Боевая работа МАГОН

Боевая работа МАГОН


В годы Великой Отечественной войны вся работа гражданской авиации была подчинена интересам фронта. Для этого из подразделений Аэрофлота были созданы специальные воинские части под командованием опытных командиров, летных коллективов гражданского воздушного флота. В числе первых боевое крещение получила Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН) ГВФ, которая уже 23 июня 1941 года начала выполнять специальные задания командования РККА. В конце 1942 года МАГОН была переформирована в 1-ю транспортную авиадивизию ГВФ. А 5 ноября 1944 года ее преобразовали в 10-ю Гвардейскую авиатранспортную дивизию ГВФ. В этой статье приведем лишь краткую хронику боевых действий прославленной авиачасти.

НА ЗАЩИТУ МОСКВЫ


В первой половине октября 1941 года танковая группировка германских войск прорвала оборону Западного фронта и подошла к г. Орел, развивая наступление на Москву с южного направления. Для ликвидации угрозы столицы Ставка обязала МАГОН ГВФ перебросить на аэродромы городов Орла и Мценска войска 5-го воздушно-десантного корпуса. Переброску десанта осуществляла эскадрилья, состоящая из семи отрядов руководимых командиром Ф. Гвоздевым. В этой операции принимали активное участие экипажи командиров кораблей П. Рыбина, С. Фроловского, А. Калины, Д. Кузнецова, А. Восканова, А. Лебедева, А. Суханова, И. Шашина, Ф. Ковалева и других. Экипажи совершали по нескольку вылетов в день, как правило, на малых высотах, и в большинстве случаев без истребительного прикрытия. Пилоты принимали на борт Ли-2 тридцать человек вместо положенных по инструкции 25, а на Г-2 порой и 35 вместо 18. В разгроме фашистов под Москвой существенную роль сыграли воздушно-десантные войска, которые имели специальную подготовку для ведения боевых действий в тылу врага. Практически все десантные операции проводились при активном участии авиапарка ГВФ.

Это было в январе 1942 года. В Калужской области было срочно собрано 28 самолетов Ли-2, экипажи возглавляли такие известные летчики ГВФ, как Н. Шебанов, А. Левченко, А. Куликов, В. Ефимов, Г. Таран, Г. Бенкунский и другие. Перед ними стояла боевая задача — выбросить крупный воздушный десант в немецком тылу, юго-западнее Вязьмы. Первый полет с ударной группой должен был выполняться строем. Ведущим этой группы назначили А. Семенкова. Вторым пилотом флагманского экипажа был П. Русаков, штурманом А. Семенов. Ответственность была велика. Малейшая неточность или ошибка ведущего — срыв боевой задачи.

Было принято решение следовать в строю «клин» тремя девятками. Левый пеленг вел А. Добровольский, правый — А. Куликов. Первая девятка летела на высоте 20-30 метров над землей, вторая и третья — с незначительным превышением над первой. И только при подходе к цели Ли-2 должны были быстро набрать высоту и уже с 600 метров сбросить парашютистов.

Во время пролета над линией фронта несколько неприятельских огневых точек открыли по самолетам яростный огонь. Но башенные стрелки наших самолетов подавили немецкие огневые точки. Кроме того, бортстрелки обстреляли большую колонну пехоты противника, двигавшуюся по дороге нашего маршрута. Около тысячи бойцов-десантников были доставлены точно в назначенное место.

Боевая работа МАГОН


Во время оборонительных боев под Москвой, в период октябрь-декабрь 1941 года, летчики состава МАГОН ГВФ совершили свыше трех тысяч самолетовылетов, в том числе более пятисот в немецкий тыл. Было перевезено двенадцать тысяч солдат и офицеров и почти 935 тонн боеприпасов и других грузов.

В СРАЖЕНИЯХ ЗА ЛЕНИНГРАД

Осень первого военного года. Фашистские войска взяли в кольцо Ленинград. К октябрю единственным путем, по которому в город можно было доставить продовольствие и боеприпасы, стала Ладога. Однако частые штормы и непрекращающиеся налеты германской авиации вызвали перебои героической работы моряков. 4 октября ГКО обязал Аэрофлот подготовить группу транспортных самолетов, чтобы обеспечить снабжение осажденного Ленинграда, необходимым продовольствием и боеприпасами. Необходимо также было вывезти из города десять тысяч квалифицированных рабочих оборонных заводов, каждодневно доставлять в Ленинград жизненно важные грузы, а из города эвакуировать раненых, больных, женщин и детей. Эти полеты должны были выполнять наиболее опытные и грамотные командиры подразделений В. Пушинский, К. Бухаров, С. Шарыкин. Экипажи возглавляли А. Добровольский, Г. Бенкунский, А. Капица, А. Лебедев, М. Скрыльников, Ф. Ильченко, П. Колесников, 8. Булатников, И. Еременко, Н. Червяков, А. Семенков.

Нагруженные «под завязку» продовольствием, транспортные самолеты выполняли по несколько полетов в день в блокадный Ленинград. Стоит отметить, что на трассе, и в особенности над Ладогой, непрерывно барражировали немецкие истребители. Однажды, при возвращении из Ленинграда, на группу транспортных самолетов напало шесть «мессершмиттов». Самолеты командиров кораблей К. Михайлова и Л. Овсянникова были подожжены в воздухе. Но, несмотря на тяжелое ранение, Леонид Овсянников дотянул горящую машину до берега и сумел посадить ее. Рискуя жизнью, члены экипажа спасли 38 вывезенных из Ленинграда женщин и детей. Константин Михайлов тоже совершил посадку на своем берегу.

Полеты транспортных машин гражданской авиации в блокадный город не прекращались в течение всего периода самоотверженной обороны города. За весь 1942-ой и первую половину 1943 года, в нашу северную столицу было совершено 2457 вылетов, в том числе 146 — ночных. 68 авиаторов были награждены орденами и 290 — медалью «За оборону Ленинграда».

НАД ВОЛЖСКОЙ ТВЕРДЫНЕЙ

В декабре 1942 года МАГОН была преобразована в 1-ю транспортную авиадивизию ГВФ. Это событие произошло в период активного участия экипажей в сражении под Сталинградом. Экипажи дивизии доставляли необходимые грузы на передовую и к месту, куда иным транспортом их завезти было невозможно, обеспечивали воинским подразделениям, ведущим бои на Волге, связь с Москвой, вывозили раненых. Экипажи 1-й транспортной авиадивизии ГВФ совместно с авиаторами 6-го и 7-го отдельных авиаполков, ГВФ выполнили 46040 боевых вылетов, перевезли около 31 тысячи солдат и офицеров, вывезли в тыл более трех тысяч раненых, доставили более 2500 тонн военных грузов. Десятки авиаторов были отмечены правительственными наградами.

Боевая работа МАГОН


В одной из своих статей маршал авиации С. Руденко, командовавший в те годы 16-й ВА, высоко оценивая действия боевых частей гражданской авиации, писал, что героизм гражданских экипажей в Сталинградской битве был поистине массовым. Любые, поставленные перед ними задачи, как бы сложны и ответственны они не были, летчики выполняли оперативно, самоотверженно и мужественно.

ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ

Летом 1942 года, на восьмой месяц осады Севастополя, немецкое командование начало третий, ставший решающим, штурм города. Отрезанные от сухопутных коммуникаций, испытывая недостаток в боеприпасах и продовольствии, наши пехотинцы и моряки с невиданным героизмом защищали базу Черноморского флота. Для помощи Севастопольскому гарнизону нужно было срочно организовать массовую переброску боеприпасов и продовольствия. Осуществление этой важной операции Верховное Главнокомандование поручило МАГОН. Командование авиагруппы выделило двадцать наиболее опытных экипажей Ли-2. Среди них — А. Быстрицким, В. Гуляев, П. Кашуба и другие. Боевая работа выполнялась с аэродромов Краснодара и станицы Кореновская. Посадка возможна была только на небольшой площадке «Херсонесский маяк», которая находилась под постоянным артобстрелом.

Экипажи работали с огромным напряжением. За десять дней (с 21 июня 1942 года) было выполнено 230 ночных вылетов с посадкой в Севастополе, вывезено более двух тысяч раненых бойцов и офицеров. 30 июня 1942 года на борту самолета, выполнявшего полет с аэродрома «Херсонесский маяк» (командир корабля М. Скрыльников), вылетел командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский, до последнего дня руководивший обороной города. Приказом Командующего Северо-Кавказского фронтом от 21.07.42 г. № 0551 боевая работа авиагруппы была признана отличной и личному составу авиагруппы объявлена благодарность.

Боевая работа МАГОН


ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА

Самоотверженная борьба партизанских соединений Белоруссии и Украины, Смоленщины, Брянщины, Орловщины, напрямую связана с неоценимой помощью, оказанной летным составом дивизии. Так, к партизанам на Украину было выполнено 655 вылетов, в Белоруссию — 516, к партизанам Крыма — 435, в Молдавию — 50 вылетов. Помимо отдельных полетов, самолетами дивизии выполнялись массовые операции в немецком тылу. Так, с середины августа 1943 года дивизия начала выполнение боевой задачи по транспортировке в тыл противника трех партизанских отрядов в составе 250 человек и 26 тонн боеприпасов, для нарушения деятельности двух железных дорог, питавших Харьковский укрепленный узел противника. Поставленная задача была выполнена за семь дней.

Высокую оценку деятельности дивизии дал начальник Крымского штаба партизанского движения Булатов: «В результате героической работы летного состава партизаны Крыма вели успешные операции, нанося большой урон противнику как в живой силе, так и в технике. В ходе боевых операций, проводимых партизанами, в лесных партизанских лагерях скопилось большое число раненых, нуждавшихся в срочной медицинской помощи и стеснявших боевую деятельность и маневренность партизанских отрядов. Не прекращая работы по доставке партизанам боеприпасов, летный состав задачу по вывозке раненых выполнил отлично. Командиры эскадрилий Таран и Кашуба, командиры кораблей Езерский, Алиев, Даниленко, Ильченко, Русанов, Быстрицкий, Барилов и другие, совершая по два полета в ночь и выполняя посадку на горных неприспособленных площадках, вывезли более 700 раненых. Эти задания могли выполнять летчики, обладающие большим летным мастерством и отвагой, готовые на самопожертвование во имя Родимы...» За эти полеты, пилоты Груздев, Еромасов, Кашуба, Фроловский, Рышков, Таран, Радугин были удостоены звания Героя Советского Союза.

В ТЫЛЫ ВРАГА

Весной 1943 года 1-й транспортной авиадивизии ГВФ была поставлена задача: обеспечить наступательные действия войск Центрального фронта. С этой целью была сформирована оперативная группа из четырнадцати самолетов на аэродроме Телегино под Ельцом. Группа работала в сложных метеоусловиях и сложной воздушной обстановке. Пилоты Мосолов, Матвеев, Пушечкин, Назаров, Ильин, Булавинцев и другие на два дня ранее намеченного срока выполнили поставленную задачу. Их работа была высоко оценена Командующим Центральным фронтом. В приказе от 05.04.43г. № 38 по Центральному фронту отмечалось, что в предельно краткие сроки было выполнено 1280 вылетов, переправлено 2 тысячи тонн боеприпасов, доставлен тактический резерв на угрожаемый участок в количестве 13600 человек, вывезено в тыл 12124 раненых.

С 23 февраля по 15 марта 1943 года оперативная группа выполняла задание 4-й ВА по транспортировке горючего, боеприпасов и технического имущества на линию фронта. Совершено 370 боевых вылетов. Перевезенные запчасти обеспечили восстановление 411 боевых самолетов. В приказе от 20.04.43 г. по Северо-Кавказскому фронту отмечалось, что в исключительно трудные дни, когда из-за бездорожья наземные войска и личный состав передовых аэродромов испытывали нужду в продовольствии и боеприпасах, подвоз автомашинами был невозможен. Вся тяжесть и ответственность по доставке частям армии и флота продовольствия, боеприпасов, горючего были возложены на транспортные экипажи. С поставленной задачей авиационная группа полностью справилась.

ФОРСИРОВАНИЕ ДНЕПРА

С сентября по октябрь 1943 года дивизия выполняла приказ ставки Верховного командования по оказанию советским войскам помощи при форсировании Днепра. Группа самолетов под командованием Б. Лабутина, выполняя задание 4-го Украинского фронта, оказала содействие частям 5-й Ударной Армии, ведущим форсирование Днепра в районе города Никополь. В сентябре экипажи дивизии провели крупную операцию по выброске во вражеский тыл в районе Канева подразделений 5-го Воздушно-десантного корпуса. За одну ночь был выполнен 31 вылет и сброшено 483 парашютиста и более десяти тонн боеприпасов.

С 10 октября 1943 года, по заданию второго Украинского фронта, с аэродрома Полтава была проведена массовая операция по транспортировке в район Пятихатки топлива и боеприпасов для танков. В боевом отзыве Командующего 5-й ВА генерал-полковника авиации Горюнова отмечалось, что летный состав, выполняя приказ Верховного Главнокомандующего, обеспечил наступающие части второго Украинского фронта боеприпасами, вооружением и горючим.

В октябре 1943 года в ходе форсирования Днепра возникла необходимость обеспечения передовых частей вооружением и боеприпасами. Экипажи дивизии, выполняя по пять-семь вылетов в день, выполнили задачу и обеспечили возможность советским войскам вести успешные наступательные бои. В период Корсунь-Шевченковской битвы из-за распутицы, автотранспорт не мог подвезти войскам требуемого количества боеприпасов. Этот пробел восполнили летчики, обеспечив передовые части в достаточном количестве боеприпасами и топливом.

ЗА НИКОЛАЕВ И ХЕРСОН

Самолеты полка под командованием К. Бухарова с февраля по конец мая 1944 года обеспечивали наступление войск Третьего Украинского фронта в направлении Херсона, Николаева и Одессы. В первых числах марта советские войска форсировали реку Ингулец и захватили плацдарм на западном берегу. Пехотинцы зацепились за маленький клочок земли, который острым клином вдавился в оборону противника. В помощь частям, ведущим боевые действия на правобережье, командование направило самолеты дивизии ГВФ. Под ожесточенным вражеским огнем, невзирая на сложные метеоусловия, летчики направились в район прорыва.

Экипажи командиров кораблей Потеева, Окинина, Быкова, Васильева и Тюпкина сбросили большое количество топлива нашим танковым соединениям, расширявшим прорыв. Было совершено 1225 самолетовылетов. Группа также взаимодействовала с танковыми и кавалерийскими частями генерала Плиева, вышедшими в глубокие рейды в тылу врага. Боевую работу в районе прорыва заместитель командующего Третьим Украинским фронтом оценил так: «Транспортная группа 1 — и АТД своей оперативностью и маневренностью по-боевому содействовала успешному углублению плацдарма на реке Ингулец. Перед экипажами стояла новая задача — обеспечить части, вырвавшиеся на оперативный простор в германском тылу, топливом и боеприпасами. Группа отлично справилась с поставленной задачей. Приказом Ставки Первый авиатранспортный полк получил почетное наименование «Херсонский».

Боевая работа МАГОН


ЗА БЕЛОРУССИЮ И ПРИБАЛТИКУ

12 июня 1944 года Ставка Верховного Главнокомандующего распорядилась направить в распоряжение Третьего Украинского фронта самолеты, для обеспечения действий войск, наступающих на Минско-Вильненском направлении. Выполняя приказ, командование дивизии направило две группы из 26 самолетов под командованием Полосухина и Иванова, под общим руководством командира полка Г. Тарана. На следующий день экипажи полка (командиры кораблей Бугренко, Сердечный, Задорожный, Шевяков, Кузьмин, Печкорин, Кирсанов, Слепов, Ильин, Захаров. Комаров, Потапов, Баутин и другие), приступили к работам по перебазированию 1-ой ВА на передовые аэродромы и бесперебойному их снабжению боеприпасами и топливом. За десять дней было переброшено три истребительных и один бомбардировочный корпус и штурмовая дивизия. Отличная оперативная работа дала возможность советским штурмовикам и бомбардировщикам нанести мощный удар по укреплениям и живой силе фашистов.

23 июня 1944 года наши войска вплотную подошли к железной дороге Витебск — Орша. Командование дало приказ найти, прорвавшийся в германский тыл, танковый корпус генерала Обухова и организовать доставку топлива остановившимся танкам. Решение этой задачи, практически решало судьбу операции Обухова. Топливо и боеприпасы были своевременно доставлены, и танки устремились вперед. Темпы наступления нарастали, каждому экипажу приходилось ежедневно находиться в воздухе до двенадцати и более часов. В ходе боев на подступах к Вильнюсу, летчики третьего полка сумели за один день перевезти на фронтовые площадки 216 тонн боевых грузов. Приказом Верховного Главнокомандующего № 0213 Третьему полку присвоили звание «Вильнюсского».

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЮГОСЛАВИИ

Группа под командованием П. Еромасова вдали от Родины выполнила важную и непростую задачу по снабжению партизанских отрядов Албании, Греции и Югославии оружием, боеприпасами, медикаментами, эвакуируя раненых и выполняя другие особые задания. Авиагруппа работала в исключительно сложных условиях: полеты приходилось совершать через Адриатическое море и в высокогорной местности ночью. Посадочные площадки устраивались партизанами на горных склонах и в долинах горных речек. Тот факт, что экипажи английских и американских самолетов, дислоцирующихся на одном аэродроме с советской группой, отказались совершать полеты на площадки, на которые садились наши пилоты, говорит о мастерстве и решительности наших летчиков.

Менее чем за год группа из десяти экипажей выполнила 972 боевых вылета, в том числе 387 — с посадкой во вражеском тылу. На наших самолетах было вывезено 1603 раненых, а в партизанские отряды переброшено пять тысяч бойцов и командиров, более 1000 тн боеприпасов и других важных грузов. 7 ноября 1944 года, «за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм» Первая авиатранспортная дивизия ГВФ была преобразована в 10-ю Гвардейскую авиатранспортную дивизию.

В конце войны 10-й Гвардейской дивизии поставили задачу доставить из Горького спецбоеприпасы большой мощности, необходимые для штурма Берлина. 21 апреля группа командира майора В. Чернякова выполнила задание, артиллеристы получили полный боекомплект специального боезапаса. Завершающей точкой боевых действий авиатранспортной дивизии стал полет экипажа командира Второго Севастопольского полка А. И. Семенкова, 9 мая 1945 года доставившего из Берлина в Москву акт о безоговорочной капитуляции гитлеровского рейха.

Боевая работа МАГОН


В заключение назовем несколько цифр: личным составом 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии совершено вылетов во вражеский тыл — 7227; вывезено из тыла противника — 9105 человек; доставлено в тыл противника -28695 человек, различных грузов — 7867 тонн; совершено вылетов на фронт — 52417; перевезено на фронт -298189 человек, различных грузов — 365410 тонн. Четырнадцать летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденом Ленина — восемь человек, орденом Красного Знамени — 185 человек, орденом Отечественной войны — 221 человек, орденом Красной Звезды — 600, медалью «За отвагу» — 267, медалью «За боевые заслуги» — 354 человека. 30 ноября 1946 года 10-я Гвардейская дивизия была расформирована и как воинская часть перестала существовать. Но летчики продолжили летать. Из рядов дивизии в Москве были созданы первая авиагруппа и авиагруппа международных воздушных сообщений. Десятки пилотов, штурманов, бортмехаников, радистов, инженеров и техников были направлены во все управления ГВФ. Практически костяком мирной транспортной авиации в послевоенные годы стали кадры дивизии.

Источники:
Стрельбицкий К. Деятельность МАГОН по снабжению осажденного Севастополя // Military Крым. №7. 2007. С. 37-42.
Краснояров В., Ялыгин М. Воздушный мост над Ладогой. Л.: Лениздат, 1984. С. 2-4, 122-143.
Окинин Н., Попова А. Под гвардейским знаменем // Гражданская авиация. 1988. №5. С. 15-19.
Филатов И., Драговоз П. Мирные крылья в годы войны. М.: Воздушный транспорт, 1995. С. 43-56, 103-117.
Филатов И. Гражданский воздушный флот в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Воздушный транспорт, 1995. С. 7-14, 84-97.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. капрал 4 июля 2016 09:03
    Спасибо за статью. Раньше только отрывочные данные на глаза попадались.
  2. Ратник2015 4 июля 2016 11:28
    Большущее спасибо уважаемому Инженеру-технарю за такой классный материал ! Именно ценно тем, что все действия показаны в комплексе, мне вот раньше только упоминания попадались и всё !
  3. казак волгский 4 июля 2016 14:46
    помнится давным - давно еще в детстве в журнале Вокруг - света про эту Авиагруппу повесть была документальная.......... тогда впервые о ней узнал. за статью - Спасибо!!!
  4. РПК 4 июля 2016 16:55
    Ночные полёты для лётчиков и экипажа,работа на износ.Постоянный недосып,напряжение,устранение поломок,отбивание атак истребителей,загрузки-разгрузки,возвращение на изрешеченной машине.Такие нагрузки быстро сажают сердце.Только железные люди могли так работать всю Войну.Нашим отцам и дедам Слава!
  5. MarKon 4 июля 2016 17:34
    Нижнее фото - это что?
    1. Авиатор_ 4 июля 2016 20:41
      Впечатление, что это центральный аэровокзал Москвы (Ходынка) в 1945 году
      1. Andrey591 6 июля 2016 10:13
        Это аэропорт "Внуково"!
  6. Верден 4 июля 2016 18:25
    Статья хорошая и автору за неё спасибо, однако насчёт Ли-2 в январе 1942 года - хотел бы уточнить, не критики ради. Название Ли-2 появилось только в сентябре 1942 года. Используемые до этого момента самолёты назывались ПС-84 и имели некоторые конструктивные отличия, в том числе и по количеству посадочных мест, коих, в зависимости от исполнения, могло быть от 14 до 28. Позже эти машины были переименованы в Ли-2П.
  7. Maxim73 5 июля 2016 10:29
    Хорошая статья! Моего прадеда как раз забрасывали в партизанские отряды, действовавшие на оккупированной территории Белорусской ССР.
  8. пехотинец2020 16 июля 2016 17:49
    Стрелок верхней "башни" (скорее, турельной установки) при всем желании не сможет подавить огонь зенитной огневой точки...
    1. Андрей Жданов 26 июля 2016 23:17
      Может-если самолет перевернуть!!!
  9. Андрей Жданов 26 июля 2016 23:20
    Спасибо! Очень интересная статья! Нет, слабо сказано - превосходная статья!!!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня