Military Review

Self-loading rifle Farquhar-Hill (UK)

5
Not all developments in the field of self-loading and automatic weapons, appeared at the beginning of the last century, could be considered successful. Without proper experience, gunsmith designers were forced to independently invent and test new versions of automatic mechanisms. As a result, a significant number of samples of that time, by modern standards, looks strange due to excessive complexity or the use of insufficiently effective principles of work. However, even such systems could become the subject of orders from armies. A curious example of a not very successful weapon, yet able to interest a potential customer, can be considered the British semi-automatic rifle Farquhar-Hill.

This weapon was named after the names of its creators. At the beginning of the 20th century, British designers Mobrey J. Farquhar and Arthur H. Hill began studying the problem of creating self-loading weapons. Soon, they developed their own version of automation, which was patented in 1908 year. The first version of the Farquar Hill self-loading rifle, which, however, was not tested in practice, implied the use of recoil barrel with a long stroke in combination with some unusual mechanisms.

The main feature of the weapon proposed by the British designers was the absence of a direct connection between the moving barrel and the mechanisms responsible for reloading. After the shot, the barrel had to go back, without disengaging from the bolt, and then they came back together. When moving the barrel and the bolt back, the buffer spring should be compressed, which was locked in the maximum compressed position. Only after returning the barrel to the extreme forward position, the buffer spring should be unlocked under the action of a separate return spring. After that, she unlocked the barrel, moved the bolt, and recharged.


General view of the rifle with the installed magazine. Photos Historicalfirearms.info


The automation system proposed in 1908 was able to solve the assigned tasks by independently reloading the weapon. At the same time, such a system was too complex and could hardly show the required reliability. For this reason, M.J. Farquhar and A.H. Hill refused to manufacture the prototype, its testing and refinement. It was decided to continue work on promising automation systems and look for a system with acceptable reliability. In some sources it is mentioned that the designers still produced and tested the sample of the rifle, working on the recoil energy, but there is no worthy evidence of the existence of such a system.

In 1911, gunsmith designers again applied for a patent. This time, the subject of the patent was a self-loading weapon using gas-engine-based automation. At the same time, the new project retained the characteristic feature of its predecessor in the form of a buffer spring block. The use of this system and some other unusual solutions led to the formation of a non-standard look of the weapon, which has interesting differences from the samples that existed at that time.

Unusual automatics affected the overall appearance of the perspective rifle. While maintaining the overall layout, “traditional” for rifles of the time, this sample should have had the uncharacteristic form of individual parts. In addition, the proposed new solutions related to ergonomics.

The main part of the weapon was a receiver of great length, part of which actually consisted of a removable cover covering the barrel and the gas engine. Due to a nonstandard automation system with a buffer spring, the box had a long front part, inside of which the barrel breech was placed. In front of this part of the receiver, it was proposed to mount a perforated casing that covered some of the automation components and part of the barrel. The back of the receiver, fastened with a wooden butt, had a relatively small height and width. This feature of the weapon was associated with the original design of the bolt. In the middle part of the receiver, under the shutter in its neutral position, there was a receiving device for the store.


View of the left side of the rifle, the store shot. Photos Historicalfirearms.info


The Farquhar-Hill rifle was supposed to use an .303 British cartridge (7,7x57 mm R). A rifled barrel with a length of 686 mm (89 gauges) caliber 7,7 mm with a chamber of the required size was developed. The barrel was rigidly fixed in the receiver. In the lower wall of the barrel, in its front third, there was a gas outlet connected to the gas chamber.

Under the barrel was a tube with a gas piston long stroke. The piston was connected to two springs with different characteristics. A less powerful return spring was used to move the piston to the neutral position, as well as a stronger buffer, directly responsible for reloading the weapon.

Under the breech of the trunk were placed buffer spring and its mechanisms of the original design. The spring was equipped with two latches at both ends, which could engage with grooves on the inner surface of the receiver. The task of the latches was to fix the front or rear end of the buffer spring in the required position at one or another stage of the recharge cycle. With its rear part, the buffer spring was in contact with the slide frame.

The Farquara-Hill project envisaged the use of a bolt group of unusual design. The bolt itself could rotate inside its frame, interacting with the guide on its inner surface, and locked the barrel with a set of combat stops. Inside the gate there was a movable drummer. The bolt carrier was made in the form of an elongated part of variable cross-section with a reload knob on the right side. The slide frame was literally put on the back of the receiver and could move along its outer rails. In addition, inside the receiver were protrusions of the frame, designed to interact with the buffer spring. Inside the rear of the receiver was located its own return spring bolt. An interesting feature of the new rifle was the use of the bolt carrier as a movable cover of the receiver covering the internal mechanisms.

Self-loading rifle Farquhar-Hill (UK)
Schematic diagram of automation. Figure Alternalhistory.com


The trigger mechanism of the rifle was to be built according to the kurkov scheme and located inside the front part of the wooden butt. When the trigger hooks were pressed, the trigger was unlocked, which, under the influence of its own combat spring, struck the bolt strike. There was a manual fuse.

The rifle was supposed to use 19 drum magazines specially designed for it. The shop was a truncated cone shaped product with spring plates on both bases. With the help of these parts that engage with the projections on the rifle, the magazine had to be held in place. A curious feature of the store was the original holding device, which made it possible to eliminate the loss of cartridges, as well as to compensate for the relatively large force of the spring of the pusher.

On the rear wall of the store, to the right of the axis, there was a lever that operated a special stopper. When the stopper was raised, cartridges could not be placed in the store, but they could not fall out. Releasing the stopper, it was possible to place cartridges in the store. After installing the magazine on the rifle, it was also necessary to release the cartridges to carry the weapon inside.

The rifle received traditional for that time sights in the form of a fly on the muzzle of the barrel and a frame sight mounted on the rear section of the receiver. In the transport position, it was laid back and down, for firing it went up. It was possible to change the position of the rear sight in accordance with the firing distance.


Barrel and automatic when the cover is removed. Photo Forgottenweapons.com


Due to the use of a long metal receiver, consisting of several parts, the Farquhar-Hill perspective rifle received relatively simple wooden fittings. A wooden butt with a pistol protrusion was to be attached to the receiver at the back. For a more comfortable holding of weapons, the butt had a front part in the form of a section of a standard rifle box that reached the magazine intake. Handguard was not provided. At the same time, for convenient holding with both hands, the rifle received a front vertical grip. The handle was screwed into the holes on the bottom surface of the front of the receiver. The presence of several such holes allowed the shooter to choose the most convenient position of the handle for him.

Transport weapons offered with a belt. Swivels for him were placed on the front of the barrel casing (left) and on the bottom surface of the stock.

Rifle designs M.Dzh. Farquara and A.H. Hill had a total length of the order of 1040 mm and weighed around 6,6 kg, excluding rounds. Used automation allowed to fire with a technical rate of fire to 700 rounds per minute. The firing range and the main firing characteristics were at the level of other systems chambered for .303 British.

Rifle Farquhar-Hill arr. 1911 was supposed to be different from other samples of that time by a number of characteristic features. For example, the process of equipping a drum shop required constantly turning on and off the locking mechanism. Thus, when filling the store, it was necessary to lock the mechanisms, then place the cartridge in the upper window, and then move the control lever to the “open” position and return it to its original position. The same manipulations were required in the case of the remaining 18 cartridges.


Receiver and receiver store. The shutter is retracted. Photo Forgottenweapons.com


Before installing the store, it was necessary to pull the handle of the bolt band and move it to the back position, where it was held up by the trigger. Only after that it was possible to insert a magazine into the weapon, after which it was required to disconnect the last stop. The freed cartridge under the action of the spring of the store rose into the receiver, and in its place became the next.

Unusual, and taking into account the accumulated experience, even a strange one, a feature of the Farquair-Hill rifle was a way to bring a weapon into a combat position. To move the bolt forward, then send the cartridge and lock the barrel, you had to pull the trigger. At the same time, the bolt group was released and, under the action of its own return spring, went forward, preparing the rifle for firing. The shot, however, was not made.

To fire a shot, you should aim the rifle at the target and pull the trigger again. After that, the trigger was released, beat on the drummer. Passing through the barrel, the bullet allowed the powder gases to get into the gas chamber of the automation system. The gases pressed the piston and forced it to move backward, compressing the return and buffer springs. At the same time, the rear end of the buffer spring was automatically blocked by a latch and could not move. With the rearmost position of the gas piston, the front end of the buffer spring was automatically locked. The piston was able to go into the neutral front position with its own return spring.

Simultaneously with the latching of the front end of the buffer spring, the rear end was released. Straightening, the spring worked on the slide frame and forced it to go back. The bolt unlocked the barrel, removed the sleeve and threw it out when you roll back. Also produced a new cocking hammer. After the gate has passed a certain distance, the front latch of the buffer spring was turned off. At this point, the return spring of the bolt was straightened, which led to the forward movement of the bolt, sending a new cartridge and returning the buffer spring to its place under the rear of the barrel. After all parts returned to neutral, the rifle was ready for a new shot.


Weapon mounted magazine, bolt in the front position. Photo Forgottenweapons.com


After receiving the patent in 1911, the duet of designers continued to develop their weapons. For example, at a certain stage it was proposed to use a new cartridge of its own design. It was made from a sleeve without a welt, borrowed from the cartridge 7,65x53 mm, and the bullet of the standard .303 British. A prototype weapon was manufactured for such ammunition. The use of a sleeve without a welt allowed to significantly increase the reliability of the automation while maintaining acceptable combat qualities.

After the outbreak of the First World War, M.J. Farquhar and A.H. Hill offered their army development. The military was interested in a new self-loading rifle, but it was not without claims and criticism. So, the army immediately abandoned the use of new cartridges. The military was interested in the rifle only under the standard .303 British ammunition. Also, at the request of the military, some minor changes were made to the weapon design.

In 1916-17, it was decided to manufacture a small batch of Farquhar-Hill rifles in order to conduct field and military tests. This weapon was made and sent to the troops participating in the battles of the First World War. The experience of the military operation of the new system was considered positive. At the very beginning of 1918, the Farquara-Hill rifle was officially adopted by the British Army, giving it a new designation Rifle .303 inch, Pattern 1918. It was also decided to place an order for the production of 100 thousand units of such weapons for supply to the army.

In 1918, we managed to find a contractor who was to make new weapons. However, by the end of the year fighting on the fronts of the First World War actually stopped. In the foreseeable future, a peace treaty was to appear, putting an end to the conflict. Such a change in the situation led to the cessation of the production of new weapons. The army managed to get some Farquhar-Hill rifles, after which their production was discontinued.


Shop window, visible internal parts. Photo Forgottenweapons.com


According to others, until the very end of 1918, the army unsuccessfully tried to find a company that could manufacture and supply new weapons. Weapon factories were loaded with work, because of which no one wanted to take a new order. The search for the contractor continued until the beginning of 1919, when it was decided to abandon existing plans. According to this version, the army received only rifles intended for military trials.

According to some sources, the Rifle .303 inch, Pattern 1918 rifles found limited use in the army and in the Royal Flying Corps. Due to the possibility of self-reloading, such a weapon had certain advantages over other systems. At the same time, in aviation parts of Great Britain already had a significant number of self-loading rifles of other types. As a consequence, M.J. Farquhar and A.Kh. Hilla could not noticeably affect the firepower and combat effectiveness of the fighters.

The total number of Farquhar-Hill rifles produced, according to various sources, did not exceed a few hundred. The weapons were limitedly used by the troops, after which they went to the warehouses. In the future, much of these rifles were disposed of as unnecessary. Several samples have survived to our time and are exhibits of museums and private collections.

Unable to initiate any noticeable rearmament of the army, Mobrey J. Farquhar began to develop his ideas in order to create new types of small arms that could be offered to customers. In 1918, the designer, together with William Berdmore, began to develop the design of a promising machine gun. The design of this weapon should have been used all the main developments from the project of a self-loading rifle.


On the materials of the sites:
http://world.guns.ru/
http://forgottenweapons.com/
http://historicalfirearms.info/
http://alternathistory.com/
http://secretprojects.co.uk/
Author:
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. kalibr
    kalibr 12 July 2016 07: 42
    +4
    Cyril well done, always writes interesting materials.
  2. inkass_98
    inkass_98 12 July 2016 08: 10
    +1
    Thank you for the article.
    An interesting rifle, but with safety requirements when loading a weapon there is a complete seam. Where is the guarantee that with prolonged use of the rifle or just in case of poor-quality assembly from low-quality parts during the installation of the magazine and the sending of the cartridge into the chamber, a shot will not happen simultaneously? In combat conditions, this is especially true, and even with a poorly trained contingent of recruits.
  3. Cat
    Cat 12 July 2016 19: 18
    +2
    The author directly says that the sample rifle is clearly unsuccessful. From myself I will add that according to the estimates of the British themselves, the rifle was rather not technological and quite expensive. In the early 20s, most of the rifle instances had delays in firing due to drawdown of the buffer spring.
    Otherwise, the author is FATY PLUS with TAIL, we look forward to continuing!
    1. Rom14
      Rom14 15 July 2016 06: 38
      0
      The design, although not successful, but the vent pipe is now observed on the clash ...
  4. Oberon812
    Oberon812 12 July 2016 20: 21
    +3
    Here there are shots of equipment and firing of this weapon:

Самозарядная винтовка Farquhar-Hill (Великобритания)

Далеко не все разработки в области самозарядного и автоматического оружия, появившиеся в начале прошлого века, можно было считать удачными. Не имея должного опыта, конструкторы-оружейники были вынуждены самостоятельно придумывать и проверять новые варианты автоматических механизмов. В результате значительно число образцов того времени, по современным меркам, выглядит странно из-за излишней сложности или применения недостаточно эффективных принципов работы. Тем не менее, даже такие системы могли стать предметами заказов армий. Любопытным примером не слишком удачного оружия, все же сумевшего заинтересовать потенциального заказчика, может считаться британская самозарядная винтовка Farquhar-Hill.

Это оружие получило название по фамилиям своих создателей. В начале XX века британские конструкторы Мобрей Дж. Фаркуар и Артур Х. Хилл занялись изучением проблемы создания самозарядного оружия. Вскоре они разработали свой собственный вариант автоматики, который был запатентован в 1908 году. Первый вариант самозарядной винтовки Фаркуар-Хилл, который, однако, не проверялся на практике, подразумевал использование отдачи ствола с длинным ходом в сочетании с некоторыми необычными механизмами.

Главной особенностью оружия, предложенного британскими конструкторами, было отсутствие прямой связи подвижного ствола с механизмами, отвечающими за перезарядку. После выстрела ствол должен был уходить назад, не расцепляясь с затвором, а затем они вместе возвращались обратно. При движении ствола и затвора назад должно было происходить сжатие буферной пружины, которая блокировалась в максимально сжатом положении. Только после возврата ствола в крайнее переднее положение под действием отдельной возвратной пружины должна была происходить разблокировка буферной пружины. После этого она осуществляла отпирание ствола, перемещала затвор и производила перезарядку.


Самозарядная винтовка Farquhar-Hill (Великобритания)
Общий вид винтовки с установленным магазином. Фото Historicalfirearms.info


Предложенная в 1908 году система автоматики могла решать поставленные задачи, самостоятельно перезаряжая оружие. В то же время, такая система оказалась слишком сложной и вряд ли могла показывать требуемую надежность. По этой причине М.Дж. Фаркуар и А.Х. Хилл отказались от изготовления опытного образца, его испытаний и доводки. Было решено продолжить работу над перспективными системами автоматики и искать систему с приемлемой надежностью. В некоторых источниках упоминается, что конструкторы все же изготовили и проверили образец винтовки, работающий на энергии отдачи, однако достойных доказательств существования такой системы пока нет.

В 1911 году конструкторы-оружейники вновь подали заявку на получение патента. На этот раз предметом патента было самозарядное оружие, использующее автоматику на основе газового двигателя. Одновременно с этим новый проект сохранил характерную черту своего предшественника в виде блока буферной пружины. Применение этой системы и некоторых других необычных решений привело к формированию нестандартного облика оружия, имеющего интересные отличия от существовавших в то время образцов.

Необычная автоматика сказалась на общем облике перспективной винтовки. Сохраняя общую компоновку, «традиционную» для винтовок того времени, этот образец должен был иметь нехарактерную форму отдельных деталей. Кроме того, предлагались новые решения, касавшиеся эргономики.

Основной деталью оружия была ствольная коробка большой длины, часть которой фактически представляла собой съемный кожух, прикрывающий ствол и газовый двигатель. Из-за нестандартной системы автоматики с буферной пружиной коробка имела длинную переднюю часть, внутри которой помещался казенник ствола. Спереди к этой части ствольной коробки предлагалось крепить перфорированный кожух, прикрывавший некоторые детали автоматики и часть ствола. Задняя часть ствольной коробки, скреплявшаяся с деревянным прикладом, имела сравнительно малые высоту и ширину. Такая особенность оружия была связана с оригинальной конструкцией затвора. В средней части ствольной коробки, под затвором в его нейтральном положении, имелось приемное устройство для магазина.

Самозарядная винтовка Farquhar-Hill (Великобритания)
Вид на левую сторону винтовки, магазин снят. Фото Historicalfirearms.info


Винтовка Farquhar-Hill должна была использовать патрон типа .303 British (7,7х57 мм R). Был разработан нарезной ствол длиной 686 мм (89 калибров) калибра 7,7 мм с патронником необходимого размера. Ствол жестко закреплялся в ствольной коробке. В нижней стенке ствола, в его передней трети, предусматривалось газоотводное отверстие, соединявшееся с газовой каморой.

Под стволом находилась трубка с газовым поршнем длинного хода. Поршень был связан с двумя пружинами, отличавшимися характеристиками. Использовалась менее мощная возвратная пружина, предназначенная для перемещения поршня в нейтральное положение, а также более сильная буферная, отвечавшая непосредственно за перезарядку оружия.

Под казенной частью ствола помещались буферная пружина и ее механизмы оригинальной конструкции. Пружина оснащалась двумя защелками на обоих концах, которые могли входить в зацепление с канавками на внутренней поверхности ствольной коробки. Задачей защелок была фиксация переднего или заднего конца буферной пружины в требуемом положении на том или ином этапе цикла перезарядки. Своей задней частью буферная пружина контактировала с затворной рамой.

Проектом Фаркуара-Хилла предусматривалось использование затворной группы необычной конструкции. Сам затвор мог вращаться внутри своей рамы, взаимодействуя с направляющей на ее внутренней поверхности, и запирал ствол при помощи набора боевых упоров. Внутри затвора имелся подвижный ударник. Затворная рама была выполнена в виде продолговатой детали переменного сечения с рукояткой перезарядки на правой стороне. Затворная рама буквально надевалась на заднюю часть ствольной коробки и могла перемещаться по ее внешним направляющим. Кроме того, внутри ствольной коробки находились выступы рамы, предназначенные для взаимодействия с буферной пружиной. Внутри задней части ствольной коробки располагалась собственная возвратная пружина затвора. Интересной особенностью новой винтовки было использование затворной рамы в качестве подвижной крышки ствольной коробки, прикрывающей внутренние механизмы.

Самозарядная винтовка Farquhar-Hill (Великобритания)
Принципиальная схема автоматики. Рисунок Alternalhistory.com


Ударно-спусковой механизм винтовки должен был строиться по курковой схеме и располагаться внутри передней части деревянного приклада. При нажатии на спусковой крюков производилась разблокировка курка, который под воздействием собственной боевой пружины бил по ударнику затвора. Имелся неавтоматический предохранитель.

Винтовка должна была использовать специально разработанные для нее барабанные магазины емкостью 19 патронов. Магазин представлял собой изделие в форме усеченного конуса с пружинящими пластинками на обоих основаниях. С помощью этих деталей, входящих в зацепление с выступами на винтовке, магазин должен был удерживаться на своем месте. Любопытной особенностью магазина было оригинальное удерживающее устройство, позволявшее исключить выпадение патронов, а также компенсировать сравнительно большую силу пружины толкателя.

На задней стенке магазина, справа от оси, имелся рычажок, управлявший специальным стопором. При поднятом стопоре в магазин нельзя было помещать патроны, но и выпасть они не могли. Отведя стопор, можно было помещать в магазин патроны. После установки магазина на винтовку также следовало освобождать патроны для выполнения подачи внутрь оружия.

Винтовка получила традиционные для того времени прицельные приспособления в виде мушки на дульной части ствола и рамочного прицела, установленного на заднем срезе ствольной коробки. В транспортном положении он укладывался поворотом назад и вниз, для ведения огня – поднимался вверх. Имелась возможность менять положение целика в соответствии с дистанцией ведения огня.

Самозарядная винтовка Farquhar-Hill (Великобритания)
Ствол и автоматика при снятом кожухе. Фото Forgottenweapons.com


По причине использования длинной металлической ствольной коробки, состоящей из нескольких частей, перспективная винтовка Farquhar-Hill получила сравнительно простую деревянную фурнитуру. Сзади к ствольной коробке должен был крепиться деревянный приклад с пистолетным выступом. Для более удобного удержания оружия приклад имел переднюю часть в виде секции стандартной винтовочной ложи, доходившую до приемного устройства магазина. Цевье не предусматривалось. В то же время, для удобного удержания двумя руками винтовка получила переднюю вертикальную рукоятку. Рукоятка ввинчивалась в отверстия на нижней поверхности передней части ствольной коробки. Наличие нескольких подобных отверстий позволяло стрелку выбрать наиболее удобное для него положение рукоятки.

Транспортировать оружие предлагалось при помощи ремня. Антабки для него помещались на передней части кожуха ствола (слева) и на нижней поверхности приклада.

Винтовка конструкции М.Дж. Фаркуара и А.Х. Хилла имела общую длину порядка 1040 мм и весила без учета патронов около 6,6 кг. Использованная автоматика позволяла вести огонь с технической скорострельностью до 700 выстрелов в минуту. Показатели дальности стрельбы и основные огневые характеристики были на уровне других систем под патрон .303 British.

Винтовка Farquhar-Hill обр. 1911 г. должна была отличаться от других образцов того времени рядом характерных черт. К примеру, процесс снаряжения барабанного магазина требовал постоянно включать и отключать стопорный механизм. Таким образом, при заполнении магазина следовало застопорить механизмы, затем поместить патрон в верхнее окно, а после этого передвинуть управляющий рычажок в положение «открыто» и вернуть в исходную позицию. Те же манипуляции требовалось проделать и в случае с остальными 18 патронами.

Самозарядная винтовка Farquhar-Hill (Великобритания)
Ствольная коробка и приемное устройство магазина. Затвор отведен назад. Фото Forgottenweapons.com


Перед установкой магазина следовало потянуть за рукоятку затворной группы и отвести ее в заднее положение, где она задерживалась деталями УСМ. Только после этого в оружие можно было вставить магазин, после чего требовалось вновь отключить стопор последнего. Освобожденный патрон под действием пружины магазина поднимался в ствольную коробку, а на его место становился следующий.

Необычной, а с учетом накопленного опыта даже странной, особенностью винтовки Фаркуара-Хилла был способ приведения оружия в боевое положение. Для смещения затвора вперед с последующим досыланием патрона и запиранием ствола нужно было нажать на спусковой крючок. При этом затворная группа освобождалась и под действием собственной возвратной пружины уходила вперед, готовя винтовку к стрельбе. Выстрел, однако, не производился.

Для произведения выстрела следовало навести винтовку на цель и еще раз нажать спусковой крючок. После этого освобождался курок, бивший по ударнику. Пройдя по каналу ствола, пуля позволяла пороховым газам попасть в газовую камору системы автоматики. Газы давили на поршень и заставляли его двигаться назад, сжимая возвратную и буферную пружины. При этом задний конец буферной пружины автоматически блокировался защелкой и не мог сдвинуться. При крайнем заднем положении газового поршня происходила автоматическая блокировка переднего конца буферной пружины. Поршень получал возможность уйти в нейтральное переднее положение при помощи собственной возвратной пружины.

Одновременно со срабатыванием защелки переднего конца буферной пружины происходило освобождение заднего. Распрямляясь, пружина воздействовала на затворную раму и заставляла ее уходить назад. Затвор отпирал ствол, извлекал гильзу и выбрасывал ее наружу при откате назад. Также производилось новое взведение курка. После прохождения затвором некоторого расстояния отключалась передняя защелка буферной пружины. В этот момент происходило распрямление возвратной пружины затвора, что приводило к перемещению затвора вперед, досыланию нового патрона и возвращению буферной пружины на свое место под задней частью ствола. После возвращения всех деталей в нейтральное положение винтовка была готова к новому выстрелу.

Самозарядная винтовка Farquhar-Hill (Великобритания)
Оружие с установленным магазином, затвор в переднем положении. Фото Forgottenweapons.com


После получения патента в 1911 году дуэт конструкторов продолжил развитие своего оружия. К примеру, на определенном этапе было предложено использовать новый патрон собственной конструкции. Его выполнили из гильзы без ранта, заимствованной у патрона 7,65х53 мм, и пули стандартного .303 British. Был изготовлен опытный образец оружия под такой боеприпас. Использование гильзы без ранта позволяло заметно повысить надежность работы автоматики при сохранении приемлемых боевых качеств.

После начала Первой мировой войны М.Дж. Фаркуар и А.Х. Хилл предложили свою разработку армии. Военных заинтересовала новая самозарядная винтовка, однако не обошлось без претензий и критики. Так, армия сразу отказалась от использования новых патронов. Военных интересовала винтовка только под стандартный боеприпас .303 British. Также по желанию военных в конструкцию оружия были внесены некоторые незначительные изменения.

В 1916-17 годах было принято решение об изготовлении малой партии винтовок Farquhar-Hill с целью проведения полигонных и войсковых испытаний. Это оружие было изготовлено и отправлено войскам, участвовавшим в сражениях Первой мировой. Опыт войсковой эксплуатации новой системы сочли положительным. В самом начале 1918 года винтовку системы Фаркуара-Хилла официально приняли на вооружение британской армии, присвоив ей новое обозначение Rifle .303 inch, Pattern 1918. Также было решено разместить заказ на производство 100 тыс. единиц такого оружия для поставок в действующую армию.

В 1918 году удалось найти подрядчика, которому предстояло изготовить новое оружие. Тем не менее, к концу года боевые действия на фронтах Первой мировой фактически остановились. В обозримом будущем должен был появиться мирный договор, ставящий точку в конфликте. Подобное изменение обстановки привело к прекращению производства нового оружия. Армия успела получить некоторое количество винтовок Farquhar-Hill, после чего их изготовление было прекращено.

Самозарядная винтовка Farquhar-Hill (Великобритания)
Окно магазина, видны внутренние детали. Фото Forgottenweapons.com


По другим данным, до самого конца 1918 года армия безуспешно пыталась найти предприятие, которое могло бы изготовить и поставить новое оружие. Оружейные заводы были загружены работой, из-за чего никто не пожелал взять новый заказ. Поиски подрядчика продолжались до начала 1919 года, когда было принято решение об отказе от существующих планов. Согласно этой версии, армия получила только винтовки, предназначавшиеся для войсковых испытаний.

Согласно некоторым источникам, выпущенные винтовки Rifle .303 inch, Pattern 1918 нашли ограниченное применение в армии и в Королевском летном корпусе. Благодаря возможности самостоятельной перезарядки подобное оружие имело определенные преимущества перед другими системами. В то же время, в авиационных частях Великобритании и так присутствовало значительное число самозарядных винтовок иных типов. Как следствие, разработка М.Дж. Фаркуара и А.Х. Хилла не могла заметно повлиять на огневую мощь и эффективность боевой работы бойцов.

Общая численность выпущенных винтовок Farquhar-Hill, по разным данным, не превысила нескольких сотен. Оружие ограниченно использовалось войсками, после чего отправилось на склады. В дальнейшем значительная часть подобных винтовок была утилизирована за ненадобностью. Несколько образцов дожили до нашего времени и являются экспонатами музеев и частных коллекций.

Не сумев инициировать сколь либо заметное перевооружение армии, Мобрей Дж. Фаркуар приступил к развитию своих идей в целях создания новых образцов стрелкового оружия, которые можно было бы предложить заказчикам. В 1918 году конструктор совместно с Уильямом Бердмором начал разрабатывать проект перспективного пулемета. В конструкции этого оружия должны были использоваться все основные наработки из проекта самозарядной винтовки.


По материалам сайтов:
http://world.guns.ru/
http://forgottenweapons.com/
http://historicalfirearms.info/
http://alternathistory.com/
http://secretprojects.co.uk/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. kalibr 12 июля 2016 07:42
    Кирилл молодец, всегда пишет интересные материалы.
  2. inkass_98 12 июля 2016 08:10
    Спасибо за статью.
    Интересная винтовка, но вот с требованиями безопасности при заряжании оружия там полный швах. Где гарантия, что при длительном пользовании винтовкой или просто в случае некачественных сборки из некачественных частей во время установки магазина и досылания патрона в патронник не произойдет одновременно и выстрел? В боевых условиях это особенно актуально, да еще и при слабо обученном контингенте новобранцев.
  3. Котище 12 июля 2016 19:18
    Автор напрямую говорит, что образец винтовки явно неудачный. От себя добавлю, что по оценкам самих британцев винтовка была довольно не технологичная и довольно дорогая. В начале 20-х годов большенство экземляров винтовок имели задержки при стрельбе из-за просадки буфферной пружины.
    В остальном автору ЖИРНЫЙ ПЛЮС С ХВОСТИКОМ, ждем продолжения!
    1. Rom14 15 июля 2016 06:38
      Конструкция хоть и не удачная, но газоотводная трубка теперь наблюдается на клаше...
  4. Oberon812 12 июля 2016 20:21
    Вот тут есть кадры снаряжения и стрельбы этого оружия:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня