Артиллерийские крейсеры типа «Свердлов»: последние в русском флоте

82
Артиллерийские крейсеры типа «Свердлов»: последние в русском флоте

Крейсер «Свердлов» на коронационных торжествах на Спитхэдском рейде, июнь 1953 года.

5 июля 1950 года на воду спустили головной корабль серии, ставшей основой надводных сил ВМФ на два десятка лет

Великую Отечественную войну СССР встретил, имея один из самых крупных флотов в мире: 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. Но за четыре военных года советский ВМФ понес существенные потери и потому к концу 1940-х был намного слабее, с трудом обеспечивая безопасность страны на морских рубежах. Тем временем бывшие союзники СССР стремительно превращались в его противников в холодной войне, и прежде всего США, имевшие самый мощный на тот момент военный флот. Чтобы компенсировать отставание в этой области, в 1950 году была принята первая послевоенная программа военного судостроения Советского Союза, в рамках которой началось строительство крупнейшей серии отечественных крейсеров — проект 68 бис «Свердлов». Свое название он получил по имени головного крейсера серии, который спустили на воду 5 июля 1950 года.

Хотя программа строительства флота, в рамках которой велось строительство крейсеров типа 68 бис, принималась в 1950 году, тактико-техническое задание на разработку проекта выдали тремя годами ранее. А в целом история создания крейсеров — точнее, поначалу они назывались легкими крейсерами, хотя в итоге стали самыми крупными кораблями крейсерского класса в советском ВМФ — проекта 68 началась еще в конце 1930-х. Их фактическими предшественниками были легкие крейсера типа «Чапаев», первый из которых заложили еще в августе 1939 года. Всего до начала войны успели заложить и спустить на воду пять кораблей этого проекта, но достраивались они уже в послевоенные годы: все пять вступили в строй в 1950-м.

Именно этот проект и взяли за основу корабелы, начиная работу над новыми, послевоенными артиллерийскими крейсерами для советского ВМФ. Фактически это были последние в СССР корабли такого класса и ранга, поскольку условия холодной войны требовали совсем другого, океанского флота и совсем другого вооружения — ядерного и ракетного. Но в условиях послевоенного восстановления страны и спешной разработки того самого нового флота и новых систем вооружения требовалось спешно вооружить военных моряков хотя бы средствами обороны — а уже потом усиливать наступательными вооружениями. Именно такими «оборонительными» кораблями и стали крейсера проекта «Свердлов».

Впрочем, спешка и некоторая «устарелость» проекта не помешали крейсерам типа «Свердлов» стать первыми в истории отечественного крейсеростроения военными кораблями, получившими цельносварной корпус. Создателям кораблей удалось разработать и ввести в практику систему сварки толстых и крупногабаритных листов броневой низколегированной стали — и за счет этого сроки постройки одного крейсера сократились вдвое по сравнению с постройкой методом клепки корпуса. А разработать новую методику удалось, используя опыт как немецких корабелов, хорошо освоивших сварку брони, так и… советского танкостроения, где подобные технологии за годы войны отработали на отлично на десятках тысяч Т-34 и других машин.

Поскольку советскому ВМФ конца 1940-х — начала 1950-х требовалось большое число новых кораблей, а технология постройки крейсеров проекта 68 бис позволяла выпускать их достаточно быстро, в планы заложили постройку серии из 25 единиц. Но в итоге построены были только четырнадцать — шесть в Ленинграде (на трех заводах: Балтийском имени Орджоникидзе, имени Андре Марти и заводе «Судомех»), три в Николаеве и два в Молотовске (позднее переименованном в Северодвинск). Корабли получили имена знаменитых флотоводцев, военачальников, политических деятелей СССР и городов: «Адмирал Сенявин», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов», «Александр Суворов», «Александр Невский», «Дмитрий Пожарский» и «Михаил Кутузов», «Свердлов», «Жданов», «Орджоникидзе» и «Дзержинский», а также «Молотовск» и «Мурманск». Еще 11 крейсеров были заложены, но не достроены, поскольку руководство страны пришло к выводу, что флоту нужны другие корабли. Пять из них успели спустить на воду, еще четыре — только заложить, а заказы еще на два попросту отменили.


Крейсер «Орджоникидзе», 1960 год

Несмотря на то что проект 68 бис во многом был еще довоенным, а строились крейсера в условиях более чем непростых, они получились крепкими боевыми кораблями, которые прослужили в Военно-морском флоте СССР достаточно долго. Самая короткая служба выпала на долю крейсеров «Орджоникидзе» и «Адмирал Нахимов» — они числились в списках кораблей по 11 лет. В среднем же крейсера проекта 68 бис прослужили по три с лишним десятка лет, что неудивительно. После того как военный флот вынужден был списать самые крупные корабли, сохранившиеся в его составе еще со времен Первой мировой войны — линкоры типа «Севастополь», именно крейсера типа «Свердлов» заняли их место. Хотя, конечно, они уступали линкорам по своим боевым возможностям: вооружение этих кораблей состояло из двенадцати 152-мм орудий в четырех башнях и двенадцати 100-мм орудий в шести двухорудийных спаренных установках. Кроме того, на их борту располагались шестнадцать сдвоенных 37-мм артиллерийских установок, предназначенных для противовоздушной обороны кораблей: военные и корабелы в полной мере учли опыт недавно закончившейся войны.

Первоначально все крейсера проекта «Свердлов» распределялись по трем флотам: Балтийскому, Северному и Черноморскому, в соответствии с местом постройки. Но в итоге четыре корабля — «Адмирал Лазарев», «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин» и «Александр Суворов» — оказались на Тихоокеанском флоте, где и служили до конца 1980-х. А самая долгая судьба выпала на долю черноморского крейсера «Михаил Кутузов». В отличие от всех остальных своих собратьев, он после окончания боевой службы не был продан за рубеж, его не пустили на иголки и не оставили гнить в чужих водах (как не дошедший до покупателей «Мурманск»). Списанный последним, в августе 1998 года, два года спустя он встал на вечную стоянку в Новороссийске, превратившись в корабль-музей.

В истории боевой службы крейсеров типа «Свердлов» было множество заметных событий. Они наносили международные визиты, в том числе в честь коронации королевы Великобритании Елизаветы II («Свердлов»), выходили в дальние рейды в район экватора, следя за американскими авианосцами, участвовали в программах испытаний корабельных крылатых ракет, помогали египетскому флоту во время арабо-израильских конфликтов, спасали рыбаков и пострадавших от землетрясений, оказывали помощь советским атомным субмаринам, потерпевшим аварии… На два десятилетия именно эти крейсеры стали настоящим символом возрождающегося советского ВМФ — и ядром его надводных сил, пока им на смену не пришли более современные, быстроходные и лучше вооруженные корабли. Но свою роль в истории отечественного военного флота крейсеры типа «Свердлов» сыграли, и весомую. Именно им выпала честь доказать всему миру, что русский флот перенес все тяготы только что закончившейся войны и готов в любую минуту отразить любое нападение. То есть дать стране и ее морякам и корабелам время и возможности спроектировать и построить те самые новинки, которые и вытеснили крейсеры проекта 68 бис из боевого строя флота.
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    9 июля 2016 06:05
    Как раз над крейсером "Свердлов" шевствовал Алтайский край.Помню в нашей школе была встреча с моряками крейсера-нашими земляками.Как горели глаза у мальчишек от впечатлений от рассказов моряков. Вот это было патриотическое воспитание!!!
    1. +3
      9 июля 2016 13:10
      Цитата: andrewkor
      Как раз над крейсером "Свердлов" шевствовал Алтайский край.Помню в нашей школе была встреча с моряками крейсера-нашими земляками.Как горели глаза у мальчишек от впечатлений от рассказов моряков. Вот это было патриотическое воспитание!!!

      Крейсеры хорошие, только вот название "свердлов" надо было бы сменить.
      Какое патриотическое воспитание по этой одиозной личности у которой руки в крови по самую шею. (Директива о поголовном уничтожении казачества с детьми женщинами и стариками)
      Жду от сионофашистов тучи минусов
      1. +5
        9 июля 2016 19:06
        Антисемитизм выедает разум почище зомби. Коммунист интернационалист Свердлов был одинаково противен как сионистам так и фашистам. Так что от сионофашистов вы можете получить только плюсы.
      2. +3
        9 июля 2016 22:19
        Цитата: sherp2015
        Крейсеры хорошие, только вот название "свердлов" надо было бы сменить.
        Какое патриотическое воспитание по этой одиозной личности у которой руки в крови по самую шею. (Директива о поголовном уничтожении казачества с детьми женщинами и стариками)
        Жду от сионофашистов тучи минусов

        Идите лесом , товарищ. После развала Союза чего только не наслушался от либеральных историков. Я НЕ ДОВЕРЯЮ вашим источникам. Перемена запятой во фразе бывает меняет смысл.А что творят с моей историей господа с Эхамасквы, так я в бешенстве бываю. А о истреблении.. Так всегда все кого нибудь истребляют. Только не поголовно.Иначе бы уже на земле никого бы не осталось. Сталин так"миллионы" в Гулаге "загубил".Что же при нем столько народу рождалось? Если так "все плохо было"?
        И во второй ветке подряд ловлю людей на флуде.Если есть мнение о вашем вбросе - в личку, или статью. А так - возвращайтесь к обсуждению кораблей.
        1. +1
          9 июля 2016 23:03
          Цитата: Manul
          .А что творят с моей историей господа с Эхамасквы, так я в бешенстве бываю.

          Так не слушайте. А то "православные активисты", чтобы оскорбиться, специально на выставки ходят. Не будете слушать - не будете в бешенстве. Я вот ни Дм. Киселёва, ни Соловьева не слушаю - ибо "продажные женщины" (это чтобы запрет обойти) - и не бываю от них в бешенстве.
          И история не может быть Вашей - она наша общая.
          1. -1
            9 июля 2016 23:43
            Цитата: alex86
            Так не слушайте. А то "православные активисты", чтобы оскорбиться, специально на выставки ходят. Не будете слушать - не будете в бешенстве. Я вот ни Дм. Киселёва, ни Соловьева не слушаю - ибо "продажные женщины" (это чтобы запрет обойти) - и не бываю от них в бешенстве.
            И история не может быть Вашей - она наша общая.

            И чем это ВАМ Соловьев не угодил. Обиделись, что я ваш рупор "правды" не правильно выговорил? Адрес высказал выше. Пожелание по теме там же.
            1. +1
              10 июля 2016 08:44
              Мне Соловьев не угодил заказной направленностью на конфронтацию и "подмахивание" власти (что, собственно, одно и то же) во всех низменных провокациях "агрессивно-послушного большинства" (помните такой термин?) с промытыми телевидением мозгами на крики типа:"пятая колонна", "либерасты", "обама", "крымнаш".
              Обижаться на неумноё ёрничанье нет смысла: манера вести дискуссию - неотъемлемое свойство каждого участника, каждый выражается в меру своей воспитанности и степени уважения права собеседника иметь своё мнение.
              И ещё раз - здесь очень часто встречаются ненавистники "Эха Москвы", которые, тем не менее, активно его слушают (и поднимают рейтинг). "Вы или трусы оденьте, или крестик снимите" (С)
              1. 0
                11 июля 2016 18:59
                Судя по минусам, злимся, но сказать нечего...
                1. 0
                  28 сентября 2016 22:37
                  Действительно словоблуд. Где же Вы минуса то увидели?
        2. -1
          12 июля 2016 17:38
          Цитата: Manul
          Идите лесом , товарищ. После развала Союза чего только не наслушался от либеральных историков. Я НЕ ДОВЕРЯЮ вашим источникам. Перемена запятой во фразе бывает меняет смысл.А что творят с моей историей господа с Эхамасквы, так я в бешенстве бываю. А о истреблении.. Так всегда все кого нибудь истребляют. Только не поголовно.Иначе бы уже на земле никого бы не осталось. Сталин так"миллионы" в Гулаге "загубил".Что же при нем столько народу рождалось? Если так "все плохо было"?

          Не передергивайте Илья Иосифович по кличке Манул. Наверно Мануил
          Речь идет о подонке и Палаче Свердлове, чтоб он был проклят со своими потомками!
          Про Сталина от меня вы ничего плохого услышать не дождетесь.
          Сталин спас российский народ от истребления вами
      3. 0
        4 октября 2016 08:53
        Не бреши. Это либеральные сказки.
        А вообще, двуличное казачество сначала подписало нейтралитет с большевистской властью, а потом стало воевать на стороне бывших эксплуататоров. Паразитировать на крестьянах оказалось для казачества приятнее.
        1. +2
          4 октября 2016 12:27
          Цитата: Братков Олег
          Не бреши. Это либеральные сказки.
          А вообще, двуличное казачество сначала подписало нейтралитет с большевистской властью, а потом стало воевать на стороне бывших эксплуататоров. Паразитировать на крестьянах оказалось для казачества приятнее.


          Да с чего бы казачество "паразитировало" на крестьянстве?
          У меня корни из смоленских крестьян и уральских казаков - все середняки, все работали на себя и неплохо жили - батраков не нанимали, сами вкалывали от зари до зари, пока советская власть не отняла землю (которую обещала дать!) и пошли все по миру - казаки подались в города - Магнитку строили, а смоленские в нищету, в колхозе за "палочки" трудодни горбатится.

          Кстати в 70-х годах был я в этом колхозе не смоленщине, от райцентра (Хиславичи) по дороге 30 км на автобусе, и еще 12 км пехом по бездорожью.
          Колхоз как колхоз, бедность и нищета - у людей не было даже масла! Покупали маргарин, мазали на хлеб и посыпали сахаром - это был деликатес! Кормились с огородов, картошка да хлеб, что засолят с огорода - то и ели зимой. В магазине - хлеб, соль, спички, иногда маргарин. Зато самогона было море - без него просто не выдержал бы народ такого существования.

          Кстати сейчас остались только развалины, поросшие бурьяном да несколько домов, где остались старики "доживать" - разбежался народ от такой "счастливой жизни", предписанной коммунистами.

          Так что ваши "байки" про счастливое прошлое - это ваши личные впечатления. Большинство жило очень бедно и "советская власть" держалась исключительно на страхе и принуждении.
      4. 0
        27 декабря 2016 11:50
        Как всегда, от хрустобулочников много криков о кровавости большевиков.

        Но когда доходит до фактов, до предъявления реальных подтверждений мифическим злодействам, до сравнения мифических красных злодейств с реальными делами палачей Колчака, Деникина, Врангеля - тут же либо сразу удирание в кусты впереди собственного визга, либо визг и истерика перед удиранием в кусты laughing
  2. +8
    9 июля 2016 06:08
    К сожалению видеть воочию крейсера этого проекта не довелось. Но на ноябрьском Параде 1972 года на Неве стоял крейсер предыдущего проекта 68-К "Желязников". Впечатлял. Когда на "речном трамвайчике" обходили корабли и лодки, стоящие на Неве, то эсминцы и тральщики по сравнению с этой громадиной выглядели просто крохами.
    1. +3
      9 июля 2016 07:54
      Съезди в Новороссийск и посмотри на «Михаил Кутузов»....
  3. +6
    9 июля 2016 06:45
    Цитата: Старый26
    К сожалению видеть воочию крейсера этого проекта не довелось

    Приезжайте в Новороссийск.
    Стоит в порту ( Михаил Кутузов) и экскурсии по нему есть.
    МУЗЕЙ однако!!!
    КрасавЕЦ!!!!
    1. +1
      27 декабря 2016 10:51
      Хорошо хоть догодались из него музей сделать, а то все на металл пускают.
      Вообще, было бы хорошо организовать на каждом флоте музей из старых боевых кораблей.
      Кронштадт, Мурманск, Севастополь (хотя тут надо смотреть, где место будет), Владивосток.
      Ставить на вечную стоянку по одному кораблю из серии. Вот это будет просто здорово. И мальчишкам (и не только) будет на чем расти.
      Вот сейчас на ЧФ списывают корабль после пожара главной турбины. Почему бы его не поставить в музей (ведь для музея главный двигатель особо не нужен).
  4. +7
    9 июля 2016 07:55
    У меня папа служил на Балтфлоте башенным комендором вертикальной наводки ГК крейсера "Адмирал Лазарев",два года в 1955 и 56 году брали переходящий приз Главкома ВМФ на артиллерийских стрельбах.Буду в отпуске дома постараюсь фото выложить,у отца много фото осталось со службы на крейсере.Есть даже фото линкора "Октябрьской революции" бывш."Гангут".
    1. +1
      9 июля 2016 22:00
      Переименование "Гангута" в "Окт.революцию" считаю позором.
      1. +1
        27 декабря 2016 10:31
        А чего позорного то? Октябрьская революция как некрути, а эпохальное событие нашей страны. Ее плодами мы пользуемся и по сей день,.
        Хотя наименование Гангут было нормальным, но тогда было такое время - отречься от старого и начать все заново. Вот и переименовывали все подряд. И в этом случае хоть наименование более или менее логичным было
      2. 0
        27 декабря 2016 11:53
        А я вот считаю позором отсиживание как-бы-линкоров типа "севастополь" у столицы во время всей ПМВ.

        И нелепые ТТХ этих псевдолинкоров тоже считаю позором. И огромную стоимость их постройки.

        А имя... "Что значит имя? Рыба пахнет рыбой, хоть рыбой назови ее, хоть нет..."(С)
  5. +8
    9 июля 2016 07:58
    В Новороссийске
    1. +3
      9 июля 2016 13:49
      Блин не научился фотки здесь выкладывать.
      Ну даже сколько раз я там бывал , КЛАСС!!!!!
      Мне лично нравится,
      Брутальный такой!
      Я ГДЕ ТО читал что Натовцы были поражены его залпом.
      Есть Флотские ? Поясните , сори.
      1. 0
        9 июля 2016 20:41
        калибр не гигантский - 152мм.
      2. 0
        9 июля 2016 20:41
        калибр не гигантский - 152мм.
  6. +4
    9 июля 2016 08:01
    Главный калибр, Корма...
  7. +2
    9 июля 2016 08:11
    ....ещё..фото
  8. +8
    9 июля 2016 08:39
    А мне повезло проходит корабельную практику на "Александре Невском" под командованием тогда кап.2 ранга (ныне адмирала) Ярыгина! Честно говоря, служба на "шестьдесят восьмых" была "жесть", но особенно запомнились две "жесткие вещи" - стрельба главным калибром и ... корабельный карцер! Зато есть что вспомнить, теперь приятно! "Поручик, Вы были членом Суда? Ах, молодость, молодость - членом туда, членом сюда!" (Анекдот).И еще утренняя приборка с натиранием деревянной верхней палубы "до паркетного блеска" под личным присмотром старпома с последующей шагистикой для "особо отличившихся" и посадкой в карцер "передовиков-ударников коммунистического труда"?
    1. 0
      9 июля 2016 13:56
      Как это всё знакомо!
      РВСН НУ ТА ЖЕ ФИГНЯ.
      бОЕЦ ВЫВЕРНИ КОРМАНЫ,
      бац а там орешки кедровые,
      метла и вперёд весь плац подметать.
      А то что тебе в ночь на дежурство,
      завтра поговорим.
      Эх АРМИЯ лучшее время, через 30 то лет
      толь ко хорошее вспоминается!!!!!!!!!!!!!!! laughing
  9. +13
    9 июля 2016 08:46
    Хотел бы добавить: для тысяч курсантов эти корабли сделали их первый выход в море (практика после первого курса). А я на таком пароходе получил самый огромный и нежданный подарок в свой день рожденья от друга- целую папиросу "Беломорканал" на 10-й день в море, когда было выкурено уже все подчистую. И другие пацаны нашли в себе мужество не падать на хвост - мы выкурили ее smile всего лишь впятером.
  10. +5
    9 июля 2016 09:06
    Статейка, мягко скажем, гуано. Ну, что это такое, писать о крейсерах самой большой серии - ТАК, и в ТАКОМ формате. Даже на "Книгу будущих адмиралов" не тянет.
  11. +2
    9 июля 2016 09:23
    Цитата: ekebastus
    Съезди в Новороссийск и посмотри на «Михаил Кутузов»....

    Проклятый склероз!!!!!!!!!!!!!!!!! am Был же около него в прошлом году в Новороссийске. И ведь забыл. А до прошлого года действительно видел только в Ленинграде в 1972
  12. +3
    9 июля 2016 10:35
    Маловато будет:(( Про Свердловы можно столько написать, про бронирование в частности и живучесть в общем, про автоматизацию башен ГК с рекордной скорострельностью. Про варианты модернизации крейсеров.
    1. +1
      9 июля 2016 14:15
      Цитата: demiurg
      Маловато будет

      !!!!!! Я человек сугубо сухопутный.
      Ну блин , впечетление производит
      !!!!
      Можно вопрос?
      Мне тут говорили что залпом стрелять нельзя,
      типо корпус расшатывается, башни , смешение.
      И т д и т б .
      Правда нет?
      Ну блин Орудия не детские Охо Охо !!
      1. 0
        9 июля 2016 18:00
        Когда стрелял ГК (главный калибр), все плафоны (лампочки) вдребезги! Только лови по кубрику осколки! Там система заряжания очень сложная с подъемом стволов в вертикальное положение, потом снаряд,опять "вертикально", потом пороховой "пыж" и бах! Даже внутри отсеков уши закладывает, но "рогатые" (артиллеристы) все же стараются стрелять попеременно и поочередно, дабы башню "не повело". По- моему, на одном из крейсеров так башню разорвало - вместо нее появилась вертолетная площадка, кажется на "Пожарском", но могу ошибаться?
        1. +1
          10 июля 2016 01:39
          Взрыв башни главного калибра это на "Адмирале Сенявине", а не на "Пожарском".Башня кстати выдержала взрыв,но взрывная волна пошла вниз и погибло 37 моряков включая журналиста Красной Звезды.Экипаж боролся за живучесть корабля и не допустил взрыва погребов иначе ....Это было в июне 1978 года. В Шкотове-17 стоит памятник на сопке- издалека видать.А вертолетная площадка на Сенявине была еще до взрыва (правда самих вертолетов не было)
          1. +1
            10 июля 2016 09:38
            Ну, вообще то не взрыв, а пожар в первой башне. Причина - цепь грубых нарушений техники безопасности, правил действий при осечках и затяжных выстрелов, Правил артиллерийской службы ВМФ из-за неподготовленности личного состава и желания командования корабля и флота "прогнуться" лишний раз перед руководством государства и флота и заслужить очередную похвалу. Позорный случай, приведший к гибели большого количества моряков, находящихся в башне во время практической стрельбы по морской цели.
            1. +1
              10 июля 2016 21:38
              Именно взрыв,а пожар после взрыва. Был затяжной выстрел,а стрельбы были зачетные на звание гвардейского ибо после посещения Л.И.Брежнева и держали темп, не стали ждать минуту как положено, а сразу открыли затвор и то ли дослали снаряд то ли вытащили зарял, но в итоге заряд взорвался. Извини, но термин воспламенился заряд или снаряд я считаю неправильным. Это называется взрыв. И случай не позорный, а трагический. И погибли не только в башне, погреба,дневальные в кубриках.Я служил на Сенявине через 10 лет после этой трагедии. Многие офицеры много чего помнили.
              1. +5
                11 июля 2016 01:13
                Уважаемый Арсений! Случай , безусловно, трагический. Трагический, потому что привел к гибели людей. Но, одновременно, позорный для руководителей этого действа. Судя по всему, вы не служили в БЧ-2, если и здесь пишите, типа то ли было так, то ли эдак. Да и с правилами действий при осечках и затяжных выстрелов Вы написали так, как делать категорически нельзя. Однако, здесь не тот ресурс, чтобы я Вам написал эти правила. В чем позор руководства: на корабле произошла смена личного состава и опытные комендоры были уволены в запас, а командир башни убыл к новому месту службы. В башне оказались слабо подготовленые как моряки-срочники, так и офицеры. После удачной подготовительной стрельбы без всякого разбора и оценки показателей стрельбы отцы-командиры приняли решение выполнить зачетную АС, которая была спланирована на август, что не допустимо в соответствии с действующими правилами. Про гвардию слышу впервые и только от Вас. В чем были допущены грубейшие ошибки личного состава в башне: Для повышения тактических показателей скорострельности грубейшим образом была нарушена инструкция по эксплуатации и были отключены блокировки снаряд-заряд и заранее "раздеты" картузы зарядов по тракту подачи. На девятом выстреле с правого орудия его не последовало. Л\с открыл затвор, грубо нарушив правила действий при осечках и затяжных выстрелах. А поскольку блокировка была отключена, произошла автоматическая подача очередного снаряда, который врезался в заряд, находившийся в казенной части. Заряд воспламенился и выпал в подбашенное отделение вместе с очередным снарядом, а снаряд, находившийся в канеле ствола вылетел и упал в воду через несколько десятков метров. Поскольку в башне и в подбашенном заряды были "раздеты" (т.е. извлечены из металлических пеналов), они тоже воспламенились и пожар мгновенно распространился в погреб по всему тракту подачи и заряжания. Подавляющее число боевого расчета погибло от пожара, а остальная утонула, поскольку было произведено затопление погреба. Вот, вкратце и все. Погоня за показухой и неудовлетворительная подготовка личного состава погубила столько людей! Пишу Вам, как флагманский артиллерист в прошлом, но на другом флоте. Это аварийное происшествие очень подробно анализировалось. Поэтому и помню эту давнюю историю. И еще. Порох не взрывается. Он всегда горит, другое дело взрывообразно горит в замкнутом пространстве, но, все же горит.
  13. +4
    9 июля 2016 10:47
    Великую Отечественную войну СССР встретил, имея один из самых крупных флотов в мире


    Великобритания, США, Япония, Франция, Италия, Германия - 6-7 место имхо как-то на один из самых крупных не тянет wink
    1. 0
      9 июля 2016 11:07
      Но в десятку же входили!
    2. -1
      9 июля 2016 11:31
      Не согласен, за исключением первой тройки, БФ и ЧФ вполне могли потягаться с флотами Франции, Италии и Германии.
      1. +1
        9 июля 2016 18:54
        Главная беда нашего флота это география. Четыре возможных морских театра военных действий: Балтика, Северно-Ледовитый океан, Дальневосточный, Черное море + пятый Каспий. Тут при всем желании "тришкин кафтан" делить не делится.
        1. 0
          9 июля 2016 22:07
          И та же самая география - наш козырь в геополитике. Только ВВП об этом часто забывает. начинает шепелявить и сбиваться в заявлениях. Про территориальную целостность б/Украины, например.
        2. +2
          10 июля 2016 20:44
          Цитата: Котище
          Главная беда нашего флота это география. Четыре возможных морских театра военных действий: Балтика, Северно-Ледовитый океан, Дальневосточный, Черное море + пятый Каспий. Тут при всем желании "тришкин кафтан" делить не делится.

          Никакой беды здесь нет.
          Главные силы флота базируются на Север и ДВ, т.е. на те места, через которые флот может свободно оперировать. А на ЧФ и БФ надо иметь флот береговой обороны, так как эти флоты заперты в своих морях.
      2. +1
        10 июля 2016 20:41
        Цитата: cdznjckfd
        Не согласен, за исключением первой тройки, БФ и ЧФ вполне могли потягаться с флотами Франции, Италии и Германии.

        То то для прерывания снабжения в Испании макаронникам хватило всего 2 тяжелых крейсеров.
        По поводу ЧФ так вообще сказка. Как мог ЧФ драться
        Цитата: cdznjckfd
        с флотами Франции, Италии и Германии
        , если он не мог выйти из Черного моря ?
      3. 0
        24 июня 2019 17:56
        Просто для сравнения: советский флот имел к 1940-му 3 старых линкора и 7 крейсеров - это на всех четырех флотах.
        Итальянский флот имел 6 линкоров (включая два новейших "Литторио") и 21 крейсер, причем 7 из последних тяжелые (которых в советском флоте вообще не было).
        Французский флот имел 8 линкоров (из них три новейшие - два "Дюнкерка" и только законченный "Ришелье") и 19 крейсеров, из них 7 тяжелые. +1 авианосец, которых не было у итальянцев и советов.
        Отдельно нужно заметить, что Франция и Италия могли сосредоточить основную массу своих сил в едином кулаке, а советский флот был разбросан по четырем морям.
        Так что, не могли они потягаться сколь-либо на равных. Учитывая в каком состоянии на 1940-й год были кораблестроительные программы Франции, Италии и СССР, то отставание от них советский флот преодолел бы не раньше конца сороковых, когда достроили бы все линкоры проекта 23 (да, я помню, что предполагалось ввести их в строй в 42-44 годах, но даже наиболее продвинувшийся в постройке корабль имел к началу ВОВ всего лишь 21% готовности. То есть, вошел бы в строй не раньше (а скорее позже) 1945 при таких темпах, а серийные корабли проекта и того позже)
    3. 0
      27 декабря 2016 11:58
      По счастью, СССР приоритетными считал сухопутные силы, авиацию, танки и артиллерию. С ними было в ВОВ неплохо.
      А на море... Основную работу военных флотов делали малые корабли и морская авиация.
  14. +2
    9 июля 2016 10:58
    Красивый , классической архитектуры корабль, когда мальчишкой бывал в Севастополе постоянно снимал тайком и на ремонте у стенки, и на рейде, отличные фото до сих пор где то лежат, дома.
  15. +6
    9 июля 2016 11:00
    Хотелось бы немного дополнить автора статьи. Изначально проект назывался 68-К. Но достроено по нему было только пять кораблей - Чапаевв, Чкалов, Железняков, Фрунзе и Куйбышев. Одной из основных причин, побудивших переработать проект, было не очень приятное обстоятельство, вскрывшееся уже после спуска кораблей на воду. Дело в том, что при проектировании были допущены некоторые просчёты и, когда корабли стояли на месте, они имели заметный дифферент на нос. Во флоте это называется "сидеть свиньёй" и считается недостатком. Правда, в движении крейсера выравнивались и дифферент пропадал. Так или иначе, а остальные корабли достраивались по проекту 68-бис, на которых избавились от неприятного явления, в основном за счёт перемещения части грузов в корму. Было сделано несколько модификаций уже построенных крейсеров.
    67-ЭП — на одном корабле в опытном порядке установлен ПКРК КСС «Стрела» (1955) («Адмирал Нахимов»).
    70-Э — на одном корабле в опытном порядке установлен ЗРК «Волхов» (1958) («Дзержинский»).
    68-У1 / У2 — крейсера управления с новым РЭВ, установлен ЗРК СО «Оса-М» (1966—1972) («Жданов» / «Адмирал Сенявин»).
    Разрабатывались несколько проектов модификации так и не дошедшие до реального воплощения.
  16. +2
    9 июля 2016 11:09
    В конце 50-х у меня отец заканчивал военно-морское училище. Наступило время, когда корабли резали прямо на стапелях. Хрущев считал, что "ракеты наше все", хотя ракет еще толком не было, а корабли-то закладывали артиллерийские. начались массовые сокращения на флоте, для многих наступила безысходность и профессиональная ломка в душе - люди прошли всю войну, вся жизнь связана с флотом и тут на тебе - не нужен. Отец рассказывал, что многие стрелялись, не выдерживали. Тот период, когда "еще не ракеты но уже не пушки" привел в дефициту военных кораблей и беспорядку в проектированию и строительстве новых судов.
  17. -2
    9 июля 2016 11:26
    " Да. Были люди в наше время. Не то что нынешнее племя. Богатыри- не вы." К сожалению, прибавить к классику ничего не могу. Геноцид в России продолжается, и все молчат. Принцип стандартный- "Моя хата с краю, ничего не знаю."
    1. 0
      9 июля 2016 19:11
      Вообще то статья о кораблях. А вам хорошо в своем мире.
      1. 0
        10 июля 2016 21:26
        Вы правы. Просто ошибся с комментарием по статьям. Просматривал несколько статей. Бывает. Ошибка. Вопросы? Живущий в глобальном мире?
  18. 0
    9 июля 2016 11:59
    Название статьи
    Артиллерийские крейсеры типа «Свердлов»: последние в русском флоте

    проект 68 бис «Свердлов». Свое название он получил по имени головного крейсера серии, который спустили на воду 5 июля 1950 года. Автор Сергей Антонов

    Так в русском или всё-таки в Советском Флоте?
    Кстати, гражданскую оборону в УАИ вёл Бату Тухватович Сиразетдинов, участвовавший в походе 1953 года в Англию. Зачёт на картах по перемещению на местности при применении противником ЯО наша группа сдавала ему. Раскручивали его на воспоминания, но мужик был кремень! В 2010 г. ушёл...
    1. -1
      9 июля 2016 19:13
      И в русском и в советском. Больше артиллерийских крейсеров не строили.
  19. +4
    9 июля 2016 12:16
    Кр. "Октябрьская революция" на фоне острова Крит, 5-я точка
  20. +1
    9 июля 2016 12:19
    В Википедии про 58-бис довольно полно написано. Я, в то время курсант ВВМКУ им. М.В.Фрунзе, проходил месяц практики в июне 1981 года на "Октябрьской революции"( бывший "Молотовск")в Балтийске. Незабываемое впечатление втихоря стоять за башней главного калибра во время стрельбы! Видно как снаряд вылетает!
    1. +2
      10 июля 2016 01:49
      Ну это Вы загнули!Столб огня из ствола максимум что можно увидеть.Сам сдуру однажды решил тоже посмотреть на выстрел будучи горизонтальным наводчиком ДУКа на "Адмирале Сенявине" открыл броняшку и высунул голову что бы ствол было видно, так жахнуло по ушам что пулей влетел обратно и море огня из ствола было единственное что я видел.Больше так не делал.
      1. +1
        10 июля 2016 20:46
        Цитата: Арсений
        .Больше так не делал.

        Не зря для особо продвинутых перед залпом ГК дается ревун.
        1. +1
          10 июля 2016 21:45
          Забыл уточнить что смотрел выстрел из своего орудия и из своей башни.Как стреляет главный не видел ибо выход на палубу запрещен, да и не хотелось честно говоря.При выстреле трясло пол корабля. Ну а ревун и при выстреле ДУКа тоже дается. А главный залпом не стреляет, три ствола по очереди.
          1. 0
            10 июля 2016 22:11
            Цитата: Арсений
            А главный залпом не стреляет, три ствола по очереди.

            До войны стреляли, а после выяснилось, что одновременный залп близкорасположенных орудий снижает точность.
            Про особо продвинутых-извините, если обидел.
  21. +1
    9 июля 2016 14:34
    Мой родной новороссийский "Михаил Кутузов"...
    1. +4
      9 июля 2016 14:36
      Ночью на фоне порта особенно красив...
      1. +1
        9 июля 2016 23:28
        Шикарный снимок! Фотограф молодчага!!!!!!!!!!!!!!!!
  22. +1
    9 июля 2016 14:57
    Лично мне кажется вполне возможным возвращение корабельной артиллерии артиллерии на новом технологическом витке. Вполне можно было бы создать артустановки, не только использующие активно-реактивные боеприпасы но и, при необходимости, стреляющие через канал ствола ПКР. К примеру, диаметр Экзосетов - 350 мм, Гарпунов - 340 мм, Пингвинов - 280 мм. Это значит, что в калибре 305-380 мм создание таких установок вполне достижимо. И существенно расширило бы боевое применение таких кораблей.
    1. 0
      9 июля 2016 19:15
      А зачем. Из шахт и пусковых или контейнеров и проще и дешевле. На корабле нет такой проблемы с местом как на танке.
      1. +1
        9 июля 2016 19:22
        Цитата: Kenneth
        А зачем.
        А зачем танки умеют стрелять и снарядами и ПТУРСами, а истребители вооружают и ракетами и пушками? Более дорогие ПКР можно применять при нанесении точечных ударов по маневрирующим целям. А более дешёвые снаряды - при стрельбе по менее важным целям. Иногда бывают ситуации, когда плотность огня важнее, чем его высокая точность.
        1. -1
          9 июля 2016 21:38
          Еще раз. На танке мало места. Извраты с пуском через ствол только из того что бы не монтировать пусковую. На корабле место есть.
  23. +1
    9 июля 2016 14:57
    Цитата: sherp2015
    Цитата: andrewkor
    Как раз над крейсером "Свердлов" шевствовал Алтайский край.Помню в нашей школе была встреча с моряками крейсера-нашими земляками.Как горели глаза у мальчишек от впечатлений от рассказов моряков. Вот это было патриотическое воспитание!!!

    Крейсеры хорошие, только вот название "свердлов" надо было бы сменить.
    Какое патриотическое воспитание по этой одиозной личности у которой руки в крови по самую шею. (Директива о поголовном уничтожении казачества с детьми женщинами и стариками)
    Жду от сионофашистов тучи минусов

    казаки отметились за 20 лет разгона демонстраций на освоение колымы, но тогда её не упоминали ещё в планах пятилеток.
    "Служу трудовому народу"- и простили казаков.
    1. 0
      27 декабря 2016 12:02
      Еще было изрядное количество красных казаков, были казацкие части в РККА - так что вранье про "геноцид казачества в СССР" оно враньё и есть, ничего более.
  24. 0
    9 июля 2016 16:30
    Хочу дополнить еще одно положительное тактическое свойство этих кораблей. Это их, если так выразиться, малая визуальная заметность на дальности реальной артиллерийской дуэли (примерно 100 кбт=18,52 км). Внешнее впечатление, будто корабль наполовину сидит в вводе. Как то так.
    1. 0
      9 июля 2016 19:16
      Если бы они нашли с кем эту дуэль вести.
      1. 0
        10 июля 2016 00:07
        Так была круговая диаграмма КРЛ"Свердлов" - КРЛ "Кливленд" как раз для этой цели.
  25. 0
    9 июля 2016 16:57
    Вопрос к морским форумчанам! Есть ли шанс, что новый военный корабль
    назовут Мурманском. Или предыдущая судьба однофамильца,этого не допустит!
    1. +1
      9 июля 2016 17:25
      Цитата: Олегмог
      Или предыдущая судьба однофамильца,этого не допустит!

      А что судьба? Крейсер прослужил много лет и закончил службу лишь в 1989 году (вошёл в строй в 1956). Броненосец "Гангут" утонул, и это не помешало построить одноименный линкор. А корабли с именем "Москва", насколько мне известно, преследуют разные неурядицы и, тем не менее, им дают такое название...
  26. +2
    9 июля 2016 19:17
    Хорошо бы в таких статьях давать хотя бы вкратце что в это время строили супостаты.
  27. 0
    9 июля 2016 20:27
    Цитата: Верден
    Лично мне кажется вполне возможным возвращение корабельной артиллерии артиллерии на новом технологическом витке. Вполне можно было бы создать артустановки, не только использующие активно-реактивные боеприпасы но и, при необходимости, стреляющие через канал ствола ПКР. К примеру, диаметр Экзосетов - 350 мм, Гарпунов - 340 мм, Пингвинов - 280 мм. Это значит, что в калибре 305-380 мм создание таких установок вполне достижимо. И существенно расширило бы боевое применение таких кораблей.

    На новом технологическом уровне разумеется можно, но зачем опять же придумывать что-то. Есть АРСы с определенной дальностью. Но создавать орудие для стрельбы ПКР - простите глупо. Какое ускорение развивает снаряд в канале ствола, а какое ракета при старте. ПКР такие перегрузки вряд ли выдержат. К тому же указанный вами калибр - это диаметр корпуса. А плоскости вы посчитали, их размах?
  28. +2
    9 июля 2016 21:17
    Проходил на "Мурманске" корабельную практику в 1978 году,расписан был в 6 котельном отделении...не забываемые впечатления,особенно,большая приборка на верхней палубе...драишь деревянную палубу с речным песочком,под музыку и матюги боцмана...Класс!!!Кормили на убой,свой хлеб,своя пекарня,макароны по флотски и адмиральский час!!!Через месяц практики морда в иллюминатор не пролазила!!!Главным калибром не стрелял,но и ДУКа хватило для впечатлений на всю жизнь!!!До сих пор помню, Его Величество Крейсер "Мурманск"!!!Жаль,что судьба у него не завидная!!!Был продан "нашими либерастами" на металлолом в Норвегию,по-моему,но как "Варяг" оборвал буксирный конец и утонул в прибрежных водах!!!
  29. 0
    9 июля 2016 22:21
    Отец ходил на Свердлове. Рассказывал, когда собрались в Англию, так сняли новейший локатор.
    Но служба у него привила стойкую неохоту есть гречку. Картошка была только для офицеров.
    Из-за зарубежного похода с переходом на Тихоокеанский пришлось ему отслужить более 4,5 лет.
  30. -2
    10 июля 2016 00:24
    Корм для крейсера Де Моин.
    Машина отсталая. Могила для экипажа.
  31. +1
    10 июля 2016 20:59
    Да, крейсер прекрасный. Для службы в мирное время. Что мог противопоставить Свердлов супостату ? Или все думают, что Свердлов вступил бы в классическую дуэль с амерским крейсером ? Смею заметить, что начиная с середины войны главным противником кораблей стала авиация. А вот ПВО Свердлова, мягко говоря, не ахти.
    Мелочь-для 37-мм автомата В-11 не было снаряда с радиовзрывателем. Т.е, получилась бы стрельба для сотрясения воздуха. И это при скорости самолетов более 1000 км/ч.,
    По 100-мм.
    Разработка следующего поколения среднекалиберных АУ началась в годы Великой Отечественной войны. Конструкторы стремились в максимальной степени учитывать полученный в ходе войны боевой опыт. Однако этот опыт был учтён не полностью, ибо основные усилия были направлены на увеличения точности стрельбы, а такой фактор как резкое увеличение плотности огня за счёт увеличения скорострельности, был поставлен на второе место. Поэтому первые отечественные АУ среднего калибра, разработанные в послевоенный период, были обычными полуавтоматическими спаренными палубно-башенными АУ. Этот путь стабилизации АУ оказался тупиковым по сравнению со стабилизацией орудия по углу вертикального наведения и всей АУ по углу горизонтального наведения. Кроме того, АУ с общей стабилизацией обладали значительной сложностью и массой.
    Эти АУ к моменту принятия на вооружение, несмотря на прекрасные баллистические характеристики, уже устарели и по огневым возможностям уступали лучшим зарубежным АУ того времени (120-мм АУ "Бофорс", 80 выст./мин, 1950 г.; 127-мм АУ Мк-42, 40 выст./мин, 1955 г.). РЛС отечественных систем управления хотя и были последними достижениями отечественной науки и техники, но по своим возможностям также уступали зарубежным аналогам и находились на уровне РЛС США и Англии середины Второй Мировой войны.

    Корабль для показа флага отличный, для войны-не очень.
  32. 0
    12 июля 2016 08:24
    Цитата: alex86
    Судя по минусам, злимся, но сказать нечего...

    А зачем с вами спорить? Ведь известно: Дурака учить – что мертвого лечить.