70 лет назад, 28 июня 1946 года, с конвейера сошли первые автомобили ГАЗ-М-20 «Победа»

78
Машина с красивым и символичным названием «Победа» стала одним из символов Советского Союза, не утратив своего шарма и обаяния и по прошествии десятилетий. Этот легковой автомобиль серийно выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1946 по 1958 год. Первые «Победы» (заводской индекс модели М-20) сошли с конвейера ГАЗа 28 июня 1946 года, именно в этот день 70 лет назад стартовало серийное производство данной модели. Всего с 28 июня 1946 года по 31 мая 1958 года в Горьком было собрано 241 497 автомобилей данного типа, включая 37 492 машины такси и 14 222 редких для Советского Союза кабриолетов.

ГАЗ-М-20 стал первым советским легковым автомобилем с несущим кузовом и одним из первых в мире крупносерийных автомобилей, которые выпускались с несущим 4-дверным кузовом понтонного типа, у которого не было отдельных крыльев, фар и подножек. В нашей стране «Победа» стала по-настоящему культовой, а сегодня за сохранившимися теперь уже ретро-автомобилями гоняются тысячи поклонников модели. На территории СССР «Победа» стала первым массовым легковым автомобилем. До нее машины личного пользования рассматривались в стране лишь в качестве правительственной награды.

С автомобилем связан и известный анекдот. Когда Иосифу Сталину показали автомобиль и предложили его первое название «Родина», он нахмурился и с улыбкой спросил: «Ну, и почем у нас будет Родина?» В тот же день название сменили на «Победу», под которым автомобиль навсегда вошел в историю. Однако все вышесказанное не более чем красивая легенда. Автомобиль изначально планировалось назвать «Победа» в честь предстоящей победы в войне с гитлеровской Германией, а название «Родина» было всего лишь внутризаводским.



Работы над созданием автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» начались еще в годы войны. Правительственное задание на проектирование и подготовку к серийному выпуску нового легкового автомобиля, который отвечал бы всем современным тенденциям мирового автомобилестроения и обладал лучшими эксплуатационными характеристиками по сравнению с ГАЗ-М1, руководство ГАЗа получило еще в декабре 1941 года. Удивительно, но это был заказ не на грузовой автомобиль, не на тягач для пушек и даже не на санитарную машину, а на обычную легковушку, что было очень символично. Но на тот момент времени завод был полностью сосредоточен на производстве военной техники и реализацию проекта просто отложили. Тогда же в самом конце 1941 года в Горький был доставлен трофейный немецкий Opel Kapitan 1938 года выпуска. Данную машину решено было выбрать в качестве прототипа, так как она наилучшим образом соответствовала требованиям полученного техзадания и представлениям советских конструкторов о том, каким именно должен быть современный легковой автомобиль.

Практически же работы по созданию нового легкового автомобиля начались на автозаводе имени Молотова в Горьком лишь в 1943 году после победы, которую Красная Армия одержала под Сталинградом. По эскизам художника Вениамина Самойлова были изготовлены гипсовые модели будущей машины в масштабе 1 к 5, а по самой удачной модели был выполнен макет в натуральную величину из красного дерева. Работы над легковым автомобилем не прерывались даже после масштабных бомбардировок ГАЗа немецкой авиацией в июне 1943 года.

Именно художник Самойлов создал уникальный и узнаваемый по сей день облик автомобиля. В отличие от окончательного варианта «Победы», у машины Самойлова задние двери навешивались на заднюю стойку кузова и открывались также как у немецкого Opel Kapitan назад, против хода автомобиля. К сожалению, сам художник своего детища в металле так и не увидел: он трагически погиб после окончания работы над эскизами модели.



Первый опытный образец «Победы» собрали 6 ноября 1944 года, за ворота завода на испытательный полигон образец вывел лично Андрей Александрович Липгарт — главный конструктор Горьковского автозавода. В скором времени на испытания пришли еще две легковушки. В отличие от серийных автомобилей ГАЗ-М-20, они отличались наличием 6-цилиндрового двигателя от автомобиля ГАЗ 11-73 (модернизированная версия ГАЗ-М1, которая производилась в годы войны). Данный двигатель производился по лицензии от американской компании Dodge. В линейке будущих автомобилей «Победа» должно было найтись место как машинам с 6-цилиндровым двигателем (модернизированный Dodge D5), так и с 4-цилиндровым двигателем.

При этом первая модификация с 6-цилиндровым двигателем должна была стать основной, а вторая изначально разрабатывалась для таксопарков. Однако позднее от варианта с 6-цилиндровым мотором было решено отказаться в пользу 4-цилиндровой версии. Это было сделано в связи с соображениями экономии топлива, в послевоенные годы в стране его просто не хватало, а также упрощения конструкции автомобиля. 4-цилиндровый двигатель ГАЗа был унифицирован по деталям с другим более мощным вариантом, представляя собой усеченную на треть «шестерку», которая позднее широко применялась на машинах ЗИМ и грузовых автомобилях ГАЗа, в частности знаменитом ГАЗ-51.

Для середины 1940-х годов «Победа» была в полной мере революционной машиной. Позаимствовав у немецкого Opel Kapitan 1938 года конструкцию несущего кузова (силовые элементы и внутренние панели), конструкторы Горьковского автозавода смогли полностью переосмыслить внешний вид автомобиля и сумели принять ряд таких нововведений, которые получат распространение на западе только спустя несколько лет. У немецкого Opel Kapitan было 4 двери, при этом передние открывались по ходу машины, а задние против хода. На ГАЗ-М-20 все 4 двери открывались по ходу машины — традиционным на сегодняшний день образом. Современный (на тот момент времени) облик советский автомобиль приобрел благодаря наличию поясной линии, объединению передних и задних крыльев с кузовом, а также отсутствию декоративных подножек, запоминающемуся капоту аллигаторного типа, вмонтированным в переднюю часть кузова фарам и иным характерным деталям, которые в середине 1940-х годов еще не были привычными.



Впервые в практике советского автомобилестроения на ГАЗ-М-20 «Победа» серийно были применены независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов, электрические стоп-сигналы и указатели поворотов, навеска всех дверей на передних петлях, капот аллигаторного типа, два электрических стеклоочистителя ветрового стекла и термостат в системе охлаждения. Впервые на отечественном легковом автомобиле такого класса в качестве стандартного оборудования был установлен отопитель салона с обдувом ветрового стекла.

Рабочий объем выбранного для «Победы» 4-цилиндрового двигателя составил 2,112 литра, он развивал максимальную мощность в 50 л.с. Максимальный крутящий момент данный мотор обеспечивал при 3600 оборотах в минуту. Двигатель сумел заслужить репутацию надежного, тяговитого и долговечного. Однако двигателю «Победы» явно не доставало мощности, что отмечали и иностранные журналисты в своих обзорах автомобиля (машина шла и на экспорт). До скорости в 50 км/ч автомобиль разгонялся достаточно резво, однако затем в разгоне обозначался провал. Скорости в 100 км/ч «Победа» достигала лишь за 45 секунд, а максимальная скорость машины ограничивалась 105 км/ч. Любопытно, что для своего времени ГАЗ-М-20 был достаточно экономичным автомобилем, но по современным меркам расход топлива для двигателя такого рабочего объема был велик. По техническим данным машина потребляла 11 литров топлива на 100 километров, эксплуатационный расход составлял 13,5 литров, а реальный расход топлива — от 13 до 15 литров на 100 километров пути. Степень сжатия двигателя автомобиля ГАЗ М-20 «Победа» позволяла ему нормально работать на самом низкосортном, «66-м» бензине.

Особо можно было выделить и эффективные рычажные амортизаторы — автомобиль отличался хорошей плавностью хода, а также гидравлические барабанные тормоза с общим приводом на все колеса. Последние нашли себе применение в советском автопроме впервые. Механизм реализованных тормозов был очень простым — колодки разводились одним гидроцилиндром в каждом из 4-х тормозных барабанов.



На момент начала серийного производства «Победа» выгодно отличалась передовым дизайном и современной конструкцией, но уже к началу 1950-х годов стал очевиден ряд конструктивных недостатков машины — в первую очередь низкая функциональность выбранного типа кузова «фастбэк» (очень сильно заниженная высота потолка над задним сиденьем, практически полное отсутствие обзора назад, довольно скромный объем багажника, скверный аэродинамический эффект, который был связан с появлением подъемной силы при движении на высокой скорости, а также сильная подверженность сносу автомобиля боковым ветром. Из-за всех перечисленных причин машины «общего назначения» с кузовом «фастбэк» не прижились нигде в мире. К середине 1950-х годов перестала соответствовать мировому уровню и агрегатная часть автомобиля (в первую очередь речь идет о нижнеклапанном двигателе). С 1952-1954 годов на большинстве американских и многих новых европейских моделях автомобилей начали устанавливать верхнеклапанные двигатели, гнутые стекла, гипоидные задние мосты и т.д.

Хотя серийное производство «Побед» стартовало в Горьком 28 июня 1946 года, до конца 1946 года на ГАЗе собрали всего 23 машины. По-настоящему массовое производство автомобилей было запущено лишь 28 апреля 1947 года. Примечательно, что ГАЗ-М-20 стал первым в СССР легковым автомобилем, у которого помимо заводского индекса появилось и свое собственное название — «Победа». Буква «М» в заводском индексе машины означала слово «Молотовец» — с 1935 года по 1957 год горьковский автомобильный завод носил имя наркома Вячеслава Молотова. Цифра «20» означала принадлежность машины к новому модельному ряду, отличавшемуся уменьшенным рабочим объемом двигателя (до «двух литров»). Модели старшей линейки ГАЗа обозначались как «1х» — ГАЗ-12 «ЗИМ» и ГАЗ-13«Чайка». В последующие годы данная индексация на заводе была сохранена — ГАЗ-21 «Волга» и Газ-24 «Волга»

Первые автомобили «Победа» распределялись исключительно по указаниям «сверху» за личной подписью самого Молотова. На первоначальном этапе машин не хватало даже для героев страны и лауреатов сталинских премий. И все же «Победа» стала автомобилем, который был доступен потребителю. В первом советском автосалоне, расположенном в Москве, обеспеченным гражданам был доступен выбор между «Москвичом-401» (9 тысяч рублей), «Победой» (16 тысяч рублей) и умопомрачительно дорогим для Советского Союза ЗИМом (40 тысяч рублей). Стоит отметить, что на тот период времени заработная плата опытного квалифицированного инженера составляла примерно 600 рублей. «Победа» уже тогда пользовалась большой любовью среди советских автолюбителей, но для многих была несбыточной мечтой. По причине высокой цены ажиотажного спроса на ГАЗ М-20 в стране не наблюдалось. Справедливости ради стоит отметить, что и «Москвичи» 400 и 401, которые продавались по 8 и 9 тысяч рублей соответственно, не пользовались большим спросом со стороны советских граждан. Несмотря на это, на ГАЗе смогли выпустить и реализовать 241 497 автомобилей «Победа».



Машина хорошо шла и на экспорт. Главным образом «Победы» экспортировались в Финляндию, где автомобиль очень полюбили таксисты, в скандинавские страны, а также в Бельгию, где всегда продавалось немало советских машин. Стоит отметить, что такси в Финляндии как массовое явление возникло во многом именно благодаря советским «Победам». До этого момента все местные таксопарки были укомплектованы различными машинами еще довоенных моделей. В 1950-е годы первые «Победы» появились и в Великобритании, где их реализовывали бельгийские дилеры Горьковского автозавода, а также в США, куда машины ввозили из Европы частные лица, в основном делая это из чувства любопытства. При этом первоначально этот советский автомобиль получил на Западе довольно благожелательные и положительные отзывы.

Производилась «Победа» по лицензии и в других странах. Так, с 1951 года автомобиль выпускался в Польше под маркой Warszawa, машины производились на заводе FSO (Fabryka Samochodów Osobowych). В Польше данный автомобиль выпускался существенно дольше, чем в СССР. Производство «Варшавы» продолжалось вплоть до 1973 года, правда, автомобиль претерпел серьезные модернизации. В частности, поздние выпуски машины получили верхнеклапанный двигатель и новые кузова: «седан», «пикап» и «универсал». При этом, начиная с 1956 года, машина собиралась исключительно из комплектующих польского производства. Всего в Польше было собрано 254 372 автомобиля данного типа — больше, чем в Советском Союзе было собрано оригинальных «Побед».



Источники информации:
http://wiki.zr.ru
http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-m20.htm
http://www.dal.by/news/174/31-07-13-21
https://rg.ru/2007/05/04/pobeda.html
Материалы из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    28 июня 2016 07:06
    Просто очень хороший да и красивый автомобиль.
    1. avt
      +3
      28 июня 2016 08:16
      Цитата: казак волгский
      Просто очень хороший да и красивый автомобиль.

      good А по мне , так круче ,,Волги" .Видел версию - ребята оттюнинговали и широкие поставили , да покрасили от души - вообще отпад !
      1. +14
        28 июня 2016 08:26
        А по мне - так спасибо автору за хороший материал и за то, что дату всем напомнил
        1. +12
          28 июня 2016 09:13
          Цитата: smel
          А по мне - так спасибо автору за хороший материал и за то, что дату всем напомнил

          Да,согласен.Но мне больше нравиться другой вариант "Победы"."Победа"ГАЗ М-72.Такая машина была у отца моего одноклассника,а потоми перешла самому однокласснику.Для поездок на охоту и рыбалкуцены ей не было.Не помню, куда она делась,но родной двигатель я для неё перебирал в где-то в 1993 году.Именно родной,нижнеклаппаную четвёрку.
  2. +10
    28 июня 2016 07:07
    Всего с 6 ноября 1951 по 30 марта 1973 выпустили 244472 Варшав разных модификаций.
  3. +11
    28 июня 2016 07:08
    До сих пор ещё бегают, и неплохо. У нас в городе есть несколько. На одну всё поглядываем, когда в сад едем. Стоит красавица салатового цвета, как новенькая. На днях едем - вмятина на крыле, очень все огорчились.
    1. +3
      28 июня 2016 15:28
      Цитата: EvgNik
      До сих пор ещё бегают, и неплохо. У нас в городе есть несколько. На одну всё поглядываем, когда в сад едем. Стоит красавица салатового цвета, как новенькая. На днях едем - вмятина на крыле, очень все огорчились.

      Ремонтируется элементарно.Жестянщики знают как выдавить.Сложнее полуду кузова сохранить или восстановить.Секрет Победы и Волги ГАЗ-21 в том что после сборки и сварки кузова,его обезжиривали и опускали в ванну с расплавленным припоем.Таким способом придавалась гладкость кузову перед грунтовкой и окраской.Потому у них такая фантастическая стойкость против коррозии.
      1. +1
        28 июня 2016 18:54
        Амурец,а вы когда нибудь с оловом работали belay?Во первых обрабатывались только сварочные швы,во вторых даже не на всех машинах.Сами когда нибудь растопите в банке олово и попробуйте туда опустить детали с полостями(мы так блесна с мармышками делаем и клемы отливаем request
        1. +2
          29 июня 2016 00:27
          Цитата: zadorin1974
          Амурец,а вы когда нибудь с оловом работали

          Да! Работал.У нас на заводе в конце 60-х широко применялось гальваническое электроосаждение олова и с расплавленным оловом,точнее сплавами ПОС приходилось работать.
          http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=38510
      2. +4
        28 июня 2016 22:26
        Цитата: амурец
        Цитата: EvgNik
        До сих пор ещё бегают, и неплохо. У нас в городе есть несколько. На одну всё поглядываем, когда в сад едем. Стоит красавица салатового цвета, как новенькая. На днях едем - вмятина на крыле, очень все огорчились.

        Ремонтируется элементарно.Жестянщики знают как выдавить.Сложнее полуду кузова сохранить или восстановить.Секрет Победы и Волги ГАЗ-21 в том что после сборки и сварки кузова,его обезжиривали и опускали в ванну с расплавленным припоем.Таким способом придавалась гладкость кузову перед грунтовкой и окраской.Потому у них такая фантастическая стойкость против коррозии.

        Это легенда. В ванну с оловом машины никто не опускал. Это очень дорого. Вы сами то верите в такую щедрость и филантропию
        Панели после штамповки получались кривые. Чтобы придать нужную форму и исправить брак наносили олово. Вот и все. Часто площадь нанесения была велика. Отсюда и пошли такие слухи.
  4. +4
    28 июня 2016 07:22
    У Медведева "Победа" есть hi
    (фото клик.)
    1. Комментарий был удален.
    2. +4
      28 июня 2016 10:23
      Хорошая тачка, боевая. Правую фрамугу с лобового снял и вот те пулеметное гнездо! Но вместе с ней в Москве появился автокластер - такси для народа. Это уж потом на "Волгу" перешли.
    3. +1
      28 июня 2016 10:36
      Цитата: Штык
      У Медведева "Победа" есть

      Мираж. Или фотомонтаж.
      1. 0
        28 июня 2016 12:41
        Цитата: EvgNik
        Мираж. Или фотомонтаж

        Вполне серьезно!1948 года выпуска. hi
        1. RJN
          +2
          28 июня 2016 15:28
          такая модификация Победы выпускалась с 1956 по 1958 г.г. К тому же здесь на капоте стоит чужеродный флажок от Зима.
          1. +1
            28 июня 2016 18:07
            Цитата: RJN
            К тому же здесь на капоте стоит чужеродный флажок от Зима.

            Там не только флажок, но и эмблема на капоте от ЗИМа, и молдинг чужеродный. Наверное, так у айфонофилов принято.))
          2. +2
            28 июня 2016 19:27
            Цитата: RJN
            такая модификация Победы выпускалась с 1956 по 1958 г.г. К тому же здесь на капоте стоит чужеродный флажок от Зима.

            Оформление действительно не оригинальное 1948 г. Видимо тюнингованная.
            Есть такие, что там практически одно название осталось да форма кузова!
            Вот например, 300 коней и фарш от BMW. smile
    4. 0
      28 июня 2016 11:28
      А у Путина 21 Волга )))
      1. +2
        28 июня 2016 12:26
        и прицеп судя по декларации.
    5. +1
      28 июня 2016 22:28
      А у Путина Волга.
      Я им завидую.
      Доводилось видеть Волгу с начинкой от Мерседеса.
    6. 0
      3 августа 2016 11:36
      Заколхозили красивую машину колпаками дишманскими!!!
  5. +1
    28 июня 2016 07:22
    легендарная машина, на сегодняшний день стоит не так уж много для раритета. От 185 до 400 тыс. руб. Почему так?

    https://auto.ru/cars/gaz/m_20/used/?listing=listing
    1. +6
      28 июня 2016 19:19
      А ещё к этой сумме добавьте миллиона полтора два на полное восстановление - столько у меня ушло на восстановление дедовской Волги 1961 года выпуска.
    2. +3
      28 июня 2016 19:20
      Цитата: Цой
      Почему так?

      Раритет - это когда автомобильв оригинальном состоянии, не изуродованный переделками и неумелой реставрацией, а большинство деталей и агрегатов - оригинальные, родные. Увы, но значительная часть старинных автомобилей, в том числе и Побед, не может этим похвастать.
  6. +7
    28 июня 2016 07:37
    Мне нравится, эта красавица...Спасибо, автору..
  7. +4
    28 июня 2016 07:46
    Насколько я знаю, на "Победе", впервые в истории автомобилестроения, применили шаровые соединения. Я не ошибаюсь? Кстати, "Волга", пришедшая на замену "Победе" похуже выглядит. Но, это, чисто моё мнение. hi
    1. +3
      28 июня 2016 14:01
      Цитата: мордвин 3
      Насколько я знаю, на "Победе", впервые в истории автомобилестроения, применили шаровые соединения. Я не ошибаюсь?

      Шаровые соединения чего? Если вы имеете ввиду рулевые тяги - то их на тот момент весь мир делал шаровыми уже лет тридцать, если не больше. А если подвеску - то подвеска на ГАЗ М-20 была шкворневая, никаких шаровых опор.
  8. +6
    28 июня 2016 07:55
    Шикарный автомобиль.
  9. +4
    28 июня 2016 08:21
    Прекрасный и культовый автомобиль, который останется в памяти навечно !!! good
  10. +4
    28 июня 2016 10:25
    "Победа". Были же времена, когда отечественные автомобили назвали по русски. В наше время её назвали бы Victory, ну в лучшем случае Pobeda. И в газетных статьях писали бы, как сейчас принято, на ломаном русском что-то вроде: "За текущий месяц было произведено более 20 тысяч Pobeda".
  11. +2
    28 июня 2016 10:57
    Несколько другую историю, слышал про "Победу".
    Под впечатлением войны, предполагалось что "Победа" в случае чего будет и пушку таскать и миномет, и место для расчета достаточно.
    Для упрощения производства, первоначально планировалась а/м с двумя дверьми, типа как у "жигулей" 8 модели. Изготовили прототип. Пригласили для осмотра новой машины тов. Сталина. Все хорошо, все кажется проблем не предвидится. Тут Сталин предлагает совместно с комиссией проехать на новом авто. Комиссия садится на заднее сиденье, Сталин спереди рядом с водителем. Проехали несколько кругов по полигону. Остановились. Сталин не выходит, молчит. Комиссия ждет. Минут несколько так происходит. Тут Сталин и спрашивает:"Товарищи, а почему вы не выходите". Ни кто не решился сказать Сталину, что мол вы мешаете высадке. Все все сразу поняли, о чем, и поведали тов. Сталину. После чего и появилась четырех дверная модель.
    1. +5
      28 июня 2016 11:11
      Цитата: МЮД
      После чего и появилась четырех

      Это - история о другом автомобиле, КИМ-10, который разрабатывался на МзМА-АЗЛК. Вот тот действительно в первом варианте был двухдверным, а после стал четырёхдыерным. В серию машина не пошла, поскольку имела определённые недостатки и на мощностях завода было налажено производство модели Опель Кадет - Москвич-400 - 401.
      1. +3
        28 июня 2016 12:10
        Верден,позвольте добавлю.Москвичи 400 серии запустили после того как из Германии вывезли по репарации заводы Опель вместе с конвейером.
        1. +3
          28 июня 2016 12:58
          Цитата: zadorin1974
          .Москвичи 400 серии запустили после того как из Германии вывезли по репарации заводы Опель вместе с конвейером.

          Я могу добавить ещё шире. По договору на вывезенном с заводов Опель оборудовании производство должно было быть развёрнуто на оккупированной территории. Вот только производить начали в Москве. При этом все рассказы о том, как советские инженеры с линейкой ползали вокруг немецкой машины и, снимая размеры, создавали собственные чертежи - абсолютные сказки. Хотя бы потому, что сначала выпускался именно Опель Кадет (Москвич-400) на котором все подшипники были дюймового стандарта. (Ведь Опель был подразделением Дженерал Моторс аж с 1927 года и в то время использовал именно такой стандарт) А вот Москвич-401 был уже пересчитан под наши стандарты.
    2. +1
      28 июня 2016 12:44
      Цитата: МЮД
      Несколько другую историю, слышал про "Победу".

      Сказки все это smile
      1. +5
        28 июня 2016 13:03
        Цитата: Штык
        Сказки все это

        Ну как сказать. Мой непосредственный начальник в своё время неплохо знал Деда Липгарта - так уважительно называли в профессиональной среде Андрея Липгарта в семидесятые. И утверждал, что тот действительно рассказывал об инциденте, имевшем место при представлении ГАЗ М-20 Сталину. Посидев и прокатившись на машине, Иосиф Виссарионович вылез наружу, раскурил трубку и вздохнув, произнёс:
        - Да... Невелика "Победа"...
        Чем заставил представителей ГАЗ пережить несколько весьма неприятных минут.
  12. +2
    28 июня 2016 11:16
    у моего отца была "Победа"!отличный автомобиль тех лет!
  13. +2
    28 июня 2016 11:29
    Первый опытный образец «Победы» собрали 6 ноября 1944 года, за ворота завода на испытательный полигон образец вывел лично Андрей Александрович Липгарт
    Выпущен был не один образец, а небольшая опытная партия. На этих машинах двери открывались, как на Опель Капитане - вперёд-назад, и были другие задние габариты. Именно эти машины снялись в фильме Александрова "Весна".
    Однако позднее от варианта с 6-цилиндровым мотором было решено отказаться в пользу 4-цилиндровой версии. Это было сделано в связи с соображениями экономии топлива, в послевоенные годы в стране его просто не хватало, а также упрощения конструкции автомобиля.
    Вот тут мне, как автомобильному конструктору, не понятно. Непонятно, почему, когда имелся в качестве образца Опель-Капитан, на котором был установлен верхнеклапанный двигатель, на Победу установили нижнеклапанный мотор. Ведь конструктивно и технологически он был сложнее, менее совершенен. Непонятно насчёт 4-х цилиндров и рабочего объёма мотора. Тот же Опель=-Капитан с 6-ю цилиндрами и 2,5 литра рабочего объёма, расходовал топлива едва ли не меньше, чем Победа, ведь прямой связи между рабочим объёмом, количеством цилиндров и расходом топлива нет. И уж совсем непонятно, почему при использовании двигателя меньшего объёма Победа оказалась почти на 200 с лишним кг тяжелее своего немецкого прототипа - 1460 кг против 1270. Впрочем, несмотря на все эти вопросы, следует признать, что машина вышла удачной.
    1. +2
      28 июня 2016 14:49
      Странные для автомобильного конструктора вопросы вы задаете уважаемый. Сама нижнеклапанная схема по сравнению с OHV Опеля, мягко говоря не совершенна и стара. Отсюда и разница в отдаче двигателей. Мы же не сравниваем победовский Додж с каким нибудь 1,4 турбо от современного фольксвагена, выдающего при таком скромном объеме, изрядное количество лошадей. Касательно веса - разная толщина металла(тонкий лист после войны был редок), опять же ручное лужение кузова толстым-толстым слоем шик... тоесть олова. Вот вам и лишние 200 с хвостом кг. Как по мне машина на то время добротная, хотя отказ от рядной шестерки печален. Было бы в самый раз.
      1. +1
        28 июня 2016 15:18
        Цитата: Гронский
        Странные для автомобильного конструктора вопросы вы задаете уважаемый. Сама нижнеклапанная схема по сравнению с OHV Опеля, мягко говоря не совершенна и стара. Отсюда и разница в отдаче двигателей.

        Так в том то и штука, что нижнеклапанный двигатель Опель в то время устанавливал только на две самые самые дешёвые модели Kadett и P-4. Та же Olimpia, выпускавшаяся в одном кузове с Kadett, и все последующие машины классом выше, в том числе и Опель Капитан, оснащались моторами верхнеклапанными.
        Что до мощностной отдачи, то верхнеклапанная схема не имеет явных преимуществ перед нижнеклапанной. По весу двигатели М-20 и Капитана оказались близки несмотря на разницу в объёме. А про лужение оловом - читайте ниже, я там на этот счёт объяснил.
        1. +2
          28 июня 2016 17:08
          Ну не было у нас в то время подходящего верхнеклапанника. Не было и все тут.
          Поэтому и поставили, чему же тут удивляться. Мотор простой и ремонтопригодный. Слабый - да. просилась Р6 - да. Не поставили - тоже да. Значит на то были причины.
          Посчитали, что на 51-м для подьема народного хозяйства она будет нужнее, возможности увеличения производства шестерок не было(бомбу делали и т.д и т.п.)а личный собственник и так поездит. Нормальный советский подход. hi
          1. 0
            29 июня 2016 00:46
            Написали же что мотор Победы это уменьшенный на 2 цилиндра мотор от ГАЗ 51 ( и во многом с ним унифицированный ) ... Р6 от грузовика под капот небольшого легкового автомобиля вряд ли поместился ))))
    2. +2
      28 июня 2016 17:27
      Цитата: Верден
      Вот тут мне, как автомобильному конструктору, не понятно. Непонятно, почему, когда имелся в качестве образца Опель-Капитан, на котором был установлен верхнеклапанный двигатель, на Победу установили нижнеклапанный мотор. Ведь конструктивно и технологически он был сложнее, менее совершенен.

      Потому что ГАЗ-51. Оснастка на эти двиглы уже была, поршни-шатуны-клапана выпускались массово. Урезали шестерку на 2 цилиндра, получили то что получили дешево и сердито. В стране тогда была нехватка всего, а надо было ой как много чего, легковушки в этом списке были отнюдь не на верхних позициях. Вот и пришлось экономить. Опять же на ЗИМ, который обязан был быть во всем круче, шла все та же шестерка ГАЗ-51, а коль так, то для машины классом ниже сойдет и четверка.
      Сталин справедливо рассудил, что номенклатура, таксисты, и частники будут рады и четверке, заодно и бензин сэкономится.
      1. +1
        28 июня 2016 18:15
        Цитата: Наган
        Потому что ГАЗ-51.

        Да это я как раз понимаю. просто не могу уразуметь, почему с Опеля прихватили производство именно Кадетта. Ведь даже Олимпия, производившаяся в том же кузове, имела верхнеклапанный мотор. А для народного хозяйства логичнее было прихватить производство грузовика Опель Блиц. На мой взгляд, машина была совершеннее, чем ГАЗ-51. А учитывая, что ГАЗ - это изначально Форд со всеми американскими стандартами, а Опель - Дженерал Моторс, при организации производства особых проблем бы не возникло.
        1. +1
          28 июня 2016 19:11
          Цитата: Верден
          А для народного хозяйства логичнее было прихватить производство грузовика Опель Блиц. На мой взгляд, машина была совершеннее, чем ГАЗ-51.

          Вот именно, что СОВЕРШЕННЕЕ. А нужна была машина простая и дешевая.
        2. +1
          28 июня 2016 19:42
          Цитата: Верден
          Да это я как раз понимаю. просто не могу уразуметь, почему с Опеля прихватили производство именно Кадетта.

          Прихватили то, что осталось после визитов Б-17, и то пришлось немалую часть восстанавливать. Возможно производство верхнеклапанных движков или тех же Блитцев было вбомблено в землю. Ну или было в зонах оккупации союзников, оттуда хрен что прихватишь. Да мало ли какие причины были, которые нам сегодня сквозь толщу лет уже не видны.
          1. +1
            28 июня 2016 20:07
            Цитата: Наган
            . Возможно производство верхнеклапанных движков или тех же Блитцев было вбомблено в землю

            Да нет, всё как раз было в доступности. При этом Блиц был не только совершеннее ГАЗ-51, но и проще в обслуживании и производстве. Более того, по репарационному договору немцы не могли использовать моторы объёмом более 3-х литров на грузовиках. И рядная шестёрка объёмом в 3,75 литра и мощностью в 75 л.с., устанавливавшаяся на Блиц и Адмирал, попала под эти ограничения. А наладь тогда СССР её производство, удалось бы существенно наверстать отставание в моторной базе.
            1. +1
              28 июня 2016 21:13
              Цитата: Верден
              Да нет, всё как раз было в доступности.

              https://en.wikipedia.org/wiki/Opel_Blitz
              В англоязычной версии Вики написано следующее: Блитц выпускался по 1942 в Бранденбурге, пока завод не был разбомблен. Ну правда я мало-мало ошибку давал, разбомбили не USAF а британские RAF. После этого производство перенесли на завод Даймлер-Бенц в Мангейме (это запад Германии, зона оккупации союзников), и скорее всего, если в Бранденбурге хоть че-нить из оборудования можно было спасти, это тоже перевезли в Мангейм. Где и выпускали его аж по 1944, пока и тех не разбомбили, а возобновили производство в 1946 под присмотром западной оккупационной администрации с меньшим двиглом. Видать советской администрации было не дотянуться.
              Опять же оборудование для ГАЗ-51 закупили еще перед войной, но Гитлер cукин cын помешал пустить в ход. Тем не менее оно было, и грех был не воспользоваться.
      2. +2
        28 июня 2016 19:24
        Цитата: Наган
        В стране тогда была нехватка всего

        В СССР всегда была нехватка всего. Просто так были построена его экономика. И по-другому быть не могло, либо дефицит, либо полное отсутствие чего-либо.
        Но это так, в качестве отступления. А если по сути, то мне совершенно непонятны восторги по поводу Победы. Сколько ее не юзал, столько и удивлялся ее убогости. Большой автомомбиль с на редкость тесными салоном и багажником.
        Вот ГАЗ-21 Волга, это да, это уже была машина. Причем, заметно лучше, чем более поздняя ГАЗ-24. А Победа была ... не очень удачна. Мягко говоря.
        1. +1
          28 июня 2016 21:24
          Цитата: overb
          В СССР всегда была нехватка всего.

          Если верить моим родителям, в конце правления Сталина - начале Хруща снабжение, по крайней мере в Ленинграде, было вполне на уровне. А конец Андропова - Черненко - начало Горбатого я и сам помню, жратва была без особых проблем, да и шмутки тоже, типа саламандровской обуви. Некоторые модели ВАЗ были без очереди, подпиши заяву у "треугольника" и приезжай с деньгами (вернее чеком) выбирать цвет. А Москвичи вообще давали в кредит, только бери. Да че там, доллар тогда на черном рынке опускался чуть не к 3 рублям. А потом Горбатый замутил перестройку и борьбу с пьянством, и тут оно покатилось по наклонной.
        2. +1
          29 июня 2016 01:19
          Вы наверное забыли суть советской экономики ... Цены на многие товары народного потребления искусственно занижались ... Отсюда и дефицит , хотя конечно по галошам возможно и было перепроизводство ))))
          1. Комментарий был удален.
          2. +1
            29 июня 2016 02:56
            Цитата: Nekarmadlen
            Вы наверное забыли суть советской экономики ... Цены на многие товары народного потребления искусственно занижались ...

            Вот как раз этот маразм я не забыл. Как советская власть последние соки из населения выжимала. Цены на товары народного потребления в СССР искусственно завышались. Причем, грандиозно. И при всем при этом у них хватало наглости создавать дефицит. Т.е. они ленились даже задорого товары поставлять.
            Цитата: Nekarmadlen
            Отсюда и дефицит

            Дефицит был от бестолковости и лени. Ни один капиталист в мире не имел возможности так наживаться на людях, как советы. См. приложение.
            Цитата: Наган
            в конце правления Сталина - начале Хруща снабжение, по крайней мере в Ленинграде, было вполне на уровне.

            Зарплата была не на уровне. Поэтому товары из магазинов могли себе позволить немногие.
            Цитата: Наган
            жратва была без особых проблем, да и шмутки тоже, типа саламандровской обуви. Некоторые модели ВАЗ были без очереди, подпиши заяву у "треугольника" и приезжай с деньгами (вернее чеком) выбирать цвет.

            Не все жили в Ленинграде и Москве.
            Цитата: Наган
            А Москвичи вообще давали в кредит, только бери.

            И Запоры давали. Только дрянной москвич стоил 7500, а Запор 5500 рублей. Огромные деньги по тем временам, и непонятно за какое такое счестье.
  14. -5
    28 июня 2016 12:31
    я понимаю, Победа - это история и все такое, но почему статья размещена в разделе вооружений??? request
    Машину что, использовали, как специализированный перехватчик опасных пешеходов? laughing
  15. +2
    28 июня 2016 13:09
    думаю если ГАЗ запустит в серию ограниченную осовремененную версию Победы то она будет пользоваться спросом
    1. +1
      28 июня 2016 13:16
      Цитата: Taygerus
      думаю если ГАЗ запустит в серию ограниченную осовремененную версию Победы то она будет пользоваться спросом

      Увы, но по современным стандартам безопасности это невозможно. Да и технологии того времени сегодня мало где встретишь. А переделка под существующие стандарты и технологии старинного автомобиля - задача ещё сложнее, чем создание нового.
      1. +5
        28 июня 2016 16:18
        Цитата: Верден
        Цитата: Taygerus
        думаю если ГАЗ запустит в серию ограниченную осовремененную версию Победы то она будет пользоваться спросом

        Увы, но по современным стандартам безопасности это невозможно. Да и технологии того времени сегодня мало где встретишь. А переделка под существующие стандарты и технологии старинного автомобиля - задача ещё сложнее, чем создание нового.

        АвтоВАЗ сейчас работает над "рестайлингом" "копейки" на платформе "Весты". Что мешает ГАЗу сделать что-то подобное?
        1. +1
          28 июня 2016 17:02
          Цитата: 0255
          АвтоВАЗ сейчас работает над "рестайлингом" "копейки" на платформе "Весты". Что мешает ГАЗу сделать что-то подобное?

          Рестайлинг копейки на платформе "Весты" - это практически разработка нового автомобиля. При этом, формы автомобиля во многом зависят от технологии его изготовления. Технологический разрыв между ВАЗ 2101 и Вестой значительно меньше, чем между Победой и любым из современных автомобилей. К тому же, ГАЗ сосредоточился на производстве коммерческих грузовиков и автобусов. Платформы, пригодной для создания на её базе машины класса ГАЗ М-20 у него попросту нет.
        2. 0
          28 июня 2016 21:36
          Цитата: 0255
          АвтоВАЗ сейчас работает над "рестайлингом" "копейки" на платформе "Весты"

          Ну если она будет стоить как копейка,тогда будут брать.Сняли с производства классику за 150 тыс,теперь вечно в убытке будут
        3. 0
          29 июня 2016 12:42
          Симпатичное авто... Интересно- когда и почём? Я б купил...
      2. 0
        28 июня 2016 20:39
        Образ Победы,стоит дороже!
      3. Комментарий был удален.
    2. +1
      28 июня 2016 17:13
      Цитата: Taygerus
      думаю если ГАЗ запустит в серию ограниченную осовремененную версию Победы то она будет пользоваться спросом

      Штампы кузовных деталей давно ушли в металлолом. Заказать новые обойдется во столько, что малая серия и близко не окупит, а большая серия не найдет столько энтузиастов ретро. Да и по экологии и безопасности не пройдет.
  16. +1
    28 июня 2016 13:52
    Цитата: лукмаг
    Он знает про галоши,а мы про то,что СССР был законодателем мод в мировом автомобиле строении.

    Ну насчет того, что СССР был законодателем мод в мировом автомобилестроении вы погорячились. Все первые советские автомобили: Москвич-400, Победа, Волга, ЗИМ - все эти машины имели своих предшественников за рубежом. Особенно по части кузова. о ВАЗе и не говорю
    1. +1
      28 июня 2016 19:16
      Цитата: Старый26
      Ну насчет того, что СССР был законодателем мод в мировом автомобилестроении вы погорячились. Все первые советские автомобили: Москвич-400, Победа, Волга, ЗИМ - все эти машины имели своих предшественников за рубежом. Особенно по части кузова. о ВАЗе и не говорю

      Хорошо.
      М-400-Опель.
      Победа-кто был прототипом ?
      Волга-кто ?
      ЗИМ-?
      Да, иномарки для ознакомления покупали, отдельные решения использовали, но полного копирования, кроме М-400, не было.
      1. 0
        29 июня 2016 01:36
        Цитата: Альф
        Да, иномарки для ознакомления покупали, отдельные решения использовали, но полного копирования, кроме М-400, не было.

        Увы, но тут вы не правы. ЗИС-101 - приобретённая у американцев не самая удачная модель Бьюик. ГАЗ-А - ни что иное, как Форд-А. Безусловным прототипом Победы был Опель Капитан 1939 модельного года. При внешнем различии многие детали подвески этих машин полностью взаимозаменяемы. Бензобаки - только горловины в разные стороны, а так - даже отверстия крепления совпадают. Этот список можно было продолжить. И это при том, что в СССР были свои хорошие конструкторы и дизайнеры. Если говорить о дизайне - Арямов, Еремеев, Молчанов, из более молодых - Корсакович. Имена этих людей неспециалистам говорят мало, но если пошарить в сети, можно понять, сколько интересных разработок стало жертвой обстоятельств и волевых решений руководства.
        1. 0
          29 июня 2016 18:56
          Цитата: Верден
          Увы, но тут вы не правы. ЗИС-101 - приобретённая у американцев не самая удачная модель Бьюик. ГАЗ-А - ни что иное, как Форд-А. Безусловным прототипом Победы был Опель Капитан 1939 модельного года. При внешнем различии многие детали подвески этих машин полностью взаимозаменяемы. Бензобаки - только горловины в разные стороны, а так - даже отверстия крепления совпадают.

          Я говорил про "после войны". Кузов Победы абсолютно новый, а то, что детали подвески совпадают, так практика копирования удачных инженерных решений до сих пор не считается чем-то "из ряда вон". Подвеска Мак-Ферсон уже на скольких моделях стоит.
          Да и говорил я про Волгу и ЗиМ.
          1. 0
            23 сентября 2016 21:00
            Прототипом ГАЗ 21 послужил Ford Mainline образца 1949 года, при этом двигатель с небольшими доработками оставили от той же Победы.

            Прототипом ГАЗ 24 послужил Ford Falcon 1962 года.

            Двигатель у 24-ки опять модернизация победовского. Кстати этот мотор до сих пор выпускают, новейший эвотек на газелях это его внучек.
            А вообще ГАЗ ориентировался на Форд, Москвич на Опель, ВАЗ на ФИАТ. Единственная более-менее оригинальная модель это ВАЗ 2121, опять же базируется на узлах и агрегатах ФИАТ.
  17. +4
    28 июня 2016 14:28
    К истории Победы хотелось бы добавить следующее. Существует мнение, что кузова автомобилей, выпускавшихся в то время в СССР, были лужёными. Это неверно. Просто после сборки кузова его поверхность была не идеальна ( качество штампов не позволяло). При наличии качественной шпатлёвки именно её используют для финишного выравнивания поверхности с помощью лекал. А у нас хороших шпатлёвок не было и приходилось использовать олово. Конечно, это удорожало производство. Стоила Победа 16000 рублей, а Москвич-400 - 9000 рублей при среднемесячной зарплате на 1950 год порядка 600 рублей. ЗИМ стоил 40 000 рублей. За эти деньги машину пригоняли прямо к дому и владельцу вручали ключи и документы.
  18. +1
    28 июня 2016 16:26
    Мда, время то как летит, а ведь еще их на улицах помню, и "Победы" редкие но были, и извиняюсь те самые нынче заграничные горбатые "запорожцы" и "луноходы" , а горбатых в детстве "божья коровка" обзывали laughing Они были уже в диковину, ну еще колесили.
  19. +2
    28 июня 2016 16:58
    Цитата: Верден
    А про лужение оловом - читайте ниже, я там на этот счёт объяснил.

    Именно нижеследующую информацию я и имел в виду. В нете помнится встречались фото черного победовского кузова, где отчетливо видна толщина оловянного припоя. На вскидку так пару ведер не меньше. hi
  20. +2
    28 июня 2016 17:06
    Цитата: Штык
    Всего с 6 ноября 1951 по 30 марта 1973 выпустили 244472 Варшав разных модификаций.

    "Warszawa" в музее ретро-автомобилей «Фаетон» г.Запорожье.
  21. +2
    28 июня 2016 20:48
    На Победе было установлено всего три предохранителя, на которых при перегорании просто менялась проволочка необходимого сечения. Которая кстати и была заботливо намотана на торец самого предохранителя. Сам корпус из текстолита.

    Не нужно даже сравнения с современными реалиями разнузнанного потреблядства...
    При котором норма выкинуть кусок пластика с алюминиевыми контактами. В масштабах всего мира это выглядит по крайней мере не совсем умно...
    1. 0
      29 июня 2016 19:01
      Цитата: Игорь Половодов
      В масштабах всего мира это выглядит по крайней мере не совсем умно...

      Зато для производителя выгодно.
  22. +2
    28 июня 2016 21:17
    Кажется что у многих сейчас ностальгия по старому автопрому.) Тогда было больше производителей, и они были свои. Хотя с плановой экономикой они не имели простора в производстве. Сейчас только Лада и УАЗ?
    Кстати зачем так Ладу с замятыми боками изуродовали? Морду придали модную, X-Ray вроде называется, а бока не красиво замяли.( Оторвите дизайнерам руки, матрицы тоже были бы дешевле.
    1. +2
      28 июня 2016 21:46
      Цитата: Денимакс
      Кстати зачем так Ладу с замятыми боками изуродовали?

      А что вы хотели? Дизайн, довольно характерный для всех современных автомобилей Рено.
      1. +1
        28 июня 2016 22:05
        Это ничем не объяснить как подлянкой от Рено.) Сделайте бока ровными,может с парой продольных линий для жесткости, и вид будет более приятным. Кстати это уродство также упоминалось в одном немецком авто журнале.Так что это не только мое мнение.
  23. +1
    28 июня 2016 22:06
    Цитата: Альф
    Победа-кто был прототипом ?
    Волга-кто ?
    ЗИМ-?
    Да, иномарки для ознакомления покупали, отдельные решения использовали, но полного копирования, кроме М-400, не было.

    Опель для Победы. Шевроле и Форд для Волги. Для ЗИМа ЕМНИП Кадиллак. Разумеется это не точные копии этих машин, но кузова были почти копиями. Это не умоляет разумеется достижения отечественного автопрома, но говорить, что он был законодателем мод тоже нельзя
  24. 0
    29 июня 2016 06:31
    Цитата: Верден
    Стоила Победа 16000 рублей

    При сегодняшней зарплате в районе 30 тыщ цена Победы 800 килорублей выходит (26.5 зарплат). По такой цене я бы НОВУЮ-старую Победу взял бы не торгуясь! И плевать, что там нижнеклаппаник! Даже пофиг на год разработки и другие мелочи... Хрен с ним, ремни безопасности прикрутите и штампуйте!!! Чур я в очереди первый! ))) Кстати сейчас за 800 штук можно купить только фольгу чуть крупнее Матиза! И еда тогда была дешевле... Так что не так и дорого. И накопить можно было. Цены не поднимали каждые полгода.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»