Проект инженерного танка Churchill Ardeer Aggie (Великобритания)

После неудачного рейда на Дьеп в августе 1942 года канадские военные разработали новый вариант инженерной машины на базе тяжелого пехотного танка Churchill. Главной особенностью инженерного танка Churchill AVRE была 290-мм мортира Petard, при помощи которой экипаж мог отправлять подрывные заряды на расстояние в несколько десятков метров и с их помощью уничтожать заграждения или укрепления противника, не приближаясь к ним на опасное расстояние. Разработка канадских специалистов заинтересовала британских инженеров, результатом чего стало появление аналогичной боевой машины под названием Churchill Ardeer Aggie.

Инженерный танк Churchill AVRE нес мортиру типа Petard, которая позволяла ему вести огонь 290-мм боеприпасами с зарядом весом 12,7 кг. Дальность стрельбы из такого орудия достигала 72 м, а перезарядка производилась вручную, причем заряжающему не приходилось оставаться без защиты броневого корпуса. В ходе высадки в Нормандии в июне 1944 года и в последующих сражениях специальная машина на базе танка «Черчилль» доказала свой потенциал и продемонстрировала возможность выполнения разнообразных задач по сопровождению войск и обеспечению их боевой работы. Тем не менее, еще в 1943 году проект Churchill AVRE подвергся критике. Ряд особенностей этого инженерного танка не получил одобрения британских военных. Исправить недостатки предлагалось в новом проекте аналогичного назначения.


Потенциальных эксплуатантов в первую очередь не устроили характеристики мортиры Petard. При использовании боеприпаса приемлемой мощности орудие не отличалось высокими показателями дальности стрельбы и удобством эксплуатации. Для проведения выстрела следовало подходить к цели на 70 м или ближе, что было связано с рисками. Во время перезарядки орудия заряжающий оставался под защитой корпуса и створок своего люка, но все равно сохранялись высокие риски. Таким образом, в новом проекте, получившем обозначение Churchill Ardeer Aggie, следовало увеличить дальность стрельбы подрывным зарядом, а также повысить безопасность экипажа. Именно такими были цели нового проекта.

Проект инженерного танка Churchill Ardeer Aggie (Великобритания)
Единственный прототип танка Churchill Ardeer Aggie. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com


Предварительные проработки нового проекта показали, что при создании новой машины для Корпуса королевских инженеров можно обойтись лишь переделкой боевого отделения. Корпус, силовая установка, ходовая часть и другие элементы шасси могли заимствоваться у серийной техники без изменений. Кроме того, имелась возможность использовать существующую башню, в конструкцию которой следовало внести некоторые незначительные изменения.

Тяжелый пехотный танк Churchill имел большой потенциал с точки зрения использования в качестве машины для инженерных войск по причине наличия мощного бронирования и приемлемых характеристик подвижности. В конструкции корпуса и башни использовались бронелисты различных форм и размеров максимальной толщиной до 102 мм – такие листы детали имелись в защите лобовой проекции. Борта изготавливались из деталей толщиной 76 мм. Защита башни с некоторыми изменениями повторяла конструкцию корпуса.

Шасси танка «Черчилль» имело классическую компоновку с передним расположением отделения управления, боевым отделением в центре корпуса и моторно-трансмиссионным отсеком в корме. Любопытной особенностью танка было использование корпуса большой ширины с развитыми бортовыми нишами. Эти части корпуса охватывались гусеницей, что позволяло увеличить размеры внутренних объемов корпуса до максимально возможных значений без негативного влияния на прочие особенности машины.

Танк оснащался бензиновым двигателем Bedford Twin-Six мощностью 350 л.с. и механической трансмиссией, передающей крутящий момент на задние ведущие колеса. Для упрощения управления машиной некоторые элементы трансмиссии оснащались сервоприводами, снижающими усилие на рычагах. При боевой массе танка порядка 38 т имеющийся двигатель мог обеспечить приемлемые, по мнению заказчика, характеристики подвижности. Максимальная скорость на шоссе достигала 25 км/ч, на пересеченной местности скорость снижалась.

Танк «Черчилль» имел узнаваемую ходовую часть, конструкция которой была связана с оригинальной архитектурой корпуса, оснащенного крупными бортовыми нишами. На бортах корпуса имелось по 11 сдвоенных опорных катков на индивидуальной пружинной подвеске. В передней части корпуса на вынесенных системах монтировались направляющие колеса, в корме – ведущие. Гусеница охватывала бортовую часть корпуса. Ее верхняя ветвь должна была двигаться по направляющим на крыше бортовой ниши корпуса.


Тяжелый пехотный танк "Черчилль" модификации Mk.III, ставший основой для инженерной машины. Фото Wikimedia Commons


В качестве основы для инженерного танка была выбрана бронемашина типа Churchill Mk.III. Этот танк имел сварную башню, в которой монтировалось 57-мм орудие QF 6 pounder. Также в башне имелся спаренный пулемет винтовочного калибра, прицельное оборудование и другие необходимые приборы. Новым проектом предусматривалось использование существующей башни, однако внутренние объемы боевого отделения должны были переделываться самым серьезным образом.

Мортира Petard с коротким стволом, использованная на инженерном танке Chirchill AVRE, могла метать 290-мм боеприпас лишь на 70-72 м. Новая боевая машина военных инженеров должна была отправлять аналогичный снаряд на большую дистанцию, для чего требовалось создать требуемое орудие. Разработка подобной системы оказалась весьма сложным делом. Орудие крупного калибра, предлагаемое для установки на существующий танк без значительной его модернизации, должно было иметь соответствующие параметры отдачи и некоторые иные особенности. Кроме того, следовало предусмотреть заряжание без необходимости выхода за пределы защищенного объема. Как следствие, понадобилось внедрять некоторые новые идеи.

Предварительные проработки показали, что приемлемые показатели отдачи могут быть получены только за счет использования нового оригинального безоткатного орудия. В таком случае появлялась возможность сократить нагрузки на конструкцию базовой машины, а также обеспечить требуемые характеристики стрельбы. Тем не менее, разработку нового безоткатного оружия удалось завершить далеко не сразу. После завершения проекта пришлось менять конструкцию этого орудия с целью достижения требуемых характеристик.

Новое орудие предлагалось устанавливать в существующей башне, вдоль ее продольной оси. При этом в лобовых деталях башни располагалась амбразура для вывода ствола, а в кормовом листе должно было находиться сопло для выброса пороховых газов, компенсирующих отдачу. Такая конструкция башни и орудия позволяла производить круговое наведение в горизонтальной плоскости, а также поднимать ствол на небольшие углы возвышения.

В новом проекте было предложено использовать существующий метаемый подрывной заряд, созданный ранее для инженерного танка Churchill AVRE. Изделие, имевшее неофициальное название Flying Dustbin («Летающая урна для мусора»), представляло собой конструкцию из двух цилиндрических корпусов с подрывным и метательным зарядом, соединенных продольным стержнем. Боеприпас имел калибр 290 мм и весило 40 фунтов (18,15 кг). Масса боевой части составляла 28 фунтов (12,7 кг).


Инженерный танк, вид сбоку. Фото Chamberlain P. Ellis C. Churchill and Sherman Specials // AFV Weapons Profile №20


Для использования с новым безоткатным орудием «Урну» оснастили обтюрирующими поясами, за счет которых калибр был увеличен до 300 мм, а вес вырос до 20 кг. Задачей этих дополнительных деталей было исключение прорыва газов при стрельбе с целью увеличения дульной энергии и повышения дальности стрельбы. Никакие иные доработки боеприпаса не предусматривались, поскольку характеристики этого изделия изначально посчитали достаточными для решения возлагаемых задач.

Орудие для танка Churchill Ardeer Aggie получило гладкий ствол калибра 300 мм длиной 10 калибров. Внутри башни помещалась казенная часть ствола с системами, позволявшими отделять его от сопла для проведения перезарядки. В камору ствола предлагалось помещать боеприпас со штатным и дополнительным метательными зарядами, после чего ствол и сопло могли соединяться для выполнения выстрела. При произведении выстрела «Летающая урна» должна была проходить через ствол и направляться к цели, а часть пороховых газов отводилась через кормовое сопло башни.

По имеющимся данным, в ходе разработке нового орудия британские конструкторы столкнулись с серьезными проблемами. Так, выяснилось, что для метания 18-кг боеприпаса при помощи безоткатного орудия требуется чрезвычайно крупный заряд пороха. При использовании имеющейся конструкции выстрел раздельного заряжания получался неприемлемо крупным и тяжелым. Как следствие, внутри боевого отделения нельзя было разместить приемлемый боекомплект, а работа с такими изделиями внутри боевого отделения получалась чрезвычайно сложной.

Выход из сложившейся ситуации был найден. Было предложено использовать при стрельбе противомассу. Вместе с боеприпасом и метательным зарядом в орудие следовало загружать мешок с песком соответствующих размеров и массы. При выстреле он должен был в течение некоторого времени запирать канал ствола, позволяя метательному заряду создать требуемое давление и выбросить снаряд. Затем противомасса вылетала из сопла, обеспечивая отвод пороховых газов и компенсируя импульс отдачи.

Использование мешков с песком, по расчетам, позволяло значительно сократить размеры метательного заряда. Более того, в таком случае появлялась возможность довести размеры боекомплекта до пригодных для эксплуатации значений. В обновленной версии орудие устроило разработчиков, после чего они завершили проектирование, а также начали подготовку к строительству опытного инженерного танка.

Первый опытный образец танка Churchill Ardeer Aggie был построен в 1943 году. Он представлял собой шасси серийного «Черчилля» версии Mk.III с измененной башней, в которой установили 300-мм безоткатное орудие нового типа. В таком виде машина вышла на полигонные испытания, которые должны были продемонстрировать возможности техники.


Современный макет Churchill Ardeer Aggie, вид на корму. Видно сопло орудия. Фото Militarymodelling.com


Ввиду отсутствия изменений в конструкции шасси подвижность танка осталась на существующем уровне. Он по-прежнему мог двигаться по шоссе и пересеченной местности, пересекать траншеи и преодолевать неглубокие водоемы вброд. Тем не менее, основное внимание в ходе испытаний уделялось не подвижности, а огневой мощи. Тестовые стрельбы показали, что новое орудие позволяет отправлять модернизированный боеприпас Flying Dustbin на расстояние до 450 ярдов (410 м). Таким образом, в сравнении с предыдущей машиной Churchill AVRE дальность стрельбы была увеличена в несколько раз.

Однако не обошлось без претензий. В ходе испытаний выяснилось, что 300-мм безоткатное орудие оказалось слишком крупным для имеющейся башни. Для размещения экипажа оставалось не слишком много места, что не способствовало удобству его работы. Заряжание оружие с последовательным досыланием в ствол боеприпаса, метательного заряда и противомассы в условиях тесной башни было затруднено. Кроме того, существовали значительные риски, связанные с контактом со стволом и другими агрегатами орудия. Во время стрельбы детали орудия нагревались, что могло привести к ожогам, а случайное касание ствола во время выстрела грозило контузией или иными травмами.

Не лучше обстояло дело и снаружи танка. Во время выстрела из кормового сопла башни должны были выходить высокоскоростные раскаленные пороховые газы, а также противомасса в виде мешка с песком в целом или разорванном состоянии. Ввиду большого калибра орудия шлейф пороховых газов вылетал на расстояние до нескольких десятков метров, что представляло большую опасность для всех окружающих. В условиях совместной работы саперов и пехоты это могло привести к травмам или даже гибели собственных солдат. Техника с такими особенностями никак не могла быть рекомендована к принятию на вооружение.

По некоторым данным, по результатам испытаний была предпринята попытка улучшить конструкцию орудия и тем самым обезопасить войска, взаимодействующие с танками Churchill Ardeer Aggie. На кормовой части башни, рядом с соплом, установили коробчатый агрегат с наклонным задним листом, который должен был отводить пороховые газы назад и вверх. Благодаря этому оборудованию позади танка во время стрельбы должен был оставаться характерный шлейф, однако риски для войск сокращались. Также, по-видимому, в ходе модернизации опытный танк получил два набора дымовых гранатометов, установленных на передней части бортов башни.

Имеются сведения, согласно которым обновленный Churchill Ardeer Aggie с системой отвода газов прошел испытания, но не заинтересовал военных. Точные причины такого решения, вынесенного по результатам новых испытаний, неизвестны. Вероятно, предложенная модернизация позволила сократить риски для пехоты, однако условия работы собственного экипажа инженерного танка по-прежнему оставались неприемлемыми.


Музейный инженерный танк на базе "Черчилля" - предположительно прототип Churchill Ardeer Aggie. Фото Network54.com


Попытка создания нового орудия для метания подрывных зарядов, предназначенных для уничтожения заграждений и укреплений противника, не увенчалась успехом. Инженерный танк с 300-мм орудием вышел на полигон и продемонстрировал значительный рост дальности стрельбы. В то же время, машина имела ряд характерных недостатков, мешавших ее эксплуатации за пределами полигона. Более того, некоторые проблемы конструкции затрудняли использование такой техники в любых условиях.

Проект инженерного танка Churchill Ardeer Aggie не заинтересовал потенциального заказчика в лице Корпуса королевских инженеров. Первый прототип, построенный и испытанный в 1943 году, также стал последней машиной своего типа. Командование Корпуса королевских инженеров решило, что для решения имеющихся задач будет достаточно и имеющихся машин Churchill AVRE. До конца Второй мировой войны промышленности Канады и Великобритании успела выпустить несколько сотен таких машин, которые активно использовались во время боев.

Встречается информация, согласно которой единственный построенный инженерный танк Churchill Ardeer Aggie сохранился и по сей день находится в одном из британских музеев. Якобы уникальная машина хранится на одной из площадок Музея Корпуса королевских инженеров в г. Чатем. Имеются несколько снимков этого образца, сделанные через сетчатое ограждение. В силу некоторых причин танк не входит в основную экспозицию и не доступен посетителям музея при нормальных обстоятельствах, из-за чего любителям техники пришлось фотографировать его через забор. Характерными особенностями этого танка являются крупный короб на корме башни, который может быть системой отведения газов, а также дымовые гранатометы на бортах башни.

Тем не менее, есть основания сомневаться, что это именно Churchill Ardeer Aggie. Отдельные особенности облика машины позволяют предполагать, что это инженерный танк Churchill AVRE поздней (возможно, послевоенной) модификации с орудием нового типа. Какая из версий соответствует действительности – неизвестно. К большому сожалению, британский музей не спешит уточнять подробности.

Вне зависимости от того, какая именно бронемашина находится в Чатеме, проект Churchill Ardeer Aggie не дал заметных результатов. Единственный образец такого инженерного танка продемонстрировал сравнительно высокую дальность стрельбы при сомнительных особенностях эксплуатации. Как следствие, танк не пошел в серийное производство и не смог дополнить или заменить имевшиеся на вооружении Churchill AVRE. Несмотря на успешное решение основных задач проекта и превосходство в основных характеристиках, новый вариант инженерного танка не смог выйти за пределы полигона.


По материалам сайтов:
http://ftr.wot-news.com/
http://closecombatseries.net/
http://strangernn.livejournal.com/
Chamberlain P. Ellis C. Churchill and Sherman Specials // AFV Weapons Profile №20. Profile Publications. 1970.
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

20 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти