Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ)

23
ГАЗ-46 — это советский плавающий автомобиль, который выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1953 года. В Советской Армии данный автомобиль получил обозначение «МАВ» — малый автомобиль водоплавающий. Основным предназначением данного автомобиля было обеспечение действий подразделений разведки, а также проведение инженерных работ на водоемах.

Опыт закончившейся Второй мировой войны продемонстрировал сильные и слабые стороны различной советской военной техники, а также пробелы в ее создании. Так в армии не было отечественных плавающих автомобилей. В то же время полученные по программе ленд-лиза полноприводные четырехколесные амфибии Ford GPA и шестиколесные грузовики DUKW облегчили советским войскам форсирование рек Восточной Европы на заключительном этапе войны. Вполне естественно, что данная боевая техника была взята военными на заметку и уже после завершения конфликта ее включили в перспективный план перевооружения наряду с другими образцами. В СССР началось проектирование как легковых, так и грузовых плавающих автомобилей.

В первую очередь советских военных интересовал легкий командирский автомобиль, который смог бы форсировать различные водные преграды и передвигаться в одной группе с бронемашинами. Грузовой 6-колесный DUKW стал первым прототипом для ЗИС-485 — большого автомобиля водоплавающего (БАВ), а аналогом плавающего джипа Ford GPA в СССР со временем стал ГАЗ-46 — малый автомобиль водоплавающий (МАВ).



Тернистый путь к серийному производству

Сразу после завершения Второй мировой войны в московском Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) были инициированы работы по созданию плавающего автомобиля, построенного на базе узлов и механизмов хорошо освоенного советской промышленностью полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Новую амфибию было решено разрабатывать с оглядкой на американские плавающие внедорожники Ford GPA, которые начали поступать в американскую армию в 1942 году. При этом московские инженеры из НАМИ решили творчески переработать американскую идею.

22 июля 1948 года Инженерный комитет ВС СССР утвердил окончательные тактико-технические требования к проектируемому плавающему автомобилю, который получил название НАМИ-011 и военное обозначение МАВ. Автомобиль был предназначен для перевозки по суше и переправе через различные водные преграды небольших разведывательных и других групп, буксировки по водной поверхности легких катеров или других легких прицепов, понтонов и иных плавсредств, используемых инженерными частями Советской Армии.

При этом в создании такой машины была одна загвоздка. Дело было в том, что сконструированный еще в годы войны внедорожник ГАЗ-67 устаревал, ему на смену готовился прийти новый автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69. Несмотря на это в конце апреля 1949 года опытные образцы плавающего автомобиля НАМИ-011 уже были построены, а в мае того же года прошли серию заводских испытаний. Вскоре, летом 1949 года, последовали полигонные испытания новинки, а осенью — межведомственные, которые прошли в окрестностях Ленинграда. Все испытания прошли достаточно успешно. Настолько успешно, что после их завершения создателей плавающего автомобиля НАМИ-011 наградили Сталинской премией 3-й степени «За работу в области машиностроения».



Позднее один из опытных образцов автомобиля НАМИ-011 вместе со всей имеющаяся техдокументацией на автомобиль был передан на ГАЗ. Именно в Горьком после, казалось бы, незначительной доводки конструкции предстояло наладить серийное производство амфибии. При этом помимо устаревшей конструкции самого автомобиля ГАЗ-67 существовала еще одна проблема. Все дело в том, что инженеры НАМИ со своей задачей справились, однако их плавающий автомобиль был сделан в буквальном смысле «на коленке». Полученные из Москвы чертежи автомобиля имели нестыковки, что было вполне нормально для опытного производства, но абсолютно неприемлемо для серийного.

В то же время не выполнить постановление правительства в то время было очень опасно, и на ГАЗе была создана отдельная группа, которую возглавил В. А. Крещук. Эта группа занялась отработкой техдокументации и исправлением ошибок, допущенных НАМИ. При этом в Горьком еще в 1944 году, когда на предприятии рассматривалась возможность создания собственной амфибии на базе ГАЗ-67, пришли к выводу, что такая идея абсолютно бесперспективна. Запуск автомобиля в серию при массовом производстве требовал достаточно много значительных технологических изменений, которые в НАМИ при постройке опытных образцов удалось преодолеть разными непригодными для серийного выпуска способами. В то же время на ГАЗе ставку изначально делали на «шестьдесят девятый», в котором с самого начала была учтена возможность будущей переделки в плавающий вариант.

Логичнее и дешевле было бы просто отвергнуть вариант, созданный НАМИ. Но только не в СССР. Проигнорировать прямое указание правительства и отказаться от конструкции машины, которая получила Сталинскую премию, было немыслимо. Поэтому осенью 1950 года ГАЗ-011 (он же НАМИ-011) был готов для того, чтобы встать на конвейер в Горьком. При этом на предприятии параллельно велись работы под руководством конструкторов А. А. Смолина и Г. М. Вассермана над созданием амфибии на базе агрегатов внедорожника ГАЗ-69, которая получила новое обозначение ГАЗ-46. И по плавающему автомобилю ГАЗ-011, и по ГАЗ-46 работы на заводе велись достаточно основательно. Андрей Липгарт главный конструктор предприятия рассчитывал на то, что амфибии ГАЗ-011 и ГАЗ-46 выйдут на испытания одновременно, и заказчик сможет выбрать более новую конструкцию.



В 1951 году Инженерным комитетом ВС СССР были проведены контрольные испытания доработанного группой В. А. Крещука автомобиля ГАЗ-011. Амфибия в итоге оказалась неплохой. Конструкторы существенно уменьшили ее вес, повысили скорость хода и улучшили надежность. Военные ГАЗ-011 также одобрили. В результате этого сложилась ситуация, когда отказаться от выпуска амфибии на базе внедорожника ГАЗ-67 завод уже не мог, однако и выпускать его также не было никакой возможности, особенно в условиях развертывания производства более современного ГАЗ-69. Начать серийное производство амфибии ГАЗ-46, раз его конкурент настолько понравился военным, тоже было довольно затруднительно. Вся эта неразбериха с двумя параллельными проектами продолжалась до тех пор, пока в 1952 году лично конструктором Крещуком на имя товарища Сталина секретной почтой не было отправлено письмо, в котором рассказывалось о ситуации с плавающими автомобилями на заводе.

Реакция на это письмо не заставила себя долго ждать, на предприятии «полетели шапки», хорошо еще никого не посадили, но многих чиновников и конструкторов завода и разнообразных ведомств понизили в должности. Также постановление Совмина от 14 марта 1951 года за номером 981 о присуждении Сталинской премии конструкторам плавающего автомобиля «НАМИ-011» было отменено. А в Горьком решили собирать ГАЗ-46. При этом план производства ГАЗ-011 в 1953 году на заводе выполнили на 100%, всего было произведено 68 экземпляров данного автомобиля. После чего ему на смену пришел новый автомобиль ГАЗ-46.

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ)


Описание конструкции

Плавучесть МАВ обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Это был корпус понтонного типа, в котором не было дверей. Корпус плавающего автомобиля внутри был разделен вертикальными поперечными перегородками на 3 отсека: носовой, средний и кормовой. В носовом отсеке автомобиля находилось моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Средний отсек представлял собой кабину экипажа и пассажиров, а в задней части располагалось багажное отделение. На носу плавающего автомобиля находился перекидной волноотбойный щиток, который поднимается экипажем перед входом автомобиля в воду. Щиток или экран предотвращали «зарывание» автомобиля носом в воду, а также защищали воздухозаборник, необходимый для охлаждения двигателя, и центральный отсек от попадания воды. Между фарами находился кнехт, необходимый для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя. За пределами кузова ГАЗ-46 были установлены рычажные амортизаторы, а на задней верхней площадке были размещены запасные колеса.

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 был оснащен 4-цилиндровым мотором от легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», а от внедорожника ГАЗ-69 была заимствована подвеска колес и трансмиссия. Двигатель машины был соединен с ручной коробкой переключения передач, обладавшей тремя передними и одной задней передачей, и двухступенчатой раздаточной коробкой. На водной поверхности автомобиль мог передвигаться с помощью трехлопастного гребного винта, который приводился в движение карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения автомобиля в воде можно было менять водяным рулем, который помещался в струе воды, отбрасываемой винтом лодки. Отличительной особенностью амфибии ГАЗ-46 (МАВ) были колеса особой конструкции, для увеличения проходимости они позволяли двигаться и на подспущенных шинах без какого-либо риска их проворачивания и попадания внутрь покрышки воды.

Так как автомобиль был плавающим, вся его электропроводка была выполнена с герметичными электроразъемами, не нуждался в дополнительной защите и распределитель зажигания, который был полностью герметичным. На носовую палубу плавающего автомобиля ГАЗ-46 были выведены глушитель и выхлопная труба. Правда, глушитель создавал настолько много шума, что демаскировал автомобиль. С другой стороны носовой палубы находилась горловина бензобака, то есть в случае возникновения необходимости можно было провести дозаправку топливного бака непосредственно на воде.



Дизайн кабины экипажа, если здесь уместно использовать столь громкое определение, был по-спартански прост, поскольку плавающий автомобиль изначально проектировался по заданию военных. Какой-то особый уровень комфорта ни для экипажа, ни для пассажиров предусмотрен просто не был. А по общему оформлению плавающий автомобиль ГАЗ-46, скорее, был похож на катер. Приборный щиток МАВ был полностью позаимствован с внедорожника ГАЗ-69. При этом на щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка, которая оповещала о появлении воды в трюме. Рычаги управления трансмиссией находились с правой стороны от водителя. Кронштейны педалей отличались своей необычной формой и находились близко друг к другу, для того чтобы было как можно меньше разных технологических отверстий, через которые вода могла попасть внутрь корпуса автомобиля. Рама ветрового стекла могла быть уложена на капот, а над пассажирским отсеком можно было легко растянуть тент из брезента. Передний ряд сидений включал в себя два кресла: для командира и водителя. Позади них была смонтирована трехместная скамья, не имевшая регулировок. Для удобства обслуживания в кабине автомобиля был установлен топливный фильтр.

Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ) поступал на вооружение отдельных переправочно-десантных батальонов, а также отдельных понтонно-мостовых полков, помимо этого он экспортировался в страны, которые были участниками Варшавского договора. Выпуск автомобиля продолжался в Советском Союзе с 1953 по 1958 год, когда производство базового ГАЗ-69 было передано на завод УАЗ. При этом в Ульяновске просто не было производственной возможности, чтобы продолжать выпуск плавающего автомобиля, что, наряду с небольшой потребностью в подобных машинах, послужило причиной к прекращению их выпуска. К тому же в армию тогда уже начали поступать первые БРДМ. Точной информации о количестве выпущенных МАВ нет, но, по всей видимости, всего было собрано около 650 таких автомобилей.



Тактико-технические характеристики ГАЗ-46 (МАВ):

Габаритные размеры: длина — 4930 мм, ширина — 1900 мм, высота — 1770 мм.
Колесная формула — 4х4.
Масса пустого — 1270 кг.
Грузоподъемность — 500 кг.
Вместимость — 5 человек.
Силовая установка — 4-цилиндровый карбюраторный двигатель объемом 2,1 л, мощность — 55 л.с.
Максимальная скорость — 90 км/ч (по шоссе), 9 км/ч (на плаву).
Запас хода по суше — 300-500 км.
Запас хода по воде — 5 часов.

Источники информации:
http://fb.ru/article/231998/gaz--tehnicheskie-harakteristiki-i-opisanie
http://www.abw.by/news/182364
http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-46.htm
https://www.drive2.ru/b/939508
Материалы из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    7 июля 2016 08:33
    на рыбалку на нем, подъехал на нем к реке, заплыл в одном месте вышел в другом, все с собой не привязан к месту
    1. avt
      0
      7 июля 2016 09:00
      Цитата: Военный Строитель
      , заплыл в одном месте вышел в другом, все с собой не привязан к месту

      laughing Не , ну зашёл в одном ,это -да, а вот выбраться на берег не во всяком месте получится.Нормальный агрегат good ,появившийся после того как наши ознакомились с полученной ленд лизу ,,Уткой", мне вот ещё немецкий Фольксваген плавающий нравится , хотя он конечно мелковат.
      1. 0
        7 июля 2016 10:21
        Цитата: avt
        мне вот ещё немецкий Фольксваген плавающий нравится , хотя он конечно мелковат.

        "Кюбельваген" созданный на агрегатах "Жука", плавать не мог.
        1. +3
          7 июля 2016 14:03
          Да ? а как же Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen) sad
          1. +2
            7 июля 2016 15:22
            Цитата: ЕвВер
            а как же Volkswagen Typ 166

            Ваша правда, об этой машине я совсем забыл. Однако, встречалась он реже, чем Кюбельваген, и данные о производстве 14 000 штук вызывают сильные сомнения. Скорее всего, было посчитано общее количество трансмиссий. которая на этих машинах одинаковая.
        2. 0
          7 июля 2016 16:02
          тип 166 разве не плавал?
    2. +2
      7 июля 2016 11:08
      дааааа.мечта рыбака
  2. +1
    7 июля 2016 10:03
    Прикольный автомобильчик. У меня в детстве была такая игрушка
  3. +12
    7 июля 2016 10:20
    Вся эта история разработки МАВ конструкторами НАМИ и ГАЗ демонстрирует лишь полное непонимание многих чиновников, как того времени, так и сегодняшних, для сего существуют НИИ. Когда академик Чудаков создавал НЛА (Научную Лабораторию Автомобилей), из которой затем вырос НАМИ, он чётко определял, что исследовательский институт должен заниматься не созданием серийных образцов, а проведением исследований, на базе которых выдавать заводским КБ рекомендации по разработке и производству автомобилей. Заводские же КБ, не имеющие ни времени, ни возможности для научных исследований, должны были, пользуясь полученными наработками, создавать серийные образцы согласуясь с технологическими возможностями завода. Узко мыслящие управленцы упорно не хотят понять важности и необходимости такого разделения. Они постоянно пытаются заставить научный институт заниматься несвойственной ему практической деятельностью. В результате и наука движется вперёд со скрипом, и создаваемые в рамках опытного производства НИИ образцы плохо соответствуют возможностям серийного производства.
    1. 0
      7 июля 2016 22:21
      Верден

      То что вы описали, это отзыв экономической системы. Согласно которой, все не коммерческие институты не имеют право на существование.

      Практика СССР, показала, что фундаментальные науки, которые коммерческими в принципе быть не могут, двигают развитие в разы лучше, чем их подобия при капитализме.

      Фундаментальная наука это двигатель прогресса.
      1. 0
        8 июля 2016 00:01
        Цитата: gladcu2

        То что вы описали, это отзыв экономической системы. Согласно которой, все не коммерческие институты не имеют право на существование.

        На самом деле всё далеко не так очевидно. Даже в рамках капиталистической системы делаются довольно эффективные попытки создавать научные центры. И заводы готовы им платить. В качестве примера можно привести дизайн-центр Порше. Правда, эффективные менеджеры с одинаковым успехом разваливают такие центры по всему миру. Им наука ни к чему. Прогресс они понимают иначе. Их интересуют не полёты в космос, а полёты на Канары, не изучение мирового океана, а джакузи. И поэтому, я согласен, что в рамках плановой экономики обеспечить науку деньгами проще.
        1. 0
          1 октября 2016 22:45
          Практика СССР, показала, что фундаментальные науки, которые коммерческими в принципе быть не могут, двигают развитие в разы лучше, чем их подобия при капитализме.


          Вы это про всесилие и влияние фундаментальной науки про социализме всерьез пишете, или прикалываетесь?
  4. +1
    7 июля 2016 12:41
    Эх прикупить бы такой....Мечта охотника-рыболова!
  5. +1
    7 июля 2016 17:23
    А еще Газ-011 был, если не ошибаюсь?
    1. +1
      7 июля 2016 17:48
      пардон, думал про ЛуАЗ ,а написал газ-011 laughing В соседнем дворе мужик из гаража вытащил, радостный такой ,четверть века в гараже простоял, и завелся! ЛуАЗ-967!
  6. +1
    7 июля 2016 17:34
    А для ВДВ был специальный на базе"Лунохода" ЛуАЗ-967
  7. 0
    7 июля 2016 20:28
    Красава!!!
  8. 0
    7 июля 2016 23:53
    Интересная статья. Жаль, что фотографии не подписаны. Я понял, что экземпляр с щитками на задних колесах Нами 011?
    На просторах интернета нашел такие фото
    https://topwar.ru/uploads/images/2016/262/rehf904.jpg
    https://topwar.ru/uploads/images/2016/085/ydbo218.jpg
    Я считаю, что военным ГАЗ 011 нравился больше из-за двигателя от полуторки. При той же мощности (54 л.с.) он имел рабочий объем 3.28 литра и поэтому больший крутящий момент, особенно на малых оборотах, что позволяло машине лучше приспосабливаться к изменениям дорожных условий.
  9. 0
    7 июля 2016 23:57
    Вторая фото:
    Это ГАЗ 11 и ГАЗ 46
    https://topwar.ru/uploads/images/2016/656/udwj960.jpg
  10. +1
    8 июля 2016 00:00
    Фото https://topwar.ru/uploads/images/2016/471/yuxi305.jpg
    Это ГАЗ 11 и ГАЗ 46
  11. 0
    8 июля 2016 16:13
    у меня была такая очень давно это было в 70е годы мне отец подарил на день рождения из пластмассы она плавала и ездила на батарейках))
  12. +1
    9 июля 2016 15:06
    Лодка с колесами, рыбаки будут облизываться, так как она своим ходом до водоема ползет.

    Военным не зачем такую штуку - для боев не предназначена, грузы не повезешь, людей тоже много не усадишь.
    А моторные лодки банально в прицепах хорошо перевозятся.


    Вспомнились почему-то американские бесшумные мотоциклы. Тоже необычный транспорт.
    По сути им нужны электровелосипеды, которые выполняют нужные им функции, но они еще не пришли к этому выводу.
    1. 0
      20 июля 2016 22:31
      Если такая амфибия якобы не нужна войскам, то зачем тогда развивали данную тематику?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»