Пушки острова Русский: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев

Не один век защита государственных границ основывалась на системе опорных пунктов — крепостей, укрепленных районов, линий обороны. Но Вторая мировая война показала, что позиционная оборона на суше, как правило, приводит к поражению. А вот в отношении морских портов дело обстоит иначе: их оборона должна быть именно такой — жесткой и несгибаемой.

Пушки острова Русский: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев


Пушки острова Русский: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев



Пушки острова Русский: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев


После Первой мировой в Европе было построено множество укрепленных районов и линий обороны. Во Франции — линия Мажино, в Германии — линия Зигфрида против Франции и линия Пантера-Вотан против весьма агрессивной в то время Польши. Своими «линиями Мажино» для защиты от опасных соседей обзавелись едва ли не все европейские страны, включая не воевавшую с начала XIX века Швейцарию.

В общем-то, укрепрайоны — это всего лишь вариации Великой Китайской стены, сооружения грандиозного, дорогого и совершенно бесполезного. Хитроумные форты, доты, заграждения производили, да и сегодня производят сильное впечатление на людей — и на гражданских, и на военных — даже после того, как оказались ни на что не годными в годы войны.

Береговые батареи
А вот оборона морских портов, наоборот, должна быть организована именно по принципу удержания жестких позиций — прежде всего от нападений с моря. Порт — база и убежище для кораблей, без портов невозможны ни боевые действия флота, ни само его существование. Например, в Русско-японской войне борьба за Квантунский полуостров свелась к битве за Порт-Артур. И именно падение этого порта резко изменило как соотношение сил на море, так и обстановку на всем русско-японском фронте.

Порт должен иметь достаточное количество дальнобойных крупнокалиберных орудий, чтобы удерживать корабли противника на расстоянии и прикрывать свои корабли, выходящие из акватории или входящие в нее.

Более того, пока на побережье не будут захвачены порты, высадка морского десанта не имеет смысла — такой десант даже в случае успеха не может нормально снабжаться и сражаться. Например, при высадке англо-американского десанта в Нормандии летом 1944-го для союзников первейшей задачей стал захват ближайшего порта Шербур. Лишь после этого стало возможным наступление вглубь Франции.

Итак, порт вместе с портовым городом нужно защищать на определенных рубежах, не сходя с места — как от нападений с моря, так и с суши, невзирая на потери.
Защита Дальнего Востока
На всем тихоокеанском побережье нашей страны Владивосток с 1897 года был единственным портом, имевшим железнодорожное сообщение с остальной частью России и дававшим выход в Тихий океан. До начала Первой мировой город был хорошо защищен и с суши, и с моря: его укрепления насчитывали 16 фортов, 18 укреплений меньшего размера и 50 береговых батарей.

Однако к началу 1920-х годов система обороны пришла в упадок, и город остался беззащитным. В то же время отношения молодой Советской республики с Японией были крайне напряженными; было ясно, что рано или поздно Япония постарается захватить Владивосток как ключевой пункт русского Дальнего Востока. Обострившаяся к 1929 году обстановка заставила советское руководство обратить на Дальневосточный форпост пристальное внимание и начать восстановление укреплений.

А Япония, начавшая войну в Маньчжурии, к концу 1932 года вышла на границы Китая с СССР. Советскому Союзу пришлось строить цепь укрепленных районов на Дальневосточной границе, среди них и Владивостокский морской оборонительный район. Для защиты Владивостока с моря имеющихся калибров (в основном до 180 мм) и дальности их стрельбы явно не хватало, поэтому решили возвести 12-дюймовую (305 мм) башенную батарею на острове Русский. Осенью на юго-восточной оконечности острова началось строительство батареи, получившей номер 981, — вместе со 180-мм батареями она должна была стать основой оборонного узла. Башни взяли с линкора «Михаил Фрунзе» — бывшей «Полтавы».

Сам линкор «Полтава» вступил в строй в 1914 году и во время Первой мировой неоднократно выходил в море для прикрытия других кораблей и защиты минно-артиллерийских позиций. В ноябре 1919-го вследствие пожара, возникшего из-за халатности экипажа, линкор сильно пострадал, и его исключили из состава флота. А две средние башни типа МБ-3−12 демонтировали и отправили во Владивосток.

В строй!
Место для новой батареи было выбрано западнее бухты Новик, в двух километрах от южного берега острова. Сопка, на которой расположена батарея, не господствует над местностью — таким образом, вспышки выстрелов с моря не видны, и засечь батарею невозможно. С самолета корректировать огонь кораблей по батарее тоже затруднительно из-за пересеченной местности. Кроме того, военные инженеры придумали еще одну хитрость. В разных точках недалеко от батареи в колодцах помещались заряды взрывчатки, провода от которых были протянуты на командный пункт. В случае обстрела противником эти заряды поочередно должны были взрываться, имитируя разрывы вражеских снарядов и вводя авиакорректировщика в заблуждение.

Существовал и еще один маскировочный фактор. Из-за близости к бухте Новик огневая позиция батареи часто скрывалась в тумане, а ее командный пункт находился выше, и с него прекрасно были видны подступы к городу с моря.

Пушки острова Русский: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев


Пульт управления
«Пульт» Ворошиловской батареи. Стрелка указывает на разновидность используемого в данный момент заряда, тип корабля-цели, а также вид тревоги (боевая, воздушная, химическая, атомная или опасность с суши).


В октябре 1934 года строительство батареи № 981 было закончено. В присутствии командующего Дальневосточной армией Блюхера и ряда других высоких чинов провели учебные стрельбы, а месяц спустя батарея получила официальное наименование в честь наркома обороны СССР Климента Ворошилова — так за ней закрепилось обиходное название «Ворошиловская батарея». К 1941 году были построены четыре целеуказательных поста для горизонтально-базного дальномера, что позволяло совершенно точно и быстро определять координаты вражеских кораблей.

К слову, 305-мм орудия Ворошиловской батареи не были ни единственными, ни самыми крупнокалиберными в крепости. Советские специалисты вполне резонно полагали, что батарею, координаты которой точно известны противнику, рано или поздно заставят замолчать. Поэтому в составе артиллерии Владивостока имелись подвижные железнодорожные орудия, три из них имели калибр 356 мм, три — 305 мм.

Пушки острова Русский: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев


Главный калибр
Калибр орудий батареи — 305-мм. В оригинале они представляли собой трехорудийные башни МК-3−12 линкора «Михаил Фрунзе» («Полтава»), оснащенные 12"/52 пушками Обуховского завода образца 1907 года. На суше башни были переоборудованы в средства береговой обороны МБ-3−12.


Батарея как она есть
Итак, перед нами Ворошиловская батарея. Она состоит из огневой позиции, командных пунктов — главного и вспомогательного — и четырех целеуказательных постов. Гарнизон составляет 399 человек. Огневая позиция — это те самые башни, снятые с линкора «Полтава» и установленные в бетонных блоках на гребне сопки на расстоянии 217 м друг от друга. Под землей они соединены подземным ходом — потерной. Железобетонный башенный блок врыт в каменистый грунт горы, толщина крыши (2,8 м) и наружных стен (1,5−4 м) позволяет выдерживать попадания снарядов калибром до 356 мм, то есть защищает батарею почти от всех орудий японского флота. Конечно, у японцев имелись корабельные орудия калибра до 460 мм и с дальностью стрельбы, почти вдвое превышающей дальнобойность Ворошиловской батареи, — линкоры «Ямато» и «Мусаси». Но они предназначались для борьбы с кораблями противника, и их боекомплект не включал бетонобойных снарядов. В прочих помещениях батареи располагались снарядный погреб, погреб для пороховых картузов (мешков с порохом), кубрик для расчета, а также дизель-генераторы, дававшие электричество.

Пушки острова Русский: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев


Разрезы
…огневой позиции батареи № 981 и башенного блока № 1


Главный командный пункт располагался на горе Вятлина в 1,5 км от башен и имел все необходимое для автономного существования — центральное отопление, дизель-генератор, запас воды. Здесь размещался «мозг» батареи — электромеханическое счетно-решающее устройство, которое переводило данные о цели (дистанция и направление) в команды для наводки орудий. Команды передавались на орудийные приборы по кабелю, то есть наводчикам не нужно было видеть цель — вращая устройства наводки, они лишь совмещали стрелки на циферблатах принимающих приборов.

Дистанцию определяли с помощью стереоскопических дальномеров Цейса, размещенных во вращающихся броневых рубках на главном и запасном командных постах, направление на цель — с помощью перископических визиров ВБК-1. Кроме того, имелось четыре целеуказательных поста горизонтально-базного дальномера для наблюдения за целью и всплесками снарядов. Каждый пост был связан с командным пунктом кабелем, и на посту была видна реальная картина боя, причем координаты цели и всплесков обрабатывались на отдельном приборе — автомате прямого курса.

Весь комплекс обеспечивал скорость и точность выдачи данных для стрельбы лучше, чем на корабле, где приходилось учитывать собственные скорость, направление движения и качку.

Расчет одной башни состоял из 75 человек, а механизация обеспечивала быструю подачу снарядов и картузов с пороховыми зарядами. Суммарно башня могла давать двумя стволами два выстрела в минуту (при стрельбе по очереди) или «палить» залпами. Боекомплект каждой башни составлял 600 снарядов — бронебойных, полубронебойных и фугасных, а дальность стрельбы 470-кг снарядами доходила до 23,2 км (или даже до 34,2 при использовании более слабых и легких боеприпасов образца 1928 года).

Пушки острова Русский: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев


Казенная часть
На казенной части пушек сохранился штамп производителя — Обуховский сталелитейный завод, 1914 год, а также указание массы орудия без затвора — 3043 пуда (49,8 т). Данное орудие несет порядковый номер 93.


В целом оборонная картина получилась хорошей. Любой корабль, приблизившийся ближе чем на 34 км к острову Русский, попадал под огонь Ворошиловской батареи. Проскочить по Амурскому или Уссурийскому заливам к порту было невозможно. Справедливости ради стоит заметить, что в отличие от береговых батарей Севастополя Ворошиловская батарея не могла прикрывать город от атак с суши, так как была выдвинута в сторону моря.

Боевая служба батареи
Итак, в 1934 году Ворошиловская батарея начала свою службу, но… воевать ей не пришлось. Сложный рельеф береговой полосы в сочетании с мощной артиллерией Владивостокского укрепрайона попросту исключал высадку десанта вблизи города и уж тем более приближение вражеских кораблей к порту. Операции японской армии у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939-м, имевшие конечной целью отрезать Приморье от остальной части СССР, провалились.

К началу Великой Отечественной войны между СССР и Японией был заключен договор о нейтралитете, который Япония аккуратно выполняла, поскольку ей не с руки было воевать одновременно против США и Советского Союза. Однако было понятно, что береговые батареи нужны не для отражения ударов с моря, а для того, чтобы таких попыток не было. В этом плане Ворошиловская свою задачу исполняла вплоть до 1997 года.

В течение многих лет батарея совершенствовалась. В 1944 году она обзавелась аппаратурой радиолокационной станции орудийной наводки, полученной по ленд-лизу из Англии. Позднее на Вятлине была установлена отечественная РЛС «Шкот». Сегодня экскурсанты, посещающие батарею, ставшую музеем, рассматривают запасные стволы, лежащие возле башен. Дело в том, что живучесть орудий таких калибров очень невелика — всего несколько сотен выстрелов, после чего требуется замена стволов.

Послесловие
Зачем и почему была упразднена Ворошиловская батарея? Современное оружие, и прежде всего высокоточные и очень мощные ракеты даже не в ядерном снаряжении не оставляют никаких шансов уцелеть долговременным фортификационным сооружениям. Батарея будет уничтожена еще до того, как успеет сделать первые залпы. Она стреляет на 20−30 км, тогда как ракеты летят на сотни. Координаты батареи давно известны, и изменить их невозможно.

Современная оборона строится совсем на иных принципах. В начале XX века в историю ушли старинные крепости. Эта же участь в конце века постигла и укрепленные районы, в том числе и на море.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. 25ru 3 июля 2016 06:39
    Мне - это известно, в гораздо большем и точном объеме.
    А, почему автор , не рассматривал всю "связку": стационарные батареи, ж/д батареи и полевые ? Ну, есть схемы перекрытия секторов стрельбы - ссылку дать что-ли?
    Тут в те времена, к Приморью, с юго-востока, было себе дороже подойти. Поврежденный корабль, тащить за тысячу км.?
  2. Стас 3 июля 2016 07:18
    Добавлю немного. Таких батарей с корабельными пушками калибра 305 мм всего две в России - во Владике и в Севастополе. В прошлом году лично посещал Ворошиловскую батарею - масштабы впечатляют. Рекомендую посетить, тем кто не был, много интересного откроете для себя. А Владивостокская крепость масштабное сооружение - десятки батарей, казарм и др объектов вокруг Владивостока и лишь малая часть отреставрирована (к сожалению).
    1. амурец 3 июля 2016 10:31
      Цитата: Стас
      Добавлю немного. Таких батарей с корабельными пушками калибра 305 мм всего две в России - во Владике и в Севастополе.

      В настоящий момент, да.А перед ВОВ в 1940 году,несколько.Севастополь 30 и35 батареи,на Балтике:На острове Аэгна под Таллином батарея №334,На форту "Красная горка" башенная и открытая батареи и железнодорожная №-9 на Ханко.Кроме Ворошиловской батареи №-981 где башни были 3-орудийными,на остальных башенных 12"-х батареях башни были 2-х орудийными.
      1. michell 4 ноября 2016 16:33
        Цитата: амурец
        и железнодорожная №-9 на Ханко

        На Ханко тоже планировалась к постройке аналогичная башенная батарея - на острове Руссарэ. Но не успели - к началу войны только котлован подготовили...
    2. Бифитер 3 июля 2016 13:43
      Цитата: Стас
      Добавлю немного. Таких батарей с корабельными пушками калибра 305 мм всего две в России - во Владике и в Севастополе. В прошлом году лично посещал Ворошиловскую батарею - масштабы впечатляют.

      Очень уж сложно было производить орудия такой мощности. Пушек таких не было. Поэтому не было и батарей
      1. Альф 3 июля 2016 15:24
        Цитата: Бифитер
        Очень уж сложно было производить орудия такой мощности. Пушек таких не было.

        А на батарее откуда они взялись, если таких пушек не было ?
        "Сложно"-не значит "невозможно".
      2. Альф 3 июля 2016 22:58
        Цитата: Бифитер
        Пушек таких не было

        Скажу по секрету. Были. Причем были не только 12-дм, но и более мощные, такие как 356-мм для Измаилов. А также были и 406-мм для Советского Союза.
  3. midashko 3 июля 2016 07:19
    Интересно было бы знать вообще об оборонительных сооружениях Владивостока, говорят, подобные батареи были на островах Попова и Аскольде. На сопках Владивостока остались какие-то крепостные сооружения. По крайней мере есть в районе Второй Речки и морского кладбища и, наверняка, в других районах города. Что-то должно быть на перешейке полуострова Муравьева-Амурского. Многое должно быть снесено, но ведь раньше это было и превращало город в серьезную крепость.
    1. амурец 3 июля 2016 10:04
      Цитата: midashko
      Интересно было бы знать вообще об оборонительных сооружениях Владивостока, говорят, подобные батареи были на островах Попова и Аскольде. На сопках Владивостока остались какие-то крепостные сооружения. По крайней мере есть в районе Второй Речки и морского кладбища и, наверняка, в других районах города. Что-то должно быть на перешейке полуострова Муравьева-Амурского. Многое должно быть снесено, но ведь раньше это было и превращало город в серьезную крепость.

      Альманах "Крепость Россия".Номера с 1-го по 3-й есть в сети,говорят есть 4-й но мне не попадался ни печатный ни электронный номера.
  4. Стас 3 июля 2016 07:37
    Остатки батареи №17 Великокняжеской на острове Русский.
  5. andrewkor 3 июля 2016 08:22
    Всё восстанавливать и не надо,достаточно одной батареи чтобы иметь представление об устройстве и масштабах!
  6. амурец 3 июля 2016 10:00
    Статья интересная,но имееются неточности. <<Суммарно башня могла давать двумя стволами два выстрела в минуту (при стрельбе по очереди) или «палить» залпами.>>Скорострельность 12"/52 орудия линкоров типа Севастополь составляла два выстрела в минуту.
    12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада
    6-я Отдельная железнодорожная батарея 3 ̶ 356-мм артиллерийские установки ТМ-1-14 Позиция «Гнилой угол»
    7-я Отдельная железнодорожная батарея 3 ̶ 305-мм/40 кал. артиллерийские установки
    ТМ-2-12 Позиция «Эгершельд»
    8-я Отдельная железнодорожная батарея 3 ̶ 305-мм/40 кал. артиллерийские установки
    ТМ-2-12 Позиции «Дунай» и «Вампаусу»
    Это отдельные батареи входящие в состав 12-ой отдельной ЖД артиллерийской бригады ТОФ.Отсюда видно,что 12-ти дюймовых ЖД батарей было две,а не одна как у автора.Стволов в башне 981 батареи было всё таки три,а не два.
  7. Кот123 3 июля 2016 13:24
    Был в Севастополе на 35-ой батарее не раз, жителям европейской части России намного проще приехать в Крым, чем во Владивосток, ввиду объективных причин... Замечательные экскурсоводы обстоятельно рассказывают о создании и эксплуатации, и конечно о героических днях 35 батареи и сразу в начале своего рассказа упоминают и о Ворошиловской батарее на острове Русский. На такие экскурсии обязательно надо брать подрастающее поколение (в Севастополе допускают детей с 7 лет). Автору спасибо за статью, ну и лучше конечно увидеть воочию масштаб подобных объектов и прикоснутся к истории обороны нашей страны.
  8. Любопятов 3 июля 2016 16:00
    А Ворошилов тут действительно при чём?...
    1. Стас 3 июля 2016 19:54
      В 1931 году комиссия во главе с Ворошиловым выбрала место под строительство этой батареи.
    2. Авиатор_ 3 июля 2016 22:40
      С 1925 по 1934 год он был наркомом по военным и морским делам.
  9. Manul 3 июля 2016 23:28
    Спасибо автору за статью. Вспомнился один из моих любимых рассказов детства "Флаг" Валентина Катаева.
    Несколько шиферных крыш виднелось в глубине острова. Над ними подымался узкий треугольник кирхи с черным прямым крестом, врезанным в пасмурное небо.
    Безлюдным казался каменистый берег. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. Но это было не так.
    Иногда далеко в море показывался слабый силуэт военного корабля или транспорта. И в ту же минуту бесшумно и легко, как во сне, как в сказке, отходила в сторону одна из гранитных глыб, открывая пещеру. Снизу в пещере плавно поднимались три дальнобойных орудия. Они поднимались выше уровня моря, выдвигались вперед и останавливались. Три ствола чудовищной длины сами собой поворачивались, следуя за неприятельским кораблем, как за магнитом. На толстых стальных срезах, в концентрических желобах блестело тугое зеленое масло.
    В казематах, выдолбленных глубоко в скале, помещались небольшой гарнизон форта и все его хозяйство. В тесной нише, отделенной от кубрика фанерной перегородкой, жили начальник гарнизона форта и его комиссар.
    Они сидели на койках, вделанных в стену. Их разделял столик. На столике горела электрическая лампочка. Она отражалась беглыми молниями в диске вентилятора. Сухой ветер шевелил ведомости. Карандашик катался по карте, разбитой на квадраты. Это была карта моря. Только что командиру доложили, что в квадрате номер восемь замечен вражеский эсминец. Командир кивнул головой.
    Простыни слепящего оранжевого огня вылетали из орудий. Три залпа подряд потрясли воду и камень. Воздух туго ударил в уши. С шумом чугунного шара, пущенного по мрамору, снаряды уходили один за другим вдаль. А через несколько мгновений эхо принесло по воде весть о том, что они разорвались.
    Командир и комиссар молча смотрели друг на друга. Все было понятно без слов: остров со всех сторон обложен: коммуникации порваны; больше месяца горсточка храбрецов защищает осажденный форт от беспрерывных атак с моря и воздуха; бомбы с яростным постоянством бьют в скалы; торпедные катера и десантные шлюпки шныряют вокруг; враг хочет взять остров штурмом. Но гранитные скалы стоят непоколебимо; тогда враг отступает далеко в море; собравшись с силами и перестроившись, он снова бросается на штурм; он ищет слабое место и не находит его.
    Но время шло.
  10. driver 5 июля 2016 01:44
    Да, впечатляет масштаб и проведённая работа по обустройству таких объектов ....
  11. Ramses_IV 5 июля 2016 06:58
    Для защиты Владивостока с моря имеющихся калибров (в основном до 180 мм) и дальности их стрельбы явно не хватало, поэтому решили возвести 12-дюймовую (305 мм) башенную батарею на острове Русский.


    Вот тут написана полная чушь. У орудия Б-24 (которыми оснащались две башенные и около 6 полуоткрытых батарей от о. Аскольд до мыса Гамова - каждая батарея это четыре таких ствола) дальность 37 км, у 305-мм "ворошиловской" батареи - 25 км, т.к. ствол поднимался только на 25-30 градусов. Планировалось сделать её "апгрэйд" для возвышения на 45 градусов и тем самым увеличения дальности до 30-35 км, но это так и не было реализовано.

    Поэтому основная огневая нагрузка предполагалась именно на береговые 180-мм батареи, а 305-мм была уже второй линией обороны.
    Автор хоть бы матчасть почитал прежде чем такое писать.

    На картинке радиусы поражения батарей №901 (ворошиловская) и двух 180-мм башенных батарей №220 (мыс Гамова) и №26 (о. Аскольд). Зоны поражения полуоткрытых 180-мм батарей №902 на о. Попова, №982 на о. Русском и ещё двух-трёх таких же под Находкой на схеме не обозначены.

  12. kig 9 июля 2016 01:00
    Вот тут http://nnm.me/blogs/kig690014/ostrov-russkiy-voroshilovskaya-batareya/
    впечатления очевидца о посещении батареи.
    kig
  13. twincam 10 ноября 2016 15:32
    Зачот!
    Фоток маловато конечно, хотелось бы посмотреть на орудия.
    А так пятерка автору )))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня