Military Review

Russian came: slavery in Khiva canceled

10
As many researchers note, the speed of the conquest of Central Asia was ahead of the wildest hopes. Russian military leaders hardly used the absolute power of local power and often conducted various trips on their own initiative. Having attached this or that territory, they simply put officials in St. Petersburg in front of a fait accompli. True, it is possible that such a tactic was sanctioned or, at least, approved with approval by the king.


Russian came: slavery in Khiva canceled

Khiva campaign 1873. Painting by N. N. Karazin. 1888.

In the case of major foreign policy complications, it was always possible to declare that the generals simply exceeded their authority, and Petersburg did not even think of violating international agreements. Our diplomacy indicated that nomads rob caravans, arrange raids on Russian lands and lead captives into slavery. The need to restore order in troubled regions simply leaves us with no choice, and we have to send troops to Asia.

All these arguments did not convince London too much. Fear of losing India was overshadowed by any arguments. Of course, in the English elite there were those who recognized the validity of the Russian position, but their voice sank in the cries of "hawks."

The anti-Russian party in the leadership of Britain took as a challenge the treaty of St. Petersburg with Bukhara, concluded in 1868 year. The text spoke of equality of the parties, but the Khanate clearly became a vassal. The British rushed to incite the peoples of Central Asia to create an anti-Russian coalition. In this they did not succeed, and in the end both great powers sat down at the negotiating table.

The two empires expanded, with their armies moving towards each other. A little more, and we should have a common border with the British. New war was not wanted either in London or in Petersburg, and Gorchakov had an idea to make Afghanistan a buffer zone. British diplomats agreed with this, but the concept of “Afghanistan” was interpreted in a very peculiar way. They suggested including the Khiva, Kokand and Bukhara khanates in the buffer zone.

Russia was not satisfied with such a turn, the negotiations stalled, and in 1869, they stopped altogether. The only result of diplomatic discussions was mutual agreement to fix the exact boundaries, but when this was done, it was not specified.

It was not possible to relieve tension in relations with Britain. A new war with England could become a reality, and, as we recall, as a result of the Crimean War, Russia pledged not to hold a full Black Sea fleet. And so in 1870, Alexander II decided that it was time to annul the Paris Treaty. Gorchakov openly proclaimed that Russia was no longer going to limit the number of warships on the Black Sea.

At about the same time, the king decided to strike at the Khiva khanate. As the full-scale hostilities were to come, military preparations did not escape the keen eyes of the English agents. Inquiries about Russia's intentions flew from London to Petersburg. In turn, our diplomats sought to put down the vigilance of their British colleagues, in every way they denied and got away with vague answers.

The issue of clarifying the Afghan border also remained on the agenda. Both sides traded desperately and only in 1873 were they able to reach a compromise. The British made it clear that they would not provide military assistance to the Khiva khanate, and the Russians agreed to recognize the sovereignty of Afghanistan over the disputed territory of Badakhshan and Vakhan.

History Khiva’s independence came to an end, and its ruler, Khan Mukhamed-Rakhim, didn’t blow. He was not afraid of Russia, because he considered the desert impassable for the Russian army. The Governor-General of Turkestan Kaufman sent a letter to Muhamed-Rahim in which he announced that he intended to end the robberies on Russian caravans. To do this, we prepared a hike for the Syr Darya River, where the huts nested.

Khan arrogantly refused to enter into correspondence with the Governor-General and ordered to prepare a response to his subordinates. In their letter, the Khivans stated that Russia was violating the border treaty. They say that the territory where the robbers take refuge is subject to the khan. Kaufman made inquiries, and found out that there were no agreements on this subject.

It would seem that the successes of the Russians against Bukhara and Kokand should have sobered up Muhammad-Rakhim, but he proceeded from his own original look at geopolitics: the eternal opponents of Khiva - Bukhara and Kokand weakened, and Russia - far.

The Khiva elite believed that the Russian army would go to them from the east, through impassable sands, and, empty-handed, would return back. In 1839, this is exactly what happened: the Russian detachment, which had left Orenburg, did not reach its goal, and after a heavy march, returned.

However, in Petersburg they took into account the sad experience and already knew how dangerous such a route was. Therefore, in 1869, the Russians landed troops on the east coast of the Caspian Sea and built a fortification of Krasnovodsk (now Turkmenbashi) there. Thanks to this port, Russia was able to quickly deploy troops from the Caucasus to the opposite shore of the Caspian Sea.

When information about the Russian landing force on the Caspian reached Khiva, the khan began to act. Khivans collapsed and poisoned the wells on the path of the possible movement of our squad. The fortifications were erected, the local population was provided with tax breaks to pull them over to their side, and moreover, the Amu-Darya Taldyk channel was shrouded in order to complicate shipping.

It was not only Khiva that was redefined, but also London, and even Calcutta, the capital of British India. The English, as experienced chess players, immediately imagined a multi-pass combination: the Russians built Krasnovodsk, which means they would soon take Khiva, and then hand in hand to Afghan Herat, that is, the key to India.

Russia's commitment to respect the sovereignty of Afghanistan temporarily pacified London, and the British strategists sacrificed Khiva as a pawn. But the Khan, who was frightened in the 1869 year, was again encouraged: the Russians, it turns out, landed a small detachment in Krasnovodsk, and not a huge army at all; as time goes on, Russia does not attack Khiva, which means that the Khanate is invulnerable. So thought in Khiva and very wrong.

Kaufman wrote another letter to the khan, where he offered the world on the following terms: Khiva liberates the captured Russian subjects, gives our merchants the same rights that Khiva people enjoy in Russia and ceases to patronize anti-Russian rebels. After a while, an arrogant reply came: “Our sovereign wishes that: the White Tsar, following the example of his ancestors, not be fond of the vastness of his empire” (MA Terentyev, Khiva campaigns of the Russian army. - M: Veche, 2010. C. 164 ).

This is how the Khan missed the last chance to avoid war with the Russian Empire. Petersburg was fed up with endless altercations, and Kaufman was ordered to take on weapon. The Governor-General thoroughly approached the march. They carried out reconnaissance of the area, made clear instructions for the detachment commanders, bought camels and all the necessary supplies.

Interestingly, the attack on the Khiva khanate was carried out immediately from several sides, and the column of Nikolai Alexandrovich Verevkin was ahead of the rest. By the way, Verevkin was one of those who in the battle of the Black River during the Crimean War behaved so bravely that he received a Golden Sword as a reward.

28 May 1873, parts of Verevkin came to Khiva. The garrison met the Russian cannonade of guns. Our commander was seriously wounded in the face, and the leadership of the attack passed to the Chief of Staff Colonel Saranchev. The first onslaught of the Russians of Khiva was repulsed, but soon they agreed to negotiations. Afterwards, historians wondered what it was? Storm or reconnaissance battle?

Meanwhile, a detachment of Kaufman himself was approaching the gathering place of all the Russian columns. When he was standing in 20 km from Khiva, Khan Inak-Irtazali’s cousin arrived there, who brought a message about the surrender of Khiva.

It turns out that Khan had already been overthrown, in the city a new power, and on the walls stands Mikhail Dmitrievich Skobelev, who is clearly preparing to take Khiva. Kaufman urgently sent him a note: "Stand still and do not climb ahead." In turn, Skobelev asked the command of the missile, so to speak, just in case.

When a platoon of rocket launchers arrived, Skobelev entered the city, ignoring the order. And then Verevkin himself opened up the fighting, which really surprised Kaufman! A real comedy was played out: the assault on Khiva, which no one defends. In pre-revolutionary historiography, what happened was called the "operetta".

29 May 1873, it was all over, Khiva officially surrendered, and Kaufman conducted an investigation into the strange behavior of his subordinates. It was not possible to find out who initiated the “operetta”, but Skobelev, who is known for his thirst for rewards and glorious victories, was suspected.

The result of the Khiva campaign 1873 of the year was the agreement under which the Khanate was turned into a Russian protectorate. The administration of the city included representatives of Russia. The slavery that prevailed in Khiva was abolished, the ousted Khan was restored to the throne, but his power was limited.
Author:
Originator:
http://www.km.ru/science-tech/2016/07/10/istoriya-rossiiskoi-imperii/780269-russkie-prishli-rabstvo-v-khive-otmenyaet
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. V.ic
    V.ic 16 July 2016 09: 21
    -1
    It was not possible to find out who was the initiator of the "operetta", but Skobelev, known for his thirst for awards and glorious victories, was suspected.

    And so what? Ten times slaughtered the conquered population along with livestock? How many corpses were on both sides? Mikhail Dmitrievich was probably more visible on the spot!
  2. 97110
    97110 16 July 2016 11: 22
    0
    in the battle of the Black Riverи
    What language is not given?
    1. thinker
      thinker 16 July 2016 14: 43
      +1
      To correct errors
  3. Colonel
    Colonel 16 July 2016 14: 06
    +6
    The Russian army broke into the gates leading to Khiva, and white soldiers tunnels appeared on the narrow fetid streets. The winners were commanded by an experienced Turkestan commander - K.P. Kaufman. On June 2, 1873, under the mighty elms of Khiva seral, the Tekin carpet was spread out, in the middle of the carpet, a laced Viennese chair was placed on which Kaufman sat down - at the rank of general, and on the sides of it stood our soldiers in white tropical helmets with long natalniki falling on their shoulders . Hearing the clatter of hooves, Konstantin Petrovich said:
    - Gentlemen, officers, attention ... Congratulations to all: now for Russia there is a long-awaited historical moment ...
    The clatter of hooves was approaching. A Khiva khan appeared on a garden path - a seven-pood sloth, a faithful husband of two hundred and eighteen wives, wrapped in a bright blue robe by the servants. He got down from his horse and, baring his shaved head, began to crawl on his knees to the Russian soldiers, praying them for mercy

    Valentin Pikul. Thumbnails. Khiva, open the gate.
  4. Lyubopyatov
    Lyubopyatov 16 July 2016 16: 40
    +8
    When the Russians came to Kazan, under John the Terrible, tens of thousands of slaves were also freed there, mostly Russians, but also Chuvashs, Udmurts, and other tribes.
  5. Cosmonaut
    Cosmonaut 16 July 2016 16: 54
    +5
    Quote: V.ic
    It was not possible to find out who was the initiator of the "operetta", but Skobelev, known for his thirst for awards and glorious victories, was suspected.

    And so what? Ten times slaughtered the conquered population along with livestock? How many corpses were on both sides? Mikhail Dmitrievich was probably more visible on the spot!

    Article (+).
    "The Russian Empire annexed part of the Khiva Khanate in 1873 during a major military operation under the command of the Governor-General of Turkestan KP Kaufman (the city of Khiva was taken by Russian troops on June 10, 1873) [5]. These lands became part of the Amudarya department of the Syr-Darya region of the Turkestan region. The slavery in the region was done away with. "This is VIKI! laughing
    It is strange that so little arrogant Saxons accentuate this attention !? wassat
    Indeed, in the history of the peaceful and military advance of Russia to the East, these ur ** s played a small role !!! winked
    They scummed every time someone looked towards India, and crap stealthily !!! laughing
    1. Zulu_S
      Zulu_S 17 July 2016 13: 00
      +1
      The entire history of the advancement of the Russian Empire in this region should be seen in the context of the confrontation between Russia and Great Britain.
      You should be aware that if not Russia, then Great Britain would dominate in these territories. Trying to thwart Russian influence, the British provided multilateral support, in particular, weapons to both local rulers and individual tribes (including the Afghan ones). These guns later fired on the British during the Afghan war.
      By the way, a century later, the same motives and the same methods raised Al Qaeda.
      History, apparently, does not teach anything, and now NATO, already in the 21st century, is trying to step on the same rake, generously scattering them in Eastern Europe.
  6. marshes
    marshes 16 July 2016 17: 56
    +2
    Okay, they came, the slave system was canceled, serfdom was canceled in the Republic of Ingushetia in 1861, they didn’t see the fig connection anymore, although they forgot to cancel it here, although in the region from the mid-70s to the beginning of the 80s it was again revived. Cotton affairs, and it seems to this day.
  7. Zaurbek
    Zaurbek 17 July 2016 21: 08
    0
    hi Just on a business trip I went to Tashkent. Was on excursions and buildings until 1917, the guide calls "buildings of the colonial period"
  8. Jääkorppi
    Jääkorppi 27 July 2016 16: 32
    0
    It would be an ordinary colonial war of the 19th century if Russia and the Main Soviet Union did not turn the medieval kingdom into a modern state, but now they (like Tunisians in France and Indo-Pakistanis in Great Britain) come to live and work with us.

Русские пришли: рабство в Хиве отменяется

Как отмечают многие исследователи, скорость завоевания Средней Азии опережала самые смелые надежды. Русские военачальники пользовались едва ли ни абсолютной полнотой власти на местах и нередко проводили различные походы по собственной инициативе. Присоединив ту или иную территорию, они просто ставили чиновников в Петербурге перед свершившимся фактом. Правда, не исключено, что такая тактика была санкционирована или, по меньшей мере, с одобрением воспринималась царем.

Русские пришли: рабство в Хиве отменяется

Хивинский поход 1873 г. Картина работы Н. Н. Каразина. 1888.

В случае крупных внешнеполитических осложнений всегда можно было заявить, что генералы просто превысили полномочия, а Петербург и не думал нарушать международные соглашения. Наша дипломатия указывала на то, что кочевники грабят караваны, устраивают набеги по русским землям и уводят в рабство пленных. Необходимость водворения порядка в неспокойных регионах просто не оставляет нам выбора, и приходится отправлять войска в Азию.


Все эти аргументы не слишком убеждали Лондон. Страх потерять Индию затмевал любые доводы. Конечно, в английской элите были и те, кто признавал обоснованность российской позиции, но их голос тонул в криках «ястребов».

Антирусская партия в руководстве Британией восприняла как вызов договор Петербурга с Бухарой, заключенный в 1868 году. В тексте говорилось о равноправии сторон, однако ханство явно становилось вассалом. Англичане бросились подстрекать народы Средней Азии к созданию антироссийской коалиции. В этом они не преуспели, и в конце-концов обе великие державы сели за стол переговоров.

Две империи расширялись, причем их армии шли навстречу друг другу. Еще немного, и у нас с британцами должна была появиться общая граница. Новой войны не хотели ни в Лондоне, ни в Петербурге, и у Горчакова возникла идея сделать Афганистан буферной зоной. Английские дипломаты с этим соглашались, однако понятие «Афганистан» трактовали весьма своеобразно. Они предложили включить в буферную зону еще Хивинское, Кокандское и Бухарское ханства.

Россию такой оборот совершенно не устраивал, переговоры забуксовали, а в 1869 году и вовсе прекратились. Единственным результатом дипломатических дискуссий стало обоюдное согласие все же зафиксировать точные границы, но когда это будет сделано, не конкретизировалось.

Снять напряженность в отношениях с Британией не удалось. Новая война с Англией могла стать реальностью, а, как мы помним, по итогам Крымской войны, Россия обязалась не держать полноценного черноморского флота. И вот в 1870 году Александр II решил, что пришло время аннулировать Парижский трактат. Горчаков открыто провозгласил, что Россия более не собирается ограничивать численность военных кораблей на Черном море.

Примерно в это же время царь задумал ударить по Хивинскому ханству. Поскольку предстояли полномасштабные боевые действия, военные приготовления не ускользнули от зорких глаз английской агентуры. Из Лондона в Петербург полетели запросы относительно намерений России. В свою очередь наши дипломаты стремились усыпить бдительность британских коллег, всячески отнекивались и отделывались расплывчатыми ответами.

Вопрос с уточнением афганской границы также оставался на повестке дня. Обе стороны отчаянно торговались и только в 1873 году смогли достичь компромисса. Англичане дали понять, что не окажут военной помощь Хивинскому ханству, а русские согласились признать суверенитет Афганистана над спорной территорией Бадахшана и Вахана.

История независимости Хивы подходила к концу, а ее правитель, хан Мухамед-Рахим, и в ус ни дул. Россию он не боялся, поскольку считал пустыню непроходимой для русской армии. Генерал-губернатор Туркестана Кауфман направил Мухамед-Рахиму письмо, в котором сообщал, что намерен покончить с разбойными нападениями на русские караваны. Для этого наши готовили поход за реку Сырдарья, где и гнездились ухари.

Хан высокомерно отказался вступать в переписку с генерал-губернатором и поручил подготовить ответ своим подчиненным. В своем письме хивинцы заявили, что Россия нарушает договора о границах. Мол, территории, где укрываются разбойники, подвластны хану. Кауфман навел справки, и выяснил, что никаких соглашений на этот счет не существовало.

Казалось бы, успехи русских против Бухары и Коканда должны были отрезвить Мухамед-Рахима, однако он исходил из собственного оригинального взгляда на геополитику: извечные противники Хивы - Бухара и Коканд ослабли, а Россия – далеко.

Хивинская элита считала, что русская армия пойдет на них с востока, через непроходимые пески, и, несолоно хлебавши вернется назад. В 1839 году именно так произошло: русский отряд, вышедший из Оренбурга, не достиг своей цели и после тяжелого похода, возвратился.

Однако в Петербурге учли печальный опыт и уже знали, сколь опасен такой маршрут. Поэтому в 1869 году русские высадили десант на восточном побережье Каспия и построили там укрепление Красноводск (ныне-Туркменбаши). Благодаря этому порту Россия получила возможность быстро перебрасывать войска с Кавказа на противоположный берег Каспийского моря.

Когда сведения о русском десанте на Каспии достигли Хивы, хан начал действовать. Хивинцы заваливали и отравляли колодцы на пути возможного движения нашего отряда. Возводились укрепления, местному населению предоставляли налоговые льготы, чтобы перетянуть их на свою сторону, и сверх того – обмелили проток Аму-Дарьи Талдык, чтобы осложнить судоходство.

Переполошилась не только Хива, но и Лондон, и даже Калькутта – столица Британской Индии. Англичане, как опытные шахматисты, тут же представили себе многоходовую комбинацию: русские построили Красноводск, значит, вскоре возьмут Хиву, а там рукой подать и до афганского Герата, то есть ключа к Индии.

Обязательство России уважать суверенитет Афганистана на время успокоило Лондон, и британские стратеги Хивой пожертвовали, как пешкой. А вот хан, перепугавшийся было в 1869 году, вновь ободрилcя: русские, оказывается, высадили небольшой отряд в Красноводске, а вовсе не огромную армию; время идет, Россия на Хиву не нападает, значит, ханство неуязвимо. Так думали в Хиве и сильно ошибались.

Кауфман написал хану очередное письмо, где предлагал мир на следующих условиях: Хива освобождает захваченных русских подданных, предоставляет нашим купцам те же права, какими пользуются хивинцы в России и прекращает покровительствовать антироссийским мятежникам. Через некоторое время пришел высокомерный ответ: «Наш государь желает, чтобы: Белый Царь, по примеру предков, не увлекался обширностью своей империи» (Терентьев М.А. Хивинские походы русской армии. — М: «Вече», 2010. С. 164).

Вот так хан упустил последний шанс избежать войны с Российской империей. Петербургу надоели бесконечные препирательства, и Кауфман получил приказ взяться за оружие. Генерал-губернатор основательно подошел к походу. Проводили рекогносцировку местности, составлялись четкие инструкции для командиров отрядов, закупались верблюды и все необходимое для снабжения.

Интересно, что наступление на Хивинское ханство производилось сразу с нескольких сторон, и колонна Николая Александровича Веревкина опередила остальных. Кстати, Веревкин был одним из тех, кто в сражении при Черной речке времен Крымской войны вел себя столь храбро, что получил тогда в награду Золотую саблю.

28 мая 1873 года части Веревкина вышли к Хиве. Гарнизон встретил русских канонадой из орудий. Наш командир получил тяжелое ранение в лицо, и руководство атакой перешло к начальнику штаба полковнику Саранчеву. Первый натиск русских хивинцы отбили, но вскоре согласились на переговоры. Впоследствии историки гадали, что это было? Штурм или рекогносцировка боем?

Тем временем к месту сбора всех русских колонн подходил отряд самого Кауфмана. Когда он стоял в 20 км от Хивы, туда прибыл двоюродный брат хана Инак-Иртазали, который привез сообщение о капитуляции Хивы.

Оказывается, хана уже свергли, в городе новая власть, а у стен стоит Михаил Дмитриевич Скобелев, который явно готовится взять Хиву. Кауфман срочно отправил ему записку: «Стоять на месте и не лезть вперед». В свою очередь Скобелев запросил у командования ракеты, так сказать, на всякий случай.

Когда взвод ракетных станков прибыл, Скобелев вошел в город, игнорируя приказ. А тут еще и сам Веревкин открыл боевые действия, что совсем уж поразило Кауфмана! Разыгрывалась настоящая комедия: штурм Хивы, которую никто не защищает. В дореволюционной историографии случившееся назвали «опереткой».

29 мая 1873 года все было кончено, Хива официально сдалась, а Кауфман провел расследование странного поведения своих подчиненных. Кто был инициатором «оперетки», выяснить не удалось, но подозревали Скобелева, известного своей жаждой к наградам и славным победам.

Итогом хивинского похода 1873 года стал договор, по которому ханство превращалось в русский протекторат. В администрацию города вошли представители России. Рабство, царившее в Хиве, отменялось, свергнутого хана восстановили на престоле, но ограничили его власть.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. V.ic 16 июля 2016 09:21
    Кто был инициатором «оперетки», выяснить не удалось, но подозревали Скобелева, известного своей жаждой к наградам и славным победам.

    И что с этого? Десятикратно вырезали покорённое население вместе с домашней скотиной? Сколько трупов было с обеих сторон? Михаилу Дмитриевичу наверное на месте виднее было!
  2. 97110 16 июля 2016 11:22
    в сражении при Черной речки
    Что, не даётся язык?
    1. мыслитель 16 июля 2016 14:43
      Для исправления ошибок
  3. colonel 16 июля 2016 14:06
    Русская армия взломала ворота ведущие в Хиву, и белые гнмнастерки солдат появились на узких зловонных улицах. Победителями командовал опытный туркестанский полководец — К. П. Кауфман. 2 июня 1873 года под могучими вязами хивинского сераля был раскинут текинский ковер, посреди ковра поставили колченогий венский стул, на который Кауфман и уселся — по чину генерала, а по бокам от него стояли наши солдаты в белых тропических шлемах с длинными назатыльниками, спадавшими на плечи. Заслышав топот копыт, Константин Петрович сказал:
    — Господа офицеры, внимание... Поздравляю всех: сейчас для России наступает долгожданный исторический момент...
    Топот копыт приближался. На садовой дорожке показался хивинский хан — семипудовый ленивец, верный муж двухсот восемнадцати жен, завернутый слугами в ярко-синий халат. Он слез с лошади и, обнажив бритую голову, на коленях стал подползать к русским воинам, моля их о пощаде

    Валентин Пикуль. Миниатюры. Хива, отвори ворота.
  4. Любопятов 16 июля 2016 16:40
    Когда русские пришли в Казань, при Иоанне Грозном, там тоже были освобождены десятки тысяч рабов, преимущественно русских, но также чуваши, удмурты и другие племена.
  5. Космонавт 16 июля 2016 16:54
    Цитата: V.ic
    Кто был инициатором «оперетки», выяснить не удалось, но подозревали Скобелева, известного своей жаждой к наградам и славным победам.

    И что с этого? Десятикратно вырезали покорённое население вместе с домашней скотиной? Сколько трупов было с обеих сторон? Михаилу Дмитриевичу наверное на месте виднее было!

    Статье (+).
    "Российская империя аннексировала часть Хивинского ханства в 1873 году в ходе крупной войсковой операции под командованием генерал-губернатора Туркестана К. П. Кауфмана (город Хива был взят российскими войсками 10 июня 1873 года)[5]. Эти земли вошли в состав Амударьинского отдела Сыр-Дарьинской области Туркестанского края. С рабовладением в регионе было покончено." это ВИКИ ! laughing
    Странно, что так мало наглосаксы акцентируют на этом внимание !? wassat
    Ведь, в истории мирного и военного продвижения России на Восток, эти ур**ы играли неМалую роль !!! winked
    Они же обсирались каждый раз, когда кто-то в сторону Индии смотрел, и гадили исподтишка !!! laughing
    1. Zulu_S 17 июля 2016 13:00
      Всю историю продвижения Российской Империи в этом регионе следует рассматривать в контексте противостояния России и Великобритании.
      Следует отдавать себе отчёт, что если не Россия, то Великобритания доминировала бы на этих территориях. Пытаясь помешать российскому влиянию, англичане оказывали многостороннюю поддержку, оружием в частности, как местным правителям, так и отдельным племенам (в том числе афганским). Эти ружья позже стреляли в англичан во время афганской войны.
      Кстати, веком позже те же мотивы и те же методы вырастили Аль-Каеду.
      История, видимо, ничему не учит, и теперь НАТО, уже в 21-м веке пытается наступить на те же грабли, щедро разбрасывая их в Восточной Европе.
  6. болот 16 июля 2016 17:56
    Ладно пришли,рабовладельческий строй отменили,в РИ крепостное право отменили 1861 году.Видать фиговая связь тогда была.Там отменили здесь забыли,хотя в том регионе с середины 70х до начало 80х опять вознобнавилась.Хлопковые дела,да и похоже по сей день.
  7. Zaurbek 17 июля 2016 21:08
    hi Как раз в командировку поехал в Ташкент. Был на экскурсии и постройки до 1917 года, экскурсовод называет "постройки колониального периода"
  8. JääKorppi 27 июля 2016 16:32
    Это была бы обыкновенная колониальная война 19 века если бы Россия и Главное Советский Союз не превратил средневековое царство в современное государство, ну а теперь они (как тунисцы во Франции и Индо- пакистанцы в Великобритании) едут к нам жить и работать.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня