Military Review

Scout Nikolay Kyslitsa

10
Scout Nikolay Kyslitsa



I got a call. “I am the wife of the brother of our famous countryman, Nikolai Filippovich Kyslitsy. Our relative is a heroic man who died in the war. But, unfortunately, they know little about him. ” It was Valentina Titsonovna Kyslitsa’s call from the Svobodny farm.

He is one of those who did not know the serene youth, who 18-year-old stepped right into the war. Summer 1941 of the year. Instead of men who went to the front on tractors, teenagers, including Nikolai, got on. I saw his photo - 16-year-old tractor driver, Komsomol secretary in a cap, turned back, and smiling. This is his last photo in which he smiled in his own farm, Maysky. Work in the field alternated with mobilization to dig defensive fortifications on the left bank of the Don: trenches, caponiers, anti-tank ditches.

The rapid advance of the Germans prevented the evacuation of the last party of the youth of the kolkhoz of the Order of Lenin to them. First of May. And she returned to her native farms in small groups. Slowly began to collect our abandoned during the retreat weapon (Nikolai had a special rifle, anti-tank, SVT-10).

The youth began to prepare for our arrival. They met the liberation of the native village of Celina, the district and the arrival of the Soviet Army, not hiding in the cellars, on a block rick of straw, to see the battle, to take part in it, and then "unintentionally" stick to the troops. The officers then took their weapons from them, and they, “offended”, were sent to the military registration and enlistment office.

Nikolai is from the first February 1943 conscription of the year, which almost all fell and fell on the Mius Front. It was rumored that even the Germans stepped over the dead and dying in the throes of our mowed boys, who took high-rise buildings like the notorious Saur-Mountain in the Donbass. Nikolai Kyslitsa was among these boy soldiers. But he miraculously survived those battles. Maybe these first bloody battles shook Nikolai so much that he never smiled on any other front-line photo. A young man with wrinkles on his forehead, with the first gray hair. As R. Rozhdestvensky sang in the Ballad of Paints, which was performed by Muslim Magomayev, "it is clear that there is too much white paint in the war."



There, at Mius, he lost friends and countrymen in battle, Ivan Palchikov and Vladimir Roslyakov. By the way, they were killed by soldiers who were brought in carriages and buried in the Maiskoye farmhouse, in their native land, where they are still resting under a monument with a red star.

The war continued. Once the unit arrived, Senior Lieutenant Tumaniani, with whom Kyslice would be destined to go through the rest of the war. Soldiers built. A short acquaintance and a short command call: “Who wants intelligence? Two steps forward! ”

And Nikolay, among 12 risky guys (with three of them who survived, fate brought me down later), went down. He came not only two steps forward, but towards all his glorious, but short, fate.

Nobody specifically scouts, as tankers, sappers, did not prepare. They voluntarily became the most courageous and daring soldiers. The science of one of the most risky professions on the front was learned by experience, generously paying for it with its blood. In one of the battles under the stanitsa of Mechetinskaya, Nikolay showed desperate courage and ingenuity in the destruction of the enemy bunker. For that fight, he was awarded the medal "For Courage".

In the squad of scouts, Kyslitsa will make friends with an already experienced sergeant, who has more than one military award, with his namesake Vorobyov. I met to go with him the remaining two years of the war and be buried by him. Their frontline friendship was so strong, so much they owed each other their lives, that Nikolai Makarovich Vorobev still occasionally visits the Kyslitsa family. It was at his insistence that the former commander of the regimental intelligence, Colonel Tumaniani, invited his younger brother Nicholas, now Fyodor, to the hero-city of Brest to a gathering of veterans of intelligence. And more than 20 years ago, my personal acquaintance with this brave World War II intelligence officer, who at the time of our meeting was the director of one of the secondary schools in Volgodonsk, finally took place.

“I remember all the operations well, I would even now distinguish the Germans: which of them, when and how they took it,” Nikolai Vorobiev, senior in age and title, slowly began his story. He was not gesticulating for nothing - he knew how to control himself, as a scout should be. - “Languages” easily taken in books. And in life they were brought rarely, often dragging their children on the cloak.

- Why did the army on Mius not have two months of "language"? - He asked me a question and answered it himself.

- Yes, because they could not take it. Not one intelligence group put. The Germans trapped us everywhere and destroyed. They are fighters strong, intelligent. Therefore, the "tongues" oh, how hard we got.

Therefore, they decided to hunt for the Germans not in groups, but one or two people each, in order to reduce losses, and even more inconspicuously. In short, we noticed one German who, like on a schedule, walked over a knoll “for the most part”. It was lunchtime. It could not even have occurred to the Germans that in broad daylight someone alone would crawl to certain death in their trenches. And Nikolai Kyslitsa crawled, I covered him. But did I cover one? The whole regiment was ready to open fire. With other scouts, with these bastards, ”he nodded at two of his scout friends who had come to this meeting with him,“ I had to pull Nicholas out, with or without a “tongue,” live or dead. This is our scouts law. The guys died, but we never violated this law. A scout must be sure that if anything remains of him, he will be buried by his own.




From these terrible words, I seemed to shudder, and I exclaimed:

“So it was a day, how could he himself be saved, or would you get him out?”

Everyone was silent and silently raised their glasses. Nikolai Makarovich firmly (I thought that he, of course, was so decisive and convinced, was at the front), as he chopped off, rapped out:

- In any case, we would not have left him with the Germans!

- Well, how did Nikolay sneak up and take the German?

- Nikolai was flexible, like a loach, we watched him, and in the folds of the terrain often lost sight of him. Without crawling the 15-20 meters to that “summer outhouse”, Nikolai took refuge in a dimple. This we have seen. And when the German did his best, he got up, fastening his pants, Kolya, without thinking, with a piece of iron, he hit him between his shoulder blades so that he collapsed flat. And, not letting the Germans come to his senses, he rushed at him, knocked him once again for loyalty and put a Finn. The German understood everything and stopped floundering. So they were lying in an embrace for about five minutes (it seemed to us for hours), and then “amicably” crawled in our direction. The German trenches were silent, ours too. But those and others could open fire at any moment. Germans - to kill, ours - to save. That's the thing.

“Why didn't the German resist?”

- When they fall into our hands, they become obedient, they understand that there is no going back. If it comes to the fire - unsafe anyone, and he - the first. But the right moment, be calm, they will not miss. In short. Everyone was on their own mind.

- And then, then what?

“In half an hour, we had already restored the German to vodka and shag as our own.

- Didn’t they treat Nicholas?

- So he did not smoke and did not drink at all, everyone knew that and did not pester him. He lay with his eyes closed, not believing how he later said that all this was.

- So it really was the first "language" in the army in two months? - I continued to clarify.

- Of course! Even when we were treated to a German, probably, the whole army already knew that they had finally taken the "language". All of us were requested to the regimental headquarters, the officers crowded there. The army commander arrived and handed the Order of the Red Star to Nicholas right there. Order issued later. And we raised the glasses - for the order, for the feat.

The stories of the front-line soldiers, in conjunction with the documents, made up a rather complete picture of two feats and two orders received by Nikolai Kyslitsy as a sign of exclusiveness directly from the hands of army commanders.

The combat characteristic of the pedestrian reconnaissance platoon assistant sergeant Nikolai Filippovich Kyslitsa, signed by the chief of staff of the guard Major Archangel 15 on July 1944, was preserved: “In one of the periods in the Zaporozhye region, the Zaporozhye region did not need the last one and a half months (here I remembered A. Popovkin’s novel The Family of Rubanyuk, in which the author writes about a very similar feat). With the arrival of the rifle division (Taganrog Red Banner Order of Suvorov) in this area of ​​130, sergeant Kyslitsa, having learned about it, strongly took up the study of the enemy's defense and his actions, and two days later, having led the reconnaissance, he personally led the "language". After that, three days later, the regimental intelligence brought in a second “language,” for which the command of the army (5 Shock) Sergeant Kislitsa N.F. awarded the Order of the Red Banner ".



“Everything is so, very similar, as in a book, but not so much,” the scouts began to explain to me. - First, the search was nocturnal. But it is probably easier, at least, more inconspicuous. You do not know what it is to crawl to the German trenches, even during the day, at least at night! At any time, turn or rocket - and, as in the song: "And it was visible, as if during the day." A rocket is a shot at you too. Well, let's say you got quietly to the trenches or dugout. He's knocking in his head: maybe the sentry-Germans let you in specially to “kick off” or to capture you yourself? It was like that. You can also run into a mine or rattle in addition. Everything is trembling inside. Here you have to overpower yourself: calm down and find the sentry. Well, if he is upstairs, but if he fell into a trench? To climb into someone else's trench is like a grave - the heart is ready to jump out. The Germans put tricky rattles at night in the trenches to catch us. They, too, save God, hook - yourself and the guys that lie at the top a few meters and wait, you will destroy. First you sit and do not breathe, then slowly begin to move. After all, it is still necessary not only to find a German, but to be able to slam him, so that he remains alive and does not file a squeak, pass it on to the children. And only then carefully, carefully, as slowly as possible, carefully “reel the fishing rods”. In general, “swotting” is enough, from excitement all wet, while crawling out of their trench. And you want to probably quickly. Not that word. Hands and legs do not hold back, rush forward. Here is a trap: hurried - it means that an extra rustle, you will do something else wrong. Well, you can not hesitate. How to be?

Scouts are dying more when they return: either they are in too much of a hurry, or too slow, in general, they neglect something. They are discovered - and instantly rockets, shooting, down to the guns on both sides. Few who, after such a duel, return on their own two, if it returns at all. Then they send others and raise the whole regiment to their feet. And again, someone is killed. That's it.

How this “educational program” is similar to the stories of another intelligence officer - a writer from Altai George Egorov! The credo of his novel "The Scouts": "Where the quotation ends, there is no longer a scout."



- It turns out that Nikolai followed the “tongue” to the Germans to climb the trenches?

- No, that they removed from the machine gun. But it was not possible to leave imperceptible. Shooting went on for several hours. Nikolai escaped with two of our scouts and a German prisoner only thanks to a funnel. The projectile does not fall into the same funnel twice. So they remained alive.

However, back to the documents. In the characteristic for awarding Nikolai with the Order of the Battle Red Banner it says: "Three days later the regimental intelligence brought two languages ​​for the second time." I asked to tell how it was in reality.

- The regiment, division, especially the army, requires a lot of different information. One "language" simply can not know them. Therefore, we didn’t even have time to rest, as our commander Tumaniani came, sullen, angry, and said, cursing his boss with foul language (although he was an Abkhazian, he cursed in German and lopatal in German, like on his own): drag anyone, even the most shabby German (mat replaced. - Auth.) and, they say, you can make holes for orders, and now they require a German with cards or an officer to know more. I tell them: “Send others, and let my scouts rest.” They put the rest.

- How did the authorities respond to the words of your patron?

- We don’t know what and how they said, but he came running to us sweaty and not himself. We popsali together and went to bed, and Nikolai went with him to "brainstorm."

- Come on, the Germans have become more alert and angrier after you took that "language"?

- Of course. Tumaniani and Nikolai correctly understood: to take the "language" not on the front line, but in the rear or on the way to the front line. We made our way to the rear, disguised not far from the road - at a distance of a shot. We lay half a day, they thought we were unlucky. Nikolai said that we will wait until victory. Two hours later, a motorcyclist appeared at the end of the road. Nicholas gave the command to take it and first moved forward. When the motorcyclist caught up with us, Nikolai jumped out and stopped him with a wave of his hand. The German realized that he did not resist Khan, he was quickly disarmed. Nikolai sat in the carriage, Sashko in the back seat, and indicated to the German where to go. And he drove them, and we pёhom yes crawling. Oncoming transport of the Germans took them for their own. Then Nikolay and Sashko disguised themselves together with the German, waited for darkness and slowly got to theirs. Sorry, the bike had to quit.

- So, the orders, in this case - the Red Star and the Red Banner, are not just given, and even from the hands of army commanders?

- Yes, not easy.

There was still a year of the hardest war ahead. It was impossible to win in it without deeds and self-sacrifice. Scout Nikolai Kyslitsa will do both.
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 4 July 2016 07: 54
    +5
    Thanks to all of them for the Victory .. and to you Polina for a wonderful story ..
  2. EvgNik
    EvgNik 4 July 2016 09: 16
    +2
    Lively, direct story. The books describe in a completely different way, more heroically. And here you can feel life. Thanks, Polina.
    1. lukke
      lukke 4 July 2016 14: 31
      +1
      Well, it depends on what books to read) But on the whole I agree - modern films on this topic are solid pornography of young directors who, in my opinion, know the history of their country from Hollywood blockbusters.
      1. gladcu2
        gladcu2 4 July 2016 23: 30
        0
        lukke

        All books about the war were censored. Not much has been written about front-line intelligence. There is very little information about their preparation, selection criteria. Books in the first person one, two and miscalculated. I talk about books until perestroika. And fantasy books don't count.

        Therefore, live stories of veterans have their serious value.
  3. Pal2004
    Pal2004 4 July 2016 12: 12
    +1
    Nikolai had a special rifle, anti-tank, SVT-10

    And what kind of wrapping is this? I have not heard about this ....
    1. Lyubopyatov
      Lyubopyatov 4 July 2016 13: 32
      +1
      Previously, they wrote simply: "anti-tank gun", without a special word and without letter designations.
    2. Knizhnik
      Knizhnik 4 July 2016 16: 56
      +2
      There were PTRD and PTRS, about SVT-10 did not hear
  4. potapych
    potapych 4 July 2016 13: 15
    0
    Interesting story, thank you very much.
  5. Vadim2013
    Vadim2013 4 July 2016 13: 23
    +1
    The blessed memory of the fallen Soviet intelligence.
  6. b5252
    b5252 4 July 2016 13: 36
    0
    I wish there were more such vivid, vivid, unvarnished memories about ordinary guys, real heroes, whose feat they are trying to devalue in every way.

Разведчик Николай Кислица

Разведчик Николай Кислица


Мне позвонили. «Я — жена брата нашего известного земляка, Николая Филипповича Кислицы. Наш родственник — героический человек, погибший в войну. Но, к сожалению, о нём мало знают». Это был звонок Валентины Тихоновны Кислицы из хутора Свободного.

Он — один из тех, кто не знал безмятежной юности, кто 18-летним шагнул прямо в войну. Лето 1941 года. Вместо ушедших на фронт мужчин на тракторы сели подростки, в том числе и Николай. Я видела его фото — 16-летнего тракториста, комсомольского секретаря в фуражке, повернутой козырьком назад, и улыбающегося. Это его последнее фото, на котором он улыбался в своём родном хуторе Майском. Работа в поле чередовалась с мобилизацией на рытьё оборонительных укреплений на левом берегу Дона: окопов, капониров, противотанковых рвов.


Быстрое продвижение немцев помешало эвакуации последней партии молодёжи колхоза ордена Ленина им. Первого мая. И она малыми группами возвращалась в родные хутора. Потихоньку стали собирать брошенное нашими при отступлении оружие (у Николая была особая винтовка, противотанковая, СВТ-10).

Молодёжь стала готовиться к приходу наших. Освобождение родного посёлка Целина, района и приход Советской Армии они встретили, не прячась в погребах, на блоковой скирде соломы, чтобы видеть бой, принять в нём участие, а потом «нечаянно» пристать к войскам. Офицеры тогда забрали у них оружие, а их, «обиженных», отправили в военкомат.

Николай — из того, первого, февральского призыва 1943 года, который почти весь попал и пал на Миус-фронте. Ходили слухи, что даже немцы переступали через мёртвых и умирающих в муках наших стриженых пацанов, грудью бравших высотки вроде печально знаменитой Саур-горы, что в Донбассе. Среди этих солдат-мальчишек был и Николай Кислица. Но он чудом выжил в тех боях. Может, эти первые кровавые бои настолько потрясли Николая, что он ни на одной фронтовой фотографии больше уже не улыбался. Юноша с морщинами на лбу, с первой сединой. Как пелось в «Балладе о красках» Р. Рождественского, которую исполнял Муслим Магомаев, «видно, слишком много белой краски у войны».

Разведчик Николай Кислица


Там, на Миусе, он потерял в бою друзей и земляков — Ивана Пальчикова и Владимира Рослякова. Кстати, их, убитых, привезли на повозках солдаты и похоронили на хуторе Майском, в родной земле, где они под памятником с красной звездой покоятся и поныне.

Война продолжалась. Однажды в часть прибыл старший лейтенант Туманиани, с которым Кислице будет суждено пройти всю оставшуюся войну. Солдат построили. Короткое знакомство и короткая команда-призыв: «Кто хочет в разведку? Два шага вперед!»

И Николай, в числе 12 рисковых ребят (с тремя из них, оставшимися в живых, судьба свела меня позже), вышел из строя. Вышел не только на два шага вперед, а навстречу всей своей славной, но короткой судьбе.

Разведчиков никто специально, так, как танкистов, саперов, не готовил. Ими становились добровольно самые отважные и дерзкие солдаты. Науку одной из самых рискованных на фронте профессий познавали на опыте, щедро оплачивая его своей кровью. В одном из боев под станицей Мечётинской Николай проявил отчаянную смелость и сообразительность при уничтожении вражеского дзота. За тот бой он был награжден медалью «За отвагу».

В отряде разведчиков Кислица подружится с уже опытным сержантом, имеющим не одну боевую награду, своим тезкой Воробьёвым. Встретился, чтобы пройти с ним оставшиеся два года войны и быть им же похороненным. Их фронтовая дружба настолько была крепкой, настолько они обязаны друг другу жизнью, что Николай Макарович Воробьёв до сих пор время от времени навещает семью Кислицы. Именно по его настоянию бывший командир полковой разведки полковник Туманиани пригласил младшего брата Николая, ныне здравствующего Фёдора, в город-герой Брест на слёт ветеранов-разведчиков. А более 20 лет назад, наконец-то, состоялось моё личное знакомство с этим отважным разведчиком Великой Отечественной войны, работавшим на момент нашей встречи директором одной из средних школ Волгодонска.

— Мне хорошо помнятся все операции, я даже сейчас бы различил немцев: какого из них, когда и как брали, — неторопливо, как по написанному, начал свой рассказ старший по возрасту и по званию Николай Макарович Воробъёв. Впустую он не жестикулировал — умел собою владеть, как и положено разведчику. — «Языков» легко берут в книжках. А в жизни их приводили редко, чаще притаскивали своих ребят на плащ-палатках.

— Почему армия на Миусе не имела два месяца «языка»? — задал он мне вопрос и сам же на него ответил.

— Да потому, что не могли его взять. Не одну разведгруппу положили. Немцы подстерегали нас везде и уничтожали. Они — вояки сильные, смышлёные. Поэтому «языки» ох как тяжко нам доставались.

Поэтому решили охотиться за немцами не группами, а по одному-два человека, чтобы сократить потери, да и незаметнее получалось. Короче, заприметили мы одного немца, который, как по расписанию, ходил за бугорок «по большому». Дело было в обед. Немцам и в голову не могло прийти, что среди бела дня кто-то в одиночку поползет на верную смерть к их траншеям. А Николай Кислица пополз, я прикрывал его. Да разве я один прикрывал? Весь полк был наготове открыть огонь. С другими разведчиками, вот с этими ухарями, — кивнул он на двух своих друзей-разведчиков, приехавших с ним на эту встречу, — я должен был, в случае чего, Николая вытащить, с «языком» или без «языка», живого или мёртвого. Такой у нас, разведчиков, закон. Гибли ребята, но этот закон мы никогда не нарушали. Разведчик должен быть уверен, что если хоть что-то от него останется, будет похоронен своими.

Разведчик Николай Кислица
Разведчик Николай Кислица


От этих жутких слов меня словно передернуло, и я воскликнула:

— Так дело ж было днём, как можно было ему самому спастись, или вам его вытащить?!

Все смолкли и молча подняли рюмки. Николай Макарович твердо (я подумала, что таким он, решительным и убежденным, конечно же, был и на фронте), как отрубил, отчеканил:

— Во всяком случае, мы бы его у немцев не оставили!

— Ну и как же Николай незаметно подкрался и взял немца?

— Николай был гибким, как вьюн, мы наблюдали за ним, и в складках местности часто теряли его из виду. Не доползая метров 15-20 до того «летнего сортира», Николай укрылся в какой-то ямочке. Это мы видели. А когда немец свою нужду справил, поднялся, застёгивая брюки, Коля навскидку куском железа так его между лопаток огрел, что тот рухнул плашмя. И, не давая немцу опомниться, бросился на него, ещё раз для верности стукнул и приставил финку. Немец всё понял и перестал барахтаться. Так они в обнимку лежали минут пять (нам они показались часами), а потом «дружно» поползли в нашу сторону. Немецкие траншеи молчали, наши — тоже. Но и те, и другие могли открыть огонь в любую минуту. Немцы — чтобы убить, наши — чтобы спасти. Вот такая штука.

— А почему немец не сопротивлялся?

— Когда они попадают в наши руки, становятся послушными, понимают, что пути назад нет. Если дело дойдет до огня — несдобровать никому, а ему — первому. Но подходящий момент, будь спокоен, они не упустят. Короче. Каждый был сам себе на уме.

— А дальше, дальше что?

— Через полчаса мы немца уже водкой и махоркой, как своего, приводили в норму.

— А Николая не угощали, что ли?

— Так он же не курил и не пил вообще, это все знали и не приставали к нему. Он лежал с закрытыми глазами, не веря, как сам потом говорил, что всё это было.

— Так это действительно был первый «язык» в армии за два месяца? — продолжала уточнять я.

— Конечно! Ещё когда мы угощали немца, наверное, вся армия уже знала, что наконец-то взяли «языка». Всех нас затребовали в штаб полка, там набилось офицеров. Прибыл командующий армией и вручил Николаю прямо там орден Красной Звезды. Приказ оформили позже. И мы подняли рюмки — за орден, за подвиг.

Рассказы фронтовиков, в совокупности с документами, составили довольно полную картину двух подвигов и двух орденов, полученных Николаем Кислицей в знак исключительности непосредственно из рук командующих армиями.

Сохранилась боевая характеристика на помощника командира взвода пешей разведки сержанта Николая Филипповича Кислицу, подписанная начальником штаба гвардии майором Архангельским 15 июля 1944 года: «В один из периодов в районе Незаможник Запорожской области армия нуждалась в захвате «языка», не имея последнего в течение полутора месяцев (тут мне вспомнился роман А. Поповкина «Семья Рубанюк», в котором автор пишет об очень похожем подвиге). С приходом в этот район 130 стрелковой дивизии (Таганрогской Краснознаменной Ордена Суворова) сержант Кислица, узнав об этом, настоятельно взялся за изучение обороны противника и его действий, и через два дня, возглавив разведку, лично привел «языка». После этого через три дня полковая разведка привела второго «языка», за что командованием армии (5-й Ударной) сержант Кислица Н.Ф. награжден орденом Красного Знамени».

Разведчик Николай Кислица


— Всё так, очень похоже, как в книжке, да не очень, — стали мне пояснять разведчики. — Во-первых, поиск был ночной. Но это, наверное, легче, во всяком случае, незаметнее. Вы не знаете, что такое ползти к немецким траншеям, хоть днём, хоть ночью! В любой момент очередь или ракета — и, как в песне: «И было видно, словно днем». Ракета — это тоже выстрел в тебя. Ну, допустим, ты добрался незаметно до окопов или блиндажа. В голове стучит: а может, часовые-немцы тебя специально подпустили, чтоб «кокнуть» или самого взять в плен? Было и такое. Можно вдобавок напороться на мину или погремушку какую-нибудь. Всё дрожит внутри. Тут надо себя пересилить: успокоиться и найти часового. Хорошо, если он наверху, а если опустился в траншею? В чужую траншею лезть — это как в могилу — сердце выскочить готово. Немцы на ночь в траншеях расставляют хитроумные погремушки, чтобы нас ловить. Их тоже, избави Боже, зацепить — себя и ребят, что лежат наверху в нескольких метрах и ждут, погубишь. Сперва сидишь и не дышишь, потом потихоньку начинаешь двигаться. Ведь надо ещё не только какого-нибудь немца найти, но суметь прихлопнуть его, да так, чтобы живым остался и писку не подал, передать его ребятам. А уж потом осторожно-осторожно, как можно медленнее, аккуратнее «сматывать удочки». В общем, «долбёжки» хватает, от волнения весь мокрый, пока выползешь из их траншеи. А хочется ж наверняка побыстрее. Не то слово. Руки-ноги не сдержать, рвутся вперед. Вот тут и ловушка: поторопился — значит, лишний шорох, ещё что-то сделаешь не так. Ну и медлить нельзя. Как же быть?

Разведчики больше гибнут уже при возвращении: или они слишком торопятся, или слишком медлят, в общем, чем-то пренебрегают. Их обнаруживают — и мгновенно ракеты, стрельба, вплоть до пушек с обеих сторон. Редко кто после такой дуэли возвращается на своих двоих, если возвращается вообще. За ними потом других посылают и на ноги весь полк поднимают. И опять кто-то погибает. Вот так-то.

Как этот «ликбез» похож на рассказы другого разведчика — писателя с Алтая Георгия Егорова! Кредо из его романа «Разведчики»: «Где кончается выдержка, там уже нет разведчика».

Разведчик Николай Кислица


— Выходит, Николай за тем «языком» в окопы к немцам лазил?

— Нет, того они сняли с пулемёта. Но уйти незаметными не удалось. Несколько часов продолжалась стрельба. Спасся Николай вместе с ещё двумя нашими разведчиками и пленным немцем только благодаря воронке. В одну и ту же воронку снаряд дважды не попадает. Вот они и остались живы.

Однако вновь возвратимся к документам. В характеристике для награждения Николая орденом Боевого Красного Знамени говорится: «Через три дня полковая разведка привела вторично два языка». Я попросила рассказать, как это было в реальности.

— Полку, дивизии, тем более армии, требуется много и разных сведений. Один «язык» их просто знать не может. Поэтому мы ещё и отдохнуть не успели, как пришёл наш командир Туманиани, хмурый, злой, и говорит, матом ругая своё начальство (хоть и абхазец, а по-русски здорово ругался и по-немецки лопотал, как на своём): «То просили притащить любого, хоть самого задрипанного немца (мат заменён. — Авт.) и, дескать, можете дырочки для орденов делать, а теперь требуют немца с картами или офицера, чтоб побольше знал. Я им и говорю: «Пошлите других, а мои разведчики пусть отдохнут. Им положен отдых».

— Как отреагировало начальство на слова вашего заступника?

— Что и как говорили, не знаем, но прибежал он к нам потный и сам не в себе. Мы вместе попсиховали и легли спать, а Николай с ним пошёл «мозговать».

— Поди, немцы после взятия вами того «языка» бдительнее и злее стали?

— Конечно. Туманиани и Николай правильно сообразили: брать «языка» не на передовой, а в тылу или по дороге к передовой. Пробрались мы в тыл, замаскировались недалеко от дороги — на расстояние выстрела. Пролежали полсуток, думали, что нам не повезло. Николай сказал, что будем ждать до победного. Часа через два в конце дороги показался мотоциклист. Николай дал команду брать его и первым выдвинулся вперёд. Когда мотоциклист поравнялся с нами, Николай выскочил и взмахом руки остановил его. Немец понял, что ему хана, сопротивляться не стал, его быстро обезоружили. Николай сел в коляску, Сашко — на заднее сидение, и указали немцу, куда надо ехать. И он их повёз, а мы пёхом да ползком. Встречный транспорт немцев принимал их за своих. Потом Николай с Сашко замаскировались вместе с немцем, дождались темноты и потихоньку добрались до своих. Жаль, мотоцикл пришлось бросить.

— Значит, ордена, в данном случае — Красной Звезды и Красного Знамени, не просто даются, да ещё из рук командующих армиями?

— Да, не просто.

Впереди был ещё год тяжелейшей войны. Победить в ней без подвигов и самопожертвования было нельзя. Разведчик Николай Кислица совершит и то, и другое.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. parusnik 4 июля 2016 07:54
    Спасибо им всем за Победу..и Вам Полина за замечательный рассказ..
  2. EvgNik 4 июля 2016 09:16
    Живой, непосредственный рассказ. В книгах совсем по другому описывается, более героически. А здесь чувстауется жизнь. Спасибо, Полина.
    1. lukke 4 июля 2016 14:31
      ну это смотря какие книги читать) А в целом соглашусь - современные фильмы на эту тему сплошная порнография молодых режиссеров, которые по-моему знают историю своей страны по голливудским блокбастерам.
      1. gladcu2 4 июля 2016 23:30
        lukke

        Все книги про войну были отмечены цензурой. Про фронтовых разведчиков много не писалось. Про их подготовку, критерии отбора очень мало информации. Книги от первого лица раз, два и обсчитался. Я говорю о книгах до перестроечного времени. А книги в стиле фэнтези не в счёт.

        Поэтому живые рассказы ветеранов имеют свою серьезную ценность.
  3. Pal2004 4 июля 2016 12:12
    у Николая была особая винтовка, противотанковая, СВТ-10

    А что за витнтовка такая? Не слыхал про такую....
    1. Любопятов 4 июля 2016 13:32
      Раньше писали просто: "противотанковое ружье", без слова особое и без буквенных обозначений.
    2. Knizhnik 4 июля 2016 16:56
      Были ПТРД и ПТРС, про СВТ-10 не слыхали
  4. potapych 4 июля 2016 13:15
    Интересный рассказ, большое спасибо.
  5. Вадим2013 4 июля 2016 13:23
    Светлая память погибшим советским разведчикам.
  6. b5252 4 июля 2016 13:36
    Побольше бы таких воспоминаний живых, ярких, без прикрас про простых ребят, настоящих героев, подвиг которых всячески пытаются обесценить.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня