Прощание с «Пройдохой»

Проведенный 55 лет назад, 9 июля 1961 года воздушный парад в Тушине не уступал сталинским авиашоу. Советским гражданам и иностранцам, прежде всего дипломатам, военным атташе, была продемонстрирована почти вся крылатая техника, составлявшая тогда основу воздушной мощи СССР.

К этому времени Хрущев наговорил много лишнего об отмирании военной авиации в пользу ракетного оружия. И сам понимал, что переборщил. Поэтому главной целью парада было показать, что речи – это одно, а реалии – несколько другое, и Западу обольщаться не стоит. Хотя за хрущевскими словами последовали и действия – например, в СССР попросту уничтожили в одностороннем порядке множество легких реактивных бомбардировщиков Ил-28, которым было еще летать да летать. Однако эти машины уже считались устаревшими (при том, что некоторые из них – Ил-28А – являлись носителями тактических ядерных бомб РДС-4), а управляемые ракеты пришли и в авиацию.

Тому убедительным доказательством стали не только промчавшиеся в небе над Тушином сверхзвуковые истребители с ракетами «воздух-воздух», но и выступившие в новом качестве тяжелые турбовинтовые Ту-95. С подвешенными под фюзеляжами Х-20 класса «воздух-земля» они величаво, с надрывным гулом могучих двигателей прошли над трибунами. Зарубежные атташе только успевали щелкать затворами фотоаппаратов. Диктор, комментировавший парад, особо подчеркнул, что для поражения целей этим ракетоносцам нет необходимости входить в зону досягаемости средств ПВО противника. Это было не совсем так, тем не менее сверхзвуковая ракета Х-20, прозванная в НАТО «Кенгуру», «прыгала» на 600 километров, неся термоядерный заряд мегатонного диапазона мощности. Она являлась грозным оружием, а сам оснащенный ею бомбардировщик модификации Ту-95К представлял собой стратегическое средство советских ВВС, позволявшее наносить удары на межконтинентальную дальность.


Правда, в этом плане мы несколько уступали американцам: их тяжелый турбореактивный B-52 Stratofortress («Стратосферная крепость») нес не одну, а две или даже четыре сверхзвуковые крылатые ракеты Hound Dog («Гончая») c термоядерным зарядом W-28 мощностью до четырех мегатонн. Эти СКР одолевали расстояние в тысячу километров от точки пуска. Утешало то, что «Гончая» могла быть с достаточно высокой вероятностью сбита советскими ЗРК средней дальности вроде С-25, прикрывавшими Москву и оснащенными ракетами в ядерном снаряжении. Но упорные янки, дабы обеспечить прорыв B-52 и, соответственно, «Гончих» к цели, cнабдили B-52 еще и реактивными дронами Quail («Перепел»), игравшими роль ложных целей.

Как бы там ни было, тушинский парад 61-го показал, что отнюдь не все свои стратегические оборонные усилия Советский Союз сосредоточил на баллистических ракетах, авиация как средство доставки ядерного оружия тоже развивается.

Лебединая песня

Изюминкой парада, стали тем не менее, не туполевские бомбовозы (в том числе и новейшие сверхзвуковые Ту-22) и не одолевающие два числа Маха истребители Микояна и Сухого или дозвуковые реактивные боевые гидросамолеты Бериева. Наибольшее впечатление уже своим футуристическим видом произвел тяжелый дальний бомбардировщик конструкции Мясищева М-50. Когда он, сопровождаемый парой истребителей МиГ-21, появился в поле зрения, диктор объявил: «Внимание! Перед вами самолеты новейших конструкций». Разумеется, ни обозначения крылатых машин, ни фамилии руководителей опытно-конструкторских бюро не назывались. Тогда это было секретом, как и то, что создавшее сверхзвукового гиганта с треугольным крылом ОКБ-23 уже прекратило самостоятельное существование. Парадный полет 9 июля 1961 года стал для М-50 последним – лебединой песней. В серию он не пошел, хотя на самолете были внедрены многие ноу-хау (например, первая в нашей стране полностью автоматизированная комплексная система управления).

Прощание с «Пройдохой»


М-50 должен был дать путевку в жизнь своей усовершенствованной модификации М-52, а по инициативе Хрущева – еще и беспилотному стратегическому бомбардировщику М-51 (тяжелой крылатой ракете класса «земля-земля»), который нес бы вмонтированный в фюзеляж термоядерный боеприпас особо большой мощности. Но ничего этого не состоялось. Еще осенью 1960-го ОКБ-23 было передано в состав ОКБ-52 ракетчика Челомея, а самого Мясищева перевели на должность начальника ЦАГИ – разумеется, высокую, но после руководства самостоятельным ОКБ это выглядело как некая опала. А ведь в заделе у мясищевцев был целый ряд перспективных проектов, включая самолеты с ядерными силовыми установками. Более того, оказалось свернуто производство находившегося в серии мясищевского же дозвукового тяжелого турбореактивного бомбардировщика 3М («Три Эм») – соперника заокеанского B-52.

Гостайна в свежем номере

12 августа 1955-го Советом министров СССР было принято постановление, поставившее перед авиационными ОКБ-23 (главный конструктор – Мясищев) и ОКБ-156 (Туполев), а также двигательными ОКБ-165 (Люлька) и ОКБ-276 (Кузнецов) задачу разработки стратегических бомбардировщиков с ядерными силовыми установками. По удивительному совпадению в том же месяце свежий номер «Техники – молодежи» поведал отечественному читателю в самых общих чертах об атомном самолете будущего: «…смогут летать практически как угодно долго, месяцами не опускаясь на землю, совершая десятки беспосадочных кругосветных полетов со сверхзвуковой скоростью». Тем самым журнал прямо подчеркнул прежде всего военное назначение проекта, ведь гражданским машинам с пассажирами и грузом на борту нет необходимости долго летать без посадки.

Созданием авиационного ядерного реактора занимались коллективы атомщиков под руководством академиков Курчатова и Александрова. Замышлялось получить машину, которая, взлетев с территории нашей страны, могла бы наносить удары по объектам в любом районе земного шара.

Коллектив Мясищева сразу взялся за решение самой сложной задачи – создание атомных сверхскоростных тяжелых бомбардировщиков. Это были проекты «60», «60М» (атомный гидросамолет), «62» и «30». Их характеристики внушают уважение и сегодня. Так, для бомбардировщика «30» (его «сердцем» должен был стать ядерный реактор с литиевым теплоносителем) предусматривалась максимальная скорость 3600 километров в час, что выше, чем у современного истребителя-перехватчика МиГ-31.

Что касается сверхзвукового тяжелого бомбардировщика М-50 с классическими турбореактивными двигателями, то им ОКБ-23 занималось в соответствии с более ранним постановлением Совмина от 30 июля 1954 года.

Художества разведки

На Западе подозревали, что в СССР работают над проектами атомных самолетов. Возможно, туда просачивалась какая-то отрывочная информация. И 1 декабря 1958-го американский журнал Aviation Week («Авиационная неделя») сообщил о разработке в СССР стратегического бомбардировщика с ядерными двигателями, что вызвало заметный ажиотаж в США и, говорят, даже способствовало поддержанию уже начавшего понемногу угасать интереса к аналогичной штатовской программе ANP.

Этот журнал, связанный с военно-политическими кругами США, в том числе непосредственно в Пентагоне, именовался еще и Aviation Leak («Авиационная утечка») с намеком на подачу информации из закрытых инстанций. Но на сопровождавших статью рисунках редакционным художником был довольно точно изображен разрабатывавшийся в то время мясищевский бомбардировщик М-50, хотя и не проходивший по тематике ядерных силовых установок. Притом что проект держался в строжайшем секрете и первый полет М-50 совершил только в октябре 1959-го. А широкой публике был представлен как раз на воздушном параде в Тушине.

Каким образом визуальная информация о проекте М-50 попала в распоряжение Aviation Week, неизвестно. Есть основания предполагать, что ее «слила» в журнал американская военная разведка. Что касается атомных двигателей, то, видимо, редакция выступила с такой статьей, смешав более или менее соответствующие действительности сведения о М-50 и совершенно недостаточные данные о проектах советских самолетов на ядерной тяге. У бомбардировщика, разрабатывавшегося по атомной тематике, и М-50 были разные конфигурации.

Зачем американским спецслужбам или имеющим связи с ними правительственным и деловым кругам США потребовалось раскрыть находившиеся под грифом сведения о том, что их разведка добыла кое-какую информацию об М-50 еще на стадии проектирования? Здесь могут быть две версии. Не исключено, что обе верные. Во-первых, любая такая информация позволяла ставить, причем публично, вопрос о соответствующем ответе США на «вызов Советов», а это пухлый портфель заказов для военно-промышленного комплекса. Во-вторых, почему бы не предположить, что тем самым американская разведка преследовала цель парализовать работу ОКБ-23 разбирательствами из-за утечки секретной информации. Ведь в итоге советское правительство вскоре – менее чем через два года после той публикации – ликвидировало ОКБ-23. Вместе с этим были похоронены проекты не только М-50, М-51 и М-52, но и мясищевских тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками.

Кстати, в НАТО бомбардировщику М-50 на случай его запуска в серию присвоили кодовое название Bounder («Пройдоха»). Оно, вне сомнений, перекликается с названием созданного чуть раньше американского сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-58 Hustler («Шустрила»). Но если турбореактивный «Шустрила» в 1960-м поступил на вооружение ВВС США – таких машин выпустили более сотни, то наш М-50 удостоился всего лишь чести стать экспонатом авиационного музея в Монине. А проекты бомбардировщиков с ядерными двигателями и в СССР, и за океаном так и остались на бумаге, несмотря на опытные образцы с атомными реакторами на борту.
Автор: Константин Чуприн
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/31322


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. avg-mgn 9 июля 2016 07:00
    А ведь какой красавец. Уже сам вид будто говорит :
    "Я тебя достану!!!"
    1. Леков Л 9 июля 2016 14:39
      Стоял перед этим аппаратом еще пацаном в Монино сорок лет тому назад и сердце пело и голова кружилась.
      Это не самолет!
      Это что-то из Ефремова и ранних Стругацких!
      Это воплощение мечты Циолковского!
      Даже "сотка" и Буран приземленнее.
      "Шляпу снимаю!" (с) hi

      СЛАВА! Простите за заглавные буквы...

      С уважением!
  2. atos_kin 9 июля 2016 07:27
    Одно радует, что за народные деньги не построили Хрущёв-центр.
    1. костя андреев 9 июля 2016 08:17
      Не понял к чему Вы это написали. Если по поводу того,что перестали из-за ракет развивать авиацию? При всей своеобразности Никиты сергеевича, вынужден напомнить,что в советском журнале"крылья родины" было интервью с одним деятелем и им было сказано, что одновременно развивать и ракеты и самолеты, было очень дорого, и страна просто не потянула. Это было дорого даже для богатых США, там тоже произошло сокращение авиационных и военных програм
      1. Bad_gr 9 июля 2016 11:37
        Цитата: костя андреев
        ... им было сказано, что одновременно развивать и ракеты и самолеты, было очень дорого, и страна просто не потянула...

        Одно дело, сокращение расходов на разработки, другое дело - пустить под нож технику, которая могла ещё долгое время выполнять свои задачи. Порезали самолёты пушки, корабли. Резали в металлолом корабли, которые ещё на стапелях.
        Назвать это рациональным, язык не поворачивается.
        1. костя андреев 9 июля 2016 13:19
          А когда эта техника, выполняет поставленные задачи, она финансирования не требует, она не стареет, ее ненадо модернизировать? Военнослужащих которые ее обслуживают кормить одевать, учить не надо? Ваш ответ это просто уряканье, и как бы не относится к Хрущеву, он как руководитель государства исходил из реальных возможностей экономики и промышленности.
          Кстати наличие сегодня ракет мирового уровня, разного класса у Рф, можно объяснить тем что именно в те годы не стали распылять финансирование, а сконцентрировали его на ракетной отрасли! Результат мы видим!
          1. Simpsonian 9 июля 2016 14:07
            Проще в целях экономии партноменклатуру сократить, тогда это с хрущевым успели потом с "крапатым" на 20-27 лет позже - нет, результат мы видим.
          2. Bad_gr 9 июля 2016 15:05
            Цитата: костя андреев
            Кстати наличие сегодня ракет мирового уровня, разного класса у Рф, можно объяснить тем что именно в те годы не стали распылять финансирование, а сконцентрировали его на ракетной отрасли! Результат мы видим!

            Ну да, вбухать деньги в одном направлении и похерить все остальные - это по умному. А потом за приличную валюту, закупать на западе технологии, что бы наверстать отставания там, где их не было.
          3. Альф 9 июля 2016 16:09
            Цитата: костя андреев
            А когда эта техника, выполняет поставленные задачи, она финансирования не требует, она не стареет, ее ненадо модернизировать?

            Если танк или самолет стоит на консервации, то расходы на него минимальны. Но самолет или танк есть. Его в любой момент с консервации можно снять и бросить в бой, а можно просто продать кому-нибудь и этого "кого-нибудь" потом долго-долго "доить" платой за запчасти, боезапас, обучение, ремонт.
            1. костя андреев 9 июля 2016 23:44
              ну про минимальность расходов это относительно. когда техника стоит на консервации то она устаревает. и когда её пустить в бой то она будет устаревшей. а что бы она не была устаревшей её надо модернизировать и обучать на нее экипажи.
              продать то можно. но кто купит устаревшую отсталую, пускай и дешевую технику, котору будет уничтожать более современная. правильно страны третьего мира, и денег у них нет, и будут они бананами расчитываться или в долг брать а мы потом прощать.
      2. ЦУС-ВВС 9 июля 2016 13:47
        я так понимаю это написано на злобу дня. сейчас модно всякие бизнес центры строить,или типо ельцин-центра
  3. knn54 9 июля 2016 09:10
    МБР намного более простые и надежные средства доставки ядерных зарядов в любой район планеты.
    А проект создания атомного противолодочного самолета на базе Ан-22 «Антей» весьма интересен-.АПЛ противника он способен был бы настигать в любой точке Мирового океана.
    -А проекты бомбардировщиков с ядерными двигателями ... за океаном.
    Самолет, названный NB-36H Crusader («Крестоносец»), тоже поднялся в небо и выполнил 47 исследовательских полетов. Но 28 марта 1961 года программа была прервана президентом Кеннеди. В официальном письме правительства США по этому поводу было сказано: «…Более 15 лет и 1 млрд долларов потрачено на попытку создания самолета с ядерной силовой установкой. Но возможность применения такого самолета в ВВС в обозримом будущем представляется весьма неясно».
    1. spech 9 июля 2016 12:10
      «…Более 15 лет и 1 млрд долларов потрачено на попытку создания самолета с ядерной силовой установкой. Но возможность применения такого самолета в ВВС в обозримом будущем представляется весьма неясно».

      И где тот Кеннеди, кто про ф-35 такое скажет ?
      1. костя андреев 9 июля 2016 13:27
        Достали уже про молнию, сплетни всяких экспертов которые пилон от г,а.н.дона не отличает (типа паши танкиста) повторять .
        Я не слышал,что бы кто то из наших летчиков и конструкторов его критиковал и смеЛсяьнад ним. Вследствии этого думается мне что 35, та еще штучка, у которой детские болезни.
  4. Верден 9 июля 2016 11:05
    Очень обидно, что из-за подковёрной борьбы и карьерных интриг ОКБ Мясищева прекратило своё существование. М-50 был прекрасной машиной, которой до серийного воплощения оставалось всего ничего...
  5. rubin6286 9 июля 2016 12:14
    Мне посчастливилось ребенком быть на воздушном параде 1961 года. Больше я ничего подобного не видел ни по количеству задействованных летательных аппаратов, ни по мастерству пилотов, ни по организации самого праздника.

    Групповой и индивидуальный пилотаж на истребителях МиГ-17 и МиГ-19 по уровню сложности значительно превосходил то, что сегодня показывают «Стрижи» и «Русские витязи», летчики ДОСААФ на Як-18 «написали» в небе слова «Ленин» и «партия», новые реактивные спортивно-пилотажные Як-30 и Як-32 удивляли лихостью и мастерством, проносились строем перехватчики Як-25, Як-28,Ту-28 с ракетами Р-40, высотные Т-3, истребители МиГ-21, истребители-бомбардировщики Су-7, бомбардировщики-ракетоносцы Ту-16 с красными ракетами под плоскостями, вертолеты Ми-6 и Як-24 высаживали на летное поле десант и тяжелую боевую технику, в т.ч. и ракеты, шли ровным строем стратегические Ту-95,новый реактивный дальний сверхзвуковой бомбардировщик М-50 в сопровождении пары МиГов – все это вызывало восторг и гордость соотечественников, изумление и зависть иностранных атташе и корреспондентов.
    Что касается ядерного двигателя на М-50 и иных подобных конструкций, то от этой затеи вовремя отказались. Технически идея могла быть реализована, вот только не знали как быть, если такой самолет « упадет или сломается». Понимали, что может случиться ядерная катастрофа или авария с непредсказуемыми последствиями. М-50 не был принят на вооружение, главным образом, потому, что как и американские Б-58 и ХБ-70, был уязвим от появившихся тогда зенитных ракет.
    1. Верден 9 июля 2016 13:19
      Цитата: rubin6286
      М-50 не был принят на вооружение, главным образом, потому, что как и американские Б-58 и ХБ-70, был уязвим от появившихся тогда зенитных ракет.

      Есть мнение, что просто имело место негласное соглашения между Кеннеди и Хрущёвым, по которому американцы останавливали работы по В-58 и ХВ-70, а СССР - по М-50 и Т-4. Зенитных ракет, способных перехватывать цели со скоростью 3М в то время ещё не существовало.
      1. rubin6286 9 июля 2016 16:57
        Уже первые советские зенитные ракеты были способны поражать воздушные цели, летящие со скоростью 3200 км/час на высоте 20-25 тыс.метров.
        1. Верден 9 июля 2016 17:33
          Цитата: rubin6286
          летящие со скоростью 3200 км/час на высоте 20-25 тыс.метров.

          Увы, не всё так радужно. Для того, чтобы ракета комплекса, скажем С-25 поразила такую цель, необходимо, чтобы цель находилась в пределах её досягаемости довольно длительное время. Добавьте к этому время на обнаружение цели радарами, подтверждения и обработки полученной информации (тогда всё это делалось вручную)... А Валькирия, с её 3М, это не U-2, пусть и высотный, но медленный. Возможность поражать цели, движущиееся со скоростью в 3700 км/ч у комплекса С-25 появилась только в 1969 году. И это при дальности в 43,7 км. А до этого - 2000 км/час. Прикнньте, за сколько времени пролетает 40 км самолёт, движущийся со скоростью 3М. Да и точность наведения первых ракет оставляла желать лучшего...
        2. aba 1 октября 2016 11:16
          Уже первые советские зенитные ракеты были способны поражать воздушные цели, летящие со скоростью 3200 км/час на высоте 20-25 тыс.метров.

          Тогда бы U-2 не летал бы безнаказанно над воздушными просторами СССР до 1 мая 1960 года.
          aba
  6. Zulu_S 9 июля 2016 13:23
    Закрытие ОКБ Мясищева, несомненно, огромная потеря для страны. Монополия Туполева в этой области дороже, чем финансирование ОКБ смежного профиля. Пример - конкуренция МИГ и Су.
  7. костя андреев 9 июля 2016 17:52
    Дорогие минусаторы, я вам привел мнение человека который давал интервью в советский период. То есть за слова отвечал, в отличии от современных болтунов экспердов.И это было напечатано в журнале КР, реч шла отом почему не пошла в серию сотка,(т 4).
    И про поводу минуса в заметке про 35, я надеюсь у человека который поставил есть доступ к результатам ипытательных полетов этого самолета, и он не использует сплетни проплаченных контразведкой СМИ и Экспердов. Ну или хотя бы мнение наших конструкторов или летчиков.
  8. kirpich 9 июля 2016 20:08
    Зачем американским спецслужбам или имеющим связи с ними правительственным и деловым кругам США потребовалось раскрыть находившиеся под грифом сведения о том, что их разведка добыла кое-какую информацию об М-50 еще на стадии проектирования? Здесь могут быть две версии. Не исключено, что обе верные. Во-первых, любая такая информация позволяла ставить, причем публично, вопрос о соответствующем ответе США на «вызов Советов», а это пухлый портфель заказов для военно-промышленного комплекса. Во-вторых, почему бы не предположить, что тем самым американская разведка преследовала цель парализовать работу ОКБ-23 разбирательствами из-за утечки секретной информации. Ведь в итоге советское правительство вскоре – менее чем через два года после той публикации – ликвидировало ОКБ-23. Вместе с этим были похоронены проекты не только М-50, М-51 и М-52, но и мясищевских тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками.



    Ну разорили мы их на энное количество денег. Ну и они нас разоряли...
    Всемирная история... wink
  9. Старый26 9 июля 2016 21:29
    Цитата: Верден
    Есть мнение, что просто имело место негласное соглашения между Кеннеди и Хрущёвым, по которому американцы останавливали работы по В-58 и ХВ-70, а СССР - по М-50 и Т-4. Зенитных ракет, способных перехватывать цели со скоростью 3М в то время ещё не существовало.

    Не бело никакого соглашения.
    1. В-58 выпускался в серии (какая уж тут остановка разработки) до 1962. Было выпущено 116 машин
    2. Программа ХВ-70 была переклассифицирована из программы бомбардировщика в программу экспериментального самолета. Бомбардировочная программа В-70А была отменена в 1959 году. По критерию "стоимость-эффективность" "Валькирия" была слишком... Тем более топливо - пентоборан, хоть и было более калорийным, чем углеводородное топливо, в эксплуатации было сложным из-за своей ядовитости.
    Зенитные ракеты с такими скоростями уже существовали. Пусть и не в серийном варианте. Это "Даль" Лавочкина, которая если бы не смерть Лавочкина была бы доведена. Скорее всего вера в то, что пилотируемая авиация, тем более бомбардировочная скоро отомрет из-за стремительного развития зенитных ракет и привело к такому результату

    Программа М-50 была закрыта в 1961, а Т-4 начали испытывать в начале 70-х
  10. MyKL 9 июля 2016 21:44
    Эх, такой проект - "самолет мечты" - загубили! А ведь там были усилия и моих учителей! Больно.
  11. Dekabrev 10 июля 2016 22:32
    То, что бомбардировочная авиация не самое лучшее средство доставки ядерного оружия - это ясно. Но в хрущевские времена уничтожали авиацию без разбору. У меня дядька был истребителем, тем не менее в авиации остался только благодаря знанию немецкого языка, в качестве переводчика. Из летунов вылетел, извиняюсь за каламбур. На счёт того как сбивались цели со скоростями 3 маха. Вспомните, сколько было сбито израильскими ЗРК МиГ-25. Кажется нисколько. Хотя почти попадали. Вообще возможности зенитных ракет принято сильно преувеличивать. Никакие ЗРК даже сегодня не способны полностью прикрыть побережье Северного ледовитого. Поэтому и существовали в СССР тяжёлые истребители. Да и вообще, граница у СССР была неимоверной протяженности и почти по всей протяженности была возможность атаки ВВС НАТО.
  12. Dekabrev 10 июля 2016 22:51
    Кстати, здесь была замечательная серия статей о фолклендской войне. Там очень красиво описана эффективность ЗРК. А это ведь далеко не 60-е и самолёты не мимо на большом удалении пролетали, а непосредственно на эти самые ЗРК. Конечно, с тех пор эффективность ЗРК многократно выросла. Или нет? А средства РЭБ и другие средства противодействия ЗРК совершенно не изменились?
  13. Посторонним В. 14 июля 2016 10:52
    Об этом параде снят очень любопытный фильм:

    http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/23445/episode_id/358026/
  14. Посторонним В. 14 июля 2016 11:27
    Пардон, ссылка неверна. Вот правильная:

    http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/23445/episode_id/473096/video_id/473096/
  15. Авиатор_ 23 июля 2016 21:24
    Мясищевский М-50 не пошёл в серию из-за недоведённых двигателей (на сверхзвук он никогда из-за этого не выходил). В серию пошёл очный Ту-22, который потом дорабатывали в течение 15 лет, затратив уйму денег, уж такой вот Андрей Николаевич Туполев пробивной был. А Самолёт с атомным двигателем никогда для сверхзвукового полёта и не проектировался, в этом автор заблуждается. Делался проект переделки Ту-95 с жидкометаллическим реактором, но невозможности надёжной защиты от радиации поставила крест на подобных проектах как у нас, так и у америкосов. Опять же, жидкометаллические реакторы показали сложности их эксплуатации на подводных лодках, теперь о них уже и не вспоминают.
  16. тезей 7 декабря 2016 13:40
    Цитата: Верден
    Очень обидно, что из-за подковёрной борьбы и карьерных интриг ОКБ Мясищева прекратило своё существование. М-50 был прекрасной машиной, которой до серийного воплощения оставалось всего ничего...

    Как бы не так. Насколько М-50 была прекрасной машиной сказать невозможно. Серии не было,как и опыта эксплуатации. Посему это утверждение не более чем риторика. Теперь с чего вы взяли,что до сериного производства М-50 оставалось всего ничего . Двигатели для самолета не были готовы. Для окончания ипытаний и запуска в серию новых двигателей предпологалось еще не менее пяти лет. Кроме того не было готово БРЭО. Многие системы требовали серьезной даводки. Показанный на параде М-50 ,на тот момент, к производству не был готов. А Ту-22 уже практически мог производиться серийно. Вот и ответ на вопрос.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня