Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносцы Великобритании

Разработка нового палубного ударного самолёта для флота Её Величества, призванного заменить устаревшие бипланы-торпедоносцы, была начата фирмой «Фейри» ещё в 1937 году. Однако англичане долго не могли согласовать окончательные требования к универсальному ударному самолёту, сочетающему в себе качества палубного торпедоносца, пикирующего бомбардировщика и разведчика.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

В полёте торпедоносец «Фейри» «Барракуда» ТВ Мк. I (фото с сайта www.key.aero)


Прототип нового самолёта «Фейри», названного «Барракудой» (разновидность морской щуки), совершил свой первый полёт только в декабре 1940 года. Это был трёхместный однодвигательный моноплан с высокорасположенным крылом. Необычность его виду придавали новые закрылки Янгмена, установленные в подвешенном положении под задней кромкой крыла, которые в зависимости от угла отклонения увеличивали подъёмную силу крыла (при взлёте) или играли роль воздушных тормозов (при посадке или в пикировании).

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Фейри» «Барракуда» ТВ Мк.I (хорошо видны закрылки Янгмена) (фото с сайта www.key.aero)

Для компенсации сильного воздействия возмущённого воздушного потока от установленных под отрицательным углом щитками на рули высоты самолёт получил высокорасположенное хвостовое оперение. Для удобства размещения на авианосцах «Барракуда» получила складывающееся и поворачивающееся на шарнирах вдоль фюзеляжа крыло (при этом часть консоли с установленными закрылками Янгмена поворачивались вверх) и тормозной крюк (гак).

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Барракуда» Мк.II со сложенными крыльями на самолётоподъёмнике авианосца (фото с сайта www.aviarmor.net)

Экипаж «Барракуды» размещался в трёхместной кабине с общим фонарём. Для удобства наблюдения за обстановкой на маршруте полёта штурман и стрелок пользовались прямоугольными иллюминаторами в фюзеляже.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец «Фейри» «Барракуда» ТВ Мк.II на полевом аэродроме (фото с сайта barracudaproject.co.uk)

Первой серийной моделью стала «Барракуда» ТВ Мк.I, совершившая свой первый полёт 18 мая 1942 года. На самолёте был установлен двигатель мощностью 1260 лошадиных сил. Сразу стало очевидно, что перетяжелённому торпедоносцу такой мощности не хватает. Максимальная скорость «Барракуды» ТВ Мк.I на высоте 535 м составляла 378 км в час, а крейсерская 311 км в час (и это без боевой нагрузки). Дальность полёта с нагрузкой составляла 845 км, а практический потолок 5608 метров (без подвесок).

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец-бомбардировщик «Fairey» «Barracuda» ТВ Мк.I (рис. с сайта wardrawings.be)

С началом полётов первых серийных «Барракуд» ТВ Мк.I произошла серия авиакатастроф, вызванная нарушениями скоростных ограничений при работе с закрылками (самолёты сваливались в перевёрнутое пике и, не имея запаса по высоте, падали в воду).

Модификацию ТВ Мк.I выпустили небольшой серией (30 машин) и оснастили ими только учебные эскадрильи.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Барракуда» ТВ Мк.II заходит на посадку (закрылки Янгмена и тормозной гак в соответствующем положении) (фото с сайта www.key.aero)

Самой массовой военной модификацией «Барракуды» стала ТВ Мк.II. Первый полёт новой «Барракуды» состоялся уже в августе 1942 года. Самолёт, оснащённый более мощным 1640-сильным двигателем «Мерлин-32» и четырёхлопаснтым винтом, показал несколько лучшие лётные характеристики.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец-бомбардировщик «Фейри» «Барракуда» Мк.II. (рис. с сайта wardrawings.be)

Максимальная скорость горизонтального полёта без нагрузки на высоте 535 м составила 386 км в час, а на высоте 6100 м — 367 км в час. Практический потолок без нагрузки составил 6585 м, а с торпедой только 5060 метров. Дальность полёта с боевой нагрузкой не превышала 1104 км, а в разведывательном полёте (без нагрузки) составила около 1850 км. Данные показатели были хуже не только чем у своих «современных» собратьев по цеху, но и уступали по боевой дальности полёта своим предшественникам: торпедоносцам «Фейри» «Суордфиш» и «Альбакор».

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец «Барракуда» ТВ Мк.II в момент сброса торпеды (рис. с сайта armoryhobbyshop.com)

Вооружение всех «военных» модификаций было практически одинаковым. Для обороны задней полусферы стрелок-радист использовал спаренный 7,7-мм пулемёт Виккерса. Основным вооружением торпедоносца была 457-мм (735-кг) авиационная торпеда, подвешиваемая под фюзеляжем. Вместо торпеды могли подвешиваться: одна 744-кг или 680-кг морская мина либо одна 726-кг бронебойная бомба либо одна-две 227-кг авиабомбы. Под крыльями на шести узлах подвески могли подвешиваться обычные или глубинные бомбы: две 227-кг или четыре 204-кг (глубинные) или шесть 113-кг, а также осветительные бомбы (16 шт.), гидроакустические буи (16 шт.) и плавучие дымовые шашки (4 шт.). Общий вес боевой нагрузки не превышал 816 кг.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Фейри» «Барракуда» Мк.II на борту авианосца «Индефатигейбл» со 113-кг глубинными бомбами под крылом, Тихий океан, 1945 г. (фото с сайта surfingbird.ru)

Для выполнения разведывательных задач и борьбы с подводными лодками противника «Барракуды» ТВ Мк.II оснащались радарами ASV Мк.II/ Мк.IIN дециметрового диапазона с размещёнными на крыльях дипольными антеннами (дальность обнаружения крупных надводных целей до 66 км, а всплывшей подлодки до 20 км).

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Под крыло «Барракуды» ТВ Мк.II подвешивают 113-кг авиабомбу на береговом аэродроме, 1945 г. (фото с сайта pro-samolet.ru)

После прекращения производства радаров ASV Мк.II в 1944 году на «Барракуду» стали устанавливать радар ASV Мк.ХI сантиметрового диапазона, обтекатель которой разместили в под хвостовой частью фюзеляжа. Новая модификация получила обозначение ТВ Мк.III. Характеристики нового радара были схожими: дальность обнаружения надводных кораблей до 60 км, рубки подводной лодки до 20 км и шнорхеля до 8 км (при спокойном море и на малой высоте). Однако установленный в хвостовой части «Барракуды» радар отрицательно сказывался на поведении самолёта в полёте в режиме поиска целей: хвост, виляя со стороны в сторону, снижал точность определения координат. Также это было и следствием недостатка мощности двигателя.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец-бомбардировщик «Фейри» «Барракуда» ТВ Мк.III (рис. с сайта wardrawings.be)

В остальном новая модификация «Барракуды» ТВ Мк.III практически ничем не отличалась от Мк.II. Общее количество выпущенных в годы войны «Барракуд» составило 2572 единицы.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

В полёте «Фейри» «Барракуда» ТВ Мк.III, 1945 г. (фото с сайта www.britmodeller.com)

Небольшой радиус действия (в сравнении с другими «одноклассниками») и недостаток мощности двигателей «Барракуды» ТВ Мк.II/ Мк.III оказал значительное влияние на боевую судьбу ударного самолёта в качестве торпедоносца. Командование флота Великобритании посчитало более целесообразным использовать «Барракуду» в качестве пикирующего бомбардировщика.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Подвеска 726-кг бронебойной бомбы на «Барракуду» ТВ Мк.II на борту авианосца «Формидейбл», август 1944 г. (фото с сайта commons.wikimedia.org)

Первое боевое крещение «Барракуд» состоялось в сентябре 1943 года при обеспечении высадки союзных войск в Салерно (Италия). Первая строевая эскадрилья «Барракуд» ТВ Мк.II была развёрнута на авианосце «Илластриес», который действовал совместно с другими британскими авианосцами «Формидейбл» и «Юникорн».

Ярким эпизодом боевого применения «Барракуды» ТВ Мк.II стало её участие в операции по уничтожению германского линейного корабля «Тирпица» в северных норвежских фиордах.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Постановка боевой задачи авиагруппе на борту авианосца «Фьюриес» перед атакой линкора «Тирпиц», апрель 1944 г. (фото с сайта ww2today.com)

Для охоты на «Тирпиц» английское командование сформировало в начале 1944 года авианосное соединение из двух эскадренных («Викториес» и «Фьюриес») и четырёх эскортных авианосцев под прикрытием четырёх крейсеров и 14 эскадренных миноносцев. На эскадренных авианосцах были развёрнуты четыре эскадрильи «Барракуд» общей численностью в 42 самолёта.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Барракуду» ТВ Мк.II с нижнего ангара авианосца «Фьюриес» выкатывают на самолётоподъёмник, апрель 1944 г. (фото с сайта usiter.com)

Самым результативным с точки зрения использования «Барракуд» был удар по германскому линкору 3 апреля 1944 года, в котором приняли участие 40 пикирующих бомбардировщиков-торпедоносцев «Барракуда» ТВ Мк.II в сопровождении 81 истребителя (40 «Мартлетов», 20 «Хеллкэтов» и 21 «Корсар»). «Барракудам» удалось в ходе двух налётов добиться четырёх прямых попаданий 726-кг бронебойных бомб, однако из-за малой высоты сброса они не смогли пробить бронированную палубу линкора. Прямые попадания десяти 227-кг бомб нанесли серьёзный ущерб надстройкам корабля. Линкор «Тирпиц» был выведен из строя на три месяца. Потери англичан составили всего три «Барракуды» и один истребитель.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Барракуда» ТВ Мк.II совершила посадку на палубу «Викториеса» после успешного рейда на линкор «Тирпиц», апрель 1944 г. (фото с сайта aviadejavu.ru)

Последующие подобные атаки на «Тирпиц» были малорезультативны. Английское командование пришло к выводу о неэффективности авиабомб калибра 227, 454 и 726-кг для такого хорошо бронированного корабля каким был линкор. В ход пошла тяжелая авиация, которая поставила точку в биографии «Тирпица» 12 ноября 1944 года тремя прямыми попаданиями 12000-фунтовых бомб «Толлбой», сброшенных с «Ланкастеров». Ещё два близких разрыва этих мощных авиабомб перевернули линкор, и он затонул.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Барракуда» ТВ Мк.II после аварийной посадки на палубу авианосца «Формидейбл», август 1944 г. (фото с сайта www.pewteraircraft.com)

Боевое применение «Барракуд» с авианосца «Индомитейбл» летом 1944 года в Индийском океане в условиях тропического климата выявило заметное снижение мощности двигателей и дальности полёта (до 30%). Применение с августа 1944 года пороховых ракетных ускорителей несколько облегчало взлёт с палубы авианосца, но не решало проблемы в принципе.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносцы «Барракуда» и истребители «Корсар» на палубе авианосца «Илластриес» после рейда к Андаманским островам (Индийский океан), 21.06.1944 г. (фото с сайта www.picsearch.com)

Альтернативу «Барракуде» как торпедоносцу англичане нашли в лице ленд-лизовских американских «Авенджеров» («Тарпонов»), которые стали основными ударными самолётами королевских ВМС при действиях на Тихоокеанском ТВД в последний год войны.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец «Грумман» «Авенджер» ТВ Мк.II (TBM-1C) (рис. с сайта wardrawings.be)

В статье «Палубная авиация во Второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть III» была рассмотрена первая серийная модификация американского торпедоносца «Грумман» TBF-1 «Авенджер», боевой дебют которого состоялся в ходе сражения за атолл Мидуэй в июне 1942 года.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец «Грумман» «Авенджер» ТВ Мк.II в раскраске 1944 г. на авиашоу, наши дни (фото с сайта www.angelfire.com)

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец «Грумман» «Авенджер» ТВМ-3Е в полёте, наши дни (фото с сайта www.belgian-wings.be)

Британские ленд-лизовские «Авенджеры» («Тарпоны») широко применялись и в противолодочных операциях совместно с английскими торпедоносцами «Суордфиш» и «Барракуда» с палуб эскортных авианосцев.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Барракуда» ТВ Мк.II на палубе эскортного авианосца «Претория Касл» в готовности к взлёту с помощью катапульты (фото с сайта www.wwiivehicles.com)

Благодаря наличию радара «Барракуды» ТВ Мк.II/ Мк.III активно использовались для обеспечения проводки конвоев и противолодочных операций, постановке морских мин. При действии с коротких палуб конвойных авианосцев для сокращения длинны разбега «Барракуды» использовали пороховые ускорители. В начале 1945 года три авиаэскадрильи были переданы Береговому командованию ВВС.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Фейри» «Барракуда» ТВ Мк.II на береговом аэродроме, 1945 г. (фото с сайта www.airliners.net)

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Пара «Барракуд» ТВ Мк.II и Мк.III в совместном полёте по поиску подводных лодок противника, 1945 г. (фото с сайта barracudaproject.co.uk)

Ликвидировать недостаток мощности можно было только установкой на «Барракуду» нового более мощного двигателя. Последней серийной модификацией стала «Барракуда» ТВ Мк.V, совершившая свой первый полёт уже после окончания войны в ноябре 1945 года. По сокращённому заказу было построено всего 30 самолётов данной модификации.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец-бомбардировщик «Фейри» «Барракуда» ТВ Мк.V (рис. с сайта wardrawings.be)

С 2020-сильным двигателем «Гриффон-37» максимальная скорость увеличилась до 434 км в час на высоте 535 м при невысокой средней скорости в 273 км в час. Практический потолок возрос до 7320 метров, однако увеличения дальности полёта не произошло. Удлинившийся капот двигателя ухудшил пилоту обзор из кабины.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Фейри» «Барракуда» ТВ Мк.V, обтекатель радара ASH ещё не установлен (фото с сайта www.helmo.gr)

«Барракуда» ТВ Мк.V получила более прочный фюзеляж, крыло увеличенного размаха с прямолинейными законцовками и удлинённый киль большей площади. Съёмный обтекатель с новым радаром ASH разместили на передней кромке левой консоли крыла. Дальность обнаружения радара сантиметрового диапазона составляла: крупных надводных кораблей 55 км, всплывшей подводной лодки 30 км, воздушной цели (бомбардировщик) 9 км.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Фейри» «Барракуда» TВ Мк.V на заводском аэродроме, май 1946 г. (фото с сайта wikimedia.org)

Вооружение ТВ Мк.V размещалось на одном подфюзеляжном и четырёх подкрыльевых узлах подвески общим весом до 908 кг. Оборонительное вооружение в задней части кабины не устанавливалось ([14]), однако в случае необходимости была возможность установки одного 12,7-мм пулемёта Браунинга ([7]).

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец-бомбардировщик «Фейри» «Барракуда» ТВ Мк.II, 1943 г. (фото с сайта www.makettinfo.hu)

Попытка британцев создать в лице «Барракуды» универсальный ударный самолёт не принесла должного успеха. Так и не утвердившись в роли палубного торпедоносца, «Барракуда» ТВ Мк.II/ Мк.III неплохо показала себя в качестве пикирующего бомбардировщика, противолодочного и патрульного самолёта. Последние «Барракуды» ТВ Мк.III с РЛС ASV были сняты с вооружения 815-й учебной эскадрильи, после замены их на «Авенджеры», в 1953 году.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Фейри» «Барракуда» ТВ Мк.III в полёте, послевоенное время (commons.wikimedia.org)

Предшественники «Баракуды», бипланы-торпедоносцы «Фейри» «Суордфиш» и «Альбакор», прослужили в составе флота Великобритании до конца войны. Первый был принят на вооружение ещё в 1936 году, а второй в 1940-м (Подробнее о них можно посмотреть в статье «Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя»). Основной задачей устаревших самолётов после 1941 года была борьба с подводными лодками с палуб конвойных (эскортных) авианосцев, где невысокая скорость бипланов не была им помехой, а вероятность встречи с истребителями противника небольшой.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец-бомбардировщик «Фейри» «Альбакор» ТВ Mk.I (рис. с сайта wardrawings.be)

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Торпедоносец-бомбардировщик «Фейри» «Суордфиш» ТВ Мк.II (рис. с сайта wardrawings.be)

Для борьбы с подводными лодками кроме113-кг глубинных бомб «Суордфиши» Мк.II с середины 1942 года использовали 127-мм неуправляемые реактивные снаряды с рельсовых пусковых направляющих, установленных под крылом (по четыре штуки под каждой консолью нижнего крыла). Ракеты были оснащены неразрывной боевой частью (стальной болванкой), которая пробивала обшивку лодки, идущую под перископом или шнорхелем, на глубине до 10 м, лишая её возможности к погружению.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Суордфиш» ТВ Мк.II садится на палубу эскортного авианосца «Смитер», апрель 1945 г. (фото с сайта aviadejavu.ru)

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

Разведчик-бомбардировщик «Фейри» «Суордфиш» Мк.III, переданный Береговому командованию ВВС. Оснащен радаром ASV и вооружен 113 кг бомбами. 1945 год (рис. с сайта aviadejavu.ru)

«Суордфиш» Мк.III (в серии с 1943 года) был оснащён противолодочным радаром ASV Мк.ХI, обтекатель которого размещался под фюзеляжем (вместо торпеды). Экран радара был установлен в задней части кабины (вместо третьего члена экипажа). Вооружение размещалось только на подкрыльевых узлах подвески.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Фейри» «Суордфиш» Мк.III в авиамузее г. Даксфорда, Англия, 22 января 2015 г. (фото с сайта www.jetphotos.net)

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Фейри» «Суордфиш» Мк.III в авиамузее г. Даксфорда, Англия, 29 июня 2011 г. (фото с сайта i.flugzeugbilder.de)

Часто «Суордфиши» Мк.III и Мк.II вылетали на боевое патрулирование парой «разведчик-охотник». На боевом счету «Суордфишей» четырнадцать германских субмарин. Последний боевой контакт с подлодкой противника состоялся в апреле 1945 года. Производство «устаревших» бипланов продолжалось до августа 1944 года. Всего было построено 2392 самолёта.

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV

«Фейри» «Суордфиш» Мк.II на авиашоу, Даксфорд, Англия, 2012 г. (фото с сайта www.gagdaily.com)

Палубная авиация во Второй мировой войне: новые самолёты. Часть IV


Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия. Пер. с англ. — М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под общ. ред. А.Е. Тараса. — М.: АСТ, Минск: Харвест, 2002.
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1 / Пер. с англ. А.Г. Больных. — М.: ООО «Издательство «АСТ», 2001.
4. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
5. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны. — М.: ООО «Издательство «Астрель»; ООО «Издательство «АСТ», 2001.
6. Харук А.И. Истребители Второй мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
7. Харук А.И. Ударная авиация Второй мировой: штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы. — М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
8. Английские военные самолёты Второй мировой войны / Под ред. Д. Марча; Пер. с англ. М.В. Коновалова. — М.: АСТ, 2002.
9. Американские самолёты Второй мировой войны (1939-1945 гг.) / Под ред. Д. Дональда; Пер. с англ. С. Виноградова и М. Коновалова. — М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство «АСТ», 2002.
10. Иванов С.В. Grumman «Avenger». Война в воздухе (Часть 1, №98; Часть 2, №99) — Белорецк: ООО «АРС», 2003.
11. Иванов С.В. SB2C «Helldiver». Война в воздухе (№121). — Белорецк: ООО «АРС», 2004.
12. Иванов С.В. SBD «Dauntless». Война в воздухе (№129). — Белорецк: ООО «АРС», 2005.
13. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны. — Минск: Харвест, 2004.
14. Кравченко В.Я. Бомбардировщик-торпедоносец «Фейри» «Баракуда». — Харьков: кооператив «Акустик», 1992.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://www.aviastar.org;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.airpages.ru;
http://www.airaces.ru.


Продолжение следует…
Автор: Александр Брюханов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. Верден 1 июля 2016 10:05
    Что-то я не очень понял. Эта часть статьи названа "Новые самолёты". И где? Если Барракуду с некоторой натяжкой можно так назвать, то Суордфиш и Альбакор - request При этом, все торпедоносцы английского производства, задействованные в ходе ВМВ - тот ещё паноптикум.
    1. Hog 1 июля 2016 19:03
      Статья о Баракуде и Тарпоне, бипланы упомянуты лишь по тому, что участвовали вместе с ними в ПЛО и находились на одном борту.
      Hog
  2. Рафаэль_83 1 июля 2016 20:01
    Отличная подборка фото и превосходного иллюстративного материала, как всегда! hi
  3. Альф 1 июля 2016 20:13
    Высказывание американского летчика, совершившего полет на Барракуде-Прекрасная конструкция, но вряд ли она заменит самолет.
  4. avg-mgn 2 июля 2016 12:09
    Материал на +. Специально лазать по сайтам не будешь, а здесь прочитал с удовольствием.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня