Китай завершил локализацию производства броневиков «Тигр»

В Пекине прошла выставка China Military and Civilian Integration Expo 2016, посвященная новым разработкам военного и гражданского назначения. В ходе этого мероприятия большое количество китайских предприятий продемонстрировали свои последние достижения в виде рекламных материалов и реальных образцов. Одними из самых интересных экспонатов выставки стали три бронеавтомобиля типа YJ2080, построенные китайской промышленностью.

Проект YJ2080 представляет большой интерес для российских специалистов и общественности, поскольку имеет любопытное происхождение. Бронеавтомобили этого типа являются лицензионной версией российской машины СПМ-2 / ГАЗ-2330-36 «Тигр», собираемой китайской промышленностью в соответствии с договором, подписанным несколько лет назад. В ходе недавней выставки организация-производитель показала первые образцы броневиков, собранных после завершения полной локализации производства. В отличие от своих однотипных предшественников, выставочные бронеавтомобили полностью произведены в Китае без поставки готовых комплектующих из России.




Эксплуатация броневиков российской разработки китайскими силовыми структурами началась в середине 2008 года. Изучив различные предложения, китайские специалисты решили приобрести некоторое количество российской техники. В июле 2008-го китайский автомобильный завод Beijing Yanjing Motor Co. подписал контракт с «Рособоронэкспортом», в соответствии с которым российская сторона должна была поставить заказчику пять готовых броневиков «Тигр» и такое же количество комплектов для сборки в Китае. Вскоре заказанная продукция была передана китайской стороне, которая самостоятельно собрала технику из поставленных комплектов, а затем освоила эксплуатацию всех десяти бронемашин.

Десять броневиков СПМ-2 были переданы правоохранительным органам Пекина, которым предстояло следить за порядком во время Олимпийских игр. По имеющимся данным, эта техника хорошо справилась со своей задачей, позволив силовикам обеспечить безопасность спортсменов и зрителей.



По результатам эксплуатации новой бронетехники во время Олимпиады-2008 было решено заказать дополнительную партию подобных машин. В конце года Beijing Yanjing Motor Co. и «Рособоронэкспорт» подписали новый контракт на поставку техники. На этот раз соглашение подразумевало передачу десяти броневиков СПМ-2 / ГАЗ-2330-36 в готовом виде и 90 машинокомплектов для сборки на китайских заводах. Собираемые в Китае броневики получили новое обозначение YJ2080, а кроме того, комплектовались табличками с логотипом завода-сборщика.

Первые машины этой партии были собраны и переданы заказчику в июле 2009 года. Заказ на сборку сотни бронеавтомобилей был полностью выполнен к 2010 году. Эту технику передали Бюро общественной безопасности, Народной вооруженной полиции и частям армии, служащим в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. После беспорядков в середине 2009 года было решено усилить правоохранительные органы региона, в том числе за счет поставок новых бронеавтомобилей.



В дальнейшем появились новые контракты на производство броневиков российской разработки китайскими предприятиями. В соответствии с купленной лицензией компания Beijing Yanjing Motor Co. получила возможность наладить полностью локализованное производство новых автомобилей. К настоящему времени, как утверждается, фирма-производитель уже освоила производство колесных платформ, а также разработала несколько вариантов специального оснащения броневиков. Три версии бронеавтомобилей в разном исполнении были показаны на недавней выставке.

Бронеавтомобиль YJ2080 представляет собой вариант машины СПМ-2, собранный китайской промышленностью из комплектующих российского или собственного производства. По этой причине основные особенности броневика остаются без изменений, хотя некоторые элементы конструкции могут быть адаптированы под возможности китайской промышленности и имеющиеся в ее распоряжении технологии. Таким образом, оригинальный СПМ-2 и китайский YJ2080 имеют минимум заметных внешних отличий, а различия конструкции сведены к некоторым незначительным доработкам.



Китайский броневик сохраняет общую компоновку и основные характеристики. Этот броневик с колесной формулой 4х4 строится по капотной компоновке и оснащается защищенным корпусом, соответствующим 5 классу по российским стандартам. Благодаря такому бронированию машина способна защитить экипаж от пуль калибра 7,62 мм: от обстрела из автоматов любо из винтовок с применением пуль, не имеющих упрочненный сердечник.

Собранный по лицензии бронеавтомобиль сохраняет общую компоновку с передним расположением двигателя в отдельном объеме, позади которого находится крупный единый обитаемый объем. В передней части кабины помещаются места водителя и командира, а остальной объем может использоваться для размещения пассажиров или специального оборудования требуемого типа. В варианте для перевозки личного состава броневик оснащается двумя передними сиденьями для водителя и командира, позади которых помещаются еще семь кресел для десанта.




В ходе развития проекта китайские специалисты учли российский опыт в сфере компоновки обитаемых отсеков. Так, на выставке China Military and Civilian Integration Expo 2016 демонстрировались образцы броневиков с разным составом дверей и люков. Так, имеется вариант корпуса с двумя бортовыми дверями, распашной кормовой дверью и круглым люком в крыше. Также представлен образец с собственными дверями у второго ряда кресел. В таком случае в крыше машины устанавливаются два прямоугольных люка.

Китайские специалисты рассматривают броневик YJ2080 не только как транспортное средство для личного состава, но и в качестве носителя специального оборудования. Один из выставочных образцов был оснащен малогабаритной радиолокационной станцией, которая может использоваться для решения определенных задач в интересах армии или иных силовых структур. На крыше этого броневика установили опорно-поворотное устройство с антенной, а в кормовой части салона поместили рабочее место оператора с набором компьютерной техники.



Рассматривая изменения обитаемого отсека броневиков китайского производства также можно отметить отделку. Выставочные образцы YJ2080 изнутри больше напоминают автомобили для гражданского рынка с соответствующим дизайном интерьера. Кресла и панели отделки выполнены в светлых тонах, а также имеют характерный внешний вид. Одновременно с этим броневики получают стандартную приборную доску из исходного проекта, аналогичную машинам российского производства.

К настоящему времени китайский завод Beijing Yanjing Motor Co. освоил лицензионное производство броневиков СПМ-2 / YJ2080, которое более не зависит от поставки российских комплектующих. Все необходимые узлы и агрегаты производятся китайскими предприятиями, привлеченными к участию в проекте. Окончательную сборку готовых броневиков производит предприятие, купившее лицензию. Кроме того, китайской промышленностью уже разработаны несколько специализированных модификаций базовой бронемашины.



Из имеющихся данных следует, что китайское предприятие продолжает строительство полностью локализованных броневиков в интересах разных силовых структур Китая. Объемы, стоимость и другие особенности заказов не сообщаются. Тем не менее, можно предположить, что развертывание полной локализации производства связано с желанием китайских заказчиков приобрести большое количество новой техники. В таком случае перестройка производства и исключение российского участия оказывается полностью оправданным с экономической точки зрения.

Следует отметить, что Китай не является единственным зарубежным эксплуатантом броневиков «Тигр» российской разработки. С конца прошлого десятилетия «Рособоронэкспорт» подписал несколько контрактов на поставку готовой техники различным зарубежным странам. Броневики поставлялись как в страны ближнего зарубежья, так и в государства отдаленных регионов. «Тигры» всех модификаций используются в СНГ, на Ближнем Востоке, в Азии и в Южной Америке. При этом наиболее плодотворное сотрудничество имеет место в случае с Китаем: после недолгой поставки готовой техники была развернута сборка машин из комплектов, а затем и выполнена полноценная локализация производства.

Последние новости из Китая в очередной раз показывают, что российские разработки в области легкой многоцелевой бронетехники представляют интерес не только для отечественных, но и для зарубежных заказчиков. С учетом существования широкой номенклатуры модификаций броневика «Тигр» можно ожидать, что новости о поставках этой техники за рубеж будут появляться и в будущем.


По материалам сайтов:
http://mil.news.sina.com.cn/
http://china-defense.blogspot.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Фотообзор броневиков YJ2080:
http://slide.mil.news.sina.com.cn/l/slide_8_38692_43561.html#p=1
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Slide.mil.news.sina.com.cn
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти