность самого движка.
      Цитата: ArikKhab
      России на данный момент нечего противопоставить - однодвигательные легкие истребители не то что не строятся, но и (оффициально) не проектируются. хотя не понятно зачем для целей той же ПВО над сухопутной частью страны содержать только двухдвигательные истребители (которые дороже по всем параметрам). ну и экспорт страдает

      Не до жиру,быть бы живу.Если проект модернизации Су-27 тянувшийся с начала 80-х с трудом но осилили,то вот уже на Миг-29 возможностей пока не хватило.А вы говорите о новых однодвигательных...
      Нам бы Т-50 до ума довести и произвести его в кол-ве 300-400 бортов, и то чудо было бы.
      "За неимением гербовой пишут на простой".
  12. iouris 24 сентября 2016 16:12
    А что помешает Китаю в среднесрочной перспективе стать лидером в развитии авиационной техники?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня