Персидский коридор

Персидский коридор


Вопрос о роли персидского коридора ленд-лиза в определённых успехах Красной армии на южном направлении советско-германского фронта в годы Великой Отечественной войны является достаточно дискуссионным. Исследование данной проблемы не являлось приоритетным направлением в советской историографии: причиной тому были идеологические установки периода «холодной войны». Исследовательский интерес к ней проявился уже в постсоветский период.

После подписания в июле 1941 года советско-английского соглашения о предоставлении Советскому Союзу кредита в размере 10 млн. фунтов стерлингов уже в начале сентября начались первые поставки военных грузов из Великобритании в северные порты СССР. Поставки из США совершались, исходя из ранее заключённого советско-германского соглашения 1937 года. Первоначально эти поставки были платными для СССР.


На Московской конференции 29 сентября — 2 октября представители СССР, США и Англии договорились о поставках Советскому Союзу техники, оружия, снаряжения и других средств на период до июня 1942 года. 7 ноября 1941 года США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР. Приняв трёхсторонний закон, стороны определили и способы поставки военно-экономической помощи на территорию Советского Союза.

Персидский коридор


Действовали пять основных маршрутов ленд-лиза: Тихоокеанский, Трансиранский, Арктические конвои, Чёрное море и Советская Арктика. Для увеличения объёмов поставок необходимо было усовершенствовать транспортные узлы Ирана. В основном это были порты Персидского залива и трансиранская железная дорога. Осуществляя эту задачу, Советский Союз и Великобритания в августа 1941 года ввели на территорию Ирана свои войска. С мая 1942 года доставка груза составляла до 90 тыс. тонн в месяц. Грузы перевозила Каспийская военная флотилия, которая нередко подвергалась авианалётам противника.

Персидский коридор


В начале 1942 года немецкое командование запланировало операцию по захвату Кавказа и выходу через Закавказье к Персидскому заливу. Для осуществления этого плана противник решил прорвать советскую оборону на Нижнем Дону в полосе от станицы Цимлянской до Ростова-на-Дону, после форсирования Дона продолжить наступление вдоль побережья Чёрного и Каспийского морей, а горнострелковым войскам одновременно совершить прорыв через перевалы Кавказа в Грузию.

Вскоре наступающая с Миусского рубежа 17-я армия вермахта прорвала оборону Южного фронта и 24 июня 1942 года совместно с дивизиями 1-й танковой армии заняла Ростов-на-Дону и двинулась на юг. К 5 августа 1942 года под Ворошиловском (сегодня — Ставрополь) 1-я танковая армия Клейста сосредоточила до 200 танков, а всего в её дивизиях имелось вдвое больше танков, чем у советских войск. У Северной группы войск Закавказского фронта в это время насчитывалось 133 танка. В августовских боях на Северном Кавказе Северо-Кавказский и Закавказский фронты потеряли большую часть своих танков.

В середине августа немецкие войска заняли Ворошиловск, Краснодар, Армавир, Майкоп и подошли к северо-западным предгорьям Большого Кавказского хребта. Несмотря на ограниченный успех на Кавказе, Гитлер продолжал рассчитывать на осуществление больших планов в этом регионе. В разговоре с Кейтелем 18 сентября 1942 года Гитлер заявил: «Решающим является прорыв на Туапсе, а затем блокирование Военно-Грузинской дороги и прорыв к Каспийскому морю».

К лету 1942 года советское командование недооценило значение кавказского направления. Приоритетным участком обороны было московское направление, чуть позже — сталинградское. Именно туда отправлялись главные резервы Красной армии. Обстановка на Северном Кавказе в конце августа приобрела критический характер. Дефицит бронетехники в частях Северной группы войск Закавказского фронта, необходимой для сдерживания противника на майкопском, грозненском и бакинском направлениях, ставил под угрозу захвата эти центры нефтедобычи и её переработки.

В этот критический период маршрут ленд-лиза из Ирана оказался во многом спасительным для советской группировки войск, действовавшей на Кавказе. Первостепенное значение имели поставки танков и авиации, так как именно эти виды военной техники играли весомую роль с сражениях Великой Отечественной войны. Всего для Красной армии по ленд-лизу за время войны было поставлено около 12,7 тысячи танков из США, Великобритании и Канады. Танковые советские части на Северном Кавказе, до этого имевшие на вооружении преимущественно лёгкие танки, весьма повысили боевую мощь своих подразделений на счёт таких британских и американских танков, как «Валентайн», «Матильда» и «Стюарт». Из Англии и США поставлялись бронетранспортёры МК-1 «Универсал Кэрриер» и М-3 «Скаут».

Персидский коридор


На вооружение советским ВВС РККА через персидский коридор поступали американские и английские самолёты. Поставка боевых самолётов началась с марта 1942 года, в этот период в Тегеране советскими лётчиками было получено 72 бомбардировщика. К концу 1942 года США поставили 300 бомбардировщиков А-20 «Бостон», В-25 «Митчелл».

Персидский коридор


В большом количестве поступали английские истребители «Харрикейн» и «Спитфайр», американские Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», Р-40 «Томагавк» и «Киттихаук», транспортный С-47 «Дуглас». Меньше всего было поставлено американских истребителей Р-47D «Тандерболт». Всего через иранский коридор ленд-лиза было поставлено: в 1942 году — 742, в 1943 году — 2446, в 1944 году — 1678 самолётов (Матишов Г.Г. Афанасенко. Война. Юг. Перелом (лето 1942-осень 1943 гг.). Ростов-на-Дону. 2012. С.64).

Персидский коридор


Через Персидский залив прибывали и различные виды военных автомобилей. Некоторые модели машин поставлялись в порты Ирана в разобранном виде, после чего неподалёку от места прибытия производилась их сборка.

Много трудностей вызывала транспортная система ленд-лиза. Большой проблемой стала своевременная подготовка водителей для автомобильных колонн, которые от портов Персидского залива переправлялись до Каспия. Иногда приходилось перегонять до двух тысяч машин в месяц. Этот вопрос решился после организации кратковременных курсов водителей, набранных из числа местного населения.

За всё время действия Персидского коридора в СССР были переправлены 483 тысячи автомобилей.

Через персидский залив в Закавказье поставлялись такие автомобили, как «Виллис», «Студебеккер», «Додж», «Джи-Э-Си», «А.Е.С.», «Бедфорд», «Альбион», «Остин», «Скаммелл» и другие. Ежемесячно в течение 1942 года для Красной армии по персидскому коридору поставлялось две тысячи военных машин, а во второй половине 1943 года — около пяти тысяч автомобилей.

Наибольшую известность приобрёл лёгкий полевой автомобиль «Виллис», а также «Студебеккер» с установленной реактивной системой БМ-13, получившей название «Катюша».

Как показала военная практика, большое значение имела поставка бронетехники. В октябре 1942 года в составе советских танковых частей на Кавказе действовали 302 танка, из которых 132 танка были производства США и Англии, поступившие на фронт по ленд-лизу через Иран. Количество поставленных танков по ленд-лизу на Кавказ составляло практически половину из общего числа боевых единиц в советских танковых частях на Кавказе. Например, в 5-й гвардейской танковой бригаде насчитывалось 70 танков, из них 55 были «ленд-лизовскими». В 15-й танковой бригаде и в 75-м отдельном танковом батальоне 99 процентов имевшихся в составе танков были из поставок ленд-лиза по иранскому маршруту (Коломиец М., Мощанский И. Оборона Кавказа. Июль-декабрь 1942 года. Фронтовая иллюстрация. 2000 год. №2. С. 49-52).

В сентябре 1942 года 5-я гвардейская танковая бригада в боях у Малгобека нанесла большой урон немецким частям, было подбито и сожжено 38 танков и штурмовых орудий; уничтожено 24 гаубицы и пушки; шесть миномётов и до 1800 человек (Танковый ленд-лиз). Учитывая эти и другие факты, можно говорить о том, что поставки бронетехники по ленд-лизу через персидский коридор были очень значимыми для советских войск на Кавказе.

В ходе Нальчикско-Орджоникидзевской оборонительной операции 25 октября — 12 ноября 1942 года противник встретил упорное сопротивление Красной армии. В итоге враг не смог пройти через Орджоникидзе и Грозный к каспийскому морю. Если бы прорыв немецких войск к Прикаспию увенчался успехом, тогда под угрозу попал бы важный маршрут ленд-лиза из Ирана в СССР. В тот момент стратегическое значение имела железная дорога от Кизляра до Астрахани, построена в первом полугодии 1942 года. Из Астрахани груз отправлялся в Сталинград и далее по фронту.

К февралю 1943 года у Северо-Кавказского фронта на вооружении имелось 186 иностранных танков: 123 «Стюарта», 38 «Валентайнов», 15 М-3 «Ли», 10 «Шерманов». Уже в марте 1943 года вооружённая лёгкими танками «Стюарт» 92-я танковая бригада уничтожила 14 единиц бронетехники, 4 миномёта, 5 лёгких орудий и до 400 человек противника, но и сама бригада потеряла в боях почти вдвое больше танков (Танковый ленд-лиз).

Важную роль сыграли поставки по ленд-лизу для войск Южного фронта. Американские и английские самолёты, танки, бронемашины, автотранспорт, тягачи, зенитные орудия, а также снаряжение и продовольствие сыграли положительную роль в обеспечении Красной Армии при прорыве Миус-фронта. В штурме Миусского рубежа участвовала 8-я воздушная армия, в составе авиационных дивизий которой находились и ленд-лизовские самолёты. В основном это были истребители Р-39 «Аэрокобра» и бомбардировщики А-20 «Бостон».

Персидский коридор


Эффективность боевых вылетов А.И. Покрышкина на «Аэрокобре» и его умение вести бой свидетельствуют о том, что этот тип самолётов был наиболее успешной моделью среди поставляемых союзниками воздушных машин (Матишов Г.Г. Афанасенко. Миус-фронт в Великой Отечественной войне. Ростов. 2001. С.151-152).

Изменения в лучшую сторону последовали после конференции Великобритании, СССР и США осенью 1943 года в Тегеране. Эта конференция оказала положительное воздействие на поставки по Персидскому коридору. В январе 1944 года началась поставка в СССР железнодорожного оборудования. В боях под Сталинградом и на Дону немецко-фашистскими войсками было разрушено железнодорожное сообщение. Через персидский коридор завозились локомотивы, вагоны, грузовые платформы, а также металлопрокат и другое оборудование.

В ходе Крымской наступательной операции 1944 года советские танкисты смогли отличиться в боях: в 79-й и 101-й танковых бригадах в общей численности находилось до 60 «Валентайнов», поставленных через Иран. Советские танкисты из 101-й танковой бригады на этих боевых машинах в ходе успешного манёвра ворвались в Симферополь и навели панику в расположении немецких войск. «Валентайны» имели крепкую броню, радиосвязь и дымовые гранатомёты.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 86
  1. Simpsonian 12 июля 2016 06:51
    Цитата: Полина Ефимова
    Из Англии и США поставлялись бронетранспортёры МК-1 «Универсал Кэрриер» и М-3 «Скаут».

    первый был пулеметной танкеткой, второй бронеавтомобилем
    В ВОВ в советских ВС не было БТР

    Через Иран шла в основном продукция индийских автомобильных заводов своим ходом.
    1. Комментарий был удален.
    2. сибиралт 12 июля 2016 15:47
      За время персидского коридора было переброшено в СССР 483 тысячи автомобилей? belay С нулями ничего не перепутали?
  2. parusnik 12 июля 2016 07:50
    Полина,вот не женское дело такие статьи писать..Посыпятся сейчас замечания..Спасибо...за статью..старались..
    1. kalibr 12 июля 2016 08:42
      Там вроде бы все верно. Коломиец написал хорошую книгу, а ссылки на него и много. Так что за что замечания? За подборку цифр?
      1. parusnik 12 июля 2016 11:25
        Да, в целом верно...А почитайте комментарии внизу..
  3. podgornovea 12 июля 2016 08:00
    В основном были важны поставки автотранспорта.
    Самолёты и танки на фоне советского производства очень бледно выглядят.
    А вот грузовики в то время край как нужны были но производить и танки и грузовой автотранспорт не было возможности.
    Продовольствие тоже по ленд-лизу шло - однако Монголия с 750 тысяч населения поставила СССР мяса чуть меньше чем тушонки союзники.
    1. kalibr 12 июля 2016 08:43
      Мясо тухнет, тушенка -нет!
      1. Simpsonian 12 июля 2016 08:51
        и много протухло?
        1. kalibr 12 июля 2016 10:26
          Есть официальные нормы в % на портящееся мясо. Но я их не знаю. Но они есть, и очевидно, что какой-то % этого мяса просто протух, а какой-то списали, как протухшее.
          1. Simpsonian 12 июля 2016 10:56
            на бастурму, солонину или живой скот какие?
      2. Комментарий был удален.
    2. kalibr 12 июля 2016 08:44
      50% на Миус-фронте это не так бледно, как кажется. Это каждый второй танк!
      Два минуса это я понимаю, что 50% их авторам мало?
      1. Simpsonian 12 июля 2016 08:53
        Танки английские были дерьмовые, и если да, что-то не то было потом с ним...
        1. Petrik66 12 июля 2016 10:57
          С чем сравнивать? С БТ и Т 26? В 1942 году, когда Кавказ был отрезан от Европейской части СССР и Сибири, откуда бы там появиться другим машинам? По Вашим словам, лучше с бутылкой КС, чем на "Стюарте" или "Валентайне". У немцев там тоже не "Тигры" были. Союзники нам крепко помогали, что бы там потом не писали. Мой дед в 1942 году был гл.инженером завода по производству тушенки. Его вызвали из действующей армии как пищевика инженера и привезли под Туапсе в поле с другим офицером. Подошел бронепоезд, оттуда вышел Лаврентий Палыч и сказа: "Через месяц, здесь должны запустить производство, если нет, то..... и уехал. Через пару часов начали приходить эшелоны с американским оборудованием, затем американские же машины привезли рабочих и пленных. Даже канцелярка была американская. Через пять недель, под открытым небом стали выпускать тушенку для армии. Дед рассказывал, что такое оборудование у нас стали выпускать в 60х. Ленд -Лиз великое дело.
          1. ranger 12 июля 2016 12:01
            Многие "знатоки" рассуждая о недостатках техники, поставлявшейся в рамках ленд-лиза забывают старую пословицу:"Дорога ложка к обеду...." т.е. какое положение сложилось в РККА с техникой и материально-техническим снабжение в 1941-42-гг. после катастрофических потерь начала ВОВ.
            Не хватало буквально всего, не только танков и самолетов - поэтому для фронта были ценны любые поставки.И также следует помнить, что воюет не техника, а люди которых надо худо бедно кормить и одевать, снабжать всем необходимым..
            Не могу не сослаться в данном случае на своего отца, начавшего воевать с июля 1941 г. Так он и его сослуживцы, например, были очень довольны получив зеленые шинели английского сукна и опять же прочные английские ботинки - с обувью и обмундированием дело было просто швах....
            Поскольку он прошел практически всю войну, как и моя мама - санинструктор роты, я склонен верить им, а не "экспертам", знающим только парадную сторону войны и не видевшим ее, порой неприглядную изнанку...
            На войне ведь не только стреляют и ходят в атаки, там еще живут повседневной фронтовой жизнью со всеми ее заботами и тяготами... И та же тушенка еще как ценилась на передовой- быт он и на войне быт и человек даже на войне остается человеком со своими потребностями и заботами...
            Знаю это и по собственному опыту, поскольку в свое время тоже пришлось понюхать пороху, правда в другое время и при других обстоятельствах...
            P.S. Что же касается,ТТХ британских и американских танков, то хотел бы напомнить,что в 1941-42 гг (не от хорошей жизни) значительную часть танкового парка РККА составляли Т-60 и Т-70 (а не Т-34 и КВ) ни в чем не превосходившие ленд-лизовские машины...
            Поэтому развенчивая одни мифы о ВОВ, не стоит создавать другие...
          2. Simpsonian 12 июля 2016 16:33
            С внешним видом большинства из них.
            Миус-фронт это не Кавказ.
            Дорого к обеду было немцам моторное масло Стандарт Ойл, не будь которого, там бы все и закончилось.
            1. cdrt 14 июля 2016 17:30
              Цитата: Simpsonian
              Дорого к обеду было немцам моторное масло Стандарт Ойл


              Немцы, похоже, машину времени использовали.
              А то Standard Oil изчезла в 1911
              1. Писсаро 14 июля 2016 17:35
                не исчезла,а фиктивно разделилась на части,всеми из которых в основном владел тот же Рокфелер

                Standard Oil, штат Нью-Джерси, стала ESSO, ныне Exxon.
                Standard Oil, штат Огайо, стала Sohio.
                Standard Oil, штат Индиана, стала Amoco.
                Standard Oil, штат Нью-Йорк, стала Mobil Gas.
                Standard Oil, штат Калифорния, стала Chevron.
                Standard Oil, стала ConocoPhillips.
                1. cdrt 17 августа 2016 18:37
                  а с чего это фиктивно?
                  у них у всех разные наборы акционеров были.
                  нормально разделили компанию.
                  итого - про Standard Oil - ложь.
        2. Комментарий был удален.
        3. Kenneth 12 июля 2016 11:06
          Английские танки как и американские были вполне на уровне. Главное что они отличались высоким качеством производства и отличной радиосвязью.
          1. Simpsonian 12 июля 2016 16:34
            но как танки были дерьмовые почти все...
            1. Kenneth 12 июля 2016 17:11
              Как танки это что. Наши танки у которых лопались некачественные гусеницы, выходил из строя двигатель через пару десятков часов, угорали башнеры от плохих вентиляторов, были отвратительными или отсутствовали оптика и радиосвязь, горели кпп которые гремели за три км, были как танки хороши да. Только к 43 году что то начало получаться с качеством.
              1. Simpsonian 12 июля 2016 17:39
                Да, КВ-1 был плохой танк он просто сломался на шоссэ и об него колонна немеких разбилась. lol Т-34 тоже хуже валлентайна.
                1. Kenneth 12 июля 2016 19:07
                  Одному повезло сломаться в нужном месте. А сколько сломались там где пользы принести не смогли.
                  1. Simpsonian 13 июля 2016 02:40
                    и какой-то упырек тебе еще поставил плюс
            2. cdrt 17 августа 2016 18:38
              Цитата: Simpsonian
              но как танки были дерьмовые почти все...


              То то у нас на Шерманах гвардейские части воевали. Гвардейцам же всегда что подерьмовее давали
        4. Бифитер 12 июля 2016 13:19
          Цитата: Simpsonian
          Танки английские были дерьмовые, и если да, что-то не то было потом с ним...

          Матильда имела мощную бронезащиту и своей 40-мм пушкой могла дырявить все танки вермахте начала войны, Черчилль при всех недостатках имел лоб 152 мм - не каждая немецкая пушка его брала , он пригодился под Курском , Валентайн любили за надежность и неприхотливость.
          1. Simpsonian 12 июля 2016 16:36
            вы еше расписать достоинства американского яайника "Ли-Грант" забыли

            только валлентайн чего то стоил, для разведки
            1. Бифитер 13 июля 2016 01:02
              Цитата: Simpsonian
              вы еше расписать достоинства американского яайника "Ли-Грант" забыли

              только валлентайн чего то стоил, для разведки

              Ли Грант был переходной машиной, американцы всегда это говорили. Ему на смену пришел Шерман.
              Валентайн имел броню толще чем у тридцатичетверки. Его 57 мм пушка вплоть до Курска была грозным оружием.
              1. Simpsonian 13 июля 2016 02:43
                вот с этим "грозным оружием" на нем в разведку и ездили
          2. Писсаро 12 июля 2016 17:37
            матильда могла воевать только на юге и летом.С 1943 года англичан просили более этого д...ма не присылать
            1. МaтьCыраЗемля 12 июля 2016 19:15
              Цитата: Писсаро
              С 1943 года англичан просили

              А что же не с 45-ого? А в 41-42 значит просили? А потом что вместо "матильды" просить стали?
              1. Писсаро 12 июля 2016 20:21
                ага,целых 18 штук учавствовали в битве на Курской Дуге.Пригодились laughing
                1. Kenneth 12 июля 2016 23:10
                  Черчелей было больше.
                  1. Simpsonian 13 июля 2016 02:45
                    За ла-маншем
            2. Kenneth 12 июля 2016 23:07
              Особенно если учесть что в 1943 их сняли с производства
              1. Simpsonian 13 июля 2016 02:45
                но не отрпвили в переплавку
            3. Бифитер 13 июля 2016 01:04
              Цитата: Писсаро
              матильда могла воевать только на юге и летом.С 1943 года англичан просили более этого д...ма не присылать

              Нам присылали то что мы просили. А не наоборот.
              Англичане делились тем оружием которое использовали сами.
              1. Simpsonian 13 июля 2016 02:47
                Которое им было неособенно нужно... причем за канавой.
      2. Комментарий был удален.
  4. амурец 12 июля 2016 08:03
    Полина за статью спасибо,но здесь набирается материла,не на одну статью.И про авто и авиасборочные заводы и пути доставки грузов в СССР.Борьба с немецкой агентурой в Иране,которая пыталась сорвать поставки грузов в СССР.И то как не только лётчики-перегонщики,а строевые лётчики перегоняли самолёты на аэродромы СССР.Тот же А.И,Покрышкин со своими однополчанами перегонял самолёты из Ирана,для своей дивизии.
  5. moskowit 12 июля 2016 08:23
    Спасибо, спасибо. Тема интересная.
  6. Aleksander 12 июля 2016 08:40
    Поставки из США совершались, исходя из ранее заключённого советско-германского соглашения 1937 года. .


    Советско-американского соглашения 1937.
    Вопрос о роли персидского коридора ленд-лиза в определённых успехах Красной армии на южном направлении советско-германского фронта в годы Великой Отечественной войны является достаточно дискуссионным. Исследование данной проблемы не являлось приоритетным направлением в советской историографии: причиной тому были идеологические установки периода «холодной войны». Исследовательский интерес к ней проявился уже в постсоветский период.


    И зря: крайне интересна военная операция "СОГЛАСИЕ" (1941), в результате которой советскими, английскими и американскими войсками был оккупирован Иран. Это и позволило организовать иранский пусть поставок СССР.
    И ведь никто на Западе не кричит-как о Польше-что два агрессора разорвали страну (всем ясно, что это было необходимо).
    Этим бы и потыкать "партнерам". yes
    1. МaтьCыраЗемля 12 июля 2016 14:45
      Цитата: Aleksander
      И ведь никто на Западе не кричит-как о Польше-что два агрессора разорвали страну (всем ясно, что это было необходимо).

      Видимо, кроме Джугашвили, который к концу войны предпринял попытки из Ирана не выходить, и даже успел создать там "марионеточные правительства" типа "минско-финского" перед советско-финской войной.
      1. Aleksander 12 июля 2016 15:10
        Цитата: МaтьCыраЗемля
        Джугашвили, который к концу войны предпринял попытки из Ирана не выходить

        СССР таки вышел, а вот англичане остались и -покупали, создавали и пр.: так делают ВСЕ государства, если имеют силы и средства.
        1. МaтьCыраЗемля 12 июля 2016 15:20
          Цитата: Aleksander
          СССР таки вышел, а вот англичане остались и -покупали, создавали и пр.: так делают ВСЕ государства, если имеют силы и средства.

          СССР не вышел, его "вежливо попросили" и он все понял.
          А Великобритания там можно сказать изначально и была, потому что она как вы верно пишите "покупала и создавала" как и все остальные нормальные государства, а не "раскулачивала и репрессировала" как Союз Репрессированных.
  7. серафимамурский 12 июля 2016 08:43
    Интересная статья. Впечатление произвело количество поставленной техники.
  8. mroy 12 июля 2016 12:35
    В Иране даже ППШ собирали, стволы правда получали из СССР.
  9. григорьевич 12 июля 2016 15:01
    Цитата: Simpsonian
    Через Иран шла в основном продукция индийских автомобильных заводов своим ходом.

    Вы не правы:на побережье Ирана были построены автосборочные заводы,где инженеры были американцы и англичане,а рабочие местные.3/4 всех поставленных авто были доставлены через Иран.Мой отец участвовал в перегонки этих машин с побережья до жел.дороги.(был ком. взвода автороты)Дорога была очень сложная по горным серпантинам.
    Их часть стояла под Тебризом и они после сдачи авто.добирались до побережья своим ходом на попутках.
    Отец мне рассказывал про жизнь в Иране.А с весны 43г.по 45г.на фронте и дошел до Берлина.
  10. МaтьCыраЗемля 12 июля 2016 15:14
    7 ноября 1941 года США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР. Приняв трёхсторонний закон, стороны определили и способы поставки военно-экономической помощи на территорию Советского Союза.

    Все мы 1000 раз читали эту фразу, но многие ли её правильно поняли, находясь в плену "большевистских догм и определений"?
    А ведь что она означает на самом деле?
    А на самом деле давно пора признать, что не было никакой Великой Отечественной (тем более, что все образованные люди знают, что Великой Отечественной в России изначально называли Первую Мировую!!!) а было ДВЕ Советско-Германской Войны.
    Первую Советско-Германскую большевистское руководство с треском продуло практически за неполные 3 месяца, потеряв практически всю армию и огромные территории с промышленностью.
    Вторая Советско-Германская началась неразрывно с Первой Советско-Германской после вступления на стороне СССР в войну США и Великобритании, и итогом этого вступления стала организация "активной обороны" по границам 1СГ в первой фазе, и прорыв этой обороны во второй фазе, параллельно с непосредственным участием США и Великобритании в боевых действиях.
    1. Alex_59 12 июля 2016 22:19
      Цитата: МaтьCыраЗемля
      А на самом деле давно пора признать, что не было никакой Великой Отечественной (тем более, что все образованные люди знают, что Великой Отечественной в России изначально называли Первую Мировую!!!) а было ДВЕ Советско-Германской Войны.

      Какой толстый неумелый троллинг. Садись, пять, завтра в школу с родителями! И вынь пальчик из носа - сломаешь. laughing
    2. samoletil18 17 июля 2016 23:18
      Вы бы эту забористую травку в бумагу из книжки, в которой такого бреда начитались, заворачивали. Смесь получится просто отменная.
  11. DimerVladimer 12 июля 2016 15:45
    Для ознакомления с темой войны на ленд-лизовских танках - рекомендую достаточно известную книгу

    Лоза Дмитрий Федорович
    Танкист на «иномарке»
    Аннотация издательства: Герой Советского Союза Дмитрий Федорович Лоза в составе 46-й гвардейской танковой бригады 9-го гвардейского танкового корпуса прошел тысячи километров но дорогам войны. Начав воевать летом 1943 года под Смоленском на танках «Матильда», уже осенью он пересел на танк «Шерман» и на нем дошел до Вены. Четыре танка, на которых он воевал, сгорели, и два были серьезно повреждены, но он остался жив и участвовал со своим корпусом в войне против Японии, где прошел через пески Гоби, горы Хингана и равнины Маньчжурии. В этой книге читатель найдет талантливые описания боевых эпизодов, быта танкистов-»иномарочников», преимуществ и недостатков американских танков и многое другое.
    (М.: Яуза, Эксмо, 2005.)

    Весьма познавательная книга http://militera.lib.ru/memo/russian/loza_df/index.html
    1. Gamer 12 июля 2016 16:33
      читать лень, аудиокнижку бы
      1. амурец 12 июля 2016 23:18
        Цитата: Gamer
        читать лень, аудиокнижку бы

        Я не любитель аудиокниг,но где-то в онлайн-библиотеке попадалась
        Цитата: DimerVladimer
        Для ознакомления с темой войны на ленд-лизовских танках - рекомендую достаточно известную книгу

        Да!Книга интересная!Есть ещё одна интересная книга:М.Коломиец."На тиграх" на Берлин.
        Трофейные танки в Красной Армии.http://alternathistory.livejournal.com/382525.html
      2. Посторонним В. 14 июля 2016 21:42
        Лучше комиксы laughing
    2. DimerVladimer 12 июля 2016 16:39
      А минус то за что?
      За ссылку на воспоминания ветерана?
      Странная публика на сайте...
      1. Писсаро 12 июля 2016 16:46
        на сайте это в порядке вещей,многие оценивают не вашу информацию,а понравилась или не понравилась она им,не обращайте на минусы внимания
      2. Kenneth 12 июля 2016 19:05
        Пусть вас не напрягает реакция недоумков. Хорошо что их не так много.
    3. Kenneth 12 июля 2016 17:18
      Книжка супер. Многие мифы про лендлиз и его технику сдвигает.
  12. Gamer 12 июля 2016 15:50
    Нет сомнения - без лендлиза СССР войну бы проиграл
    1. Писсаро 12 июля 2016 16:08
      …если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 %.

      — Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны — М.: Госполитиздат, 1948


      Относительно вооружения могу сказать следующее. Мы получили по ленд-лизу из США и Англии около 18 тысяч самолётов, более 11 тысяч танков. К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, поставки по ленд-лизу составили в среднем 4 процента. Следовательно, о решающей роли поставок говорить не приходится. Что касается танков и самолётов, которые английское и американское правительства нам поставляли, скажем прямо, они не пользовались популярностью у наших танкистов и лётчиков

      Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. Глава 23: «Потсдамская конференция. Контрольный совет по управлению Германией»


      4 процента не влияют ни на что.К тому же вся эта "помощь" пошла ПОСЛЕ того,как план Барбаросса рухнул под Москвой,то есть о поражении уже речи не шло,шла речь о том,как скоро победим.Так что признаем,без этого ленд лиза война продлилась бы на 4 процента дольше smile
      1. Kenneth 12 июля 2016 16:19
        Жуков конечно мегаавторитет и после его слов исследовать ничего не надо. Но пару штрихов. Иностранная боевая техника начала появляться уже под Москвой. Четыре процента это от общей стоимости произведенного взятого с потолка. А слабо было бы воевать без алюминия для танковых двигателей, без раций, без кабеля и полевых телефонов, без 10% танков и 15% самолетов, без бензина кстати который делали на поставленных США заводах, без еды которую наши затребовали в ущерб техники и без порохов кстати, о чем вы тоже можете почитать у Жукова. А то что Ж уков написал в угоду агитпропу во времена холодной войны, написано для умных которые поймут.
        1. Писсаро 12 июля 2016 16:23
          вы же тут распостраняете агитпроп противоположной стороны холодной войны,почему мы должны верить вам,а не Жукову и другим участникам этой войны?

          Умные как раз понимают
          1. Kenneth 12 июля 2016 17:15
            Для умных в тексте Жукова достаточно сигналов, но вы очевидно искать не пытались. Все что я перечислил изложено во множестве статей, толь изучайте . Дуракам пусть будет люб вброс про 4%
            1. Писсаро 12 июля 2016 17:34
              все ваши статьи с одной методички Госдепа. Я вам соразмерное количество статей о реальной пользе ленд лиза могу назвать.А смысл? У вас задача иная
              1. Kenneth 12 июля 2016 18:58
                Конечно. Госдеп, цру, мировая закулиса. Спите дальше. Приятных снов. Ничего вы назвать не сможете. Ваша религия знаний не подразумевает. Хватает веры
              2. cdrt 14 июля 2016 17:39
                Цитата: Писсаро
                все ваши статьи с одной методички Госдепа.


                пятая колонна (тм) сжечь их, предателей!!! (с) бандеровец любой национальности
            2. МaтьCыраЗемля 12 июля 2016 19:25
              Цитата: Kenneth
              Для умных в тексте Жукова достаточно сигналов

              Да на каждом углу. Например, его легендарная "победа" на Халкин-Голе, он там и сколько "сабель" у японцев пишет, и сколько потерь у них пишет (пусть и выборочно), и даже письма японцев зачитывает, а вот про свои потери, да даже про точное количество своих войск "почему-то" не пишет. Он что, свои потери сам не знает, или "чего-то" скрывает?
              1. cdrt 14 июля 2016 17:40
                Цитата: МaтьCыраЗемля
                даже про точное количество своих войск "почему-то" не пишет


                18000 свои потери, а что?
                понятно, что мозгов нет - гугл банит. но с чего ты взял, что об отсутствии у тебя мозгов надо вслух кричать?
              2. Толстый 24 июля 2016 03:27
                Цитата: МaтьCыраЗемля
                Цитата: Kenneth
                Для умных в тексте Жукова достаточно сигналов

                Да на каждом углу. Например, его легендарная "победа" на Халкин-Голе, он там и сколько "сабель" у японцев пишет, и сколько потерь у них пишет (пусть и выборочно), и даже письма японцев зачитывает, а вот про свои потери, да даже про точное количество своих войск "почему-то" не пишет. Он что, свои потери сам не знает, или "чего-то" скрывает?

                Нет. Намека-ает, что СССР НИ ОДИН ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ НЕ ОБОШЕЛСЯ БЕЗ ТЯЖЕЛЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТЕРЬ. Жуков не "разночинец" но понятие "Эзопова языка" ему точно знакомо. Итого: чем больше "углов" у повествования... Чем точнее цифры, тем выше "степень лжи". Кроме всего прочего, добрый Вам совет. Слова свидетеля- участника собыий не всегда соответствуют стенограмме секрктаря, стенограмма секретаря, не соответствует подлинной аудиограмме (магнитной или иной записи) беседы. Вопрос. Кто предоставил "рукопись" Маршала Жукова для публикации? Когда мемуары были опубликованы? А Я не видел НИ ОДНОЙ записи где ГКЖ озвучивает на японском (нихонго или кокуго) языке письма японских агрессоров. Может переводы все-же делал кто-то?
        2. Gamer 12 июля 2016 16:27
          и 23 000 станков до кучи
        3. МaтьCыраЗемля 12 июля 2016 19:19
          Цитата: Kenneth
          А слабо было бы воевать без алюминия для танковых двигателей, без раций, без кабеля и полевых телефонов, без 10% танков и 15% самолетов, без бензина кстати который делали на поставленных США заводах, без еды которую наши затребовали в ущерб техники и без порохов

          Действительно. Если среднестатистического "любителя 4 процентов" запереть в комнате с компьютером, но без электричества ( стоимость которого и одного процента от стоимости компьютера не составит), много ли он напишет комментов про то, что "один процент не важен" ?
      2. Бифитер 13 июля 2016 01:12
        18 000 самолетов и 11 000 танков это никак не 4 %.
    2. Parsec 12 июля 2016 18:33
      Цитата: Gamer
      Нет сомнения - без лендлиза СССР войну бы проиграл


      Уверенность профана.
      1. Gamer 12 июля 2016 18:52
        Уверенность профана.


        даже если впрячь в повозки всех умников вроде Вас, все равно не получится заменить 427 тысяч автомобилей, полученных по ленд-лизу.
        И если таких же профессионалов пустить на тушенку вряд ли получится 2077 млн.банок. hi
        1. Simpsonian 13 июля 2016 04:45
          В красной армии не было столько шоферов, а Монголия мяса прислала больше.

          Нечем немцам было заменить американское мотороное масло, пустые банки из под которого советским солдатам на немецких позициях попадались также часто как из под тушенки "Тulip", поэтому ни у кого иллюзий не было чем были заняты в ВОВ США.
    3. Alex_59 12 июля 2016 22:29
      Цитата: Gamer
      Нет сомнения - без лендлиза СССР войну бы проиграл

      Когда маховик ленд-лиза раскрутился и поставки стали по настоящему значимыми (а это 1943 год) СССР уже в одиночку выстоял и переломил ход войны. На июль 1943 года было поставлено лишь менее 1/3 всего объема помощи в рамках ленд-лиза. Остальные 2/3 шли в 1944-45 годах, причем часть поступила после 9 мая 1945 года. Поэтому СССР не только не проиграл войны без ленд-лиза, но и смог переломить ход этой войны. Ленд-лиз многое значит для нашей победы, я не склонен занижать роль союзников. Но роль ленд-лиза в первую очередь важна в скорейшем завершении войны. Без этой помощи война бы закончилась не 9 мая 45-года, а позднее. А это жизни наших солдат, жизни немцев, в том числе и гражданских. Поставки ленд-лиза спасли тысячи людей, помогая быстрее закончить эту страшную войну против упертых фашистов, которым по уму надо было капитулировать уже осенью 1943 года. Но они упирались до последнего, хотя всем была очевидность бессмысленности этого сопротивления. А так, СССР победил бы без лендлиза обязательно, но это далось бы нам еще бОльшими жертвами.
      1. Kenneth 12 июля 2016 23:19
        На самом деле вы не правы принципиально. В 41 42 годах СССР воевал на старых запасах против немцев у которых запасов не было вообще а экономика не была переведена на военные рельсы. Далее немцы начали развивать военное производство, причем с более высоким качеством чем мы и с большим станочным парком. Без ленд-лиза особенно материалов и станков нам бы не сохранить преимущество в колве техники. А еще бензин, присадки , рации и грузовики и много другое необходимое для наступления. И конечно бомбардировки которые вынуждали регулярно восстанавливать заводы и производство.
        1. Simpsonian 13 июля 2016 04:52
          Заводы не бомбились... бомбились жилые кварталы. И кроме моторного масла в Рейх за полцены продавалось еще много чего без чего бы он воевать с СССР с 1942 не смог. В СССР наоборот посавлявшийсяя нацистам бразильский лак по дюралю не поставлялся совсем. С улыюкой отказывали за любые деньги... Из-за этого в СССР не было цельнометаллических самолетов.
    4. cdrt 14 июля 2016 17:38
      Цитата: Gamer
      Нет сомнения - без лендлиза СССР войну бы проиграл


      не проиграл бы - такая география никому не позволит страну завоевать.
      а вот впал бы в коматоз, типа китайского - это да, легко
    5. ЕвВер 16 ноября 2016 13:45
      Ох ты ... wassat кратно, но ЯСНО ...
      А еще, наверное, если б союзники не высадились в Нормандии - Красная Армия и Берлин бы не взяла ...
  13. Связист 12 июля 2016 19:45
    Дед гонял студеры в годы войны из Мурманска. Тяжелая это была работа. Кожанку, что с ним шла в 80-е донашивал сам. Дед весь был отморожен напрочь. Уж сильно холодно было гонять их. Ухо отмороженное торчало и в 90 лет. Поэтому честь и хвала нашим автомобилистам. Но с Ирана гонять было легче. Теплее-это однозначно.
    1. cdrt 14 июля 2016 17:43
      Цитата: Связист
      Поэтому честь и хвала нашим автомобилистам


      ну...уж тогда больше чести британским и американским морякам, которые в Мурман это все завозили. не за себя гибли, ради помощи союзнику
  14. Нормаль ок 12 июля 2016 21:42
    Много трудностей вызывала транспортная система ленд-лиза. Большой проблемой стала своевременная подготовка водителей для автомобильных колонн, которые от портов Персидского залива переправлялись до Каспия. Иногда приходилось перегонять до двух тысяч машин в месяц. Этот вопрос решился после организации кратковременных курсов водителей, набранных из числа местного населения.

    Мой дед в 1942г. гонял машины из Ирана (потом перебросили на фронт). Был командиром автомобильного взвода. Между прочим очень хорошо отзывался об американской технике. Хотя америкосов ненавидел покруче чем большая часть этого сайта laughing
    Так вот, он жаловался на очень плохую выучку рядовых водителей. Часто гробили иностранные автомобили неправильной эксплуатацией.
    1. амурец 12 июля 2016 23:40
      Цитата: Нормаль ок
      Так вот, он жаловался на очень плохую выучку рядовых водителей. Часто гробили иностранные автомобили неправильной эксплуатацией.

      Я работал с мужиком,который всю жизнь проработал мотористом.В годы войны ему пришлось заниматься ремонтом моторов с ленд-лизовских машин.Так по его словам,отсутствие или недостаток импортных ГСМ часто приводило к выходу машин из строя и огульно винить водителей не стоит.Готовили водителей в те годы достаточно качественно.При сдаче на права не менее 50%вопросов касалось устройству и ремонту автомобиля.Это я хорошо знаю,так как в 1968 году,перед окончанием школы мы сдавали на права в ГАИ. Вопросы и для нас пацанов, и для других водителей, пришедших на пересдачу по разным причинам были одинаковы.Отличие заключалось в том,что права мы могли получить только по достижению 18-ти лет.
  15. dzvero 12 июля 2016 22:54
    [quote=Писсаро][quote]Так что признаем,без этого ленд лиза война продлилась бы на 4 процента дольше smile[/quote]
    И погибло бы на 4% больше советских людей...Так?
    1. Бифитер 13 июля 2016 01:18
      [quote=dzvero][quote=Писсаро][quote]Так что признаем,без этого ленд лиза война продлилась бы на 4 процента дольше smile[/quote]
      И погибло бы на 4% больше советских людей...Так?[/quote]
      Ну там не 4 %, а процентов 20.
      Вы правы, погибло бы на 20 процентов больше народу. Не 27 000 000' а 32......но у нас советских собственная гордость.
      1. Simpsonian 13 июля 2016 15:55
        Не поставляли бы США в Рейх стратегические материалы, советские жертвы закончились бы в 1942г, но мы упорно не хотим этого замечать
      2. cdrt 14 июля 2016 17:45
        Цитата: Бифитер
        Не 27 000 000' а 32


        из 27 миллионов погибших 16 - гражданское население, убитое немцами, умершее с голоду, от болезней и т.д. подразумевается, что немцы бы еще больше убили?
  16. Толстый 24 июля 2016 02:54
    Статье поставил плюс. НО! Коридор - это хорошо. Главное КАК этот коридор был организован. Войска СССР и Великобритании вторглись на территории "суверенного шахства" привели к власти благоразумного наследника и обеспечили "нейтралитет" шаха Резы Пехлеви в пику прогерманским настроениям батюшки. Товарищ Толбухин свое дело знал туго и "дружественный коридор вдоль Персии был обеспечен. Когда смотришь на улыбающиеся лица на фотографиях наших бойцов и "несокрушимые" Т-26, БТ-7, красноармейцев, гордо сжимающих "СВТ" на улицах Тегерана в сентябре 1941... никогда не подумаешь.... КАКОЙ это был год... Все оплачено кровью... Не только наших людей но и "подлых колонизаторов - британцев" и конечно, иранцев, пытавшихся доказать миру, что имеют право жить без "высокого покровительства"... Спасибо Вам, Полина, за тему... Но... Как вы до нее додумались-то? Персидский коридор - это полноценная боевая операция, а не последующие цифры на "Феликсе"... А еще там была нефть, послушный наследник... наверное поэтому лимонники там задержались на "сверхлимитных" 20 лет...
    Тема нераскрыта! НЕУД. За обращение к теме - "+"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня