Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

69
До сих пор мы в основном вели речь о боевых свойствах рыцарских средневековых доспехов и лишь вскользь говорили об их художественной отделке. Настало время обратить внимание и на их эстетику и прежде всего на их цвет. Например, «белыми» рыцарские доспехи называли в том случае, если они представляли собой латы из кусков отполированной стали, из-за чего издали они выглядели «белыми». Рыцарство Европы шло к такому типу доспехов очень долго, зато их появление ознаменовало собой настоящую революцию в военном деле. Но главной причиной, вызвавшей их к жизни, стало, прежде всего, отсутствие традиции верховой стрельбы из лука.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая)

Самый простой способ отделки готического доспеха заключался в декорировании полосками прорезной меди или латуни края каждой детали. Такие фестончатые полоски были достаточно просты в изготовлении, весили немного, но придавали доспеху изящный и нарядный вид.

Именно поэтому высокая подвижность в районе шейно-плечевого пояса рыцарям была не нужна, из-за чего на первом плане у них оказалась именно защищенность, а не мобильность. А вот на Востоке, где лук все время был главным оружием всадника, кольчужно-пластинчатые доспехи и шлемы с открытым лицом продолжали выделывать очень долго. Более того, это вооружение очень сильно отличалось от новых доспехов воинов Западной Европы.


Доспехи турецкого всадника XVI века из музея Топкапы в Стамбуле. Как видите, его вооружение отличалось от западноевропейского только тем, что давало ему возможность стрелять из лука. Небольшие пластинки было удобно декорировать таушировкой.

К. Блэр – известный британский историк и оружиевед, назвал время с 1410 и по 1500 год «великим периодом в истории рыцарского защитного вооружения», так как считал, что, хотя доспехи очень высокого качества мастера-оружейники производили и позднее, тем не менее, никогда более в своих изделиях они не соединяли такого высокого мастерства с пониманием самого материала, с которым теперь они в основном работали. Украшения в латах этой эпохи играли второстепенную роль, а основное внимание мастера уделяли совершенству их формы, вследствие чего людей в этих доспехах по справедливости стали называть «скульптурами из стали». Позднее, напротив, украшательство перешло всякую меру.

Ну, а началось все с того, что XI веке оружейники научились ковать шлемы из металлического листа. До этого шлемы были сегментными, хотя на Востоке эту технику мастерски применяли уже в течение многих столетий. Для этого лист железа нужной толщины в форме диска раскаляли докрасна и придавали чашеобразную форму ударами молота, и только потом обрабатывали уже начисто при помощи молотка, зубила и напильников. Позднее шлемы и вовсе стали штамповать, что повысило их прочность, удешевило производство и позволило добиться единообразия. Уже в XVI веке мастера-шлемники достигли такого уровня совершенства, что к концу этого века, а точнее уже к 1580 году, могли выковывать из одного листа металла не только, собственно, теменную часть шлема, но и гребень высотой до 12 см., что для ручной работы это прямо-таки фантастический результат. Также в начале XI века итальянские кузнецы научились выделывать из одного листа металла и круглые чеканные щиты-рондаши, только это говорит не столько об их мастерстве, сколько о том, что в то время размеры обрабатываемых железных изделий уже особого значения не имели. Во всяком случае, известно, что в XII веке производством цельнокованых шлемов был знаменит город Павия.


Осадный шлем, покрытый гравированными украшениями. Италия, ок. 1625. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

В этой связи такие английские историки, как Дэвид Эдж и Джон Падок, пришли к выводу, что таким образом к середине XV века сформировалось два центра (и две разные школы), производящих цельнометаллические доспехи: первый – на севере Италии, в Милане, и второй – на севере Германии, в Аугсбурге. Конечно, было множество разных локальных производств, которые ориентировались на тот или другой из этих центров, и копировавших популярные образцы.


Надгробная латунная пластина (брасс) Уильяма Багота и его жены Маргарет. Церковь св. Джона, Багинтон, Уорвикшир, 1407 г. Как видите, на усопшем типично рыцарские доспехи «переходного периода» – есть латные детали, но торс закрывает короткий геральдический джупон, поэтому не видно, что под ним. Зато отлично видна кольчужная бармица на шлеме.

Такой известный британский историк, как Д. Николь, в работе «Французская армия в Столетней войне» привел отрывок из сочинения неизвестного автора книги «Военные костюмы французов в 1446 г.», в котором дается следующее описание снаряжения тех лет. «Прежде всего,… готовясь к бою, облачались в полные белые доспехи. Говоря коротко, они состояли из кирасы, наплечников, больших наручей, доспехов для ног, боевых рукавиц, салада с забралом и небольшим подбородником, прикрывавшим только подбородок. Каждый воин был вооружен копьем и длинным легким мечом, острым кинжалом, подвешенным слева от седла, и булавой».


Типичный рыцарь в готических доспехах. 1480 - 1490 гг. Ингольдштадт, Германия, Баварский военный музей.

Забавно, но в Англии в то время совсем не ощущали своей ущербности от того, что своих доспехов не делали. Отсутствие их производства, можно сказать, просто замечали, так как и самые знатные из британских лордов, и мелкопоместное дворянство – джентри тогда заказывали себе доспехи на континенте. Например, эффигия сэра Ричарда Бьючампа, графа Варвика, относящаяся к 1453 г., показывает его в итальянских латах самой «последней модели».


Кольчужное полотно из плоских заклепанных колец.


Кольчужное полотно из плоских просеченных и круглых заклепанных колец.


Начиная с эпохи раннего средневековья, в среде оружейников очень важное место занимали кольчужники. Хотя кольчуги носили еще римские легионеры, производство этого вида доспехов в Западной Европе, по сути, создалось заново. Кольца для кольчуг в то время делали из кованой, сплющенной проволоки, кольца из которой соединялись холодной клепкой. В более поздних кольчугах XIV и XV веков одно из колец уже стали спаивать, а другое заклепывать, и по этому признаку их-то и различают. Позже все кольца только лишь заклепывали. Историк Вендален Бехайм, например, указывает, что тянутую проволоку для изготовления колец даже в XVI веке еще не применяли. Ну, а в 1570-х годах кольчуга уже окончательно перестала употребляться, и с ней навсегда исчезло и это некогда высокочтимое ранее ремесло. То есть совсем-то оно не исчезло, но прежняя массовость ушла навсегда.


Кольчужное полотно из круглых заклепанных колец диаметром 7 мм.


Кольчужное полотно из плоских заклепанных вороненых колец.

Поскольку речь у нас идет о «цветах» доспехов, нужно отметить, что кольчуги блестели «яко из леду», то есть тоже имели вид «белого металла», но далеко не везде. На Востоке было принято вплетать в них кольца из меди и создавать, таким образом, в кольчужной ткани прихотливые узоры. Трудно сказать, насколько это снижало их прочность, но так было, и такие кольчуги дошли до нашего времени и были также известны на Руси, где упоминались «пансыри кольчаты с медяным подзором». Известны были и кольчуги из вороненых колец.

И вот как раз отказ от кольчуги и вызвал к жизни поиск более совершенных форм защитных доспехов, пришедший на первую половину ХV в. Началось все опять-таки с совершенствования защиты для головы, то есть со шлемов. Появился шлем, называвшийся салле, саллет или салад (что более привычно для русскоязычного правописания), который был особенно популярен у оружейников Германии.


Саркофаг с надгробной эффигией испанского рыцаря дона Альваро де Кабреро Младшего из церкви Санта Мария де Белпуиг де Лас Авелланас в Лериде, Каталония. Шея рыцаря защищена стоячим металлическим воротником–горжетом, а ноги уже защищены латами. Очевидно также, что под одеждой у него приклепаны металлические пластинки, которые выдают головки заклепок. К сожалению, шлема на голове у него нет, и как он выглядел, неизвестно. Середина XIV в.

Д. Эдж и Д. Паддок называют год – 1407, когда он появился, причем не где-нибудь, а в Италии, где назывался селата. И лишь потом через Францию, Бургундию, он добрался к 1420 г. до Германии, затем до Англии, а после стал очень популярен в Европе повсеместно.


Типичный немецкий саллет: вес 1950 г.; вес бевора-предличника 850 г. Оба предмета – новоделы: цена саллета $1550, бевора $680.

Германские шлемы имели назатыльник в форме вытянутого хвоста; у французов и итальянцев они больше напоминали своей формой колокол. И опять-таки и те, и другие не имели никаких украшений. Их главным «украшением» была сама полированная сталь. Лишь около 1490 года стал известен так называемый «черный сале» с предличником, который острым углом выступал вперед. Черным же его называли из-за своей окраски (почему-то их стали красить в черный цвет или это было воронение?), хотя такие шлемы очень часто обтягивали и просто цветными тканями. Как «цветной шлем» зрительно сочетался с блестящими «белыми доспехами», история умалчивает. Но «модники», носившие «такое», существовали. Причем шлемами этого типа пользовались и конные воины неблагородного происхождения, например, применявшиеся французами конные лучники, и не слишком богатые и знатные «рыцари одного щита», и даже… латники-пехотинцы.


Простейший итальянский салле, 1450 – 1470 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.


Вот это как раз и есть «черный саллет», причем рыцарский, с поднимающимся забралом. Германия или Австрия, 1505 – 1510 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.


Еще один «черный саллет», около. 1490 – 1500 гг. Так называемый «саллет из Ульма», причем, совсем не черный, и непонятно как сочетавшийся с «белыми доспехами». Южная Германия, Исторический музей, Вена.

Очень забавна история шлема бацинет или «бундхугель» («собачий шлем»). Сначала это был всего лишь дешевый подшлемник, похожий на ведро топхельм. Потом он стал вытягиваться вверх и одновременно опускаться на шею и виски.


Бацинет и забрало к нему, возможно Франция, ок. 1390 – 1400 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.


Бацинет XIV века, новодел. 1.6-мм сталь. Королевский Арсенал в Лидсе, Англия.


Для сравнения германский бацинет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Все просто, функционально и никаких украшений!

Оставалось приделать к нему забрало, что в итоге и было сделано в том же XIV веке. Причем забрало не только поднималось, но и снималось с него целиком. За свою характерную форму шлем получил название «собачья морда», прежде всего в Германии. Он был очень функциональным и пришелся на период, когда доспехи еще никак не украшались. Поэтому его главным украшением была полировка, хотя, если верить роману Генрика Сенкевича «Крестоносцы», немецкие рыцари именно на эти шлемы крепили пышные султаны из павлиньих перьев.


Кадр из фильма «Крестоносцы». Как видите, шлемы на рыцарях похожи на реальные, но в остальном это чистая фантастика! Поленились поляки шить «чепчики» и вязать еще и кольчужные наголовья и бармицы. И к тому же сразу виден пластик! Кирасы и шлемы – типичный крашеный полистирол!


Вот в кинофильме 2005 года «Жанна д’Арк» режиссера Люка Бессона доспехи в основном такие, как и должны быть, и шлемы там носят на голове с подшлемниками.

Кстати, в этом фильме 1960 года можно увидеть, что доспехи рыцарей воспроизведены внешне вроде бы и достоверно, но очень уж примитивно. И самое удивительное, что шлемы рыцари в нем носят на голове без кольчужного капюшона и бармицы, распущенной по плечам. А ведь, судя по эффигиям, последняя могла носиться даже с цельноковаными «белыми доспехами» как раз в 1410 году, и… можно себе представить насколько уязвимой была подобная защита для «цельнометаллического рыцаря». Вот почему, кстати, тот же бацинет вскоре превратился в «большой бацинет», который от обычного только тем и отличался, что при «собачьей морде» вместо кольчужной бармицы имел нашейник из металлических пластин, который крепился ремнями к кирасе!


«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400 – 1420 гг.

Наиболее совершенным в этом плане стал шлем армэ, который также появился примерно в это же время, и у которого было поднимающееся забрало и… весьма сложная система соединения всех его частей в единое целое. Но эти шлемы как раз уже украшались чеканкой и нередко походили на все, что угодно, только не на сам шлем, а к «цвету» форма в данном случае имеет лишь косвенное отношение.


Исключительно пышные доспехи Джорджа Клиффорда, третьего графа Камберленда (1558 – 1605). Тут даже все технологии отделки и не назовешь! Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Другое дело, что в сугубо металлических доспехах очень скоро ходить стало не модно и, видимо, даже неприлично – ситуация, повторившаяся в отношении цельнокольчужных доспехов XII в., обтягивавших фигуру воина словно перчатка. Но теперь и доспехи и, в особенности, шлемы стали обтягиваться дорогими тканями, нередко вышитых золотыми нитями и даже украшенных драгоценными камнями.

(Продолжение следует)
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 июля 2016
    Познавательно
    1. +2
      13 июля 2016
      Познавательно будет, если узнаете когда первые прокатные станы появились....

      А так ржака - "Ну, а началось все с того, что XI веке оружейники научились ковать шлемы из металлического листа" Из листа металла! Где они его взяли в своём одиннадцатом веке???
      1. +14
        13 июля 2016
        Где, где, выковали, откуда же еще? И вручную можно лист выковать если не знали, без прокатного стана, например анатомичные кирасы спартанских гоплитов, прокатных станов не было, а полноценные кирасы из двух листов металла были.
        1. +2
          13 июля 2016
          Цитата: cth;fyn
          без прокатного стана, например анатомичные кирасы спартанских гоплитов, прокатных станов не было, а полноценные кирасы из двух листов металла были.


          Вот вообще неочевидная вещь.
          Вы подменяете причину и следствие. Дедукцию и индукцию.
          Нет станов - нет прокатного металла - нет кирас.
          Есть кирасы - есть прокатный металл - есть прокатный стан.
          1. +7
            13 июля 2016
            Просто я показал что и без него возможно изготовление больших пластин, на примере. Бронза не сталь, но лорика сегментата тоже делалась без прокатного стана, а она то уж точно из стали. Да и как игнорировать средневековые доспехи из больших пластин, которые появились до прокатного стана? Мы просто не можем их игнорировать, а если стана не было то их, пластины, производили ковкой, ну или с помощю инопланетных технологий как на РенТВ ;-)
      2. +1
        13 июля 2016
        Статья про историю доспеха а не историю металлургии
        1. +1
          13 июля 2016
          Цитата: Kenneth
          Статья про историю доспеха а не историю металлургии


          Ну и очень зря. Давно бьюсь за то, чтобы знания давались в комплексе, взаимосвязанно.
          Например, зря разделили физику с химией и их историю. Зря раздели общую историю и историю экономики - понятно были бы причины ненависти бриттов к РИ в свете экспорта продовольствия.

          Ну и совсем зря историю металлургию преподают в курсе физике в течение двух уроков.
          Обзывайте меня кем угодно - хоть фоменкоидом, хоть еще кем (хотя убеждения Фоменко я не разделяю), но выковывать железные прямоугольные листы для кузнеца не удобно!!! Это удобно для логистики - транспортировки и складирования. А значит, были уже технологические связи и конкуренция производителей железа.
          Но какая конкуренция, если было только кричное железо до начала 19 века???!!
          Кричного железа вы получите кусок, из которого можно выковать нож, или топорик, или часть доспеха - максимум! Потому и были дороги доспехи - железо хрен где найдешь, найдешь - не каждый переплавит, а переплавленное - не каждый выкует. Напомню, что в Европе кузнец считался подручным Сатаны, и не убивали его только из-за того что без него некому плуг и борону выковать. С мельником похожая история, кстати.

          А уж про штамповку в 12 в - это вообще ни в какие ворота. Поинтересуйтесь у нумизматов - когда монету начали штамповать? Не чеканить, а именно штамповать? А уж монета-то более ценна, нежели железки.

          Кстати, в кузнечных кругах давно уже выявлен "феномен исчезновения наковален" - нет наковальни старше трех веков. Нигде. Поэтому и возник вопрос - а был ли мальчик? Наковальня служит около 5 лет. Вот залежи должны оставаться, верно?
          А из чего из ковать-то? Из кричного железа рельс не выкуешь.

          Так что если спросят меня про доспех гоплита, то я склоняюсь к мысли что он был изготовлен одновременно с доспехом Максимиллиана. Когда именно - это уже сами решайте, у вас у каждого своя хронология.
          Но история античной Греции по технологиям во многом совпадает с Реннесансом. И по сексуальной распущенности. И по развитию флота. И фалангиты на швейцарскую пехоту смахивают.
          1. +6
            13 июля 2016
            После вашего заявления что до начала 19 века было только кричное железо вас можно смело называть фантастом а ваш прочий текст не рассматривать.
            1. -1
              15 июля 2016
              Предлагаю всё-таки ознакомиться, на веру ничего не принимайте, проверяйте факты.
        2. -1
          15 июля 2016
          К сожалению историю пишут историки, а историю какой-то отдельно взятой отрасли пишут инженеры. Историки неграмотны, поэтому им всё равно из чего сделана вот эта железная шапка - из чёрной стали или меди и по какой технологии.
      3. +2
        13 июля 2016
        Ну и куда же деваться от знающих людей, которые скажут, что все им про историю врут. Ведь нас там не было, откуда нам знать..
        1. 0
          13 июля 2016
          Приглашаю в кузню.
          Дам выковать гвоздь.
          4х-гранный, т.к. круглый в сечении у вас не получится.
          Дам забрать с собою.
          Будете поглядывать на него и изредка предаваться радостям анализа.
          1. +6
            13 июля 2016
            Удивительно как человек умеющий запрячь лошадь и проехать на ней сто метров готов считать себя корифеем в истории коневодства, ветеринарии и тактике скифской кавалерии.
      4. +5
        13 июля 2016
        Киричное производство. Почти все первые заводы на Урале выделовали листы железа с помощью "кирицы" молота который приводило в движение вода из плотин.
        Ранее заготовку выбивали молотобойцы на наковальне. Наиболее древние изображения и фигурки относятся к 280 - 220 годам до нашей эры.
        А вы о IX веке, несеръезно.
  2. +2
    13 июля 2016
    Не хотелось бы такой "костюмчик" носить. А фотографии, как всегда, отличные.
    1. +4
      13 июля 2016
      Цитата: EvgNik

      Не хотелось бы такой "костюмчик" носить. А фотографии, как всегда, отличные.

      Тут из разряда захочешь жить - не так раскорячишься.
  3. +3
    13 июля 2016
    Вот в кинофильме 2005 года «Жанна д’Арк» режиссера Люка Бессона доспехи в основном такие, как и должны быть, и шлемы там носят на голове с подшлемниками...Поэтому фильм и смотрится.."Крестоносцы"..смотрел..но как-то фальшь какая-то чувствовалась,но фильм захватывающий..как и книги Х.Сенкевича..Спасибо,Вячеслав...ждем продолжения..
    1. 0
      13 июля 2016
      Я когда мальчишкой посмотрел, тут же сделал себе такой же шлем из папье-маше. И... лично убедился, что шея голая. Не понял тогда, что блеф...
  4. -1
    13 июля 2016
    Полированная гладкость необходима для соскальзывания при ударе, это очевидно. Не зависимо от того, стрела это ставшего уже притчей во языцах конного лучника, или пешего, или меча, копья и др.
    Если бы уважаемый автор подробнее ознакомился с технологией производства, многие вопросы отпали бы сами собой. Стоило бы помнить и о защите от коррозии, для этого необходимо было покрытие. С этой точки зрения содержание полированной до зеркального блеска стальной брони в полевых условиях становилось большой проблемой.
    1. +8
      13 июля 2016
      Цитата: Knizhnik
      Стоило бы помнить и о защите от коррозии, для этого необходимо было покрытие. С этой точки зрения содержание полированной до зеркального блеска стальной брони в полевых условиях становилось большой проблемой.


      Проблемой это может быть только для современных реконструкторов, где хозяин доспеха сам приводит его в надлежащую форму, но когда у тебя в подчинении десяток -другой "гномов", поддержание доспеха в сиянии и благоухании перестаёт быть проблемой ))), по поводу того, что с полированных доспехов удары лучше соскальзывают..... посмотрите на доспехи реконструкторов после бугурта , что полированные, что крашенные все доспехи во вмятинах.
      1. +1
        13 июля 2016
        Зачастую и не только доспехи, к стати.
      2. -2
        13 июля 2016
        Вмятин никак не избежать, как бы не было отполировано laughing
        А десятки гномов не то что простой латник, не каждый рыцарь мог себе позволить не то что в военном походе, но даже и у себя дома.
    2. +4
      13 июля 2016
      Цитата: Knizhnik
      С этой точки зрения содержание полированной до зеркального блеска стальной брони в полевых условиях становилось большой проблемой.


      Полировка как раз один из методов защиты от коррозии.
      1. -2
        13 июля 2016
        Конечно. Когда есть возможность. Но чтобы изделие имело какую-то первичную устойчивость, использовалось воронение, покрытие краской и др.
    3. +1
      13 июля 2016
      Я только тем и занимаюсь, что с 1995 года знакомлюсь с технологиями, металлографией, результатами анализов и прочей дрянью. Все, что об этом написали англоязычные историки и специалисты в области оружейного дела у меня есть.
    4. +2
      13 июля 2016
      К стати, полированная поверхность стального изделия гораздо лучше противостоит коррозии, чем не полированная.
      1. 0
        14 июля 2016
        ..а чем воронение хуже?..
        1. 0
          3 августа 2016
          Цитата: ver_
          ..а чем воронение хуже?..


          Стирается быстро....
          1. 0
            3 августа 2016
            Цитата: Svidetel 45
            Кстати, полированная поверхность стального изделия гораздо лучше противостоит коррозии, чем не полированная

            Цитата: ver_
            а чем воронение хуже?..

            Цитата: Комбриг
            Цитата: ver_
            ..а чем воронение хуже?..

            Стирается быстро...

            - а с чего начали, если посмотреть внимательно?
            - вот и получилось в итоге, что воронение стирается быстро. А полировка "стирается" медленно, оказываетсо laughing
            - если же вспомнить, что никто перед тем, как воронить, не мешает деталь отполировать - то вааще разрыв шаблона получается belay
  5. +7
    13 июля 2016
    Более всего что меня поражало и до сих пор не устаёт поражать в самой человеческой природе - это ж насколько высоких вершин мастерства может достигнуть профессионал, знающий и любящий своё дело, невзирая на примитивность доступных ему инструментов и материалов. Воистину, даже неважен век, в котором он живёт - и со времён каменного века археологи донесли до нас немало шедевров, повторить которые, оставаясь в рамках тех примитивных технологий попросту невозможно даже сейчас (и даже с помощью современных методов и технологий - весьма непросто).
    Воистину, терпение и труд всё перетрут.
    1. 0
      15 июля 2016
      ...стимул был . Как и скрипки Страдивари..
  6. 0
    13 июля 2016
    А есть первая картинка в большом разрешении? Хорошие бы обойки получились, но 800х500 не самое то для них
    1. 0
      13 июля 2016
      Увы, у меня нет. Только эта. И где взял, забыл отметить...
  7. +3
    13 июля 2016
    - А сколько зарабатывал бронник на наши деньги?
    - Доспехи графа Камберленд просто "hi tech" какой то... Если брать современные СИБЗ, аналогичные средневековым по уровню защищённости (учитывая применявшееся оружие) цена просто запредельная - не всякий БТР столько стоит... smile
    -
  8. +2
    13 июля 2016
    Отличная статья, крайне интересные фото, спасибо за труд.
  9. +1
    13 июля 2016
    Посмотрите на доспехи сарацинов, все таки грудь защищена броней а не кольчугой, кольчуга намного более легче пробивается из лука и уж совсем плохо держит колщие удары, поэтому и не были кольчуги столь популярны, а не потому что из лука стрелять было не модно. Да и материал для кольчуги более дешевый.
    1. +1
      13 июля 2016
      Причина большей популярности кольчуги на Востоке - использование более легкого оружия, в отличии от тяжелых прямых мечей на Западе, такого как сабли, и кольчуга более менее защищала от менее эффективного колющего удара и рубящего удара сабли.
  10. 0
    13 июля 2016
    “Белые доспехи” – это цельнопластинчатые доспехи из полированной стали, сверкавшие на солнце, и оттого-то издали казавшиеся “белыми”...

    После такого, автора как историка, затруднительно воспринимать серьёзно.
    1. +1
      13 июля 2016
      Эдж, Падок, Блэр не серьезные историки? Весело, Шпаковский на их основе писал материал и значит обвиняя Его в необъективности, Вы обвиняете и этих маститых историков с мировым именем.
      1. +1
        13 июля 2016
        Да, уж, Андрей! Вот так откроешь комментарии и даже не поймешь - разыгрывают тебя или всерьез пишут.
        "После такого, автора как историка, затруднительно воспринимать серьёзно". У меня процентов на 80 материала переводные, с бору по сосенки, как говорится. И везде написано именно так. Откройте в Гугле White armour и там тоже будет... Но тем не менее пишем, демонстрирует, так сказать, собственный ум и знания. И я не против, но чуть-чуть проверить прежде чем...
        1. +1
          14 июля 2016
          "так называемы белый доспех" не исторический термин.
          Есть пару упоминаний в полухудожственных произведений.

          "so called white armour" феномен усиленно продвигаемый в рунете.


          C удивительной настойчивостью множатся русскоязычные сайты с текстом из под копирки на статью Шпаковского.

          Возмущает сама попытка определить явление через фульгарно-буквалисткое восприятие.

          "Белый доспех — любой доспех белого цвета."
          Да, а "белое оружие" - любое оружие белого цвета.
  11. 0
    13 июля 2016
    Интересная статья, спасибо.
    В продолжение:
    Искажение истории Часть 1 Доспехи

    Искажение истории. Часть 1.1. Доспехи.
    1. 0
      13 июля 2016
      Сурово товарищ припечатал. Жаль что бред.
      1. 0
        13 июля 2016
        У меня что-то со звуком, не идет, потому прослушать не могу.
  12. +4
    13 июля 2016
    Очередной прекрасный материал уважаемого Вячеслава Олеговича ! Автору большое спасибо !
  13. +3
    13 июля 2016
    Что-то сомнительно, чтобы ткани на доспехах стали носить из за моды, нужна какая-то практичность. Возможно это стали делать в крестовых походах. Можно представить как прогреется голый металл под палящим солнцем. Кстати кольчуги чистили от ржавчины в бочках с песком, которые вращали воротом. Такой вот прообраз стиральной машины.)
    1. +1
      13 июля 2016
      Цитата: Денимакс
      Кстати кольчуги чистили от ржавчины в бочках с песком, которые вращали воротом. Такой вот прообраз стиральной машины.)

      Тут одни пример приводили что не только песком,пескоструй,а деревянными "кубиками ".
      в жизни и сейчас ,барабан с песком,на токарник к62,крепежи для кабеля с оптоволокном.От заусенцев таким способом избавлялись и готовили к гальванике.
  14. +1
    13 июля 2016
    Знакомый кузнец,сейчас в работе.Спрос пошел на рыцарские латы,да на первом этаже,да рядом с камином laughing От него слышал что китайцы этим то же занимаются.
    последняя работа его огромный письменный стол из 10-16 мм стали,отделан буком и дубом,это мои заготовки на ЧПУ резали,и зеленой кожей.Походу от нападающих прятаться. laughing Да же некоторые элементы декора кислотой протравливал,ржавость.
    Вот когда много денег.
    А видел что он до это го делал,обычные трубу,стальной профиль и тд,молотком отбъет видимость ковки создаст.
    Хотя мастер не плохой,лет десять назад одному ворота сделал,кованные-с элементом ковки.Так сосед его хотел что то похожее заказать.Заказчик сразу ,кузница,предупредил-не приятности будут а соседу что если что снесет эти ворота.
  15. -1
    13 июля 2016
    История.... блин....
  16. 0
    13 июля 2016
    про античные доспехи интересно тоже было бы узнать по подробней yes ..а за статью спасибо интересно
    1. +3
      13 июля 2016
      Была серия статей про Рим и этрусков. Про Грецию сейчас готовится. Через две недели пойдет серия из 2-3 статей.
  17. 0
    13 июля 2016
    "и вязать еще и кольчужные наголовья и бармицы."

    Помню эту нехватку инвентаря в фильмах. В первые кольчугу увидел в х/ф " На камнях растут деревья". А так все время были грубые вязанки из шерсти, которые внешней структурой напоминали кольчуги.

    "или «бундхугель» («собачий шлем»)". На дословный перевод непохоже. Тут может быть и бунд и бунт и хюгель и кугель. Четыре разных слова: союз, цветной, холм, шар. Только ничего связанного с собакой.)
    1. 0
      14 июля 2016
      Именно из-за ошибки в переводе этого слова и родился термин псы-рыцари. Маркс изначально имел ввиду "союз-рыцарей". Была даже революционная еврейская организация Бунд - "Союз" с которой сотрудничали большевики. Но... перевели как собака, вот так и родились псы-рыцари с ссылкой на самого Маркса!
  18. 0
    15 июля 2016
    Самое прикольное, что нет доспехов с повреждениями от ударов. Или это все парадные? В Эрмитаже в "рыцарском зале" выставлены доспехи, которые Николай 2 заказал у немецких оружейников для антуража. А где реальные, боевые? Даже на фото приведенных в статье доспехов похожи на новодел разного периода.
  19. 0
    9 августа 2016
    Автор, про щиты отдельно, если можно. Статья хорошая.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»