Птенцы "Орлицы"

Птенцы "Орлицы"


Ровно 100 лет назад состоялось боевое крещение российской военно-морской авиации. Утром 4 июля 1916 года (по новому стилю) линкор "Слава" и эсминцы "Сибирский стрелок" и "Охотник" производили обстрел немецких береговых батарей у мыса Рагоцем на южном берегу Рижского залива. Воздушное прикрытие осуществляли четыре летающие лодки М-9 с гидроавиатранспорта "Орлица".
Примерно в 9 часов утра три немецких поплавковых гидросамолета "Фридрихсхафен" FF.33 и одна летающая лодка "Бранденбург" FB с гидроавиастанции на озере Ангерн попытались нанести бомбовый удар по кораблям.

Ровно 100 лет назад состоялось боевое крещение российской военно-морской авиации. Утром 4 июля 1916 года (по новому стилю) линкор "Слава" и эсминцы "Сибирский стрелок" и "Охотник" производили обстрел немецких береговых батарей у мыса Рагоцем на южном берегу Рижского залива. Воздушное прикрытие осуществляли четыре летающие лодки М-9 с гидроавиатранспорта "Орлица".

Примерно в 9 часов утра три немецких поплавковых гидросамолета "Фридрихсхафен" FF.33 и одна летающая лодка "Бранденбург" FB с гидроавиастанции на озере Ангерн попытались нанести бомбовый удар по кораблям.

В это время над эскадрой патрулировал М-9 с номером ЩС-12 под управлением пилота подпоручика А.Н. Извекова и бортстрелка унтер-офицера А.В. Назарова. При появлении над горизонтом вражеских машин на перехват стартовали еще три гидроплана, но Извеков, не дожидаясь, когда они наберут высоту, в одиночку вступил в бой, чтобы помешать немцам прицельно сбросить бомбы. В этом неравном бою наш экипаж погиб. Зажигательная пуля пробила бензобак, самолет вспыхнул, перевернулся, упал в море и быстро затонул.

Однако вступившие в схватку летающие лодки ЩС-11 (пилот мичман Б. Щепотьев, стрелок унтер-офицер А.А. Шепелев), ЩС-13 (пилот лейтенант С.А. Петров, стрелок унтер-офицер Н.П. Коршунов) и ЩС-14 (пилот мичман Г.Г. Карцев, стрелок механик Яранцев) сумели сравнять счет. ЩС-13 с близкой дистанции расстрелял из пулемета "Фридрихсхафен" со "зловещим" бортовым номером 666. Германский экипаж в составе пилота лейтенанта фон Зибурга и стрелка-бомбардира оберлейтенанта Мейера сумел посадить поврежденную машину на воду рядом с русскими кораблями и был взят в плен.

Еще два вражеских гидроплана получили повреждения и ушли, планируя с неработающими моторами, к своему берегу. Однако в списках немецких потерь они не значатся, очевидно, им удалось успешно приводниться. В результате боя вражеский налет был сорван, ни одна бомба в корабли не попала, но этот успех был омрачен гибелью двух русских авиаторов.

Кстити, с этим воздушным боем связан довольно нелепый казус. В 1996 году тогдашний министр обороны Игорь Родионов, перепутав старый стиль с новым, издал приказ, по которому Днем российской военно-морской авиации было объявлено 17 июля. В приказе эта дата была приурочена к первому бою и первой воздушной победе русских морских летчиков. Однако 17 июля это четвертое июля по новому стилю, а по старому летоисчислению, действовавшему в 1916 году, бой состоялся 21 июня. Таким образом, из-за безграмотности или халатности Родионова и его референтов праздник оказался "отодвинутым" на 13 дней от реальной датировки события. Удивительно, но эта ошибка до сих пор не исправлена.

На заставке - авиатранспорт "Орлица" с ангарами для гидросамолетов на верхней палубе. Этот авианесущий корабль был переоборудован в 1915 году из транспортного парохода "Императрица Александра". Помимо самолетов, он нес восемь 75-миллиметровых пушек, поэтому иногда его называли "гидрокрейсером".

Птенцы "Орлицы"


"Орлица" с открытыми ангаром, в котором видны летающие лодки FBA, позже замененные на М-9.

Птенцы "Орлицы"


Экипаж М-9 авиации Балтфлота. На носу самолета установлен пулемет "Льюис" пехотного образца.

Птенцы "Орлицы"


М-9 с номером ЩС-26 и пулеметом "Максим".

Птенцы "Орлицы"


Чертеж летающей лодки Григоровича М-9.

Птенцы "Орлицы"


"Фридрихсхафен" FF.33. Гидросамолет этого типа был сбит русскими летчиками 4 июля (21 июня) 1916 года над Рижским заливом.

Птенцы "Орлицы"


Еще один участник боя - летающая лодка "Бранденбург" FB.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/502590.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Котище 10 июля 2016 08:46
    Спасибо автору!
  2. рюрикович 10 июля 2016 09:02
    По нынешним меркам авиаторы, летающие на таких этажерках, выглядели бы безбашенными what
    Но они ещё умудрялись воевать на них и выполнять поставленные задачи request И это без туалетов в кабинах и климат-контроля. Даже фотку любимой "пенелопы" некуда прилепить для морального комфорта lol
    Плюс! good
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. Царь,простоЦарь 10 июля 2016 14:19


      Был в 14-м в июле в Артиллерийском музее в Питере, там демонстрировался аэроплан в "полный рост". Мама-дорогая, да не за какие деньги. Там смотреть страшно, а не летать и воевать... Как вам удобства?
  3. Aleksander 10 июля 2016 10:19
    Понятна причина назначения Дня военно-морской авиации-первый воздушный бой 4 июля 1916.
    Но, тем не менее, военно-морская авиация прекрасно воевала и раньше, в 1915 г, бомбардируя вражеские объекты, в разведке и связи.
  4. Veteran 10 июля 2016 20:18
    Вообще-то воздушные бои были и до 4 июля 1916:
    1)26 июня. По сводке Морского штаба ВГК за 26.06 - «Около полудня в районе Ирбенской позиции появились 4 неприятельских гидроаэропланов. Их атаковали 3 наших гидроаэроплана, вылетевших из Цереля. Неприятельские аппараты повернули обратно, наши их преследовали. Один неприятельский аппарат был подбит и сел но воду, попытки его спасти неприятелю не удались, он был расстрелян нашими лётчиками и затонул»; по Б.В.Драшпилю - «26 июня произошел бой 3-х наших аппаратов с 2-мя немецкими. С Цереля вылетели Штральборн и Корольков, о Зайцевский вылетел из Аренсбурга. Штральборн вынужден был сесть на воду из-за порчи мотора и, будучи на буксире у катера, атакован уже 4-мя немцами, сбросившими на него бомбу и обстрелявшими его из пулемета. Вылетевшие на подмогу из Цереля Туржонский и Величковский атаковали немцев, подбив один «Альбатрос», севший потом на воду, подобрали товарищей и сожгли аппарат».
    2)2 июля. Из документов штаба ком. Балтийским флотом - «Около 9 час, возвращаясь к «Орлице» на высоте 1500 м, лётчик лейтенант Петров, имея наблюдателем мичмана Савинова, увидел немецкий аппарат, с которым вступил в бой на дистанции 15 м, идя ниже и вступив ему под хвост. Через 5 минут немец был сбит вследствие повреждения радиатора».
    Выходит, что 4 июля лейтенант Петров сбил уже второй немецкий самолёт.
  5. Любопятов 10 июля 2016 21:15
    Цитата:"Однако 17 июля это четвертое июля по новому стилю, а по старому летоисчислению, действовавшему в 1916 году, бой состоялся 21 июня. Таким образом, из-за безграмотности или халатности Родионова и его референтов праздник оказался "отодвинутым" на 13 дней от реальной датировки события. Удивительно, но эта ошибка до сих пор не исправлена."

    Автор говорит, что бой и пленение немецкого экипажа произошли 21 июня по старому стилю, то есть 4 июля по новому. Поэтому в цитируемом тексте ошибка:
    следовало написать: "Однако сегодня 17 июля - это четвертое июля по старому стилю, а по старому календарю, действовавшему в 1916 году, бой состоялся 21 июня." (То есть праздничная дата сегодня - 4 июля, а не 17/7.) Тем более ни к чему нагружать 17 июля, отмечаемое как день злодейского ритуального убиения Царской Семьи в Екатеринбурге.
  6. kvs207 18 октября 2016 12:25
    Малоизвестная страница истории. Читал в журнале "Морской сборник", емнип, статью про мор. авиацию России и по всему выходило, что в то время, мы не так уж отставали от Запада.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня