Military Review

Repair and recovery vehicle Bergepanzer Tiger (P), Germany

4
In November 1942, experimental armored vehicles of the VK 4501 type from Henschel and Porsche firms underwent additional comparative tests, as a result of which the German army finally decided on its choice of a promising heavy tank. The VK 4501 (H) tank created by Henschel was to develop and put into serial production. The competing development from the Porsche was no longer of interest to the troops. However, by this time a number of such machines had already been built, which should have been used. The bulk of this equipment later became the basis for Elefant / Ferdinand self-propelled guns, and several other samples were used to create an armored recovery vehicle called Bergepanzer Tiger (P).


By the time of the official cessation of work on the project of the heavy tank VK 4501 (P) / Tiger (P), Porsche, together with related companies, managed to assemble only five full-fledged tanks with a full set of equipment and weapons. There were also prepared three experienced chassis without a tower and two shells for shelling tests. At several enterprises involved in the project, they managed to create a serious foundation for assembling a significant number of tanks in the form of separate units and ready-made chassis. By the beginning of autumn 1942, it became clear that the Porsche tank could not be defeated in the current competition, but a certain hope remained until mid-autumn. In November, additional tests took place, according to the results of which the VK project 4501 (P) was officially closed.

The assembled prototypes and unfinished equipment did not have to stand idle for a long time without work. Back in September, 1942, it was decided to use the not too successful VK 4501 (P) chassis when creating a new self-propelled artillery unit with an 88-mm gun and 200-mm frontal armor. In early February, 43 received an order for the early construction of 90 of such combat vehicles, designated as Elefant / Ferdinand. All the required equipment was collected and transferred to the customer during April and May of the same year.

Repair and recovery vehicle Bergepanzer Tiger (P), Germany
General view of the Bergepanzer Tiger BRAM (P). Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


Thus, the overwhelming majority of equipment assembled in the interests of the pre-production construction of a heavy Tiger (P) tank found application and went to the troops. At the disposal of the enterprise-developer, however, there remained several copies of armored vehicles, which also planned to be used. The question of the future fate of this technology was resolved by September 1943. Existing tanks should be rebuilt in repair and evacuation vehicles. Despite the existing problems, the authors of such a proposal considered that there would be a lot more sense from such a technique than from idle idle prototypes that were idle.

The project of the new BREM was named Bergepanzer Tiger (P). In addition, due to "kinship" with another serial combat vehicle, this technique is sometimes called the Berge-Ferdinand. Both designations are equivalent and can be used without any problems. In this case, the name Bergepanzer Tiger (P) in some cases can lead to confusion. In 1944, the same designation was given to BREM on the basis of the Tigr serial heavy tank, but its full name looked like Bergepanzer Tiger Ausf.E. Despite the similarity of the names, the two projects of repair and evacuation machines had almost nothing in common and were in no way related to each other.

When creating the Bergepanzer Tiger (P) / Berge-Ferdinand project, it was decided to use certain developments in the newly created SAU. In particular, it was proposed to change the layout of the case in order to optimize balancing and more convenient placement of habitable compartments. As a result, the design of the base heavy tank has undergone significant changes, making the machine somewhat similar to the existing self-propelled gun. Naturally, a different purpose of technology has led to the emergence of a mass of serious differences.


Scheme of the car. Drawing Alldrawings.ru


To speed up the development of a new project and reduce the cost of reworking existing equipment, it was decided to abandon a significant change in the design of armor units. At the same time, some of the housing parts were changed, and some new ones also appeared. The frontal part of the hull, which had armor up to 100 mm thick, remained the same. She retained the box construction of several sheets installed at different angles to the vertical. The upper frontal sheet had an opening for the installation of the viewing device, and on its sides were small zygomatic parts with similar equipment.

The 80-mm boards have survived, but their design has been modified. The stern of the sides has lost a bevel, connected with a sloping roof sheet. Now the feed of the car had to have a different shape while maintaining a circular reservation with a thickness of 80 mm. From the use of new armor plates required form refused. Instead, the sides were boosted with the help of triangular parts of the desired size, which are clearly visible in the preserved photographs.

The shape of the aft hull was changed for several reasons. One of them is the creation of a new cabin for accommodating part of the crew and some equipment. The wheelhouse was a truncated pyramid with a roof. The level of protection of the cabin corresponded to the body. The design of this unit was provided with a set of viewing devices, hatches and installation for a machine gun.


Bergepanzer Tiger (P), side view. Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


The main idea borrowed from the Elefant / Ferdinand project was a redesign of the case. To improve some characteristics, it was proposed to transfer the power plant from the stern to its central part with the release of volumes to accommodate the crew, tools, spare parts, etc. After such processing the layout of the body looked as follows. Directly behind them was the department of management, behind which was placed the engine compartment, which occupied the entire place of the former combat compartment. The second habitable volume was located in the stern, in the hull and wheelhouse. Under the habitable compartment were traction motors and auxiliary transmission.

Exact information about the type of used power plant is unknown. The first prototypes of the heavy tank Tiger (P) were completed with two Porsche Typ 101 carburetor engines with 310 hp power, connected to two Siemens sGV 275 / 24 electric generators with 375 kW each. In the later stages of the project, it was decided to replace two unreliable engines with proven and tested Maybach HL 120TRM motors with HP 265 power. The generators did not change. What kind of engines were available on the three repair and recovery vehicles - is unknown.

An electric transmission was retained, which simplified traffic control, but seriously hampered the construction of machinery. The electricity from the generators passed through the control systems and was fed to two Siemens D230a 1495-kilowatt engines. Their torque through the planetary gears arrived at the driving wheels. It was proposed to control the machine by monitoring the operation of the traction motors. The controls of the main gasoline engines played a supporting role.

BREM Bergepanzer Tiger (P) / Berge-Ferdinand had to keep the existing undercarriage. On each side should be mounted on six dual track rollers of large diameter. The rollers were blocked in pairs on carts with torsion bar suspension. For a number of reasons, the elastic suspension elements were placed outside the body, parallel to it. In front of the hull were placed the guide wheels, in the feed - leading. A caterpillar with a width of 640 mm was used, which is able to bring the specific pressure on the ground to acceptable values.


Modern model BREM, crane deployed in working position. Photo Panzerkaput.ru


The armament of the Berge-Ferdinand repair and recovery vehicle was supposed to consist of one MG 34 or MG 42 machine gun of the 7,92 mm caliber. The machine gun was located in the installation on the front sheet of the hull aft house. Also, according to some information, the machine gun could be transferred to the pivot installation located on the roof hatch. Some sources also mention the additional installation in the aft part of the deckhouse roof. In this case, the BREM had to carry two machine guns.

The crew of the car was proposed to be placed separately in two habitable compartments. In front of the hull, in the department of management, there had to be a driver and radio operator. In the frontal and zygomatic sheets of the body there were three viewing devices. The frontal machine-gun installation was dismantled, and the opening for it received a plug, because of which the radio operator could observe the situation only through the flap in the cheekbone of the hull. In the roof of the office there were two hatches.

The rest of the crew was housed in the aft manned compartment under the protection of the armored cabin. The latter had several inspection slots and a machine gun installation in the front plate. It was suggested to get inside through a round hatch in the roof. In the general compartment were supposed to be the commander of the car and several crew members responsible for the operation of special equipment.

The task of the project Bergepanzer Tiger (P) was to create a machine capable of evacuating damaged equipment from the battlefield, as well as perform some repair operations. In this regard, on the existing chassis should install a set of special equipment for various purposes. Some of these devices were always ready for use, while others had to be assembled and brought to a working position.


Coloring option BREM. Figure Axisafvs.blogspot.ru


Pulling stuck armored offered with towing hooks on the front and stern sheets of the hull and cables of appropriate strength. Also in some cases for this purpose it was possible to use a winch located in the feed bay with a pulling force up to 10 ton-force. Winch cable was issued through the hatch in the rear hull aft sheet. An additional means for pulling machinery was one or two logs transported on the chassis roof. According to others, the winch was not used - for the evacuation of technology should be used only cables and logs.

BREM could participate in some repair work using the existing mast crane. It was proposed to transport four rods of different lengths with a set of special fasteners, as well as blocks, chains, etc., on various housing mounts. If necessary, a crane of relatively simple construction was mounted on the anchorage of the aft part of the hull (before chopping and to the left of it), which allowed lifting and carrying loads within a certain sector near the machine. According to various sources, the crane could not be used together with the machine's winch. It was necessary to lift and move loads with a set of blocks, chains, hooks, etc. After completion of the work, the crane was disassembled and placed on the fixings of the case.

Due to the absence of serious changes in the chassis, all dimensions of the repair and recovery vehicle, with the exception of height, corresponded to the parameters of the basic equipment. The length of the Berge-Ferdinand was 7 m, width - 3,2 m, height - about 2,5 m. Due to the dismantling of a number of large and heavy units, the combat weight decreased by several tons and did not exceed 55-60 t. maximum speed relative to the original 20-25 km / h on the highway. The power reserve could remain at the level of 150 km.

The development of a BREM project based on a heavy tank and a self-propelled artillery installation did not take long. The design documentation was prepared for September 1943 of the year, after which the conversion of the existing equipment on a new project began. For the modernization and class change, three experimental tanks VK 4501 (P) were allocated, which had been idle for several months. The towers were removed from the vehicles, the engines were moved, the hull structure was improved, the wheelhouse and the necessary equipment were installed. All necessary work was completed before the end of September.


BREM with additional equipment on the roof. Photo Forum.worldoftanks.ru


Issue BREM Begrepanzer Tiger (P) / Berge-Ferdinand limited to only three cars. By the beginning of autumn 1943, only a few VK 4501 (P) samples remained in stock, which could be used as the basis for a new technology. After the decision to close the Tiger (P) project, the construction of new chassis of the required type turned out to be impossible. Using the existing stocks of waste equipment, Porsche was able to build only three units of new equipment.

Information about the operation of BREM on the basis of an unsuccessful heavy tank is missing. Any information about testing or sending such machines to the front is also not preserved. It can be assumed that repair-evacuation vehicles based on a not very successful chassis did not interest the customer in the face of the German army, because of which three samples remained at the factory. Perhaps the company used them for their own purposes, as tractors or other auxiliary equipment.

Over time, the chassis of the repair and recovery vehicles, which had already taken part in the test program of the heavy tank VK 4501 (P), finally exhausted their service life, after which their operation became impossible. As far as is known, by the end of the war in Europe, all the Bergepanzer Tiger (P) BREM samples were written off and dismantled.

The project Bergepanzer Tiger (P) / Berge-Ferdinand was the last attempt to find the use of not very successful equipment, which previously could not interest the customer in the face of the army. For a number of objective reasons, the developers managed to assemble only three such machines that did not get to the front and could not show themselves in real conditions. In addition, from the middle of 1943 onwards, the German army began to receive similar Bergepanther equipment. These machines, built on the basis of the tank Pz.Kpfw.V, were produced until the very end of the war and were actively used on all fronts. BREM on the basis of the tank VK 4501 (P) could not count on such success.


Based on:
http://achtungpanzer.com/
http://tehnikapobedy.ru/
http://aviarmor.net/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. igordok
    igordok 14 July 2016 07: 28
    -2
    Bergepanzer - literal translation, mountain tanks. Why mountain?
    1. Stas57
      Stas57 14 July 2016 09: 27
      +1
      since when did Bergen become a mountain? although yes, google translator he is)) translates the root)
      Bergen
      1) hide, cover (in a safe place)
      2) save
  2. kugelblitz
    kugelblitz 14 July 2016 09: 29
    0
    There are sources who say that these machines nevertheless got to the front as part of the 653rd heavy anti-tank battalion, along with the Tiger (P) tank with a Voith hydraulic transmission. So they used this ARV in Italy and later in Ukraine.
  3. fa2998
    fa2998 14 July 2016 14: 47
    0
    Of course, for a heavy "Tiger" you need a special car. But to make it on the basis of the serial "Tiger" from Henschel, and not on the basis of the competitor of the "Tiger" Porsche. "Ferdinands" and similar cars - Porsche's attempts to attach a rejected car. hi

Ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer Tiger(P), Германия

В ноябре 1942 года опытные бронемашины типа VK 4501 от фирм Henschel и Porsche прошли дополнительные сравнительные испытания, по результатам которых немецкая армия окончательно определилась со своим выбором перспективного тяжелого танка. Развивать и ставить в серийное производство следовало танк VK 4501(H), созданный компанией «Хеншель». Конкурирующая разработка от «Порше» более не представляла интереса для войск. Тем не менее, к этому времени уже было построено некоторое количество таких машин, которым следовало найти применение. Основная масса этой техники позже стала основой для самоходок Elefant / Ferdinand, а несколько других образцов были использованы при создании бронированной ремонтно-эвакуационной машины под названием Bergepanzer Tiger(P).

К моменту официального прекращения работ по проекту тяжелого танка VK 4501(P) / Tiger(P) фирма Porsche совместно со смежными предприятиями успела собрать лишь пять полноценных танков с полным набором оборудования и вооружения. Также были готовы три опытных шасси без башни и два корпуса для испытаний обстрелом. На нескольких предприятиях, задействованных в проекте, успели создать серьезный задел для сборки значительного числа танков в виде отдельных агрегатов и готовых шасси. К началу осени 1942 года стало ясно, что танку от «Порше» не удастся победить в текущем конкурсе, однако до середины осени сохранялась определенная надежда. В ноябре состоялись дополнительные испытания, по результатам которых проект VK 4501(P) официально закрыли.

Собранным опытным образцам и недостроенной технике не пришлось долго простаивать без дела. Еще в сентябре 1942 года было решено использовать не слишком удачное шасси VK 4501(P) при создании новой самоходной артиллерийской установки с 88-мм орудием и 200-мм лобовой броней. В начале февраля 43-го появился приказ о скорейшем строительстве 90 таких боевых машин, получивших обозначение Elefant / Ferdinand. Вся требуемая техника была собрана и передана заказчику в течение апреля и мая того же года.


Ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer Tiger(P), Германия
Общий вид БРЭМ Bergepanzer Tiger(P). Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Таким образом, подавляющее большинство техники, собранной в интересах предсерийного строительства тяжелого танка Tiger(P), нашло применение и отправилось в войска. В распоряжении предприятия-разработчика, однако, оставалось несколько экземпляров бронемашин, которым тоже планировалось найти применение. Вопрос дальнейшей судьбы этой техники был решен к сентябрю 1943 года. Имеющиеся танки следовало перестроить в ремонтно-эвакуационные машины. Несмотря на существующие проблемы, авторы такого предложения посчитали, что от подобной техники будет куда больше толку, чем от простаивающих без дела ненужных прототипов.

Проект новой БРЭМ получил название Bergepanzer Tiger(P). Кроме того, по причине «родства» с другой серийной боевой машиной, эту технику иногда называют Berge-Ferdinand. Оба обозначения равнозначны и могут применяться без каких-либо проблем. При этом название Bergepanzer Tiger(P) в некоторых случаях может приводить к путанице. В 1944 году схожее обозначение получила БРЭМ на базе серийного тяжелого танка «Тигр», однако ее полное название выглядело как Bergepanzer Tiger Ausf.E. Несмотря на сходство названий, два проекта ремонтно-эвакуационных машин не имели почти ничего общего и не были никак связаны между собой.

При создании проекте Bergepanzer Tiger(P) / Berge-Ferdinand было решено использовать определенные наработки по недавно созданной САУ. В частности, предлагалось изменить компоновку корпуса с целью оптимизации балансировки и более удобного размещения обитаемых отсеков. В итоге конструкция базового тяжелого танка подверглась заметным изменениям, делавшим машину в некоторой мере похожей на существующую самоходку. Естественно, иное предназначение техники привело к появлению массы серьезнейших отличий.

Ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer Tiger(P), Германия
Схема машины. Рисунок Alldrawings.ru


Для ускорения разработки нового проекта и уменьшения расходов на переделку существующей техники было решено отказаться от значительного изменения конструкции броневых агрегатов. Одновременно с этим часть деталей корпуса была изменена, а также появились некоторые новые. Осталась прежней лобовая часть корпуса, имевшая броню толщиной до 100 мм. Она сохранила коробчатую конструкцию из нескольких листов, установленных под разными углами к вертикали. Верхний лобовой лист имел проем для установки смотрового прибора, а по бокам от него располагались небольшие скуловые детали с аналогичным оборудованием.

Сохранились 80-мм борта, однако их конструкция была доработана. Кормовая часть бортов лишилась скоса, соединявшегося с наклонным листом крыши. Теперь корма машины должна была иметь иную форму при сохранении кругового бронирования толщиной 80 мм. От использования новых броневых листов требуемой формы отказались. Вместо этого борта нарастили при помощи треугольных деталей нужного размера, которые хорошо видны на сохранившихся фотографиях.

Форма кормовой части корпуса была изменена по нескольким причинам. Одна из них – создание новой рубки для размещения части экипажа и некоторого оборудования. Рубка представляла собой конструкцию в виде усеченной пирамиды с крышей. Уровень защиты рубки соответствовал корпусу. В конструкции этого агрегата предусматривался набор смотровых приборов, люков и установка для пулемета.

Ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer Tiger(P), Германия
Bergepanzer Tiger(P), вид сбоку. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


Основной идеей, заимствованной из проекта Elefant / Ferdinand, было изменение компоновки корпуса. Для улучшения некоторых характеристик было предложено перенести силовую установку из кормы в его центральную часть с высвобождением объемов для размещения экипажа, инструментов, запчастей и т.д. После такой переработки компоновка корпуса выглядела следующим образом. Непосредственно за ними находилось отделение управления, позади которого помещался моторный отсек, занимавший все место бывшего боевого отделения. Второй обитаемый объем находился в корме, в корпусе и рубке. Под обитаемым отсеком находились тяговые электродвигатели и вспомогательная трансмиссия.

Точные сведения о типе использованной силовой установки неизвестны. Первые прототипы тяжелого танка Tiger(P) комплектовались двумя карбюраторными двигателями Porsche Typ 101 мощностью по 310 л.с., соединявшимися с двумя электрогенераторами Siemens sGV 275/24 по 375 кВт каждый. На поздних этапах проекта было решено заменить два ненадежных двигателя отработанными и проверенными моторами Maybach HL 120TRM мощностью по 265 л.с. Генераторы при этом не менялись. Какие именно двигатели имелись на трех ремонтно-эвакуационных машинах – неизвестно.

Была сохранена электрическая трансмиссия, упрощавшая управление движением, но серьезно затруднявшая строительство техники. Электроэнергия от генераторов проходила через системы управления и подавалась на два 230-киловаттных двигателя Siemens D1495a. Их крутящий момент через планетарные редукторы поступал на ведущие колеса. Управление машиной предлагалось осуществлять при помощи контроля за работой тяговых электродвигателей. Органы управления основными бензиновыми моторами при этом играли вспомогательную роль.

БРЭМ Bergepanzer Tiger(P) / Berge-Ferdinand должна была сохранить существующую ходовую часть. На каждом борту следовало крепить по шесть сдвоенных опорных катков большого диаметра. Катки блокировались попарно на тележках с торсионной подвеской. По ряду причин упругие элементы подвески помещались снаружи корпуса, параллельно ему. В передней части корпуса помещались направляющие колеса, в кормовой – ведущие. Использовалась гусеница шириной 640 мм, способная довести удельное давление на грунт до приемлемых значений.

Ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer Tiger(P), Германия
Современная модель БРЭМ, кран развернут в рабочее положение. Фото Panzerkaput.ru


Вооружение ремонтно-эвакуационной машины Berge-Ferdinand должно было состоять из одного пулемета MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Пулемет располагался в установке на лобовом листе кормовой рубки корпуса. Также, по некоторым данным, пулемет можно было переносить на шкворневую установку, размещенную на люке в крыше рубки. В некоторых источниках также упоминается дополнительная установка в кормовой части крыши рубки. В таком случае БРЭМ должна была нести два пулемета.

Экипаж машины предлагалось размещать раздельно в двух обитаемых отсеках. В передней части корпуса, в отделении управления, должны были находиться механик-водитель и радист. В лобовом и скуловых листах корпуса имелись три смотровых прибора. Лобовая пулеметная установка демонтировалась, а проем для нее получал заглушку, из-за чего радист мог наблюдать за обстановкой только через лючок в скуле корпуса. В крыше отделения управления имелись два люка.

Остальной экипаж размещался в кормовом обитаемом отсеке под защитой броневой рубки. Последняя имела несколько смотровых щелей и пулеметную установку в лобовом листе. Попадать внутрь предлагалось через круглый люк в крыше. В общем отсеке должны были находиться командир машины и несколько членов экипажа, отвечающих за эксплуатацию специального оснащения.

Задачей проекта Bergepanzer Tiger(P) было создание машины, способной эвакуировать с поля боя поврежденную технику, а также выполнять некоторые ремонтные операции. В связи с этим на имеющемся шасси следовало устанавливать набор специального оборудования различного назначения. Часть этих устройств всегда была готова к использованию, тогда как другие приходилось собирать и приводить в рабочее положение.

Ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer Tiger(P), Германия
Вариант окраски БРЭМ. Рисунок Axisafvs.blogspot.ru


Вытаскивать застрявшую бронетехнику предлагалось при помощи буксировочных крюков на лобовом и кормовом листах корпуса и тросов соответствующей прочности. Также в некоторых случаях для этой цели можно было использовать расположенную в кормовом отсеке лебедку с тяговым усилием до 10 тс. Трос лебедки выдавался через лючок в кормовом листе корпуса. Дополнительным средством для вытаскивания техники являлись одно или два бревна, перевозившиеся на крыше шасси. По другим данным, лебедка не использовалась – для эвакуации техники следовало использовать только тросы и бревна.

БРЭМ могла участвовать в некоторых ремонтных работах, используя имеющийся мачтовый кран. На различных креплениях корпуса предлагалось перевозить четыре штанги разной длины с набором специальных креплений, а также блоки, цепи и т.д. При необходимости на креплениях кормовой части корпуса (перед рубкой и слева от нее) монтировался кран сравнительно простой конструкции, позволявший поднимать и переносить грузы в пределах некоторого сектора рядом с машиной. По разным данным, кран не мог использоваться вместе со штатной лебедкой машины. Поднимать и перемещать грузы следовало при помощи набора блоков, цепей, крюков и т.д. После завершения работ кран разбирался и укладывался на крепления корпуса.

Из-за отсутствия серьезных изменений шасси все габариты ремонтно-эвакуационной машины, за исключением высоты, соответствовали параметрам базовой техники. Длина Berge-Ferdinand составляла 7 м, ширина – 3,2 м, высота – порядка 2,5 м. Ввиду демонтажа ряда крупных и тяжелых агрегатов боевая масса сократилась на несколько тонн и не превышала 55-60 т. Облегчение конструкции должно было немного улучшить подвижность машины, подняв максимальную скорость относительно исходных 20-25 км/ч на шоссе. Запас хода мог остаться на уровне 150 км.

Разработка проекта БРЭМ на базе тяжелого танка и самоходной артиллерийской установки не заняла много времени. Конструкторская документация была подготовлена к сентябрю 1943 года, после чего началась переделка имеющейся техники по новому проекту. Для модернизации и изменения класса были выделены три опытных танка VK 4501(P), уже несколько месяцев простаивавших без дела. С машин сняли башни, перенесли двигатели, доработали конструкцию корпуса, установили рубку и необходимое оборудование. Все необходимые работы были завершены до конца сентября.

Ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer Tiger(P), Германия
БРЭМ с дополнительным оборудованием на крыше. Фото Forum.worldoftanks.ru


Выпуск БРЭМ Begrepanzer Tiger(P) / Berge-Ferdinand ограничился лишь тремя машинами. К началу осени 1943 года в наличии оставалось лишь несколько образцов VK 4501(P), которые можно было использовать в качестве основы для новой техники. После решения о закрытии проекта Tiger(P) строительство новых шасси требуемого типа оказалось невозможным. Пользуясь имеющимися запасами ненужной техники, фирма Porsche смогла построить лишь три единицы новой техники.

Сведения об эксплуатации БРЭМ на базе неудачного тяжелого танка отсутствуют. Какая-либо информация об испытаниях или отправке подобных машин на фронт также не сохранилась. Можно предположить, что ремонтно-эвакуационные машины на основе не самого удачного шасси не заинтересовали заказчика в лице немецкой армии, из-за чего три образца так и остались на заводе-изготовителе. Возможно, предприятие использовало их в собственных целях, в качестве тягачей или иной вспомогательной техники.

Со временем шасси ремонтно-эвакуационных машин, уже успевшие поучаствовать в программе испытаний тяжелого танка VK 4501(P), окончательно выработали свой ресурс, после чего их эксплуатация стала невозможной. Насколько известно, к концу войны в Европе все образцы БРЭМ Bergepanzer Tiger(P) были списаны и разобраны.

Проект Bergepanzer Tiger(P) / Berge-Ferdinand был последней попыткой найти применение не слишком удачной технике, которая ранее не смогла заинтересовать заказчика в лице армии. По ряду объективных причин разработчикам удалось собрать лишь три такие машины, которые не попали на фронт и не смогли показать себя в реальных условиях. Кроме того, с середины 1943 года немецкая армия начала получать аналогичную технику типа Bergepanther. Эти машины, построенные на базе танка Pz.Kpfw.V, производились до самого конца войны и активно использовались на всех фронтах. БРЭМ на базе танка VK 4501(P) не могла рассчитывать на такие успехи.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://tehnikapobedy.ru/
http://aviarmor.net/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. igordok 14 июля 2016 07:28
    Bergepanzer - дословный перевод, горные танки. Почему - горные?
    1. стас57 14 июля 2016 09:27
      с каких пор Bergen стал горой? хотя да, гугл переводчик он такой))по корню переводит)
      bergen
      1) прятать, укрывать (в безопасном месте)
      2) спасать
  2. kugelblitz 14 июля 2016 09:29
    Есть источники, которые говорят, что данные машины все же попали на фронт в состав 653-ого тяжелого противотанкого батальона, наряду танком Тигр(Р) с гидравлической трансмиссией Voith. Так вот они применяли эту БРЭМ в Италии и позже на Украине.
  3. фа2998 14 июля 2016 14:47
    Конечно,для тяжелого"Тигра" нужна специальная машина.Но делать ее на базе серийного "Тигра"от Хеншеля, а не на базе конкурента "Тигра" Порше."Фердинанды" и подобные машины-попытки Порше пристроить забракованную машину. hi
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня