Military Review

"If Vasil Vasilich does not help, then God has nothing to do"

5
One of the largest Soviet surgeons, Vasily Vasilyevich Ouspensky, was a man of surprising modesty. Self-promotion, boasting, flattery caused him deep disgust. Meanwhile, the merits of Vasily Vasilyevich can hardly be minimized. It was not without reason that Ouspensky, with his talent, courage, and humanity, became the prototype of the doctor from The Tale of a Real Man by Boris Polevoy. However - in order.

The future doctor was born in a village near Vyatka 20 December 1881 of the year. Since childhood, tasted the bitter orphan bread. Mother, Olga Ivanovna, died shortly after the birth of her son. Father, Dmitry Filimonovich Chuchalov, married again. However, in the new family there was no place for the boy - his stepmother disliked him. Vasily received Vasily Alexandrovich Uspensky, the archpriest of the Izhevsk Cathedral (his wife was a relative of the late Olga Ivanovna). Vasily Alexandrovich took the boy to himself, a few years later he gave to the religious school, then to the Kazan Theological Seminary. However, this did not become the vocation of a young man: Ouspensky was expelled from the seminary for participating in one of the riots. "The instigator and the catcher" - was written in the paper about the dismissal. The sixteen-year-old boy turned out to be practically without means of livelihood (foster parents, indignant at the behavior of Vasily, refused to participate in his fate). Note: by that time, the young man’s father was already quite a wealthy man, he kept his shop and hotel. But Vasily was not going to seek help from anyone. And he was not going to give up. Moreover, he did not refuse the decision to become an educated person. He went to work as a local statistician and worked until late evening. And at night (spent the night in the office), having taken only two or three hours to sleep, the rest of the time was devoted to books - the young man was preparing to pass exams for a course in a classical gymnasium. And got his way! Vasily received a certificate of maturity and entered the University of Kazan in the Faculty of Medicine.

After studying here for several years, he transferred to Moscow and continued his studies there. In those years, a special medical expedition was sent to Persia to fight cholera. Ouspensky became a volunteer. True, they didn’t take it right away: in those years, Vasily was not in good health. However, I could still convince the commission and drove off.

In 1905, he participated in a revolutionary demonstration, for which he was persecuted. He was forced to interrupt his studies in the capital for several years and left for France, and returned to his home country in 1910, and soon received a medical degree. However, the last session at the university turned out to be protracted: Ouspensky went to the Tambov province, where an outbreak of typhoid broke out.

The first years after graduation, Ouspensky worked in Ufa, then in Kostroma. In Tver, he moved to 1918 year. Here was the city hospital - in the former barracks. The conditions are very bad, there is practically no medicine. And the sick, the sick ... And very, very many of the ulcers - the hungry years affected. Ouspensky founded a whole hospital town on the land of Tver and headed it. Unusual performance and talent allowed him to combine practice, administrative work and scientific activities. He became a doctor of medical sciences, bypassing the degree of the candidate.
At the same time, Ouspensky was preparing future surgeons. This training was very different from the courses in the usual sense of the word, although Vasily Vasilyevich had time to teach at the institute. But in the hospital, classes were the purest practice: future doctors immediately plunged into their profession - in the sense in which Vasily Vasilyevich saw this profession. That is, the doctor had to not only diagnose and treat, but follow the nutrition of the sick, rest, be for them a loved one. This is exactly how Ouspensky himself behaved. It's amazing how he found time for everything, if he performed operations every day, and very complex ones. His main "theme" can be called ulcers. Vasily Vasilyevich was a supporter of a sparing operation - gastroenterostomy. Before this operation gave few positive results, doctors preferred to remove the ulcer along with part of the stomach. However, at that time there were no antibiotics and widespread donor services - and the results of the operations were often sad. Therefore Vasily Vasilyevich took the side of another method. Moreover, it was he who “introduced into the periphery” blood transfusions (he conducted his first experiment urgently: Ouspensky saved his colleagues Vasilyev from death). And it went smoothly - people were recovering! By the way, he was the first to use an x-ray in a remote, not metropolitan hospital.

The fame of an unprecedented surgeon swept the country, patients from different cities, often very distant, came to the Tver region. “If Vasil Vasilich does not help, then God has nothing to do!” Said the people.

Of course, a talented surgeon was invited to Moscow many times. But Ouspensky refused. He remained a country doctor.
Did not recognize the ranks. When they called to make an appointment, Vasily Vasilyevich forbade the nurses to ask who “at the other end of the line”. Required to know only the symptoms of the disease and the name of the patient. The same ban imposed on his household.

Here is the case. A girl with a severe ectopic pregnancy was brought to the consultation. They brought doctors from Moscow, as the girl felt very bad. Vasily Vasilyevich just looked at her - and suddenly he shouted: “Rather! Purulent appendicitis! ”The metropolitan doctors were dumbfounded. Then they banned the operation - they did not doubt their diagnosis. Ouspensky picked up the telephone receiver and said: “I am calling the prosecutor. I will give you all a trial, damn you! ”And he operated on it. And he removed the purulent appendicitis, and saved the girl from death.

Another case. They brought a patient with cancer from a distant region, in severe form. There is no hope. The doctor on duty wanted to send the patient back, but Ouspensky did not give. “We're putting it,” he said. - We will not prolong his life, but leave hope. Do you know what it is? The flour of despair is more terrible than any physical torments "...

So, the hospital town grew and developed. At his head, there was still a calm, wise, kind doctor. Another fact: in the mid-thirties, Ouspensky lost his leg as a result of an accident, went on a prosthesis. And imagine, his colleagues practically did not know about it!

He was completely indifferent to things, and his salary was spent mainly on books. “I will die,” he joked, “put them instead of a monument” ...

... The Great Patriotic War began.

Vasily Vasilyevich became the chief surgeon of the evacuation hospital (in Kashin). As in previous years, for his patients he was not only a doctor, but also a father and a brother. Often it was possible to see how Vasily Vasilyevich, in minutes, free from operations, came to the sick and fed them with a spoon. Often there was not enough firewood, but the wounded needed warmth. Ouspensky dismantled his barn and dragged him to the hospital literally according to a log. Everybody was surprised: where did the wood come from? And the doctor was silent and smiled. He mastered the case of the electrician and famously repaired the wiring. Although I saw it did not matter, but I read the letters to the soldiers. Everyone said "you." No, almost everyone. But if suddenly he began to “expel” - therefore, he lost respect for that person. He read poems brilliantly and even pretended to act for the wounded, which made him very merry. Once there was a case: a commission arrived at the hospital, and one examiner was perplexed: “You are the head physician, and you behave without keeping a distance at all! Well, how can the wounded believe you if you dance to them? ” Oh, how angry Ouspensky! “I am not a prince, but a sivolapy man! - He snapped. - Son of cantonist and Vyatka petty bourgeoisie! You think that I am not worthy to stand at the head of the hospital - dismiss! ”At this very moment Vasily Vasilyevich“ vykal ”...

During the occupation, the fascists destroyed the new department of the hospital, looted it almost completely. The scientific archive was also destroyed - Ouspensky was going to publish a monograph on the treatment of peptic ulcer. The war took away the “Zemstvo doctor” and son Sergey: he died in the year 1942.

In the 1943 year after Tver’s release, Vasily Vasilyevich restored the surgical department here and created a hospital for children. They were brought here and brought. There were cases, even delivered by plane. More than three thousand saved children's lives ...

"If Vasil Vasilich does not help, then God has nothing to do"


It was Ouspensky who became the prototype of the doctor in The Tale of a Real Man. “This is about Vasily Vasilyevich Ouspensky,” wrote Boris Polevoy in the accompanying note together with the copy sent to Kalinin. “Our great surgeon, whom we, the clans, are proud of.” It was he who served me as the prototype of the image of you. You. in this book. This image is so tightly tied to the prototype that gave birth to it that the artist Zhukov, a great demanding master, however much he beat, demanded in the end that we should go to the original. Go. He made several sketches. And so our Vasily Vasilyevich has already begun living on the book’s illustrations. ” By the way, Lidiya Petrovna Tikhomirova, a student of Uspensky, is a prototype of the main heroine of the Polevoy story “Doctor Vera”.

Almost until the last day of his life, the sick came to Vasily Vasilyevich. He accepted everyone, did not refuse anyone. If there were not enough seats, I put extra beds. In the museum stories Health Tver kept a letter to the collective farmer Sokolov. This is a living example of how sensitive Ospinsky was. “For many years I was tormented by bouts of inhuman pain from an ulcer. I lost my ability to work and, to be honest, I was already preparing to die. Someone advised me to go to you. I remember how I was afraid that I would spend a lot of time only on getting to receive it, because you are the luminary of science. And you accepted me right away. And after the operation, the damned disease fell silent. Now I am completely healthy. Wishing you, dear Vasily Vasilyevich! ”
The doctor received this message shortly before his death (1952 year). “I remember this martyr,” said Vasily Vasilyevich when they read the letters of Sokolov to him. - There was no ulcer - sores. I would like to take another look at it. Did not have time..."

I did not have time ... But he managed to perform more than six thousand operations. And how many lives saved - difficult to count.
Author:
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. strelets
    strelets 11 July 2016 06: 22
    +2
    Bright memory to a pure and kind man, a great doctor!
  2. Sunseich
    Sunseich 11 July 2016 09: 47
    +3
    Yeah.
    It was a man.
  3. 0895055116
    0895055116 11 July 2016 11: 11
    +2
    I cannot say, but in my opinion, in the story "Doctor Vera" there is a character very reminiscent of Vasily Vasilyevich Uspensky - an old doctor who called himself a "doctor" and who died at the hands of the Nazis! It was on SUCH people that RUSSIA ALWAYS HELD!
  4. Vadim2013
    Vadim2013 11 July 2016 13: 59
    +2
    Thank you for the article about a good man, the largest Soviet surgeon Vasily Vasilyevich Ouspensky. Bright memory to him.
  5. zulusuluz
    zulusuluz 11 July 2016 19: 19
    +1
    Simple Russian Man. Giving himself entirely without a trace for the benefit of others.

"Ежели Василь Василич не поможет, тогда и Богу делать нечего"

Один из крупнейших советских хирургов Василий Васильевич Успенский был человеком удивительной скромности. Самореклама, хвастовство, лесть вызывали у него глубокое отвращение. А между тем, заслуги Василия Васильевича вряд ли можно преуменьшить. Недаром именно Успенский, с его талантом, мужеством и человечностью, стал прототипом врача из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Однако — по порядку.

Родился будущий доктор в деревне под Вяткой 20 декабря 1881 года. С детства отведал горького сиротского хлеба. Мама, Ольга Ивановна, умерла вскоре после появления на свет сына. Отец, Дмитрий Филимонович Чучалов, женился опять. Однако в новой семье не нашлось места мальчику — его невзлюбила мачеха. Василия принял в семью Василий Александрович Успенский, протоиерей Ижевского собора (его жена приходилась родственницей покойной Ольги Ивановне). Василий Александрович взял мальчика к себе, спустя несколько лет отдал в духовное училище, затем — в Казанскую духовную семинарию. Однако это не стало призванием юноши: Успенского выгнали из семинарии за участие в одном из бунтов. «Зачинщик и коновод» - было написано в бумаге об увольнении. Шестнадцатилетний паренёк оказался практически без средств к существованию (приёмные родители, возмущённые поведением Василия, отказались от всякого участия в его судьбе). Заметим: к тому времени родной отец юноши был уже довольно состоятельным человеком, держал свой магазин и гостиницу. Но Василий не собирался обращаться за помощью к кому-либо. И не собирался сдаваться. Более того, не отказался от решения стать образованным человеком. Он поступил на работу земским статистиком и трудился до позднего вечера. А ночью (ночевал в конторе), отведя на сон всего два-три часа, остальное время посвящал книгам — юноша готовился сдать экзамены за курс классической гимназии. И добился своего! Василий получил аттестат зрелости и поступил в Казанский университет на медицинский факультет.

Проучившись здесь несколько лет, перевёлся в Москву и продолжил обучение там. В те годы в Персию на борьбу с холерой направлялась специальная врачебно-санитарная экспедиция. Успенский стал добровольцем. Правда, взяли его не сразу: в те годы Василий не отличался крепким здоровьем. Однако смог-таки убедить комиссию и поехал.


В 1905 году он участвовал в революционной демонстрации, за что подвергался преследованию. Вынужден был на несколько лет прервать обучение в столице и уехал во Францию, а в родную страну вернулся в 1910 году и вскоре получил диплом врача. Впрочем, последняя сессия в вузе получилась затяжной: Успенский уехал в Тамбовскую губернию, где вспыхнула эпидемия тифа.

Первые годы после окончания университета Успенский работал в Уфе, затем в Костроме. В Тверь же переехал в 1918 году. Здесь была городская больница — в бывших бараках. Условия очень плохие, медикаментов практически нет. А больных-то, больных... И очень, очень много язвенников — сказывались голодные годы. Успенский основал на тверской земле целый больничный городок и возглавил его. Необыкновенная работоспособность и талант позволили ему сочетать практику, административную работу и научную деятельность. Он стал доктором медицинских наук, минуя степень кандидата.
Одновременно Успенский готовил будущих хирургов. Подготовка эта очень отличалась от курсов в обычном смысле слова, хотя Василий Васильевич успевал и преподавать в институте. Но в больнице занятия представляли собой чистейшую практику: будущие врачи сразу погружались в свою профессию — в том смысле, в котором Василий Васильевич эту профессию видел. То есть врач должен был не только ставить диагноз и лечить, но следить за питанием больных, отдыхом, быть для них родным человеком. Именно так и вёл себя сам Успенский. Удивительно, как он на всё находил время, если каждый день проводил операции, и очень сложные. Его главной «темой» можно назвать язвенные болезни. Василий Васильевич был сторонником щадящей операции — гастроэнтеростомии. Прежде эта операция давала мало положительных результатов, врачи предпочитали удалять язву вместе с частью желудка. Однако в то время не было антибиотиков и широко распространённой донорской службы — и результаты операций часто оказывались печальными. Потому Василий Васильевич стал на сторону другого метода. Более того, именно он «внедрил в периферию» переливание крови (первый опыт провёл экстренно: Успенский спасал от гибели свою коллег Васильеву). И дело пошло на лад — люди выздоравливали! Кстати, он же первым применил в отдалённой, не столичной больнице рентген.

Слава о небывалом хирурге прокатилась по стране, в Тверскую область съезжались больные из разных городов, часто очень далёких. «Ежели Василь Василич не поможет, тогда и Богу делать нечего!» - говорили люди.

Конечно, талантливого хирурга много раз приглашали в Москву. Но Успенский отказывался. Он оставался земским врачом.
Не признавал чинов. Когда звонили, чтобы записаться на приём, Василий Васильевич запрещал медсёстрам спрашивать, кто «на другом конце провода». Требовал узнавать только симптомы болезни и имя пациента. Тот же запрет наложил и на своих домочадцев.

Вот случай. На консультацию привезли девушку с тяжёлой внематочной беременностью. Привезли из Москвы доктора, так как девушка очень плохо себя чувствовала. Василий Васильевиче только посмотрел на неё — и вдруг закричал: «Скорее! Гнойный аппендицит!» Столичные врачи остолбенели. Потом запретили делать операцию — они не сомневались в своём диагнозе. Успенский снял телефонную трубку и сказал: «Я звоню прокурору. Я отдам вас всех под суд, чёрт бы вас побрал!» И прооперировал. И удалил гнойный аппендицит, и спас девушку от смерти.

Другой случай. Привезли из дальнего района больного раком, в тяжёлой форме. Надежды нет. Дежурный врач хотел было отправить больного обратно, но Успенский не дал. «Кладём, - сказал он. - Мы не продлим ему жизнь, но оставим надежду. Знаешь, что это такое? Мука отчаяния страшней любых физических терзаний»...

Итак, больничный городок рос и развивался. Во главе его по-прежнему стоял спокойный, мудрый, добрый доктор. Ещё один факт: в середине тридцатых годов Успенский в результате несчастного случая потерял ногу, ходил на протезе. И представляете, об этом практически не знали его коллеги!

Он был совершенно равнодушен к вещам, а зарплату тратил, в основном, на книги. «Умру, - шутил он, - поставите их вместо памятника»...

...Началась Великая Отечественная война.

Василий Васильевич стал главным хирургом эвакогоспиталя (в Кашине). Как и в прежние годы, он был для своих больных не только врачом, но и отцом, и братом. Нередко можно было увидеть, как Василий Васильевич в минутки, свободные от операций, приходил к больным и кормил их с ложки. Часто не хватало дров, а ведь раненым требовалось тепло. Успенский разобрал свой сарай и перетаскал его в госпиталь буквально по брёвнышку. Все удивлялись: откуда дрова? А доктор молчал и улыбался. Он освоил и дело электрика и лихо чинил проводку. Хотя видел неважно, но читал бойцам письма. Всем говорил «ты». Нет, почти всем. Но если вдруг начинал «выкать» - стало быть, терял к тому человеку уважение. Блестяще читал стихи и даже лицедействовал для раненых, чем очень веселил их. Однажды был случай: в госпиталь приехала комиссия, и один проверяющий стал недоумевать: «Вы главврач, а ведёте себя, совершенно не сохраняя дистанцию! Ну, как вам станут верить раненые, если вы им танцуете плясовую?». Ох, как рассердился Успенский! «Я не князь, а мужик сиволапый! - рявкнул он. - Сын кантониста и вятской мещанки! Считаете, что я недостоин стоять во главе госпиталя — увольняйте!» Вот в эту минуту Василий Васильевич «выкал»...

Во время оккупации фашисты разрушили новое отделение больницы, разграбили её практически дочиста. Уничтожили и научный архив — Успенский собирался издать монографию о лечении язвенной болезни. Война отняла у «земского доктора» и сына Сергея: он погиб в 1942 году.

В 1943 году после освобождения Твери Василий Васильевич восстановил здесь хирургическое отделение и создал госпиталь для детей. Их сюда приносили и привозили. Были случаи, даже доставляли на самолётах. Более трёх тысяч спасённых детских жизней...

"Ежели Василь Василич не поможет, тогда и Богу делать нечего"


Именно Успенский стал прототипом врача в «Повести о настоящем человеке». «Речь идёт о Василии Васильевиче Успенском, - написал Борис Полевой в сопроводительной записке вместе с экземпляром, отосланным в Калинин. - Великом нашем хирурге, которым мы, тверяки, гордимся. Именно он послужил мне прототипом образа Вас. Вас. в этой книге. Образ этот настолько плотно привязан к родившему его прототипу, что художник Жуков, большой взыскательный мастер, сколько над ним ни бился, потребовал в конце концов, чтобы мы поехали к оригиналу. Поехали. Он сделал несколько зарисовок. И так наш Василий Васильевич зажил уже на иллюстрациях книги». К слову, ученица Успенского Лидия Петровна Тихомирова — прототип главной героини повести Полевого «Доктор Вера».

Почти до последнего дня жизни к Василию Васильевичу приезжали больные. Он принимал всех, никому не отказывал. Если мест не хватало — ставил дополнительные койки. В музее истории здравоохранения Твери хранится письмо колхозника Соколова. Это — живой пример того, каким чутким врачом был Успенский. «Много лет меня мучили приступы нечеловеческой боли от язвы. Я утратил трудоспособность и, честно говоря, уже готовился помирать. Кто-то надоумил меня съездить к Вам. Помню, как боялся я того, что много времени потрачу только на то, чтобы добиться приёма, ведь Вы светило науки. А Вы приняли меня сразу же. И после операции проклятая болезнь замолчала. Сейчас я совсем здоров. Поклон Вам, глубокоуважаемый Василий Васильевич!»
Эту весточку доктор получил незадолго до своей смерти (1952 год). «Помню этого мученика, - сказал Василий Васильевич, когда ему прочитали письма Соколова. - Не язва была — язвища. Хотел бы ещё раз взглянуть на него. Не успел...»

Не успел... Но он успел провести более шести тысяч операций. И сколько жизней спас — сосчитать трудно.
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. strelets 11 июля 2016 06:22
    Светлая память чистому и доброму человеку, великому доктору!
  2. СанСеич 11 июля 2016 09:47
    да уж.
    Это был Человек.
  3. 0895055116 11 июля 2016 11:11
    Не могу утверждать, но по-моему в повести "Доктор Вера" есть персонаж, очень напоминающий Василия Васильевича Успенского - старый доктор, который сам себя называл "лекарем" и погибший от рук фашистов! Именно на ТАКИХ людях ВСЕГДА ДЕРЖАЛАСЬ РОССИЯ!
  4. Вадим2013 11 июля 2016 13:59
    Спасибо за статью о хорошем человеке, крупнейшем советском хирурге Василии Васильевиче Успенский. Светлая ему память.
  5. zulusuluz 11 июля 2016 19:19
    Простой русский Человек. Отдающий себя целиком без остатка на благо других.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня