Сухогруз «Прощай, Монтана»

США не останавливает то обстоятельство, что, по известному заявлению Хрущева, «Европа, как спичка, сгорит в первые пять минут ядерной войны». Главная военно-стратегическая задача Вашингтона в XXI веке – строительство эшелонированной глобальной ПРО – должна быть в основном решена к началу 2030-х годов.

Если Украина к тому времени войдет в НАТО, тяжелое вооружение альянса может находиться в 400 километрах от столицы нашей Родины. При этом там, вероятно, разместятся и средства ПРО, переговоры на сей счет ведутся с 2007 года.


Примерно в середине, самое позднее в конце 2030-х пока еще единственная сверхдержава, постепенно, но неуклонно теряющая свое могущество, может, пытаясь вернуть мировое господство, нанести первый, разоружающий удар по нашим стратегическим ядерным силам в первую очередь из Европы. А затем попытаться нивелировать ответный удар средствами глобальной ПРО.

Наша стратегия предотвращения подобной ситуации в настоящее время сводится фактически к тому, что в случае начала глобального противостояния, помимо обмена ударам СЯС, мы ввязываемся в войну на европейском театре, более ничем не угрожая США.

Восемь или десять ПЛАРБ, которые сейчас вводятся в строй, могут быть уничтожены изощренной ПЛО (противолодочной обороной) вероятного противника, стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 необходимо постоянно держать в воздухе у берегов США, что крайне затратно, а фактически нереально. Океанский флот, который мог бы круглогодично находиться там же, на сегодня еще не создан, наши ВМБ в американской части света отсутствуют.

Обычное наращивание СЯС, стандартных вооружений, даже самых продвинутых вроде «Статуса-6» (подробнее – «Необходимая и достаточная») не предотвращает опасность полностью. Во-первых, у США будут аналоги. Во-вторых, подвластная им Европа все равно разместит у себя ракетные системы ПРО двойного назначения. Первые ласточки данной политики – оперативные районы ПРО в Румынии и Польше.

Экзотические сценарии – использование климатического и геофизического оружия типа инициированного извержения вулкана в Йеллоустонском заповеднике, подводных взрывов в районах океанических разломов вдоль берегов Северной Америки («Ядерный спецназ») – слишком авантюристичны, а главное – непредсказуемы по последствиям. В свете последних событий в Сирии, где западное сообщество попросту ставит нам палки в колеса, прикрывая вероломство турок и имитируя борьбу с запрещенным в России ИГ, можно констатировать: военно-политической мощи РФ явно недостает, чтобы принудить США прекратить подрывную деятельность по смене неугодных им режимов, захвату природных ресурсов и размещению элементов глобальной ПРО в Европе.

Карибский прецедент

Нам необходимо, не ввязываясь в европейское противостояние и гибельную для страны новую гонку вооружений, найти недорогой, но эффективный способ воздействия на сознание скорее даже не заокеанского руководства, а самой американской нации.

Сухогруз «Прощай, Монтана»


Следует отметить, что в историческом противоборстве двух сверхдержав во второй половине ХХ века был прецедент, когда при некоторой авантюристичности политики советского руководства проблему с размещением ядерных ракет США в Европе все же удалось решить. Это Карибский кризис. При попытке СССР разместить ядерные ракеты на Кубе среди населения южных штатов США возникла паника, и американское руководство было вынуждено договариваться с нашей страной и убрать ядерные ракеты из Европы и Турции.

По прошествии более 50 лет РФ необходимо снова решать подобную проблему. Карибский кризис выявил одну особенность США, назовем ее демогеографической: более 75 процентов их населения проживает в 500-мильной близости от океанской береговой черты общей протяженностью около десяти тысяч километров. Там же находятся основные производственные мощности, политические и интеллектуальные центры и соответствующая инфраструктура. И если РФ в ответ на угрозы размещения в Европе ядерных ракет ближней и средней дальности под покровом элементов ПРО сможет продемонстрировать способность развернуть подобное вооружение у океанского побережья США, то вряд ли кризисная ситуация вообще возникнет.

Современное геополитическое положение России скорее всего не позволит оперативно разместить, в противовес США, ракетно-ядерное оружие в дружественных странах центральной и латинской Америки. Даже если мы создадим, что в ближайшем будущем крайне проблематично, океанский военно-морской флот, его соединения без прикрытия с воздуха угрожать американскому побережью неспособны. Строительство полноценных авианосцев, о чем ведется полемика последнее десятилетие, затянется на неопределенное время и попросту разорит страну (в доказательство достаточно проанализировать историю создания и боевого применения французского атомного авианосца «Шарль де Голль»).

Но решение есть. Оно заключается в создании нового вида морских вооружений, которым главный вероятный противник ввиду несопоставимых демогеографических особенностей нам угрожать не может. Основная масса населения, производственные мощности, политические и интеллектуальные центры РФ находятся в глубине Евразийского субконтинента, а ввод авианесущих ударных групп НАТО в Черное, Балтийское и Баренцево моря будет легко парирован ВС РФ. Побережье Дальнего Востока и Северного Ледовитого океана заселено незначительно. Речь идет о сверхтяжелых экранопланах двойного назначения: авианесущих и многофункциональных боевых или на той же платформе транспортных со стопроцентным мобилизационным ресурсом.

324 узла на Севморпути

Конкретная проработка возможности реализации довольно сложных, но вполне решаемых на сегодня технических проблем по постройке подобных видов вооружения проводилась еще в 60-е годы. Это тема ЭНБС (экранопланы – носители группы боевых самолетов), которая прорабатывалась в КБ Ростислава Алексеева. Примерно в то же время Робертом Бартини была выдвинута теория межконтинентального транспорта земли, где доказана экономическая эффективность сверхдальних межконтинентальных морских перевозок экранопланами, предложен проект авианесущего СВВП-2500, проводились испытания макетов двух типов и был построен экспериментальный образец ВВА-14.

Нашим инженерным сообществом была произведена проработка, с учетом современных достижений в области ТВД, конструкционных материалов, транспортных ЯЭУ и т. п., экранопланов максимально большой теоретически возможной грузоподъемности. Мы готовы представить техническое обоснование подобной многофункциональной платформы (заявка № 20161105207). В связи с двойным назначением – как военным, в том числе с возможностью запуска МБР из любой точки Мирового океана, так и гражданским, например для вывода на орбиту блоков для межпланетных экспедиций весом до 200 тонн с экватора, и при возможной кооперации с КНР, другими заинтересованными странами общие затраты по созданию и эксплуатации подобной системы не будут непосильным бременем для отечественного бюджета.

Гражданский вариант экранопланов предполагается использовать прежде всего на линиях юго-восточная Азия – Европа через Северный морской путь, в увеличении грузопотока по которому заинтересованы прежде всего Китай и европейские страны. Расчеты показывают, что для перевозки 50 миллионов тонн грузов, а потребность в таких объемах прогнозируется уже к 2020 году, на линии Мурманск – Шанхай потребуется 90–100 судов класса УЛ дедвейтом 65 тысяч тонн. При этом переход Севморпутем со средней скоростью 13,4 узла будет занимать около 23 суток. Для перевозки того же объема грузов тяжелыми экранопланами дедвейтом 10 тысяч тонн со скоростью 324 узла (600 км/ч) потребуется не более 18–20 единиц, а время перехода не превысит 24 часов. Необходимо отметить, что потенциальный грузовой трафик по этому пути – более 650 миллионов тонн, столько сейчас проходит по Суэцкому каналу.

Морские прогулки с ракетами

Одно из основных общих конструкторских решений – использование специализированных однотипных грузовых помещений внутри центроплана экранопланной платформы, оборудованных несколькими погрузо-разгрузочными системами. В военном варианте там могут размещаться самолеты, различные боевые системы, в гражданском – стандартные морские контейнеры и иные грузы, в том числе габаритные. При этом они смогут автоматически перемещаться по палубам и трюмам, опускаться внутрь центроплана и подаваться наверх.

В случае угрожаемого положения, считаемого критическим для возникновения ядерного противостояния, как боевые, так и транспортные экранопланы, вооруженные ТЯО (это не нарушает никаких договоров об ограничении СЯС), могут быть за несколько часов переброшены к берегам главного вероятного противника, что позволит предотвратить любые его поползновения.

Расчеты показывают, что в мирное время вблизи побережья США необходимо держать от двух до шести групп сверхтяжелых ЭНБС, при этом в составе каждой по два – четыре экраноплана с различной боевой функциональностью, от противолодочной до противоракетной, и общим количеством боевых самолетов до 80 единиц. Основная задача данных групп – нейтрализация СЯС, размещенных в трех американских штатах: Монтана, Вайоминг и Северная Дакота, а также ВМБ с базирующимися на них ПЛАРБ. При угрожаемом положении сверхтяжелые экранопланы способны в течение полутора суток доставить к берегам агрессора несколько тысяч контейнеров системы «Клаб».

Мы готовы доложить о сути наших предложений Комитету по оборонным вопросам Совета Федерации, всем заинтересованным ведомствам и организациям с предварительной концептуальной проработкой приглашенными ими экспертами, так как считаем дело крайне важным для укрепления обороноспособности нашей Родины прежде всего с точки зрения принуждения США к отказу от размещения элементов глобальной ПРО в Европе. Гражданское использование данной транспортной системы сэкономит огромные средства, позволив отказаться от строительства нового Панамского канала, обеспечить круглогодичный «северный завоз», скоростную доставку дальневосточной рыбной продукции в европейскую часть страны и многое другое.
Автор:
Владимир Яцков
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/31396
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

248 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти