Проведены испытания ракеты-перехватчика 53Т6

Состоялись очередные испытания одного из элементов отечественной системы противоракетной обороны. На полигоне Сары-Шаган в Казахстане проведен новый пуск противоракеты 53Т6 / ПРС-1. Целью запуска была проверка изделия на предмет соответствия заявленным характеристикам. Регулярное проведение подобных проверок позволяет определять реальные перспективы состоящих на вооружении ракет, а также корректировать планы, касающиеся эксплуатации подобного вооружения.

Последний на данный момент тестовый запуск ракеты-перехватчика 53Т6 состоялся 21 июня на одной из площадок полигона Сары-Шаган. Вскоре после проведения испытаний была опубликована видеозапись пуска и начального разгона ракеты. Изделие успешно покинуло пусковую шахту и, оставляя за собой клубы дыма, отправилось в заданный район нахождения условной цели. Противоракета успешно выполнила возложенную на нее задачу и произвела условное уничтожение цели. Поражение атакующего объекта произошло в заданное время и в нужном районе.


Целью тестового запуска 21 июня являлась проверка работы систем ракеты для подтверждения тактико-технических характеристик изделий 53Т6, состоящих на вооружении войск противовоздушной и противоракетной обороны Воздушно-космических сил. Успешное выполнение поставленной учебно-боевой задачи подтвердило характеристики противоракеты, а также позволяет продолжать эксплуатацию подобных изделий в существующей системе ПРО.


Запуск ракеты 53Т6, состоявшийся 21 июня. Кадр из видео


На данный момент ракеты 53Т6 или ПРС-1 являются основным средством борьбы с целями, используемым системой противоракетной обороны Москвы. Ракета входит в состав комплекса ПРО А-135 «Амур» и эксплуатируется совместно с массой других систем и изделий. Ранее вместе с ракетами ПРС-1 эксплуатировались и другие противоракеты, но в дальнейшем было принято решение о сокращении номенклатуры вооружений противоракетной обороны.

Комплекс А-135 разрабатывался с начала семидесятых годов в ходе совместной работы ряда научно-исследовательских и производственных организаций. В состав перспективной системы ПРО планировалось включить многофункциональную радиолокационную станцию, способную следить за обстановкой и обеспечивать работу противоракет, командно-вычислительный пункт, а также стрельбовые комплексы с ракетами двух типов. Изначально разрабатывался двухэшелонный вариант защиты с ракетами большой дальности 51Т6 и высокоскоростными 53Т6, отличающимися меньшей дальностью стрельбы.

Испытания противоракеты 53Т6 стартовали в середине 1979 года. Впоследствии доводки и совершенствование конструкции элементов комплекса А-135 позволили продолжить испытания, а также перейти к перехвату реальных баллистических целей. Так, в течение первой половины восьмидесятых годов системой А-135 были выполнены несколько учебно-боевых перехватов баллистических ракет, состоявших на вооружении РВСН и военно-морского флота. В 1984 году ракета 53Т6 завершила прохождение государственных испытаний, после чего была рекомендована к принятию на вооружение.

К концу восьмидесятых годов в Подмосковье завершилось строительство основных объектов системы ПРО А-135. Кроме того, аналогичный комплекс, имевший некоторые отличия, для проведения испытаний был развернут на полигоне Сары-Шаган. Государственные испытания полигонного комплекса, получившего обозначение «Амур-П», завершились в декабре 1989 года. Вскоре завершились все необходимые проверки боевого комплекса противоракетной обороны, предназначенного для защиты Москвы и центрального промышленного района.

По имеющимся данным, в 1990 году промышленность начала полномасштабное серийное производство новых противоракет, в том числе ПРС-1 / 53Т6. В декабре того же года комплекс А-135 и все его элементы ввели в опытную эксплуатацию. Кроме того, в то же время был снят с вооружения полигонный комплекс «Амур-П». На нем уже были выполнены все необходимые работы, после чего дальнейшую эксплуатацию систем сочли нецелесообразной. За время работы комплекса на полигоне Сары-Шаган было выполнено 37 пусков ракет 53Т6 и 19 стрельб с использованием изделий 51Т6.

В 1996 году комплекс А-135 был официально принят на вооружение войск противовоздушной обороны. На тот момент в составе комплекса имелось две позиции для ракет 51Т6 по 16 пусковых установок на каждой, а также пять позиций для 53Т6. В общей сложности было развернуто 68 ракет ПРС-1 на позициях с 12 и 16 пусковыми установками. За счет такого состава стрельбового комплекса планировалось обеспечить надежную защиту района от баллистических ракет противника с их уничтожением в достаточно широком диапазоне дальностей и высот.

Параллельная эксплуатация противоракет двух типов продолжалась до 2006 года, когда было принято решение о снятии с вооружения изделий 51Т6. После реализации такого решения в составе комплекса «Амур» остался только один тип ракет-перехватчиков – 53Т6 / ПРС-1. Вскоре появились сообщения о возможном проведении модернизации этого оружия со значительным повышением его характеристик. Сообщалось, что еще в ходе испытаний был установлен потенциал ракеты с точки зрения обновления. Теми или иными средствами можно было повысить дальность стрельбы в 2,5 раза, высоту перехвата – в 3 раза.


Старт противоракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru


Изначально ракеты 53Т6 имели гарантийные сроки на уровне 10 лет. Таким образом, ракеты первых серий, остающиеся на пусковых позициях или на складах, должны были отправиться на утилизацию не позднее начала двухтысячных годов. Тем не менее, было начато изучение перспективы ракет с точки зрения продления ресурса. В рамках проекта с условным обозначением «Приозерск» удалось повысить гарантийный срок противоракет до 15-20 лет. Кроме того, осуществлялись другие опытно-конструкторские работы. С целью проверки тех или иных идей, а также для подтверждения характеристик в течение девяностых и двухтысячных годов было выполнено 8 запусков. Площадкой для этих испытаний стал объект «Этилен» на полигоне Сары-Шаган.


Имеются некоторые сведения относительно конструкции противоракеты 53Т6. Изделие получает конический несущий корпус с отделяемой боевой частью. Согласно разным источникам, корпус ракеты изготавливается из композиционных материалов с применением некоторых деталей из высокопрочных металлических сплавов. Также возможно применение керамических элементов на частях корпуса, подвергающихся наиболее высоким тепловым нагрузкам. Ввиду высокой скорости полета ракеты должны быть приняты меры, направленные на защиту внутренних агрегатов от механических и тепловых нагрузок.

Ракета оснащается твердотопливным стартово-маршевым двигателем типа 5С73. В двигателе используется заряд твердого топлива с высоким удельным импульсом, обеспечивающего быстрый разгон ракеты до требуемых скоростей для сокращения времени выхода в заданный район. Управление ракетой в полете осуществляется газодинамическим способом, при помощи впрыска отбираемых газов двигателя в соответствующий участок сопла. Также имеются сведения об использовании газодинамических рулей, применяемых на конечном участке полета.

Ракета 53Т6 оснащается радиокомандной системой управления. Наземные элементы комплекса А-135 в виде многофункциональной радиолокационной станции «Дон-2Н» осуществляют слежение за целью и противоракетой, а также вырабатывают и передают команды для последней. Бортовая аппаратура ракеты принимает команды от РЛС, которые обрабатываются автопилотом и используются для корректировки курса. Важнейшей особенностью систем управления ракеты ПРС-1 / 53Т6 является исполнение всех агрегатов, входящих в их состав. Во избежание повреждений во время полета вся электроника смонтирована с «заливкой» полимерным материалом, а также имеет некоторые другие характерные особенности. Все это позволяет аппаратуре выдерживать перегрузку до 100 единиц. Также имеются средства повышения устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва.

В базовой конфигурации противоракета 53Т6 несет отделяемую головную часть со специальным боезарядом. За счет применения ядерной боевой части обеспечивается значительное увеличение радиуса поражения в сравнении с обычными боезарядами. Кроме того, большой радиус поражения в определенной мере компенсирует возможное отклонение при наведении ракеты на цель. Мощность боевой части противоракеты неизвестна. В разных источниках упоминаются заряды от 5 до 15 кт. Также в рамках проекта «Самолет-М» разрабатывался вариант неядерной боевой части, однако такая система не была доведена до принятия на вооружение.

Изделие 53Т6 после завершения сборки помещается в герметичный транспортно-пусковой контейнер. Последний имеет цилиндрическую форму и оснащается набором разъемов, используемых при хранении и эксплуатации изделий. Так, имеются средства поддержания внутри ТПК оптимальных климатических параметров. Также контейнер имеет разъемы систем управления пуском, крепления для транспортировки и удержания в пусковой установке и т.д.


Музейный образец транспортно-заряжающей машины с ТПК ракеты 53Т6. Фото Saidpvo.livejournal.com


Запуск противоракет осуществляется из шахтных пусковых установок, в которые предварительно помещаются ТПК с ракетами. Установка защищается сдвижной крышкой, которая отводится непосредственно перед запуском ракеты. Запуск осуществляется прямо из контейнера с использованием стартово-маршевого двигателя. При этом происходит прорыв обеих торцевых крышек ТПК головной частью и реактивными газами.

Для транспортировки контейнеров с ракетами, а также для их загрузки в пусковые установки были разработаны соответствующие вспомогательные машины. Так, транспортная машина 5Т93 имеет крепления для перевозки ТПК ракеты 53Т6, а также оснащается средствами термостатирования. Загрузка контейнера в шахту осуществляется транспортно-заряжающей машиной 5Т92. Она имеет подъемную стрелу и системы перемещения ракеты, однако не оснащается средствами поддержания микроклимата. Оба варианта вспомогательных машин основывались на четырехосном специальном шасси МАЗ-543. Интересно, что ТЗМ 5Т92 с транспортно-пусковым контейнером для ракеты ПРС-1 не так давно стала новым экспонатом музея военной техники в парке «Патриот».

По имеющимся данным, ракета 53Т6 / ПРС-1 имеет длину не более 12 м и максимальный диаметр порядка 1,7 м. Стартовая масса достигает 10 т, из которых порядка 700 кг приходится на головную часть. Использованный твердотопливный двигатель с уникально высоким удельным импульсом дает ракете соответствующие летные характеристики. Так, на выход из шахты ракете требуется лишь 0,4 с, а разгон до максимальной скорости занимает всего 4 с. В полете ракета разгоняется до 5,5 км/с. Высота поражения целей находится в пределах от 5 до 30 км, дальность – до 100 км. Таким образом, десятитонная противоракета выполняет перехват баллистической цели за считанные секунды после старта, что позволяет уничтожить опасный объект на значительном расстоянии от прикрываемого района.

Комплекс противоракетной обороны А-135 «Амур» до сих пор остается на дежурстве и обеспечивает защиту центрального промышленного района и Москвы. В рамках поддержания боеспособности регулярно проводятся различные учения и испытания. Среди прочего, время от времени специалистами вооруженных сил производятся тестовые запуски имеющихся ракет. С помощью последних выполняется оценка работы систем, которая позволяет сделать необходимые выводы и, в том числе, продлить сроки эксплуатации вооружений.

Последний на данный момент испытательный запуск ракеты 53Т6 состоялся 21 июня. По заявлениям представителей военного ведомства, пуск завершился успешным поражением условной цели. Вероятно, этот пуск позволит продлить гарантийные сроки имеющихся противоракет, что поможет сохранить имеющиеся системы защиты. Таким образом, комплекс А-135 «Амур» сможет оставаться на вооружении в течение нескольких следующих лет, пока промышленность будет завершать создание новой системы аналогичного назначения А-235, разработка которой идет в настоящее время.


По материалам сайтов:
http://function.mil.ru/
https://russian.rt.com/
http://tass.ru/
http://utro.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти