Малоизвестный 7,62-Мм опытный армейский пистолет Ф. Токарева обр. 1939 г.

39
Малоизвестный 7,62-Мм опытный армейский пистолет Ф. Токарева обр. 1939 г.


Пистолет ТТ (Тульский, Токарева) образца 1930 г. под 7,62-мм маузеровский патрон несколько десятилетий исправно служил в системе вооружения РККА и других силовых структурах Советского Союза. Конструктивно ТТ был точной копией пистолета «Браунинг» образца 1903 г., но с жестким запиранием канала ствола, заимствованным у пистолета «Кольт» образца 1911 года.
В годы Великой Отечественной войны пистолет ТТ был основным личным оружием офицеров и генералов Красной Армии. После войны ТТ, ставший символом армии, победившей фашизм, немалую популярность приобрел и за рубежом. Известны различные его зарубежные версии, в том числе и под 9-мм парабеллумовский патрон. В определенных структурах пистолет ТТ пользовался популярностью до начала 21 века.
Вместе со всем этим мало известен факт, что буквально через несколько лет после постановки ТТ на вооружение был поднят вопрос о его замене другим пистолетом.
17 мая 1938 года был объявлен конкурс на проектирование и изготовление нового образца самозарядного пистолета под 7,62-мм маузеровский патрон.
Конкурсные испытания пистолетов различных авторов проводились вплоть до марта 1941 г., и лишь начавшаяся Великая Отечественная война помешала намечавшемуся принятию на вооружение нового пистолета.
Среди участников конкурса был и Ф. Токарев, представивший пистолет с выступающим стволом, как у немецкого «Парабеллума» или японского «Намбу». Именно такая конфигурация пистолета представлялась военному заказчику пригодной для вооружения танкистов. Такую же форму имели и пистолеты участников конкурса П. Воеводина и И. Ракова.


Ниже приводится описание самозарядного пистолета, разработанного и изготовленного к конкурсу лично Ф. Токаревым в 1938-1939 гг. К сожалению, токаревские разработки этого периода обойдены вниманием отечественных оружейных историков.
По типу автоматики пистолет относится к оружию с коротким ходом ствола и жестким запиранием затвора. Затвор запирается качающейся защелкой простой формы, расположенной в ствольной коробке. Относительно рамки пистолета ствольная коробка подпружинена отдельной короткой пружиной. Затвор пистолета прямоугольного сечения, с расположенной вокруг удар-пика возвратной пружиной. Ударно-спусковой механизм пистолета куркового типа, с открытым курком без самовзвода. Боевая пружина расположена в рамке пистолета и взаимодействует с курком так же, как и у «Маузера К-96».
Магазин пистолета на 15 патронов, с двухрядным их расположением и двухрядным выходом. С левой стороны рамки пистолета, в передней ее части, расположен флажок замыкателя. После его поворота (как у пистолетов «Парабеллум» и «Вальтер П-38») от рамки вперед отделяется ствольная коробка с затвором. Возвратная пружина остается на стойке рамки, а из снятой ствольной коробки выпадают затвор и ударник с пружиной ударника. В средней части рамки находится рычаг останова затвора, и за задней стенкой магазина – флажковый предохранитель.
Прицел пистолета секторный, с нарезкой делений до 1000 м.
Конструктивно пистолет своеобразен и не похож на другие пистолеты тех времен. Внешне ствольная коробка со стволом и затвор имеют некоторые черты «Маузера К-96», но в целом пистолет значительно проще и технологичнее «Маузера».

Основные характеристики

Калибр, мм 7,62
Длина пистолета, мм 238
Высота пистолета, мм 130
Ширина по ствольной коробке, мм 29
Ширина по щечкам рукоятки, мм 32,5
Длина ствола (с патронником), мм 140
Масса пистолета с магазином без патронов, кг 0,980
Масса узла затвора, кг 0,190
Масса узла ствольной коробки со стволом, кг 0,320
Емкость магазина, патронов 15
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 июля 2016 06:56
    Внешне - помесь Лахти и Намбу.
    1. +12
      3 июля 2016 07:11
      Скорее перекомпанованный маузер
    2. +12
      3 июля 2016 07:34
      Цитата: brom
      Внешне - помесь Лахти и Намбу.

      фото кликабельно
      1. +2
        3 июля 2016 22:03
        Фотка хорошо показывает, что имела место тенденция в оружейном дизайне. Вполне очевидно, что "уши растут" из разработки Брхарда-Люгера. Затворная группа очень похожа на Маузер С96, но там ещё у Брегмана (1903-1910) было что-то сходное... Даже курок налицо.
    3. 0
      3 июля 2016 11:13
      Лахти - поизящней, если так можно выразиться.
      1. +3
        3 июля 2016 22:06
        Лахти внешне сходен, но - ударниковый спусковой механизм, а не курковый. Т.е. в схеме - существенные различия
      2. +2
        3 июля 2016 22:07
        Спусковой механизм ударниковый, а не курковый. Т.е. в конструкции серьёзные различия, хотя общий дизайн похож.
  2. +8
    3 июля 2016 07:39
    Красавцем пистолет, конечно, трудно назвать. Но с такой компоновкой баланс, наверно, неплохой.
    1. +3
      3 июля 2016 11:56
      Да и ёмкость магазина почти в 2 раза поболее....
    2. Комментарий был удален.
  3. +4
    3 июля 2016 08:05
    Верно, "Маузер" перекомпонованный. Почему на вооружение не приняли? С надежностью проблемы? А жаль, так по боевым характеристикам был бы не хуже маузера.
  4. +23
    3 июля 2016 08:05
    А мне больше понравился пистолет Воеводина.
    . Основным преимуществом пистолета Воеводина по сравнению с другими образцами являлась большая емкость магазина (18 патронов), которая значительно повысила его практическую скорострельность, наряду с которой пистолет Воеводина выгодно отличался от других образцов и меткостью стрельбы. Он показал также лучшие результаты по надежности действия автоматики и безотказности работы в любых условиях эксплуатации, не дав во время испытаний ни одной поломки деталей, и наименьшее количество задержек. Пистолет Воеводина был несколько тяжелее и крупнее ТТ, но выгодно отличался от него по всем другим характеристикам, особенно скорострельностью и надежностью действия. Сравнение пистолета Воеводина с наиболее совершенными иностранными образцами показало, что по кучности боя он не уступал таким иностранным пистолетам, как «Парабеллум», Веблей-Скотт, Маузер-«Астра», а по практической скорострельности и начальной скорости пули не имел себе равных.
    1. +4
      3 июля 2016 11:55
      Ежели мне не " изменяет склероз " - воеводинский пистоль и был лидером конкурса , ток не помню - чем вояки обосновали непринятие сего изделия . ( или то было раковское изделие ? ... )
  5. +3
    3 июля 2016 10:24
    Цитата: Горный стрелок
    Верно, "Маузер" перекомпонованный. Почему на вооружение не приняли? С надежностью проблемы? А жаль, так по боевым характеристикам был бы не хуже маузера.

    В статье было же написано почему не приняли, война началась. Чем вы читаете? laughing
    1. +5
      3 июля 2016 11:37
      Цитата: Torins

      В статье было же написано почему не приняли, война началась. Чем вы читаете?

      Вообще-то у Болотина.Д.Н. в книге "Советское стрелковое оружие," написано что не прошёл испытания.<<Повторные испытания пистолетов Ракова, Коровина, Воеводина и Токарева были проведены в мае 1939 г. На основании полученных результатов пистолет Ракова был представлен к первой премии и рекомендован к серийному производству. Вторую премию комиссия предложила выдать Коровину. Пистолеты Ракова и Коровина были представлены К. Е. Ворошилову, который после личного опробования их отменил решение комиссии и дал указание о дальнейшем усовершенствовании образцов.>> Окончательно победил пистолет Воеводина.А дальше как у вас.Началась ВОВ.
    2. +2
      3 июля 2016 19:21
      Война не в 40-м началась. Видимо, были проблемы с технологичностью. А по мощности ТТ был очень "крут", не хуже "Маузера".
      Так что Воеводинский пистолет, и Токаревский - решили на вооружение не принимать, типа от добра добра не ищут.
      1. +1
        3 июля 2016 22:12
        Как помню, Маузер пробивал 12 дюймовых досок, а ТТ - 8 досок. Т.е. мощность сопоставимая. Отсюда же видны "уши" утверждения, что "ТТ пробивает стенку деревянного дома" - всё же 20 см древесины - не шутка!
        1. 0
          4 июля 2016 06:53
          Дай бог памяти, при сравнении в пробитии деревянного препятствия из пистолетов ВМВ ТТ в лидерах ("Маузер" не рассматривался, нештатный пистолет). Следом шел Вальтер Р-38, все остальные в аутсайдерах. Опять же, у "Маузера" ствол длиннее, скорость пули выше, пробиваемость лучше, не зря С-96 как легкий карабин позиционировался.
      2. +2
        4 июля 2016 01:33
        Цитата: Горный стрелок
        Война не в 40-м началась. Видимо, были проблемы с технологичностью. А по мощности ТТ был очень "крут", не хуже "Маузера".
        Так что Воеводинский пистолет, и Токаревский - решили на вооружение не принимать, типа от добра добра не ищут.

        Для выпуска любого образца продукции требуется время для технологической доработки образца и подготовки производства.Просто посмотрите перечень новых образов оружия,принятых на вооружение в 1938-1940гг и вы поймёте как были загружены заводы.Я имею ввиду только заводы стрелкового оружия.
  6. +1
    3 июля 2016 11:38
    и лишь начавшаяся Великая Отечественная война помешала намечавшемуся принятию на вооружение нового пистолета.
    Жаль, что такой пистолет не пошёл в производство. Сдаётся, что неплохой был вариант.
  7. +13
    3 июля 2016 13:07
    Спасибо за интересную статью, однако "Солдат удачи" он не инженер и даже не видел пистолетов ТТ, Браунинг 1903 и Кольт 1911 иначе почему не Кольт 1900 - тоже похож...
    Конструктивно ТТ был точной копией пистолета «Браунинг» образца 1903 г., но с жестким запиранием канала ствола, заимствованным у пистолета «Кольт» образца 1911 года.

    Конструктивно и внешне похож - это две большие разницы
    Все пистолеты после Браунинга, Маузера и Люгера внешне похожи друг на друга.
    Ибо "пистолет есть оружие для одной руки" и всё сосредоточено в этом определении оружия - оно оптимизировано для этого.
    Ну да ладно, даже такое начало статьи настроения от нее почти не испортило.
    Спасибо feel
    И все же послевоенное развитие пистолетов пошло по пути развития конструкции с затвором охватывающим ствол. Так что может оно все правильно сложилось...
    Хотя, Воеводин хорош winked
    С уважением...
    1. +3
      4 июля 2016 06:58
      Весь цирк в том, что это оружие на конкурсе шло для танкистов, стрелять по врагу из башни танка сквозь отверстия в броне. Там еще такая затычка на цепочке была, закрывать отверстие, вспомните башню БТ-5/7, Т-26 (что то же самое). И ТТ в этом случае не очень подходил, там РН был в фаворе. Вот такая конструкция для пистолета и требовалась. С уходом анахронизма в виде амбразур в броне танка отпала и необходимость в подобной форме ствола пистолета.
      1. +1
        4 июля 2016 15:52
        Весь цирк в том, что это оружие на конкурсе шло для танкистов, стрелять по врагу из башни танка сквозь отверстия в броне.

        Да, да!
        Именно поэтому и стволик потоньше.
        Действительно, после БТшек "дырочек" в башне вроде и не было. Да ведь в то время еще и "пулемет назад" в башню в шаровой установке пытались вставить зачастую. Видимо концепция "смести запрыгнувшего на броню с брезентом или чем похуже врага" имела места в конструкторских умах.
        С уважением..
  8. +5
    3 июля 2016 14:11
    я читал что разработку пистолетов с "открытым стволом" начали по просьбе танкистов, якобы очень неудобно и невозможно стрелять из тт находясь в бронетехнике.
    1. 0
      4 июля 2016 06:28
      User_internet
      я читал что разработку пистолетов с "открытым стволом" начали по просьбе танкистов, якобы очень неудобно и невозможно стрелять из тт находясь в бронетехнике.


      Почему невозможно? что именно мешало?
  9. +3
    3 июля 2016 14:29
    Эстетически дизайн "люгер-парабеллум" как то по-своему брутально красив. Хорошая статья, даже не знал о такой ветке оружия и в СССР, потому что "оружейные энциклопедии стрелкового оружия", широко изданные в конце 1990-х годов, оперируют только в основном западными образцами.
    1. +6
      3 июля 2016 20:39
      "люгер-парабеллум"- неправильно :).
      правильно - "борхард-люгер".таки конструкция Борхарда допиленная Люгером, а Парабеллум - торговая марка.
    2. +2
      3 июля 2016 22:18
      Как мне поясняли люди, не мало пострелявшие и из "парабеллума", и из ТТ, Борхард-Люгер исключительно хорош для интуитивной стрельбы на короткие - рука лежит удобно, при прицеливании, будто пальцем показываешь. ТТ же хорош для точной прицельной стрельбы. Ясен пень, что лучше стреляешь из оружия, которым много стреляешь, т.е. привычного и надёжного... Тот же парабеллум надёжностью совсем не славился.
  10. +1
    3 июля 2016 21:49
    На страницах Техники- молодёжи, в конце 80 годов, был рассказ об этом конкурсе, и о том, что пистолет Воеводина был принят на вооружение! И якобы, некоторая партия приступила на вооружение высшего комсостава. Только крупной серии помешала война. Больше нигде подобных данных не проскакивали... А касаемо Коровина, его пистолет калибра 6,35 состоял под маркой ТК на вооружении официально. Конструктивно это был фактически браунинг под советский усиленный патрон...
  11. +2
    3 июля 2016 22:00
    В такой схеме самым крассавцем был Парабеллум.) Военным пистолет такой схемы вполне может подойти, тут явное преимущество в отсутвие тяжелого кожуха затвора,а это экономия веса. Военные используют пистолет только как оружие второго разряда и основным он не является, и планки пикатини с причиндалами им врядли пригодятся.
  12. -1
    3 июля 2016 22:12
    На Руси издревле оружие не было столь изящным как европейское, но скажите пожалуйста, кто больше времени продержался на рынке вооружений? Наш конёк: технологичность и надёжность, эргономика вторична, увы. Винтовка Мосина, пистолет Токарева, танк Кошкина, самолёты Илюшина, Лавочкина, Поликарпова, Туполева, вертолёты Миля и Камова и тд. Где конкуренты?
    1. +3
      3 июля 2016 22:50
      Если соизволили задать такой сумбурный вопрос, на который по определению не может быть точного ответа. То тут вы упустили из вида Грабина, Старинова и т.д.)
    2. +6
      4 июля 2016 14:12
      Цитата: кудесник
      но скажите пожалуйста, кто больше времени продержался на рынке вооружений?

      Ви таки можете не поверить но этого "кого-то" зовут Джон Мозес Браунинг laughing
      Кольт 1911, Браунинг ХП, Браунинг .50 М2 НВ, кольт-вудсмен, винчестер М1894 до сих пор производятся и продаются, а .50 М2 НВ самый массовый крупнокалиберный пулемет в мире хотя с момента его появления прошло уже 95 лет laughing .
  13. +1
    4 июля 2016 01:48
    ..Прицел пистолета секторный, с нарезкой делений до 1000 м...
  14. 0
    4 июля 2016 07:23
    Цитата: Маки Авелльевич
    User_internet
    я читал что разработку пистолетов с "открытым стволом" начали по просьбе танкистов, якобы очень неудобно и невозможно стрелять из тт находясь в бронетехнике.


    Почему невозможно? что именно мешало?

    наверное бойницы узкие.
  15. -1
    4 июля 2016 22:46
    Что то короткий ход ствола не могу определить.

    Обычно те пистолеты, что имеют короткий ход ствола имет затвор закрывающий ствол.

    Двухрядный магазин с двухрядный выходом патронов, это хорошо. Перезарядка легче. Правда если крепление магазина допускает небольшой люфт, могут быть проблемы с досыланием патрона.
  16. 0
    9 июля 2016 22:16
    А это не пистолет Воеводина,под патрон ТТ?!
  17. 0
    19 июля 2016 11:13
    Вот во всех пистолетах конкурса 38-го года просматривается своеобразная "Маузероподобность"
  18. 0
    25 сентября 2016 11:42
    В конце концов пришли к выводу, что танкисты обойдутся Наганом.
  19. +1
    11 ноября 2016 23:20
    Очень похож ствольной коробкой на "Маузер К-96", перекомпонованный на подачу патронов из рукоятки...а чего ж знаменитый конструктор в этом своём пистолете отказался от маузеровской блочности УСМ, удачно применённой им( вкупе с браунинговскими направляющими подачи патрона) в ТТ-33?
    "Значительно проще и технологичнее "Маузера""-это, наверное, из-за того, что маузеровская ствольная коробка была чрезвычайно трудоёмкой и нетехнологичной, так как изготавливалась зацело со стволом, из единого куска стали, а Ф.В.Токарев придумал делать ствол и ствольную коробку раздельно...? winked
    ЗЫ По воспоминаниям знакомых фронтовиков, воевавших пехотинцев и танкистов, их ТТ отнюдь не отличались надёжностью( барахлила защёлка магазина, подводила( перекос и недосыл патрона) возвратная пружина и осечил курок, но предохранительный взвод курка совсем не предохранял от случайного выстрела при падении пистолета-эти же недостатки указывались и в предвоенных заключениях по результатам эксплуатации в войсках, но, увы, так и не были устранены-все надежды возлагались уже на скорое принятие нового пистолета, воеводинского...), безопасностью и удобством в обращении.