Начались поставки серийных катеров новых типов

Доведен до практического применения очередной перспективный проект отечественной оборонной промышленности. Согласно последним сообщениям, министерство обороны начало получать серийные транспортно-десантные и штурмовые катера новых моделей, предназначенные для эксплуатации подразделениями специального назначения. Разработка и строительство этой техники осуществляются предприятиями, входящими в состав концерна «Калашников».

Как сообщает пресс-служба концерна «Калашников», начаты серийные поставки катеров двух новых типов, входящих в т.н. единую боевую группу. Катера имеют некоторые отличия и предназначаются для решения различных задач. При этом они должны параллельно эксплуатироваться спецподразделениями. Катера были разработаны сравнительно недавно и в инициативном порядке. В прошлом году такую технику впервые показали потенциальному заказчику и широкой общественности, а позже она прошла испытания и была рекомендована к серийному производству. Кроме того, произошло официальное принятие на вооружение.

Несколько новых проектов катеров различного назначения были разработаны предприятием «Рыбинская верфь», входящим в состав концерна «Калашников». Премьерный показ такой техники состоялся в прошлом году в ходе международного военно-морского салона МВМС-2015. В дальнейшем новые катера прошли все необходимые испытания. Еще до конца прошлого года по результатам всех проверок два типа новых катеров были приняты на вооружение. Также появился контракт на серийное производство подобной техники, реализация которого к настоящему времени дошла до поставок готовых изделий.


Начались поставки серийных катеров новых типов
Лодка БК-10


В начале июля заказчику были переданы первые серийные катера новых типов. Имеющийся контракт подразумевает строительство и поставку катеров моделей БК-10 и БК-16. Эта техника входит в т.н. единую боевую группу и имеет ряд характерных особенностей. Так, при некоторых заметных отличиях, катера двух проектов имеют схожие ходовые характеристики, что позволяет во время подготовки к операциям формировать группировку в соответствии с текущими задачами и использовать оптимальное сочетание техники одного или двух типов. И БК-10, и БК-16 способны развивать скорость не менее 40 узлов, а дальность плавания превышает 400 морских миль.

Целью проекта БК-10 было создание скоростной штурмовой лодки. Этот образец предназначен для транспортировки личного состава с вооружением и специальным оборудованием либо иной полезной нагрузки. Характеристики позволяют лодке действовать в прибрежной зоне. Также лодка способна осуществлять высадку десанта на подготовленное и неподготовленное побережье, при необходимости поддерживая бойцов огнем. Подобные возможности позволяют экипажу лодки БК-10 выполнять широкий круг различных задач. Лодка может использоваться для обеспечения специальных операций, эвакуации раненых, в борьбе с террористами или пиратами, при оказании помощи терпящим бедствие и т.д. Широта круга решаемых задач обусловлена характерным техническим обликом лодки.

Лодка БК-10 строится по жестко-корпусной надувной схеме. Она имеет основной корпус из алюминиево-магниевого сплава, на котором монтируются все необходимые агрегаты, а также оснащается дополнительным надувным баллоном, расположенным на носовой и бортовых частях корпуса. Внутри жесткого корпуса располагаются объемы для размещения некоторых агрегатов и другой аппаратуры. Общая длина скоростной лодки БК-10 составляет 10,48 м, ширина – 3,7 м. Порожнее водоизмещение заявлено на уровне 3,7 т, полное – 6,6 т.

На открытой палубе лодки устанавливается пост управления с двумя рабочими местами экипажа. При помощи имеющегося оборудования экипаж может контролировать все бортовые системы и полностью управлять их работой. Позади рабочих мест экипажа располагается площадка для размещения десанта. В существующей конфигурации лодки на палубе предлагается устанавливать 12 кресел для десантников. Они располагаются в три ряда продольных ряда по четыре кресла в каждом и обеспечивают комфортное перемещение по маршруту, а также не затрудняют высадку на берег.

В кормовой части лодки устанавливаются два двигателя мощностью по 300 л.с. Подобная силовая установка позволяет развивать скорость порядка 40 узлов. Экономическая скорость заявлена на уровне 22 узлов. При оптимальном расходе топлива дальность плавания достигает 400 миль, что значительно увеличивает практический потенциал лодки.

Начались поставки серийных катеров новых типов
Схема БК-10


Скоростная штурмовая лодка БК-10 не имеет собственного вооружения, однако грузоподъемность и другие параметры конструкции позволяют десанту перевозить с собой необходимое оружие и использовать его против надводных или береговых целей.

Второй образец техники, недавно дошедший до войск, представляет собой скоростной транспортно-десантный катер. Задачей катера БК-16 так же является транспортировка личного состава и грузов различного назначения. Имеется возможность участия в различных операциях в прибрежной зоне. Катер способен решать различные боевые задачи непосредственно у берега или на определенном расстоянии от него. Благодаря этому экипаж и десант могут бороться с пиратами или террористами в различных условиях, а также участвовать в помощи терпящим бедствие или осуществлять эвакуацию.

Скоростной катер БК-16 имеет значительные отличия от БК-10, связанные с иной тактической ролью и другими требованиями. Проект БК-16 создавался с учетом последних отечественных и зарубежных наработок в этой области, что оказало значительное влияние на облик готовой техники. В частности, новые катера концерна «Калашников» имеют большое сходство с техникой проекта 03160 «Раптор», а также имеют те же цели.

Катер с полным водоизмещением 19,5 т (порожнее – 13 т) имеет длину 16,45 м при ширине 4 м и осадке 0,87 м. Основные элементы конструкции выполнены из алюминиево-магниевого сплава, что обеспечивает требуемую прочность при сравнительной малой массе. Корпус катера БК-16 имеет характерную компоновку с передним расположением рубки экипажа, позади которой находится крупный объем для перевозки десанта. Кормовая часть корпуса отдана под силовую установку.

Экипаж катера состоит из двух человек, рабочие места которых находятся в полностью закрытой рубке с остеклением, обеспечивающим максимальный обзор. Вся центральная часть корпуса вмещает десантное отделение, предназначенное для перевозки бойцов или размещения иной полезной нагрузки, в зависимости от модификации. Вдоль бортов десантного отделения размещены места для 19 пассажиров. Высадка производится через кормовой люк десантного отделения, ведущий на палубу, либо через носовой коридор, оборудованный верхними крышками и откидной аппарелью. Последняя используется при высадке десанта на неподготовленное побережье.

Начались поставки серийных катеров новых типов
БК-16


В кормовом отделении корпуса располагаются два двигателя мощностью по 780 л.с., соединенные с водометными движителями. С их помощью БК-16 может развивать скорость до 42 узлов. На экономической скорости 30 узлов катер способен пройти до 400 морских миль. Показатели мореходности позволяют судну работать в прибрежной зоне.

Проектом БК-16 подразумевается использование комплекса вооружения, включающего в себя различные системы. В качестве основы комплекса вооружения концерном «Калашников» предлагается использовать дистанционно управляемый боевой модуль с двухплоскостной стабилизацией и защищенным корпусом. Система управления способна самостоятельно сопровождать до 10 целей. Боевой модуль может оснащаться пулеметным вооружением различных типов.

В передней части палубы предусматривается вертлюжная установка для монтажа крупнокалиберного пулемета или автоматического гранатомета. Вдоль бортов палубы также могут устанавливаться четыре пулемета винтовочного калибра. Имеется возможность перевозки легких ракетных комплексов различного назначения, некоторого количества морских мин и т.д.

Предлагаются несколько вариантов скоростного катера БК-16, отличающихся друг от друга назначением и, как следствие, составом специального оборудования. Основной версией является транспортно-десантный катер, предназначенный для перевозки личного состава с последующей его высадкой в месте выполнения боевой задачи. Кроме того, возможно строительство катеров иного назначения. При помощи переделки десантного отделения БК-16 может становиться подвижным командным пунктом с набором аппаратуры связи и управления, а также рабочими местами для девяти специалистов. Предложен вариант медицинского катера с соответствующим оборудованием. Также возможно строительство пожарных катеров и судов для водолазов.

Интересно, что первый экземпляр катера БК-16 был построен еще осенью 2014 года, вскоре после чего на Черном море начались его испытания. К середине 2015-го испытания этой техники проводились при участии Черноморского флота. Вскоре опытный образец нового катера принял участие в выставках «Армия-2015» и МВМС-2015, где демонстрировался руководству страны. Летом прошлого года завершилась постройка второго катера новой модели, который в дальнейшем тоже вышел на испытания. Судя по последним сообщениям, строительство подобной техники продолжилось. Следствием этого стала поставка заказчику новых катеров.

Начались поставки серийных катеров новых типов
Схема катера БК-16


Согласно последним сообщениям, не так давно началась поставка министерству обороны серийных образцов новой техники. Заказчик получил первые серийные лодки БК-10 и катера БК-16. Эта техника предназначается для использования спецподразделениям, которым требуются скоростные транспортные средства для перемещений в прибрежной зоне и высадке в необходимых точках. Поставка подобных катеров, равно как и техники некоторых других проектов, позволит значительно повысить мобильность подразделений в различных условиях.

Два проекта скоростных катеров уже доведены до серийного производства. Еще две разработки аналогичной техники пока не дошли до этой стадии. Концерном «Калашников» к настоящему времени также разработаны скоростная десантно-штурмовая лодка БК-9 и многоцелевой катер БК-18. Первая представляет собой транспортное средство, способное перевозить до девяти десантников и нести бронирование для защиты людей или агрегатов. БК-18, в свою очередь, похож на увеличенную и доработанную версию БК-16 с соответствующими характеристиками. С точки зрения целей и задач лодка БК-9 и катер БК-18 почти не отличаются от образцов, поступивших в серию.

Новые катера уже доведены до серийного производства. То же может произойти и с другими перспективными проектами. Таким образом, в обозримом будущем отечественные спецподразделения получат достаточное количество новой техники, которая позволит повысить их мобильность до требуемого уровня, что положительным образом скажется на их мобильности и на эффективности выполнения боевых задач в целом.


По материалам сайтов:
https://lenta.ru/
http://ria.ru/
http://kalashnikovconcern.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Kalashnikovconcern.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. Limon1972 13 июля 2016 07:36
    Все бы ничего, но движки Меркурий расстраивают. Подвесные лодочные моторы я так понял в России умерли совсем.
    1. donavi49 13 июля 2016 08:37
      На БК-16 - Seatek + водометы Castoldi. У Пелловского Раптора (который со шведами CB90)- CAT + KaMeWa Rolls-Royce.

      И новость про эти катера была 6 июля 2016 на ВО уже.
    2. гурт 13 июля 2016 16:12
      Цитата: Limon1972
      Подвесные лодочные моторы я так понял в России умерли совсем.

      ага,и катера шведский проект купленный заводом Пелла.И где здесь наше?
      1. vkl.47 14 июля 2016 10:44
        Наше здесь только буквы 《БК》.увы
  2. denvar555 13 июля 2016 07:43
    Я думаю альтернативных производители двигателей найти можно, та же Yamaha или китайские клоны. Хотя нужно и свое двигателестроение восстанавливать нужно.
    1. donavi49 13 июля 2016 08:41
      Замену Seatek и CAT тоже? А водометы легкие? Вместо Castoldi и KaMeWa Rolls-Royce? А на БК-16 еще складные кресла SCHROTH из Германии.
      1. гурт 13 июля 2016 16:13
        Цитата: donavi49
        Замену Seatek и CAT тоже? А водометы легкие? Вместо Castoldi и KaMeWa Rolls-Royce? А на БК-16 еще складные кресла SCHROTH из Германии.

        импортозамещение.....
        1. Hog 13 июля 2016 20:44
          Ну давайте тогда заместим их табуретками с ближайшей мебельной фабрики?
          Hog
          1. midivan 14 июля 2016 00:04
            Цитата: Hog
            Ну давайте тогда заместим их табуретками с ближайшей мебельной фабрики?

            это вы о чем? я правильно понял что и "табуретки"не в состоянии сделать? тьфу дальше мат сплошной,вы считаете, что это немецкие высокотехнологичные кресла? такую хрень можно в день пачками делать,дайте мне нормальный трубогиб материал железо (не перевелось у нас вроде и алюмишка есть) лучше сделаю,сварочные аппараты свои буду использовать которые далеки от стационаров,вот реально иной раз зла не хватает на наших "производителей" am
    2. Malkor 13 июля 2016 08:51
      Обратились бы к любому авиазаводу, если уж другие делать не могут на проектирование и производство двигателей. Под серию катеров частично окупили бы вложение, а дальше свободный рынок.
      1. donavi49 13 июля 2016 08:59
        И сколько лет заняла бы проектировка, постановка в серию? И главное, за чей счет банкет?

        При том, заказчик, хочет быстро (ЕМНИП последний БК-16 по контракту в 18 году), а по БК-9-10 там заказы по 2-4 катера с годом срока.

        Плюс, эти Меркюри идут на всяких Лоцманов/МЧС/Таможеников/Рыбнадзора, но там, тоже срок жизни контракта мал.

        Никак, разработку, тестирование, сертификацию и постановку в серию не вместить, даже если деньги найти.
      2. midivan 14 июля 2016 00:14
        Цитата: Malkor
        Обратились бы к любому авиазаводу, если уж другие делать не могут на проектирование и производство двигателей. Под серию катеров частично окупили бы вложение, а дальше свободный рынок.

        да авиазаводу западло и браться за такую работу,что там, двух тактник от меркури?в чем там сложность? лепестковые клапана? гармонь разберите вот вам и пол дела сделано(ржу не могу),хоть убейте не поверю что не могут,не хотят гады и не кому не надо заморачиваться,а зачем?оно есть и в доступной продаже вот и ответ,дефицит у нас характеров и принципов и через гору амбиций бабла поднять при этом не чего не делая
  3. avg-mgn 13 июля 2016 08:19
    Главное - нужны лошадки не только МО, но и иным силовикам и МЧС.
    1. donavi49 13 июля 2016 09:15
      Так строят. Это старая добрая Рыбинская Верфь, просто теперь она вошла в Концерн Калашников.

  4. Любопятов 13 июля 2016 16:47
    Когда война, тут не до сертификации. Понадобится интенсификация труда, 10-12 часовые рабочие смены, интернирование 5 колонны и тех негодяев, которые перепутали клеммы в космической ракете. (Почему-то невозможно ошибиться,вставляя симку в телефон, а с космической микросхемой - запросто.)
  5. Котище 13 июля 2016 20:02
    До начала ВОВ на наши торпедные катера тоже ставили двигатели испана-съюзе, но развивали и свое двигателестроение, но в 1941 в серийном производстве были только катера с нашими двигателями. По этому крути не крути необходимо поддерживать свое, а не чужое. Чтобы не моьучилось как во время америко-испанской войне Испанские брониносцы шли в бой без орудий главного калибра.
  6. python2a 13 июля 2016 20:50
    А к чему это добро?
    Народ в узде держать?
  7. ВС РФ 12345678 19 июля 2016 14:18
    Аппараты отличные, но необходимо избавляться от импортных комплектующих ВЕЗДЕ.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня