Неизвестная война. Кому всё-таки надо поклониться за «Катюшу»?

109


Описываемые события скоро будут отмечать свое 75-летие. 14 июля 1941 года под небольшим городком Оршей было впервые применено оружие, ставшее кошмаром для гитлеровцев и их союзников и символом успеха для советских солдат. Речь, понятно, идет о реактивном гвардейском миномете, получившем прозвище "Катюша".

Само появление этого оружия до сих пор было покрыто некоей завесой тайны. Но годы идут, с документов снимают гриф "секретно", и все больше и больше фактов становятся доступными.

Рядом с "Катюшей" всегда стояло имя ее главного разработчика, Героя Социалистического Труда Андрея Григорьевича Костикова.

Неизвестная война. Кому всё-таки надо поклониться за «Катюшу»?


Биография Костикова могла бы быть примером для многих. Еще бы, только в советской стране выходец из таких низов мог бы стать не просто Героем, а легендой!

Родился Костиков в 1899 года в селе Казатин Бердичевского уезда Киевской губернии.

Отец — выходец из крестьян, определённой профессии не имел и всю жизнь работал по найму чернорабочим, дворником, носильщиком, переезжая из города в город. Мать занималась домашним хозяйством.

Закончив 4 класса Быстровской сельской школы, с 1913 года Костиков обучался в Москве, в технической конторе инженера Межерицкого, на слесаря-водопроводчика. Затем, в 1914—1919 годах, работал подручным слесаря, а потом слесарем на заводах Москвы, Петрограда, Киева.

В 1918 году вступил в РККА. Принимал участие в боевых действиях против украинских повстанцев, в советско-польской войне. Был ранен в ногу. Некоторые историки, правда, пишут о коротком следствии по обвинению в самостреле. В августе 1920 года попал в плен к полякам, в апреле 1921 года бежал и вновь продолжил служить в РККА.

В 1922—1926 годах обучался в 3-й Киевской военно-инженерной школе, после чего служил в Нижнем Новгороде.

В 1930—1933 годах учился в ВВИА имени Н. Е. Жуковского «по авиационным двигателям и ракетной специальности», где всерьёз заинтересовался ракетной техникой. Был направлен инженером в Реактивный институт (РНИИ, НИИ-3), в отдел баллистических ракет.

Звездный час настал 19 февраля 1940 года, когда сотрудники института А. Костиков, И. Гвай и представитель Главного артиллерийского управления РККА В. В. Аборенков получили авторское свидетельство на изобретение «механизированной установки для стрельбы ракетными снарядами различных калибров» за № 3338.

Это изобретение стало основой для разработки «Катюши». 17 июня 1941 года Костиков продемонстрировал членам политбюро, правительства страны и руководства НКО СССР работу установки, базировавшейся на автомобиле.

За день до начала войны, 21 июня 1941 года, И. В. Сталин принял решение о развёртывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 (УЗО) и о начале формирования соответствующих войсковых частей.

28 июля 1941 года Президиум ВС СССР издал два указа о награждении создателей «Катюши». Первым указом «за выдающиеся заслуги в деле изобретения и конструирования одного из видов вооружения, поднимающего боевую мощь Красной Армии» Костикову было присвоено звание Героя Социалистического Труда (под № 13). Вторым указом орденами и медалями были награждены ещё 12 инженеров, конструкторов и техников, в том числе орденом Ленина, соавторы Костикова по изобретению И. Гвай и В. Аборенков.

Казалось, все закономерно и просто. Простой советский рабочий парень, одаренный природой, создал оружие, сыгравшее одну из важнейших ролей в той войне. И заслуживает встать в один ряд с такими же самородками земли русской, как Грабин, Дегтярев, Калашников.

Но нет. Действительно, ветер истории зачастую сдувает мусор с могил незаслуженно забытых людей.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что единственной заслугой и умением Костикова было умение писать доносы. Это он действительно делать умел. А вот с работой было намного хуже.

Ничем иным не объяснить полное отсутствие каких-либо значительных изобретений и разработок в карьере Костикова нельзя. Более того, в 1944 году он был арестован. Но не по доносу в "шпионаже" в пользу Германии или США. Костикова арестовали, вменив ему подлог и обман правительства вкупе с вредительством. Работы по разрабатываемому Костиковым реактивному самолету проекта "302" было предписано прекратить.

Однако не посадили и не расстреляли. Выпустили через год, в конце февраля 1945 года, естественно, уволив с занимаемой должности. Но разрешили работать в одном из институтов (НИИ-24) по улучшению реактивных снарядов в должности начальника бюро №5.

А 19 апреля 1944 года, когда Костиков уже находился под следствием, военно-прокурорская комиссия вынесла вердикт в том, что Костиков, Гвай и Аборенков не могут считаться авторами реактивных установок М-8 и М-13 и реактивных снарядов РС-82 и РС-132.

Однако дело в суд не было передано. То ли нашлись заступники, то ли простили. Не найдя в составе "враждебных намерений", дело прекратили и Костикова отпустили. И даже разрешили дальше работать, пусть и не в должности начальника НИИ.

Такие жестокие времена были...

Между тем, Костикова вполне можно было обвинить в убийстве. Но так как в те времена подобным убивали многих, то... То мы просто перейдем к следующему герою нашего повествования. Настоящему автору "Катюши".

Знакомьтесь: Георгий Эрихович Лангемак.



Личность, во многом противоречивая и сложная. Его жизненный путь не так прямолинеен, как у Костикова.

Отец и мать Лангемака — швейцарцы. Эрих Францевич — немецкого происхождения, Мария Константиновна — французского. Но всю жизнь, во всех перипетиях, Георгий Лангемак в анкетах писал только "русский".

Образование — великолепное (с родителями-педагогами это несложно). Гимназия, Петербургский университет, Адмиралтейская школа прапорщиков в Петербурге, офицерское артиллерийское училище в Ревеле (Таллинн). Служил, воевал с немцами на Балтике.

Есть сведения, что во время смуты Гражданской войны служил в подразделениях гетмана Скоропадского и Петлюры.
В июне 1919 года вступил в РККА и, как офицер флота, был назначен командиром батареи 4-го дивизиона артиллерии Кронштадтской крепости, а затем комендантом форта «Тотлебен» 4-го дивизиона артиллерии.

Во время Кронштадтского восстания Георгий Лангемак восставших не поддержал и был арестован и приговорён к расстрелу. Он содержался под стражей 2 марта — 18 апреля 1921 года и был освобождён только после подавления восстания. Расстрелять не успели. А содержание в карцере форта спасло Лангемаку жизнь, ибо Тухачевский с восставшими не церемонился.

В 1922 году был исключен из рядов ВКП(б)... за венчание в церкви.

В 1923 году Лангемак поступил в Военно-техническую академию РККА (г. Ленинград) и в 1928-м окончил её. Во время учёбы вместе с другими слушателями академии под руководством преподавателя академии С. А. Серикова выполнял заказы Лаборатории Н. И. Тихомирова (Герой Социалистического Труда, посмертно, 1991 г). Впоследствии Лаборатория Тихомирова, занимающаяся реактивными снарядами на бездымном порохе была переименована в ГДЛ — Газодинамическую лабораторию.

По окончании академии был распределён на должность начальника артиллерии Черноморского флота, но по просьбе Н. И. Тихомирова к Командующему Ленинградским военным округом А. И. Корку он был оставлен для работы в Газодинамической лаборатории.

В Газодинамической лаборатории Георгий Лангемак занимался разработкой реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм. После смерти в 1930 году Н. И. Тихомирова начальником Газодинамической лаборатории был назначен Б. С. Петропавловский, а Лангемака назначили начальником сектора пороховых ракет. И он продолжил разработки, начатые Тихомировым.

В конце 1933 года в Москве на базе Газодинамической лаборатории и МосГИРД (Группы изучения реактивного движения) был создан первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) также известный как НИИ-3.

Директором института был назначен начальник Газодинамической лаборатории И. Т. Клеймёнов, его заместителем — начальник ГИРД С. П. Королёв, которого в апреле 1934 года сменил на этом посту Г. Э. Лангемак.

За время работы в институте Лангемак практически завершил доводку реактивных снарядов РС-82 и РС-132, впоследствии ставших основой реактивного миномёта «Катюша». В 1933 году в Газодинамической лаборатории были проведены официальные полигонные испытания с земли, морских судов и самолётов 9 видов ракетных снарядов различных калибров на бездымном порохе конструкции Б. С. Петропавловского, Г. Э. Лангемака и В. А. Артемьева. 4 из них были приняты на вооружение.

А всего было разработано 82 типа реактивных снарядов калибром 82, 132 и 240 мм.

В этот период Лангемак вёл переписку с К. Э. Циолковским, размышляя и о невоенном применении ракет, о возможности их использования в космонавтике. Кстати, сам термин «космонавтика» ввёл именно Лангемак.

В 1937 г., как «детище» Тухачевского Реактивный научно-исследовательский институт подвергся «чистке». Руководство института было арестовано. 2 ноября 1937 г. Лангемак был арестован (ордер № А 810) органами НКВД г. Москвы как немецкий шпион на основании данных, имевшихся ранее в НКВД (следственное дело архива ФСБ № Р3284 (14654)). Обвинительное заключение, датированное 31 декабря 1937, основано на единственном протоколе допроса, второй экземпляр которого датирован 15 декабря 1937 (первый экземпляр даты не имеет), составленный на основе материалов, предоставленных из института, при активном участии А. Г. Костикова, занявшего место Лангемака после его ареста.

Вместе с Лангемаком были арестованы И. Т. Клеймёнов, С. П. Королёв, В. П. Глушко.

11 января 1938 на закрытом судебном заседании выездной сессии Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством В. В. Ульриха и двумя членами суда, И. Т. Голяковым и А. Г. Суслиным было рассмотрено дело Георгия Эриховича Лангемака.

За «вредительство в области недопущения новых образцов на вооружение» и участие в «антисоветской террористической организации», преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР, Георгий Эрихович Лангемак был приговорён к расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. В тот же день приговор был приведён в исполнение.

За день до этого, 10 января 1938 года, был приговорен и расстрелян директор института, Иван Терентьевич Клейменов.

Но разработанная коллективом "Катюша" все-таки была построена и громила врагов. Торжество правды наступило позже.

19 ноября 1955 Военная Коллегия Верховного Суда СССР под председательством полковника юстиции Лебедкова и членов, подполковников юстиции Романова и Шалагинова, определила: «…приговор… от 11 января 1938 года в отношении Лангемака Георгия Эриховича по вновь открывшимся обстоятельства отменить, а дело по его обвинению на основании п. 5 ст. 4 УПК РСФСР в уголовном порядке прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления…»

Г. Э. Лангемак с коллегами по работе был полностью реабилитирован.

К сожалению, Военная коллегия не закрепила за ними официально статуса авторов "Катюши".

Только в 1991 году Указом президента СССР М. С. Горбачева от 21 июня 1991 посмертно было присвоено звание Героев Социалистического Труда за работы по созданию реактивного миномета:

Ивану Терентьевичу Клеймёнову (расстрелян в 1938 г.)


Георгию Эриховичу Лангемаку (расстрелян в 1938 г.)


Василию Николаевичу Лужину (осужден в 1940 г, освобожден в 1948-м, скоропостижно скончался в 1955-м)


Борису Сергеевичу Петропавловскому (скоропостижно скончался в 1933 г.)


Борису Мизайловичу Слонимеру (умер в 1980-м)


Николаю Ивановичу Тихомирову (умер в 1930-м).


Еще два участника дела, Сергей Павлович Королев и Валентин Петрович Глушко, хоть и получили свои сроки, но, к счастью, основное время провели в так называемых "шарашках" и впоследствии заняли свое место в истории освоения космоса. Но это совсем другая история.

Кстати, в декабре 1935 года вышла в свет книга «Ракеты: их устройство и применение» под редакцией Г. Э. Лангемака и В. П. Глушко. Книга была запрещена в 1938 году и изъята из фондов.



«После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его» (И. В. Сталин).

К сожалению, признание и почет не всегда достаются тем, кто его заслуживает. Так вышло и с Лангемаком и его коллегами по работе. Память и уборка этого исторического мусора — это все, что мы можем. Память, знание того, что сделали для нас эти люди, да мысленно низкий поклон за их работу.

109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 июля 2016 06:38
    Заслужили значит... Награда нашла героев...
    1. +4
      12 июля 2016 09:58
      Очень хорошая статья. Есть только вопрос, на какие документы вы опирались? И где их можно прочитать?
      1. +12
        12 июля 2016 13:00
        Цитата: Венд
        Очень хорошая статья. Есть только вопрос, на какие документы вы опирались? И где их можно прочитать?


        Анатолий, в статье, действительно, все правда.
        Я работал в НИИТП (бывший РНИИ, ныне - "Цетр "Келдыша"), там в конце 80-х и начале 90-х экспертные комиссии снимали гриф со многих документов по истории создания реактивной артиллерии. Сделано это было по инициативе руководства института, поскольку тогда появилось очень много статей, в которых вся заслуга по созданию этого оружия предписывалась исключительно заводу "Компрессор".
        Зайдите на сайт "Центра Кедлдыша", в раздел "История". Там много интересного можно почитать.
        1. +2
          12 июля 2016 16:20
          Зайдите на сайт "Центра Кедлдыша", в раздел "История". Там много интересного можно почитать

          Вот там, как раз таки, сказано, что изобретатель "Катюши" Костиков
        2. +2
          12 июля 2016 22:46
          Я конечно понимаю, что много вреда нанесли карьеристы своими доносами, но хочу спросить, как сохранилось ракетное машиностроение если всех самый главных участников устранили? Вот Шахурин, конструктор миномётов, создал своё лобби, и доносами своими уничтожил мортирное КБ и у нас мортир не было. Уничтожил в 1935 году создателя автоматического 30-мм гранатомёта. Не было у нас автоматического гранатомёта в войну и не было не в одной армии мира. А здесь всех главных устранили, а ракетное оружие только лучше стало и совершенствовалось всю войну. Если честно, то самый главный здесь должен быть создатель технологии производства пороховых шашек медленного горения, основы ракетных снарядов. Германские войска захватили огромное количество Катюш, и есть фотографии установок с полным комплектом снарядов рассматриваемые солдатами Вермахта. Создать химический компонент пороха нет проблем, но технологию узнать нельзя. Так и воевали в Вермахте со своими "ишаками" с дальностью полёта мин на 2.5 км. Американцы создали 30-мм авиационные ракеты. Хотя Сталин, узнав о том что 82-мм снаряд есть у немцев, распорядился передать конструкцию снаряда англичанам и американцам в 1942 году. Только не технологию производства шашек. А ведь именно американцы производили для Красной Армии порох для РСов. Но не шашки. Они производили порох, но не шашки для начинки ракетных корпусов. Так кто тогда главный создатель всех реактивных снарядов?
          1. +1
            13 июля 2016 09:20
            Цитата: shasherin_pavel
            Вот Шахурин, конструктор миномётов, создал своё лобби, и доносами своими уничтожил мортирное КБ и у нас мортир не было. Уничтожил в 1935 году создателя автоматического 30-мм гранатомёта. Не было у нас автоматического гранатомёта в войну и не было не в одной армии мира.

            не было никакого лобби, миномет стоил в 5 раз дешевле, мог изготавливаться любым работником в мастерской ФЗО, не требовал дорогих снарядов
            вот и все лобби
      2. +6
        12 июля 2016 16:02
        Цитата: Венд
        Очень хорошая статья. Есть только вопрос, на какие документы вы опирались?

        Цитата: Венд
        Анатолий, в статье, действительно, все правда.

        Уважаемый коллега Анатолий, в статье, всё, что касается создания реактивных снарядов, описано правильно (здесь я полностью согласен с уважаемым коллегой Алексеем). Несколько лет назад вышла неплохая книга про Лангемака Г.Э. Она есть и электронном виде в сети. Там история создания "Катюши" описывается.
        Однако, всё что касается юридической стороны дела, то это набор надёрганных фраз и обзацев из ВикипедиИ, кои не совсем соответствуют реальным фактам ,как по времени происходивших событий, так и по предъявляемым обвинениям.
        Лангемак и Клеймёнов были арестованы 2.11.1937 года. Приговор - 11.01.1938 г.
        Глушко В.П. арестован в марте 1938 г., а августа 1939 года осуждён Особым совещанием при НКВД СССР. (Максимальный наказание, которые могло выносить Особое совещание - 8 лет лишения свободы)
        Королёл С.П. арестован 27 июня 1938 г., 27.09.1938 г. осужден к лишению свободы. В марте 1940 г. частично реабилитирован (снято обвинение в контрреволючионной деятельности, но оставлены статьи за хозяйсвенные преступления, и уменьшен срок). Арестован Королёв на основании показаний (или доносов) Клеймёнова, Лангемака, Глушко.
        Цитата: Венд
        Сегодня можно с уверенностью сказать, что единственной заслугой и умением Костикова было умение писать доносы. Это он действительно делать умел...
        Между тем, Костикова вполне можно было обвинить в убийстве.

        А вот здесь, уважаемый автор Роман Скоморохов, нужно быть осторожным. Костиков ничем не отличался в карьерном поведении от Клеймёнова, Лангемака, Глушко. В РНИИ доносы были в те времена довольно распространённым явлением. Там шла борьба между ленинградским кланом и московским (с переменным успехом).
        1. +3
          12 июля 2016 16:53
          Согласен с коллегой Гамдлислям.
          Я конечно в то время не жил. Но прочитал книгу Александра Курляндчика на Проза.ру. И вот что он там пишет. Со ссылкой.
          «…В 1928 г. по инициативе Тухачевского была создана занимавшаяся реактивными снарядами Газодинамическая лаборатория. Во главе ее стояли «гениальные конструкторы» Клейменов и Лангемак. Лаборатория с годами превращается в огромное предприятие, государство финансирует ее щедрее некуда. Их в американской Википедии до сих пор именуют создателями гвардейского миномета БМ-13 – легендарной «Катюши». Все это далеко от правды.
          Время течет, течет, годы бегут, бегут. Финансирование – лучше некуда. И что же? А – ни черта! Нет, все вроде бы идет, как по маслу – работа кипит, постоянно проводятся полигонные испытания, бесконечно проходят доработку многочисленные «перспективные образцы». Полная видимость дела. А дела то и нет! Потому что бесчисленные испытания, доработки и усовершенствования так и не приблизили ни на шаг к результату – хотя бы одному единственному образцу, который можно, наконец, принять на вооружение.
          И таким макаром – девять долгих лет! Девять лет тянется эта комедия! С грехом пополам смогли вооружить ракетами истребители – но толку от этих ракет мало (опять таки не пришло еще их время), точность попадания мизерная, куча других недостатков. А ракет для сухопутных войск, главного театра военных действий, как не было, так и нет.
          Реактивный миномет БМ-13 разработали конструкторы А. Г. Костиков, В. В. Аборенков, И. И. Гвай, тем самым обидели царского и советского генерала И.П. Граве, автора идеи [Рождение "Катюши" http://bratishka.ru/archiv/2005/2/2005_2_6.php].
          В феврале 1939 го заканчиваются испытания смонтированной на автомобиле пусковой установки. По ряду серьезных причин она не годится в производство. Ворошилов издает очередной безграмотный приказ – и всего через шесть месяцев не только разработан, но и принят для полигонных испытаний новый образец. Это и есть «БМ 13», более известный нам как «Катюша». Но драгоценное время упущено.
          О том, как рванула вперед советская военно- техническая мысль после того, как армия освободилась от Тухачевского и его банды можно написать толстенную книгу, а впрочем, уже появилось несколько пусть не особо толстых, но толковых и показывающих истинное лицо Красного Гладиатора.»
          1. 0
            13 июля 2016 07:42
            Ворошилов издает очередной безграмотный приказ – и всего через шесть месяцев не только разработан, но и принят для полигонных испытаний новый образец.
            --------------------------------------------------------------------
            Вы забыли взять в кавычки "безграмотный приказ"? иначе белиберда получается.
            А по другим сведениям,именно Ворошилов занявший пост командующего после Тухачевского ,сумел вычленить в ворохе "изобретений " именно "катюшу" и ускорил доработку и внедрение в войска. Согласитесь-это не вяжется с образом "безграмотного солдафона"
        2. 0
          13 июля 2016 16:03
          Цитата: Гамдлислям
          Арестован Королёв на основании показаний (или доносов) Клеймёнова, Лангемака, Глушко.
          Если допрашивать с умением, то любой даст показания какие укажут и на кого укажут. В НКВД допрашивать умели.yes
          Любопытно, многие ли из здесь присутствующих выдержат сеанс терморектального криптоанализа belay и не расколются? Сразу признаюсь - лично я не выдержу.no
  2. +3
    12 июля 2016 06:39
    По данной теме в своё время много было копий сломано.Но напоминание о ней не повредит.
    1. +8
      12 июля 2016 07:30
      Цитата: Fitter65
      По данной теме в своё время много было копий сломано.Но напоминание о ней не повредит.

      Цитата: V.ic
      Заслужили значит... Награда нашла героев...

      Из того что я читал про "Катюши" много тёмного и мутного.К сожалению у меня не сохранились материалы по испытаниям и доводкам ракет.Именно доводка кучности заняла очень много времени.Тихонравов создал пороховой состав для ракет из пироксилинового пороха на нелетучем растворителе из которого прессовались топливные шашки.Сейчас я не могу подтвердить документально,но по памяти могу привести то что от сотрудников ГДЛ требовали точности,кучности и дальности полёта ракет как от артиллерийского снаряда.Для этого использовали и трубчатые направляющие и рейки с Т-образными пазами,но успехи пришли только тогда,когда стали ставить оперение с размерами,выходящими за габариты ракеты.До этого велись работы с оперением не выходящим за габариты корпуса ракеты.Работы по ракетам с тангенциальным истечением газов,и вращением ракет в полёте были отложены,если сказать запрещены из-за падения дальности полёта ракет.В годы ВОВ,по воспоминаниям Новикова и Шахурина,кордит для двигателей пришлось закупать в Англии.
      1. +2
        12 июля 2016 11:20
        в деле первенства применения РСЗО много вопросов (так до сих пор и не разъясненных). а вот касаемо тактики применения подобных систем массово - Союз был первым.
  3. -2
    12 июля 2016 06:41
    Основная заслуга у того кто топливо сделал, запихнуть его в трубу или наварить пусковые рельсы много ума не надо.
    http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer6/Fomenko1.php
    прежде всего Тихомиров и Граве, о котором здесь ни слова, которого "плохой" Сталин от пули спас.
    1. +4
      12 июля 2016 07:45
      Цитата: Simpsonian
      Основная заслуга у того кто топливо сделал, запихнуть его в трубу или наварить пусковые рельсы много ума не надо.
      http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer6/Fomenko1.php
      прежде всего Тихомиров и Граве, о котором здесь ни слова, которого "плохой" Сталин от пули спас.

      Топливо и простейшие ракеты Граве и Тихомиров делали ещё в 1916 году,но как боевые не использовались,из низкой точности полёта,но зато широко использовались как осветительные,в крепостях.http://helpiks.org/1-132247.html
      А вот в ссылке,вам спасибо,упоминаются имена Поморцева и Граве.
      1. 0
        12 июля 2016 10:58
        топливо в разных ракетах разное
        1. +3
          12 июля 2016 12:56
          Цитата: Simpsonian
          топливо в разных ракетах разное
          И форма топливной шашки тоже и режимы нарастания и стабилизации горения тоже. Тихомиров и Граве впервые создали топливо из бездымных порохов,на нелетучем растворителе с высокой стабильностью горения.
          1. +1
            12 июля 2016 16:28
            тогда почему мне за первый комментарий в ветке 7мь упырей поставилор минус? bully
            1. +2
              12 июля 2016 23:02
              Значит семеро не согласны с тобой! Не обращай внимания на минусы... Я бы ещё их считал, так давно бы в унитазе утопился.
              1. -1
                13 июля 2016 03:00
                "амурец" написал то же самое, с ним - согласны
    2. +1
      12 июля 2016 16:56
      Цитата: Simpsonian
      прежде всего Тихомиров и Граве, о котором здесь ни слова, которого "плохой" Сталин от пули спас.


      А как же без расстрельщика Сталина. Не в тренде автор будет
  4. -16
    12 июля 2016 06:55
    "Отец - выходец из крестьян, определённой профессии не имел и всю жизнь работал по найму чернорабочим, дворником, носильщиком, переезжая из города в город. Мать занималась домашним хозяйством." - от осины не родятся апельсины.
    1. +1
      12 июля 2016 07:30
      апельсины обычно имеют свойство превращаться в ...
      1. +1
        13 июля 2016 16:19
        Так получается, что работа в "шарашках", сохранила жизнь многим конструкторам. Ибо под охраной не возможно использовать оружие доноса.

        Хитрый ход, т. Берия. Мудрый вы мужик, были. Где б таких набрать да во власть отправить.
        1. 0
          13 июля 2016 22:06
          а еще в ЗАТО вражеским агентам убить сложнее
          1. 0
            13 июля 2016 22:06
            в шаражках зеком был только каждый 10-й
    2. +15
      12 июля 2016 07:42
      Цитата: veteran66
      от осины не родятся апельсины.


      Николай Некрасов
      «Школьник»

      "- Ну, пошел же, ради бога!
      Небо, ельник и песок -
      Невеселая дорога...
      - Эй, садись ко мне, дружок!

      Ноги босы, грязно тело,
      И едва прикрыта грудь...
      Не стыдися! что за дело?
      Это многих славный путь.

      Вижу я в котомке книжку.
      Так учиться ты идешь...
      Знаю: батька на сынишку
      Издержал последний грош.

      Знаю: старая дьячиха
      Отдала четвертачок,
      Что проезжая купчиха
      Подарила на чаек.

      Или, может, ты дворовый
      Из отпущенных?.. Ну, что ж!
      Случай тоже уж не новый -
      Не робей, не пропадешь!

      Скоро сам узнаешь в школе,
      Как архангельский мужик
      По своей и божьей воле
      Стал разумен и велик
      .

      Не без добрых душ на свете -
      Кто-нибудь свезет в Москву,
      Будешь в университете -
      Сон свершится наяву!

      Там уж поприще широко:
      Знай работай, да не трусь...
      Вот за что тебя глубоко
      Я люблю, родная Русь!

      Не бездарна та природа,
      Не погиб еще тот край,
      Что выводит из народа
      Столько славных то и знай, -

      Столько добрых, благородных,
      Сильных любящих душой,
      Посреди тупых, холодных
      И напыщенных собой
      !"
      1. 0
        12 июля 2016 16:07
        От-лич-но!
      2. -3
        12 июля 2016 18:52
        Цитата: V.ic
        Столько добрых, благородных,
        Сильных любящих душой,
        Посреди тупых, холодных
        И напыщенных собой!"

        Хорошие стихи, правда немного не в тему, я тут уже объяснил некоторым про крестьян и их неоднородность. Были такие, которые корячились все 24 часа в сутки, чтобы дать детям образование, но, к сожалению, таких немного было. Большинство лучше лишний шкалик купят, а не учебник сыну. Так что про "тупых, холодных" это больше к Вам, если Вы этого не поняли.
        1. 0
          13 июля 2016 06:36
          Цитата: veteran66
          про "тупых, холодных" это больше к Вам, если Вы этого не поняли.

          Слюнями побрызгать захотелось? Не напрягайтесь! Не тот случай... Копите злость и высказывайтесь по делу, а не только для того, чтобы вбросить дежурную какашку. bully
        2. +1
          14 июля 2016 23:23
          А "напыщенных собой" это про кого? Может быть про ВАС?
    3. +11
      12 июля 2016 08:23
      от осины не родятся апельсины


      очень даже родятся, главное прививку правильно сделать, тот же Михайло Ломоносов
      1. -6
        12 июля 2016 14:35
        Цитата: Военный Строитель
        тот же Михайло Ломоносов

        И вообще-то Ломоносов был из семьи зажиточного помора и имел дворянские корни.
        1. +2
          12 июля 2016 23:24
          Цитата: МaтьCыраЗемля
          помора и имел дворянские корни.

          Если он имел дворянские корни, то явно не был сыном помора. Все равно как если бы от быка родился иноходец.
          1. +1
            14 июля 2016 14:53
            Цитата: shasherin_pavel
            И вообще-то Ломоносов был из семьи зажиточного помора и имел дворянские корни.


            Не, ён быв из поморских графов и родился в сапогах.
            Правда в Питер притопал в лаптях, сапоги видно пропил.
      2. +1
        12 июля 2016 18:44
        Эк вас торкнуло то, господа минусаторы. Дело в том, что это народная мудрость, как и "Яблоко от яблони...", а для тех кто, по-видимому, не "апельсин" и поставил минус от скудоумия или в погоне за плюсиком, поясню - ключевое слово здесь не крестьянин (крестьяне то как раз были основной движущей силой экономики России, много их своим трудом и народной смекалкой стало крупными купцами и фабрикантами), основное: "определённой профессии не имел", то есть был люмпеном. И у Михайлы Ломоносова не всё так просто с родословной.
      3. -3
        12 июля 2016 23:21
        Упрощенно смотрите на историю. Конечно, по советской агитации надо всем показывать, что из кухарки можно создать министра... Но вот углубитесь в историю поглубже... Ни от кого не секрет, что простолюдины никогда не могли получить образование выше церковно-приходского. Есть такая фишка в нашей истории, когда цари и императоры выбирали себе фавориток красавиц, а когда те беременели, выдавали замуж за дворянина попроще, но оставляли тому единовременную компенсация в пять тысяч, и пенсион ежемесячный на содержание бастарда. Так путешественник Пржевальский родился о Александра II. И это не было секретом для нового мужа худородного дворянина Переживальского. Существовали и списка бастардов от великих князей... Они то и становились учителями, докторами и прочей интеллигенцией. Легендарным остаётся "Табачный капитан" если он был. Как мог Иосиф Виссарионович Джугашвили посылать поздравительную телеграмму с 300-летием дома Романовых из Тбилиси? Только как сын незаконнорожденный Пржевальского, значит внук Александра II. Откуда могла прачка из Гори получать пенсион после гибели мужа почтовыми переводами? Так и Ломоносов, будь хоть на три головы выше самого себя никогда бы не смог поступить в универ, будь он сыном помора.
    4. +3
      12 июля 2016 08:59
      Каких конкретно апельсин родили Вы, коллега?
      1. +1
        12 июля 2016 18:47
        Цитата: Felix99
        аких конкретно апельсин родили Вы

        конкретно... у меня два высших, работаю в банке. Начал с кассира, сейчас руководитель филиала. Дети - тоже высшие, работают в банке, начали с кассиров. Как то так, кОлллега )))
        1. +3
          12 июля 2016 23:39
          Цитата: veteran66
          конкретно... у меня два высших, работаю в банке.

          А от кого вы произошли? Может от кассира в магазине? Понятно, что ваша ветка привита и два высших дают плоды соответствующие. У меня мать имела 4 класса образования, работала кладовщиком на пивзаводе в г. Мончегорске (там я на складах научился крыс из рогатки стрелять), потом кассиром в магазинах (там я научился арбузы зрелые выбирать покупателям), так как на каникулах меня девать было не куда. Образование средне-специальное. Создал "Кодификацию Евангелия", где все Евангелия расположил в хронологическом порядке, перевёл с церковно-славянского Библию переизданную в 1900 году, перевёл, а не перепечатал,"Будинской изборник" родословия словянских князей (род произошедший от Словена, потому словянских) правивших Словянской землёй до Рюрика. Мой сборник истории России, пока ещё в черновом варианте имеет объём равный 5-ти Библиям полного варианта. Вот только совсем недавно узнал, что тот кого я считал своим отцов, который нас бросил, моим отцом не является. Не дожил бы до 58 лет и не узнал бы, что у нас с братом отцы разные.
          1. -1
            13 июля 2016 06:27
            Цитата: shasherin_pavel
            А от кого вы произошли?

            Отец - офицер, лётчик ПВО. И я по его стопам пошёл, только в авиацию по здоровью не попал.
            Цитата: shasherin_pavel
            ваша ветка привита и два высших дают плоды соответствующие.

            видите ли, высшее образование, само по себе, ничего не даёт, сейчас оно у многих, но.... Вот Вам же отсутствие этой "прививки" не помешало свою жизнь построить.
    5. +1
      12 июля 2016 12:14
      Цитата: veteran66
      "Отец - выходец из крестьян, определённой профессии не имел и всю жизнь работал по найму чернорабочим, дворником, носильщиком, переезжая из города в город. Мать занималась домашним хозяйством." - от осины не родятся апельсины.

      Потом этого слесаря с незаконченным начальным записали сразу в ВУЗ. Что он там мог почерпнуть при таком низком старте непонятно. Мой отец работал с немецкими "трофейными" спецами ,ему тогда 17 было , так вот немецкий техник был как у нас кандидат наук.
      Такая степень непрофессиональнализма, согласен с автором была возможна только в советской стране , где ценили не за знания а за происхождение .
      1. +1
        12 июля 2016 14:19
        Цитата: Бифитер
        Что он там мог почерпнуть при таком низком старте непонятно.

        Да ничего. Не могли люди, окончившие с трудом три класса, учиться в ВУЗах!
        Достаточно вспомнить, что в те годы существовал "бригадный способ" сдачи зачетов-экзаменов. Это когда на вопросы отвечали не поотдельности, а целой бригадой, и для зачета (всей группе!) достаточно было чтобы кто-то один из всей группы ответил на вопрос!
        (туши свет вообщем)
        1. +1
          13 июля 2016 09:42
          Цитата: МaтьCыраЗемля
          Достаточно вспомнить, что в те годы существовал "бригадный способ" сдачи зачетов-экзаменов.

          Уважаемые коллеги, зря минусуете коллегу МатьСыраЗемля. Он изложил исторический факт. Во второй половине 20-х годов, в начале 30-х был такой способ сдачи экзаменов на РабФаках. В середине 30-х годов от него отказались.
          Нужно знать историю своей страны, чтобы понять те или иные процессы, происходившие в определённые времена, и причины, их породившие. И воспринимать эти исторические факты, как данность, а не охаивание.
  5. +2
    12 июля 2016 07:13
    Еще два участника дела Сергей Павлович Королев и Валентин Петрович Глушко хоть и получили свои сроки, но к счастью, основное время провели в так называемых "шарашках"

    ...НО к счастью Глушко вытащил Королева с Колымы, где он на момент "вытаскивания" уже превратился в больного умирающего "фитиля" коему до смерти оставалось совсем немного.
    1. +6
      12 июля 2016 07:30
      Королева тоже посадили по доносу "коллеги" !
    2. +4
      12 июля 2016 08:07
      Глушко не имел к этому отношения, вытащил Туполев, у Голованова в книге про Королева это описано, да и Черток в своих "Ракеты и люди" упоминал.
      1. +1
        12 июля 2016 17:00
        Цитата: JIPO
        Глушко не имел к этому отношения,


        Имел. Он донос на Королева написал
    3. 0
      12 июля 2016 12:39
      Это с войны до 1966 года немного?
    4. +4
      12 июля 2016 16:17
      Цитата: Leto
      НО к счастью Глушко вытащил Королева с Колымы

      Уважаемый коллега Иван, Глушко В.П., был причастен (как и некоторые другие), к "посадке" Королёва С.П. До конца своей жизни Сергей Павлович так и не простил за это Глушко. Отношения между ними были, мягко говоря, неприязнеными.
  6. +5
    12 июля 2016 07:19
    Чем больше времени проходит со времен войны,тем больше новых "фактов" открывается.Знать бы где правда...
  7. -1
    12 июля 2016 07:20
    И тут без евреев не обошлось.
    Борис Михайлович Слонимер(1902—1980) — советский учёный и военный инженер-химик, организатор производства вооружения и боеприпасов, руководитель Реактивного института с 1937 по 1940 год, один из руководителей работ по созданию реактивных миномётов Катюша, Герой Социалистического Труда (1991).
    Указом Президента СССР Михаила Горбачева от 21 июня 1991 года Борису Михайловичу Слонимеру в составе тех, кто работал над созданием «Катюш»: Иван Терентьевич Клеймёнов, Георгий Эрихович Лангемак, Василий Николаевич Лужин, Борис Сергеевич Петропавловский и Николай Иванович Тихомиров, посмертно было присвоено звание Героев Социалистического Труда[7].
    1. +6
      12 июля 2016 07:29
      Евреев к деньгам и власти нельзя подпускать,у них крышу сносит.А вообще очень умный народ и приносит много пользы если занимается делом
      1. +2
        12 июля 2016 07:33
        А еще их откуда то очень много на ВО bully ну по крайней мере они сами себя такими считают ...
        1. +2
          12 июля 2016 15:14
          Как сказал Жванецкий . Не называйте друг друга евеями, у нас в стране не все евреи
      2. -11
        12 июля 2016 07:38
        Million
        Без денег никто не работает, даже русские колхозники.А тебя, судя по нику, сомого тянет к миллионам.
        1. -2
          12 июля 2016 08:56
          разве не за трудодни?
        2. +1
          12 июля 2016 17:02
          Цитата: fider
          Без денег никто не работает, даже русские колхозники.А тебя, судя по нику, сомого тянет к миллионам.


          Куда там колхозникам до руководителей евреев.
      3. +4
        12 июля 2016 09:45
        Цитата: Million
        Евреев к деньгам и власти нельзя подпускать,у них крышу сносит.А вообще очень умный народ и приносит много пользы если занимается делом

        Среди ученых также много людей самых разных национальностей, но их имена не так на слуху как раз из-за развитого еврейского пиара и анекдотов, среди сотен Ивановых, Петровых, Кузнецовых, Садыковых или Хусаиновых - Либерман или Перельман явно будут выделятся.
        Евреи своих рекламируют как могут (и это правильно - страна, люди - должны знать героев), а также стараются поддерживать своих и тянуть наверх (это самый большой плюс), когда другие в большинстве стараются утопить и вылезти за счет других.
        1. +1
          12 июля 2016 10:23
          И петрики, вы забыли Петрика
          1. 0
            13 июля 2016 12:43
            Цитата: tilix
            вы забыли Петрика

            Это который Порошенко/Вальцман?
      4. 0
        12 июля 2016 13:00
        Точно. В лагерь их за колючую проводку пусть делом занимаются а вы уж скорбно оставите себе власть и их деньги. Так , господин фашист ?
    2. +5
      12 июля 2016 08:49
      Цитата: fider
      И тут без евреев не обошлось.
      .



      А у нас вся советская эпоха не обошлась без евреев... И за "железным занавесом" они были обычные советские граждане, т.е. как все.. Ни кто не делил людей по национальностям, это к словам - без евреев не обошлось..Были способности- привлекали к работе- и это правильно. А пал занавес, и вот ..якобы все сидели по тюрьмам и под пытками...
      1. +2
        12 июля 2016 08:57
        А по статье - фото первое с "Катюшей" - в Нижегородском Кремле сделано. Сейчас не под рукой фото всей коллекции в этом Кремле, а то бы выложил. Очень красиво сделаны мозаики по тематике ВОВ из фотографий военных лет - кто это придумал и воплотил- большое спасибо, очень впечатляет!
      2. 0
        12 июля 2016 12:58
        Врите больше
        Как все... дело врачей, дела о безродных космополитах и пр.
  8. 0
    12 июля 2016 07:20
    По моему на авторевю статью находил, что из всех катюш на постаментах настоящих штуки 2, остальные поздние переделки без учета реалий применения.
  9. +5
    12 июля 2016 07:22
    От статьи двоякое чувство: гордость за наших ученых и тихая грусть о безвременно ушедших... hi
  10. +6
    12 июля 2016 07:32
    Принимал участие в боевых действиях против украинских повстанцев... служил в подразделениях гетмана Скоропадского и Петлюры...Хотелось бы знать..подразделения гетмана Скоропадского и Петлюры, это украинские повстанцы..? Или же это отдельно?..А кто тогда украинские повстанцы..?..Почему спрашиваю..украинские повстанцы,подразделения Скоропадского и Петлюры, ассоциируется с ВСУ...
    1. +7
      12 июля 2016 11:27
      Цитата: parusnik
      Принимал участие в боевых действиях против украинских повстанцев... служил в подразделениях гетмана Скоропадского и Петлюры...Хотелось бы знать..подразделения гетмана Скоропадского и Петлюры, это украинские повстанцы..? Или же это отдельно?

      Попробую ответить.

      Во-первых, как-то странно звучит, что один и тот же человек служил у Скоропадского и Петлюры. Они были противниками, хотя на словах декларировали похожие - националистические - лозунги. Скоропадский был прямой креатурой немцев, Петлюра - выкормыш и член руководства Центральной Рады, в последствии ориентировавшийся на Польшу. Их вооружённые силы были абсолютно отдельными и никак не пересекались друг с другом. Впрочем, ничто не запрещало отдельным упоротым националистам перебегать из одного лагеря в другой, но для русского офицера, каковым считал себя Ленгемак, такое поведение было вряд-ли характерно. О настроениях в офицерском корпусе войск Скоропадского очень неплохо написано в романе Булгакова "Белая гвардия".

      Во-вторых, украинские повстанцы - это вообще, как правило, нерегулярные формирования самого разного толка (ну богата земля украинская, в том числе и на всякие бурьяны) типа "пана атамана Грициана Таврического" или приснопамятного "батьки Махно". Из подобных внимания заслуживают разве что формирования Галицийской армии - остатки корпуса "Сичовых стрильцив", сформированнных австрийцами из националистически настроенных уроженцев Галиции и использовавшихся ими в конце ПМП против русской армии. В дальнейшем все эти "повстанцы" разными путями разбрелись по жизненным дорогам: кто к Птлюре пошёл; кто в подполье, а потом к Волынцу - Мельнику - Бандере; кто воевать бросил; кто в эмиграцию подался (Канада, Аргентина, кто по-богаче - Франция).

      В-третьих, Ваши аллюзии на современные ВСУ вполне оправданы: вся эта наци-шваль, без отличия оттенков, сейчас в Украине - национальные герои.
      1. +2
        12 июля 2016 13:39
        Повстанцы...уж слишком громко...по мне они бандиты...Не созидали, в основном грабили..
        1. +5
          12 июля 2016 16:55
          Цитата: parusnik
          Повстанцы...уж слишком громко...по мне они бандиты...Не созидали, в основном грабили..

          Помните, как в незабвенной "Свадьбе а Малиновке":


          Грициан: И все мои ребята, как один...
          Попандопуло: ...Стоят за свободную личность.
          Трендычиха: Значит, будут грабить.
          1. +2
            12 июля 2016 17:05
            А вот и видео.
      2. 0
        12 июля 2016 19:23
        Цитата: Алекс
        Во-первых, как-то странно звучит, что один и тот же человек служил у Скоропадского и Петлюры.

        Ничего удивительного. Та же Отдельная Запорожская дивизия (бывший корпус) сначала служила гетману, а затем перешла на сторону Петлюры и опять стала корпусом. Да и вообще армия Петлюры по большей части раньше служила гетману.

        Так что не стоит удивляться. Один советский маршал, помницца, умудрился послужить и у националистов, и у красных. smile
  11. +7
    12 июля 2016 07:47
    От статьи чувство смешанное: что-то похожее на глубокое разачаравание. От того, что когда люди гибли каждый день и час, где то в тылу другие не могли избавиться от желания угробить ближнего только за то, что он оказался более удачлив или способен. И ведь такие ситуации можно обнаружить, интересуясь историей танков, самолётов, артиллерии, да много где ещё.
    1. +3
      12 июля 2016 17:29
      Цитата: Никола Бари
      От того, что когда люди гибли каждый день и час, где то в тылу другие не могли избавиться от желания угробить ближнего только за то, что он оказался более удачлив или способен.


      Согласен. Из книги Ю.И. Мухина. Убийство Сталина и Берии.
      «…В подтверждение этой мысли могу привести воспоминания жены «великого» физика Ландау (жена его называет Дау) о другом «великом» физике – Е. Лившице (Женьке).
      «Осенью 1942 г. в Казань из Харькова приехал Илья Лившиц, хотя их институт был эвакуирован в Алма-Ату. Вечером от Женьки Дау вернулся очень возбужденным:
      – Коруша, какую массу золота я видел у Женьки! Первый раз видел золото царской чеканки. Продемонстрировав мне свое золото, Женька и Илья стали меня уговаривать сейчас под шумок пробираться к персидской границе, а когда немцы возьмут Волгу, перейти границу и пробираться в Америку. Золото-то поможет до Америки добраться.
      – Дау, а при чем здесь ты? Пусть бегут со своим золотом в Америку.
      – Коруша, им необходимо мое имя в пути и особенно в Америке. Нет, ты не бойся, я никуда бежать не собираюсь, но я никак не мог доказать Лившицам, что немцы Волгу не перейдут и что Россию завоевать невозможно! Почему-то забывают историю. Армия Гитлера погибнет, как погибла армия Наполеона.
      – Дау, а ты не посоветовал Женьке сдать свое золото в фонд победы?
      – Коруша, мы победим без Женькиного золота, но про золото ты знать не должна. Я дал слово о золоте тебе не говорить. А главнейшее – я сейчас нужен стране, я ведь тоже работаю на Красную Армию».

      Что дал Ландау Красной Армии, утаив от нее золото Лившица, из воспоминаний, да и из биографии Ландау понять невозможно. Но «устроились» они в тылу неплохо: «Пайки по карточкам у нас были более чем приличные. Женьку поразила разница твердых цен по карточкам и цен на черном рынке. Он решил обогатиться. Продавал все, даже мыло».[К. Ландау-Дробанцева. Академик Ландау. М., «Захаров», 2000.]

      То есть, в то время, когда еврей Драгунский даже после тяжелого ранения и инвалидности рвался на фронт, еврей Лившиц получал в тылу за бесценок продукты и увеличивал количество своего золота, перепродавая их тем, кто делал оружие для армии.
      Драгунские гибли, лившицы жирели и это тоже надо учитывать, чтобы понять, почему еврейские евреи после войны стали лидерами советского жидовства.
  12. +2
    12 июля 2016 08:04
    сейчас такая же "подковерная борьба" в российской оборонке...
  13. +3
    12 июля 2016 09:00
    Кстати, надо отметить заблуждение, что реактивные снаряды были впервые использованы под оршей. Но первое применение было еще на Ханкин Голы с самолетов. Поэтому оставалось только наземный вариант сделать. Т.к авиационный вариант по сути не отличался (кроме размеров) от наземного. Более того сначала и ракеты были одни м8. От них отказались в наземном варианте только в 43 г.
  14. +1
    12 июля 2016 09:15
    Имхо катюшам придается несколько преувеличенно значение. Все же основную роль играла ствольная артиллерия
  15. +7
    12 июля 2016 09:46
    В основе обвинений статьи - сплошные предположения.
    1. "механизированная установка для стрельбы ракетными снарядами различных калибров" - это только сама машина с направляющими. Лангемак не работал в этом направлении.
    2. "Между тем, Костикова вполне можно было обвинить в убийстве" - почему автор так считает? В статье нет обоснования
    3. "Сегодня можно с уверенностью сказать, что единственной заслугой и умением Костикова было умение писать доносы. Это он действительно делать умел. А вот с работой было намного хуже. Ничем иным не объяснить полное отсутствие каких-либо значительных изобретений и разработок в карьере Костикова нельзя." - если это правда, приведите факты, пожалуйста. А то ведь у меня тоже нет никаких значительных изобретений и разработок, а я ведь не пишу доносы.

    Ну а статью прочитал с интересом. Спасибо.
    1. +5
      12 июля 2016 11:43
      Цитата: imugn
      В основе обвинений статьи - сплошные предположения.

      С этим соглашусь. Когда берёшься доказывать, что эти - подлецы, а эти - молодцы, делать это надо, опираясь на документы и факты. Иначе не доказательство выходит, а гипотеза. Но, когда говорят о научных и технических разработках, приписывая их авторство одному человеку, это всегда вызывает сомнения. Подобное бывает крайне редко. Над научными открытиями и талантливыми проектами чаще всего трудится коллектив. И когда авторство проекта танка, самолёта, реактивного миномёта, приписывают одному человеку - это всегда вызывает сомнения в честности и порядочности человека, заявляющего: - Это сделал я!
  16. +4
    12 июля 2016 12:32
    Насколько я понял из статьи, Лангемак создал ракеты, а Костиков - систему запуска. Или ракеты запускались сами собой? Кроме того, что одной строкой написано, что "единственной заслугой и умением Костикова было умение писать доносы", есть ещё что-нибудь? А по ракетоплану "302" - так у нас в то время полно было нелетающих самолётов, и не только Костикова...
  17. +4
    12 июля 2016 12:57
    По Лангемаку впервые прочитал где-то в 1960-х. Наверное Глушко продвигал общественное расследование. Личность действительно подходящая для доносов.
    К сожалению, донос коллег и соседей, часто с корыстной целью, настолько обыденное явление, что на ум в первую очередь приходят Иуда или Варфоломеевская ночь (там в описании есть любопытные свидетельства очевидцев) или все дворцовые интриги. А уж у ученых! А у прочей интеллигенции!!! И ведь что интересно, потом, доносители или репрессанты всегда находили, на кого перевести стрелки: тайная полиция! Зловещие Бенкендорф и Берия! Гнусные правители! Сталин и Николай Палкин!
    Америка и Европа поступала правильно: своих душегубов и сумасшедших охотников за ведьмами либо оправдывали обстоятельствами, необходимостью спасти нацию и прочей мурой для вислоухих и толерантных интеллектуалов, либо просто запрещались упоминать об этом под страхом смерти. Такова демократия в действии. "Загнанных лошадей пристреливают", "мне очень жаль, что твоя гнедая сломала ногу, но Боливар не выдержит двоих", "ничего личного...",- такие обтекаемые формы оправдать устранение конкурентов и взобраться по трупам наверх. Именно так, начинал Рокфеллер: шантажи, убийства, рэкет, доносы,- все средства хороши. Тебя будут уважать. Как тысячи уважаемых Костиковых по всей стране выползли наверх, сгноив в могилах НКВД сотни тысяч "друзей",соседей, коллег и родственников. Виноват ли в этом Сталин? Как человек, отвечающий за Страну, да,-но! А Трумана за Атомные бомбы или Черчиля за Дрезден или прошлые преступления, а Рузвельта за ужасные преступления, а... А!!! То-то же! "Это наши сукины сыны!" И всякая мерзкая мелочь, типа сенатора Маккарти и Рональда Рейгана, признается нашими либерастами, как необходимая самооборона против кровавый гэбни и коммуняк...
    Так что, господа Навальный унд компани... вы не правдоискатели, а доносчики.
    Как бы я ни относился к известным лицам, но слова одного из них: "Я своих не сдаю!" Вызывают уважение.
    Давайте о хорошем вспомним: "Человек человеку друг, товарищ и брат"
  18. +4
    12 июля 2016 14:12
    Катюша ето реактивная система залпового огня, а не реактивньй снаряд.
    Лангемак, Клейменов и сие РСЗО не делали. Не хотели или не придумали ето другое дело?
    Их главное изделие которое увидело свет в 1939 ето НУРС для воздушного боя.
  19. -11
    12 июля 2016 14:15
    Еще бы, только в советской стране выходец из таких низов мог бы стать не просто Героем, а легендой!

    Большевистский миф.
    В нормальных странах нормальные люди и из низов могли стать "героями", достаточно вспомнить Лаврентия Павловича, который еще при царской власти получил образование, будучи из бедной семьи, и работая практикантом в нефтяной конторе (Нобеля, если что) и вполне возможно и при царе достиг бы соответствующих высот.
    В советской же стране "героями" обычно становились бездари, умеющие лишь писать доносы, и Костиков явный пример.
    17 июня 1941 года Костиков продемонстрировал членам политбюро, правительства страны и руководства НКО СССР работу установки, базировавшейся на автомобиле.

    Маловероятно, скорее всего очередной большевистский миф, правдивый точно так же, как авторство Костикова в создании Катюши.
    А дело скорее всего было так. РС изначально уже стояли на вооружении как авиационные ракеты, первое применение которых было еще на Халкин-Голе. Но по причине "разгрома реактивного" о них благополучно "забыли". Вспомнили лишь в начале войны, когда узнали, основной боезапас забытых РС оказался под фашисткой оккупации. Тогда же спешно нарыли старую документацию по РС и выяснили, что конструктора предусматривали возможность стрельбы РС в том числе с водных и наземных установок, при этом первые испытания пусковых установок РС на шасси ЗИС-5 ГАУ проводила еще в 1938!
    Как результат, уже первые две наземные пусковые установки для РС (а сами установки дело не хитрое) были изготовлены 27 июня (при этом есть вариант, что они вообще-то изначально там стояли с 1938 года, их просто нашли и выдали за только что изготовленные!), а первое боевое испытание произошло 14 июля под Оршей, под руководством И. А. Флерова (который после пуска зачем-то поперся на противника и утащил за собой всю батарею, в результате чего погиб).
    Поэтому рассказы, что якобы Джугащвили чего-то там испытал перед войной и приказал поставить на вооружение, скорее всего очередной большевистский миф!
    Такие жестокие времена были

    Да нет, жестокие. Просто лживые и безответственные. Костиков тому явный пример.
    1. +2
      12 июля 2016 14:34
      колись, чей ты клон
      1. -6
        12 июля 2016 16:03
        Цитата: стас57
        колись, чей ты клон

        Специально для тех, кто не понял первый коммент по причине много "букв".
        "Катюша" это прежде всего РС, почему так вам объяснит любой нормальный инженер.
        Отец Катюши Лангемак, дедушки Тихомиров и Артемьев.
        Первое боевое применение РС было на Халкин-Голе, первый наземный пуск РС с авто был осуществлен ГАУ в 1938 с шасси ЗИС-5.
        Из-за репрессий и признания действий "ракетного" вредительскими все РС были изъяты из войск и вспомнили о них только в 41-м, когда 2 имеющиеся в наличии БМ-13 были выданы за новопостроенные и под них был написан миф про "официальную историю Катюши" во главе с идеологически чистым Костиковым.
        И да, все первые РС на "Катюшах" были авиационные, поэтому в авиации их снова увидели только в 1942 году.
        Почему? Потому что чудом выжившим и самолетам банально не на чем было летать до поставок союзниками топлива, и именно поэтому решено было запускать авиационные ракеты с наземных установок.
        Еще есть вопросы?
        1. +5
          12 июля 2016 16:15
          Почему? Потому что чудом выжившим и самолетам банально не на чем было летать до поставок союзниками топлива, и именно поэтому решено было запускать авиационные ракеты с наземных установок.


          а куда в вашей альтернативной реальности делся Баку с его нефтепродуктами? wassat
          1. +2
            12 июля 2016 18:19
            В СССР были проблемы с переработкой, впрочем как и сейчас.
            Нефть была но авиабензина из тонны вырабатывали лишь несколько десятков килограмм
            1. +1
              13 июля 2016 04:59
              Просто нефть бывает очень разная по составу. Такой нефти в СССР было мало.
            2. 0
              13 июля 2016 16:07
              При 40 килограм авиабензин с тон нефти и 30 милиона тон нефти в год получаеться более 1,2 миллион тон авиабензина в год - 100 тьисяч тон в месяц. Ето хватает на более чем 200 тьисяч полет истребителей в месяц. Импортное топливо шло главним образом для импортньих самолетов.
          2. 0
            13 июля 2016 03:43
            Цитата: Писсаро
            а куда в вашей альтернативной реальности делся Баку с его нефтепродуктами?

            Извините что вмешиваюсь,но вот ссылки-ответы на ваш вопрос:
            http://coollib.com/b/157966/read
        2. +1
          12 июля 2016 16:38
          Цитата: МaтьCыраЗемля
          "Катюша" это прежде всего РС

          "Катюша" - это пусковая, шасси, система управления огнем и РС.
          Не спорю, что применялись авиационные РС, но кто придумал поставить их направляющие на автомобиль? Именно в таком виде - не на прицеп, не в поле, не просто на колеса?
          Вот это и есть изобретение "Катюши".
          1. -2
            12 июля 2016 19:50
            Цитата: An64
            Катюша" - это пусковая, шасси, система управления огнем и РС

            Катюша - это РАКЕТНАЯ система ЗАЛПОВОГО огня, и главное в ней именно РС.
            Цитата: An64
            придумал поставить их направляющие на автомобиль?

            А на что? На верблюда?! laughing
    2. 0
      14 июля 2016 17:00
      Интересно, вы любое неудобное для вас утверждение или факт объявляете "очередным большевистским мифом"? winked
  20. +5
    12 июля 2016 16:33
    Статья очень спорная. Происходит передергивание событий и изобретений - вначале говрится об изобретении реактивной установки, потом плавный, практически незаметный переход к изобретателям снарядов, "как основы установки". Это же абсолютно разные понятия. Как и в любом сложном образце вооружения. Есть главные конструктора составных частей, ное сть и главные по всему образцу.
    Да и в итоге - горбачевское присвоение званий "Героев соцтруда" не отменило:
    "19 февраля 1940 года, когда сотрудники института А. Костиков, И. Гвай и представитель Главного артиллерийского управления РККА В. В. Аборенков получили авторское свидетельство на изобретение «механизированной установки для стрельбы ракетными снарядами различных калибров» за № 3338".

    Так, что, как бы там не было - документально авторы "Катюши" (не снарядов, не принципа, а - установки) Костиков, Гвай и Аборенков. И это за все годы никто не опроверг.
  21. 0
    12 июля 2016 16:43
    Цитата: амурец
    До этого велись работы с оперением не выходящим за габариты корпуса ракеты.


    Это как выглядит???
    1. 0
      12 июля 2016 18:50
      Раскрытие после старта или за корпусом ракеты
    2. 0
      13 июля 2016 02:36
      Цитата: Т62

      Это как выглядит???

      По типу миномётной мины.А также смотрите по ссылке:Широкорад.Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1817-2002гг. http://eknigi.org/voennaja_istorija/61925-yenciklopediya-otechestvennogo-raketno
      go-oruzhiya.html
  22. +1
    12 июля 2016 17:23
    Автор мог бы упомянуть и Ива́на Андре́евича Флёрова. Под его командованием "Катюши" впервые применены в бою.
    21 июня 1995г. ему посмертно присвоено звание Героя России.
  23. +2
    12 июля 2016 21:37
    Не знаю, как Вам, а мне сразу вспомнилась книга Ю.Никитина (ох.ренительная вещь) "Золотая шпага". О генерале Засядько А.Д. Сразу даю сноску в Вики (сам знаю, что доверять им нельзя: переврут как выгодно им): https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Засядко,_Александр_Дмитриевич.

    Так вот оттуда:

    19 (!) век:

    Разработанные им ракеты имели дальность полёта до 6 000 метров (английские ракеты Конгрива — до 2 700 метров). Высчитал, сколько пороха потребуется для полета такой ракеты на Луну. Впервые в мире построил ракетную установку, с которой можно было произвести залп сразу 6 ракетами.

    P.s. все может иметь намного более ранние "корни".
  24. 0
    12 июля 2016 22:00
    короче история достаточно стара
    Вспомните, как Штирлиц затянул создание атомной бомбы у фашистов.
    Может и в этом случае играли в поддавки с со всем миром
    1. 0
      12 июля 2016 22:55
      Про Штирлица- это ведь СКАЗКА(ФЕНТЕЗИ).
      1. 0
        13 июля 2016 09:53
        антивирус , sibiryouk
        Про Штирлица
        https://javelin.whotrades.com/blog/43394507447?from=mail&utm_campaign=mail&utm_s

        ource=mail_click&utm_medium=content_digest_v1_active1&mailing_log_id=content_dig

        est&ml_log_id=07d3919c92cf436eae4b3908aea59434&mail_link_type=blogpost.title.1
  25. +1
    12 июля 2016 22:07
    спасибо землякам Горьковчанам!
  26. 0
    13 июля 2016 02:15
    Конечно -колхозник не мог изобрести такую вундервафлю,чувствуется рука сортового немца. А Сталин-зверь перемочил всех лучших,подпортил нацию. Дед мой воевал,говорил что это самая крутая штука была во время войны, фашисты были от неё в ужасе.
    1. 0
      13 июля 2016 05:02
      да, особенно когда стреляли "сараями", fellow только вот смысл в том что у всех были примерно такие штуки sad
  27. 0
    13 июля 2016 15:18
    Автор статьи оправдал свой псевдоним !!! Скоморох, одним словом ! wassat
  28. 0
    13 июля 2016 15:32
    Цитата: veteran66
    Цитата: Felix99
    аких конкретно апельсин родили Вы

    конкретно... у меня два высших, работаю в банке. Начал с кассира, сейчас руководитель филиала. Дети - тоже высшие, работают в банке, начали с кассиров. Как то так, кОлллега )))

    Всё, с вами, ясно !!! Чужие деньги считаете ?! wassat Премии за экономию получаете ???! wassat
    Две вышки, а отдачи, - пшик !!! recourse Неее.., далеко, нам, до Марса !!! wassat

    Статье МИНУС !!!! Наковырять инфы про "Катюшу" и сунуть провокацию между строк, топайте в бухгалтерию, отработали !!! wassat
  29. 0
    13 июля 2016 15:40
    Цитата: МaтьCыраЗемля
    Первое боевое применение РС было на Халкин-Голе, первый наземный пуск РС с авто был осуществлен ГАУ в 1938 с шасси ЗИС-5.

    Почему РС для авиации применили на поле боя в 1939 на Халхин-Голе, несмотря на арест Лангемака, а для РС с шасси ЗИС-5 бил только пуск, но не бьило боевое применение на Халхин-Голе или в Финляндии?
    Цитата: МaтьCыраЗемля
    "Катюша" это прежде всего РС, почему так вам объяснит любой нормальный инженер.

    Катюша изобрели в древнем Китае, родина пороха и ракет, так вам объяснит любой нормальный инженер.
    76 мм СУ сделал Грабин потому что СУ ето прежде всего пушка.
    Цитата: МaтьCыраЗемля
    И да, все первые РС на "Катюшах" были авиационные, поэтому в авиации их снова увидели только в 1942 году.Почему? Потому что чудом выжившим и самолетам банально не на чем было летать до поставок союзниками топлива, и именно поэтому решено было запускать авиационные ракеты с наземных установок.Еще есть вопросы?

    В авиации РС использовали на поле бое с 22 июня 1941. Весь 1941 год в ВВС РККА бьило немало самолетов и совершили они немало полетов прежде чем союзники доставили даже один тон топлива. В июне 1941 когда Катюша принимали на вооружение, война еще не началась, а самолетов бьило очень много.
  30. Rif
    0
    13 июля 2016 18:07
    После 1953 реабилитировали даже Эйхе, а уж Георгия Эриховича Лангемака, сам бог велел.
  31. 0
    14 июля 2016 21:09
    Нда, награда весом 9 грамм нашла своего героя. Хоть посмертно реабилитировали