Крым и Раневская: одна война на всех

57
Крым и Раневская: одна война на всех


Обожаю Раневскую за её искромётный юмор, за её выкованную жизненную позицию. Но она была безвестной актрисой, когда в годы Гражданской войны оказалась в Крыму и просила для своих коллег у большевиков хоть немножечко еды. Военные люди были, по её впечатлениям, самыми благодарными слушателями.

В газетных театральных афишах того времени стало традиционным давать информацию следующего характера: «Вход в театр допускается в верхнем платье», и, наоборот: «Театр отапливается» (хотя последнее встречалось невероятно редко, уже ближе к исходу Гражданской войны).

В тяжелейших условиях военного времени интеллигенция России не только продолжала вести творческую работу: ставить спектакли, организовывать выставки, писать научные труды, но занималась активнейшим образом общественной деятельностью, стараясь найти общий язык с любой политической властью во благо спасения России, не теряя при этом своего лица и не позволяя манипулировать своими убеждениями. Так, в своём воззвании ко всем неравнодушным к интересам искусства обращался Александр Кудряшов: «Прекрасные слова Платона о том, что мир не будет совершенным до тех пор, пока цари не станут философствовать или философы не станут царствовать, остаются девизом многих. Всегда разделяя эту точку зрения, я хотел бы предложить всем, для кого дороги интересы искусства, будет ли то поэзия или живопись и музыка, соединить свои силы в Союз любителей искусства».

Гражданская война прошла и через Крымский полуостров: Советская Социалистическая Республика Тавриды (январь-апрель 1918 года); период немецкой оккупации (май-ноябрь 1918 года); военная интервенция Антанты в Крыму (ноябрь 1918 — апрель 1919 года); Крымская Советская Социалистическая Республика (апрель-июнь 1919 года); период Деникина (апрель-ноябрь 1920 года); Врангель и его разгром в битве за Перекоп (апрель-ноябрь 1920 года).



Свидетельством выдающегося героизма тех лет является местная крымская пресса, в которой то и дело печатались афиши о бесплатных благотворительных спектаклях, концертах, праздниках в фонд раненых, голодающих, детей-сирот и прочие фонды. Так, на страницах газеты «Таврический голос» за 9 января 1920 года говорится о том, что в Театре актёра в Симферополе во время спектакля «Тёмное пятно», прошедшего с большим успехом, бенефициант А.П. Волжин обратился к публике с просьбой сделать пожертвования на борьбу с эпидемией тифа, в результате чего артистами театра бал произведён сбор пожертвований среди публики, который дал 6734 рублей 45 копеек. Сумма была передана секретарю бригады государственной стражи И.К. Кравченко для предоставления губернатору.

Годы братоубийственной Гражданской войны принесли в Россию и в частности в Крым смерть и разруху. Но вместе с тем в этот период на полуострове наблюдался большой духовный, культурный и интеллектуальный подъём. Одной из причин тому было сосредоточение в Таврической губернии всей мощи российской научной и творческой интеллигенции. Справедливости ради надо отметить и тот факт, что именно в 1918 года на полуострове был открыт первый в Крыму университет. И в этом же году силами труппы Драматического театра (бывшего Дворянского) одно из представлений, а именно спектакль «Власть тьмы» по пьесе Л. Толстого, было дано «в пользу Симферопольского Народного университета». Владимир Вернадский, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Константин Тренёв, Николай Самокиш — вот имена, вошедший в золотую копилку нашей истории, судьбы которых тесно связаны с Крымом в период революций и Гражданской войны.

Страшными страницами остался полуостров 1918-1921 годов и в судьбе великой русской актрисы Фаины Раневской. В Крыму будущая известная актриса бывала задолго до начала Гражданской войны, в детском возрасте со своей семьёй. И, конечно, это были летние месяцы отдыха, когда к жемчужному побережью устремлялись все более или менее обеспеченные семьи. Исключение не составила и семья Гриши Фельдмана из Таганрога (отца Фаины Георгиевны). Так, летом 1910 года, отдыхая в Евпатории, 15-летняя Фанни просто влюбилась в молодую актрису Художественного театра Москвы Алису Коонен, отдыхавшую тогда в доме своих родственников Андреевых.

Ещё в детстве Фаина Георгиевна проявляла способности к сценическому искусству, то и дело кого-то пародируя, подражая кому-то, при это не догадываясь, что именно актёрское ремесло станет её судьбой до конца дней.

После неудачных проб, попыток поступить в Москве на актёрские курсы, она волей случая оказалась в Малаховском дачном театре в Подмосковье на летний сезон, где выходила на сцену в массовках. Но это счастливое время закончилось так же быстро, как само лето, и Фаина Георгиевна после долгих мытарств подписала договор на 35 рублей в месяц «со своим гардеробом» на роли «героини-кокет» с пением и танцами в антрепризу Ладовского в Керчь. Здесь она успела отыграть всего один сезон, так как сборов практически не было: театр в то время был всегда пуст. На закрытии театра шла пьеса «Под солнцем юга». Фаина в этой постановке играла гимназиста. Спектакль приехал посмотреть с целью отбора понравившихся актёров в свою труппу антрепренёр из Феодосии Новожилов, в результате чего, «распродав весь свой гардероб», она перебралась из Керчи в Феодосию. Но и здесь её ждала неудача. В конце театрального сезона Новожилов сбежал из Феодосии, не заплатив актёрам ни копейки. В связи со сложившимися обстоятельствами Фаина Георгиевна вынуждена была покинуть солнечный, но на сей раз негостеприимный полуостров и перебраться в Кисловодск. Так закончилась первая, но не последняя актёрская страничка в Крыму для актрисы.



Октябрьская революция и великие перемены застали Раневскую в Ростове. Но тот момент она успела познакомиться и подружиться с женщиной, которая стала для неё одной из ближайших немногочисленных подруг, а если точнее, самым близким человеком, — актрисой Павлой Вульф.

«Красный Крым» — самое страшное воспоминание Фаины. Именно потому она не оставила нам книгу своей жизни, безжалостно в одночасье порвав ей на мелкие кусочки. Но много судьбоносных моментов связывают актрису с Крымом.

Немногим известен тот факт, что именно в Крыму она взяла сценический псевдоним Раневская.



В 1920 году Фаина Георгиевна играла на сцене Первого советского театра (ныне Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького). Режиссёру П.А. Рудину в знак благодарности за сотрудничество и творческий тандем начинающая актриса подарила книгу, подписав её так: «Фаина Раневская». Рассуждая над тем, почему же актриса взяла своим сценическим псевдонимом фамилию чеховской героини из «Вишнёвого сада», в котором она так часто играла на крымских подмостках и в Симферополе, и в Евпатории, и в Керчи, понимаешь, что это не случайно: и Фаину Георгиевну, и Любовь Андреевну объединяли такие черты, как восторженность, эмоциональность, беззащитность.

Фаина Георгиевна в свой крымский период была начинающей, безызвестной актрисой, о чём свидетельствует отсутствие в афишах крымской периодической печати того времени хоть каких-то упоминаний о ней как о действующей актрисе, состоящей в штате труппы театра. Однако в газете «Ялтинский вечер» за 15 сентября 1920 года в афише об открытии зимнего сезона говорится о первых гастролях труппы актрисы Павлы Вульф, вместе с которой выступала и Раневская.

Первые сценические шаги Раневской не всегда были удачными. Так, после одной из самых крупных неудач на крымских подмостках она поклялась себе, что больше не выйдет на сцену. Она рассказала, как чуть было не провалила свой первый театральный сезон в Крыму, когда по ходу действия пьесы ей нужно было сказать, что её ноги легче пуха, а она зацепила декорацию, которая свалилась на голову партнёра и рассмешила публику. После этого она сказала себе, что больше никогда не выйдет на сцену.
Но жизнь её продолжалась, и неистребимое желание снова попасть на сцену снова возобладало, преодолевая страх сделать что-то не так.

Впоследствии она в своих воспоминаниях опишет ещё один курьёзный случай, который произошёл с ней в Крыму. Вместе со своими партнёрами она выступала на детском утреннике и немало повеселила детей, когда зацепилась своим париком за гвоздь, парик слетел и поплыл по воду. Фаина начала страшно смеяться, она смеялась даже за кулисами, куда её разгневанные партнёры уволокли. За это проступок она была наказана: на доске объявлений появился приказ за подписью председателя местного комитета. И Фаина прочла в нём, что получает выговор и предупреждение. И снова ей после этого не хотелось выходить на сцену.

А вокруг бушевала Гражданская война, которая продолжалась в Крыму в течение четырёх лет: «18, 19, 20, 21 год — Крым — голод, тиф, холера, власти меняются, террор: играли в Симферополе, Евпатории, Севастополе, зимой театр не отапливается, по дороге в театр на улице опухшие, умирающие, умершие, посреди улицы лошадь убитая, зловоние». Или вот ещё читаем строки: «Шла в театр, стараясь не наступить на умерших от голода. Жили в монастырской келье, сам монастырь опустел, вымер — от тифа, от голода, от холеры. Сейчас нет в живых никого, с кем тогда в Крыму мучились голодом, холодом, при коптилке».



И всё же надо сказать, что Раневская вспоминает Крым двадцатых годов как один из самых особенных периодов своей жизни, «страшное и неповторимое красивое время». Она подчёркивала положительные эмоции военной публики, радушный приём после каждого спектакля. Сохранился в её памяти и случай, когда после очередного лёгкого водевиля к артистам за кулисы пришёл «грозный усатый комиссар» и попросил сыграть «что-нибудь из классики». Через несколько дней симферопольская труппа поставила «Чайку».

«Нетрудно представить, — вспоминала актриса, — что это был за спектакль по качеству исполнения, но я такого тихого зала до того не знала, а после окончания зал кричал «ура». В те минуты мне казалось, что я прикоснулась к истории самим сердцем».

После спектакля за кулисами артистов снова благодарил комиссар: «Товарищи артисты, наш комдив в знак благодарности вам и с призывом продолжать ваше святое дело приказал выдать красноармейский паёк». Впоследствии великая актриса этот незабываемый случай назовёт «окончательным посвящением в советский театр», а работу на сцене — святым делом на всю свою творческую жизнь».

Крым, помимо жесточайших условий жизни, подарил Раневской встречи и знакомства с необыкновенными людьми, известными уже на тот момент, людьми талантливыми, но, главное, участливыми, высоконравственными, интеллигентными. На страницах своего дневника актриса с теплотой и нежностью вспоминает Максимилиана Волошина, который не дал ей и Павле Вульф умереть в Крыму с голоду в период военного коммунизма: «Все эти дни вспоминала Макса Волошина с его чудесной детской и какой-то извиняющейся улыбкой. С утра он появлялся с рюкзаком за спиной. В рюкзаке находились завёрнутые в газету маленькие рыбёшки, называемые кассой, был там и хлеб, если это месиво можно было назвать хлебом. Была и бутылочка с касторовым маслом, с трудом раздобытая им в аптеке. Рыбёшек жарили в касторке. Это издавало такой страшный запах, что я, теряя сознание от голода, всё же бежала от этих касторовых рыбок в соседний двор. Помню, как он огорчался этим. И искал новые возможности меня покормить».

В опалённом войной Крыму Раневская познакомилась с композитором А.А. Спендиаровым. Было это в Феодосии, куда композитор приехал в надежде дать концерты и заработать хоть какие-то деньги. Фаина Георгиевна помогла Спендиарову организовать один концерт, на котором в зрительном зале сидело всего три человека: Раневская. Её ученица Павла Вульф. Раневская вспоминала, что после концерта маэстро сказал: «Я счастлив! Какая была первая скрипка, как он играл хорошо!» Фаина Георгиевна по молодости лет своих очень удивилась такой оценке, ведь в результате концерт не принёс ожидаемых сборов. И чтобы хоть как-то помочь композитору в данной ситуации, актриса обратилась к комиссару, который распорядился выдать ему по пуду муки и крупы.

С теплотой и нежностью вспоминает Раневская знакомство и дружбу с К.А. Тренёвым, который однажды принёс свою первую пьесу Павле Вульф, на тот момент игравшей в местном театре города Симферополя. Фаина Георгиевна обратила внимание, что драматург очень неловко себя чувствовал, часто извинялся и называл свою пьесу «грешницей». В своей долгой жизни не помню, чтобы я относилась к кому-либо из драматургов-современников так нежно и благодарно, как к Тренёву», — записала в своём дневнике Раневская.

Все эти страшные годы голода и нужды в Крыму Раневская жила в семье Павлы Вульф, которая, будучи на тот момент уже состоявшейся актрисой, делила с начинающей коллегой, подругой и просто близким человеком свой кров, свой стол, несмотря на то, что у самой Павлы Леонтьевны на руках была малолетняя дочь Ирина.

Крымский период жизни закончился для Раневской и Вульф в 1923 году. Они отправились в Казань на зимний период 1923-1924 годов. Голод к тому времени кончился, начался НЭП, но по-прежнему актрисы, как странствующие пилигримы, отправлялись в дорогу в поисках лучшей доли.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -13
    11 июля 2016 07:14
    При всем моем уважении к Раневской, не бала она русской актрисой.
    Почему вы стесняетесь сказать, что она была великой еврейской актрисой?

    Вся русская интеллигенция к описанным событиям бала перебита большевиками, оставшиеся в живых разбежались по европам-америкам, или влачили жалкое существование.
    1. +15
      11 июля 2016 07:27
      Цитата: SarS
      ся русская интеллигенция к описанным событиям бала перебита большевиками, оставшиеся в живых разбежались по европам-америкам, или влачили жалкое существование.

      ДА ты че?.. Так много нового на этом ресурсе узнаю..
      Ну давай..жги напалмом.. фамилии..явки..?
      А РАневская,как часть русской культуры(а она несомненно ее часть),именно русская актриса.
      1. 0
        11 июля 2016 07:34
        Что то в Израиле все артисты-композиторы считаются еврейскими , а в России отчего то русскими.
        Какие тебе явки-пароли нужны?
        1. +9
          11 июля 2016 08:53
          Что то в Израиле все артисты-композиторы считаются еврейскими , а в России отчего то русскими.
          Какие тебе явки-пароли нужны?
          В Израиле Раневскую считают русской как всех русскоязычных евреями в Израиле считают только кто родился в Израиле
        2. +12
          11 июля 2016 09:08
          Да хоть японской. Великая она и всё тут.

          PS
          На заметку Вам. Александр Уваров считается в Израиле одним из самых великих израильских спортсменов. И ни кто не возникает, что он русский (кроме одной с комплексом неполноценности).
    2. +26
      11 июля 2016 07:48
      Она была актрисой русской. Еврейкой по национальности, но русской актрисой. Такие же русские актеры Гафт, Этуш, Быстрицкая, русский певец Кобзон, великий диктор Левитан. А его однофамилец был великим русским художником. А Ландау был великим русским физиком.
      Россия страна многонациональная, и русский не тот, кто говорит на русском языке, а кто ощущает себя русским, принимает и развивает русскую культуру, науку, промышленность.
      Как доказательство от противного - наши небратья вна. Русскоговорящие и с русскими фамилиями, но абсолютно русофобски настроенные. Назвать их русскими язык не поворачивается.
      1. Riv
        +16
        11 июля 2016 08:16
        Если уж открыть амбар с честностью, то Раневская была советской актрисой, а Ландау - советским ученым.
        1. -14
          11 июля 2016 10:44
          Цитата: Riv
          а Ландау - советским ученым.

          Это вы точно про того Ландау, что каждой клеточкой своего гениального организма просто органически ненавидел большевизм?!
          Если да, то вы крупно ошибайтесь, подобные ему люди считают себя мировыми учеными, а не какими-то там, прости Господи, "советскими".
          1. +4
            11 июля 2016 12:17
            Цитата: МaтьСыраЗемля
            что каждой клеточкой своего гениального организма просто органически ненавидел большевизм


            Неполживость во всей красе, "платить и каяцца недостойный смерд перед светилом демократии"! lol

            Цитата: МaтьСыраЗемля
            подобные ему люди считают себя мировыми учеными



            Понеслась! Аллё?! Что то напоминает про мировые в плане полета Гагарина, но как дело доходит до своих достижений, дык превосходство англосаксонсого гения тут как тут! wassat
            1. -9
              11 июля 2016 12:57
              Цитата: kugelblitz
              kugelblitz

              То есть вы отказываетесь признавать тот факт,что и Ландау, и Сахаров, и другие гениальные наши соотечественники были преимущественно диссидентами, ненавидящими большевистскую оккупацию?
              Тогда будьте готовы, что позиция страуса это очень опасная жизненная позиция, её последствия мы особенно остро наблюдали что в 41-м, что в 91-м.
              1. +5
                11 июля 2016 15:08
                Цитата: МaтьСыраЗемля
                гениальные наши соотечественники были преимущественно диссидентами

                У меня к такого рода людям пропадает в ровно тот момент, когда начинают гадить своей стране, эксплуатируя свои заслуги.
                1. -4
                  11 июля 2016 17:09
                  Цитата: kugelblitz
                  У меня к такого рода людям пропадает в ровно тот момент

                  Вы чего сейчас написали?
                  Что у вас в Ровно (Украина, да?) пропадает момент? Клей такой что-ли?
                  Или что? Я вас не понимаю. request
    3. +9
      11 июля 2016 08:41
      Что ты несёшь.Евреи,даги,чехи.Мы живём в России.Мы спокойны,и в рот всех чих-пых.У меня бабушка,по отчиму еврейка была.И чё?Вредила мне?Нет.Я русский.Но знаю русских,которым и руки не подам.Мы россияне,должны держатся,вместе.А,не хохлов изображать.
    4. +6
      11 июля 2016 08:51
      SarS -А у адмирала Нахимова еврейские корни он по твоему кто ?
      Большевики спасли Россию ,если бы не большевики Россию поделили бы
      1. -11
        11 июля 2016 10:48
        Цитата: Лекс.
        если бы не большевики Россию поделили бы

        Если бы не большевики, то и Гражданской войны не было.
        И вам, как никому должно быть это известно, как и то, что в СССР в 30-ые и 40-ые (особенно сильно в 30-е, когда Джугашвили прогибался под Гитлера, завоевывая его симпатию) происходили "еврейские чистки".
        1. +5
          11 июля 2016 11:37
          Ещё раз царя не большевики скинули а ген штаб и гражданская война была бы все равно
          1. -8
            11 июля 2016 12:06
            Цитата: Лекс.
            Ещё раз царя не большевики скинули а ген штаб и гражданская война была бы все равно

            Молодой человек, царь "отрекся" тогда, когда Ульянов вместе с остальными подельниками по политическому и экономическому терроризму скрывался от Российского правосудия в Европе и писал там, что "революция в ближайшие годы, а может быть и никогда, невозможна".
            А "гражданка" началась в 18-м. И нет совершенно никакой прямой связи между отречением и гражданской.
            Поэтому срочно, срочно учиться, хотя бы школьную программу освоить о событиях, происшедших между отречением и гражданской. Например то, сколько голосов взяли на выборах большевики.
            1. +2
              11 июля 2016 12:20
              Цитата: МaтьСыраЗемля
              А "гражданка" началась в 18-м.

              Могу вас поздравить с полным отсутствием у вас причинно-следственных связей! Рукопожимаю, так сказать! bully
              1. -5
                11 июля 2016 13:00
                Цитата: kugelblitz
                с полным отсутствием у вас причинно-следственных связей!

                Ну да, ну да, куда мне до вас, такие как вы причины революции и в правлении Николая 1 смогут найти, чего уж тогда про Николая 2 говорить. Он случаем за поражение СССР перед Рейхом в 41-м ответственен не был?
                Ну там, царские пушки или винтовки стреляли в немцев недостаточно эффективно, либо люди, помнившие жизнь при царе и НЭпе не желали воевать за большевиков в 41-м?
                1. 0
                  11 июля 2016 22:31
                  Цитата: МaтьСыраЗемля
                  Он случаем за поражение СССР перед Рейхом в 41-м ответственен не был?

                  А 41-й год поражением не закончился,немцам наваляли в сражениях за Москву (которую Сталин не сдал),а вот в 42-м у нас положение резко ухудшилось.
        2. -1
          14 июля 2016 12:59
          Non-science fiction.

          Давно такой ахинеи не слышал.
    5. +10
      11 июля 2016 09:24
      На придворном балу к маркизу де Кюстину, автору одной из популярных на Западе книг о России (русофобской, замечу!), обратился император Николай I:

      — Вы думаете, все эти люди вокруг нас — русские?

      — Конечно, Ваше Величество…

      — А вот и нет. Это — татарин. Это — немец. Это поляк. Это — грузин, а вон там стоят eврeй и молдаванин.

      — Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?

      — А вот все вместе они русские!
      1. +3
        11 июля 2016 12:49
        Золотые слова
      2. 0
        11 июля 2016 22:38
        Минус мой.Эдак по Вашему и Пушкин - эфиоп,так как у него прадед арап.Не надо преувеличивать,были конечно и инородцы,но основное-то были русские.И кстати,какого это молдованина упомянул царь? Ну и если Нессельроде - русский,то тогда вообще полный швах.Может из-за таких "русских" он Крымскую войну проиграл?
    6. +8
      11 июля 2016 09:25
      Иосиф Джугашвили не раз говорил: «Я русский человек грузинского происхождения»
      1. -10
        11 июля 2016 10:50
        Цитата: Хагакурэ
        Иосиф Джугашвили не раз говорил: «Я русский человек грузинского происхождения»

        И из какого большевистского фильма-журнала вы узнали эти бредни?
        Да он лично Ульянову заявлял, когда тот из-за наездов Бронштейна требовал от Сосо прекратить его пьянки и оргии, что "я грузин, и без вина не могу".
        1. +4
          11 июля 2016 10:59
          Цитата: МaтьСыраЗемля
          он лично Ульянову заявлял, когда тот из-за наездов Бронштейна требовал от Сосо прекратить его пьянки и оргии, что "я грузин, и без вина не могу"

          А Вы лично при этом свечку держали, да? wink
          1. -6
            11 июля 2016 11:26
            Цитата: Cat Man Null
            А Вы при этом свечку держали?

            Ой, а вот и несогласные подтянулись.
            Сейчас расскажут, что проблемы с алкоголем у Джугашвили придумали либералы и вообще он на русском щебетал лучше Пушкина!
            Вот вам, сами послушайте, как Джугашвили с трудом говорит по-русски по ранее прочитанной бумажке, русский человек, блин.
            1. +3
              11 июля 2016 12:16
              Цитата: МaтьСыраЗемля
              Вот вам, сами послушайте, как Джугашвили с трудом говорит по-русски по ранее прочитанной бумажке, русский человек, блин.

              - послушал
              - "с трудом" не увидел, уж извините
              - народ в зале вроде доволен, все аплодируют

              Так что Вы сказать-то хотели? wink
              1. -6
                11 июля 2016 13:06
                Цитата: Cat Man Null
                "с трудом" не увидел

                Ну это да, если человек целенаправленно не хочет ничего увидеть, то его и не заставишь.
                Иногда, даже с помощью психиатра.
                Цитата: Cat Man Null
                народ в зале вроде доволен, все аплодируют

                Ну тогда по вашей логике самые довольные люди живут в Северной Корее. Да и чего удивляться то, у них там с каждым новым годом трава все вкуснее, а Ким все красивее.
                Цитата: Cat Man Null
                Так что Вы сказать-то хотели

                Главное, что то, что вы сказать пытались, я понял. Извините, не интересно.
          2. +3
            11 июля 2016 22:27
            Цитата: Cat Man Null
            А Вы лично при этом свечку держали, да?

            Он историю СССР по журналу "Огонек" изучал.
            1. Комментарий был удален.
            2. 0
              11 июля 2016 22:53
              Цитата: Pancho
              Цитата: Cat Man Null
              А Вы лично при этом свечку держали, да?

              Он историю СССР по журналу "Огонек" изучал.

              - Сурепка? Сурепка -это два... а как фамилия?
              - Косяков!
              - О.. Косяков - ЭТО ПЯТЬ laughing
    7. 0
      11 июля 2016 11:28
      Лови наркомана!
  2. 0
    11 июля 2016 08:50
    В тяжелейших условиях военного времени интеллигенция России......,но занималась активнейшим образом общественной деятельностью...
    С автором не соглашусь.Никакой общественной деятельностью не занимались,всех интеллигентов большевики к тому времени перебили,да и что творилось тогда в Крыму- ад настоящий.Остались приспособленцы,надо было как-то выживать,не до общественной работы было.
    Вот строки из известного стихотворения М.Волошина :
    Правду выпытывали из под ногтей
    В шею вставляли фугас
    "Шили погоны" ,"кроили лампасы".....
    Можно добавить,что главный палач и мясник Бела Кун проживал в Крыму в доме Волошина
  3. +7
    11 июля 2016 08:57
    Не надо кичиться своей национальностью, надо гордиться своими мозгами, если они есть.
  4. +6
    11 июля 2016 09:09
    В последнее время СМИ стали упоминать артистов как лиц,играющих чуть не ключевую роль в различных исторических событиях
  5. +1
    11 июля 2016 09:21
    Цитата: Лекс.
    Большевики спасли Россию ,если бы не большевики Россию поделили бы

    Именно евреи-большевики разрушили Россию.
    Я во-первых не сказал, что Раневская плохая актриса. Я говорю - не нужно вешать лапшу . Если ты еврей- говори, что еврей, татарин - татарин, русский - русский.
    Лично я не смотрю художественные фильмы и передачи. Почему везде еврейские физиономии.
    Почему Медведев, сто процентный еврей, говорит,что он русский? Стесняется или маскируется.
    Почему в правительстве одни евреи?
    Ребята, вы плохо руководили Россией последние двадцать пять лет!
    Оставьте нас в покое. Езжайте в свой Израиль или Америку, ни кто к вам претензий не имеет. Дайте русским самим восстановить свое государство.
    1. -6
      11 июля 2016 10:58
      Цитата: SarS
      Ребята, вы плохо руководили Россией последние двадцать пять лет!

      И сейчас наверное пойдет перечисление "теорий заговоров", выискавших у всяких там Хрущевых и Брежневых "еврейские корни" ?!
      Цитата: SarS
      Езжайте в свой Израиль или Америку, ни кто к вам претензий не имеет.

      Ну и вообщем-то кто хотел, те уже уехали, и это наверное потому, "что претензий не было"?
      А вы того, сейчас чем занимаетесь, призывая и всех остальных "уехать"?
      Боретесь так за мир между народами?!
      Ну так Россия изначально возникла как государство многонациональное, в котором всякие там славяне и мордва с финнами и русскими "сплавились" в русский народ под влиянием православия и кремлевского меча, и еврейских генов в этом народе тоже предостаточно, уже давно и с русскими фамилиями и даже своих еврейских предков не помнящих.
    2. +1
      11 июля 2016 13:22
      SarS
      Во-первых, я думаю, что ты не русский, потому что ты делаешь много ошибок. А во-вторых, как ты определил национальность Медведева, ты видел его метрики ?
      А в-третьих, я в 1992 году уехал, я вам не мешал разваливаться.
    3. +1
      11 июля 2016 14:28
      Знаю точно, что у меня в роду русские, белорусы, финны, эстонцы, поляки. Неточно шведы и, таки да, именно евреи. Всю жизнь считал себя русским.
      И куда мне по вашей логике ехать?
    4. -2
      11 июля 2016 14:53
      Цитата: SarS
      Езжайте в свой Израиль или Америку, ни кто к вам претензий не имеет. Дайте русским самим восстановить свое государство.

      Абсолютно ничего не имею против. Все в ваших руках, берите власть в свои руки и мы с удовольствием примем тех евреев, которые еще остались у вас. Так же ничего не имею против, что бы те сферы искусства и науки, где проявили себя евреи считались бы израильскими.
  6. 0
    11 июля 2016 09:57
    Крым без Раневской в те годы вряд ли просуществовал!
  7. -12
    11 июля 2016 11:05
    военная интервенция Антанты

    Вот прям слух резануло, словно в заводскую курилку зашел.
    Ну ведь 21-й век на дворе, свобода слова, свобода получения информации, ну сколько можно перепечатывать большевистские листовки с гнилой пропагандой?
    Ну не было, не было никакой интервенции, страны антанты помогали чем могли (недавно кончилась 1МВ, силушки уже не было) представителям легитимной власти в борьбе против большевистской оккупации, организованной в РИ на деньги Германии. С которой Антанта (а значит и Россия тоже) была в состоянии жесточайшей войны!
    Вот вам даже наглядное доказательство, "интервенты" входят в русский город, русские встречают их как парад, с зонтиками и цветами, а не разбегаются по углам как положено при оккупации!
    1. +8
      11 июля 2016 11:20
      МатьСыраЗемля :.... страны антанты помогали чем могли..... представителям легитимной власти в борьбе против большевистской окуппации...

      Так ведь никакой легитимной власти у белых не было,и не могло быть (как и у большевиков).Когда Колчак начал проявлять самовольность,его же эти самые союзники (страны Антанты)с потрохами и сдали красным.Про ликование русских людей при виде "союзников"- время было смутное,люди запутались.Генерал Краснов,например,заявлял : казачество веками было в рабстве у русских царей.Это было время массового помешательства.
      1. -9
        11 июля 2016 11:40
        Цитата: bober1982
        Так ведь никакой легитимной власти у белых не было

        Ой да ладно! Учиться, срочно учиться, если еще не поздно!
        Цитата: bober1982
        Про ликование русских людей при виде "союзников"- время было смутное,люди запутались.

        Кто запутался? Безработные и безземельные, которые пошли за большевиками даже не читая и не зная их программы, потому те их кормили и деньги давали?
        Деньги, еще раз напомню, полученные от грабежей на территории РИ и правительства Германии с целью вывести РИ (страну победительницу) из войны практически перед самым её концом.
        Или это все таки вы "запутались", что защищаете большевиков, которые за деньги в первый год войны собрали в свою армию в несколько раз меньше людей, чем чуть позже на территории СССР собрал в свою армию Гитлер?
        1. +2
          11 июля 2016 11:47
          У вас комментарии сумбурные,интерес пропал с вами дискутировать,я вам искренне желаю всего доброго.
          1. -7
            11 июля 2016 12:11
            Цитата: bober1982
            интерес пропал с вами дискутировать

            То есть по существу возразить нечего? Тогда да, лучше молчать чем говорить.
            1. +2
              11 июля 2016 12:18
              Согласен с вами
        2. 0
          12 июля 2016 03:31
          И потому просрал войну.
      2. +2
        11 июля 2016 14:55
        Цитата: bober1982
        Генерал Краснов,например,заявлял : казачество веками было в рабстве у русских царей

        судя по всему, он и продолжал это считать уже много лет спустя, работая на германских нацистов.
        1. +2
          11 июля 2016 16:54
          Да,генерал очень охотно читал лекции офицерам СС и СД по истории казачества.
    2. Комментарий был удален.
      1. -6
        11 июля 2016 11:49
        Цитата: Cat Man Null
        да... доказательно, чеужтам

        Скажите спасибо, что хоть такие фото большевики оставили. Те, где народу побольше было они уничтожили. Как и многие другие фото где была показана настоящая жизнь в РИ.
        Оставили только те, где были изображены нищие, бомжи и "зверства белогвардейцев".
        Нормальные же фото тех лет сегодня можно посмотреть в библиотеке Конгресса, в России их нету.
        Цитата: Cat Man Null
        Париж немцы тоже не оккупировали, по Вашей логике

        Ну по-вашей логике видимо и не такое возможно. Даже построение коммунизма.
    3. +4
      11 июля 2016 11:29
      Цитата: МaтьСыраЗемля
      русские встречают их как парад, с зонтиками и цветами, а не разбегаются по углам как положено при оккупации!

      - гм...


    4. -1
      12 июля 2016 03:29
      Пожалуйста, предъявите чеки на германские деньги для революции!
      1. 0
        12 июля 2016 04:46
        И пломбы? Чеки то зачем? Нал везли...
  8. +3
    11 июля 2016 15:38
    Свою, так и не написанную автобиографию, Фаина Раневская собиралась начать словами: "Я родилась в семье небогатого нефтепромышленника".Спасибо, Полина...
  9. +7
    11 июля 2016 15:42
    Цитата: МaтьСыраЗемля
    Нормальные же фото тех лет сегодня можно посмотреть в библиотеке Конгресса, в России их нету.

    Сильный аргумент. Извини нас ватников, барин. У нас каша в бороде и лапоть в щах)