Полярная недостаточность

Почетный полярник, заслуженный мастер спорта, он четырежды достигал Северного полюса автономно, без какой-либо поддержки извне, и автономно пересек Северный Ледовитый океан от России до берегов Канады, действительный член Русского географического общества, организатор и руководитель более тридцати экспедиций в высоких широтах. Проблемы, с которыми сталкивается наша армия в процессе освоения северных территорий страны, с «Военно-промышленным курьером» обсуждает руководитель экспедиционного центра «Арктика» Владимир Чуков.

– Владимир Семенович, с какого года вы начали свои арктические путешествия?

– Арктика для меня началась с 1979 года, с 1982-го не пропущено ни одного сезона. И до ухода в отставку, до 1992 года все отпускные полярные экспедиции я проводил в ранге действующего офицера.


– Насколько Минобороны интересовалось вашим арктическим опытом?

– Приглашали, доклады какие-то делал. Но прямой заинтересованности в практической реализации арктического опыта нашей группы не видел. Я докладывал в соответствующих структурах, поскольку работал в ЦИВТИ – институте военно-технической информации МО. Основным направлением нашей деятельности было изучение военного потенциала зарубежных стран. Имея в распоряжении гигантскую информационную базу – мы могли заказывать документы даже из библиотеки конгресса, я факультативно собирал данные о том, как строится оборонная политика США, Канады и других стран в районах Крайнего Севера. Понимал, что рано или поздно это будет востребовано, да и просто интересно было. И уже тогда отдавал себе отчет: тому, как там все устроено, нам остается только завидовать. В первую очередь системе подготовки специалистов для работы в высоких широтах – без разницы, Арктика это или Антарктида. И основная тяжесть работы лежала на силовых структурах – армии, нацгвардии, береговой охране. Ученые занимались своими делами, но обеспечивали их деятельность военные. Наши «вероятные партнеры» ежегодно выпускали подробный справочник, в котором обобщали новый опыт, полученный за очередной сезон.

Я как-то проникся идеей, и поскольку, еще будучи полковником, имел за плечами два автономных похода к Северному полюсу, делал по каждой экспедиции подробный отчет с обобщением опыта, с какими-то рекомендациями. И когда в соответствующих кабинетах узнали, что такие отчеты существуют, попросили у меня копии. О том, как их использовали, мне не докладывали, но когда спустя какое-то время начали появляться наставления по выживанию в Арктике, было видно, что взяли за основу…

– Как, на ваш взгляд, должно выглядеть военное присутствие в Арктике?

– Численностью там точно вопрос не решишь. Главное – высочайшей выучки и квалификации малые подразделения. Как альпийские стрелки. Обученные люди и легкое вооружение – такая модель абсолютно подходит для Арктики. Наверняка нужны большие базы – города, поселки, они есть. Но там в любой момент не доставишь людей в нужное место даже за сотню километров, не позволят метеоусловия. Соответственно в ключевых точках требуются базы по типу застав или зимовий, где подразделения будут нести дежурства. Как это будет организовано – не суть важно, главное, что весь личный состав должен иметь специальную подготовку. Тут много тонкостей. Во-первых, служба на Севере не может быть повинностью, человек должен хотеть служить здесь – с такой мотивацией он и учиться будет иначе, и весь опыт предшественников примерять на себя. Во-вторых, велик личностный фактор. Уверен, что костяк Вооруженных Сил в Арктике должен состоять из малых мобильных групп, в которых командир не только знает подчиненных по имени и в курсе всех их проблем, но и в состоянии контролировать каждого. А это человек десять, вряд ли больше. Тогда обеспечивается определенный психологический комфорт – все могут положиться друг на друга, а без этого эффективности в тамошних условиях не добиться. Это экспедиционный опыт, но полагаю, он вполне применим и для армейских групп.

И вообще, люди, от Севера далекие, главной проблемой считают выживание при низких температурах. Ерунда это, обладая навыками и знаниями, выжить можно в любых условиях. Я бы ставил во главу угла другое – военные должны иметь высокую профессиональную подготовку и понимать, для чего они там, должны осознавать свою роль и принимать ее необходимость.

– Мне кажется, мотивировать солдата сложно: служит на каком-то богом забытом островке, куда одна нерпа раз в три года приплывает, тянет лямку боевой учебы. И понимает, что вероятность встретить врага среди этих льдов минимальна…

– Две трети территории России – это Крайний Север и Дальний Восток. Нигде в мире больше нет таких пространств первозданной природы. Чем не предмет для гордости? И чем не причина там находиться? Любой островок можно считать тмутараканью, а можно видеть в нем один из этапов того великого пути, которым наши предки осваивали Север. И оказаться там, где делались исторические открытия, быть достойным тех, кто их совершал, – мощный мотив. Арктика противопоказана людям, которые не в состоянии осознать ее величие. Я бы никогда не посылал туда людей силком, толку не будет.

– Допустим, позвала труба: «Полковник Чуков, вам поручается обеспечить военное прикрытие территорий Крайнего Севера. Получаете все мыслимые полномочия, но сделать все по уму. Выполняйте!». Ваши действия, Владимир Семенович?

Полярная недостаточность– Я не красный командир, а технарь. Но если принимать решения, то начал бы с признания того, что школы военных специалистов для Севера по большому счету нет. Есть некие попытки, но никак не система. Это же не просто подготовка бойца, который должен бегать быстро и стрелять хорошо. Речь идет о подготовке соответствующей психологической платформы у человека. У него не должно быть страха перед той природной средой, в которой ему предстоит жить. И чтобы он мог там себя уверенно чувствовать, нужно по крупицам нарабатывать необходимый опыт. Сидя за партами, его не получишь. 90 процентов подготовки должно проходить в реальных условиях – спичку на ветру зажигаем так, а в туалет, извините, ходим так. Мелочей нет. А если его теоретически подковать и сразу кинуть в те условия, результат будет плачевный. Еще когда я был полковником, делались попытки. Те же пограничники: мы тут сидим, мы тут служим, мы тут все знаем. Пять человек отправляют в маршрут – четверо обмороженных, один погиб. Никто ничего не знает и учителей, считай, нет. Наши полярники приучены жить стационарно. Даже на дрейфующей льдине стоит теплая палатка КАПШ, есть продукты, топливо и связь. Случись что – МЧС прилетит и спасет, в крайности ледокол пришлют. Но ни военным, ни эмчеэсовцам на это рассчитывать нельзя – это они должны спасать, а не их. И для этого надо уметь делать на Севере все лучше других. В Канаде арктические егеря береговой охраны – это отдельная каста, их готовят всю жизнь. Более того, они сами, прослужив и по 30, и по 40 лет, продолжают учиться. Понимают, что решение любой новой задачи дает дополнительный опыт, а он в тех условиях вещь бесценная.

Потому учеба, практика, повышение квалификации должны быть правилом как для новичков, так и для тех, кто считает себя полярными асами. Но это же надо организовать. Сейчас выделяется серьезное финансирование на наше военное присутствие в Арктике. И я уверен, что ведется какая-то серьезная работа над программами подготовки. Но единой политики нет. Год назад меня пригласили по старой памяти в Минобороны, и я был в ступоре. Поговорили с одним ответственным человеком, показал свои наработки, мне соответственно «Владимир Семенович, спасибо, все замечательно!». Но в ходе разговора я повел линию – мол, вы, Министерство обороны, МЧС, другие ведомства, так надо бы какую-то единую систему подготовки делать, это же государственная проблема. Нет, говорят мне, мы только сами. Вот эта разобщенность не дает собрать в кулак все интеллектуальные силы для решения важнейшей проблемы. Что ведомства – даже в соседних кабинетах одного министерства генералы и полковники втайне друг от друга создают какие-то свои проекты. И я не понимаю, на кого они работают. Вместо того чтобы в едином центре аккумулировать те самые крупицы опыта, везде делают по-своему. Каждый сам по себе создает и испытывает какое-то оборудование или технику, разрабатывает одежду, проводит учения... Но среди тех, кто ведает арктическими программами, нет реальных специалистов – им втюхивают какую-то ерунду вроде обуви с электроподогревом, а они ведутся, им кажется это нормальным.

– То есть все-таки дошла очередь и до создания соответствующего снаряжения...

– То, чем сейчас пытаются оснащать арктические подразделения, практически ничего общего с тем, что в действительности нужно, не имеет. При нынешней конкурсной системе ожидать нормальных результатов бессмысленно – одни предлагают за сто рублей, другие – за пять. Берем за пять, имеем экономию бюджета.

– Если вернуться к тем же канадским егерям – к чему конкретно их готовят?

– Тут все просто – их готовят выполнять полученный приказ. Это те люди, которые в экстремальных условиях способны обеспечить любой вид деятельности – спасательная ли экспедиция, работа геологов, контроль рубежей... Что скажут, то и сделают. Но и обеспечены они для решения практически любой задачи – у них самая современная и эффективная экипировка, отличная техника, аппаратура, вооружение, средства связи. Всем этим они превосходно владеют. И понятно, что если что-то они не смогут, то этого не сделает никто.

Полярная недостаточность


А у нас? Мне даже перед десантниками неудобно, сто человек прыгнули на полюс – достижение! Куда прыгнули, на разведанную площадку? К толпе встречающих? Вот мы в 1992-м как прыгали на полюс – ты же с нами был? На неподготовленную площадку, при сильном ветре, со всем барахлом приземлились, поставили палатки и были готовы действовать. По сути из личного интереса доказали, что можно десантировать лыжников в любую точку Арктики – мы же тогда не только российский триколор впервые над полюсом подняли, но и маршрут прошли. И никто не говорил: «Погода такая-то, прыжки разрешаю».

В 1995 году мы провели в районе Северного полюса совместные учения со спецподразделениями МЧС РФ. Принимал участие в учениях и заместитель министра, Герой России Валерий Востротин. Также парашютное десантирование, многодневный лыжный переход с полной выкладкой. А десантники дождались, когда там штиль и благодать, прилетели, прыгнули – чему они научились, какими умениями овладели? Зато в графе достижений значится проведение учений на Северном полюсе. А они должны уметь прыгать там и тогда, когда даже спортсменам это будет не под силу. В штиль ничему не научишься.

А американцы уже давно прорабатывали систему десантирования, в том числе без парашюта, в глубокий снег. Не говорю, что надо с ними соревноваться, но бойцы же готовятся не для парадов, а для реальных экстремальных ситуаций. И те, кто будет командовать в Арктике, не теоретиками должны быть, они обязаны весь тамошний экстрим ощутить на своей шкуре, понимать границы возможного... Соответственно нужны программы и в военных вузах, и в академиях, причем не абстрактный курс, а именно с огромной практикой, с получением умений и опыта, который приобретается только в высоких широтах.

– Может, в системе Минобороны создать Академию Арктики? На острове Врангеля или на Северной Земле. С учетом стоящих перед армией задач она без работы не останется...

– Да хотя бы специальный факультет создали – уже был бы гигантский прогресс. Прослушал теоретический курс и будь добр – на стажировку в Арктику, сопли морозить. Чтобы командиры понимали, что это такое. И когда придет пора на очередном конкурсе технику заказывать, хотя бы будут знать специфику, в которой придется работать. И думать о тех, кому этой техникой управлять.

Но понимание, что специалистов по Северу там и нужно готовить, приходит– уже в нескольких наших экспедициях участвуют представители учебного центра МЧС «Вытегра». Они моему старшему внуку ровесники, 25 лет – но в Арктике ни разу до встречи с нами не бывали. При этом они преподаватели! А курсанты сразу после школы какие-то скоропостижные курсы заканчивают, получают «корочки» арктического спасателя, а то и право учить других. Но если человек с удостоверением «Арктический спасатель» ни разу Арктику не видел, в палатке на снегу не спал, какой из него арктический спасатель...

– Может, стоит вести речь о надведомственной структуре, которая занималась бы безопасностью в Арктике?

– Мы возвращаемся к тому, что уже существовало и успешно разрушено. Управление Главсевморпути, которое возглавлял Папанин, было гигантской структурой, которая отвечала фактически за все от Мурманска до Анадыря. Система работала. И все города, которые есть по побережью, появились именно тогда. Сейчас вроде заговорили о создании Министерства Арктики, но если все будет делаться так, как в последние годы, толку ноль – опять за Арктику станут отвечать те, кто раз в год прилетает на полюс сфотографироваться.

Мы потеряли систему подготовки специалистов, это главное. Та же полярная авиация – где готовят летчиков для нее? Когда несколько лет назад нам потребовалось доставить вездеходы на Северную Землю из Воркуты, мы просидели три недели при идеальной погоде. Есть Воркута, есть аэродром на острове Средний (Северная Земля), есть запасные площадки – и пока погоды не будет по всем точкам, существующие инструкции взлетать не разрешают. Но это же Север, тут погода за час пять раз может поменяться. Почитайте воспоминания полярных летчиков – они же не были отморозками с суицидальными наклонностями. Прекрасно знали местные условия, опыт работы в Арктике обобщался, молодых учили те, кто налетал над торосами не один десяток лет... Они были профессионалами. Пилот мог взять на себя ответственность и взлететь даже в небольшой просвет, когда погода чуть угомонится, тут не смелость нужна, а опыт, трезвая оценка риска. Таких летчиков никакими приказами за год-два не подготовишь.

– Уже лет двадцать, как ваша группа с лыж перебралась на вездеходы собственной конструкции. Что это за машины и почему вы не взяли для своих экспедиций нечто, выпускаемое серийно?

– Это колесные машины на шинах сверхнизкого давления. Когда энтузиасты только придумали их на заре 70-х, назвали снегоболотоходами, какого-то другого названия нет. Начали с маршрута по Антарктиде в 1999-м, дошли до Южного полюса и вернулись за рекордное время. С тех пор машины непрерывно совершенствовались. Для их изготовления нужны цех с простейшими станками, серийно выпускаемые комплектующие и умный конструктор, который из имеющегося в состоянии создать действительно уникальную машину. На севере, насмотревшись на нас, многие хотят приобрести нечто подобное – спрос большой. Немало наших вездеходорв уже прописалось в тундре навсегда, работают долго и успешно на радость владельцам.

Полярная недостаточностьЧто касается серийной техники, то реального универсального транспортного средства для Крайнего Севера так и не создано, чему виной все та же система конкурсов-тендеров.

Чтобы создать правильную технику, должен найтись кто-то, способный составить грамотное техзадание, – проблемы возникают уже на этом этапе. Разработка, испытания, внедрение в серию, создание мощностей... Можно поступить иначе. Выпускаешь ты, скажем, танки или снегоходы. И при помощи тех или иных рычагов доказываешь тем, от кого зависит конечный выбор, что именно твой танк или снегоход – именно то, о чем грезят полярники. А поскольку решают сейчас дилетанты, а зачастую и корыстные дилетанты, то ожидать, что на Север пойдет именно лучшая техника, не стоит. Нет ее. Максимум – некая косметическая доработка под условия тендера, что никак проблему не решает. Мы же со своими вездеходами не являемся промышленностью – так, энтузиасты. Но мы надеемся, что наш опыт окажется нужным. И рассчитываем на проведение совместных сравнительных испытаний, по результатам которых можно было бы наконец убедиться в обоснованности наших предложений. Но серийное или мелкосерийное производство требует начального финансирования и, естественно, без этого в проводимых конкурсах принять участие мы не в состоянии.

– Техника – это важно, но куда важнее, на мой взгляд, экипировка личного состава...

– Прогресс по сравнению с советскими временами, когда главным предметом полевой арктической формы был тулуп до пят, колоссальный. Но то, что сейчас постепенно начинает проникать в армию – многослойные комплекты из современных тканей, изначально разрабатывалось для туристов, путешественников. К солдатской экипировке требования должны быть жестче. Боец должен не просто одолеть какой-то маршрут, выжить, не обморозиться и не заболеть, но и выполнить поставленную задачу. Он может провалиться под лед, оказаться в ситуации, где несколько суток придется провести без палатки, находиться в засаде, передвигаться ползком, а переодеться и просушиться будет негде. Прогресс есть, это радует. Но поставки для армии – лакомый кусок, и производители охотно вешают заказчикам лапшу. Реклама противоречит законам физики? Ну и что? Если влага от тела испаряется, то где-то на морозе в минус 40 она должна сконденсироваться и замерзнуть. Туристическая одежда – не вариант. Специалист это поймет, дилетант купится на обещания.

Мы нашли решение, взяв за основу чукотскую малицу: это такая просторная верхняя одежда из оленьего меха, остью внутрь. Все, что испаряется, конденсируется на мехе и осыпается вниз. Мы сшили из современных тканей подобные балахоны, у которых все слои на рукавах и понизу не сшиваются, то есть лед также может спокойно высыпаться из-под одежды. Но когда мы попросили производственников – а это были серьезные профи в пошиве экстремальной амуниции – не подрубать рукава и подол, они сказали, что не могут выпускать «полуфабрикат», мол, некрасиво смотрится.

Так что говорить, что в военной экипировке для высоких широт уже все придумано, рано. Нужно работать, изобретать, а главное – не жалеть времени, сил и средств на испытания.

– Какое ваше мнение о современных модульных домах, которые Минобороны начало возводить на Севере – мыс Шмидта, остров Врангеля?

– Дом на Севере живет только тогда, когда есть хозяин. Заходили на полярные станции, построенные еще в 30-е годы. Если работали все эти семьдесят-восемьдесят лет, если за ними следили – они и сейчас отлично служат. Наверное, при должном уходе будут служить и новые дома, но тут есть одна особенность современной жизни. Скажем, совместно с немцами созданная станция на острове Самойлов. Там даже огромная система очистки воды, которая, на мой взгляд, абсолютно излишня, находится в отапливаемом блоке. Тепло, светло, уютно... Спрашиваю: сколько горючего требует вся эта цивилизация? Отвечают, что не менее тонны в сутки. Выходит, случись малейший сбой в снабжении, весь нынешний хай-тек окажется бессильным перед природой.

– Если подвести итог нашему разговору – нужно создавать какое-то ответственное за все арктическое ведомство?

– Об этом разговоры в кулуарах идут уже много лет, но мне кажется, что можно было бы создать некий коллегиальный орган, с серьезными полномочиями. Здесь должны быть и военные, и спасатели, и производственники и ученые... Вполне можно сделать так, что все ведомства, которые решают на Крайнем Севере свои задачи, совместно смогут действовать в разы продуктивнее.
Автор: Владимир Чуков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/31218


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 37
  1. atamankko 2 июля 2016 22:16
    В Арктике служить очень сложно и тяжело,
    но она наша и мы обязаны её защищать.
    1. Комментарий был удален.
      1. амурец 3 июля 2016 01:09
        Цитата: сибиралт
        А что касается заполярья, то неграм-солдатам там придется тяжеловато

        Ничего! В Благовещенске выживают и да даже в лыжных кроссах принимают участие.Правда это иностранные курсанты,обучающеся в ДВОКУ. На Арктическом отделении их пока нет,только на иностранном.
        1. Red_Hamer 3 июля 2016 04:58
          Надо будет , и их туда направят laughing
        2. Кэптен45 3 июля 2016 16:49
          Цитата: амурец
          Ничего! В Благовещенске выживают и да даже в лыжных кроссах принимают участие.

          Ну в Благовещенске,примерно на широте Киева,жить можно,а речь идёт об Арктике т.е.том,что выше 60-й параллели.В апреле 2002 мне довелось побывать на о.Средний,о котором упоминает автор,там была метеостанция(5 чел.,один застрелился почему и летали) и погранзастава.Вот где жесть--30 с ветром,самолёт раз в месяц,по полосе белые медведи гуляют,связь только по рации.А Вы Благовещенск...,да морозы,тайга,снега,но не Заполярье.Где на сотни километров кроме мишки и нерпы ни одного человеческого лица месяцами,постоянное нахождение все вместе в одном помещении,полярная ночь 4-5 месяцев.Я сам в Заполярье живу на Таймыре,знаю о чём говорю.
          1. амурец 4 июля 2016 01:50
            Цитата: Кэптен45
            А Вы Благовещенск...,да морозы,тайга,снега,но не Заполярье.Где на сотни километров кроме мишки и нерпы ни одного человеческого лица месяцами,постоянное нахождение все вместе в одном помещении,полярная ночь 4-5 месяцев.Я сам в Заполярье живу на Таймыре,знаю о чём говорю.

            В чём-то согдасен с вами ,в чём-то нет,но не об этом.Комментарий был на другой комментарий,который удалили и получился подвес.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
    4. сибиралт 3 июля 2016 01:23
      Представляю себе боевые действия в полутораметровых сугробах при минус 50, или на льдине у Северного полюса! belay
      1. fiodor 3 июля 2016 01:46
        Ну боевые действия конечно маловероятны особенно сухопутные, авиация да, кратчайший всёж путь через полюс, а вот то что кадры готовые и обученные иметь, то ето лишним никогда не бывает, лучше перебдеть и быть во всеоружии, чем неопытными, и потом сокрушаться. Кроме того опытные и обученные к таким условиям люди и в мирной жизни всегда пригодятся.
        1. Альджавад 3 июля 2016 02:57
          fiodor RU Сегодня, 01:46 ↑ Новый
          Ну боевые действия конечно маловероятны особенно сухопутные,


          Немцы в 40-е свои метеостанции вплоть до Таймыра поставили. В том числе потому, что в это никто не верил. А десятилетия после Победы вдруг нашли: там - аэродром в тундре, стальными плитами мощёный, а сям - и пункт снабжения подлодок.... Всё это было "маловероятно". Но было!

          Чукчей надо готовить. Прямо на месте. И брать на контракт.
          1. fiodor 3 июля 2016 03:43
            Да, было, но всё скрытно, подлодками доставляли и людей и материалы,потом самолётами. Тем не менее что им помешало доставить под тот же Таймыр или поближе к Мурманску например полк хотя бы и начать там боевые действия? да смысла наверно небыло и людей подготовленных к таким метеоусловиям,плюс постоянное снабжение нужно. зяблики немцы оказались в большинстве, что показали морозы под Москвой,а там было снабжение. маловероятно не значит невозможно, обученные люди должны быть на страже границы даже в такой труднодоступной и суровой климатической зоне, чтоб не повторилось как с немцами.
            1. novobranets 3 июля 2016 05:14
              Статье плюс, автору почет и уважение (пардон, что я по русски, без новомодных "респектов"). Сразу видно- человек в теме, знает о чем говорит, и болеет за дело. Ах уж эти тендеры, какой ид...т их придумал, свое предназначение-борьбу с коррупцией они не оправдали, но вред до сих пор приносят исправно. Приходится покупать не то, что работает как нужно, а то, что дешевле и малопригодно.
              Цитата: fiodor
              Тем не менее что им помешало доставить под тот же Таймыр или поближе к Мурманску например полк хотя бы и начать там боевые действия? да смысла наверно небыло и людей подготовленных к таким метеоусловиям,плюс постоянное снабжение нужно. зяблики немцы оказались в большинстве,

              Немецкая арктическая программа начата в 1912 году, и кое каких результатов она добилась, не сравнить , конечно, с российской, в деле освоения Севера, Россия была на первом месте. Была секретная база на Кольском полуострове. С топливохранилищами и подскальной стоянкой для подводных лодок.
              ...Для абсолютного сохранения секретности работ в южной части залива, прямо на дороге из Мурманска к Титовке, был установлен гитлеровский контрольно-пропускной пункт...
              ...Но стоит обратиться к военным строителям, которые в 1970—1980-е годы создали в губе Нерпичья специальные сооружения для базирования наших тяжелых подводных ракетных крейсеров типа «Тайфун», то практически всегда можно услышать (естественно, неофициально) о найденных подскальных сооружениях необъяснимого происхождения и тем более — предназначения. В том числе с законсервированными немецкими станками и рабочими механизмами, а также — топливохранилищами...
              1... По немецким источникам, местоположение базы было обозначено координатами 69 градусов 25 минут северной широты 32 градуса 26 минут восточной долготы.

              ...2. С декабря 1939 года по апрель 1940 года старшим морским начальником в базе был капитан-цур-зее Нишлаг, который ранее командовал неким тыловым подразделением кригсмарине в Стамбуле и назначенный командовать «Базис Норд» во время подготовки Норвежской операции. Вероятно, здесь он получил практику тылового обеспечения подготовки десантной операции, например в Югославию. Но когда Гитлер решил все же начать с Норвегии, то Нишлаг привез этот опыт на Кольский полуостров.http://coollib.com/b/179994/read
              Еще были у фрицев подразделения арктических стрелков, правда не многочисленные, но неплохо подготовленные. Финские стрелки могли представлять серьезную угрозу, хорошо, что не появились на нашем севере.
          2. амурец 3 июля 2016 13:47
            Цитата: Альджавад

            Немцы в 40-е свои метеостанции вплоть до Таймыра поставили. В том числе потому, что в это никто не верил. А десятилетия после Победы вдруг нашли: там - аэродром в тундре, стальными плитами мощёный, а сям - и пункт снабжения подлодок.... Всё это было "маловероятно". Но было!

            Находили в Архангельской области и деревянный аэродром.Об этом было в ТМ кажется в 90-е годы. Поисковики нашли истребитель Пе-3 95-го полка ОМАГ,Начали искать как он погиб и нашли в лесу аэродром.
          3. Кэптен45 3 июля 2016 17:14
            Цитата: Альджавад
            Чукчей надо готовить. Прямо на месте. И брать на контракт.

            Морские зверобои Чукотки Василий Тататай и Станислав Таен - члены добровольной народной дружины Пограничного управления ФСБ по ЧАО в ходе промысла обнаружили и изъяли из воды два радиобуя иностранного происхождения. Об этом сообщила сегодня пресс-служба Пограничного управления по Чукотскому автономному округу.
            Невзирая на неблагоприятные погодные условия, охотники доставили и передали в руки пограничников образцы радиобуев, предположительно используемые иностранными государствами для мониторинга обстановки в морской акватории Чукотского моря. За проявленную инициативу и активную гражданскую позицию руководством Пограничного управления направлено ходатайство о поощрении морзверобоев.
            По сообщению военного ведомства, это третья находка радиобуев морскими охотниками в Чукотском районе. Первая была обнаружена в начале сентября на побережье в 30 км от села Нешкан. Второе устройство для передачи данных через спутник было обнаружено вблизи села Энурмино.
            В этом году, благодаря бдительности чукотских дружинников Пограничного управления, было зафиксировано более 20 нарушений пограничного законодательства. Достижение значительных результатов в данном направлении обеспечивается за счет тесного сотрудничества Пограничного управления с Ассоциацией коренных малочисленных народов Чукотки и Союза морских зверобоев Чукотки.
            Источник: Арктика-Инфо
      2. def89 3 июля 2016 02:39
        <iframe width="854" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/3QPaI9VYRgA" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
        В 97-м поломали все! За месяц из дивизии бригаду, из полка батальон! Справились! Стрельбы у роты 3-и дня в неделю, до -30 включительно. Окончание периода обучения - полевой выход с боевыми стрельбами. В Аллакурти тогда, сделали базу хранения, а теперь Арктическая бригада!!!!
      3. dchegrinec 3 июля 2016 04:00
        Когда снег полтора метра, нога проваливается без лыж всего на ступню, а с ветрами вообще как асфальт.А при минус 50 единственное не побегаешь, а так обычно всё. laughing
  2. Кастор_ка 2 июля 2016 22:22
    А американцы уже давно прорабатывали систему десантирования, в том числе без парашюта, в глубокий снег.

    У нас все арктическое прибрежное заполярье, это зона распространения многолетней мерзлоты, значит голая прибрежная тундра где нет снегозадерживающей растительности, а значит ровная как стол поверхность, где относительно глубокий снег только в речных долинах, но в эти долины десантироваться, это (простите мое мнение, потоптавшего северную тундру от Белого моря до Енисея) глупость несусветная - предлагать барахтаться в по шею в заснеженной ложбине пытаясь встать на лыжи (снегоступы).... Не проще высадить мото-маневренную группу на голом водоразделе, спокойно выкатить из брюха вертушки снегоходы?
    В общем мнение и интервьюриуемого никто под сомнение не ставит, но армейские задачи и пути их решения специфичны, и никто кроме самих военных лучше не справится. А их даже в лихие застойные годы на севере было немало - разберутся что им надо, опыта хватает.
    1. неглавный 2 июля 2016 23:41
      Цитата: Кастор_ка
      но в эти долины десантироваться, это (простите мое мнение, потоптавшего северную тундру от Белого моря до Енисея) глупость несусветная - предлагать барахтаться в по шею в заснеженной ложбине пытаясь встать на лыжи (снегоступы).

      Согласен полностью! ТК и с парашютом попадал в "ямы" и в Заполярье в снег проваливался на 2 метра!
  3. joopel 2 июля 2016 22:39
    Да, наше заполярье не для прогулок. Я дальше Сургута не бывал, и это ещё даже и не заполярье вовсе, но минус 56 на своей шкуре испытал. Не забываемо. Тишина, легкие потрескивания со всех сторон, деревья трещат и какая то алмазная дымка в воздухе, вся влага выморозилась. За мордой лица надо следить, обморозишся не заметив, легко. Понимаю о каком опыте он говорит. Даже облегчится проблема. Самые простые вещи делаются совсем по другому. Места не для туристов.
  4. Berkut24 2 июля 2016 22:49
    Можно долго критиковать то, что сейчас начали делать. Но ведь надо с чего-то начать. Попробовать, на основе полученного не всегда положительного опыта сделать выводы, снова заказать экспериментальную форму и оборудование и т.д. Небольшими шажками к результату. Можно подумать Чуков и его товарищи шли другим путём. Многое, что делалось раньше тоже было не правильным. То же управление Севморпути тратило огромные деньги, которые не окупались многие десятилетия. Да, мы осваивали доступ в Арктику, но саму-то Арктику мы так и не заставили работать экономически. При Союзе на многие проекты бросали огромные деньги не жалея. Посылали, награждали, показывали по телевизору - но отдача для экономики страны была близка к нулю. Собственно, так Союза и не стало. Сейчас подход другой, деньги другие и к этому придется привыкать.
    А Арктика всё равно будет наша. По ледоколам же, в том числе и патрульным проблема решается в хорошем темпе.
    1. амурец 3 июля 2016 01:05
      Цитата: Berkut24
      Можно долго критиковать то, что сейчас начали делать. Но ведь надо с чего-то начать. Попробовать, на основе полученного не всегда положительного опыта сделать выводы, снова заказать экспериментальную форму и оборудование и т.д.

      В чём-то согласен с вами,в чём-то нет.Есть опыт полярников,пограничников,местных жителей.Его надо осмыслить и понять,что нам надо.И у канадцев позаимствовать ценный опыт.Сейчас в ДВОКУ открыт набор на Арктическое отделение.Вот здесь опыт Чукова и его группы будет нужен,как никогда.Не согласен с вами вот по какой причине.Всё что мы достигли в Арктике просто растеряли по воле наших правителей, и не только нынешних.Сейчас выясняется,что и Трансполярная железная дорога нужна,и ряд других проектов по освоению Севера.Но увы!Сейчас от Севера требуют нефть и газ.Ну ещё золото и алмазы.А ведь этим богатства Арктики не исчерпываются.Всё упирается транспорт и дороги.А ведь были проекты по переделке АПЛ 941 проекта транспортные подводные лодки и они бы себя оправдали.Да вы правы,проблем много и все их надо решать.
      1. Кэптен45 3 июля 2016 17:08
        Цитата: амурец
        Сейчас в ДВОКУ открыт набор на Арктическое отделение.Вот здесь опыт Чукова и его группы будет нужен,как никогда

        ДВОКУ в Благовещенске дело хорошее,но я думаю арктический факультет надо открывать в Арктике где-нибудь в Дудинке,Норильске или Анадыре.Учебная база т.е. Заполярье,где будут служить выпускники,будет за окном.Четыре или пять лет учёбы в реальных условиях будущей службы научат человека в реале,а главное человек поймет сможет ли он жить и служить в этих условиях,понял,что не его,перевёлся "на материк",а кому понравиться того палкой не выгонишь.Север он такой...Затягивает,трудно расстаться.
    2. fiodor 3 июля 2016 01:09
      [quote=Berkut24]Можно долго критиковать то, что сейчас начали делать. Но ведь надо с чего-то начать. Попробовать, на основе полученного не всегда положительного опыта сделать выводы, снова заказать экспериментальную форму и оборудование и т.д. Небольшими шажками к результату. Можно подумать Чуков и его товарищи шли другим путём. Многое, что делалось раньше тоже было не правильным.
      Опыт уже есть. Без всяких современных обмундирований и прочей амуниции, открыли и нанесли на карту Арктику наши русские первопроходцы.И тем, что у нас есть Арктика мы обязаны именно им. И правильно говорится в статье, не надо вновь изобретать "велосипед" с современными тканями и прочей одеждой, главное уже изобретено теми кто там уже живёт испокон веку, перенести сей принцип на современные ткани чтоб влагу удаляли так же как тундровая парка. А уж про Антарктиду вообще молчу, там температура ой ё, и не жил там изначально человек,пример брать не с кого какой народ такую температуру переживёт, а достигала температура -90 рекорд,тут уж не прогуляешься, углекислый газ в сухой лёд превращается. Одни пингвины выживают. Якутия, полюс холода -72 зафиксировано, вот тут действительно надо иметь опыт чтоб облегчиться и не отвалилось чего при етом. Главное спасибо предкам, что имеем теперь ето всё. И как распорядимся всем, то уже от нас зависит.
  5. masiya 2 июля 2016 22:59
    Да СЕВЕР весьма своеобразная среда для жизнеобеспечения человека, у меня дед в финскую воевал и рассказывал как они в 45 градусов мороза какить ходили, это что то - один значит делает дело , а другой с палкой отшибает от задницы что вылезло , замерзает моментально и больно потом становится.. вот так ...приходилось жить.
  6. rruvim 2 июля 2016 23:05
    Хорошая статья. Проблема сейчас в кадрах. Согласен с автором, что сейчас нужны добровольцы. Но где их найдёшь? Молодёжь думает о загранице, самое северное об Исландии. Активно учат английский язык. В Полярном университете такие же "мачо, какие разъезжали на "мерсах" из академии ФСБ. Одни нефтяники остаются, но им что на Россию, что на "Бритиш петролиум" работать, без разницы. А военные? Не знаю...
  7. avg-mgn 2 июля 2016 23:17
    Серьезная статья. Арктическое побережье и Арктика требуют действительно особого подхода начиная с осмысления стоящих задач, поиска путей их решений до воплощения в жизнь и, как верно отмечает Чуков, упаси бог на любом из этапов вмешаться в дело дилетанту или манменеджеру.
    Автору огромное спасибо за материал.
  8. Anchonsha 2 июля 2016 23:45
    Да, ныне вопрос освоения Арктики один из основных и в то же время вот эта беседа со специалистом высветила множество проблем. Ведь в арктических широтах не может быть всякий военнослужащий, а специалист с практикой и вооруженным научными познаниями во многих областях для применения на севере. Нужен и специальный вуз для этого. В общем автор Чуков В. настоящий специалист и он должен стоя у истоков создания такого ВУЗА.
  9. Вадим237 3 июля 2016 00:45
    Надо будет, как нибудь, на Ямал сгонять.
    1. rruvim 3 июля 2016 01:53
      "Гугле Мап" сойдёт laughing
  10. dchegrinec 3 июля 2016 03:54
    К примеру полярный унитаз состоит из двух шестов: один втыкаешь в снег и держишься за него, а другим волков отгоняешь! Ну разве этому научат за партой?
  11. Red_Hamer 3 июля 2016 04:44
    Кадры для заполярья, куют во всю!
  12. Bort Radist 3 июля 2016 04:47
    Цитата: dchegrinec
    один втыкаешь в снег и держишься за него, а другим волков отгоняешь!

    Скорей от оленей, жаждущих соли и летящих на запах мочи. belay
  13. Bort Radist 3 июля 2016 05:25
    Со большинством сказанным согласен, но когда мнение одного человека выдвигается как единственное и непогрешимое .......
    "– Арктика для меня началась с 1979 года, с 1982-го не пропущено ни одного сезона."
    А до 79 года никто в Арктике не был? Опыт выживания и проживания без технических новшеств громаден и основы заложены несколько веков назад, с тех пор мало что изменилось из отрицательных воздействий: холод, ветер, особенности питания. Другое дело, что сейчас появились новые материалы помогающие выживать в этих условиях и биохимия на месте не стоит. К холоду адаптироваться практически невозможно, а вот компенсировать воздействия наука должна помогать.
  14. фа2998 3 июля 2016 05:57
    Цитата: Альджавад
    Чукчей надо готовить. Прямо на месте. И брать на контракт.

    Очень здравая мысль!И не только чукчей,там много малых народностей по побережью Арктики,позвать на службу,дать специальные знания а с суровой природой они с детства приучены.А для командиров-открыть специальное военное заведение. hi
  15. V.ic 3 июля 2016 06:32
    Как всегда: "гладко только на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить". Вроде бы генерал А.П.Ермолов сказал почти 200 лет назад, однако до сих пор актуально, потому и печально.
  16. Zomanus 3 июля 2016 06:49
    Да норм. Уже учат полярные войска. А там, когда начнется реальная служба,
    наработается опыт и придет понимание, что поправить, что сделать новое.
  17. zoriprit 3 июля 2016 07:52
    Правильная.. хорошая статья.. Но что касается десантирования автор не представляет специфики.. Десантирования идут от простого к сложному.. Просто прыжок-прыжок на неподготовленную площадку и т.д. Платить жизнями за отсутствие выучки не выход из ситуации. Вспомнить прыжки на горы(фильм сняли) когда отлично подготовленные десантники были и все равно без 200 не обошлось.А в 1979 когда рязанский полк кинули в Монгольские степи? За десантниками гонялись на г-66- неожиданно поднялся ветер 20-30 м сек(20м сек- 70 км ч). В РВДУ кстати арктические взвода также есть.
    1. амурец 3 июля 2016 14:07
      Цитата: zoriprit
      Правильная.. хорошая статья.. Но что касается десантирования автор не представляет специфики.. Десантирования идут от простого к сложному.. Просто прыжок-прыжок на неподготовленную площадку и т.д. Платить жизнями за отсутствие выучки не выход из ситуации. Вспомнить прыжки на горы(фильм сняли) когда отлично подготовленные десантники были и все равно без 200 не обошлось.А в 1979 когда рязанский полк кинули в Монгольские степи? За десантниками гонялись на г-66- неожиданно поднялся ветер 20-30 м сек(20м сек- 70 км ч). В РВДУ кстати арктические взвода также есть.

      В ДВОКУ точно есть.
  18. Кэптен45 3 июля 2016 16:56
    Мы нашли решение, взяв за основу чукотскую малицу: это такая просторная верхняя одежда из оленьего меха, остью внутрь. Все, что испаряется, конденсируется на мехе и осыпается вниз. Мы сшили из современных тканей подобные балахоны, у которых все слои на рукавах и понизу не сшиваются, то есть лед также может спокойно высыпаться из-под одежды.
    Верно говорит,у нас иногда талабайцы(местные аборигены)на промысле спят ночью в сугробе в малице,в бокарях в -45 и ни один не обморозился.Иногда смотришь,утром из снега откопался,а от него как от печки пар валит,а мы в своих спецовках на холофайбере и прочей навороченной ткани дуба даём,пока ходишь движешься нормально,а встал постоял,спина мокрая,ветерок дунул и готово.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня