Military Review

Floating car GAZ-46 (MAV)

23
GAZ-46 is a Soviet floating car that has been manufactured at the Gorky Automobile Plant since 1953. In the Soviet Army, this car received the designation "MAV" - a small watercraft. The main purpose of this car was to ensure the actions of intelligence units, as well as carrying out engineering work on reservoirs.


The experience of the end of World War II demonstrated the strengths and weaknesses of various Soviet military equipment, as well as gaps in its creation. So in the army there was no domestic floating cars. At the same time, the four-wheel-drive amphibious Ford GPA and DUKW six-wheeled trucks received under the Lend-Lease program made it easier for Soviet troops to force the rivers of Eastern Europe at the final stage of the war. It is quite natural that this military equipment was taken note of by the military and after the end of the conflict it was included in the long-term rearmament plan along with other samples. In the USSR, the design of both passenger cars and cargo floating cars began.

First of all, the Soviet military was interested in a light commander car that could cross various water barriers and move in the same group with armored vehicles. The cargo 6-wheeled DUKW became the first prototype for the ZIS-485 - a large waterfowl vehicle (BAS), and the GAZ-46 - a small water vehicle (MAV) became an analogue of the floating Ford GPA jeep in the USSR with time.



The thorny path to mass production

Immediately after the end of World War II, the Moscow Research Automotive and Automotive Institute (NAMI) initiated work to create a floating car built on the basis of components and mechanisms of the all-wheel drive GAZ-67 off-road vehicle well mastered by Soviet industry. It was decided to develop a new amphibian with an eye on the American Ford GPA floating SUVs, which began to enter the US Army in 1942. At the same time, Moscow engineers from NAMI decided to creatively rework the American idea.

22 July 1948, the Engineering Committee of the USSR Armed Forces approved the final tactical and technical requirements for the designed floating car, which was named NAMI-011 and the military designation MAV. The car was intended for transportation by land and crossing over various water barriers of small reconnaissance and other groups, towing light boats or other light trailers, pontoons and other watercrafts used by engineering units of the Soviet Army on the water surface.

At the same time in the creation of such a machine was one snag. The thing was that the GAZ-67 off-road vehicle, which had been constructed during the war, was becoming obsolete, and the new GAZ-69 off-road vehicle was preparing to replace it. Despite this, at the end of April 1949, prototypes of the floating car NAMI-011 were already built, and in May of the same year they passed a series of factory tests. Soon, in the summer of 1949, followed by ground testing of new items, and in the fall - interdepartmental, which took place in the vicinity of Leningrad. All tests were quite successful. So successful that, after their completion, the creators of the floating car NAMI-011 were awarded the Stalin Prize of the 3 degree “For work in the field of mechanical engineering”.



Later, one of the prototypes of the car NAMI-011 along with all the available technical documentation for the car was transferred to GAZ. It was in Gorky after the seemingly insignificant refinement of the design that mass production of amphibians was to be organized. At the same time, in addition to the outdated design of the GAZ-67 car itself, there was another problem. The fact is that the engineers of NAMI coped with their task, but their floating car was made literally “on the knee”. The drawings of the car received from Moscow had inconsistencies, which was quite normal for pilot production, but absolutely unacceptable for serial production.

At the same time, it was very dangerous not to fulfill the government resolution at that time, and a separate group was created at GAZ, which was headed by V. A. Kreshchuk. This group took up the development of technical documentation and the correction of errors made by us. At the same time, in Gorky as early as in 1944, when the company considered the possibility of creating its own amphibious vehicle based on GAZ-67, they came to the conclusion that this idea is absolutely unpromising. The launch of the car in series with mass production required quite a lot of significant technological changes, which in NAMI when building prototypes were overcome by various methods unsuitable for serial production. At the same time, at GAZ, they initially relied on the sixty-ninth, in which from the very beginning the possibility of a future conversion to a floating version was taken into account.

It would be more logical and cheaper to simply reject the version created by us. But not in the USSR. It was inconceivable to ignore the direct instructions of the government and to abandon the design of the machine that received the Stalin Prize. Therefore, in the autumn of 1950, GAZ-011 (aka NAMI-011) was ready to get on the conveyor in Gorky. At the same time, the company carried out parallel work under the direction of the designers A. A. Smolin and G. M. Wasserman on the creation of an amphibian based on the units of the GAZ-69 off-road vehicle, which received the new designation GAZ-46. And on the floating car GAZ-011, and on the GAZ-46 work at the plant were carried out quite thoroughly. Andrey Lipgart, the chief designer of the enterprise, hoped that the GAZ-011 and GAZ-46 amphibians would be tested at the same time, and the customer would be able to choose a newer design.



In 1951, the Engineering Committee of the USSR Armed Forces conducted control tests of the GAZ-011 vehicle, which was modified by V. A. Kreshchuk. The amphibian turned out to be quite good. Designers significantly reduced its weight, increased speed and improved reliability. Military GAZ-011 also approved. As a result, there was a situation when the plant could no longer refuse to release an amphibian based on the GAZ-67 off-road vehicle, however, there was also no possibility to release it, especially in the context of the deployment of a more modern GAZ-69 production. Starting the mass production of the GAZ-46 amphibian, since its rival liked the military so much, was also quite difficult. All this confusion with two parallel projects lasted until, in 1952, the designer Kreschuk personally sent a letter to his friend Stalin by secret mail about the situation with floating cars at the factory.

The reaction to this letter was not long in coming, the company "flew hats", it’s not good yet to plant anyone, but many officials and designers of the plant and various departments were demoted. Also, the Council of Ministers resolution by 14 of March 1951 of the year, number 981, on awarding the Stalin Prize to the designers of the floating NAMI-011 car was canceled. And in Gorky decided to collect GAZ-46. At the same time, the production plan for GAZ-011 in 1953 was fulfilled at the plant by 100%, in total 68 copies of this vehicle were produced. After that, he was replaced by a new car GAZ-46.

Floating car GAZ-46 (MAV)


Description of construction

The buoyancy of the MAB was provided by a steel welded body on a frame made of box-shaped profiles. It was a pontoon type hull with no doors. The body of the floating car inside was divided by vertical transverse partitions into the 3 compartment: fore, middle and stern. In the nose compartment of the car was the engine compartment (MTO). The middle compartment was the cabin of the crew and passengers, and the luggage compartment was located at the rear. On the nose of the floating car was a flip-over breakwater shield, which is lifted by the crew before the car enters the water. The shield or screen prevented the car from being “buried” by the nose, and also protected the air intake required for engine cooling and the central compartment from water ingress. Between the headlights was a bollard, necessary for mooring amphibians on the water and capstan for a rescue buoy. Outside the body of the GAZ-46, lever shock absorbers were installed, and spare wheels were placed on the rear upper platform.

The floating car GAZ-46 was equipped with an 4-cylinder engine from the GAZ-M20 “Victory” car, and the suspension of the wheels and the transmission were borrowed from the GAZ-69 SUV. The car's engine was connected to a manual gearbox, which had three front and one reverse gear, and a two-stage transfer case. On the water surface, the car could move using a three-bladed propeller, which was driven by a cardan shaft from the transfer case. The direction of movement of the car in the water could be changed by a water wheel, which was placed in a stream of water thrown by the propeller of the boat. A distinctive feature of the amphibious GAZ-46 (MAV) was the wheels of a special design, to increase all terrain, they allowed to move on the flat tires without any risk of turning them and getting water into the tire.

Since the car was floating, all its electrical wiring was performed with hermetic electrical connectors, the ignition distributor, which was completely sealed, did not need additional protection. A muffler and an exhaust pipe were put on the forward deck of the floating GAZ-46. True, the muffler created so much noise that unmasked the car. On the other side of the nasal deck was the neck of the gas tank, that is, if necessary, it was possible to refuel the fuel tank directly on the water.



The design of the cockpit, if it is appropriate to use such a loud definition, was spartanly simple, since the floating car was originally designed on the instructions of the military. Some special level of comfort was not provided for either the crew or the passengers. In general, the floating car GAZ-46, rather, looked like a boat. The instrument panel of the MAV was completely borrowed from the GAZ-69 SUV. At the same time on the instrument panel there were a tachometer and a warning light, which indicated the appearance of water in the hold. The transmission control levers were on the right side of the driver. The pedal brackets differed in their unusual shape and were close to each other, so that there were as few as possible different technological openings through which water could get into the body of the car. The windshield frame could be laid on the hood, and the awning from the tarpaulin could be easily stretched over the passenger compartment. The front row of seats included two seats: for the commander and the driver. Behind them was a three-seater bench, which had no adjustments. For the convenience of servicing, a fuel filter was installed in the cab.

The floating car GAZ-46 (MAV) entered into service with separate patrol-assault battalions, as well as individual pontoon-bridge regiments, in addition to which it was exported to the countries that were parties to the Warsaw Pact. Car production continued in the Soviet Union from 1953 to 1958 the year when production of the base GAZ-69 was transferred to the UAZ plant. At the same time, in Ulyanovsk there simply was no production opportunity to continue producing a floating car, which, along with a small need for such machines, caused the termination of their release. In addition, the first BRDMs had already begun to enter the army. There is no exact information on the number of MAVs produced, but, apparently, around 650 of such vehicles were collected.



Performance characteristics of GAZ-46 (MAV):

Overall dimensions: length - 4930 mm, width - 1900 mm, height - 1770 mm.
Wheel formula - 4x4.
Empty weight - 1270 kg.
Load capacity - 500 kg.
Capacity - 5 people.
The power plant - 4-cylinder carburetor engine volume 2,1 l, power - hp 55
Maximum speed - 90 km / h (on the highway), 9 km / h (afloat).
Cruising by land - 300-500 km.
Power reserve in water - 5 hours.

Information sources:
http://fb.ru/article/231998/gaz--tehnicheskie-harakteristiki-i-opisanie
http://www.abw.by/news/182364
http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-46.htm
https://www.drive2.ru/b/939508
Open source materials
Author:
23 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Military Builder
    Military Builder 7 July 2016 08: 33
    +7
    fishing on it, drove it to the river, swam in one place, went out in another, everything with him is not tied to a place
    1. avt
      avt 7 July 2016 09: 00
      0
      Quote: War Builder
      , swam in one place, left in another, everything with him is not tied to a place

      laughing No, well, I went in one thing, it’s yes, but I can’t get ashore in any place. good , which appeared after our got acquainted with the received Lend-Lease "Duck", I also like the German Volkswagen floating, although it is certainly too small.
      1. Verdun
        Verdun 7 July 2016 10: 21
        0
        Quote: avt
        I also like the German Volkswagen floating, although it is certainly small.

        The "Kuebelvagen" built on the "Beetle" units could not swim.
        1. Evver
          Evver 7 July 2016 14: 03
          +3
          Yes ? but what about the Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen) sad
          1. Verdun
            Verdun 7 July 2016 15: 22
            +2
            Quote: Ever
            what about Volkswagen Typ 166

            Your truth, I completely forgot about this car. However, it was less common than the Kübelvagen, and data on the production of 14 units are highly doubtful. Most likely, the total number of transmissions was calculated. which is the same on these machines.
        2. faiver
          faiver 7 July 2016 16: 02
          0
          type 166 did not swim?
    2. vkl.47
      vkl.47 7 July 2016 11: 08
      +2
      yeahhhh. fisherman's dream
  2. Kenneth
    Kenneth 7 July 2016 10: 03
    +1
    Cool little car. I had such a toy in my childhood
  3. Verdun
    Verdun 7 July 2016 10: 20
    +12
    The whole history of the development of MAV by the designers of NAMI and GAZ demonstrates only a complete misunderstanding of many officials, both of that time and today, for which there are research institutes. When Academician Chudakov created the NLA (Scientific Automobile Laboratory), from which NAMI then grew up, he clearly determined that the research institute should not be engaged in the creation of serial samples, but in conducting studies on the basis of which it should give recommendations to the factory design and development for cars. The factory design bureaus, which had neither the time nor the opportunity for scientific research, had to, using the results obtained, create serial models in accordance with the technological capabilities of the plant. Narrow-minded managers stubbornly do not want to understand the importance and necessity of such a separation. They are constantly trying to get a scientific institute to engage in practical activities unusual for it. As a result, science is moving forward with a creak, and the samples created as part of the pilot production of the research institute do not correspond well to the possibilities of mass production.
    1. gladcu2
      gladcu2 7 July 2016 22: 21
      0
      Verdun

      What you described is a review of the economic system. According to which, all non-commercial institutions do not have a right to exist.

      The practice of the USSR has shown that fundamental sciences, which in principle cannot be commercial, drive development much faster than their similarities under capitalism.

      Basic science is the engine of progress.
      1. Verdun
        Verdun 8 July 2016 00: 01
        0
        Quote: gladcu2

        What you described is a review of the economic system. According to which, all non-commercial institutions do not have a right to exist.

        In fact, everything is far from so obvious. Even within the framework of the capitalist system, quite effective attempts are being made to create scientific centers. And the factories are willing to pay them. An example is the Porsche Design Center. True, effective managers with equal success destroy such centers around the world. They do not need science. They understand progress differently. They are interested in not flying into space, but flying to the Canaries, not exploring the world's oceans, but a jacuzzi. And therefore, I agree that it is easier to provide science with money within the framework of a planned economy.
        1. Outsider V.
          Outsider V. 1 October 2016 22: 45
          0
          The practice of the USSR has shown that fundamental sciences, which in principle cannot be commercial, drive development much faster than their similarities under capitalism.


          Are you talking about omnipotence and the influence of fundamental science about socialism seriously writing, or are you kidding?
  4. serega.fedotov
    serega.fedotov 7 July 2016 12: 41
    +1
    Eh to buy such .... Dream of a hunter-fisherman!
  5. Red_Hamer
    Red_Hamer 7 July 2016 17: 23
    +1
    And was Gas-011, if I’m not mistaken?
    1. Red_Hamer
      Red_Hamer 7 July 2016 17: 48
      +1
      sorry, I thought about LuAZ, and wrote gas-011 laughing In the next yard a man pulled out of the garage, such a joyful one, stood for a quarter of a century in the garage, and wound up! LuAZ-967!
  6. Red_Hamer
    Red_Hamer 7 July 2016 17: 34
    +1
    And for the Airborne Forces there was a special one based on the "Lunokhod" LuAZ-967
  7. Cat
    Cat 7 July 2016 20: 28
    0
    Krasava !!!
  8. Tima62
    Tima62 7 July 2016 23: 53
    0
    Interesting article. It is a pity that the photos are not signed. I realized that the instance with the shields on the rear wheels Nami 011?
    On the Internet, I found such photos
    https://topwar.ru/uploads/images/2016/262/rehf904.jpg
    https://topwar.ru/uploads/images/2016/085/ydbo218.jpg
    I believe that the military GAZ 011 liked more because of the engine from a half. At the same power (54 hp), it had a working volume of 3.28 liters and therefore more torque, especially at low revs, which allowed the car to better adapt to changes in road conditions.
  9. Tima62
    Tima62 7 July 2016 23: 57
    0
    Second photo:
    This is GAZ 11 and GAZ 46
    https://topwar.ru/uploads/images/2016/656/udwj960.jpg
  10. Tima62
    Tima62 8 July 2016 00: 00
    +1
    Photo https://topwar.ru/uploads/images/2016/471/yuxi305.jpg
    This is GAZ 11 and GAZ 46
  11. 7zakharov
    7zakharov 8 July 2016 16: 13
    0
    I had such a very long time it was in the 70s my father gave me a plastic birthday for her, she swam and went on batteries))
  12. Div Divich
    Div Divich 9 July 2016 15: 06
    +1
    A boat with wheels, the fishermen will lick their lips, as it creeps under its own power to the reservoir.

    The military doesn’t need such a thing - it’s not intended for fighting, you won’t carry loads, you won’t seat people too.
    And motor boats are corny in trailers well transported.


    I remembered for some reason the American silent motorcycles. Also an unusual transport.
    In fact, they need electric bikes that perform the functions they need, but they have not yet come to this conclusion.
    1. RF Armed Forces 12345678
      RF Armed Forces 12345678 20 July 2016 22: 31
      0
      If such an amphibian is allegedly not needed by the troops, then why did they develop this topic?

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ)

ГАЗ-46 — это советский плавающий автомобиль, который выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1953 года. В Советской Армии данный автомобиль получил обозначение «МАВ» — малый автомобиль водоплавающий. Основным предназначением данного автомобиля было обеспечение действий подразделений разведки, а также проведение инженерных работ на водоемах.

Опыт закончившейся Второй мировой войны продемонстрировал сильные и слабые стороны различной советской военной техники, а также пробелы в ее создании. Так в армии не было отечественных плавающих автомобилей. В то же время полученные по программе ленд-лиза полноприводные четырехколесные амфибии Ford GPA и шестиколесные грузовики DUKW облегчили советским войскам форсирование рек Восточной Европы на заключительном этапе войны. Вполне естественно, что данная боевая техника была взята военными на заметку и уже после завершения конфликта ее включили в перспективный план перевооружения наряду с другими образцами. В СССР началось проектирование как легковых, так и грузовых плавающих автомобилей.

В первую очередь советских военных интересовал легкий командирский автомобиль, который смог бы форсировать различные водные преграды и передвигаться в одной группе с бронемашинами. Грузовой 6-колесный DUKW стал первым прототипом для ЗИС-485 — большого автомобиля водоплавающего (БАВ), а аналогом плавающего джипа Ford GPA в СССР со временем стал ГАЗ-46 — малый автомобиль водоплавающий (МАВ).


Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ)


Тернистый путь к серийному производству

Сразу после завершения Второй мировой войны в московском Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) были инициированы работы по созданию плавающего автомобиля, построенного на базе узлов и механизмов хорошо освоенного советской промышленностью полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Новую амфибию было решено разрабатывать с оглядкой на американские плавающие внедорожники Ford GPA, которые начали поступать в американскую армию в 1942 году. При этом московские инженеры из НАМИ решили творчески переработать американскую идею.

22 июля 1948 года Инженерный комитет ВС СССР утвердил окончательные тактико-технические требования к проектируемому плавающему автомобилю, который получил название НАМИ-011 и военное обозначение МАВ. Автомобиль был предназначен для перевозки по суше и переправе через различные водные преграды небольших разведывательных и других групп, буксировки по водной поверхности легких катеров или других легких прицепов, понтонов и иных плавсредств, используемых инженерными частями Советской Армии.

При этом в создании такой машины была одна загвоздка. Дело было в том, что сконструированный еще в годы войны внедорожник ГАЗ-67 устаревал, ему на смену готовился прийти новый автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69. Несмотря на это в конце апреля 1949 года опытные образцы плавающего автомобиля НАМИ-011 уже были построены, а в мае того же года прошли серию заводских испытаний. Вскоре, летом 1949 года, последовали полигонные испытания новинки, а осенью — межведомственные, которые прошли в окрестностях Ленинграда. Все испытания прошли достаточно успешно. Настолько успешно, что после их завершения создателей плавающего автомобиля НАМИ-011 наградили Сталинской премией 3-й степени «За работу в области машиностроения».

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ)


Позднее один из опытных образцов автомобиля НАМИ-011 вместе со всей имеющаяся техдокументацией на автомобиль был передан на ГАЗ. Именно в Горьком после, казалось бы, незначительной доводки конструкции предстояло наладить серийное производство амфибии. При этом помимо устаревшей конструкции самого автомобиля ГАЗ-67 существовала еще одна проблема. Все дело в том, что инженеры НАМИ со своей задачей справились, однако их плавающий автомобиль был сделан в буквальном смысле «на коленке». Полученные из Москвы чертежи автомобиля имели нестыковки, что было вполне нормально для опытного производства, но абсолютно неприемлемо для серийного.

В то же время не выполнить постановление правительства в то время было очень опасно, и на ГАЗе была создана отдельная группа, которую возглавил В. А. Крещук. Эта группа занялась отработкой техдокументации и исправлением ошибок, допущенных НАМИ. При этом в Горьком еще в 1944 году, когда на предприятии рассматривалась возможность создания собственной амфибии на базе ГАЗ-67, пришли к выводу, что такая идея абсолютно бесперспективна. Запуск автомобиля в серию при массовом производстве требовал достаточно много значительных технологических изменений, которые в НАМИ при постройке опытных образцов удалось преодолеть разными непригодными для серийного выпуска способами. В то же время на ГАЗе ставку изначально делали на «шестьдесят девятый», в котором с самого начала была учтена возможность будущей переделки в плавающий вариант.

Логичнее и дешевле было бы просто отвергнуть вариант, созданный НАМИ. Но только не в СССР. Проигнорировать прямое указание правительства и отказаться от конструкции машины, которая получила Сталинскую премию, было немыслимо. Поэтому осенью 1950 года ГАЗ-011 (он же НАМИ-011) был готов для того, чтобы встать на конвейер в Горьком. При этом на предприятии параллельно велись работы под руководством конструкторов А. А. Смолина и Г. М. Вассермана над созданием амфибии на базе агрегатов внедорожника ГАЗ-69, которая получила новое обозначение ГАЗ-46. И по плавающему автомобилю ГАЗ-011, и по ГАЗ-46 работы на заводе велись достаточно основательно. Андрей Липгарт главный конструктор предприятия рассчитывал на то, что амфибии ГАЗ-011 и ГАЗ-46 выйдут на испытания одновременно, и заказчик сможет выбрать более новую конструкцию.

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ)


В 1951 году Инженерным комитетом ВС СССР были проведены контрольные испытания доработанного группой В. А. Крещука автомобиля ГАЗ-011. Амфибия в итоге оказалась неплохой. Конструкторы существенно уменьшили ее вес, повысили скорость хода и улучшили надежность. Военные ГАЗ-011 также одобрили. В результате этого сложилась ситуация, когда отказаться от выпуска амфибии на базе внедорожника ГАЗ-67 завод уже не мог, однако и выпускать его также не было никакой возможности, особенно в условиях развертывания производства более современного ГАЗ-69. Начать серийное производство амфибии ГАЗ-46, раз его конкурент настолько понравился военным, тоже было довольно затруднительно. Вся эта неразбериха с двумя параллельными проектами продолжалась до тех пор, пока в 1952 году лично конструктором Крещуком на имя товарища Сталина секретной почтой не было отправлено письмо, в котором рассказывалось о ситуации с плавающими автомобилями на заводе.

Реакция на это письмо не заставила себя долго ждать, на предприятии «полетели шапки», хорошо еще никого не посадили, но многих чиновников и конструкторов завода и разнообразных ведомств понизили в должности. Также постановление Совмина от 14 марта 1951 года за номером 981 о присуждении Сталинской премии конструкторам плавающего автомобиля «НАМИ-011» было отменено. А в Горьком решили собирать ГАЗ-46. При этом план производства ГАЗ-011 в 1953 году на заводе выполнили на 100%, всего было произведено 68 экземпляров данного автомобиля. После чего ему на смену пришел новый автомобиль ГАЗ-46.

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ)


Описание конструкции

Плавучесть МАВ обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Это был корпус понтонного типа, в котором не было дверей. Корпус плавающего автомобиля внутри был разделен вертикальными поперечными перегородками на 3 отсека: носовой, средний и кормовой. В носовом отсеке автомобиля находилось моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Средний отсек представлял собой кабину экипажа и пассажиров, а в задней части располагалось багажное отделение. На носу плавающего автомобиля находился перекидной волноотбойный щиток, который поднимается экипажем перед входом автомобиля в воду. Щиток или экран предотвращали «зарывание» автомобиля носом в воду, а также защищали воздухозаборник, необходимый для охлаждения двигателя, и центральный отсек от попадания воды. Между фарами находился кнехт, необходимый для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя. За пределами кузова ГАЗ-46 были установлены рычажные амортизаторы, а на задней верхней площадке были размещены запасные колеса.

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 был оснащен 4-цилиндровым мотором от легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», а от внедорожника ГАЗ-69 была заимствована подвеска колес и трансмиссия. Двигатель машины был соединен с ручной коробкой переключения передач, обладавшей тремя передними и одной задней передачей, и двухступенчатой раздаточной коробкой. На водной поверхности автомобиль мог передвигаться с помощью трехлопастного гребного винта, который приводился в движение карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения автомобиля в воде можно было менять водяным рулем, который помещался в струе воды, отбрасываемой винтом лодки. Отличительной особенностью амфибии ГАЗ-46 (МАВ) были колеса особой конструкции, для увеличения проходимости они позволяли двигаться и на подспущенных шинах без какого-либо риска их проворачивания и попадания внутрь покрышки воды.

Так как автомобиль был плавающим, вся его электропроводка была выполнена с герметичными электроразъемами, не нуждался в дополнительной защите и распределитель зажигания, который был полностью герметичным. На носовую палубу плавающего автомобиля ГАЗ-46 были выведены глушитель и выхлопная труба. Правда, глушитель создавал настолько много шума, что демаскировал автомобиль. С другой стороны носовой палубы находилась горловина бензобака, то есть в случае возникновения необходимости можно было провести дозаправку топливного бака непосредственно на воде.

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ)


Дизайн кабины экипажа, если здесь уместно использовать столь громкое определение, был по-спартански прост, поскольку плавающий автомобиль изначально проектировался по заданию военных. Какой-то особый уровень комфорта ни для экипажа, ни для пассажиров предусмотрен просто не был. А по общему оформлению плавающий автомобиль ГАЗ-46, скорее, был похож на катер. Приборный щиток МАВ был полностью позаимствован с внедорожника ГАЗ-69. При этом на щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка, которая оповещала о появлении воды в трюме. Рычаги управления трансмиссией находились с правой стороны от водителя. Кронштейны педалей отличались своей необычной формой и находились близко друг к другу, для того чтобы было как можно меньше разных технологических отверстий, через которые вода могла попасть внутрь корпуса автомобиля. Рама ветрового стекла могла быть уложена на капот, а над пассажирским отсеком можно было легко растянуть тент из брезента. Передний ряд сидений включал в себя два кресла: для командира и водителя. Позади них была смонтирована трехместная скамья, не имевшая регулировок. Для удобства обслуживания в кабине автомобиля был установлен топливный фильтр.

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ) поступал на вооружение отдельных переправочно-десантных батальонов, а также отдельных понтонно-мостовых полков, помимо этого он экспортировался в страны, которые были участниками Варшавского договора. Выпуск автомобиля продолжался в Советском Союзе с 1953 по 1958 год, когда производство базового ГАЗ-69 было передано на завод УАЗ. При этом в Ульяновске просто не было производственной возможности, чтобы продолжать выпуск плавающего автомобиля, что, наряду с небольшой потребностью в подобных машинах, послужило причиной к прекращению их выпуска. К тому же в армию тогда уже начали поступать первые БРДМ. Точной информации о количестве выпущенных МАВ нет, но, по всей видимости, всего было собрано около 650 таких автомобилей.

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ)


Тактико-технические характеристики ГАЗ-46 (МАВ):

Габаритные размеры: длина — 4930 мм, ширина — 1900 мм, высота — 1770 мм.
Колесная формула — 4х4.
Масса пустого — 1270 кг.
Грузоподъемность — 500 кг.
Вместимость — 5 человек.
Силовая установка — 4-цилиндровый карбюраторный двигатель объемом 2,1 л, мощность — 55 л.с.
Максимальная скорость — 90 км/ч (по шоссе), 9 км/ч (на плаву).
Запас хода по суше — 300-500 км.
Запас хода по воде — 5 часов.

Источники информации:
http://fb.ru/article/231998/gaz--tehnicheskie-harakteristiki-i-opisanie
http://www.abw.by/news/182364
http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-46.htm
https://www.drive2.ru/b/939508
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. Военный Строитель 7 июля 2016 08:33
    на рыбалку на нем, подъехал на нем к реке, заплыл в одном месте вышел в другом, все с собой не привязан к месту
    1. avt 7 июля 2016 09:00
      Цитата: Военный Строитель
      , заплыл в одном месте вышел в другом, все с собой не привязан к месту

      laughing Не , ну зашёл в одном ,это -да, а вот выбраться на берег не во всяком месте получится.Нормальный агрегат good ,появившийся после того как наши ознакомились с полученной ленд лизу ,,Уткой", мне вот ещё немецкий Фольксваген плавающий нравится , хотя он конечно мелковат.
      avt
      1. Верден 7 июля 2016 10:21
        Цитата: avt
        мне вот ещё немецкий Фольксваген плавающий нравится , хотя он конечно мелковат.

        "Кюбельваген" созданный на агрегатах "Жука", плавать не мог.
        1. ЕвВер 7 июля 2016 14:03
          Да ? а как же Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen) sad
          1. Верден 7 июля 2016 15:22
            Цитата: ЕвВер
            а как же Volkswagen Typ 166

            Ваша правда, об этой машине я совсем забыл. Однако, встречалась он реже, чем Кюбельваген, и данные о производстве 14 000 штук вызывают сильные сомнения. Скорее всего, было посчитано общее количество трансмиссий. которая на этих машинах одинаковая.
        2. faiver 7 июля 2016 16:02
          тип 166 разве не плавал?
    2. vkl.47 7 июля 2016 11:08
      дааааа.мечта рыбака
  2. Kenneth 7 июля 2016 10:03
    Прикольный автомобильчик. У меня в детстве была такая игрушка
  3. Верден 7 июля 2016 10:20
    Вся эта история разработки МАВ конструкторами НАМИ и ГАЗ демонстрирует лишь полное непонимание многих чиновников, как того времени, так и сегодняшних, для сего существуют НИИ. Когда академик Чудаков создавал НЛА (Научную Лабораторию Автомобилей), из которой затем вырос НАМИ, он чётко определял, что исследовательский институт должен заниматься не созданием серийных образцов, а проведением исследований, на базе которых выдавать заводским КБ рекомендации по разработке и производству автомобилей. Заводские же КБ, не имеющие ни времени, ни возможности для научных исследований, должны были, пользуясь полученными наработками, создавать серийные образцы согласуясь с технологическими возможностями завода. Узко мыслящие управленцы упорно не хотят понять важности и необходимости такого разделения. Они постоянно пытаются заставить научный институт заниматься несвойственной ему практической деятельностью. В результате и наука движется вперёд со скрипом, и создаваемые в рамках опытного производства НИИ образцы плохо соответствуют возможностям серийного производства.
    1. gladcu2 7 июля 2016 22:21
      Верден

      То что вы описали, это отзыв экономической системы. Согласно которой, все не коммерческие институты не имеют право на существование.

      Практика СССР, показала, что фундаментальные науки, которые коммерческими в принципе быть не могут, двигают развитие в разы лучше, чем их подобия при капитализме.

      Фундаментальная наука это двигатель прогресса.
      1. Верден 8 июля 2016 00:01
        Цитата: gladcu2

        То что вы описали, это отзыв экономической системы. Согласно которой, все не коммерческие институты не имеют право на существование.

        На самом деле всё далеко не так очевидно. Даже в рамках капиталистической системы делаются довольно эффективные попытки создавать научные центры. И заводы готовы им платить. В качестве примера можно привести дизайн-центр Порше. Правда, эффективные менеджеры с одинаковым успехом разваливают такие центры по всему миру. Им наука ни к чему. Прогресс они понимают иначе. Их интересуют не полёты в космос, а полёты на Канары, не изучение мирового океана, а джакузи. И поэтому, я согласен, что в рамках плановой экономики обеспечить науку деньгами проще.
        1. Посторонним В. 1 октября 2016 22:45
          Практика СССР, показала, что фундаментальные науки, которые коммерческими в принципе быть не могут, двигают развитие в разы лучше, чем их подобия при капитализме.


          Вы это про всесилие и влияние фундаментальной науки про социализме всерьез пишете, или прикалываетесь?
  4. serega.fedotov 7 июля 2016 12:41
    Эх прикупить бы такой....Мечта охотника-рыболова!
  5. Red_Hamer 7 июля 2016 17:23
    А еще Газ-011 был, если не ошибаюсь?
    1. Red_Hamer 7 июля 2016 17:48
      пардон, думал про ЛуАЗ ,а написал газ-011 laughing В соседнем дворе мужик из гаража вытащил, радостный такой ,четверть века в гараже простоял, и завелся! ЛуАЗ-967!
  6. Red_Hamer 7 июля 2016 17:34
    А для ВДВ был специальный на базе"Лунохода" ЛуАЗ-967
  7. Котище 7 июля 2016 20:28
    Красава!!!
  8. Tima62 7 июля 2016 23:53
    Интересная статья. Жаль, что фотографии не подписаны. Я понял, что экземпляр с щитками на задних колесах Нами 011?
    На просторах интернета нашел такие фото
    https://topwar.ru/uploads/images/2016/262/rehf904.jpg
    https://topwar.ru/uploads/images/2016/085/ydbo218.jpg
    Я считаю, что военным ГАЗ 011 нравился больше из-за двигателя от полуторки. При той же мощности (54 л.с.) он имел рабочий объем 3.28 литра и поэтому больший крутящий момент, особенно на малых оборотах, что позволяло машине лучше приспосабливаться к изменениям дорожных условий.
  9. Tima62 7 июля 2016 23:57
    Вторая фото:
    Это ГАЗ 11 и ГАЗ 46
    https://topwar.ru/uploads/images/2016/656/udwj960.jpg
  10. Tima62 8 июля 2016 00:00
    Фото https://topwar.ru/uploads/images/2016/471/yuxi305.jpg
    Это ГАЗ 11 и ГАЗ 46
  11. 7zakharov 8 июля 2016 16:13
    у меня была такая очень давно это было в 70е годы мне отец подарил на день рождения из пластмассы она плавала и ездила на батарейках))
  12. Диван Диваныч 9 июля 2016 15:06
    Лодка с колесами, рыбаки будут облизываться, так как она своим ходом до водоема ползет.

    Военным не зачем такую штуку - для боев не предназначена, грузы не повезешь, людей тоже много не усадишь.
    А моторные лодки банально в прицепах хорошо перевозятся.


    Вспомнились почему-то американские бесшумные мотоциклы. Тоже необычный транспорт.
    По сути им нужны электровелосипеды, которые выполняют нужные им функции, но они еще не пришли к этому выводу.
    1. ВС РФ 12345678 20 июля 2016 22:31
      Если такая амфибия якобы не нужна войскам, то зачем тогда развивали данную тематику?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня