Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

США вступили в Первую мировую войну лишь в самом ее конце, что дало им множество различных выгод. Но американские военные считали, что война продолжится до 1919 года, а отсюда следовал логичный вывод, что для победы им будут нужны танки: как тяжелые танки прорыва, так и совсем легкие – "кавалерийские". Первому требованию соответствовали британские машины Мк, а вот вторым – легкие французские танки FT-17. На их-то основе американские инженеры (вместе с английскими) и разработали, а затем и выпустили танк Mk VIII – по сути дела, венец тяжелого танкостроения периода Первой мировой войны, а затем и совсем легкий и миниатюрный двухместный танк "Ford М 1918", известный в России как "Форд-З-х тонный". И тот, и другой конструкторы создавали, учитывая, как собственный боевой опыт, так и опыт англичан и французов. Зная возможности своей промышленности, американцы не церемонились: заказали сразу 1500 танков Mk VIII, названных "Liberti" (Свобода) или "Internatiоnаl" (Международный), поскольку танк этот создавался сразу на двух континентах, и целую армаду из 15 000 танков "Ford М 1918". Но ко времени подписания перемирия успели сделать лишь один танк Mk VIII и всего 15 машин "Ford М 1918". После этого их производство прекратилось, и почему - понятно.

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

Танк М3 работы ныне покойного Вячеслава Веревочкина. Жил такой у нас в России человек, дома, своими руками создавал танки «на ходу» и с качеством, которое вы видите на этом фото. Но… люди на планете Земля, к сожалению, умирают. Хотя с другой стороны остается то, что создано их руками.

Генерал Роккенбак предпринял попытку реорганизовать танковые части армии США таким образом, чтобы они стали самостоятельным родом войск. Его предложения были поддержаны такими боевыми командирами, как Джордж Паттон, Серено Бретт и Дуайт Эйзенхауэр. Но… майоры они и есть майоры. Слушать их тогда никто не стал. Более того, в 1920 году Конгрессом США был принят важный документ – Акт о национальной обороне, по которому создавать танковые части в качестве отдельного рода войск было запрещено. Ну, а те танковые части, что уже имелись, передавались в пехоту.

Тем не менее, новые машины разрабатывались, строились и испытывались. Например, в 1930 году появился опытный танк Т2. При весе в 15 т., что соответствовало выданному военными заданию, на него поставили мощный авиационный мотор "Liberti" в 312 л.с. Вооружался этот танк следующим образом: 47-мм пушка и крупнокалиберный пулемет в корпусе, а в башне была установлена 37-мм пушка и еще один спаренный с ней пулемет винтовочного калибра. Особенностью танка был мотор спереди и «дверь» в корпусе сзади, как и у англичан на танке "Vickers Medium Mk I", так что забираться в этот танк было очень удобно.

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

Танк Т2.

Действительно, внешне он был очень похож именно на английский средний 12-тонный танк "Vickers Medium Mk I", да собственно его и выбрали на роль перспективного прототипа будущего среднего танка США. Построенные танки отправились в смешанную механизированную часть в форт Эустис в Вирджинии. Это экспериментальное подразделение состояло из военных автомобилей, конницы и артиллерии на механической тяге. Затем была создана еще одна танковая часть в форте Нокс в штате Кентукки. Но реальных результатов все эти эксперименты не дали.

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

Весь ранний американский танковый парк.

Тогда в США работал талантливый конструктор броневых машин Джон Уолтер Кристи, "эксцентрик" — как его прозвали американские военные, человек при всех своих талантах, а может быть, как раз и благодаря им, весьма неуживчивый и крайне увлекающийся. Он предложил Департаменту вооружений ряд образцов своих колесно-гусеничных танков и самоходных пушек. Армейские офицеры, отличающиеся своей традиционной недоверчивостью, приобрели у него только пять танков для участия в войсковых испытаниях, но после них его машины отвергли. Хотя конструкции Кристи в других странах нашли свою вторую жизнь! Его идеями воспользовались в Англии, СССР и Польше. Как известно, именно в СССР произвели около 10 тысяч колесно-гусеничных танков разных модификаций, начиная с БТ-2 и заканчивая дизельным БТ-7М, в основу которых была положена конструкция танков Кристи. Ведь даже на легендарных Т-34 стояла его подвеска. И она же использовалась на всех британских крейсерских танках, включая "Ковенантер", "Крусейдер", "Сентор", "Кромвель" и "Комету".

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

"Ford М. 1918". Вид спереди.

Вот так, в долгих поисках, 30-е годы и прошли. Было построено целое семейство средних танков ТЗ, Т4, Т5 и также их модификации, но в серию ни одна из этих машин так и не пошла.

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

Проекции "Ford М. 1918".

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

Вот эта фотография дает наглядный пример того, как тесно было в этом танке.

Но вот наступило 1 сентября 1939 года и танковые клинья Вермахта за какие-то 18 суток насквозь прошли Польшу и встретились с такими же танковыми клиньями РККА, вошедшей в Западную Украину и Белоруссию, с другой стороны. Да и дальнейшая война в Европе, которая закончилась стремительным разгромом французской армии и катастрофой под Дюнкерком, наглядно показала США, что война стоит на пороге, и что отсидеться за океаном не удастся. Значит, и воевать придется всерьез. А как можно воевать, не имея современных танков?

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

"Ford М. 1918" в музее генерала Паттона.

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

Ведущее колесо.

И тут разом все американские военные и сенаторы прозрели и увидели, что их страна очень сильно отстает в развитии своих танковых войск. Собственно, их просто нет. Вот даже как! И потому реакция на это последовала весьма быстро. Уже в июле 1940 года генерал Джордж Маршалл и генерал Стафф отдали приказ генералу Эдну Р. Чаффи все бронетанковые подразделения вывести из состава пехотных и кавалерийских соединений и в кратчайший срок сформировать сразу две танковые дивизии совместно с батальонами поддержки. 30 июня 1940 года принимается Национальная программа по развитию армии, а уже 10 июля генералом Чаффи было начато формирование новых бронетанковых частей. Все выпущенные танки поступали ему и никому больше. Для вооружения новых дивизий планировалось выпустить сразу 1000 танков, при этом выпуск должен был составлять по 10 машин за сутки.

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

Танк Кристи модели 1921 года на испытаниях.

Был срочно принят средний танк М2А1 образца 1939 года, представлявший собой усовершенствованный вариант танка М2. Машина была спроектирована Рок-Айлендским арсеналом и представляла собой дальнейшее развитие все того же опытного танка Т5. При весе в 17,2 т М2 имел броневую защиту толщиной в один дюйм (25,4 мм), вооружался 37-мм орудием М6 и семь (и еще один запасной) 7,62-мм пулеметами "Browning" М1919 А4, расположенными по всему периметру корпуса, а также в башне. Двигатель "Wright Continental R-975" имел девять цилиндров и мощность в 350 л.с., что давало танку скорость в 26 миль/час (или 42 км/час). М2А1 получил броню толщиной 32 мм – по сути, как у германских танков, башню большего размера и двигатель в 400 л.с. Вес увеличился, но скорость осталась прежней. Тем не менее, все эти ухищрения ни к каким особо положительным результатам не привели: танки оставались старомодными, имели высокие прямые борта и были не слишком-то хорошо вооружены для машин своего класса, поскольку для армии уже производились легкие танки М2 с точно такой же 37-мм пушкой и достаточно мощным пулеметным вооружением.

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

Средний танк М2. Интересно, что танк имел экипаж из 7 человек: водителя, командира-наводчика, заряжающего и 4 пулеметчиков. Более того, на танке крепилось две треноги для пулеметов - снять, установить и вести огонь с земли и имелось два люка на крыше спонсона и два шкворня для пулеметов и зенитной стрельбы! Танк имел семь пулеметов! Рекордное количество для однобашенного танка. Прямо по курсу огонь могли вести одновременно пять!

В июне 1940 года генерал-лейтенант Вильям Надсен, создавший компанию "General Motors Corporation” и К.Т. Келлер – президент корпорации "Chrysler", по совместительству руководивший национальной программой по обороне, договорились, что М2А1 на своих предприятиях они выпускать не будут, так как это требует полной перестройки всего производства. Они решили, что куда больше заработают на производстве автомобилей для армии. Заказ же на танки они решили передать двум концернам: "American Locomotive company" и "Baldvin". Но тут совершенно неожиданно Конгресс выделил под их производство 21 млн. долларов, включая финансирование и строительство нового танкового завода. Тогда К.Т. Келлер поспешил заверить генерала Вессона, начальника артиллерии армии США, что его корпорация готова выпускать любые танки. Договорились, что за 18 месяцев будет произведен 1741 танк. Таким образом, "Chrysler" получил всего 4,5 месяца на то, чтобы перестроить свое производство и на представление проекта строительства независимого от прочих поставщиков арсенала.

Дальше дело обстояло так: в Рок-Айленде построили две опытных машины М2А1 (отличавшихся от базовой модели наклонной броней башни), и генерал Вессон позволил инженерам фирмы "Chrysler” изучать их, что и было сделано. И не просто сделано: инженеры сделали все, что требовалось, чтобы эти танки их фирма могла выпускать! Уже 17 июля 1940 года М2А1 производства концерна "Chrysler” оценили в 33,5 тыс. долларов. Эту цену артиллерийский комитет принял в качестве "плавающей". Затем за месяц контракт был тщательно проработан и уже 15 августа подписан. 1000 танков М2А1 фирма должна была передать армии США к началу августа 1940 года, а их производство должно было начаться не позднее сентября следующего 1941 года. Этот срок обозначил сам концерн "Chrysler", посчитав один месяц вполне достаточным сроком, чтобы подготовиться к выпуску новой продукции.

Сначала "Chrysler" сделал два деревянных макета М2А1 по чертежам, которые были получены из Рок-Айленда. Но уже 28 августа 1940 года старый заказ на 1000 танков М2А1 армия аннулировала, несмотря на то, что 18 штук все-таки сделать успели. Часть этих танков отправили… в Западную Сахару. Найти информацию об их участии в боевых действиях не удалось. Известно, что в 1941 году один из танков получил вместо орудия огнемет, а бак с горючей смесью установили на него в корме. Машине присвоили индекс М2Е2, но она опытным образцом так и осталась.

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

Абердинский полигон. Танк М2 средний.

В это время закончилась дискуссия о возможности вооружения танка М2А1 75-мм пушкой (что, кстати, было предусмотрено еще в проекте танка Т5Е2), и по ее результатам как раз и был создан совершенно новый и "внеплановый" танк. Проектный отдел Абердинского полигона подготовил всю необходимую проектную документацию всего лишь за три месяца. Танку дали обозначение М3 и имя собственное – "General Lee", в честь генерала Роберта Эдуарда Ли (1807-1870 гг.), который во время Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 гг. в США был главнокомандующим армии южан.

Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая)

Абердинский полигон. Танк М3 "General Lee".

Создатели танка М3 поставили 75-мм орудие в бортовой спонсон в правой части корпуса, как на французском танке "Шнейдер" Первой мировой войны. Это было самое простое решение, поскольку установка была наподобие корабельных орудий, станки к которым были хорошо отработаны. Кроме того, 76-мм орудие, установленное в танке, отличалось большой мощностью, и конструкторы не были уверены, будет ли оно хорошо работать в башне. В этом проявилась определенная доля неуверенности американских конструкторов и в своих силах, но вдобавок еще и нежелание отказаться от привычных взглядов на танки, как на подвижные доты, которые должны были вести огонь, стоя неподвижно. Наверху установили литую вращающуюся башню, сдвинув ее влево, а в ней установили 37-мм орудие, спарив его с пулеметом. Маленькая башенка сверху также получила пулемет, который командир танка мог использовать как для самообороны от пехоты, так и для стрельбы по самолетам.

(Продолжение следует…)
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. igordok 4 июля 2016 09:00
    Хорошее видео из серии Загляни в танк. В командирской рубке M3 Grant.

  2. Nick1953 4 июля 2016 09:22
    Двигатель спереди, а ведущие сзади. Значит кардан вдоль всего "кузова" как на "Волге"
    "Меркава" и "Армата" последователи. "Всё новое - это хорошо забытое старое". Или не забытое...
    1. inkass_98 4 июля 2016 10:32
      Цитата: Nick1953
      Значит кардан вдоль всего "кузова" как на "Волге"

      Все немецкие танки второй мировой были с каданами, только наоборот - привод шел на передние ведущие катки. Да и в первую мировую они делали танки с карданом, только с передним расположением моторного отделения, с приводом на задние катки, см. компоновку легкого танка LK I.
    2. ArikKhab 10 июля 2016 21:54
      интересно, где вы на Меркаве "кардан" нашли ? там двигатель впереди и "привод" тоже передний
  3. амурец 4 июля 2016 09:46
    Мне кажется что автор решил написать историю американского танкостроения.Если это так,то поддерживаю эту идею.У меня уже есть книга этого автора "Танки уникальные и парадоксальные."Начало создания танковых войск США ни когда толком не описывалось,кроме работ конструктора Кристи.Спасибо это интересно,так как более-менее подробно встречались работы по созданию танков в конце 1-ой Мировой войны и использование опыта Англии и Франции в создании танков США.Потом был провал о работах по танкам в США,кроме танков Кристи.И только после начала 2-ой мировой появляются статьи о танках США.
  4. booki 4 июля 2016 09:48
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Создатели танка М3 поставили 75-мм орудие в бортовой спонсон в правой части корпуса, как на французском танке "Шнейдер"

    И даже пушка французская. Там стояла американская пушка М2, это 30 клб. американский вариант французской пушки Canon de 75 modèle 1897. В России и СССР эта пушка была слегка перестволена в калибр 76,2 мм. ТТХ такой "американки" и советской 30 клб трехдюймовки практически не отличались. А за счет более качественных снарядов, бронепробиваемость таких пушек была примерно на уровне 40 клб. советских трехдюймовок.
    В танках М4 Шерман (начало 1942г) таких маломощных пушек уже не было. Зато на советские Т-34/76 их ставили вплоть до лета 1944г. А полевую артиллерию ими кормили до самого конца ВОВ.
  5. Цой 4 июля 2016 10:33
    М3 Lee в РККА.
  6. AK64 4 июля 2016 11:03
    Вброшу

    Отличный был танк

    Вечеславу спсб
    1. TIT 4 июля 2016 18:39
      Цитата: AK64
      Вброшу

      вентилятор то ,хоть выключил lol
      TIT
  7. Ратник2015 4 июля 2016 11:31
    Цитата: AK64
    Отличный был танк

    Уважаемый Андрей, а не могли бы Вы расшифровать, отличный для кого и когда ? Немцы вот например его отличным вообще не считали, считали лёгкой добычей (высокий силуэт и слабая броня).
    1. super.ufu 4 июля 2016 12:19
      Цитата: Ратник2015
      Уважаемый Андрей, а не могли бы Вы расшифровать, отличный для кого и когда ? Немцы вот например его отличным вообще не считали, считали лёгкой добычей (высокий силуэт и слабая броня).

      "Не считали" но использовали.
      1. super.ufu 4 июля 2016 14:55
        минусаторы как всегда )))
    2. AK64 4 июля 2016 14:12
      Уважаемый Андрей, а не могли бы Вы расшифровать, отличный для кого и когда ?

      Это долго писать. Может вечером...


      Немцы вот например его отличным вообще не считали, считали лёгкой добычей (высокий силуэт и слабая броня).

      На начало войны размер танка считался приимуществом, ибо позволял спрятать позади больше пехотинцев. Недостатком размер стал только когда дистанции танкового\противотанкового боя выросли где-то до 1000м. Ибо на 300м для противотанкиста вся равно, в 2 м стрелять или в 3м -- он на 300м в обод колеса попадает. А вот на 1000м уже ошибка в определении дистанции начинает сказываться, и личгие полметра уже надо считать.

      Основное же достоинство: свойственная тогдашним американским изделиям механическая надёжность. Не ломался по пустякам.
      Бронирование было вполне адекватно: немецкие 37мм терпел, а немецкие 50мм и Т-34 дырявили также.

      основной недостаток Ли\Грантов -- очень ограниченный траверз главного орудия. Это, конечно, серьёзно...

      Другой недостаток -- использование клёпки
  8. kugelblitz 4 июля 2016 11:52
    Единственное место где они себя хорошо показали, Северная Африка. Там противник был соответствующий, итальянские М13, двойки и тройки немцев.
    Англичане ценили за надежность, по сравнению с ломучими Либерти Крусейдеров. Но были бы в достаточных количествах Штуги и четвёрки с длиноствольными 75 мм орудиями, то горели бы зажигалки Ронсон по всей пустыне.
  9. Алекс 4 июля 2016 14:24
    Вячеслав, спасибо за статью. Интересно и информативно. Жду следующей части.
  10. 52гим 4 июля 2016 17:22
    Побольше картинок и фотографий, история танкостроя п.и.н.д.о.с.т.а.н.а вцелом известна, а вот малоизвестные факты только приветствуются!имхо.
  11. dzvero 4 июля 2016 17:42
    Статье плюс - информативная и написана доступно. Кстати, про М3 есть на известном ресурсе (цитата ниже):

    История танка Шерман
    http://armor.kiev.ua/humor/txt/sherman.php

    "... Тем не менее, армии был нужен средний танк с мощным вооружением. Кто-то из конструкторов, брат которого воевал в Англии на Харрикейне, предложил довести число пулеметов до двенадцати, но всем уже было ясно, что основным оружием танка должна быть пушка. Оставался открытым воспрос - где эта пушка должна располагаться. Часть проектировщиков, так называемые "башнисты", считала, что согласно новейшим веяниям пушка должна располагаться в башне. Остальные, "корпусники", поднимали их на смех, утверждая, что только воткнет мощную пушку в дурацкую вращающуюся конструкцию. По их мнению, лучшим местом для трехдюймового орудия будет какой-нибудь небольшой выступ на корпусе. В результате было принято компромиссное решение. На танк поставили две пушки, причем ту, что побольше - в корпус, а ту, что поменьше - в башню. При этом злые "корпусники", чтобы посмеяться над "башнистами" в ночь перед испытаниями присобачили на башню еще одну башенку, поменьше, с пулеметом. Дескать хотели башни - подавитесь. Танк назвали М3 "Генерал Ли", хотя многие возражали, считая, что в этом можно усмотреть китайское влияние. В этот раз никто из членов комиссии не застрелился, а в обморок упал только один, что сочли добрым знаком. Танки были отправлены в Африку, где в это время Роммель гонял англичан, останавливась только для того, чтобы намазаться кремом для загара и попить водички. Загнанные аж к Каиру англичане вежливо приняли заокеанский подарок, хотя что у них было на душе - не узнает никто. Эффективность танка превзошла все ожидания: при первом боевом столкновении экипажи трех новейших Pz IIIJ умерли от смеха и поле боя осталось за англичанами. Танк уважительно назвали "Последней надеждой Египта", на что кто-то из танкистов мрачно заметил, что если уж Египет может надеяться только на ЭТО, то Империи - конец. Скоро на театре боевых действий появились и американские танкисты. Немного повоевав, они потребовали, чтобы им дали танк с одной пушкой, но зато в башне. Многие инженеры возражали против такой революционной переделки конструкции, справедливо указывая на то, что в таком танке уже нельзя будет играть в бейсбол, а проекты оборудовать танк душевой окончательно канут в Лету. Но танкисты стояли на своем, указывая на то, что им стыдно воевать на танке, над которым смеются их английские и немецкие коллеги. На сторону танкистов стал генерал Паттон, пообещав пристрелить Главного Конструктора из своего любимого револьвера с перламутровой рукояткой, и инженеры, покряхтев, выдали, наконец, танк нормальной конструкции."
    1. kalibr 4 июля 2016 20:14
      Вы знаете, нигде в американских книгах, в том числе и у Хунниката, этого не встречал...
      1. AK64 4 июля 2016 20:31
        /с укоризной/ Вячесла-а-а-ав....

        Есть такой Ванятко Кошкин. Так вот это, кажется, именно его злобные лютературные фантазии.

        К реальности отношения не имеет, конечно
      2. igordok 4 июля 2016 22:35
        Цитата: kalibr
        Вы знаете, нигде в американских книгах, в том числе и у Хунниката, этого не встречал...

        Вы правы, это больше похоже на после-событийный анекдот.
      3. dzvero 5 июля 2016 08:54
        Виноват, пропустил смайлик вставить crying
        Ето, конечно, пародия, но по-моему хорошо иллюстрирует инертность мышления конструкторов танков в США в случае с М3.
        1. AK64 5 июля 2016 09:37
          Ето, конечно, пародия, но по-моему хорошо иллюстрирует инертность мышления конструкторов танков в США в случае с М3.


          Никакой "инертности мышления" у амеров не было: "инертность мышления" предполагает наличие некоторой "традиции", за которую и держатся. В США танковой традиции тогда просто-напросто не было.

          Грант/Ли были заглушкой, "временным танком". Это изначально ваялось как "врменное решение", чтобы что-то более-менее нормальное разработать, и заодно отработать механическую часть. Именно как к "временному" и надо относиться к Ли/Гранту, ставя ему оценки.

          Так вот, для временного это оказался удивительно удачный танк (что говорит гл образом об высоком общем уровне тогдашней амеровской инженерии) -- на момент его выхода в жизнь он был лучше всего немецкого, кроме, пожалуй, троечки с длинной 50мм пушкой. Да-да. Лучше. Всего немецкого. И лучше всего английского.

          То что Кошкины (не о конструкторе Кошкине, об авторе этого пасквиля) и т.п. этого не понимают... Ну а что здесь сделаешь?

          Почему "лучше"?
          (1) Черезвычайная для того времени надёжность механической части. (При общей вроде-бы "посредственносте" и простоте всех решений -- использовали для простоты кучу готовых, уже существовавших элементов от гражданской техники)
          (2) Адекватная защита: противостоял стандартному ПТО противника -- 37мм. Ну а 50мм могли противостоять только КВ и Матильда.
          (3) Вооружение: На момент разработки -- от удовлетворительного до очень хорошего. Недостаток: ограниченный угол траверза основного орудия. Но зато орудий два, и основное очень на тот момент (1940-Й!) мощное. (Напомню что на Т-34 аналогичную пушку Ф-34 поставили не сразу а только весной 1941-го.) Кстати эта американка (в девичестве француженка) с американским же бронебойным снарядом била Тигра в борт. Ф-34 этого НЕ делала.
          (4) Всяческие приборы, прибамбасы, радио и прчеее: на уровне лучшего.
          (5) Всяческая эргономика, удобство экипажа и прочее: пять баллов.
          (6) Безопастность экипажа, и Возможность покинуть подбитый танк -- не сравнима ни с чем, лучше чем у кого либо.
          (7) 6-7 членов экипажа -- это лишние глаза для наблюдения и руки.

          Недостатки:
          (1) упомянутый сильно ограниченный траверз орудия
          (2) заклёпки
          (3) рост. Причём это спорно: по реалиям того времени рост это скорее плюс чем минус.
  12. perepilka 4 июля 2016 22:41
    Ведущее колесо

    Поправка. Направляющий каток, или ленивец, по старому. Ведущее колесо, или ведущая звёздочка сзади. Ждем продолжения hi
  13. Комментарий был удален.
  14. Fei_Wong 5 июля 2016 04:27
    Я когда-то писал для форумного журнала WoT: Blitz пару статеек о танках Кристи (и, одновременно, о личности самого Кристи, естессно).
    Буде кому интересно, прошу взглянуть (в наличии также несколько весьма редких фотографий):
    http://forum.wotblitz.ru/index.php?/topic/2859-журнал-молния-пятый-выпуск/page__
    pid__55413#entry55413
    http://forum.wotblitz.ru/index.php?/topic/3435-журнал-молния-шестой-выпуск/page_
    _pid__60649#entry60649
    1. faiver 5 июля 2016 16:03
      интересные статьи :)
  15. Илья 9 июля 2016 17:55
    Цитата: AK64
    Вброшу

    Отличный был танк

    Вечеславу спсб


    "Как Америка России подарила М3с -
    Шуму много, толку мало, ростом вышел до небес."
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня