Гарнизон на дороге

Военная автомобильная инспекция не только занимается регулированием движения на дорогах страны применительно к транспорту Вооруженных Сил, но и выполняет другие важные функции. Какие? На этот и другие вопросы «Военно-промышленного курьера» ответил временно исполняющий обязанности начальника ВАИ полковник Игорь Ищеркин.

– Несколько лет, как ВАИ работает по территориальному принципу. В чем особенности, Игорь Сергеевич?

– Прежде напомню, что Военная автомобильная инспекция сформирована директивой министра обороны 10 лет назад. Она состоит из собственно ВАИ МО РФ как органа управления и региональных подразделений. Да, работа сейчас построена по территориальному принципу. Это означает, что каждое наше подразделение обеспечивает безопасность дорожного движения в закрепленном районе ответственности, как правило, субъекте Российской Федерации, и в нем – все воинские части вне зависимости от подчиненности.


Чем хорош территориальный принцип работы? Во-первых, ко всем воинским частям, дислоцированным в районе ответственности, подразделением ВАИ предъявляются одинаковые требования. Нет своих и чужих, все участники дорожного движения, транспортные средства воинских частей, водители проверяются без скидок на подчиненность. Во-вторых, территориальное подразделение ВАИ работает в тесном взаимодействии с управлением ГИБДД субъекта Федерации и его подразделениями. В-третьих, начальники территориальных ВАИ входят в состав комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения соответствующих субъектов РФ.

ВАИ, как правило, дислоцируется в областном центре, но может и в местах наибольшего скопления войск (сил). В среднем расстояние от места расположения ВАИ до крайней точки района ответственности – 150–200 километров. Это позволяет оперативно реагировать на изменения обстановки, выезжать в воинские части для проведения технического осмотра, проверки, занятий и других мероприятий.

– Какие изменения прошли после переподчинения вашей структуры военной полиции?

– С утверждением Устава военной полиции отменена статья 3 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ, в которой были определены особенности организации службы ВАИ гарнизонов. Тем самым перестали существовать нештатные гарнизонные инспекции.

Устав военной полиции закрепил функции и полномочия ВАИ. Появились новые задачи:

осуществление в Вооруженных Силах контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения БДД, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (сооружений), находящихся в ведении Минобороны, к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств ВС РФ;
согласование в установленном порядке маршрутов движения военных транспортных средств при перевозке особо опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
выдача разрешений на установку и снятие технических средств организации дорожного движения;
пропаганда безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах.

Проведенные реорганизации нашу работу не облегчили, а сделали, скажем так, более интересной, стали следующим шагом в развитии ВАИ.

– Что можно сказать о профилактике дорожно-транспортных происшествий? Как ВАИ ведет эту работу?

Гарнизон на дороге
– Все функции, возложенные на ВАИ, носят профилактический характер. Это, в частности, регистрация транспортных средств (ТС), контроль внесения изменений в их конструкцию; проведение технического осмотра; несение дорожно-патрульной службы; сопровождение ТС, регулирование дорожного движения; проверка воинских частей по вопросам предупреждения ДТП; пропаганда БДД.

Что касается новых методов, то с 2015 года работаем с подрастающим поколением: кадетами, суворовцами и нахимовцами, детьми из военных городков, учим безопасному поведению на улицах. Систематически в инициативном порядке устраиваем викторины, другие мероприятия. В суворовских училищах и кадетских военных корпусах провели конкурс изобразительного творчества «Дорога без опасности».

С 2015 года организовано взаимодействие с филиалами Всероссийского общества автомобилистов по профилактике ДТП и привлечению к членству в этой организации военнослужащих.

Планируем снять видеоролики, направленные на пропаганду безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, для их последующего распространения и размещения на официальном сайте Минобороны. Там же откроем раздел, где сможем отвечать на вопросы, рассказывать об изменениях в руководящих документах в части обеспечения БДД, информировать о мероприятиях и, конечно же, выкладывать фото- и видеоматериалы.

– На службе многое регламентировано уставом. Как проявляется и поощряется инициатива?

– Приведу пример. В Сертолове Ленинградской области начальниками 11-й (региональной) и 165-й (территориальной) ВАИ совместно с городской администрацией регулярно проводится конкурс «Лучший водитель гарнизона». Казалось бы, рядовое мероприятие, но за ним – громадная организаторская работа. А главное – к этому конкурсу и присуждаемому на нем званию с пиететом относятся водители.

– Какой техникой оснащена ВАИ?

– В этом отношении мы идем в ногу со временем. В настоящее время на вооружении ВАИ находятся эвакотягачи марок КамАЗ и «Урал», легковые автомобили «УАЗ Патриот», «Форд Фокус», «Форд Кастом», «Фольксваген Каравелла», ГАЗ-2705 «Газель». На шасси последней смонтирован подвижный пункт технического контроля транспортных средств.

Поставка новых образцов автотехники осуществляется по гособоронзаказу в соответствии с принятой и утвержденной Государственной программой вооружения. В первую очередь обновление парка машин касается 100-й (территориальной) ВАИ, дислоцирующейся в Москве. Особо хочу отметить, что все закупаемые автомобили производятся на отечественных заводах. С 2015 года начали приобретать автомобили УАЗ «Патриот». В этом году гособоронзаказом предусмотрена закупка 40 машин этой марки. Для поддержания автомобильной техники в исправном состоянии заключены договоры по сервисному обслуживанию.

– Участвуют ли подразделения ВАИ в Армейских международных играх? Какова ваша роль в их обеспечении?

– Мы бы с удовольствием приняли участие в Армейских международных играх, но есть несколько причин, по которым просто не можем это сделать.

Во-первых, для участия в АрМИ-2016 необходимо выставить подразделения, однако, к сожалению, ввиду малой численности не можем откомандировать их даже на несколько дней. Кто же будет выполнять задачи, обеспечивать дежурство и охрану?

Во-вторых, в Играх наша основная роль – обеспечение безопасности дорожного движения (сопровождение транспортных средств, регулирование). Ежегодно для специальных мероприятий в период Игр мы задействуем более 100 человек и свыше 50 патрульных автомобилей.

В-третьих, учитывая разное законодательство стран, порядок регулирования дорожного движения, соревнования можно устроить только по вождению, но это будет необъективно.

Все это не мешает нам выявлять лучших инспекторов ВАИ и совершенствовать свое профессиональное мастерство. К тому же ежегодно после завершения Армейских международных игр, как правило, в сентябре мы проводим конкурс «Лучший инспектор ВАИ».

– Как организовано взаимодействие с ГИБДД, другими федеральными органами исполнительной власти в интересах безопасности дорожного движения?

– Оно самое тесное как в вопросах учета ДТП, так и в регистрации транспортных средств, обеспечения их сопровождения, несения дорожно-патрульной службы, розыска задержанных и угнанных машин. Вопросы взаимодействия закреплены в нормативных правовых актах, Уставе военной полиции ВС РФ, совместных документах. В настоящее время в ВАИ МО РФ разработан и проходит согласование проект совместного приказа министров обороны и внутренних дел «Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия Вооруженных Сил и органов внутренних дел Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и при передвижении войск». Он снимет многие вопросы, которые еще остаются.

Организовано взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в которых также существуют военные автомобильные инспекции. Это МЧС и Федеральная служба войск национальной гвардии. Существует опыт проведения совместных проверок воинских частей с Главной военной прокуратурой по вопросам соблюдения законности в сфере безопасности дорожного движения. Что касается взыскания штрафов с должностных лиц, совершивших административные правонарушения, то оно осуществляется через военные суды и Федеральную службу судебных приставов.

– Сотрудник ВАИ не самая многочисленная категория военнослужащих. Где и как готовят таких специалистов, каковы требования к ним?

– С 2015 года на базе Омского автобронетанкового инженерного института для ВАИ ВС РФ проводится подготовка по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. 20 офицеров уже прошли этот курс. А с сентября 2016-го при Рязанском воздушно-десантном командном военном училище будет ежегодно осуществляться подготовка прапорщиков для нужд ВАИ – 60 человек. Вся необходимая информация о порядке, условиях поступления и сроках обучения приведена на официальном сайте Министерства обороны (mil.ru) в разделе «Образование».

С 2010 года каждый военнослужащий ВАИ в обязательном порядке проходит летний и зимний курсы контраварийной подготовки водителей, как правило, в Центре высшего водительского мастерства профессора Цыганкова. Периодичность прохождения такой подготовки – не менее одного раза в три года.

Должностные лица ВАИ, специфика выполняемых задач которых связана с мониторингом состояния транспортных средств, проходят подготовку по программе «Эксперт по техническому контролю и диагностированию». Это не менее 20 человек ежегодно.

Для постоянного повышения уровня профессиональной подготовки, престижа нашей службы, а также проверки личного состава с 2015 года проводится конкурс «Лучший инспектор Военной автомобильной инспекции». С учетом полученного опыта мы усложнили и расширили программу испытаний, количество номинаций, в том числе командных. А также пригласили для участия на внеконкурсной основе коллег из ВАИ других федеральных органов исполнительной власти. На наше обращение откликнулась ФСВНГ. Коллеги выставляют команду их трех человек. По три человека примут участие также из каждой ВАИ (региональной), то есть от каждого военного округа, Северного флота и 100-й ВАИ, всего 21 конкурсант. Состязания будут проводиться на базе войсковой части 20155 в Острогожске Воронежской области. В прошлом году призовые места заняли инспекторы ВАИ из Москвы и Калининграда.

– Один из самых болезненных вопросов – аварийность на дорогах. Какова ситуация с транспортными средствами Вооруженных Сил за последние, скажем, пять – семь лет?

– Если брать статистику аварийности по вине водителей Вооруженных Сил за семь лет, то количество ДТП снизилось более чем в два раза. И это в условиях формирования соединений и частей на Северном флоте, в Республике Крым и других регионах, при увеличении количества транспортных средств, росте числа внезапных проверок, учений, тренировок с выдвижением войск в районы сосредоточения.

Серьезная работа проводится также по профилактике ДТП с участием личных автомобилей военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ, где ситуация не столь однозначна. Организован системный подход к деятельности органов управления, прежде всего командиров воинских частей по этой проблеме.

Сегодня невозможно представить ни одно воинское формирование, ни один образец тяжелого вооружения без автомобильного шасси. От грамотного использования техники зависит жизнь не только водителя, но и окружающих людей. Остается пожелать, чтобы служебные транспортные средства не знали поломок, а личные автомобили военнослужащих приносили им только удовольствие при вождении.
Автор: Игорь Ищеркин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/31311


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 17
  1. Верден 10 июля 2016 15:45
    Прочитав статью, вспомнил, как в срочную мне довелось сопровождать на ГАЗ-66 аппаратуру ЗАС. Нас тогда в пути, по каким-то одним им ведомым причинам, остановили ВАИшники. Может, на солнце перегрелись. Наш прапорщик, большой шутник, под стволом автомата заставил капитана ВАИ залезть в кузов, пока его напарник пытался получить документы у водителя. Потом была команда "Гони" и пол сотни километров "полёта" до КПП ВЧ, где мы, наконец, освободили пленника, порекомендовав тому впредь такой ерундой не заниматься.
    1. Пито 10 июля 2016 15:57
      Мы тоже на срочке перегонаяли аппаратуру на базе шишиги. Но у нас одна еще была шишига - охранение. Хоть и два чела, но все же. Но ВАИшники не тормозили.
      1. Тралл 10 июля 2016 16:04
        Украина.Бетонные ежи на службе ВАИ laughing
        1. Вадим237 10 июля 2016 17:25
          Это вообще волнарезы.
    2. почти дембель 11 июля 2016 06:02
      Цитата: Верден
      Прочитав статью, вспомнил, как в срочную мне довелось сопровождать на ГАЗ-66 аппаратуру ЗАС.

      Странно как-то,при наличии знака ФПС, показываешь удостоверение фельдъегеря, причем полностью не останавливаясь через стекло и едешь дальше.
  2. андрей юрьевич 10 июля 2016 15:46
    помню как "о.ч.к.о.вали",на дороге, боясь ВАИ встретить, кровь у них с ГАИ одна,до пустого места докопаются! в ГСВГ они вообще свирепые были.
  3. bubalik 10 июля 2016 15:52
    – Один из самых болезненных вопросов – аварийность на дорогах. Какова ситуация с транспортными средствами Вооруженных Сил за последние, скажем, пять – семь лет?
    Если брать статистику аварийности по вине водителей Вооруженных Сил за семь лет, то количество ДТП снизилось более чем в два раза
    ,,, request всяко бывает recourse ,,, laughing

    http://samaratoday.ru/news/174427
  4. лис 10 июля 2016 15:59
    как вспомню-так вздрогну...под Москвой лютовали страшно.потом управу нашли-знак ФПС,и вперед!
  5. Kos_kalinki9 10 июля 2016 16:10
    Любят у нас ВАИ, очень сильно любят, прям как ГАИ wassat(по комментариям заметно)
    1. novobranets 10 июля 2016 16:45
      Цитата: Kos_kalinki9
      Любят у нас ВАИ, очень сильно любят, прям как ГАИ

      У нас первенство держала комендантская рота. Любили их love , ну прямо до невозможности wassat .
      1. Kos_kalinki9 10 июля 2016 16:53
        У нас первенство держала комендантская рота

        Мы, аналогично комендантский взвод.Любовь была трепетная, но односторонняя laughing
  6. Да,было что вспомнить -в 88году из за пьяного лейтехи ваишника два наших Урала на повороте рафик в кювет вынесли!!!
  7. Комментарий был удален.
  8. APASUS 10 июля 2016 17:25
    У меня на КПП капитан выпал из машины ВАИ,я так и не понял что хотел сказать такой упитый был.Потом пришлось его на себе в офицерскую общагу нести,там тоже было интересно.............
  9. masiya 10 июля 2016 17:49
    Вся эта ВАИ, своя армейская структура, и от нашего обывательского взгляда должна быть скрыта и непонятна, так оно в принципе и есть, они что каждого нарушителя ПДД тормозят и мурыжат- нет, ну так и пусть своей воинской автомобильной братией и занимаются!!!
  10. mik6403 10 июля 2016 18:34
    Самые бестолковые военнослужащие + ща ещё добавили военную полицию (лучеб мобилизацию наладили).....
  11. muhomor 10 июля 2016 18:56
    Это единственное заведение, где нарванный прапор (ВАИ)может поглумиться над старшим офицером (старшим машины).А ваишники это (власть показать) любят!
  12. Слон 11 июля 2016 12:19
    Целесообразно было бы расформировать ВАИ. Пусть ГИБДД за всем смотрит. К тому же будет экономия бюджета.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня