Истребительная авиация ВВС Азербайджана: перспективы и тенденции развития

Истребительная авиация для любого государства в современном мире является приоритетом в плане военной мощи и господства в небе. В закавказском регионе Азербайджан является одним из лидеров в данном направлении. Парк истребительной авиации Азербайджана состоит из 16 единиц истребителей МиГ-29С и МиГ-29УБ, а также из 5-10 единиц частично модернизированных истребителей-перехватчиков ещё советского производства МиГ-25П и МиГ-25ПД.


Истребитель МиГ-29 ВВС Азербайджана


Назвать истребительную авиацию Азербайджана отвечающим современным стандартам нельзя. Когда-то закупленные на Украине Азербайджаном истребители МиГ-29 до сих пор не модернизировались для повышения их боевых возможностей. Таким образом, азербайджанские истребители МиГ-29 остаются на уровне истребителей 4-го поколения, в то время как развитые страны пополняют парк своих ВВС истребителями поколения 4+ и 4++ и лишь некоторые страны (такие, как США, Россия, Китай, Израиль, Южная Корея, Индия и Япония) начинают пополнять свой парк ВВС истребителями 5-го поколения.

Для Азербайджана в выборе и закупке новых истребителей необходимо учитывать множество факторов, одним из которых является то, что потенциальный противник имеет достаточно укреплённую систему ПВО. Другим не менее важным фактором является то, что не каждая страна готова поставить Азербайджану истребители, ссылаясь на то, что мы имеем нерешённый территориальный военный конфликт. Примером такого отказа в поставках истребителей может послужить то, что Азербайджан в 2013 году проявлял интерес к шведским истребителям Saab JAS 39 Gripen, но переговорный процесс не дал результатов из-за отказа в поставках в связи с имеющимся территориальным конфликтом. Другим таким же примером может послужить также отказ России поставить Азербайджану истребители МиГ-35 поколения 4++. Их Азербайджан также хотел приобрести, но получил отказ от России, причиной которого возможно было или союзничество Москвы с Ереваном, или же боязнь того, что ВВС Азербайджана будут более мощными в Закавказье, чем ВВС России, дислоцированные в Армении.

Однако Азербайджан не останавливался в поиске возможностей закупки новых истребителей. Одним из заинтересовавших азербайджанских военных стал китайско-пакистанский истребитель JF-17 Thunder. Разговоры и слухи о планах закупки Азербайджаном этих истребителей идут уже давно.
Некоторые источники и СМИ даже называли цифру в 24 единицы, якобы именно столько истребителей JF-17 Thunder заказал Азербайджан. Но до сих пор ни один из официальных источников не подтвердил закупку Азербайджаном истребителей JF-17 Thunder. К тому же, возможно, что Азербайджан вовсе отказался от закупки данных истребителей в связи с тем, что истребители JF-17 Thunder по своим тактико-техническим параметрам мало чем отличаются от истребителей МиГ-29 ВВС Азербайджана. Таким образом, смысл закупки данных истребителей и вовсе отпадает. Если говорить напрямую, то фактически истребитель JF-17 Thunder представляет собой истребитель 4-го поколения, ничем не отличающийся от других истребителей такого же поколения, и пока вовсе "сырым", в то время как Азербайджану необходимо стремиться к закупке истребителей поколения 4+ или 4++.

Если говорить о истребителях поколения 4+ и 4++, то они представлены в следующих моделях: российский МиГ-35, европейский Eurofighter Typhoon, французский Dassault Rafale Standart F2, американский F-16IN Super Viper, шведский JAS 39 NG и китайский Chengdu J-10B. Среди всех этих стран производителей истребителей поколения 4+ и 4++ лишь одна страна может стать потенциальным поставщиком истребителей в Азербайджан — Китай. Китай прилагает огромные усилия для создания и производства военной техники, и китайское оружие уже давно стало конкурировать с производителями вооружений из России, США и некоторых стран ЕС. Отдельно надо отметить, что в плане производства истребителей Китай продвинулся достаточно далеко, и сейчас половина парка истребительной авиации Китая — это истребители собственного производства.

Однако в военно-техническом плане Азербайджан мало чем связан с Китаем, а если быть точным, то вообще не связан. Азербайджан приобрёл 21 единицу дальнобойных РСЗО "T-300 Kasirga" турецкого производства, которые являются лицензионным аналогом китайских РСЗО "WS-1B". И, чтобы заполнить эту брешь, азербайджанским военным и чиновникам МО Азербайджана можно задуматься о налаживании военно-технической связи с Китаем. Начать можно как раз с закупки истребителей, а именно истребителей Chengdu J-10B.

Истребительная авиация ВВС Азербайджана: перспективы и тенденции развития

Многоцелевой всепогодный истребитель ВВС НОАК Chengdu J-10B

Китайский истребитель Chengdu J-10B является модернизированной версией базового варианта Chengdu J-10А. Истребители Chengdu J-10B оснащены российскими двигателями АЛ-31ФН, которые в перспективе могут быть заменены китайскими WS-10A. От базовой версии J-10A модернизированные J-10B отличаются радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой, сверхзвуковыми воздухозаборниками измененной конструкции, новой инфракрасной системой поиска и сопровождения целей, металлизированным напылением на фонаре кабины пилота для снижения радиолокационной заметности и новой системой радиоэлектронной борьбы. Специалисты в области истребительной авиации относят Chengdu J-10B к поколению 4++ и отмечают то, что китайский истребитель Chengdu J-10B превосходит даже некоторых своих иностранных конкурентов.

Закупка Азербайджаном истребителей Chengdu J-10B не только повысит военную мощь Азербайджана в небе, но и придаст огромнейший импульс развитию военно-технических связей с Китаем. В перспективе Азербайджан может закупать военную технику в Китае и для других родов войск. И, если он придаст этому процессу ещё больше усилий, то азербайджано-китайские связи получат развитие, откроются новые возможности, в том числе и в получении лицензии на производство китайской военной техники в Азербайджане.
Автор:
Рамиль Агаев
Первоисточник:
https://vk.com/wall-2466663_499333
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

106 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти