Тяжелый танк Porsche VK 3001(P), Германия

В начале сентября 1939 года в Германии началась разработка новой версии тяжелого танка, получившей обозначение VK 3001(H). От фирмы Henschel требовалось доработать существующие проекты подобной техники с целью повышения основных характеристик, делающих перспективный танк пригодным для эксплуатации в войсках. Вскоре аналогичный проект появился у фирмы Porsche. Ее вариант тяжелого танка в дальнейшем получил обозначение VK 3001(P).

Разработка перспективного тяжелого танка на фирме Porsche началась не позднее середины сентября 1939 года, причем работы стартовали в инициативном порядке. Руководство организации узнало о предыдущих распоряжениях Управления вооружений, которое привлекло к созданию требуемой техники другие компании, и решило не оставаться в стороне. Уже 27 сентября военные получили письмо Фердинанда Порше, в котором предлагался общий облик новой версии тяжелого танка. После этого работы по созданию нового проекта продолжились.

До конца 1939 года специалисты фирмы Porsche занимались проработкой облика новой бронемашины. Планировалось улучшить уровень защиты в сравнении с существующей техникой, обеспечить требуемые характеристики подвижности, а также использовать мощное вооружение. Изначально предполагалось оснастить танк пушкой калибра 75 мм. Позже решили рассмотреть вариант использования 105-мм орудия. Работы по выбору вооружения серьезно затянулись. Выбрать окончательный вариант основного оружия удалось только в начале 1941 года.


Тяжелый танк Porsche VK 3001(P), Германия
Прототип VK 3001(P) на испытаниях. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


По имеющимся данным, в течение последних месяцев 1939 года фирмой Porsche было разработано шесть вариантов эскизного проекта тяжелого танка, а также пять версий их улучшения. Облик машины формировался без учета требований потенциального заказчика, однако в этих работах активно использовались отзывы и пожелания танкистов-фронтовиков. Таким образом, можно было рассчитывать на значительное повышение эксплуатационных характеристик техники в сравнении с существующими образцами.

Инициативный проект фирмы «Порше» получил рабочее обозначение Typ 100. Кроме того, на определенном этапе разработка обзавелась именем Leopard. Уже после завершения основных проектных работ и получения одобрения со стороны армии перспективный тяжелый танк получил официальное обозначение VK 3001(P) – «Опытный образец массой 30 т, первый вариант, фирма Porsche».

В начале декабря 1939 года специалисты фирмы-разработчика определились с основными особенностями перспективного проекта. Было предложено использовать сравнительно толстую броню, способную защитить технику от различных угроз, мощное вооружение и оригинальный вариант трансмиссии. Были подготовлены необходимые документы и чертежи. В самом начале 40-го этот вариант проекта представили Управлению вооружений, которое заинтересовалось инициативной разработкой.

По результатам анализа представленного предварительного проекта армия согласилась взять на себя финансирование дальнейших работ. Кроме того, было одобрено привлечение к работам фирм-субподрядчиков. В течение нескольких следующих месяцев головной разработчик проекта в лице Porsche подписал несколько договоров с другими организациями, которые должны были отвечать за разработку и изготовление различных узлов и агрегатов.

Тяжелый танк Porsche VK 3001(P), Германия
Схема шасси VK 3001(P). Рисунок Барятинский М.Б. "Тяжелый танк «Тигр»"// "Бронеколлекция"


Следующие месяцы ушли на завершение проектирования и подготовку готового проекта. Итогом этих работ стало появление всей необходимой документации, в соответствии с которой следовало строить шасси перспективного танка. Разработка башни, в свою очередь, столкнулась с некоторыми затруднениями. Из-за отсутствия окончательного решения по основному вооружению конструкцию башни пришлось несколько раз изменять. Кроме того, ее перерабатывали в связи с обновлением требований заказчика.

Новый тяжелый танк VK 3001(P) должен был получить броневой корпус с высокими показателями защиты. Так, лобовую часть предлагалось изготовлять из броневых листов толщиной до 80-100 мм, расположенных под разными углами друг к другу. Защита бортовой проекции шасси возлагалась на 60-мм детали. В корме использовалась броня толщиной 40 мм, а крыша и днище имели толщину 26 мм.

Лобовая часть корпуса образовывалась традиционной для немецких танков того времени коробчатой конструкцией из нескольких листов. Верхний лобовой лист располагался с минимальным отклонением от вертикали и имел несколько проемов для установки смотровых приборов. Борта корпуса были разделены на две части. Их верхние элементы были разнесены в стороны относительно нижних и образовывали развитые надгусеничные ниши. Любопытной особенностью корпуса, отличавшей его от некоторой другой техники, были скошенные скуловые листы, соединенные со лбом. По всей длине корпуса, за исключением кормы, имелась горизонтальная крыша. Ее кормовой участок был завален назад.

Компоновка корпуса должна была соответствовать основным идеям, использовавшимся в немецком танкостроении того времени. Одновременно с этим ее предлагалось переработать по причине использования новых идей и решений. В передней части корпуса сохранялся объем для размещения агрегатов трансмиссии, рядом с которым находилось отделение управления. Вся центральная часть машины отдавалась под боевое отделение, а в корме должны были помещаться агрегаты силовой установки.

До определенного времени работы по созданию башни для нового танка не имели особого успеха. Из-за продолжения поиска подходящего вооружения разработка полноценного проекта башни была нецелесообразна. Тем не менее, уже на ранних стадиях проекта был предложен вариант башни с наклонным лобовым листом и выгнутыми наружу бортами. Также предусматривалась состоящая из двух листов крыша с наклонными передней и задней частями. По уровню защиты башня должна была соответствовать корпусу, получая броню толщиной до 80-100 мм.

Тяжелый танк Porsche VK 3001(P), Германия
Схема полноценного тяжелого танка с башней и вооружением. Рисунок Барятинский М.Б. "Тяжелый танк «Тигр»"// "Бронеколлекция"


Основой силовой установки танка VK 3001(P) должны были стать два карбюраторных двигателя Porsche Typ 100 мощностью по 210 л.с. каждый. Двигатели воздушного охлаждения, топливные баки и прочие системы должны были помещаться в кормовом отсеке машины. Кроме того, рядом с двигателями предлагалось помещать два электрогенератора фирмы Siemens-Schukkert, используемые в составе трансмиссии. Каждый двигатель планировалось механически соединять с собственным генератором.

Еще в ходе предварительных работ по новому проекту специалисты фирмы Porsche пришли к выводу об ограниченных возможностях «классической» механической трансмиссии. Подобные агрегаты имели ограниченные характеристики, а также не отличались простотой эксплуатации. По этой причине, а также ввиду отсутствия ограничений, налагаемых заказчиком, было принято решение применить в новом проекте «Тип 100» оригинальную трансмиссию на основе электрических агрегатов. Крутящий момент двигателя должен был передаваться на ведущие колеса без помощи механических устройств. Вместо них предлагалось применять генераторы, провода и тяговые электромоторы. Между последними и ведущими колесами также присутствовали планетарные и фрикционные передачи. Управление работой гусеничного движителя должно было осуществляться путем контроля за электрическими системами.

Была предложена ходовая часть необычной конструкции. На каждом борту танка следовало размещать по шесть опорных катков диаметром 700 мм, оснащенных резиновыми бандажами. Катки блокировались попарно, а их тележки получали торсионную подвеску. С целью экономии места и упрощения конструкции бронемашины торсионы располагались за пределами броневого корпуса, а также размещались вдоль его оси, а не поперек. Ведущие колеса помещались в передней части корпуса, направляющие – в корме. Имелись четыре пары поддерживающих роликов. Использовалась крупнозвенчатая гусеница шириной 500 мм.

Состав вооружения перспективного танка в течение длительного времени оставался предметом споров. К весне 1941 года работы по выбору вооружения перешли в стадию полигонных испытаний. В ходе специально проведенных тестов было установлено, что наибольший интерес представляют орудии калибров 88 и 105 мм. 75-мм пушки, в свою очередь, уже не отвечали требованиям времени ввиду сравнительно низких характеристик бронепробиваемости. По результатам испытаний было решено остановиться на системе калибра 88 мм.

Тяжелый танк Porsche VK 3001(P), Германия
Опытное шасси на испытаниях. Фото Aviarmor.net


Решение об использовании 88-мм пушки 8,8 cm KwK 36 было принято в самом начале апреля 41-го. Однако, несмотря на это, первым был разработан вариант башни под 105-мм орудие. Документация по башне с требуемым вооружением была представлена несколькими днями позже. 24 апреля проект башни с KwK 36 утвердили и рекомендовали к использованию в составе нового тяжелого танка.

Таким образом, основным оружием танка VK 3001(P) должна была стать пушка KwK 36 калибра 88 мм с электрическим воспламенением. Имея ствол длиной 56 калибров, такое орудие могло разгонять снаряды до скоростей порядка 930 м/с и пробивать до 140 мм гомогенной брони на дистанции 1 км. В номенклатуру боеприпасов орудия входили несколько унитарных выстрелов со снарядами различного назначения. Орудие предлагалось монтировать на качающейся установке во вращающейся башне. За счет этого могло выполняться наведение в любом направлении по горизонтали в определенном вертикальном секторе.

Дополнительное вооружение танка должно было состоять из двух пулеметов MG 34 калибра 7,92 мм. Один из пулеметов помещался на орудийной установке и выполнял функции спаренного оружия, а второй располагался в лобовой амбразуре корпуса, на месте стрелка-радиста.

В экипаж перспективного тяжелого танка предлагалось включить пять человек. Внутри корпуса находились рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Они помещались в передней части корпуса и попадали на свои места через люки в крыше. В лобовой детали корпуса имелись смотровые приборы. В боевом отделении имелись места наводчика, командира и заряжающего. В их распоряжении имелись люки в крыше, а также набор смотровых приборов, в том числе смонтированных на командирской башенке.

Несмотря на использование весьма толстой и тяжелой брони, авторам проекта удалось сохранить боевую массу танка на уровне 30 т. Длина машины достигла 6,58 м, ширина – 3,8 м, высота – 3,05 м. Расчетная максимальная скорость на шоссе должна была достигать 60 км/ч. Подобные характеристики могли сделать VK 3001(P) одной из самых защищенных и подвижных бронемашин своего класса.

Тяжелый танк Porsche VK 3001(P), Германия
Движение по пересеченной местности. Фото Aviarmor.net


Весной 1941 года, после утверждения комплекса вооружения на основе 88-мм пушки, заказчик и исполнители проекта договорились о распределении обязанностей при строительстве прототипа. Так, общая сборка опытного танка возлагалась на завод Niebelungennwerke. За поставку броневых деталей корпуса и готовой башни отвечала фирма Krupp. От Siemens-Schukkert требовалось поставить необходимые электрические системы. Также к проекту были привлечены некоторые другие поставщики тех или иных изделий.

В мае 41-го были подписаны несколько новых контрактов на поставку агрегатов для опытной техники, которыми, среди прочего, оговаривались сроки выполнения работ. Согласно этим документам, первый прототип VK 3001(P) должен был появиться в конце осени, а третья из требуемых машин могла выйти на испытания в начале следующего года. Кроме того, в обозримом будущем заказчик требовал доработать конструкцию башни и использовать на прототипах обновленный ее вариант. Новая версия башни была разработана и выполнена в виде макета в 20 мая. Через несколько дней ее показали заказчику.

В силу разных причин проект VK 3001(P) серьезно затягивался. Проектные работы стартовали еще в конце 1939 года и продолжались до начала 41-го. После утверждения планов по строительству опытной техники выяснилось, что сборка трех прототипов может столкнуться с дополнительными сложностями, которые способны привести к очередному смещению сроков. Руководству фирмы-разработчика пришлось принимать некоторые меры, направленные на ускорение работ.

Фирма Porsche, видя проблемы субподрядчиков, привлекла к работам завод Eisenwerke Oberdonau. Он должен был построить корпус для опытного танка, не имеющий защиты. Для ускорения работ и быстрейшего начала испытаний было решено собрать танковый корпус из конструкционной стали. Работы по такому изделию начались уже в мае, а завершились до конца июня. Готовые агрегаты отправили предприятию Niebelungennwerke для окончательной сборки опытного танка.

Тяжелый танк Porsche VK 3001(P), Германия
Подъем на склон. Фото Aviarmor.net


В начале июня фирма Steyr собрала первый из двух необходимых двигателей Porsche Typ 100. В конце июля был представлен второй такой мотор, после чего оба изделия отправились в сборочный цех для монтажа в имеющемся корпусе. Поставки тех или иных комплектующих с их монтажом в незащищенном корпусе продолжались до осени 1941 года. В октябре 41-го первый опытный танк VK 3001(P) с корпусом из конструкционной стали и весовым имитатором вместо башни был представлен на испытания.

Также имеются сведения о сборке второго опытного шасси новой модели. Оно получило полный комплект необходимых систем и строилось на основе полноценного броневого корпуса. Второй прототип мог стать первой опытной машиной, однако в первой половине 1941 года строительство техники затянулось, из-за чего разработчикам пришлось инициировать строительство упрощенного шасси без требуемой защиты. Как и первый прототип, вторая опытная машина нее имела башни и несла на крыше весовой имитатор.

Испытания двух шасси-прототипов показали, что в существующем виде танк VK 3001(P) имеет как преимущества, так и недостатки. К примеру, имеющееся бронирование позволяло защитить экипаж и внутренние агрегаты от множества артиллерийских систем, однако в некоторых ситуациях могло быть недостаточным. Требовалось доработать и усилить защиту. Боевые качества тяжелого танка проверить не удалось. Сборка башен серьезно затягивалась, из-за чего оба прототипа в итоге так и остались без вооружения.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть опытных бронемашин показали себя неоднозначно. В ходе испытаний регулярно имели место поломки тех или иных элементов подвески, которая не отличалась высокой надежностью. Также возникали постоянные проблемы с электрической трансмиссией. Одновременно с этим электротрансмиссию сочли удобным и перспективным вариантом оснащения перспективной бронетехники тяжелого класса. Ожидалось, что после ликвидации всех выявленных недостатков такие системы смогут значительно повысить характеристики танков и других машин.

Тяжелый танк Porsche VK 3001(P), Германия
Опытное шасси, левый борт. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Проект тяжелого танка Typ 100 / VK 3001(P) имел определенные преимущества перед другими разработками того времени и представлял определенный интерес с точки зрения дальнейшего развития. Тем не менее, за время, прошедшее с момента начала проектирования до старта испытаний, требования заказчика успели измениться, а сам проект в определенной мере устарел. Доводка имеющегося шасси, проверка башни с вооружение для него и прочие этапы проекта требовали дальнейших трат времени, сил и финансирования. По этой причине целесообразность продолжения работ стала вызывать сомнения.

Еще в мае 1941 года, когда определялся график строительства опытных танков VK 3001(P), немецким командованием была предложена новая концепция тяжелого танка, имевшая заметные отличия от существующих взглядов на подобную технику. Оговаривались требования к защите, вооружению и подвижности таких тяжелых танков. Вскоре было составлено техническое задание, в соответствии с которым фирмы-подрядчики должны были вести разработку двух проектов. Вариант тяжелого танка от фирмы Porsche получил обозначение VK 4501(P), а компании Henschel поручили создание машины VK 3601(H). Два тяжелых танка должны были иметь некоторые отличия, но при этом рассматривались в качестве альтернативы друг другу. К лету 1942 года оба танка должны были выйти на испытания.

Используя имеющийся опыт и наработки по существующим проектам, в том числе VK 3001(P), фирма «Порше» достаточно быстро разработало новый вариант тяжелого танка, а затем построило опытный образец. Первый прототип такой бронемашины был готов уже в апреле 1942 года. Был создан новый корпус с более толстой броней, в котором помещались доработанные силовая установка и электрическая трансмиссия.

Прогресс, достигнутый в ходе проекта VK 4501(P) серьезно ударил по перспективам VK 3001(P). Ввиду заметных преимуществ перед предшественником, а также отсутствия проблем со строительством опытных образцов, новая разработка представляла больший интерес для заказчика. Подобные обстоятельства не могли не сказаться на дальнейшем ходе работ по созданию нового тяжелого танка. 30-тонную боевую машину сочли бесперспективной и не способной конкурировать с более новым танком.

Тяжелый танк Porsche VK 3001(P), Германия
Прототип преодолел подъем, вид сзади. Фото Aviarmor.net


Испытания опытных машин типа VK 3001(P) продолжались до мая 1942 года. После этого было решено прекратить разработку этого проекта как не соответствующего новым требованиям. Все силы конструкторов фирмы Porsche были сосредоточены на новых разработках, которые отличались более высокими характеристиками и, как следствие, имели определенные перспективы.

Насколько известно, в течение нескольких месяцев после закрытия проекта эксплуатация двух опытных шасси Typ 100 / VK 3001(P) продолжалась в интересах дальнейшего развития бронетехники. Эти машины применялись в качестве подвижных платформ для отработки тех или иных идей и решений. Прототипы тяжелого танка были заняты в программе VK 4501(P) и использовались в роли дополнительных опытных машин. После завершения всех необходимых проверок и тестов оба образца были разобраны на металл. Необходимость в этой технике более отсутствовала, тогда как использованные материалы и агрегаты можно было применить вновь.

В ходе проекта VK 3001(P) было построено лишь два опытных шасси, одно из которых к тому же имело корпус из конструкционной стали. Кроме того, оба прототипа не имели башен, разработка и сборка которых слишком сильно затянулись и в итоге были отменены вместе с дальнейшими работами по основному проекту. Проект перспективного тяжелого танка фирмы «Порше» в своем исходном виде не дал реальных результатов и не привел к перевооружению бронетанковых подразделений.

Тем не менее, он позволил довести до практической реализации и испытаний в условиях полигона ряд оригинальных идей. Впоследствии наработки по танку VK 3001(P), такие как электрическая трансмиссия, соответствующие принципы управления машиной и т.д., использовались в некоторых новых проектах. Тем не менее, и в этом случае о массовом применении оригинальных идей речи не шло.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://armor.kiev.ua/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. №6.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. kugelblitz 6 июля 2016 08:48
    Конечно тяжеловата электротрансмиссия, да ещё охлаждение требовали генераторы и электромоторы, зато ее гибкость на очень высоком уровне, лучше наверное только гидрообъемная. По отзывам танкистов проще Элефантов в управлении не было.
    Подвеска конечно была на порядок удобнее и компактнее Книпкампа, внутренние объемы не занимали, тележки менялись в среднем за 3 часа.

    Вообще машина была интересной, некоторые решения подвески можно было бы применить даже в современной технике, да и электротрансмиссия популярна в сверхтяжелой технике, вроде слышал, что в Платформе-0 хотят такую использовать с мотор-колесами.
    1. Верден 6 июля 2016 16:37
      Цитата: kugelblitz
      Конечно тяжеловата электротрансмиссия, да ещё охлаждение требовали генераторы и электромоторы, зато ее гибкость на очень высоком уровне, лучше наверное только гидрообъемная.

      Красивый замысел, но, как показывает практика, применение электротрансмиссии оправдывает себя только на очень тяжёлой технике. Даже карьерные самосвалы оснащаются ей лишь в самых тяжёлых версиях. Простота управления привлекает, однако всё упирается в высокую стоимость и, как ни странно, сложность подобных конструкций. На автомобилях некоторое время пытались экспериментировать с мотор-колёсами, надеясь упростить и удешевить конструкцию. Но и тут ничего не вышло. К тому же, для танков идея мотор-колёс не актуальна... Для промышленности Германии в ходе ВМВ недостаток цветных металлов создал множество проблем. Тут уж было не до доводки электротрансмиссии.
  2. pimen 6 июля 2016 09:29
    не понял логики: а зачем ведущие колёса спереди при расположении основных элементов электрической трансмиссии сзади?
  3. Kars 6 июля 2016 11:05
    Про Порше)правда Фердинанд .попалось интересное фото в книге по немецким ремонтникам
    на Вар альбоме такой нет,да и в руссоязычных монографиях не попадалась.
  4. Оператор 6 июля 2016 12:53
    Не ожидал такого лохотрона от германских супер-пупер танкостроителей - два самых критичных предвоенных года с маниакальным упорством под лозунгом тяжелого танка (в классе Т-34, хе-хе) пытались слепить уродца с двумя (!) двигателями, трамвайными электромоторами (вес и количество меди поражают воображение), древней как гoвно мамонта тележечной ходовой частью и сараеобъемным корпусом (6,6х3,8х3,0 м) с мизерной степенью защиты.

    Если бы не сюрпризы от советских танкостроителей, показавших что такое танк (средний Т-34 и тяжелый КВ-1), бравые тевтонцы таки приняли бы свое детище на вооружение bully
    1. DimerVladimer 7 июля 2016 10:28
      Цитата: Оператор
      Не ожидал такого лохотрона от германских супер-пупер танкостроителей - два самых критичных предвоенных года с маниакальным упорством под лозунгом тяжелого танка (в классе Т-34, хе-хе) пытались слепить уродца с двумя (!) двигателями, трамвайными электромоторами (вес и количество меди поражают воображение), древней как гoвно мамонта тележечной ходовой частью и сараеобъемным корпусом (6,6х3,8х3,0 м) с мизерной степенью защиты.

      Если бы не сюрпризы от советских танкостроителей, показавших что такое танк (средний Т-34 и тяжелый КВ-1), бравые тевтонцы таки приняли бы свое детище на вооружение


      Ну не такой уж и лохотрон:
      сблокированные попарно колеса с одной осью на торсионе - это вполне рабочая система обеспечивающая высокую прочность и сцепные характеристики и ее элементы применяются на некоторых современных тракторах (Caterpillar Komatsu).

      Электротрансмиссия до сих пор перспективное направление - пример старый отечественный бульдозер ДЭТ-250 (современная версия ДЭТ-320 ДЭТ-350) - Дизель Электрический Трактор 250 л.с., очень много перенял из трансмиссии порше - генераторы, встроенные ходовые электродвигатели, кстати ДЭТ имел индивидуальную торсионную подвеску катков (практически танковая подвеска) и систему охлаждения!
      Работавшие на ДЭТ бульдозеристы рассказывали забавные примеры из повседневной эксплуатации электрических бульдозеров - например плохая герметичность электромоторов, приводила к пробоям на корпус трактора при заезде в глубокие лужи и бульдозеристам приходилось работать в резиновых сапогах и резиновых перчатках :)

      В лет 7-8 назад дизельэлектрические тракторы выпустили Катерпиллар и Комацу - так что трансмиссия от порше переживает ренесанс :)

      Если сравнивать механическую гидромеханическую и электрическую трансмиссии:
      - механическая (МТ): сложная, с низким ресурсом и потерями до 7-15% и требует высокой квалификации оператора, поскольку прямая связь гусениц и двигателя приводит к ударным нагрузкам на ДВС.
      - гидромеханическая (ГМТ) очень сложная, средний ресурс, требует средней квалификации оператора, высокие потери мощности до 15-20%, преимущества - полуавтоматическое преключение передач, отсутствие прямой связи двигателя и движителя.
      - Электрическая: относительно простая, высокий ресурс, требует средней квалификации оператора, вообще нет механической связи ДВС и движителя. Из минусов - влагобоязнь, цена (генераторы и электромоторы в целом, стоят больше чем МТ или ГМТ)
  5. 2005Aleksey 24 июля 2016 13:41
    Хороший танк но у нас не хуже. am
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня