«Новики» советской достройки

«Новики» советской достройки


Вклад в победу над фашистами на морских театрах Великой Отечественной войны внесли корабли, заложенные по дореволюционным кораблестроительным программам и достроенные в первое десятилетие советской власти. Несмотря на солидный возраст, износ корпусов и механизмов, они стойко несли боевую службу на всех флотах, участвовали как в известных операциях, так и в повседневных военных действиях. Так, из шести эскадренных миноносцев типа «Новик», переданных в состав флота в 1923-1928 годах, три корабля — «Незаможник», «Железняков» и «Куйбышев» — за героическую службу в годы войны были награждены орденами Красного Знамени. Работа по сохранению этих миноносцев во время гражданской войны и разрухи, организация их достройки в процессе восстановления промышленного потенциала страны стали заметной вехой в истории отечественного судостроения.

К началу 1918 года в Петрограде и Кронштадте находилось на плаву 11 и в Николаеве 4 недостроенных эскадренных миноносца, половина из которых имела высокую степень готовности (по корпусам — 90% и более). Распоряжением Главного управления кораблестроения все работы на них в феврале-марте были прекращены. 28 мая Главное управление кораблестроения выдал Петроградским заводам наряды на выгрузку судостроительных материалов, заготовок н другого имущества с эскадренных миноносцев типа «Изяслав» и «Гавриил», эвакуированных из Ревеля, а также на составление описей и консервацию корпусов и механизмов.


2 августа по докладу начальника ГУК «О дальнейшей судьбе строящихся судов», Военно-морская коллегия приняла решение перевести на долговременное хранение эсминцы «Прямислав», «Брячислав», «Федор Стратилат» (типа «Изяслав»), «Капитан Белли», «Капитан Керн» (типа «Лейтенант Ильин») и «Михаил» (типа «Гавриил»), а остальные недостроенные корабли этих типов ликвидировать. Вопрос о судьбе недостроенных миноносцев «Ушаковской» серии оставался открытым, в связи с оккупацией Украины германскими войсками.

Намеченные мероприятия выполнить в полном объеме не удалось: не хватало материалов для утепления палуб и надстроек, топлива и электроэнергии, но главное было сделано: донную и забортную арматуру сохранили от размораживания, механизмы законсервировали, имущество укрыли на берегу от непогоды и поставили под охрану.

«Новики» советской достройки


15 марта 1919 года Реввоенсовет РСФСР принял решение о достройке крейсера «Светлана», двух эскадренных миноносцев («Прямислава» и «Капитана Белли») и пяти тральщиков. На выполнение работ по «Капитану Белли» был даже выдан предварительный наряд (готовность — к весне 1920 г.). Однако состояние экономики страны и положение на фронтах не позволили осуществить эти планы: уже 30 апреля последовало распоряжение снять с корабля часть механизмов, необходимых для срочного перевода на нефтяное отопление миноносцев, отправляемых на Каспий.

Вопрос о достройке «Прямислава» и «Капитана Белли» вновь поднимался в конце 1919 года в связи с гибелью «Гавриила», «Константина» и «Свободы»; изучалась возможность заказать за границей соответствующие материалы, инструменты и приборы. Но окончание гражданской войны, в европейской части страны, выдвинуло на передний план народно-хозяйственные задачи, и меры по обеспечению боеспособности морских сил страны временно пришлось свести к ремонту кораблей, оставшихся в строю на Балтике, и к воссозданию флота на Черном море, где после ухода интервентов и белой гвардии кораблей почти не осталось.

Одним из первостепенных объектов судостроения был признан эскадренный миноносец «Занте», оставленный войсками Врангеля в полузатопленном состоянии у Большого фонтана в Одессе и отбуксированный в сентябре 1920 года в Николаев. К моменту прекращения работ в марте 1918 года его готовность по корпусу составляла 93,8%, по механизмам — 72,1% , были установлены все котлы, носовая турбина, большая часть вспомогательных механизмов и некоторая часть трубопроводов; из вооружения были смонтированы два торпедных аппарата. Предстояло очистить корпус от грязи и коррозии, вскрыть и отремонтировать механизмы, заменить кирпичную кладку котлов, выполнить некоторые другие восстановительные работы. Общая готовность корабля к началу достройки оценивалась в 55%.

23 декабря 1922 г. Главное морское техническо-хозяйственное управление (Главмортехозупр) заключило с Главметаллом ВСНХ договор на достройку «Занте» на Николаевских государственных заводах «согласно утвержденным чертежам, спецификациям и техническим условиям для эскадренных миноносцев 33-узловой скорости». Главметалл обязался предъявить корабль в полной готовности к официальным испытаниям через 11 месяцев, с учетом запрета снимать что-либо с «Корфу» и «Левкоса», подлежащих достройке позднее.

«Новики» советской достройки

12 июня 1923 года «Занте» переименовали в «Незаможный», а 29 апреля 1926 года в «Незаможник». По своим тактико-техническим элементам, устройству корпуса, составу и расположению технических средств, вооружению корабль повторял ранее построенные миноносцы этого типа. Отличалась от прототипа только зенитная артиллерия: на корме установили 76-мм орудие в 30 калибров системы Ф. Ф. Лендера, а позднее добавили еще одно.

Приемочная комиссия под председательством А.П. Шершова приступила к работе 13 сентября 1923 года. Через 10 дней «Незаможный» вышел в Севастополь, проведя по пути шестичасовое испытание механизмов на экономическом ходу. Водоизмещение было 1310 тн, средняя скорость составила 18,3 уз при 302 об/мин и мощности 4160 л. с., расход топлива 4,81 т/час. Котлы и механизмы работали удовлетворительно, горение было бездымным. Так же успешно корабль сдал 27 сентября шестичасовой режим крейсерского хода (1420 тн, 23,9 уз, 430 об/мин, 14342 л. с.). 10 октября, после щелочения и чистки котлов, состоялось испытание механизмов на полном ходу. При водоизмещении 1440 т удалось получить среднюю за 3,5 ч скорость всего 27,5 уз при 523 об/мин, суммарной мощности турбин 22496 л.с. и полной форсировке котлов. Отмечались также большая дымность и значительная общая вибрация корпуса. Поскольку договор не определял обязательств завода в достижении определенных скоростных показателей, комиссия решила повторных испытаний не проводить.

На следующий день опробовали артиллерию, и 14 октября «Незаможный» вернулся в Николаев, где в недельный срок провели разборку и чистку механизмов и котлов, определили остойчивость (метацентрическая высота при водоизмещении 1350 т соответствовала спецификации и составила 0,87 м). 20 октября состоялся контрольный выход, после чего комиссия признала «Незаможный» удовлетворяющим требования флота. 7 ноября 1923 г. на корабле торжественно подняли военно-морской флаг, и он был зачислен в состав морских сил Черного моря.

«Новики» советской достройки


На запрос Главмортехозупра об условиях достройки эскадренных миноносцев «Прямислав», «Капитан Белли» и «Капитан Керн» Петроградский судотрест в начале 1923 года сообщил сроки выполнения этих работ (16, 12 и 20 месяцев со дня заключения договора) и цену в 3,132 млн. руб. Таких средств в 1923/24 бюджетном году выделить не удалось. Вместе с тем, международная обстановка диктовала необходимость укрепить оборону морских границ СССР, и 2 сентября 1924 г. Совет труда и обороны принял постановление, назначить в достройку для Морского ведомства в числе других кораблей эсминцы «Прямислав», «Капитан Белли», «Корфу» и «Левкос». Достроечные работы предписывалось вести по чертежам и спецификациям серийных кораблей соответствующих типов.

Договор на достройку «Корфу» заключили 10 апреля 1925 года, фактически же к работам приступили сразу после сдачи «Незаможного». С 16 января по 16 февраля 1924 года на тележках мортонова эллинга провели очистку, ремонт и окраску корпуса суриком, установив попутно значительный коррозионный износ наружной обшивки, жилой палубы в румпельном отделении и настила второго дна (до 25% первоначальной толщины). Часть листов заменили. К концу 1924 года завершили монтаж главных и вспомогательных механизмов, трубопроводов, систем, устройств и вооружения. Через 3-4 месяца аналогичные работы выполнялись на «Левкосе». 5 февраля 1925 года корабли были переименованы: «Корфу» — в «Петровский» (в честь председателя ЦИК УССР Григория Ивановича Петровского), «Левкос» — в «Шаумян» (в честь одного из 26 бакинских комиссаров).

10 марта походом в Одессу начались заводские ходовые испытания «Петровского», а 25 апреля — официальные. Государственную приемочную комиссию возглавил Ю.А. Шиманский. 30 апреля на переходе в Севастополь, обороты турбин доводили кратковременно до 560, скорость по лагу достигла 29,8 уз.

«Новики» советской достройки


Завод учел опыт достройки и испытаний «Незаможного»: котлы и механизмы «Петровского» работали надежнее, уменьшились дымность и вибрация. 9 мая на трехчасовом режиме полного хода развили среднюю скорость 30,94 и максимальную — 32,52 узлов. Через три дня определили дальность плавания 19-узловым экономическим ходом, которая при полном запасе топлива 410 т составила 2050 миль, а в условиях действительного плавания с «малоопытной военной командой с последствиями обрастания и загрязнения котлов» — около 1500 миль. 14 мая определили элементы циркуляции миноносца, а 28 мая — его остойчивость. Испытания вооружения показали ненадежность установленного дополнительно 37-мм зенитного автомата системы Максима, который после трех первых выстрелов давал сплошные осечки, (в конце двадцатых годов его сняли, добавив на юте второе 76-мм орудие.

После осмотра механизмов, подбора дефектов и контрольного выхода, 10 июня 1925 года состоялся торжественный подъем Военно-Морского флага, и «Петровский» вошел в состав Морских Сил Черного моря. В выводах приемочной комиссии указывалось на необходимость устранить вибрацию на ходах более 400 об/мин, причиной которой Ю.А. Шиманский считал слишком длинный гребной вал между кронштейном и дейдвудом при слабости кормовой части корпуса, у балтийских миноносцев этого не отмечалось.

Промах учли, и в договоре от 13 августа 1925 года, на достройку готовящегося к испытаниям «Шаумяна», было предусмотрено дополнительное подкрепление кормы, что дало положительные результаты. Начатые 19 октября испытания прошли успешно: средняя скорость полного хода достигла 30,63, наибольшая — 31,46 уз, при мощности соответственно 27740 и 28300 л. с, при умеренной вибрации в диапазоне 400-535 об/мин. Дальность плавания 18-узловым ходом составила 2130 миль. 10 декабря комиссия подписала приемочный акт.

Первым из миноносцев, достроенных в Ленинграде по программе 1924/25 бюджетного года, стал «Калинин» (до 5 февраля 1925 года — «Прямислав»), общая готовность которого, к началу работ, оценивалась в 69%. Из механизмов на корабле отсутствовали носовой турбоконденсатный насос, кормовой машинный вентилятор и трубки главных конденсаторов. Не был завершен монтаж трубопроводов. С осени 1925 года и по январь 1926 -го миноносец прошел докование с заменой винтов. По опыту использования артиллерии однотипного эсминца «Карл Маркс» (бывший «Изяслав»), второе 102-мм орудие перенесли на три шпации в нос, так как на прежнем месте его выстрелы на острых курсовых углах оглушали расчет первого орудия. Угол возвышения главной артиллерии увеличили до 30°. После завершения всех работ и испытаний корабль 20 июля 1927 года вошел в состав Морских Сил Балтийского моря.

«Новики» советской достройки


Достройку «Капитана Белли» пришлось отложить на целый год: во время наводнения 23 сентября 1924 года, нагонная волна сорвала его со швартовов, и после многочасового дрейфа корабль оказался на песчаной отмели в районе Лисьего Носа, получив повреждения и накренившись на 2°. Чтобы снять его с мели, летом следующего года, потребовалось промыть 300-метровый канал. Поэтому в первую очередь решили достраивать «Капитан Керн». К работам приступили 10 декабря 1924 года. Изготовили и установили недостающий главный конденсатор и котельные турбовентиляторы, но дальше дело застопорилось из-за отсутствия труб и арматуры главного паропровода, которые пришлось заказывать за границей. К швартовочным испытаниям приступили лишь весной 1927 года, а 18 сентября эсминец выполнил 6-часовую программу режима полного хода, показав при нормальном водоизмещении (1360 т) среднюю скорость 29,54 и максимальную — 30,5 узлов. 15 октября комиссия, проводившая испытания, подписала акт о приеме корабля в состав флота.

Достройку «Капитана Белли», переименованного 13 июля 1926 году в «Карл Либкнехт», закончили только к весне 1928 г. 2 августа корабль показал, на мерной линии среднюю скорость 30,35 уз. и на двухчасовом режиме «самого полного хода» развил 540 об/мин при мощности 31 660 л. с. и работе 63 форсунок из 80 (скорость по лагу достигла 32 уз). Комиссия, отметив, что «ход, достигнут легко, и может быть еще увеличен», на следующий день подписала приемочный акт. В отличие от ранее построенных миноносцев этого типа на «Куйбышеве» (до 31 мая 1925 года — «Капитан Керн») и «Карле Либкнехте» установили трехногие мачты (на первом — обе, на втором — только носовую). Вооружение эсминцев включало четыре 102-мм и одно 76-мм зенитное орудие, 37-мм автомат системы Максим, два 7,62-мм пулемета и трех трехтрубных торпедных аппарата.

«Новики» советской достройки


В годы предвоенных пятилеток корабли, пополнившие соединения эскадренных миноносцев в середине двадцатых годов, стали настоящей «кузницей кадров» для возрождающегося флота нашей страны. Они участвовали в дальних походах, интенсивно занимались боевой подготовкой, неоднократно посещали зарубежные государства. В предвоенные годы эти эсминцы прошли капитальный ремонт и модернизацию. На них установили дымовую и шумопеленгаторную аппаратуру, параваны-охранители типа К-1, кормовые бомбосбрасыватели для больших и малых глубинных бомб, по два 45-мм зенитных орудия, 7,62-мм пулеметы заменили крупнокалиберными (12,7-мм). В 1942-1943 годах, на оставшихся в строю кораблях, зенитное вооружение усилили 37- и 20-мм зенитными автоматами новых образцов, заменившими 76-мм орудия системы Лендера. Имея хорошую мореходность, сохранив 25-28-узловый ход, «новики» в годы Великой Отечественной войны оставались ценными боевыми кораблями.

Эсминец Северного флота «Куйбышев» первым из них 24 июня 1943 года был удостоен ордена Красного Знамени. 27 июля 1941 г. артиллерийским огнем он совместно с эсминцем «Урицкий» воспрепятствовал попыткам противника прорваться на полуостров Средний. Пройдя за войну 44 000 миль, корабль отконвоировал 240 транспортных судов, сбил два самолета противника, в условиях жесточайшего шторма, спас в ноябре 1942 года основную часть экипажа погибавшего эскадренного миноносца «Сокрушительный» (179 чел.), успешно выполнял многие другие задания командования. Закончил свою службу эсминец в роли корабля-мишени при испытании атомного оружия у берегов Новой Земли 21 сентября 1955 года. «Куйбышев» находился на удалении в 1200 м от эпицентра. Эсминец не получил серьезных повреждений, за исключением радиоактивного заражения. Был разобран на металл в 1958 году.

Героически действовали в составе Черноморского флота «Незаможник», «Железняков» (до 23 июля 1939 года «Петровский») и «Шаумян», принимавшие участие в обороне Одессы и Севастополя, в высадке десанта в Феодосию.

«Новики» советской достройки


3 апреля 1942 года «Шаумян» в крайне неблагоприятных условиях осуществлял переход из Новороссийска в Поти. Вблизи Геленджика эсминец выскочил на мель и пробил днище. Снять корабль с камней было невозможно. Кроме того корабль был сильно поврежден штормами и фашистской авиацией. С него сняли орудия и передали в береговую артиллерию.

«Незаможник» в боях и походах прошел более 46 000 военных миль, «Железняков» — более 30 000. Корабли прикрывали от авиации противника десятки транспортов, сбили три вражеских самолета, подавили артиллерийским огнем несколько батарей, поддерживали своим огнем 4 февраля 1943 г. высадку десанта в Южную Озерейку. 8 июля 1945 г. «Железняков» и «Незаможник» были награждены орденами Красного Знамени. 12 января 1949 года «Незаможник» был переоборудован в корабль-цель, и в начале пятидесятых годов был потоплен при испытании новых систем вооружения вблизи берегов Крыма.

Более интересная послевоенная судьба была у эсминца «Железняков». В 1947 году его передали ВМФ Болгарии. Там в 1948 году на корабле произошел пожар, после которого его отправили на ремонт в Варну. После ремонта продолжил службу в Болгарии. Однако из-за зарастания подводной части и малограмотной эксплуатации, скорость корабля снизилась до 15 узлов. Очередной ремонт произвели в Севастополе. В 1949 году эсминец возвратили СССР. В апреле 1953 года «Железняков» переоборудовали в плавказарму, а в 1957-м сдали на демонтаж.

«Карл Либкнехт», находившийся с октября 1940-го по октябрь 1944 года в капитальном ремонте, успел принять участие в боевых действиях Северного флота на заключительном этапе войны, и 22 апреля 1945 года потопил германскую подводную лодку «U-286». Этот эсминец также закончил свою службу после испытания атомного оружия 21 сентября 1955 года, и в дальнейшем был поставлен в качестве плавучего причала в губе Белушья, где, судя по всему и стоит до сих пор.

«Новики» советской достройки


Эскадренный миноносец «Калинин», вступивший в строй после длительного капитального ремонта в первые дни войны, уже 27 июня 1941 года стал флагманом отряда кораблей Краснознаменного Балтийского флота, назначенных для оборудования минно-артиллерийской позиции в восточной части Финского залива, надежно прикрывшей подступы к Ленинграду с моря. 28 августа корабль под флагом контр-адмирала Ю.Ф. Ралля возглавил арьергард уходящих из Таллина кораблей КБФ. В 23 ч 20 мин «Калинин» подорвался на мине и через полчаса затонул вследствие полученных тяжелых повреждений корпуса.

Такой была служба и конец последних представители славной плеяды «новиков», достройка которых в трудных условиях восстановительного периода подготовила возрождавшуюся судостроительную промышленность к выполнению новых кораблестроительных программ, и оставили заметный след в истории отечественного судостроения.

Источники:
Лихачев П. Эскадренные миноносцы типа "Новик" в ВМФ СССР. СПб.: Издатель Р.Р. Муниров, 2005. С. 48-97.
Верстюк А., Гордеев С. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». М.: Военная книга, 2006. С. 48-54.
Чернышов А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. С. 190-103.
Никитина В. О себе, времени и кораблях. СПб.: Моринтех, 2004. С.38-56.
Усов В. Сражались и «Новики» // Судостроение. 1981. №5. С. 62-64.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 51
  1. Fei_Wong 12 июля 2016 07:02
    У меня особое отношение к "новикам". Сугубая нежность. Ведь... ну надо же, едва ли не случайно (кто знает историю создания "Новика", тот поймёт) уже на закате лет Российской Империи наши конструкторы, инженеры и рабочие смогли сделать такой мега-эсминец, который не просто был лучшим в мире на момент его создания, но и определил развитие класса на множество десятков лет вперёд. Тем паче, доказал свою полезность даже во времена ВОВ.
    P.S. Кстати, кто не читал "Моонзунд" Пикуля - настоятельно советую.
    1. AK64 12 июля 2016 08:29
      Ведь... ну надо же, едва ли не случайно (кто знает историю создания "Новика", тот поймёт) уже на закате лет Российской Империи наши конструкторы, инженеры и рабочие смогли сделать такой мега-эсминец, который не просто был лучшим в мире на момент его создания, но и определил развитие класса на множество десятков лет вперёд.


      Я Вас опять разачарую: АГ Вулкан, Штеттин.

      Аналог тех же Новиков для самой Германии -- класс В-97
      1. Serg65 12 июля 2016 08:47
        Цитата: AK64
        Я Вас опять разачарую: АГ Вулкан, Штеттин.

        Аналог тех же Новиков для самой Германии -- класс В-97

        Ну почему же, совсем не разочаруете, тем боле тип V-99 (не В-97) был построен в составе всего 2-х единиц вокруг механизмов для Новика в своё время заказанных в Германии. Тем более тот же Новик и угрохал своих клонов у Михайловского маяка.
        1. Serg65 12 июля 2016 08:54
          А S-113 и V-116 Вулкан и Штеттин это уже лидеры эсминцев с главным калибром в 150 мм. Тем более в боях им так и не удалось себя проявить
        2. AK64 12 июля 2016 09:25
          Ну почему же, совсем не разочаруете, тем боле тип V-99 (не В-97) был построен в составе всего 2-х единиц вокруг механизмов для Новика в своё время заказанных в Германии. Тем более тот же Новик и угрохал своих клонов у Михайловского маяка.


          Буква Бы, понимаете, Бы, не Вы. В-97.
          1. Serg65 12 июля 2016 10:07
            Цитата: AK64
            Буква Бы, понимаете, Бы, не Вы. В-97.

            Да не нервничайте вы так Андрей! Разговор не о букве, а о порядковом номере В-99 и В-100. В-97 это уже другая песня, серия В-97, В-98, В-109, В-110, В-111, В-112 строились вокруг механизмов новиков 2 серии hi
            1. AK64 12 июля 2016 11:13
              Да не нервничайте вы так Андрей! Разговор не о букве, а о порядковом номере В-99 и В-100. В-97 это уже другая песня, серия В-97, В-98, В-109, В-110, В-111, В-112 строились вокруг механизмов новиков 2 серии


              С чего Вы взяли что я нервничаю?
              Новик разрабатывался "при значительном участии" АГ Вулкан, Штеттин. Уж сорри, но это факт.
              Это именно то что я сказал.

              Потому и не удивительно что построенные в войну восемь корабликов класса В-97 похожи на Новики как две капли перцовки. 6 штук, В97, В98, B109, B110, B111, B112, построил Blohm & Voss. 2 штуки, V99 и V100, построил Вулкан.

              Караблики Блоха и Вулкана слегка различались. (На фоте вверху сдаётся мне Вулкановский корапь, хотя подпись что Блох). Найти незащищённую фотку изделия Блоха мне не удалось, но рубка там как у Новика. То есть силуэты не отличаются.

              Могут конечно сказать "скопировали". Но фокус-то в том что для такой копии -- чертежи нужны. У немцев они были в силу "участия в проекте"

              Кстати как оценка проекта: ИМХО, для Балтики нужен бы был кораблик поменьше, и соответсвенно подешевле, тонн в 500. Это Я не к тому что Новик плох, но к тому что для ПМВ и для Балтики ЭМ в 500 тонн были бы более многочисленны и более полезны.

              Причина постройки именно больших Новиков -- английская мафия (точнее сказать, агентура) в российском флоте. (Эссен, Колчак, ...)
              1. Serg65 12 июля 2016 13:50
                Мой минус за Эссена....если есть за что обвинить Эссена предьявите, но не голословно. Николай Оттович был боевым офицером и адмиралом!
                Цитата: AK64
                Кстати как оценка проекта: ИМХО, для Балтики нужен бы был кораблик поменьше, и соответсвенно подешевле, тонн в 500. Это Я не к тому что Новик плох, но к тому что для ПМВ и для Балтики ЭМ в 500 тонн были бы более многочисленны и более полезны.

                Чем именно полезны? Чем во время ПМВ занимались Новики? Миноносец в 500 тн. чем бы занимался?
                1. AK64 12 июля 2016 15:04
                  Мой минус за Эссена....если есть за что обвинить Эссена предьявите, но не голословно. Николай Оттович был боевым офицером и адмиралом!

                  Ох ты ж Боженьки-то...

                  Рацию предъявить и шифроблокноты и парашут? А без них никак?

                  Даже Пикуль писал что Эссен сильно Колчака толкал, в том числе на командующего БФ. (!!!) Это Колчак-то незаменимый флотоводец? Нет, всё проще: они оба из одной "мафии", и только. Колчака убрали подальше от Питера, чтобы он здесь дров не наломал, но основной результат его назначени на ЧФ -- задержка всеми силами русского десанта на Басфор.

                  Кто и за что ипочему Непенина убил -- понимаете ли?
                  Посмотрите на список убитых весной 1917-го адмиралов -- вот ЭТИ, именно эти, убитые, это русские адмиралы. Потому их и убили.
                  С наградой Щасного ознакомьтесь, авось и поймёте чего.
                  Вот Колчака-то не зарезали, за что же его резать, Не Непенин же, свой человек. Колчака, наоборот, старательно сберегли и потом скинули десантом в Сибирь: "Верховным Правителем".

                  В целом же Эссен лоббировал всеми силами строительство флота в том виде, в котором оный соответсвовал бы британским, а не русским, интересам.


                  Чем именно полезны? Чем во время ПМВ занимались Новики? Миноносец в 500 тн. чем бы занимался?

                  Да тем, что за те же деньги корабликов было бы в три раза больше, вот чем.

                  Вообще говоря, катера, в том числе большие, но всё таки именно катера -- это самый активно воюющий тип корабля. А уж для Балтики, с её шхерами, в особенности. И строительство "минных крейсеров" (или Дестроиров в 1300т) конечно дело хорошее -- но только тогда когда у Вас есть и достаточно корабликов размерчиком поменьше. В общем по одёжке протягивай ножки...
                  1300т в то время -- это уже океанский кораблик, и не зря Новики на СФ волну держали лучше чем Советские ЭМ пр. 7 и 7бис. А для Балтики такой же корапь можно было и на 1800т сваять, что к слову немцы и сделали. (см. Последние четыре их "новика")
                  1. Serg65 13 июля 2016 11:47
                    Цитата: AK64
                    Рацию предъявить и шифроблокноты и парашут? А без них никак?

                    Неее никак!
                    Цитата: AK64
                    Даже Пикуль писал что Эссен сильно Колчака толкал

                    Эссен толкал не только Колчака, а и ниже приведённого вами Непенина wink . Тем более приводить слова писателя-мариниста Пикуля как аргумент уж извольте!!
                    Цитата: AK64
                    всё проще: они оба из одной "мафии"

                    А вот здесь я с вами соглашусь...как есть "мафия"! И основателем этой мафии был никто другой как Степан Осипович Макаров wassat . Ведь это именно он толкал Эссена, Эссен толкал Непенина за то, что он своим своим "Сторожевым" закрыл Эссеновский "Севастополь" от японской торпеды. Так же Эссен помнил миноносец "Сердитый", на минах которого подорвалось два броненосца и крейсер японцев, а командовал этим миноносцем "английский шпиён" Колчак.

                    Цитата: AK64
                    Колчака убрали подальше от Питера, чтобы он здесь дров не наломал, но основной результат его назначени на ЧФ -- задержка всеми силами русского десанта на Басфор.

                    Прикольно, а вступление Румынии в войну и отвлечение двух десантных корпусов и части транспортов для спасения Румынии как бы во внимание не берётся, Февральская революция и последствие приказа №1 тоже как бы фигня...шпиён, он и есть шпиён!

                    Цитата: AK64
                    Кто и за что ипочему Непенина убил -- понимаете ли?

                    laughing Стопудово англичане! Я то прекрасно понимаю. хотябы по тому в чьи руки попали кальки минных полей с "Кречета" и чем занимался Непенин до новой должности.
                    Что касается любимых вами контр-миноносцев тип "Доброволец", а вы батенька германофил как я погляжу laughing
                2. AK64 12 июля 2016 17:56
                  Думаю, надо всё таки рассказать немного об Эссене. А то обижаются комрады.

                  \кхе-кхе -- прокашлился\

                  Товарищи офицеры, докладываю:

                  Осенью 1907-го Россия заключила "любовный договор" с Великобританией. Причины ... ну, капитуляция это была, что уж там -- а что вы хотите, два года непрерывного террора, гражданской по сути войны... А как договор заключили, так и мистическим образом и террор сразу закончился. И почему бы оно так было? Не иначе, совпадение такое вышло... Случайность, значить, такая.

                  Ну и началась "бхай-бхай навек" с англичанкой. (Сами догадываетесь каково с ними "дружить") Так вот назначение Николая-то свет Оттовича Эссена ком. БФ -- это как раз один из результатов этого договора и "бхай-бхай": продавили бритиши правельного человека. И не надо думать что этим назначение дело закончилось: бритиши в русском флоте что хотели то и делали вообще. Интересующимся сильно советую ознакомиться, просто к примеру, с интригой строительства Рюрика-2-го, с тем как именно и почему фирму-строителя выбирали-с --- там ухохочешься.. или заплачешь. (К стати там сильно отметился Сидней Рейли, он же Сёма Розенблюм со Жмэринки.)

                  Я иногда думаю что "крупозное восполение лёгких" в 1915-м тоже не просто так случилось, что таки была иммунная система в Российской Империи.

                  А что "боевой офицер", так после РЯВ в россии из морских боевых офицеров полки можно было создавать. А так-то, если в войне с немцами, то на должности ком. БФ Эссен ничем не отметился как-то. (А его выдвиженец и "коллега по ложе" Колчак отметился разве что стойким саботажем десанта в Босфор.)

                  Вот такие грустные дела...
              2. амурец 12 июля 2016 14:08
                Цитата: AK64

                Кстати как оценка проекта: ИМХО, для Балтики нужен бы был кораблик поменьше, и соответсвенно подешевле, тонн в 500. Это Я не к тому что Новик плох, но к тому что для ПМВ и для Балтики ЭМ в 500 тонн были бы более многочисленны и более полезны.

                Вы имеете ввиду эсминцы типа доброволец?
                1. AK64 12 июля 2016 14:43
                  Вы имеете ввиду эсминцы типа доброволец?

                  Но с турбинами и на нефти.
                  1. амурец 12 июля 2016 15:33
                    Цитата: AK64
                    Но с турбинами и на нефти.

                    Я тоже это имел ввиду, но не уточнял.
    2. Lester7777 12 июля 2016 11:30
      "С этих узких и теплых палуб, залитых мазутом, я научился строже смотреть по сторонам…
      Теперь мне пятьдесят, и мне уже не снятся корабельные сны.
      Где они, легкокрылые корабли с широкой трубой, продутой сквозняком ревущих, как гроза, котельных отсеков? Где они, эти лихие наездники морей, которые из мрака полярной ночи, из любого ненастья вынырнут, поразят и опять сгинут во тьме, свистя обтяжкой антенн и такелажа?.."
      Пикуль хорошо писал о море и кораблях.
      1. Андрей НМ 13 июля 2016 05:12
        На Пикуля ссылаться нужно очень аккуратно. Его романы можно охарактеризовать как развлекательные на историческую тему. Очень много неточностей и придумок. При этом сам Пикуль на флоте был недолго, в основном это школа юнг,затем Ленинградское подготовительное военно-морское училище, из которого был отчислен по неуспеваемости. На этом его непосредственная связь с флотом закончилась. Само училище потом стало Первым Балтийским, а потом уже Высшим Военно-Морским училищем подводного плавания (ВВМУПП).
    3. Котище 12 июля 2016 19:23
      Добавлю в царской России "Новики" за их характеристики называли полукрейсерами.
  2. Serg65 12 июля 2016 07:11
    Статье поставил плюс, хотя чувствуется что статья написана не моряком...суховато, в основном как родился, крестился, женился и умер. Как не странно у корабля есть душа и для моряка корабль как живой, как друг! Возьмём к примеру ЭМ "Шаумян"
    3 апреля 1942 года «Шаумян» в крайне неблагоприятных условиях осуществлял переход из Новороссийска в Поти. Вблизи Геленджика эсминец выскочил на мель и пробил днище. Снять корабль с камней было невозможно. Кроме того корабль был сильно поврежден штормами и фашистской авиацией. С него сняли орудия и передали в береговую артиллерию.

    И ВСЁ!!!! А то что, "Шаумян" прожил славную боевую жизнь? Здесь и минные постановки в Килийском горле, огневая поддержка защитникам Одессы, эвакуация наших войск из Одессы и Тендровской косы, буксировка повреждённых кораблей и судов. Участвовал в Керченско-Фиодосийской операции и первым вошёл в Фиодосийский порт. Десант в Алушту, два десанта в Судак, обстрел Ялтинского порта и Сакского аэродрома. И даже после своей гибели эсминец продолжал воевать, четыре 102-х мм. орудия "Шаумяна" стали славной 464-й береговой батареей возле Анапы, батарея провоевала всего одни сутки, но КАКИЕ СУТКИ! Старые "Новики" славно дрались за независимость своей Родины, ЧЕСТЬ им и ХВАЛА! soldier
  3. kugelblitz 12 июля 2016 07:16
    Хороший задел на будущее был заложен в них, особенно мощное артиллерийское вооружение. В принципе даже во ВМВ эти корабли мало устарели, по сути есть установить радар и более свежую СУО, то ни дать, ни взять современный миноносец того периода.
    1. Монархист 19 октября 2016 18:47
      Совершенно согласен: ЭМ проекта"Новик"были прекрасно спроектированы и с отличной мореходностью
  4. Fei_Wong 12 июля 2016 07:26
    Цитата: kugelblitz
    Хороший задел на будущее был заложен в них, особенно мощное артиллерийское вооружение. В принципе даже во ВМВ эти корабли мало устарели, по сути есть установить радар и более свежую СУО, то ни дать, ни взять современный миноносец того периода.

    Таки ж устарели (ни закрытых АУ, ни доведённого до ума торпедного вооружения - хотя если сравнить с тем ужасом, что был на "новиках" первоначально, то уже неплохо). Но устарели не сильно, это верно. Тем более под задачи нашего флота.
    1. kugelblitz 12 июля 2016 09:08
      Если сравнивать с миноносцами, а не эсминцами, то вполне себе неплохой коррабль был, скажем сравнивая с миноносцами типа Spica. Тем более у каждого флота был свой взгляд на такой тип корабля, кому то дальность, кому то торпеды, кому то артиллерия.
  5. 0895055116 12 июля 2016 07:42
    МУЖИКИ! Если данные в статье соответствуют действительности, то ЕСТЬ НАВЕРНОЕ СМЫСЛ В ТОМ, ЧТО БЫ ВОССТАНОВИТЬ ЭСМИНЕЦ "КАРЛ ЛИБКХНЕТ" в исходное состояние и ПРЕВРАТИТЬ ЕГО В ПАМЯТНИК, КОРАБЛЬ-МУЗЕЙ! Вот это было бы здорово, вот это была бы ПАМЯТЬ и морякам-балтийцам и морякам-североморцам!
    1. Евгений РС 12 июля 2016 15:09
      Такой объект очень сложно будет сохранять на плаву. Если только в сухой док или вообще вытащить на берег.
    2. Монархист 19 октября 2016 18:55
      100% согласен,что был бы прекрасный памятник:нетолько североморцам и балтийцам,а русским корабелам и даже русским морякам ПМВ
  6. kapitan281271 12 июля 2016 08:34
    Довелось читать мемуары Головко А.Г. с такой теплотой он пишет о этих кораблях такой запас прочности, новые эсминцы порой штормовую волну Баренцева моря не держали а этим хоть бы что! Да "НОВИКИ" это не просто корабли это ЛЕГЕНДА ВИВАТ РУССКИМ КОРАБЕЛАМ!!!!!! drinks
  7. Yakut 12 июля 2016 09:17
    Цитата: 0895055116
    МУЖИКИ! Если данные в статье соответствуют действительности, то ЕСТЬ НАВЕРНОЕ СМЫСЛ В ТОМ, ЧТО БЫ ВОССТАНОВИТЬ ЭСМИНЕЦ "КАРЛ ЛИБКХНЕТ" в исходное состояние и ПРЕВРАТИТЬ ЕГО В ПАМЯТНИК, КОРАБЛЬ-МУЗЕЙ! Вот это было бы здорово, вот это была бы ПАМЯТЬ и морякам-балтийцам и морякам-североморцам!


    На вообще следовало бы поучиться у тех же американцев в плане сохранения исторического наследия и заслуженной техники. Посмотрите сколько у них кораблей-музеев. Про музей авиации и говорить не стоит в сравнении с нашим. А сколько там техники времен ВОВ на ходу. И самолеты и корабли. Недавно вот смотрел сюжет как их ветераны восстанавливали торпедный катер с помощью волонтеров.
    1. Евгений РС 12 июля 2016 15:06
      У них денег больше. За всё надо платить.
      1. AK64 12 июля 2016 16:06
        Во-во: гражданам кажется что такие памятники бесплатно стоят...
        1. 0895055116 13 июля 2016 08:25
          Г-н "АК64", вам кажется, что вы очень умный?! Думаете, что я не понимаю - "всё стоит денег"? Прекрасно понимаю! Прекрасно понимаю, что ВСЁ, ЧТО Я ПРЕДЛОЖИЛ - ДЕЛО НЕ ОДНОГО ДНЯ и НЕ ОДНОГО МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ! НО, ДЕШЕВЛЕ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ И ПАМЯТЬ НЕ НУЖНА, ОНА ВРЕДНА ДЛЯ ВАС И ПРОРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, ОНА ТАК ЖЕ ВРЕДНА И ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ!? НЕ ТАК ЛИ!
          1. AK64 13 июля 2016 08:39
            Г-н "АК64", вам кажется, что вы очень умный?!

            Почему же "кажется"? I am


            Думаете, что я не понимаю - "всё стоит денег"? Прекрасно понимаю!

            Нет, не понимаете.
            Перейдите от слов к делу -- не "предлагайте", "и пусть они сделают", а прямо организуйте сбор средств и восстановление корабля в виде памятника.

            Тогда это будут слова мужа, а не лепет мальчика.

            А предлажения в стиле "а почему бы вам, зайчикам, иголочки как у ёжиков не отрастить?" --- это в общем... лепет младенцев это.
            1. 0895055116 13 июля 2016 08:59
              Если бы я ЗНАЛ, КАК ЭТО сделать, я бы сделал! Но, я сделал ПРЕДЛОЖЕНИЕ и пусть тот , КТО МОЖЕТ и ЗНАЕТ, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ, ВОЗЬМЁТ НА СЕБЯ ИНИЦИАТИВУ, я с удовольствием её поддержу! Мальчик я или муж - мне 53 и в своих профессиональных делах я кое-чего стою...
        2. Алекс 13 июля 2016 17:31
          Цитата: AK64
          Во-во: гражданам кажется что такие памятники бесплатно стоят...

          Да не вчера мы родились, прекрасно знаем, что теперь за бесплатно и прыщ на задн...це не вскочит. Но вот что интересно: на всяких футболистов-атлетов, которые в ворота попасть не могут, деньги находятся, а на "дело патриотического воспитания подрастающего поколения" - зась, средствов нетути.
          1. AK64 13 июля 2016 17:57
            Да не вчера мы родились, прекрасно знаем, что теперь за бесплатно и прыщ на задн...це не вскочит. Но вот что интересно: на всяких футболистов-атлетов, которые в ворота попасть не могут, деньги находятся, а на "дело патриотического воспитания подрастающего поколения" - зась, средствов нетути.


            А разве футбольные клубы тоже субсидируются государством?
            Ну что же, если это так то вангую что дело в том что с клуба проще украсть чем с памятника.

            у нас история веками исчисляется, а детям в музеях кроме битых черепков и показать-то нечего.

            Ну, не умеют люди, что ж. Не знают что именно людям интересно смотреть. Это вот со Шпаковского спросить бы надо за это.
            Но зато картинных галерей много в России. (Хотя лично мне они совершенно до звезды. Да и детям, мне кажется, тоже -- глупо это, картинки рассматривать -- оно имело смысл только пока не было интернета. )
            1. Алекс 13 июля 2016 20:04
              Цитата: AK64
              Но зато картинных галерей много в России. (Хотя лично мне они совершенно до звезды. Да и детям, мне кажется, тоже -- глупо это, картинки рассматривать -- оно имело смысл только пока не было интернета. )

              В Ватикане один из лучших интернетов в мире, но и его картинная галерея - одна из самых богатых. Так что, как видите, картинки рассматривать - это не так глупо, как может показаться некоторым...
    2. Алекс 13 июля 2016 17:27
      Цитата: Yakut
      Про музей авиации и говорить не стоит

      Немного поправлю: музеи, их там, ЕМНИП, только крупных четыре штуки (адреса не помню, по телику давно смотрел). А вообще-то, Вы правы: у нас история веками исчисляется, а детям в музеях кроме битых черепков и показать-то нечего. Зато американцы без году неделя на земном шаре существуют, а поди-ж ты, целая музейная индустрия. И в каждом куча тайн и загадок. Во пиарятся, а у нас - "за державу обидно" (С).
  8. амурец 12 июля 2016 09:24
    Цитата: kapitan281271
    Да "НОВИКИ" это не просто корабли это ЛЕГЕНДА ВИВАТ РУССКИМ КОРАБЕЛАМ!!!!!!

    Новики эту честь заслужили.Прошли три войны.Хорошие были корабли.А какие моряки на них служили.Адмирал Исаков,писатель Соболев.В сети есть книги,помимо той что указано у автора.Степанов.Цветков.Эскадренный миноносец Новик.Заболоцкий,Левицкий;Первые "Новики" Черноморского флота.
  9. potapych 12 июля 2016 12:03
    Эти корабли часть истории нашей Родины , в тяжелые времена они с честью выполнили свое предназначение.
    Только памятника им нет - печаль.
  10. oreh72 12 июля 2016 16:28
    Хорошая статья, спасибо!
  11. Гомель 12 июля 2016 17:31
    и в дальнейшем был поставлен в качестве плавучего причала в губе Белушья


    Фото по Гуглу и Яндексу: Координаты: 71°32′26″ с. ш. 52°20′11″ в. д. нету похожего корабля (длинной 100-110 м)

    хотя если подняться севернее вдоль обжитого берега то можно найти неопознанный остов затопленного корабля видимой длинной 66-70 м.
    1. Гомель 12 июля 2016 17:39
      Он или не он? надстройка смутно напоминает Новики
      1. Гомель 12 июля 2016 17:43
        Еще кандидат
  12. xomaNN 12 июля 2016 18:19
    Автору за статью - спасибо!
    Перебрасывая мостик исторический: в те то 20-е годы создание ВМФ в несравненно более тяжелых условиях шло, чем сейчас fool Так что, сдюжим сейчас, создадим новый флот?
  13. Snakebyte 12 июля 2016 21:06
    Цитата: AK64
    А его выдвиженец и "коллега по ложе" Колчак отметился разве что стойким саботажем десанта в Босфор.

    То есть, в Заполярье в 1903-м Колчак не замерзал, участвуя в полярных исследованиях? И Георгиевское оружие получил не за командование миноносцем (на которое перешел по собственному желанию с крейсера) в проигранной войне (на которую тоже перевелся из Академии наук добровольно), а по английской протекции? И не продвигал создание Морского Генерального штаба в 1906-м? И планы постановок минных заграждений на Балтике, доставивших немцам немало проблем, не разрабатывал? И залповые торпедные стрельбы не он первый применил?
    А на посту командующего Черноморским флотом тоже немало хорошего сделано(Были загнаны на базы неприятельские подводные лодки, турецкий флот практически лишился возможности выхода в Чёрное море, были пресечены нападения на русское побережье). Включая альтернативный план Босфорской операции, который был одобрен, назначены сроки, готовились войска (ну прямо таки 100% саботаж), все отменила революция.
    Может Колчак был и никудышным Верховным правителем, но адмиралом он был одним из лучших.
    1. AK64 12 июля 2016 21:43
      Ох ты ж Гошшпади....

      А ещё он что делал? Бездомных кошечек не кормил? Бабушек через дорогу не переводил? Нет?

      Был такой безобидный чудак, два Жерезнвх Креста имел. Картины рисовал. И очень любил собак. Совершенно не понятно почему люди так плохо к нему до сих пор относятся.
      1. Nehist 12 июля 2016 23:14
        Потешил коммент! Но все таки Колчак как офицер был не плох,а разница до 1907 и после разительная. Какая с ним метаморфоза произошла я не знаю. Если у вас есть матерьялы почему так произошло будте любезны поделитесь.
        1. AK64 12 июля 2016 23:22
          Колчак как офицер был не плох,а разница до 1907 и после разительная. Какая с ним метаморфоза произошла

          Сентябрь 1907-го, англо-русское соглашение. Именно оно и произошло.

          То что про это соглашение написано в Сети сверху -- так это ерунда, это именно то что намеренно открыли для остальных стран. Главное же содержание там было секретно. Но на деле это соглашение означало войну с Германией.
  14. Snakebyte 13 июля 2016 06:50
    Цитата: AK64
    Но на деле это соглашение означало войну с Германией.

    Войну с Германией означало еще франко-русское соглашение 1892 года. К которому присоединились англичане, в 1904 году договорившись с Францией, а в 1907 году и с Россией.
    1. AK64 13 июля 2016 07:40
      Войну с Германией означало еще франко-русское соглашение 1892 года.

      Война в 92-м началась? Или может она хотя бы во 1902 началась?

      К которому присоединились англичане, в 1904 году договорившись с Францией, а в 1907 году и с Россией.

      Вот после того как "договорились" с Россией, так сразу и война началась почему-то. И 10 лет не прошло.
      (Причём первая провокация была уже в 1909-м)
  15. Snakebyte 14 июля 2016 07:10
    Цитата: AK64
    Война в 92-м началась? Или может она хотя бы во 1902 началась?

    Чуть было не началась в 1905-м.
    Цитата: AK64
    Вот после того как "договорились" с Россией, так сразу и война началась почему-то. И 10 лет не прошло.
    (Причём первая провокация была уже в 1909-м)

    Т.е., Вы хотите сказать, что англичане, заключая в 1907-м году договор с Россией, уже знали, что война начнется в 1914-м? Или даже сами решили начать войну в 1914-м и всех подтолкнули?
    1. altman 16 июля 2016 16:14
      Да ничего он не решил, начитался человек альтернативной истории и повторяет

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня