Military Review

"See you, girl!"

7
"See you, girl!"



Remember everything. To the very blood of his memory, to the very depth of his heart. This memory has become sacred for them, and they tell about the past days of their life as if they ate black donuts yesterday, died down in fear of the barking shout of German soldiers and helped wounded soldiers.

Raisa Popova was born in 1929 year, she is one of those whose childhood years crossed out a terrible misfortune. She endured hunger, exhausting labor, occupation, tears of the mother. Never forget it.



The most difficult time began in the days of the retreat of our troops. Civilians whispered with horror: "Surely the fascist will come to us?" They did not want to believe, but they had to, when planes with black crosses on their wings began to fly over the village.

One such fighter once flew over the main street of the village, and then, turning around, as if saying goodbye, cut off a crowd of civilians with a machine-gun fire. Wounded fell, a woman screamed over a dead child.

On the same day, Paradise, along with her mother, went for water to the river. Mother stood and waited for the girl to get and pick up water. Suddenly a soldier emerged from the bushes right on Paradise: tattered, wounded, scary. The girl screamed.

- Do not worry, my dear, I own, - he whispered. - Who is waiting for you there? Nurse? Tell her to bring some bread, go for three days, have not eaten any crumbs.

The Soviet soldier, apparently, was surrounded, and now he is in the German rear.

For four days, the girl and her mother nursed a fighter, and then, dressed in the old clothes of the Rain Father, the soldier decided to make her way to his.

“Well, see you, my dear,” he said to the girl goodbye, “I’ll live, I’ll definitely come to you.”

But they never saw him again.

In the meantime, the Germans imposed new orders in the village and distributed their houses to all the houses.

“Our hut was big,” recalls Raisa Georgievna. - Because four German soldiers settled in the house right away. One of them was probably some kind of treasurer, I carried a large metal chest with money or goods, I don’t know.

The soldiers staying in the house treated the children quite well, sometimes even feeding them, despite the prohibitions of the commanders. Apparently, hungry children caused pity among those invaders, in whose soul something human was left.

The kids even divided the Germans into "garny" and "pagans". The second they called those who dropped bombs on houses and fired at people.

Mother sternly ordered the children not to talk about the Germans, not even to look in their direction, realizing that there were very few “women” among them.

No matter how hard it was, but children found time for fun. While playing, they forgot that there was a war, fathers at the front, that they constantly wanted to eat. The girls amused themselves with rag dolls, played hide and seek, lapta, jumped over the rope. In winter, they were sledding from a hill, which was located next to their house.

Children were naughty in the house with the Germans, despite the maternal prohibitions. One day, Paradise, playing around, pushed a metal box from the stove, but directly on the head of the fascist to whom he belonged. The German gasped from the blow and grabbed his head. The girl looked scared as blood was flowing through his fingers, while the rest of the soldiers were trying to help.

Brother Vasily rushed out into the street and shouted to his mother: “Raika’s“ grave ”to the German has punched his head!”

A woman rushed into the hut, saw a frightened daughter, a bloody fascist, and fell to her knees:

- Pan, do not kill, do not kill her, pan!

The German turned away and waved his hands: they say, get out of here!

The girl was immediately blown away by the wind, and her mother, going out into the courtyard, began to sob from the experienced fear.

When the German retreat began, there was an infirmary in the house and in the courtyard. Raisa G. recalls that there were wounded around, and a fascist officer hit mother hard, who refused to treat their wounds and bathe seriously ill patients.

Many had to endure the civilians in the occupation, so the joy with which they met native soldiers was unlimited. Raisa G. remembers this day, as if everything was yesterday.



“We hear a knock on the door,” she says, “such a loud knock, we were even afraid.” We ask: “Who is there?” And in response: “Open yours!” We look: and there our soldiers, our dear ones, are long-awaited.

- Are there Germans in the village? - they ask.

“Oh, son, here they are so richly rich,” mum lamented.

- Do not worry, mamma, more of them will not be here!

Of course, the war did not end there, but the joy of liberation was immense. Everyone understood: Victory will be ours!

There was much good in the life of Raisa Georgievna. After the war, she graduated from school, began to learn Morse code in the courses of telegraph operators. She worked on the postal telegraph, and then she was transferred to work at the communications center.

After construction in Donetsk (Rostov region), the central telegraph became a telegraph operator. She served as a telephonist for MTS, was in good standing with the management, and received honorary diplomas and thanks for her hard work.

Once they even wrote about her in a local newspaper, Raisa Georgievna kept a clipping from a newspaper. The article is called “Personal - the sixth” (this was the call number of a telephonist).

There is a photo where Raisa Georgievna is at work. So it seems to me that she is at the communications console, remember, as in Vysotsky: “Girl, honey! I ask: extend! You are now like an angel, do not get off the altar! ”

Raisa Georgievna was just the kind of person who connects people, helps them to hear each other. She says that she has lived a happy life: she was engaged in her favorite work, raised her son, who, thanks to her efforts, became a wonderful doctor, candidate of medical sciences. Now he helps people, and his mother is proud of her son, who justified all her hopes. Raisa Georgievna Popova looks at the world with optimism, tries not to lose heart in difficult times, does not like to grumble, as some representatives of the older generation do.

Raisa Zakharchenko: I remember black donuts

I am among those about whom the children of war are now talking. I was two years old when the war began. We lived in a village, seven kilometers from the city of Morozovsk. There were seven of us in the family: grandfather, grandmother, mother, mother's sisters of sixteen and eleven years old, brother of seven years old and me. Older mother's brother Ivan was in the war.

The first thing that came to mind is the retreat of ours. The soldiers were walking through the village. They were exhausted, hungry. All the village poured into the street to see. In the eyes - dumb reproach.

My grandfather reached into the attic, took out a bag of breadcrumbs, took out the gate and began to distribute to the soldiers. Grandma, pushing her grandfather in the back, grumbled:

- What are you doing, old, the family themselves, there is some.

- Nothing, grandma, somehow we will live, because these are our sons, our protectors.

Then enemy planes swirled over the village, bombing began. Hid in the basement or ran into the corn field. And soon our village was occupied by the Germans. Housed in huts. Located in our, evicted us to the barn.

Fearing for the younger daughters, grandfather secretly, at night, took them to a distant farm and left them with his friends. There were no Germans there.

I hardly remember the occupation period, but when the Germans were kicked out and we returned to our hut again, I remember well. Grandfather flooded the stove, heated a large cauldron of water, everyone bathed, boiled clothes, cleaned the rooms and went to bed in the clean beds in the evening.



In the middle of the night there was a knock at the window. In a fright, everyone woke up. And the first thing that came to mind - again the Germans.

A knock was repeated, and the grandmother clung to the glass:

- Who's there?

- Mom, it's me, open up.

In a panic, my grandmother did not immediately understand and again asked:

- Who's there?

- Mom, it's me, your son Vanya.

Everyone happily jumped up and ran to the door. After a serious injury and long wanderings through the hospitals, Uncle Vanya returned home disabled, but alive. And it was a great happiness.

Uncle Vanya went to the front in the first days of the war. In his twenty years he was in the rank of senior sergeant, commanded a platoon. In one of the battles during the liberation of the settlement, Uncle Vanya showed courage and resourcefulness, the platoon did not lose a single soldier. For this, he was presented to the award - the medal "For Courage." Then he did not manage to receive this award. He was awarded the medal only in 2001, on his eightieth birthday.

Sometimes I recall some moments of life, at first glance insignificant. However, in the children's memory, they left their mark. For example, my peer, childhood friend Vitka. He lived together with his mother in a tiny little hut. Their only nurse, a cow, died in winter from hunger and cold. Dunyakha, that was the name of the mother in the village of Vitka, saving her son from starvation, breastfeeding him during the whole war.

I remember how we ran along the street, raising dust with a bare foot. Then suddenly he stopped, ran to his mother and leaned against his chest, and I waited patiently to continue the game.



For some reason, I also ran into one memory case, which occurred in December 1943. Mom and her sister Nastya, who was barely 18 years old, recruited to the mines. Mom decided to take me along. Grandmother made us buns of burnt wheat for the road, which people were taking away from a burnt-out elevator. The pyshki were black like coal, but to me they seemed so tasty, and my hand stretched to the teapot, in which my grandmother put the cakes.

Here we are at the station. The train approached, a crowd of people rushed to the car. Noise, shouts, crush. Somebody's hands caught me and handed me over the heads of the car. I'm in a fright, looking for my mother. With great difficulty, she and her aunt managed to get into the car. From then until now, I feel anxious, and tears come to me when I, leaving somewhere, am at the station and see an approaching train.

Here we are on the spot. Then there will be the city of Donetsk, but for now - the bare steppe, mine waste and barracks. In one of them they gave us a room. Some old woman lives with us. On the road, her daughter fell behind the train. Out of desperation, granny was seriously ill and kept hoping that her daughter would find her. Mom and aunt, leaving for work, left us alone. I remember well how granny said that when she died, she would leave me her pillow. The old woman soon died, but I did not notice, I thought she was sleeping.

When Aunt Nastya went to get a job at the mine, she already knew that the miners were given a kilogram of bread on the cards. Because the question of where you go to work, without hesitation, said: miner. She was accepted. Then women were taken for any job, as there were not enough men, there was still a war. Here, perhaps, is the little that was remembered about the hard time that adults and children had to go through.

I'm happy that looks like him

She talked so well and soulfully about her father that I involuntarily envy her because I was not like this. Svetlana Chernousova remembers almost everything connected with her father Mikhail Evgrafovich Chernousov, who celebrated his 8 anniversary on June 80.

- My first memories of dad: I have grown to his hand, and it became convenient for me to hold on to her, and not hang on her, barely touching the heels of the ground. Dad is wearing a military uniform, wearing an officer's cap with a blue band - this means that he is a pilot. Tall, curly, with a redhead. (I got all these qualities.) I saw and perceived it from the bottom up. Is always. Even now, when dad was a little lower, and I was a little higher, and we were almost equal.

Dad was born five years before the war. The family had four sons: the eldest Ivan, then Vasily, Gregory, and the youngest, my dad, Mikhail.

They had twenty differences with their older brother. Ivan in the 1941 year went to war and died. All the rest - father and Vasily - returned wounded, contused, but alive. Dad could hardly have known and remembered an older brother, but according to his father, it was Ivan’s short life that was always something of a compass for him, he was equal to him. And now Ivan is getting closer.

When the Germans came to the Romanovskaya village (although mostly they were Romanians), the pope was about six or seven years old. History Romanov's underground, he knows not from books, but from his own childhood memories and fears, according to the stories of his grandmother and those who witnessed and participated in those events. Papin's brother Gregory (then he was 15) was also a member of the fighter squad. The 15-16 boys for years were supposed to track down the scouts and, if possible, carry out subversive work. When the Germans announced their hunt for them, the grandmother hid Grisha, like the other mothers of their sons. Grisha survived. Many are not. The future father was a child, and in the children's consciousness the war was not imprinted with a terrible tragedy. Although there was hunger, fear, and death around. But dad grew up and the war ended.

How and when dad “fell ill” with the sky, he did not tell. But this disease does not let him go so far. After school, he entered the Kiev military aviation school. And stories about cadet life, planes and flights are still the favorite topic of my father's memories. It is from dad that I know the names and pattern of aerobatics and can distinguish "An" from "Yak." Despite the fact that the father served in aviation quite a bit, and then 40 years as a teacher, his image is inextricably linked with the sky, aviation and military service. Favorite films: “Only Old Men Go to Battle” and “Officers”.

My mom and dad met at school. After being commissioned from the army for health reasons, he taught physical culture at the Romanov school.

In class, my father demanded military discipline, and everyone knew that orders were not discussed and were not repeated twice. But there is not a single guy who in the army would not have remembered papa with a kind word. For teaching to be a soldier. He brought up more than one generation of real men. Many of them, like my brother, have chosen the profession - to defend their homeland. And there are those who my father's science helped survive the war.

It is necessary to try very hard to find a person in Romanovskaya who would not know my parents. And even then, it will not be local. They have learned four generations of people. Not just learned - brought up. Mom says that while they were raising other people's children, they grew up like grass in a field. But this is certainly not the case. Normally we grew up. It should be parents somewhere to appear, as they all greet. Their first students today are over seventy.
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. svu93
    svu93 5 July 2016 06: 12
    +7
    Heroic country, heroic people !!! soldier
  2. EvgNik
    EvgNik 5 July 2016 06: 27
    +6
    From the side of today's young people, it’s heroism, but then they just lived, took care of the children, fought, worked. It is just life. And we must remember how we lived, what we had to endure in order to survive.
    Thanks, Polina.
  3. strelets
    strelets 5 July 2016 06: 39
    +4
    Thank you for writing such necessary articles. Hope you have a lot more stuff.
  4. parusnik
    parusnik 5 July 2016 07: 22
    +2
    A story about simple things, to tears .. Thank you, Polina ...
  5. drop
    drop 5 July 2016 08: 15
    +7
    Thanks, I read it, looked at the photos and immediately remembered my childhood. Arrival with a military train from Belarus to Leningrad in early July, seeing off to evacuation, farewell to his father, returning to Leningrad after lifting the blockade from Siberia in 1944, the funeral for his father. It was hard for us. But then we saved our homeland and developed it. They made her powerful. I remember how in Angola, the Cuban pilot admired our country. I have the honor.
  6. Uncle Murzik
    Uncle Murzik 5 July 2016 09: 26
    +2
    Thank you for the article!
  7. Volga Cossack
    Volga Cossack 5 July 2016 10: 01
    +2
    Thanks Pauline! Penetratingly. Simple people . Simple life. a little more about that War .....

«До встречи, девочка!»

«До встречи, девочка!»


Помнить всё. До самой кровинки своей памяти, до самой глубины своего сердца. Эта память стала для них священной, и рассказывают они о прошедших днях своей жизни так, словно бы вчера они ели чёрные пышки, замирали в страхе перед лающим окриком немецких солдат и помогали раненым бойцам.

Раиса Георгиевна Попова родилась в 1929 году, она из тех, чьи детские годы перечеркнула страшная беда. Она вынесла голод, изнуряющий труд, оккупацию, слезы матери. Этого никогда не забыть.


«До встречи, девочка!»


Самое трудное время началось в дни отступления наших войск. Мирные жители с ужасом шептали: «Да неужто и к нам фашист дойдет?» Им не хотелось верить, но пришлось, когда над деревней стали летать самолеты с черными крестами на крыльях.

Один такой истребитель однажды пролетел над главной улицей деревни, а потом, развернувшись, словно прощаясь, срезал пулемётной очередью толпу мирных жителей. Упали раненые, заголосила женщина над убитым ребенком.

В этот же день Рая вместе с матерью пошла за водой к реке. Мать стояла и ждала, пока девочка доберется и наберёт воды. Вдруг из кустов прямо на Раю вышел солдат: оборванный, раненый, страшный. Девочка вскрикнула.

— Не бойся, родная, я свой, — шепнул он. — Кто там тебя ждет? Мамка? Скажи ей, пусть принесет немного хлеба, три дня иду, не ел ни крошки.

Советский солдат, видимо, попал в окружение и теперь оказался в немецком тылу.

Четверо суток девочка вместе с матерью выхаживали бойца, а затем, переодевшись в старую одежду Раиного отца, солдат решил пробиваться к своим.

— Ну, до встречи, родная, — сказал он девочке на прощанье, — буду жив, обязательно к вам приеду.

Но больше они его никогда не видели.

А тем временем немцы наводили новые порядки в деревне и распределились на постой по всем домам.

— Наша хата была большая, — вспоминает Раиса Георгиевна. — Потому в доме сразу поселились четыре немецких солдата. Один из них был, наверное, каким-то казначеем, носил с собой большой металлический сундук с деньгами или товарами, не знаю.

Солдаты, остановившиеся в доме, относились к ребятишкам неплохо, иногда даже подкармливали их, несмотря на запреты командиров. Видимо, голодные дети вызывали жалость у тех оккупантов, в душе которых осталось что-то человеческое.

Ребятишки даже поделили немцев на «гарных» и «поганых». Вторыми они называли тех, кто сбрасывал бомбы на дома и стрелял в людей.

Мать строго-настрого приказала детям не говорить о немцах, даже не смотреть в их сторону, понимая, что «гарных» среди них очень мало.

Как бы тяжело ни было, но дети находили время для забав. Играя, забывали о том, что шла война, отцы на фронте, что постоянно хочется есть. Девочки забавлялись с тряпичными куклами, играли в прятки, лапту, прыгали через веревочку. Зимой катались на санках с горки, которая находилась рядом с их домом.

Шалили ребятишки и в доме при немцах, несмотря на материнские запреты. Однажды Рая, заигравшись, столкнула с печки металлический ящик, да прямо на голову фашисту, которому тот принадлежал. Немец от удара охнул и схватился за голову. Девочка испуганно смотрела, как сквозь его пальцы течет кровь, а остальные солдаты пытаются оказать помощь.

Брат Василий кинулся на улицу и закричал матери: «Райка «гарному» немцу голову пробила!»

Женщина кинулась в избу, увидела испуганную дочь, окровавленного фашиста и упала на колени:

— Пан, не убивай, не убивай её, пан!

Немец отвернулся и замахал руками: мол, уходите отсюда!

Девчонку сразу как ветром сдуло, а мать, выйдя во двор, зарыдала от пережитого страха.

Когда началось немецкое отступление, в доме и во дворе разместился лазарет. Раиса Григорьевна вспоминает, что вокруг лежали раненые, и фашистский офицер сильно ударил маму, которая отказалась обрабатывать их раны и купать тяжелобольных.

Много пришлось вынести мирным жителям в оккупации, поэтому радость, с которой встречали они родных солдат, была безграничной. Раиса Григорьевна помнит этот день, как будто все было вчера.

«До встречи, девочка!»


— Слышим стук в дверь, — рассказывает она, — громкий такой стук, мы даже испугались. Спрашиваем: «Кто там?» А в ответ: «Открывайте, свои!» Смотрим: а там наши солдаты, родненькие, долгожданные.

— А немцы в деревне есть? — спрашивают они.

— Ой, сыночку, тут их так богато було, — запричитала мама.

— Не волнуйся, мамаша, больше их тут не будет!

Конечно, война на этом не закончилась, но радость освобождения была огромной. Все понимали: Победа будет нашей!

Много было хорошего в жизни Раисы Георгиевны. После войны она окончила школу, стала изучать азбуку Морзе на курсах телеграфистов. Работала на почтовом телеграфе, а потом её перевели трудиться на узел связи.

После строительства в Донецке (Ростовская область) центрального телеграфа стала телеграфисткой. Служила она телефонисткой МТС, была на хорошем счету у руководства, за ударный труд получала почетные грамоты и благодарности.

Однажды про неё даже написали в местной газете, вырезку из газеты Раиса Георгиевна бережно хранит. Статья называется «Личный — шестой» (это был позывной номер телефонистки).

Есть фотография, где Раиса Георгиевна за работой. Так и представляется мне она за пультом связи, помните, как у Высоцкого: «Девушка, милая! Я прошу: продлите! Вы теперь как ангел, не сходите ж с алтаря!»

Раиса Георгиевна была именно таким человеком, который соединяет людей, помогает им услышать друг друга. Говорит, что прожила счастливую жизнь: занималась любимым делом, вырастила сына, который благодаря ее стараниям стал замечательным доктором, кандидатом медицинских наук. Теперь и он помогает людям, а его мама гордится сыном, оправдавшим все ее надежды. Раиса Георгиевна Попова смотрит на мир с оптимизмом, старается не унывать в трудные минуты, не любит ворчать, как это делают некоторые представители старшего поколения.

Раиса Захарченко: я помню чёрные пышки

Я отношусь к числу тех, о ком сейчас говорят «дети войны». Мне было два года, когда началась война. Жили мы в деревне, в семи километрах от города Морозовска. В семье нас было семеро: дедушка, бабушка, мама, мамины сёстры шестнадцати и одиннадцати лет, брат семи лет и я. Старший мамин брат Иван был на войне.

Первое, что возникло в памяти, — это отступление наших. Солдаты шли через деревню. Шли измученные, голодные. Все деревенские высыпали на улицу посмотреть. В глазах — немой упрёк.

Мой дедушка полез на чердак, достал мешок с сухарями, вынес за ворота и стал раздавать солдатам. Бабушка, толкая деда в спину, ворчала:

— Что ты делаешь, старый, у самих семья, вон какая.

— Ничего, бабка, как-нибудь проживём, ведь это наши сынки, наши защитники.

Потом над деревней закружили вражеские самолёты, начались бомбёжки. Прятались в подвале или убегали в кукурузное поле. А вскоре нашу деревню заняли немцы. Разместились по хатам. Расположились и в нашей, выселив нас в сарай.

Опасаясь за младших дочерей, дедушка тайком, ночью, отвёл их на дальний хутор и оставил у знакомых. Там немцев не было.

Период оккупации я слабо помню, а вот когда немцев выгнали, и мы снова вернулись в свою хату, я помню хорошо. Дедушка затопил печь, нагрел большой котёл воды, все искупались, прокипятили одежду, вымыли комнаты и вечером легли спать в чистые постели.

«До встречи, девочка!»


Среди ночи раздался стук в окно. В испуге все проснулись. И первое, что пришло на ум, — снова немцы.

Стук повторился, и бабушка прильнула к стеклу:

— Кто там?

— Мама, это я, открывай.

В панике бабушка не сразу поняла и снова переспросила:

— Кто там?

— Мама, это я, твой сын Ваня.

Все радостно вскочили и побежали к двери. После тяжёлого ранения и долгих странствий по госпиталям дядя Ваня вернулся домой инвалидом, но живым. И это было великое счастье.

Дядя Ваня ушёл на фронт в первые дни войны. В свои двадцать лет он был в звании старшего сержанта, командовал взводом. В одном из боёв при освобождении населённого пункта дядя Ваня проявил смелость и находчивость, взвод не потерял ни одного солдата. За это он был представлен к награде — медали «За отвагу». Тогда эту награду он получить не успел. Медаль ему вручили лишь в 2001 году, в день его восьмидесятилетия.

Подчас вспоминаются некоторые моменты жизни, на первый взгляд незначительные. Однако в детской памяти они оставили свой след. Например, мой ровесник, друг детства Витька. Жил он вдвоём с матерью в крошечной хатёнке. Единственная кормилица их, корова, зимой сдохла от голода и холода. Дуняха, так звали в деревне Витькину мать, спасая сына от голода, кормила его грудью всю войну.

Помню, как мы с ним бегали по улице, поднимая пыль столбом босыми ногами. Потом вдруг он останавливался, бежал к матери и прикладывался к груди, а я терпеливо ждала, чтобы продолжить игру.

«До встречи, девочка!»


А ещё мне почему-то в память врезался один случай, который произошёл в декабре 1943 года. Мама и её сестра Настя, которой едва исполнилось 18 лет, завербовались на шахты. Мама решила взять с собой и меня. Бабушка испекла нам в дорогу пышки из горелой пшеницы, которую люди растаскивали из сгоревшего неподалёку элеватора. Пышки были чёрные, как уголь, но мне они казались такими вкусными, и моя рука так и тянулась к чайнику, в который бабушка сложила пышки.

Вот мы уже на вокзале. Подошёл поезд, толпа людей кинулась к вагону. Шум, крики, давка. Чьи-то руки подхватили меня и через головы передали в вагон. Я в диком испуге, ищу глазами маму. С большим трудом ей и тёте удалось залезть в вагон. С тех пор и до сего времени я испытываю тревогу, и у меня наворачиваются слёзы, когда я, уезжая куда-нибудь, нахожусь на вокзале и вижу приближающийся поезд.

Вот мы и на месте. Потом здесь будет город Донецк, а пока — голая степь, шахтные терриконы и бараки. В одном из них нам дали комнату. С нами живёт ещё какая-то старушка. В дороге её дочь отстала от поезда. От отчаяния бабуля тяжело заболела и всё надеялась, что дочь найдёт её. Мама и тётя, уходя на работу, оставляли нас одних. Хорошо помню, как бабуля говорила, что, когда умрёт, то оставит мне свою подушку. Старушка вскоре умерла, а я этого не заметила, думала, она спит.

Когда тётя Настя пошла устраиваться на работу на шахту, она уже знала, что забойщикам дают на карточки килограмм хлеба. Потому на вопрос, куда пойдёшь работать, не задумываясь, ответила: забойщиком. Её приняли. Тогда женщин брали на любую работу, так как мужчин не хватало, ещё шла война. Вот, пожалуй, то немногое, что вспомнилось о том тяжёлом времени, которое пришлось пережить и взрослым, и детям.

Я счастлива, что на него похожа

Она так хорошо и проникновенно рассказала о своём отце, что я невольно завидую ей потому, что я меня такого не было. Светлана Черноусова помнит практически всё, что связано с её отцом Михаилом Евграфовичем Черноусовым, который 8 июня отметил своё 80-летие.

— Мои первые воспоминания о папе: я доросла до его руки, и мне стало удобно за неё держаться, а не висеть на ней, едва касаясь пятками земли. Папа в военной форме, в офицерской фуражке с голубым околышем — это значит, что он лётчик. Высокий, кудрявый, с рыжинкой. (Все эти качества достались и мне.) Видела и воспринимала я его снизу вверх. Всегда. Даже сейчас, когда папа стал чуть ниже, а я чуть выше, и мы почти сровнялись.

Папа родился за пять лет до войны. В семье было четверо сыновей: старший Иван, затем Василий, Григорий и, младший, мой папа Михаил.

Со старшим братом у них было лет двадцать разницы. Иван в 1941 году ушёл на войну и погиб. Все остальные — отец и Василий — вернулись ранеными, контуженными, но живыми. Едва ли папа мог хорошо узнать и запомнить старшего брата, но, по словам отца, именно короткая жизнь Ивана всегда была для него чем-то вроде компаса, на него он равнялся. И сейчас Иван становится все ближе.

Когда в станицу Романовскую пришли немцы (хотя в основном, это были румыны), папе было лет шесть-семь. Историю Романовского подполья он знает не из книжек, а по собственным детским воспоминаниям и страхам, по рассказам бабушки и тех, кто был очевидцем и участником тех событий. Папин брат Григорий (тогда ему было лет 15) тоже был членом истребительного отряда. Мальчишки 15-16 лет должны были выслеживать лазутчиков и по возможности вести подрывную работу. Когда немцы объявили на них охоту, бабушка прятала Гришу, как и другие матери своих сыновей. Гриша выжил. Многие — нет. Будущий папа был ребёнком, и в детском сознании война не отпечаталась страшной трагедией. Хотя был и голод, и страх, и смерть вокруг. Но папа подрос, а война закончилась.

Как и когда папа «заболел» небом, он не рассказывал. Но эта болезнь не отпускает его до сих пор. После школы он поступил в Киевское военное авиационное училище. И рассказы о курсантской жизни, самолётах и полётах до сих пор самая любимая тема папиных воспоминаний. Именно от папы я знаю названия и рисунок фигур высшего пилотажа и могу отличить «Ан» от «Яка». Несмотря на то, что в авиации папа прослужил совсем немного, а потом 40 лет учительствовал, его образ неразрывно связан с небом, авиацией и военной службой. Любимые фильмы: «В бой идут одни старики» и «Офицеры».

С мамой папа познакомился в школе. После того, как был комиссован из армии по состоянию здоровья, он преподавал в романовской школе физкультуру.

На уроках отец требовал военной дисциплины, и все знали, что приказы не обсуждаются и дважды не повторяются. Но зато нет ни одного парня, который в армии не вспомнил бы папу добрым словом. За то, что научил быть солдатом. Он воспитал не одно поколение настоящих мужиков. Многие из них, как и мой брат, выбрали профессию — Родину защищать. А есть и такие, кому папина наука помогла выжить на войне.

Нужно очень постараться, чтобы найти в Романовской человека, который бы не знал моих родителей. Да и то, это будет не местный. Они выучили четыре поколения людей. Не просто выучили — воспитали. Мама говорит, что пока они воспитывали чужих детей, свои росли, как трава в поле. Но это, конечно, не так. Нормально мы росли. Стоит родителям где-нибудь появиться, как с ними все здороваются. Их первым ученикам сегодня уже за семьдесят.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. svu93 5 июля 2016 06:12
    Героическая страна, героические люди!!! soldier
  2. EvgNik 5 июля 2016 06:27
    Со стороны нынешних молодых посмотреть - героизм, а тогда просто жили, заботились о детях, воевали, работали. Это просто жизнь. И надо помнить как жили, что приходилось перенести, чтобы выжить.
    Спасибо, Полина.
  3. strelets 5 июля 2016 06:39
    Спасибо, что пишете такие нужные статьи. Надеюсь, у вас еще много материала.
  4. parusnik 5 июля 2016 07:22
    Рассказ о простых вещах, до слёз..Спасибо, Полина...
  5. Каплей 5 июля 2016 08:15
    Спасибо, прочитал, посмотрел фотографии и сразу вспомнил детство. Прибытие с воинским эшелоном из Белоруссии в Ленинград в первых числах июля, проводы в эвакуацию, прощание с отцом, возвращение в Ленинград после снятия блокады из Сибири в 1944 году, похоронку на отца. Трудно нам было. Но мы сохранили потом родину и развили ее. Сделали ее могучей. Я помню как в Анголе кубинские летчик восхищались нашей страной. Честь имею.
  6. дядя Мурзик 5 июля 2016 09:26
    спасибо за статью!
  7. казак волгский 5 июля 2016 10:01
    Спасибо Полина! Проникновенно. Простые люди . Простая жизнь. еще немного о той Войне.....

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня