Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

До сих пор мы в основном вели речь о боевых свойствах рыцарских средневековых доспехов и лишь вскользь говорили об их художественной отделке. Настало время обратить внимание и на их эстетику и прежде всего на их цвет. Например, «белыми» рыцарские доспехи называли в том случае, если они представляли собой латы из кусков отполированной стали, из-за чего издали они выглядели «белыми». Рыцарство Европы шло к такому типу доспехов очень долго, зато их появление ознаменовало собой настоящую революцию в военном деле. Но главной причиной, вызвавшей их к жизни, стало, прежде всего, отсутствие традиции верховой стрельбы из лука.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Самый простой способ отделки готического доспеха заключался в декорировании полосками прорезной меди или латуни края каждой детали. Такие фестончатые полоски были достаточно просты в изготовлении, весили немного, но придавали доспеху изящный и нарядный вид.

Именно поэтому высокая подвижность в районе шейно-плечевого пояса рыцарям была не нужна, из-за чего на первом плане у них оказалась именно защищенность, а не мобильность. А вот на Востоке, где лук все время был главным оружием всадника, кольчужно-пластинчатые доспехи и шлемы с открытым лицом продолжали выделывать очень долго. Более того, это вооружение очень сильно отличалось от новых доспехов воинов Западной Европы.


Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Доспехи турецкого всадника XVI века из музея Топкапы в Стамбуле. Как видите, его вооружение отличалось от западноевропейского только тем, что давало ему возможность стрелять из лука. Небольшие пластинки было удобно декорировать таушировкой.

К. Блэр – известный британский историк и оружиевед, назвал время с 1410 и по 1500 год «великим периодом в истории рыцарского защитного вооружения», так как считал, что, хотя доспехи очень высокого качества мастера-оружейники производили и позднее, тем не менее, никогда более в своих изделиях они не соединяли такого высокого мастерства с пониманием самого материала, с которым теперь они в основном работали. Украшения в латах этой эпохи играли второстепенную роль, а основное внимание мастера уделяли совершенству их формы, вследствие чего людей в этих доспехах по справедливости стали называть «скульптурами из стали». Позднее, напротив, украшательство перешло всякую меру.

Ну, а началось все с того, что XI веке оружейники научились ковать шлемы из металлического листа. До этого шлемы были сегментными, хотя на Востоке эту технику мастерски применяли уже в течение многих столетий. Для этого лист железа нужной толщины в форме диска раскаляли докрасна и придавали чашеобразную форму ударами молота, и только потом обрабатывали уже начисто при помощи молотка, зубила и напильников. Позднее шлемы и вовсе стали штамповать, что повысило их прочность, удешевило производство и позволило добиться единообразия. Уже в XVI веке мастера-шлемники достигли такого уровня совершенства, что к концу этого века, а точнее уже к 1580 году, могли выковывать из одного листа металла не только, собственно, теменную часть шлема, но и гребень высотой до 12 см., что для ручной работы это прямо-таки фантастический результат. Также в начале XI века итальянские кузнецы научились выделывать из одного листа металла и круглые чеканные щиты-рондаши, только это говорит не столько об их мастерстве, сколько о том, что в то время размеры обрабатываемых железных изделий уже особого значения не имели. Во всяком случае, известно, что в XII веке производством цельнокованых шлемов был знаменит город Павия.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Осадный шлем, покрытый гравированными украшениями. Италия, ок. 1625. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

В этой связи такие английские историки, как Дэвид Эдж и Джон Падок, пришли к выводу, что таким образом к середине XV века сформировалось два центра (и две разные школы), производящих цельнометаллические доспехи: первый – на севере Италии, в Милане, и второй – на севере Германии, в Аугсбурге. Конечно, было множество разных локальных производств, которые ориентировались на тот или другой из этих центров, и копировавших популярные образцы.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Надгробная латунная пластина (брасс) Уильяма Багота и его жены Маргарет. Церковь св. Джона, Багинтон, Уорвикшир, 1407 г. Как видите, на усопшем типично рыцарские доспехи «переходного периода» – есть латные детали, но торс закрывает короткий геральдический джупон, поэтому не видно, что под ним. Зато отлично видна кольчужная бармица на шлеме.

Такой известный британский историк, как Д. Николь, в работе «Французская армия в Столетней войне» привел отрывок из сочинения неизвестного автора книги «Военные костюмы французов в 1446 г.», в котором дается следующее описание снаряжения тех лет. «Прежде всего,… готовясь к бою, облачались в полные белые доспехи. Говоря коротко, они состояли из кирасы, наплечников, больших наручей, доспехов для ног, боевых рукавиц, салада с забралом и небольшим подбородником, прикрывавшим только подбородок. Каждый воин был вооружен копьем и длинным легким мечом, острым кинжалом, подвешенным слева от седла, и булавой».

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Типичный рыцарь в готических доспехах. 1480 - 1490 гг. Ингольдштадт, Германия, Баварский военный музей.

Забавно, но в Англии в то время совсем не ощущали своей ущербности от того, что своих доспехов не делали. Отсутствие их производства, можно сказать, просто замечали, так как и самые знатные из британских лордов, и мелкопоместное дворянство – джентри тогда заказывали себе доспехи на континенте. Например, эффигия сэра Ричарда Бьючампа, графа Варвика, относящаяся к 1453 г., показывает его в итальянских латах самой «последней модели».

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Кольчужное полотно из плоских заклепанных колец.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Кольчужное полотно из плоских просеченных и круглых заклепанных колец.


Начиная с эпохи раннего средневековья, в среде оружейников очень важное место занимали кольчужники. Хотя кольчуги носили еще римские легионеры, производство этого вида доспехов в Западной Европе, по сути, создалось заново. Кольца для кольчуг в то время делали из кованой, сплющенной проволоки, кольца из которой соединялись холодной клепкой. В более поздних кольчугах XIV и XV веков одно из колец уже стали спаивать, а другое заклепывать, и по этому признаку их-то и различают. Позже все кольца только лишь заклепывали. Историк Вендален Бехайм, например, указывает, что тянутую проволоку для изготовления колец даже в XVI веке еще не применяли. Ну, а в 1570-х годах кольчуга уже окончательно перестала употребляться, и с ней навсегда исчезло и это некогда высокочтимое ранее ремесло. То есть совсем-то оно не исчезло, но прежняя массовость ушла навсегда.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Кольчужное полотно из круглых заклепанных колец диаметром 7 мм.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Кольчужное полотно из плоских заклепанных вороненых колец.

Поскольку речь у нас идет о «цветах» доспехов, нужно отметить, что кольчуги блестели «яко из леду», то есть тоже имели вид «белого металла», но далеко не везде. На Востоке было принято вплетать в них кольца из меди и создавать, таким образом, в кольчужной ткани прихотливые узоры. Трудно сказать, насколько это снижало их прочность, но так было, и такие кольчуги дошли до нашего времени и были также известны на Руси, где упоминались «пансыри кольчаты с медяным подзором». Известны были и кольчуги из вороненых колец.

И вот как раз отказ от кольчуги и вызвал к жизни поиск более совершенных форм защитных доспехов, пришедший на первую половину ХV в. Началось все опять-таки с совершенствования защиты для головы, то есть со шлемов. Появился шлем, называвшийся салле, саллет или салад (что более привычно для русскоязычного правописания), который был особенно популярен у оружейников Германии.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Саркофаг с надгробной эффигией испанского рыцаря дона Альваро де Кабреро Младшего из церкви Санта Мария де Белпуиг де Лас Авелланас в Лериде, Каталония. Шея рыцаря защищена стоячим металлическим воротником–горжетом, а ноги уже защищены латами. Очевидно также, что под одеждой у него приклепаны металлические пластинки, которые выдают головки заклепок. К сожалению, шлема на голове у него нет, и как он выглядел, неизвестно. Середина XIV в.

Д. Эдж и Д. Паддок называют год – 1407, когда он появился, причем не где-нибудь, а в Италии, где назывался селата. И лишь потом через Францию, Бургундию, он добрался к 1420 г. до Германии, затем до Англии, а после стал очень популярен в Европе повсеместно.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Типичный немецкий саллет: вес 1950 г.; вес бевора-предличника 850 г. Оба предмета – новоделы: цена саллета $1550, бевора $680.

Германские шлемы имели назатыльник в форме вытянутого хвоста; у французов и итальянцев они больше напоминали своей формой колокол. И опять-таки и те, и другие не имели никаких украшений. Их главным «украшением» была сама полированная сталь. Лишь около 1490 года стал известен так называемый «черный сале» с предличником, который острым углом выступал вперед. Черным же его называли из-за своей окраски (почему-то их стали красить в черный цвет или это было воронение?), хотя такие шлемы очень часто обтягивали и просто цветными тканями. Как «цветной шлем» зрительно сочетался с блестящими «белыми доспехами», история умалчивает. Но «модники», носившие «такое», существовали. Причем шлемами этого типа пользовались и конные воины неблагородного происхождения, например, применявшиеся французами конные лучники, и не слишком богатые и знатные «рыцари одного щита», и даже… латники-пехотинцы.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Простейший итальянский салле, 1450 – 1470 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Вот это как раз и есть «черный саллет», причем рыцарский, с поднимающимся забралом. Германия или Австрия, 1505 – 1510 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Еще один «черный саллет», около. 1490 – 1500 гг. Так называемый «саллет из Ульма», причем, совсем не черный, и непонятно как сочетавшийся с «белыми доспехами». Южная Германия, Исторический музей, Вена.

Очень забавна история шлема бацинет или «бундхугель» («собачий шлем»). Сначала это был всего лишь дешевый подшлемник, похожий на ведро топхельм. Потом он стал вытягиваться вверх и одновременно опускаться на шею и виски.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Бацинет и забрало к нему, возможно Франция, ок. 1390 – 1400 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Бацинет XIV века, новодел. 1.6-мм сталь. Королевский Арсенал в Лидсе, Англия.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Для сравнения германский бацинет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Все просто, функционально и никаких украшений!

Оставалось приделать к нему забрало, что в итоге и было сделано в том же XIV веке. Причем забрало не только поднималось, но и снималось с него целиком. За свою характерную форму шлем получил название «собачья морда», прежде всего в Германии. Он был очень функциональным и пришелся на период, когда доспехи еще никак не украшались. Поэтому его главным украшением была полировка, хотя, если верить роману Генрика Сенкевича «Крестоносцы», немецкие рыцари именно на эти шлемы крепили пышные султаны из павлиньих перьев.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Кадр из фильма «Крестоносцы». Как видите, шлемы на рыцарях похожи на реальные, но в остальном это чистая фантастика! Поленились поляки шить «чепчики» и вязать еще и кольчужные наголовья и бармицы. И к тому же сразу виден пластик! Кирасы и шлемы – типичный крашеный полистирол!

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Вот в кинофильме 2005 года «Жанна д’Арк» режиссера Люка Бессона доспехи в основном такие, как и должны быть, и шлемы там носят на голове с подшлемниками.

Кстати, в этом фильме 1960 года можно увидеть, что доспехи рыцарей воспроизведены внешне вроде бы и достоверно, но очень уж примитивно. И самое удивительное, что шлемы рыцари в нем носят на голове без кольчужного капюшона и бармицы, распущенной по плечам. А ведь, судя по эффигиям, последняя могла носиться даже с цельноковаными «белыми доспехами» как раз в 1410 году, и… можно себе представить насколько уязвимой была подобная защита для «цельнометаллического рыцаря». Вот почему, кстати, тот же бацинет вскоре превратился в «большой бацинет», который от обычного только тем и отличался, что при «собачьей морде» вместо кольчужной бармицы имел нашейник из металлических пластин, который крепился ремнями к кирасе!

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400 – 1420 гг.

Наиболее совершенным в этом плане стал шлем армэ, который также появился примерно в это же время, и у которого было поднимающееся забрало и… весьма сложная система соединения всех его частей в единое целое. Но эти шлемы как раз уже украшались чеканкой и нередко походили на все, что угодно, только не на сам шлем, а к «цвету» форма в данном случае имеет лишь косвенное отношение.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Исключительно пышные доспехи Джорджа Клиффорда, третьего графа Камберленда (1558 – 1605). Тут даже все технологии отделки и не назовешь! Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Другое дело, что в сугубо металлических доспехах очень скоро ходить стало не модно и, видимо, даже неприлично – ситуация, повторившаяся в отношении цельнокольчужных доспехов XII в., обтягивавших фигуру воина словно перчатка. Но теперь и доспехи и, в особенности, шлемы стали обтягиваться дорогими тканями, нередко вышитых золотыми нитями и даже украшенных драгоценными камнями.

(Продолжение следует)
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 93
  1. кволту 13 июля 2016 06:04
    Познавательно
    1. yegor_k 13 июля 2016 08:21
      Познавательно будет, если узнаете когда первые прокатные станы появились....

      А так ржака - "Ну, а началось все с того, что XI веке оружейники научились ковать шлемы из металлического листа" Из листа металла! Где они его взяли в своём одиннадцатом веке???
      1. cth;fyn 13 июля 2016 09:26
        Где, где, выковали, откуда же еще? И вручную можно лист выковать если не знали, без прокатного стана, например анатомичные кирасы спартанских гоплитов, прокатных станов не было, а полноценные кирасы из двух листов металла были.
        1. Костоправ 13 июля 2016 14:27
          Цитата: cth;fyn
          без прокатного стана, например анатомичные кирасы спартанских гоплитов, прокатных станов не было, а полноценные кирасы из двух листов металла были.


          Вот вообще неочевидная вещь.
          Вы подменяете причину и следствие. Дедукцию и индукцию.
          Нет станов - нет прокатного металла - нет кирас.
          Есть кирасы - есть прокатный металл - есть прокатный стан.
          1. cth;fyn 13 июля 2016 15:43
            Просто я показал что и без него возможно изготовление больших пластин, на примере. Бронза не сталь, но лорика сегментата тоже делалась без прокатного стана, а она то уж точно из стали. Да и как игнорировать средневековые доспехи из больших пластин, которые появились до прокатного стана? Мы просто не можем их игнорировать, а если стана не было то их, пластины, производили ковкой, ну или с помощю инопланетных технологий как на РенТВ ;-)
      2. Kenneth 13 июля 2016 09:33
        Статья про историю доспеха а не историю металлургии
        1. Костоправ 13 июля 2016 14:19
          Цитата: Kenneth
          Статья про историю доспеха а не историю металлургии


          Ну и очень зря. Давно бьюсь за то, чтобы знания давались в комплексе, взаимосвязанно.
          Например, зря разделили физику с химией и их историю. Зря раздели общую историю и историю экономики - понятно были бы причины ненависти бриттов к РИ в свете экспорта продовольствия.

          Ну и совсем зря историю металлургию преподают в курсе физике в течение двух уроков.
          Обзывайте меня кем угодно - хоть фоменкоидом, хоть еще кем (хотя убеждения Фоменко я не разделяю), но выковывать железные прямоугольные листы для кузнеца не удобно!!! Это удобно для логистики - транспортировки и складирования. А значит, были уже технологические связи и конкуренция производителей железа.
          Но какая конкуренция, если было только кричное железо до начала 19 века???!!
          Кричного железа вы получите кусок, из которого можно выковать нож, или топорик, или часть доспеха - максимум! Потому и были дороги доспехи - железо хрен где найдешь, найдешь - не каждый переплавит, а переплавленное - не каждый выкует. Напомню, что в Европе кузнец считался подручным Сатаны, и не убивали его только из-за того что без него некому плуг и борону выковать. С мельником похожая история, кстати.

          А уж про штамповку в 12 в - это вообще ни в какие ворота. Поинтересуйтесь у нумизматов - когда монету начали штамповать? Не чеканить, а именно штамповать? А уж монета-то более ценна, нежели железки.

          Кстати, в кузнечных кругах давно уже выявлен "феномен исчезновения наковален" - нет наковальни старше трех веков. Нигде. Поэтому и возник вопрос - а был ли мальчик? Наковальня служит около 5 лет. Вот залежи должны оставаться, верно?
          А из чего из ковать-то? Из кричного железа рельс не выкуешь.

          Так что если спросят меня про доспех гоплита, то я склоняюсь к мысли что он был изготовлен одновременно с доспехом Максимиллиана. Когда именно - это уже сами решайте, у вас у каждого своя хронология.
          Но история античной Греции по технологиям во многом совпадает с Реннесансом. И по сексуальной распущенности. И по развитию флота. И фалангиты на швейцарскую пехоту смахивают.
          1. Kenneth 13 июля 2016 14:48
            После вашего заявления что до начала 19 века было только кричное железо вас можно смело называть фантастом а ваш прочий текст не рассматривать.
            1. yegor_k 15 июля 2016 09:59
              Предлагаю всё-таки ознакомиться, на веру ничего не принимайте, проверяйте факты.
        2. yegor_k 15 июля 2016 09:55
          К сожалению историю пишут историки, а историю какой-то отдельно взятой отрасли пишут инженеры. Историки неграмотны, поэтому им всё равно из чего сделана вот эта железная шапка - из чёрной стали или меди и по какой технологии.
      3. gaura 13 июля 2016 10:11
        Ну и куда же деваться от знающих людей, которые скажут, что все им про историю врут. Ведь нас там не было, откуда нам знать..
        1. Костоправ 13 июля 2016 14:42
          Приглашаю в кузню.
          Дам выковать гвоздь.
          4х-гранный, т.к. круглый в сечении у вас не получится.
          Дам забрать с собою.
          Будете поглядывать на него и изредка предаваться радостям анализа.
          1. Kenneth 13 июля 2016 15:17
            Удивительно как человек умеющий запрячь лошадь и проехать на ней сто метров готов считать себя корифеем в истории коневодства, ветеринарии и тактике скифской кавалерии.
      4. Котище 13 июля 2016 20:31
        Киричное производство. Почти все первые заводы на Урале выделовали листы железа с помощью "кирицы" молота который приводило в движение вода из плотин.
        Ранее заготовку выбивали молотобойцы на наковальне. Наиболее древние изображения и фигурки относятся к 280 - 220 годам до нашей эры.
        А вы о IX веке, несеръезно.
  2. anodonta 13 июля 2016 06:25
    Большое спасибо Вячеславу Олеговичу за очень интересную и прекрасно иллюстрированную статью! good
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    в сугубо металлических доспехах очень скоро ходить стало не модно и, видимо, даже неприлично – ситуация, повторившаяся в отношении цельнокольчужных доспехов XII в., обтягивавших фигуру воина словно перчатка. Но теперь и доспехи и, в особенности, шлемы стали обтягиваться дорогими тканями, нередко вышитых золотыми нитями и даже украшенных драгоценными камнями.
    Цитата: А.С. Пушкин

    В последний раз
    Все рыцари сидели тут в атласе
    Да бархате; я в латах был один
    За герцогским столом. Отговорился
    Я тем, что на турнир попал случайно.
    А нынче что скажу? О бедность, бедность!
    Как унижает сердце нам она!
    1. Riv 13 июля 2016 07:44
      Ну вряд ли Пушкина можно в данном случае рассматривать, как исторический источник. Отмазка "случайно на турнир попал" там не прокатила бы. У рыцаря ведь какая цель была на первом месте? Правильно: повыеживаться среди себе подобных. Это можно в доспехе делать, если доспех хорош, или бархат напялить - лишь бы богато было.

      Собственно подобный выпендреж всегда практиковался. Помните у Дюма случай с перевязью Партоса? Спереди - золотое шитье, сзади - кожа. Причем у окружающих никакого удивления сей фокус не вызвал. Улыбнулись и забыли. Д'Артаньяна вызвали на дуэль только потому, что он специально начал над Портосом насмехаться, да и то после драки с гвардейцами дуэль не состоялась.

      То есть гнуть понты - традиция очень старая и доспехи тут в общем то ни при чем. Важен был скорее сам факт следования традиции.
      Riv
      1. anodonta 13 июля 2016 08:20
        Цитата: Riv
        вряд ли Пушкина можно в данном случае рассматривать, как исторический источник.

        Конечно нельзя! smile Только хотя бы потому, что "Скупой рыцарь" - это художественное произведение! Я то эти строки процитировал как комментарий фразы Вячеслава Олеговича о том что в "белых" латах очень скоро ходить стало не модно и, видимо, даже неприлично. Но надо отдать должное А.С. Пушкину, - он тонко уловил дух и нравы той эпохи! В XI-XII вв, такие как Альберт шли на "большую дорогу", а герой трагедии пошёл жаловаться герцогу. Вот как рыцарство в XV веке измельчало духовно! Я некоторые моменты в статье не стал затрагивать, потому что надо дождаться продолжения. Может, Вячеслав Олегович там эти моменты осветит.
        1. kalibr 13 июля 2016 17:32
          Уважаемый Константин, есть очень много эффигий, где изображены рыцари (ноги в доспехах и шлем), но все остальное - одежда. Я не стал приводить эти изображения, поскольку про эффигии здесь уже было. Нашел другие "картинки". Но они есть!
          1. anodonta 13 июля 2016 18:23
            Цитата: kalibr
            есть очень много эффигий, где изображены рыцари (ноги в доспехах и шлем), но все остальное - одежда.

            Возможно, одежду носили поверх доспехов? И в том числе для того, чтобы защитить кирасу от вредных воздействий внешней среды. Кстати, А.С. Пушкин не утверждал, что под атласом и бархатом у других рыцарей не были надеты латы. Он написал, что только один Альберт "сверкал" своими латами.
            1. kalibr 13 июля 2016 21:15
              Да именно так, и этим подчеркивается, что он был бедный!
          2. Денимакс 13 июля 2016 21:44
            Цитата: kalibr
            где изображены рыцари (ноги в доспехах и шлем), но все остальное - одежда.

            Откуда такие выводы? Под одеждой ведь может и панцирь быть, или металлический нагрудник.
      2. cth;fyn 13 июля 2016 09:28
        Ну, совершенно справедливо замечу, что и Дюма брать как исторический источник нельзя.
  3. EvgNik 13 июля 2016 06:45
    Не хотелось бы такой "костюмчик" носить. А фотографии, как всегда, отличные.
    1. ImperialKolorad 13 июля 2016 07:07
      Цитата: EvgNik

      Не хотелось бы такой "костюмчик" носить. А фотографии, как всегда, отличные.

      Тут из разряда захочешь жить - не так раскорячишься.
      1. MBDA 13 июля 2016 19:46
        Щиты тоже были произведения искусства.
        1. MBDA 13 июля 2016 19:48
          вот еще такой
          1. MBDA 13 июля 2016 19:52
            вот еще один
            1. MBDA 13 июля 2016 19:53
              Во все времена у богатых был эксклюзив.
              1. MBDA 13 июля 2016 19:55
                Красота...
                1. MBDA 13 июля 2016 19:58
                  вот уже с камнями
                  1. MBDA 13 июля 2016 20:01
                    Испанского короля
                    1. MBDA 13 июля 2016 20:02
                      Его же. Богатые с жиру бесятся.
                      1. MBDA 13 июля 2016 20:07
                        еще фото....
                      2. MBDA 13 июля 2016 20:10
                        а это еще папы македонского
                      3. kalibr 13 июля 2016 21:13
                        Замечательные изделия есть в коллекции Уоллеса. Там же, кстати, и кованные круглые щиты с медальонами. Заберитесь на их сайт посмотрите. А торакс Филиппа уникален! Сделан из железа по конструкции льняного панциря.Для тех лет - абсолютная защита!
                      4. MBDA 13 июля 2016 23:44
                        Цитата: kalibr
                        Замечательные изделия есть в коллекции Уоллеса. Там же, кстати, и кованные круглые щиты с медальонами. Заберитесь на их сайт посмотрите.

                        Спасибо, посмотрю.
                        Цитата: kalibr
                        А торакс Филиппа уникален! Сделан из железа по конструкции льняного панциря.Для тех лет - абсолютная защита!

                        100%.
  4. parusnik 13 июля 2016 07:57
    Вот в кинофильме 2005 года «Жанна д’Арк» режиссера Люка Бессона доспехи в основном такие, как и должны быть, и шлемы там носят на голове с подшлемниками...Поэтому фильм и смотрится.."Крестоносцы"..смотрел..но как-то фальшь какая-то чувствовалась,но фильм захватывающий..как и книги Х.Сенкевича..Спасибо,Вячеслав...ждем продолжения..
    1. kalibr 13 июля 2016 17:33
      Я когда мальчишкой посмотрел, тут же сделал себе такой же шлем из папье-маше. И... лично убедился, что шея голая. Не понял тогда, что блеф...
  5. Knizhnik 13 июля 2016 08:16
    Полированная гладкость необходима для соскальзывания при ударе, это очевидно. Не зависимо от того, стрела это ставшего уже притчей во языцах конного лучника, или пешего, или меча, копья и др.
    Если бы уважаемый автор подробнее ознакомился с технологией производства, многие вопросы отпали бы сами собой. Стоило бы помнить и о защите от коррозии, для этого необходимо было покрытие. С этой точки зрения содержание полированной до зеркального блеска стальной брони в полевых условиях становилось большой проблемой.
    1. Комбриг 13 июля 2016 08:43
      Цитата: Knizhnik
      Стоило бы помнить и о защите от коррозии, для этого необходимо было покрытие. С этой точки зрения содержание полированной до зеркального блеска стальной брони в полевых условиях становилось большой проблемой.


      Проблемой это может быть только для современных реконструкторов, где хозяин доспеха сам приводит его в надлежащую форму, но когда у тебя в подчинении десяток -другой "гномов", поддержание доспеха в сиянии и благоухании перестаёт быть проблемой ))), по поводу того, что с полированных доспехов удары лучше соскальзывают..... посмотрите на доспехи реконструкторов после бугурта , что полированные, что крашенные все доспехи во вмятинах.
      1. cth;fyn 13 июля 2016 09:30
        Зачастую и не только доспехи, к стати.
      2. Knizhnik 13 июля 2016 10:03
        Вмятин никак не избежать, как бы не было отполировано laughing
        А десятки гномов не то что простой латник, не каждый рыцарь мог себе позволить не то что в военном походе, но даже и у себя дома.
        1. anodonta 13 июля 2016 18:06
          Цитата: Knizhnik
          А десятки гномов не то что простой латник, не каждый рыцарь мог себе позволить не то что в военном походе, но даже и у себя дома.

          Ну и терминология у вас! belay Что значит простой латник? В имеете ввиду ландскнехтов? what Так у них вид, комплектация и цена доспеха зависела от звания и жалования обладателя. А что касается рыцарей, - начиная со второй половины XV века тяжёлую кавалерию также, фактически, также перевели на наёмную систему комплектования, начало которому положили ордонансовые роты (фр. compagnies d'ordonnance) короля Франции и герцога Бургундского. Причём в этих ротах служили в основном представители знатнейшей и богатой части феодального сословия. А вот простые рыцари в XV веке сплошь и рядом разорялись, поэтому рыцарское ополчение собирали крайне редко, и в основном в Восточной Европе. В западной же Европе бывшие рыцари стали кирасирами и рейтарами, т.е. теми же наёмниками, только конными. И носили они уже те же доспехи, что и ладскнехты.
          Это всадники ордонансовых рот.
          1. anodonta 13 июля 2016 19:34
            Это тоже латы жандармов ордонансовых рот.
            1. anodonta 13 июля 2016 19:39
              Это доспехи пикинёра. Но скорее всего 17 века.
              1. anodonta 13 июля 2016 19:44
                А это доспех ландскнехта.В Западной Европе их производилось достаточно много. И это не парадный доспех! Как можно видеть, никакими особыми красками и т.п. они не покрывались, но тем не менее, часть их сохранилась до наших дней.
              2. kalibr 13 июля 2016 21:07
                Да, 17 век, Гражданская война в Англии, коллекция Хиггинса, Вустер, штат Массачусетс.
            2. MBDA 13 июля 2016 20:14
              другой ракурс
          2. kalibr 13 июля 2016 21:09
            Самые они, 16 век, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
    2. anodonta 13 июля 2016 09:26
      Цитата: Knizhnik
      Стоило бы помнить и о защите от коррозии, для этого необходимо было покрытие. С этой точки зрения содержание полированной до зеркального блеска стальной брони в полевых условиях становилось большой проблемой.

      Ерунду несёте! Для того, чтобы обычная сталь начала ржаветь, она должна несколько лет пробыть в определённых условиях(т.е. повышенная влажность и контакт с агрессивной средой). А если месяц-другой она на воздухе побудет и несколько раз под дождик попадёт ничего с ней не случится. И где вы прочитали про зеркальный блеск? Я тексте такого не нашёл, на фото ни о каком зеркальном блеске речи идти не может - обычная отполированная сталь, ничего особенного. Так что никаких проблем с "белыми" латами не было, они, кстати были веьма массовым изделием, - их носили в том числе и пехотинцы.
      1. Riv 13 июля 2016 10:27
        Чтобы сталь 20 ржаветь начала, на нее достаточно плюнуть. Когда плевок высохнет - стереть его и будет виден ржавый след. Пара дней под дождиком - и на изделии останется вполне заметная рыжая пленка ржавчины.

        Тут прикол в другом. Практически вся средневековая сталь - фосфористая. Не умели тогда фосфор от железа отделять. А фосфор как раз и увеличивает коррозионную стойкость стали. С большой примесью фосфора она станет хрупкой, но это именно с большой, примерно от 0.8%. Меньше он весьма даже полезен.

        Средневековая нержавейка.
        Riv
        1. Knizhnik 13 июля 2016 11:16
          В подтверждение:
          "Несмотря на то, что доспехи делались из столь прочного материала, как металл, весьма немногие их образцы дошли до нашего времени в абсолютной сохранности и полной комплектности. Тонкие металлические кольца, из которых делались кольчуги, подвержены коррозии, и потому редко какие из них сохранились полностью нетронутыми ржавчиной. Пластинчатым доспехам тоже был необходим постоянный уход, дабы они оставались чистыми и блестящими: во избежание коррозии боевую броню надо было чистить и смазывать (желательно оливковым маслом). Кроме того, в связи с тем, что доспехи занимали много места при хранении, во время длительных перерывов в использовании некоторые их фрагменты разрезали и отправляли на переплавку, а иным фрагментам давали "вторую жизнь": например, из шлемов, перевернув их вверх дном, делали ведра. Поэтому образцов доспехов, созданных в период до позднего Средневековья, сохранилось очень немного. К счастью, существует обширная документация по этому вопросу, основывающаяся на изображениях из различных источников."
          Ж. Бентон "Материалы, методы и шедевры искусства Средневековья"
          1. Parsec 13 июля 2016 14:25
            Цитата: Knizhnik
            например, из шлемов, перевернув их вверх дном, делали ведра.


            ?
          2. Костоправ 13 июля 2016 14:46
            А тут нам 7-вековые бацинеты показывают неполированные....
      2. Knizhnik 13 июля 2016 10:28
        Ерунду несёте!

        За языком следите, тут Вам не базар.

        несколько лет пробыть в определённых условиях

        На самом деле, гораздо быстрее, эта зараза как грибок. Особенно в труднодоступных местах. Что уже говорить о многомесячных походах, в поту, грязи, крови, под дождём (Европа же), когда недосуг. За неделю запросто.
        И где вы прочитали про зеркальный блеск?

        На фотках видно (кстати, явно парадные)
        Понятно, что не "белые" латы были зеркальными, так я и не говорю, что "все".
        Есть хорошая литература, в которой всё уже давно расписано, ознакомьтесь
        1. Михаил Матюгин 13 июля 2016 15:43
          Цитата: Knizhnik
          На самом деле, гораздо быстрее, эта зараза как грибок. Особенно в труднодоступных местах. Что уже говорить о многомесячных походах, в поту, грязи, крови, под дождём (Европа же), когда недосуг. За неделю запросто.

          Вот поэтому сохранившиеся настоящие БОЕВЫЕ латы - огромная редкость. Они быстро относительно приходили в негодность. А до наших времён дошли в основном парадные доспехи и то самых богатых представителей.
        2. anodonta 13 июля 2016 17:08
          Цитата: Knizhnik
          уже говорить о многомесячных походах, в поту, грязи, крови, под дождём (Европа же),

          А вы много можете примеров многомесячных походов в средневековой Европе привести? Да ещё в поту, грязи, под дождём. В XV Европе количество замков и городов уже было столь велико, что расстояние между ними было весьма небольшим.
          Цитата: Riv
          Чтобы сталь 20 ржаветь начала, на нее достаточно плюнуть. Когда плевок высохнет - стереть его и будет виден ржавый след. Пара дней под дождиком - и на изделии останется вполне заметная рыжая пленка ржавчины.
          Сам по себе след, это ещё далеко не непригодность изделия, о чём пишет книжник. У меня, например, в ванной лежит нож, которым я не пользуюсь. Причём лежит много лет. Так вот, снаружи он покрылся плёнкой о которой вы пишите, но насквозь так и не проржавел. И при необходимости ещё может быть использован.
          Цитата: Михаил Матюгин
          Вот поэтому сохранившиеся настоящие БОЕВЫЕ латы - огромная редкость. Они быстро относительно приходили в негодность.
          Согласен коллега! smile Вопрос только в том - основная причина быстрого прихождения в негодность: воздействие оружия врага или "книжная" коррозия? what
          1. Riv 13 июля 2016 18:30
            С вашим ножем прикол в другом. Во-первых: практически гарантия, что ваш нож в ванной это хромистая сталь. Хром - одна из основных современных легирующих элементов. Но средневековый кузнец хромистую сталь получить не мог в принципе. Разве что метеорит расковать, и то не каждый метеорит.

            Во-вторых: ваш нож - катаная сталь, а доспех - кованая. Вторая гораздо прочнее, но ради эксперимента: возьмите кусок уголка на сорок, разогрейте до красного каления один конец и простучите его молотком. Потом уголок отполируйте и выложите под дождик. Сами увидите, где коррозия будет сильнее.
            Riv
            1. anodonta 13 июля 2016 20:17
              Цитата: Riv
              Но средневековый кузнец хромистую сталь получить не мог в принципе

              Цитата: Riv
              Сами увидите, где коррозия будет сильнее.

              В данном случае не буду спорить, просто потому что меня нет данных химического анализа доспехов XV века, хотя мне давно, где то(увы, даже не помню где) довелось читать предположение что в XV, а тем более в XVI веке сталь уже научились примитивно легировать. Делалось это так, - в домну бросали определённые виды растений, а в этих растения и содержались лигирующие добавки. Ремесленники прошлого унесли с собой много тайн. Да и в наше время технологиями никто охотно не делится. Но это гипотеза.
              А вот о чём можно уверенно сказать:во-первых армии XV века всегда сопровождал большой обоз, в котором находились маркитанты с товарами, ремесленники, обслуживающие ландскнехтов (оружейники, портные, сапожники, цирюльники и т. п.), передвижные бордели, повозки с личным имуществом воинов и даже с их семьями. Поэтому если доспех чуть-чуть покрывался ржавчиной, его было кому привести в надлежащий вид. А во-вторых, повторяю, в XV веке западная Европа была уже настолько густо заселена, что всадники всегда могли найти себе укрытие от дождя, а пехотинцы укрывались от него в своих повозках. Поэтому Knizhnik явно преувеличил проблемы с эксплуатацией цельнометаллических доспехов. yes smile
              1. kalibr 13 июля 2016 21:03
                Расстояние от замка до замка обычно составляло 25 км, чтобы конница пришла на выручку не утомив коней. Вот и шли - от замка к замку, а там и кузня и крыша и что хошь.
                Доспехи, например, многократно закаливались в моче, а попросту азотировались, к тому же (вторая часть) покрывались самыми разными оксидными пленками, так что были и черные, и красные и коричневые и фиолетовые. Просто до нас дошло больше белых, оксидные пленки счистились от времени.
                1. болот 13 июля 2016 21:22
                  Цитата: kalibr
                  покрывались самыми разными оксидными пленками

                  Да самое простое,воронение,нагрев металла до 180-200 градусов по цельсию и опускание в льняное масло или жиры...После протирка тканью,сукном или что под рукой окажется.Цвет,черно с синевой-вороненный,от вороны,цвет.
                  азотирование это интересно и еще есть фосфотирование,что сейчас япы в автомобилестроении активно применяют.
                  Так еще по сталям,не думаю что в те времена при плавки от высокого содержания серы могли избавится,сталь сама по себе быстро окисляется а если примеси серы то еще быстрее ржавеет,пример-ВАЗовские машины начало 90х и по сей день.Лада гранта ,битое крыло ржа вылезла через неделю,японец пол года можно ездить,и голубоватый оттенок металла наблюдать.Немцы и Шведы оцинкованы а вот китайцы еще хуже чем ваз,к стати у них закон есть что после 12 лет любой автомобиль утилизируется,так что они по качеству не напрягаются.
                2. Riv 14 июля 2016 13:03
                  Азотирование при закалке мочой??? К такому меня жизнь не готовила... :)

                  Увы, но при температуре кипения мочи азотирование невозможно. Раз в пять побольше должна быть.
                  Про легирование растениями - это чушь. Слишком мало в них содержание нужных элементов.
                  Цвет оксидной пленки на железе больше зависит от ее структуры, а не состава. Вот за счет структуры и получаются цвета от оранжевого до фиолетового. А состав скорее повлияет на то, будет ли пленка чисто черной.
                  Riv
            2. ver_ 14 июля 2016 18:32
              В Российскую Империю литой булат покупался в Индии.
              Он "приходил" в виде лепёшек-вутсов. Секрет булата раскрыл Аносов. Тогда "завалялось" некоторое количество вутсов на заводе..
              Однако хромированная сталь оказалась прочнее легендарного булата..
              Булат получали тигельным способом добавляя в расплавленный чугун нарубленные гвозди (малоуглеродистую сталь). При оплавлении гвоздей расплав "замерзал". Потом оригинальная ковка...
        3. ver_ 14 июля 2016 04:44
          ...есть одёжка парадняя, а есть и повседневная.., да и в железо одевались перед сражением.., рыцаря "сажали на коня оруженосцы".., и многое другое.. Попробуйте походить в железяке.., али нужду справить -"рекбус ,кроксворд".., а вот ношение под платьем кольчужки ,надо полагать , практиковалось...
          1. kalibr 14 июля 2016 08:05
            Я ходил в доспехах разных видов. В том числе и готических. Тяжело с непривычки. Но... можно! А потренироваться, так и замечать их не будешь!
      3. yegor_k 15 июля 2016 10:04
        Тормозные диски на автомобилях ржавеют, если не ездить недельку другую, а Вы про два месяца на свежем воздухе...
    3. Parsec 13 июля 2016 14:23
      Цитата: Knizhnik
      С этой точки зрения содержание полированной до зеркального блеска стальной брони в полевых условиях становилось большой проблемой.


      Полировка как раз один из методов защиты от коррозии.
      1. Knizhnik 13 июля 2016 14:52
        Конечно. Когда есть возможность. Но чтобы изделие имело какую-то первичную устойчивость, использовалось воронение, покрытие краской и др.
    4. kalibr 13 июля 2016 17:36
      Я только тем и занимаюсь, что с 1995 года знакомлюсь с технологиями, металлографией, результатами анализов и прочей дрянью. Все, что об этом написали англоязычные историки и специалисты в области оружейного дела у меня есть.
    5. Svidetel 45 13 июля 2016 22:24
      К стати, полированная поверхность стального изделия гораздо лучше противостоит коррозии, чем не полированная.
      1. ver_ 14 июля 2016 08:49
        ..а чем воронение хуже?..
        1. Комбриг 3 августа 2016 22:39
          Цитата: ver_
          ..а чем воронение хуже?..


          Стирается быстро....
          1. Cat Man Null 3 августа 2016 22:46
            Цитата: Svidetel 45
            Кстати, полированная поверхность стального изделия гораздо лучше противостоит коррозии, чем не полированная

            Цитата: ver_
            а чем воронение хуже?..

            Цитата: Комбриг
            Цитата: ver_
            ..а чем воронение хуже?..

            Стирается быстро...

            - а с чего начали, если посмотреть внимательно?
            - вот и получилось в итоге, что воронение стирается быстро. А полировка "стирается" медленно, оказываетсо laughing
            - если же вспомнить, что никто перед тем, как воронить, не мешает деталь отполировать - то вааще разрыв шаблона получается belay
  6. Fei_Wong 13 июля 2016 09:01
    Более всего что меня поражало и до сих пор не устаёт поражать в самой человеческой природе - это ж насколько высоких вершин мастерства может достигнуть профессионал, знающий и любящий своё дело, невзирая на примитивность доступных ему инструментов и материалов. Воистину, даже неважен век, в котором он живёт - и со времён каменного века археологи донесли до нас немало шедевров, повторить которые, оставаясь в рамках тех примитивных технологий попросту невозможно даже сейчас (и даже с помощью современных методов и технологий - весьма непросто).
    Воистину, терпение и труд всё перетрут.
    1. ver_ 15 июля 2016 02:41
      ...стимул был . Как и скрипки Страдивари..
  7. cth;fyn 13 июля 2016 09:32
    А есть первая картинка в большом разрешении? Хорошие бы обойки получились, но 800х500 не самое то для них
    1. kalibr 13 июля 2016 20:58
      Увы, у меня нет. Только эта. И где взял, забыл отметить...
  8. saygon66 13 июля 2016 11:20
    - А сколько зарабатывал бронник на наши деньги?
    - Доспехи графа Камберленд просто "hi tech" какой то... Если брать современные СИБЗ, аналогичные средневековым по уровню защищённости (учитывая применявшееся оружие) цена просто запредельная - не всякий БТР столько стоит... smile
    -
    1. Олесь 13 июля 2016 14:24
      А сколько зарабатывал бронник на наши деньги?
      Стоимость рыцарских доспехов колебалась на протяжении столетий, а также в зависимости от обстоятельств и страны. .Историк-медиевист Жан Флори приводит следующие цифры: минимальная стоимость экипировки одного рыцаря к 1100 году составляла 250 – 300 су, то есть равнялась стоимости 30 быков. В XIII веке эта цифра увеличилась впятеро с учетом, конечно, инфляции.
      Женева, Савойя. 1440-е - 1450-е гг.
      "обычная бригандина" для лучников 16 франков
      бригандина с серебряными заклепками - 30 франков
      бригандина с позолоченными заклепками - 48 франков.

      Мезьер, Франция, 1460-е гг.
      кожаный акетон - 8 парижских су
      пальто из трех слоев кожи - 8 су
      кольчатый горжерен - 6 су
      полировка салада "до блеска" - 3 су
      ножны меча - 5 су
      ножны для кинжала - 16 денье
      кожаный колчан для веретен - 2 су 8 денье
      Там же, 1491 г.
      Полировка 3 саладов, заточка 3 мечей, изготовление 3 ножен с поясами и наконечниками - 33 турских су.
      Изготовление 1 горжерена и полировка 2 готовых горжеренов - 14 су 6 денье.
      1 лук, 2 тетивы к нему, 1 браслет, 1 перчатка лучника, 3 дюжины стрел и 1 кинжал - 19 турских су.
      Обтяжка 3 бригандин зеленым футенем и набивка заклепок-гвоздей - 4 ливра 10 су.

      Бургундские лейб-лучники, 1430-е гг.
      Жак из 12 слоев льна - 4-6 ливров.

      Ну и т.д.
      1. saygon66 13 июля 2016 14:47
        - Цена за 1 кг. живого веса - 120 руб., бык - ну пусть 400 кил, 30 быков это ж, без малого 1,5 мильёна! what
  9. Glaaki 13 июля 2016 13:31
    Отличная статья, крайне интересные фото, спасибо за труд.
  10. Вольный ветер 13 июля 2016 14:39
    Посмотрите на доспехи сарацинов, все таки грудь защищена броней а не кольчугой, кольчуга намного более легче пробивается из лука и уж совсем плохо держит колщие удары, поэтому и не были кольчуги столь популярны, а не потому что из лука стрелять было не модно. Да и материал для кольчуги более дешевый.
    1. Svidetel 45 13 июля 2016 22:46
      Причина большей популярности кольчуги на Востоке - использование более легкого оружия, в отличии от тяжелых прямых мечей на Западе, такого как сабли, и кольчуга более менее защищала от менее эффективного колющего удара и рубящего удара сабли.
  11. pepelaz 13 июля 2016 14:44
    “Белые доспехи” – это цельнопластинчатые доспехи из полированной стали, сверкавшие на солнце, и оттого-то издали казавшиеся “белыми”...

    После такого, автора как историка, затруднительно воспринимать серьёзно.
    1. cth;fyn 13 июля 2016 15:54
      Эдж, Падок, Блэр не серьезные историки? Весело, Шпаковский на их основе писал материал и значит обвиняя Его в необъективности, Вы обвиняете и этих маститых историков с мировым именем.
      1. kalibr 13 июля 2016 17:46
        Да, уж, Андрей! Вот так откроешь комментарии и даже не поймешь - разыгрывают тебя или всерьез пишут.
        "После такого, автора как историка, затруднительно воспринимать серьёзно". У меня процентов на 80 материала переводные, с бору по сосенки, как говорится. И везде написано именно так. Откройте в Гугле White armour и там тоже будет... Но тем не менее пишем, демонстрирует, так сказать, собственный ум и знания. И я не против, но чуть-чуть проверить прежде чем...
        1. pepelaz 14 июля 2016 18:38
          "так называемы белый доспех" не исторический термин.
          Есть пару упоминаний в полухудожственных произведений.

          "so called white armour" феномен усиленно продвигаемый в рунете.


          C удивительной настойчивостью множатся русскоязычные сайты с текстом из под копирки на статью Шпаковского.

          Возмущает сама попытка определить явление через фульгарно-буквалисткое восприятие.

          "Белый доспех — любой доспех белого цвета."
          Да, а "белое оружие" - любое оружие белого цвета.
  12. Toyvo 13 июля 2016 14:52
    Интересная статья, спасибо.
    В продолжение:
    Искажение истории Часть 1 Доспехи

    Искажение истории. Часть 1.1. Доспехи.
    1. Kenneth 13 июля 2016 20:30
      Сурово товарищ припечатал. Жаль что бред.
      1. kalibr 13 июля 2016 20:55
        У меня что-то со звуком, не идет, потому прослушать не могу.
  13. Михаил Матюгин 13 июля 2016 15:46
    Очередной прекрасный материал уважаемого Вячеслава Олеговича ! Автору большое спасибо !
  14. Денимакс 13 июля 2016 15:59
    Что-то сомнительно, чтобы ткани на доспехах стали носить из за моды, нужна какая-то практичность. Возможно это стали делать в крестовых походах. Можно представить как прогреется голый металл под палящим солнцем. Кстати кольчуги чистили от ржавчины в бочках с песком, которые вращали воротом. Такой вот прообраз стиральной машины.)
    1. болот 13 июля 2016 16:22
      Цитата: Денимакс
      Кстати кольчуги чистили от ржавчины в бочках с песком, которые вращали воротом. Такой вот прообраз стиральной машины.)

      Тут одни пример приводили что не только песком,пескоструй,а деревянными "кубиками ".
      в жизни и сейчас ,барабан с песком,на токарник к62,крепежи для кабеля с оптоволокном.От заусенцев таким способом избавлялись и готовили к гальванике.
    2. Олесь 13 июля 2016 16:58
      Можно представить как прогреется голый металл под палящим солнцем
      Для защиты доспеха от воздействий природы носили сюрко. Мне кажется автор под "украшением тканями" имел ввиду нечто другое. вроде обматывания всякими цветными, ленточками, и креплением всяких фигурок животных на шлем.
      1. kalibr 13 июля 2016 20:54
        Да, есть стихотворения тех лет, где прямо сказано - "сюрко что б дождей не страшиться, от непогоды укрыться...
  15. болот 13 июля 2016 16:00
    Знакомый кузнец,сейчас в работе.Спрос пошел на рыцарские латы,да на первом этаже,да рядом с камином laughing От него слышал что китайцы этим то же занимаются.
    последняя работа его огромный письменный стол из 10-16 мм стали,отделан буком и дубом,это мои заготовки на ЧПУ резали,и зеленой кожей.Походу от нападающих прятаться. laughing Да же некоторые элементы декора кислотой протравливал,ржавость.
    Вот когда много денег.
    А видел что он до это го делал,обычные трубу,стальной профиль и тд,молотком отбъет видимость ковки создаст.
    Хотя мастер не плохой,лет десять назад одному ворота сделал,кованные-с элементом ковки.Так сосед его хотел что то похожее заказать.Заказчик сразу ,кузница,предупредил-не приятности будут а соседу что если что снесет эти ворота.
  16. МВГ 13 июля 2016 18:42
    История.... блин....
  17. tiaman.76 13 июля 2016 18:47
    про античные доспехи интересно тоже было бы узнать по подробней yes ..а за статью спасибо интересно
    1. kalibr 13 июля 2016 20:52
      Была серия статей про Рим и этрусков. Про Грецию сейчас готовится. Через две недели пойдет серия из 2-3 статей.
  18. Денимакс 13 июля 2016 22:03
    "и вязать еще и кольчужные наголовья и бармицы."

    Помню эту нехватку инвентаря в фильмах. В первые кольчугу увидел в х/ф " На камнях растут деревья". А так все время были грубые вязанки из шерсти, которые внешней структурой напоминали кольчуги.

    "или «бундхугель» («собачий шлем»)". На дословный перевод непохоже. Тут может быть и бунд и бунт и хюгель и кугель. Четыре разных слова: союз, цветной, холм, шар. Только ничего связанного с собакой.)
    1. kalibr 14 июля 2016 08:02
      Именно из-за ошибки в переводе этого слова и родился термин псы-рыцари. Маркс изначально имел ввиду "союз-рыцарей". Была даже революционная еврейская организация Бунд - "Союз" с которой сотрудничали большевики. Но... перевели как собака, вот так и родились псы-рыцари с ссылкой на самого Маркса!
  19. Василий В 15 июля 2016 22:18
    Самое прикольное, что нет доспехов с повреждениями от ударов. Или это все парадные? В Эрмитаже в "рыцарском зале" выставлены доспехи, которые Николай 2 заказал у немецких оружейников для антуража. А где реальные, боевые? Даже на фото приведенных в статье доспехов похожи на новодел разного периода.
  20. pooop 9 августа 2016 15:59
    Автор, про щиты отдельно, если можно. Статья хорошая.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня