Military Review

Experimental heavy tanks Durchbruchswagen (Germany)

3
In the late thirties and in the first half of the forties, the German military industry created several promising projects tanks heavy class. Several of these machines went into series and were actively used on the main fronts of World War II. Other projects did not advance beyond the testing of experimental equipment, and some of them were initially experimental and intended solely to develop new ideas. The first versions of the German heavy tank were created as part of the Durchbruchswagen project - DW I and DW II.

Work on the creation of heavy tanks began in January 1937 year. The Arms Administration ordered the industry to develop a new project with the subsequent construction and testing of a prototype machine. The contractor for the new project was Henschel. In the course of the new project, a number of major design and technological issues should be resolved. In addition, it was required to form the appearance of the car with the required characteristics. A prospective tank received the symbol DW I (Durchbruchswagen 1 - “Breakthrough tank, the first”). Also, some sources state that the prototypes of the Durchbruchswagen project also received the additional designation Pz.Kpfw.VI, which was subsequently assigned to the heavy tank “Tiger”.

DW I

Requirements for the new project DW I asked the basic parameters of a promising machine. Protection of the tank was to be armor plates with a thickness of 50 mm. This could lead to a significant increase in combat mass in comparison with the existing technology. The combat weight of the tank DW I should have exceeded the corresponding parameter of the average armored vehicle Pz.Kpfw.IV (50 t) by 18,4% and reached 25-30 t. Nevertheless, the main task of the first project “Tank breakthrough” was the creation and testing of a new chassis.


DW I chassis with weight tower imitator. Drawing "Heavy tank" Tigr "" // Armored collection


When creating the project DW I, Henschel's specialists had to face some production problems. Thus, the technical task required to create a tank with circular 50-mm armor, but the technology and production capabilities of the time did not allow to fully implement these plans. The main problems of this kind were related to the limitations imposed by the equipment of metallurgical plants on the dimensions of the parts produced. For this reason, in particular, it was not possible to perform the hull sides in the form of single parts of the required dimensions.

When creating a hull for a new heavy tank, the main ideas used in previous projects were used. It was decided to keep the front part of several sheets at an angle to each other. The top sheet was mounted almost vertically and was used to install crew viewing devices. Vertical sides were used, which had to be made from two parts. The first part of the board began in the frontal part of the hull and reached the stern of the crew compartment. The sides of the engine compartment were made of individual parts of the appropriate form.

Above the hull was covered with a horizontal roof. The stern part of the roof was inclined backwards and downwards. On the roof, it was originally proposed to put a shoulder strap to install the tower, but the fighting compartment for the tank was not developed. Therefore, instead of a tower on the roof of the hull, it was necessary to install several metal sheets of a corresponding mass, which were to serve as an imitator.

The body of the heavy tank I DW was proposed to be assembled from 50-mm armor plates of various shapes and sizes. The main part of the connections of parts was done by welding. The joint of the side parts behind the combat compartment was supposed to be assembled on rivets. A characteristic feature of such a hull was the same level of protection when firing from any angle. In addition, the idea of ​​the body, consisting of several separate units, later received a certain development.

The project planned to use a well-developed layout of the corps, which had already become traditional for German tanks of various classes. In front of the car should have the transmission units, next to which there was a control compartment. The central part of the hull stood out under the fighting compartment, and in the stern it was proposed to place the engine. The engine compartment and transmission had to be connected using a cardan shaft passing through the fighting compartment.

In view of the large combat mass, the new chassis should have received a relatively powerful engine. It was proposed to install a Maybac HL 120 petrol engine with an 280 horsepower in the aft compartment. In front of the case were placed Maybach Variorex manual gearbox and Cletrac turning mechanism. Such a power plant had to ensure the rotation of the front drive wheels and give the car the required characteristics of mobility.

Experimental heavy tanks Durchbruchswagen (Germany)
DW I scheme with turret from tank Pz.Kpfw.IV and 75-mm gun. Figure Wikimedia Commons


The chassis of the Durchbruchswagen 1 tank was to receive five support rollers of average diameter on each side. The rollers had an individual torsion bar suspension. In addition, the front and rear pairs of rollers should have received additional shock absorbers for amplification. In front of the hull were the drive wheels, located with a significant excess above the support rollers. In the stern there were guide wheels slightly raised above the supporting surface. There were also three pairs of support rollers. The tank was supposed to use a metal caterpillar 300 mm wide with a ridge engagement.

The size of the crew should depend on the type of weapons. However, DW I did not plan to equip a full-fledged fighting compartment, which should have led to various consequences. Inside the body of the armored vehicle was planned to place two jobs for tankers. In front of the hull, on the left side, was placed driver's seat. The driver had to get into the car through the hatch in the roof of the hull. In the front sheet was provided for viewing hatch.

To the right of the driver was the position of the gunner-radio operator. Like the driver, he had his own hatch in the roof, and in the frontal list was a machine gun installation. Also, the radio station of one of the existing models was to be in the right workplace of the department of management.

Powerful booking and use of ballast instead of a tower led to the fact that the full mass of the experimental DW I tank chassis reached 30 t. In this form, the project received customer approval, after which the construction of a prototype started. In the middle of 1937, the car came to the test, the platform for which was one of the German polygons.

According to the available data, the tests that lasted several months made it possible to determine both the advantages and the disadvantages of the new project. Certain problems with the existing transmission and its individual units were identified. Also criticized was the "team" hull design, created due to the lack of possibility of producing parts of the required dimensions. There were other comments that should be considered when further building heavy tanks.

During the tests, it was found that the existing 280-strong engine is capable of providing sufficiently high mobility characteristics, but in the future it might be necessary to replace the power plant. With a combat mass at the level of 30 t, the specific power of the tank was only 9,3 hp. per ton, which is why the maximum speed of the armored vehicle on the highway did not exceed 35 km / h. This satisfied the requirements that existed at that time, but in the future it was necessary to take measures aimed at increasing mobility.


The modern model of an experienced DW I chassis. Photo Webshop.lamaquette.be


Tests of an experienced tank I DW, according to various sources, continued until the middle of 1938 year. After that, it was decided to stop testing the first prototype and start creating a new armored vehicle with improved design and enhanced performance. The first prototype, the need for which was gone, was sent to the manufacturer, where he remained for some time.

DW II

The new version of the "Tank breakthrough" was to be an improved version of the previous DW I. A number of measures were proposed aimed at improving the design of the hull and transmission. In particular, during the work on the Durchbruchswagen industry, it was possible to develop technologies for the production of large-sized armor plates of the required thickness. This allowed us to optimize the design of the armored hull. In addition, new units and assemblies have appeared that could be used to improve the transmission. The updated tank was to receive the corresponding designation - DW II.

The general contours of the armored corps in the new project remained the same. The thickness of the armor has not changed either. In view of the emergence of new technologies, the hull sides were able to be made from single sheets, without any additional joints. Due to this, in particular, the hull received all-welded construction. Riveted joints of the main parts are no longer used.

The composition of the hatches on various parts of the armored hull has undergone some changes in the new project. For example, it was now proposed to install semi-circular hatches with movable covers instead of small gaps near the workplaces of the crew members located in the hull. Between the upper branch of the caterpillar and the second pair of road wheels, there were now additional hatches for evacuation.

Tank DW II retained the overall architecture of the power plant and transmission predecessor, and also had to be equipped with a similar engine. In this case, changes were made to the composition of the transmission, as well as refined its individual elements. Transformations have undergone the gearbox, final drives and the parking brake. The list of such changes was formed according to the results of tests of the first prototype.

General features of the chassis design remained unchanged, but some of its parts have been reworked. An independent torsion bar suspension was modified and reinforced. Also remade the drive wheels. The caterpillar design has undergone some modifications. Other parts of the chassis, as well as their location, remained the same.

The project DW II was not planned to develop a new tower for the installation of weapons. This unit was planned to borrow from the existing medium tank Pz.Kpfw.IV. Several armor plates of various shapes and thickness up to 50 mm should have been connected to each other and form a polygonal structure. The front sheet provided an embrasure for guns and machine guns, in the sides there were viewing instruments and hatches for boarding the car. In the stern of the tower also had a commander's turret.


Scheme of the second prototype of the DW II. Figure World-of-ru.livejournal.com


Together with the turret, the entire armament complex was borrowed from the existing tank. The main weapon of the advanced heavy tank was to be the gun 7,5 cm KwK 37 L / 24. 75-mm gun was equipped with a short barrel length 24 caliber. The gun could accelerate the projectile to speeds of the order of 450 m / s and punch up to 35 mm of armor at a distance of 1 km (armor-piercing projectile). When using a cumulative ammunition, the thickness of the pierced armor reached 100 mm.

Additional armament of the tank was to consist of MG 7,92 34-mm machine guns. One of them was mounted in a common installation with a tool, and the second was placed in the embrasure of the front hull sheet. They should have been controlled by the gunner and the gunner-radio operator, respectively.

In 1939, a new prototype heavy tank was built and soon came to the test. According to various sources, in landing tests, a chassis equipped with a turret from a serial medium tank was used. Also there are references to the next use of metal blocks, which played the role of a weight tower simulator. Anyway, the experienced Durchbruchswagen 2 machine entered the training ground and showed its capabilities. In addition, it demonstrated the correctness or inaccuracy of the applied modifications.

The undoubted advantage of the new project was the use of solid sides that were not divided into two parts. In addition, the transmission and chassis refinements proved their worth. Similar changes were made as a result of testing a previous combat vehicle, and were also based on real experience, which allowed the project to be changed in the right way. General characteristics of the tank DW II, primarily indicators of mobility, remained at the same level. At the same time, the reliability of the equipment has increased, as well as its management has improved.

Results

In 1937-39, Henschel developed two projects for the promising heavy tanks of the Durchbruchswagen family. This technique came to the test and allowed to establish the prospects of those or other ideas and solutions underlying it. In addition, the emergence of two new projects has become a kind of incentive for the development of technologies for manufacturing armor with the necessary parameters.

From the very beginning, the projects DW I and DW II were not considered as a means of re-equipping the army. Only two experienced heavy tanks were built, which were tested and then returned to the manufacturer. About serial construction of the speech did not go. For some time, two prototypes remained on one of the sites of the Henschel plant, but later they were disassembled and sent to the smelter as superfluous.

In the near future, based on the ideas laid out and tested in the framework of the Durchbruchswagen project, several new variants of promising armored vehicles were created. The first of the new tanks were VK 3001 (H) and VK 3001 (P) from Henschel and Porsche, respectively. Further development of this technique, which led to the emergence of several more projects, eventually allowed Germany to create the required heavy tank, which went into series and entered the army. However, before that there were still a few years.


Based on:
http://armor.kiev.ua/
http://pancerium.pl/
http://aviarmor.net/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Baryatinsky M.B. Heavy tank "Tigr" // Armored collection. 1998. No.6.
Author:
3 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Berkut24
    Berkut24 28 June 2016 10: 15
    +6
    "the total mass of the experimental tank chassis DW I reached 30 tons."
    In a few years, when faced with the "KV", the Germans will understand what a "heavy tank" is. After that, the "Panther" with its 45 tons will be average.
  2. potapych
    potapych 28 June 2016 11: 14
    +1
    No wonder they created KV tanks, intelligence worked ....
  3. Shuttle
    Shuttle 1 July 2016 10: 44
    0
    Durchbruchswagen - "breakthrough tank" - so can be translated from German.

Экспериментальные тяжелые танки Durchbruchswagen (Германия)

В конце тридцатых и в первой половине сороковых годов немецкой военной промышленностью были созданы несколько проектов перспективных танков тяжелого класса. Несколько таких машин пошли в серию и активно использовались на основных фронтах Второй мировой войны. Другие проекты так и не продвинулись дальше испытаний опытной техники, а некоторые из них изначально являлись экспериментальными и предназначались исключительно для отработки новых идей. Первые варианты немецкого тяжелого танка были созданы в рамках проекта Durchbruchswagen – DW I и DW II.

Работы по созданию тяжелых танков начались в январе 1937 года. Управление вооружений заказало промышленности разработку нового проекта с последующими строительством и испытанием опытной машины. Подрядчиком по новому проекту была выбрана компания Henschel. В ходе нового проекта следовало решить ряд важнейших вопросов конструкторского и технологического характера. Кроме того, требовалось сформировать облик машины с требуемыми характеристиками. Перспективный танк получил условное обозначение DW I (Durchbruchswagen 1 – «Танк прорыва, первый»). Также в некоторых источниках указывается, что прототипы проекта Durchbruchswagen также получили дополнительное обозначение Pz.Kpfw.VI, которое впоследствии было присвоено тяжелому танку «Тигр».

DW I


Требованиями к новому проекту DW I задавались основные параметры перспективной машины. Защита танка должна была осуществляться броневыми листами толщиной 50 мм. Это могло привести к значительному росту боевой массы в сравнении с существующей техникой. Боевая масса танка DW I должна была на 50% превышать соответствующий параметр средней бронемашины Pz.Kpfw.IV (18,4 т) и достигать 25-30 т. Вопрос вооружения изначально не рассматривался, однако на этот счет высказывались некоторые предложения. Тем не менее, главной задачей первого проекта «Танка прорыва» было создание и отработка нового шасси.

Экспериментальные тяжелые танки Durchbruchswagen (Германия)
Шасси DW I с весовым имитатором башни. Рисунок "Тяжелый танк «Тигр»" // Бронеколлекция


При создании проекта DW I специалистам фирмы Henschel пришлось столкнуться с некоторыми проблемами производственного характера. Так, техническим заданием требовалось создать танк с круговым 50-мм бронированием, однако технологии и производственные возможности того времени не позволяли в полной мере реализовать эти планы. Главные проблемы подобного рода были связаны с ограничениями, налагаемыми оборудованием металлургических заводов на размеры изготавливаемых деталей. По этой причине, в частности, не удалось выполнить борта корпуса в виде единых деталей требуемых габаритов.

При создании корпуса для нового тяжелого танка использовались основные идеи, применявшиеся в предыдущих проектах. Было решено сохранить лобовую часть из нескольких листов, расположенных под углом друг к другу. Верхний лист монтировался почти вертикально и использовался для установки смотровых приборов экипажа. Использовались вертикальные борта, которые пришлось изготавливать из двух частей. Первая деталь борта начиналась в лобовой части корпуса и доходила до кормы боевого отделения. Борта моторного отсека изготавливались из отдельных деталей соответствующей формы.

Сверху корпус прикрывался горизонтальной крышей. Кормовую часть крыши выполнили наклоненной назад и вниз. На крыше изначально предлагалось помещать погон для установки башни, однако боевое отделение для танка не разрабатывалось. Поэтому вместо башни на крыше корпуса следовало устанавливать несколько металлических листов соответствующей массы, которые должны были служить имитатором.

Корпус тяжелого танка DW I предлагалось собирать из 50-мм броневых листов разных форм и размеров. Основная часть соединений деталей выполнялась сваркой. Стык бортовых деталей позади боевого отделения должен был собираться на заклепках. Характерной чертой такого корпуса был одинаковый уровень защиты при обстреле с любых ракурсов. Кроме того, идея корпуса, состоящего из нескольких раздельных агрегатов, в дальнейшем получила определенное развитие.

В проекте планировалось использовать отработанную компоновку корпуса, уже успевшую стать традиционной для немецких танков разных классов. В передней части машины следовало располагать агрегаты трансмиссии, рядом с которыми находилось отделение управления. Центральная часть корпуса выделялась под боевое отделение, а в корме предлагалось помещать двигатель. Моторный отсек и трансмиссия должны были соединяться при помощи проходящего через боевое отделение карданного вала.

Ввиду большой боевой массы новое шасси должно было получать сравнительно мощный двигатель. В кормовом отсеке предлагалось устанавливать бензиновый двигатель Maybac HL 120 мощностью 280 л.с. В передней части корпуса помещались механическая коробка передач Maybach Variorex и механизм поворота Cletrac. Подобная силовая установка должна была обеспечивать вращение передних ведущих колес и давать машине требуемые характеристики подвижности.

Экспериментальные тяжелые танки Durchbruchswagen (Германия)
Схема DW I с башней от танка Pz.Kpfw.IV и 75-мм орудием. Рисунок Wikimedia Commons


Ходовая часть танка Durchbruchswagen 1 должна была получить по пять опорных катков среднего диаметра на каждом борту. Катки имели индивидуальную торсионную подвеску. Кроме того, передние и задние пары катков должны были получать дополнительные амортизаторы для усиления. В передней части корпуса находились ведущие колеса, располагавшиеся со значительным превышением над опорными катками. В корме имелись направляющие колеса, незначительно поднятые над опорной поверхностью. Также имелись три пары поддерживающих роликов. Танк должен был использовать металлическую гусеницу шириной 300 мм с гребневым зацеплением.

Размеры экипажа должны были зависеть от типа применяемого оружия. Тем не менее, DW I не планировалось оснащать полноценным боевым отделением, что должно было привести к различным последствиям. Внутри корпуса бронемашины планировалось разместить два рабочих места для танкистов. В передней части корпуса, у левого борта, помещалось место механика-водителя. Попадать в машину водитель должен был через люк в крыше корпуса. В лобовом листе предусматривался смотровой люк.

Справа от водителя находилось место стрелка-радиста. Как и водитель, он имел собственный люк в крыше, а в лобовом листе находилась пулеметная установка. Также на правом рабочем месте отделения управления должна была находиться радиостанция одной из существующих моделей.

Мощное бронирование и использование балласта вместо башни привели к тому, что полная масса экспериментального танкового шасси DW I достигла 30 т. В таком виде проект получил одобрение заказчика, после чего стартовало строительство опытного образца. В середине 1937 года машина вышла на испытания, площадкой для которых стал один из немецких полигонов.

По имеющимся данным, продлившиеся несколько месяцев испытания позволили определить как преимущества, таки и недостатки нового проекта. Были выявлены определенные проблемы с имеющейся трансмиссией и отдельными ее агрегатами. Также критике подверглась «сборная» конструкция корпуса, созданная из-за отсутствия возможности выпуска деталей требуемых размеров. Имелись и иные замечания, которые следовало учитывать при дальнейшем создании тяжелых танков.

В ходе испытаний было установлено, что имеющийся 280-сильный двигатель способен обеспечить достаточно высокие характеристики подвижности, однако в дальнейшем могла понадобиться замена силовой установки. При боевой массе на уровне 30 т удельная мощность танка составляла лишь 9,3 л.с. на тонну, из-за чего максимальная скорость бронемашины на шоссе не превышала 35 км/ч. Это удовлетворяло существовавшим в то время требованиям, но в перспективе требовалось принять меры, направленные на повышение подвижности.

Экспериментальные тяжелые танки Durchbruchswagen (Германия)
Современная модель опытного шасси DW I. Фото Webshop.lamaquette.be


Испытания опытного танка DW I, по разным данным, продолжались до середины 1938 года. После этого было решено остановить проверки первого прототипа и приступить к созданию новой бронемашины с улучшенной конструкцией и повышенными характеристиками. Первый прототип, необходимость в котором пропала, был отправлен на завод-изготовитель, где оставался в течение некоторого времени.

DW II

Новый вариант «Танка прорыва» должен был стать улучшенной версией предыдущего DW I. Предлагался ряд мер, направленных на улучшение конструкции корпуса и трансмиссии. В частности, за время работ по теме Durchbruchswagen промышленности удалось разработать технологии производства крупноразмерных броневых плит требуемой толщины. Это позволило оптимизировать конструкцию бронекорпуса. Кроме того, появились новые узлы и агрегаты, которые можно было бы использовать при совершенствовании трансмиссии. Обновленный танк должен был получить соответствующее обозначение – DW II.

Общие обводы броневого корпуса в новом проекте остались прежними. Так же не изменилась и толщина брони. Ввиду появления новых технологий борта корпуса удалось выполнить из единых листов, без каких-либо дополнительных стыков. Благодаря этому, в частности, корпус получил цельносварную конструкцию. Заклепочные соединения основных деталей более не использовались.

Некоторым изменениям в новом проекте подвергся состав лючков на разных деталях бронекорпуса. К примеру, возле рабочих мест членов экипажа, располагающихся в корпусе, на бортах теперь предлагалось устанавливать полукруглые лючки с подвижными крышками вместо имевшихся небольших щелей. Между верхней ветвью гусеницы и второй парой опорных катков теперь имелись дополнительные люки для эвакуации.

Танк DW II сохранил общую архитектуру силовой установки и трансмиссии предшественника, а также должен был комплектоваться аналогичным двигателем. При этом были внесены изменения в состав трансмиссии, а также доработаны отдельные ее элементы. Переделке подверглись коробка передач, бортовые передачи и стояночный тормоз. Список подобных изменений был сформирован по результатам испытаний первого прототипа.

Общие особенности конструкции ходовой части остались без изменений, однако некоторые ее детали были переработаны. Была изменена и усилена независимая торсионная подвеска. Также переделали ведущие колеса. Некоторым доработкам подверглась конструкция гусеницы. Прочие детали ходовой части, равно как и их расположение, остались прежними.

В рамках проекта DW II не планировалось разрабатывать новую башню для установки вооружения. Этот агрегат планировалось заимствовать у существующего среднего танка Pz.Kpfw.IV. Несколько броневых листов разной формы и толщиной до 50 мм должны были соединяться друг с другом и образовывать многоугольную конструкцию. В лобовом листе предусматривалась амбразура для орудия и пулемета, в бортах имелись смотровые приборы и люки для посадки в машину. В кормовой части башни также имелась командирская башенка.

Экспериментальные тяжелые танки Durchbruchswagen (Германия)
Схема второго прототипа DW II. Рисунок World-of-ru.livejournal.com


Вместе с башней у существующего танка заимствовался весь комплекс вооружения. Основным оружием перспективного тяжелого танка должна была стать пушка 7,5 cm KwK 37 L/24. 75-мм орудие оснащалось коротким стволом длиной 24 калибра. Пушка могла разгонять снаряд до скоростей порядка 450 м/с и пробивать до 35 мм брони на дистанции 1 км (бронебойным снарядом). При использовании кумулятивного боеприпаса толщина пробиваемой брони достигала 100 мм.

Дополнительное вооружение танка должно было состоять из 7,92-мм пулеметов MG 34. Один из них монтировался в общей установке с орудием, а второй помещался в амбразуре лобового листа корпуса. Управлять ими должны были наводчик и стрелок-радист соответственно.

В 1939 году новый прототип тяжелого танка был построен и вскоре вышел на испытания. По разным данным, в полигонных тестах использовалось шасси, оснащенное башней от серийного среднего танка. Также встречаются упоминания очередного использования металлических блоков, игравших роль весового имитатора башни. Так или иначе, опытная машина Durchbruchswagen 2 вышла на полигон и показала свои возможности. Кроме того, она продемонстрировала правильность или ошибочность примененных доработок.

Безусловным плюсом нового проекта стало использование сплошных бортов, не разделявшихся на две детали. Кроме того, оправдали себя доработки трансмиссии и ходовой части. Подобные изменения были выполнены по результатам проверки предыдущей боевой машины, а также основывались на реальном опыте, что позволило правильным образом изменить проект. Общие характеристики танка DW II, в первую очередь показатели подвижности, остались на прежнем уровне. В то же время, выросла надежность работы техники, а также улучшилось управление ею.

Итоги

В 1937-39 годах компанией Henschel были разработаны два проекта перспективных тяжелых танков семейства Durchbruchswagen. Эта техника дошла до испытаний и позволила установить перспективы тех или иных идей и решений, лежавших в ее основе. Кроме того, появление двух новых проектов стало своеобразным стимулом для развития технологий изготовления брони с необходимыми параметрами.

Проекты DW I и DW II с самого начала не рассматривались в качестве средства перевооружения армии. Были построены лишь два опытных тяжелых танка, которые прошли испытания и после этого вернулись на завод-изготовитель. О серийном строительстве речи не шло. В течение некоторого времени два прототипа оставались на одной из площадок завода Henschel, но в дальнейшем их разобрали и отправили в переплавку за ненадобностью.

В скором будущем на основе идей, заложенных и проверенных в рамках проекта Durchbruchswagen, были созданы несколько новых вариантов перспективной бронетехники. Первым из новых танков стали VK 3001(H) и VK 3001(P) от Henschel и Porsche соответственно. Дальнейшее развитие этой техники, приведшее к появлению еще нескольких проектов, в итоге позволило Германии создать требуемый тяжелый танк, который пошел в серию и поступил в войска. Тем не менее, до этого оставалось еще несколько лет.


По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://pancerium.pl/
http://aviarmor.net/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. №6.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. Berkut24 28 июня 2016 10:15
    "полная масса экспериментального танкового шасси DW I достигла 30 т."
    Через несколько лет, столкнувшись с "КВ" немцы поймут, что такое "тяжёлый танк". После этого и "Пантера" с её 45 тоннами будет средним.
  2. potapych 28 июня 2016 11:14
    не зря создавали танки КВ, разведка работала....
  3. Shuttle 1 июля 2016 10:44
    Durchbruchswagen - "танк прорыва" - так можно перевести с немецкого.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня