Решение «проблемы транспондеров» обойдется России недешево

85
Решение «проблемы транспондеров» обойдется России недешевоОдной из тем прошедшего в среду заседания совета Россия – НАТО стала знаменитая «проблема транспондеров». Именно в отсутствии подобных устройств на российской боевой авиации упрекают нашу страну представители НАТО. Президент Путин уже дал поручение решить эту проблему, однако исполнение приказа не только займет длительное время, но и обойдется недешево.

«Россия выдвинула предложение по безопасности в воздушном пространстве в Балтийском море. Я приветствую признаки стремления продолжать принимать меры по сокращению рисков», – заявил в среду генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг после заседания совета Россия – НАТО в Брюсселе.

Такие договоренности могли бы стать первым и важным шагом на пути к деэскалации, заявил в свою очередь постпред России при НАТО Александр Грушко по итогам заседания. «Транспондеры – это сложнейшая проблема, связанная с тем, как регулировать военное воздушное движение и гражданское воздушное движение. Это не только проблема, связанная с практикой полетов российской авиации в этом регионе. Это проблема, которая должна решаться во взаимодействии между гражданскими и военными службами», – сказал Грушко.
Поэтому, по его словам, российская сторона заявила о согласии с предложением финского президента о полетах с включенными транспондерами в определенных регионах Балтийского моря. «Но учитывая всю комплексность вопросов и необходимость рассмотрения большого количества технических аспектов, а также принимая во внимание различие практик у различных стран – не все страны НАТО летают с включенными транспондерами. Скорее, все летают с выключенными транспондерами», – заявил постпред. Он отметил, что этот вопрос требует участия специалистов. «Мы хотим, чтобы военные специалисты собрались и договорились об этом. Если будет достигнута такая договоренность, это могло бы стать первым и очень важным шагом на пути к деэскалации, о которой все время говорят наши партнеры», – сказал Грушко.

Решение проблемы, связанной с безопасностью полетов авиации над Балтийским морем, – «это тот маленький шаг, который требуется для разрядки напряженности и нормализации ситуации на Балтике», добавил в среду и министр обороны Финляндии однофамилец президента Юсси Ниинисте.

За договоренностью о полетах авиации на Балтике должны последовать другие – о взаимном снижении военной активности и военного присутствия там в принципе, добавил в интервью РИА «Новости» председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

Так называемая проблема транспондеров, то есть систем, позволяющих увидеть расположение несущего данный прибор самолета другими самолетами и наземными службами, имеет давнюю историю. Один из последних примеров: в мае и июне истребители НАТО выполняли сопровождение российских самолетов и истребителей. Минобороны Латвии тогда утверждало, что наши самолеты летели без предоставленного плана полетов, без включенной радиолокационной системы и без поддержки связи с центром управления полетов. Однако российское Минобороны всегда заявляло, что никакого нарушения международных правил полетов в этом нет. Действительно, с какой стати российская боевая авиация должна предоставлять план полетов стране, которая входит в НАТО?

И тем не менее в начале июля президент Владимир Путин согласился с предложением своего финского коллеги Саули Ниинисте о необходимости разработать систему мер авиабезопасности в балтийском регионе. Как сообщала на прошлой неделе газета ВЗГЛЯД, министр обороны Сергей Шойгу, выполняя указание президента, поручил подготовить соответствующие предложения. В частности, предполагается использовать во время полетов авиацию с включенными транспондерами. Именно эта идея и обсуждалась, в частности, на совете Россия – НАТО.

За последние годы страны НАТО неоднократно обвиняли Россию в том, что ее военные самолеты совершают рейсы рядом с международными воздушными трассами, якобы создавая угрозу безопасности полетов гражданских лайнеров. Причем главная опасность якобы исходит не столько от военного характера этих самолетов, сколько от того, что они летают с выключенными транспондерами, что делает их «невидимыми» для гражданских машин и гражданских авиадиспетчеров. Впрочем, как выяснили немецкие журналисты, экипажи самолетов НАТО тоже не всегда включают транспондеры. Газета ВЗГЛЯД уже публиковала подробный анализ взаимных обвинений.

Дорого и долго

Тем временем военные эксперты уже начали обсуждать техническую сторону возможного соглашения с НАТО. Чтобы оснастить большинство самолетов балтийской морской авиации транспондерами, может потребоваться слишком много денег и времени, предупредил в интервью газете ВЗГЛЯД один из бывших высокопоставленных офицеров ВВС России.

«Раньше не было на наших военных самолетах никаких транспондеров. У нас в качестве дополнительной аппаратуры опознавания стояли СО-69 – это самолетный ответчик диспетчерский, и то не на всех. Предтеча современных транспондеров. Образно говоря, летит самолет, у диспетчера появляется метка на радаре. Диспетчер наводит курсор – и на экране там высвечивается высота полета, остаток топлива, номер борта, рейса, иногда позывной командира экипажа. В общем, основные параметры. Если СОД отзывается, значит, это наш борт, российский. И не надо каждого спрашивать, ты куда летишь, на какой высоте. Может, на последних самолетах уже что-то изменилось, но ведь в целом у нас подавляющее большинство самолетов до сих пор старые», – посетовал отставной офицер.

«В 1994 году мы заключили временное соглашение с Литвой «на период вывода войск» и по нему с тех пор и летали 20 лет из Калининградской области в большую Россию. По этому соглашению любой самолет в воздушном пространстве Литвы должен быть оборудован блоком RBS – это то, что теперь называют транспондером. Если ты подлетел к границе без этого блока, литовский радар тебя не видит и, соответственно, не дает тебе входа в их воздушное пространство. При этом единовременно в воздушном пространстве Литвы мог находиться только один военный самолет. Если у тебя нет транспондера, значит, иди в Калининград только по морю – из Питера над Финским заливом, огибая всю Прибалтику. Получается вдвое дольше», – пояснил собеседник.

«Тогда централизованно закупили три штуки. Без доработок их поставили на Ан-26. На них можно было достаточно быстро решить проблему за счет какого-то блока. А на современных? Не знаю. Официальная информация о количестве наших военных самолетов в Прибалтике закрыта, но в любом случае, надо несколько сотен таких транспондеров приобретать и на разные модели самолетов ставить. Транспондер может стоить тысячу долларов, а установка – несколько тысяч. В каждом самолете несколько десятков километров проводов. Все уложено, надо менять увязку всех проводов. Надо обращаться в КБ – «Ильюшин», «Туполев», «Сухой» и так далее», – перечислил источник.
«Скорее всего, будет на каждый авиаполк два–три транспондера. Когда появится задача лететь в тот регион, где его надо включать, то будут выдавать специально на один полет», – предположил офицер запаса.

С мнением источника в интервью газете ВЗГЛЯД в целом согласился и бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко. «Такое оборудование стоит на гражданской и военно-транспортной авиации. Раньше на военных самолетах нигде оно не устанавливалось. Мне сложно сказать, сколько будут стоить теперь блоки», – сказал генерал-лейтенант. Правда, Горбенко сомневается, что ради экономии блоки можно будет выпустить в небольшом количестве и использовать по очереди. «В любом случае, аппарат просто так с собой не возьмешь, как мобильный телефон в карман. Надо устанавливать, подключать к системе электроснабжения. Придется делать доработку на каждом самолете на авиазаводах. Соответственно, это дорого», – признал бывший командарм.

Источник в российском авиапроме также подтвердил газете ВЗГЛЯД, что установка соответствующей аппаратуры «потребует разработки опытно-конструкторской документации и значительных сил и средств».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +40
    17 июля 2016 18:59
    «В любом случае, аппарат просто так с собой не возьмешь, как мобильный телефон в карман. Надо устанавливать, подключать к системе электроснабжения. Придется делать доработку на каждом самолете на авиазаводах. Соответственно, это дорого», – признал бывший командарм.

    В статье всё разложено по "полочкам". Всё правильно. Всё понятно.
    Возникает даже не вопрос... У меня просто убеждение, вся это проблема из пальца высосана НАТОвцами...
    Я уверен, что на НАТОвской боевой авиации, так же отсутствует эта аппаратура...
    Был повод поднять вой, его и подняли. Те кому нужно что-то отследить - пользуются данными радиолокационных станций обнаружения, составляющих эшелонированную систему практически в каждом государстве, что уж говорить о военном блоке request
    Тем более о том, что боевая авиация летает в каком-либо квадрате, в международном воздушном пространстве - извещаются заинтересованные стороны, это не секрет, на это существуют соответствующие международные договоры request
    Думаю, поступить надо по-джентльменски - предоставить возможность НАТОвцам, установить транспондеры на свою военную авиацию и на практике показать, как надо делать laughing
    Думаю, вопросы установки транспондеров сойдут на нет. Что-что, а деньги, все эти "члены" альянса считать умеют. Удавятся от жадности laughing
    1. -40
      17 июля 2016 19:42
      Цитата: Андрей К

      В статье всё разложено по "полочкам". Всё правильно. Всё понятно.
      Возникает даже не вопрос... У меня просто убеждение, вся это проблема из пальца высосана НАТОвцами...
      Я уверен, что на НАТОвской боевой авиации, так же отсутствует эта аппаратура...

      Блин, ребята! Вы даже не представляете себе какими вы клоунами смотритесь со стороны!
      Ведь до сих пор на все обвинения в том, что самолёты летают с выключенными транспордерами Росиия ВСЕГДА отвечала :"С включёнными летаем", а теперь оказалось (внезапно!), что их вообще НЕТ!
      Я даже и не знаю, плакать тут или смеяться...
      1. +19
        17 июля 2016 20:17
        Цитата: лаборант2
        Блин, ребята! Вы даже не представляете себе какими вы клоунами смотритесь со стороны!
        Ведь до сих пор на все обвинения в том, что самолёты летают с выключенными транспордерами Росиия ВСЕГДА отвечала :"С включёнными летаем", а теперь оказалось (внезапно!), что их вообще НЕТ!
        Я даже и не знаю, плакать тут или смеяться...

        Читаем в статье:
        «Такое оборудование стоит на гражданской и военно-транспортной авиации. Раньше на военных самолетах нигде оно не устанавливалось. Мне сложно сказать, сколько будут стоить теперь блоки»

        А теперь расскажите, в чём заключается клоунада?
      2. +9
        17 июля 2016 20:35
        Книжки умные почитайТЕ, смешливый Вы не наш.
        1. +2
          18 июля 2016 04:26
          Судя по месту обитания, образу мышления, и высказываниям, он совсем не наш!
      3. +8
        17 июля 2016 21:29
        Да, клоунов и у нас хватает. Утешает одно, что в основном, это либерасты.
      4. +1
        17 июля 2016 21:34
        Писайте кипятком на свои пятки
        1. +2
          18 июля 2016 02:11
          Собрать транспондер может студент колледжа радиоэлектроники.
      5. +13
        17 июля 2016 21:58
        Цитата: лаборант2

        Ведь до сих пор на все обвинения в том, что самолёты летают с выключенными транспордерами Росиия ВСЕГДА отвечала :"С включёнными летаем", а теперь оказалось (внезапно!), что их вообще НЕТ!


        Как ни странно, но Россия не врала. Транспондеры на всех наших самолетах, включая истребители есть. И летают с постоянно включенными. На самолетах 2 поколения и транспортных этот блок называется СОД-57, на самолетах 3 поколения и последующих - СО-69.
        1. СО-69. Предназначен для работы с вторичными радиолокаторами по стандарту УВД при полетах над территорией СНГ. Обеспечивает автоматическую передачу наземным РЛС (по их запросу) информации о бортовом номере самолета, высоте полета, запасе топлива, сигнале индивидуального распознавания, сигнале «Авария».
        2. Транспондер в общем понимании: Ответчик управления воздушным движением (УВД).Предназначен для автоматической передачи авиадиспетчеру информации, необходимой для управления движением ЛА. Ответчики передают сигналы ответа на запросные сигналы, излучаемые вторичными радиолокаторами (или встроенными вторичными каналами обзорных радиолокаторов) и составляют вместе с последними систему вторичной радиолокации.
        Так что транспондеры у нас действительно есть, вопрос в том, соответствуют ли они международным стандартам.
      6. +1
        17 июля 2016 22:02

        А Вам, клоун - Лаборант2 лучше подумать, прежде, чем говорить
        1. 0
          18 июля 2016 08:13
          Цитата: hirurg
          А Вам, клоун - Лаборант2 лучше подумать, прежде, чем говорить

          Подумать, а потом говорить вот лучше ему. Особенно с 27.45 по 31.01
      7. +14
        17 июля 2016 22:11
        Цитата: лаборант2
        Я даже и не знаю, плакать тут или смеяться...

        Вы и вправду так болезненно воспринимаете вопрос отсутствия транспондеров на нашей боевой авиации?
        У России нет никаких договорённостей по этому вопросу с Западом. Транспондер нужен был им для распознавания воздушного судна рядом с гражданскими или в гражданских эшелонах и это их внутреннее дело, у них очень тесно в небе. СССР и Россия имеют огромные просторы и гораздо меньше самолётов, как гражданских, так и военных. Поэтому острой необходимости в этом и не было.
        Однако и СССР, и Россия ставили и ставят эти транспондеры на самолёты для полётов нашей военно-транспортной авиации за пределами России. А истребители и бомбардировщики летают по коридорам, заранее оговорённым с союзными государствами. Там всё строго регламентировано и опоздание в одну минуту может привести к вынужденной посадке самолёта, как вражеского, пытавшегося проникнуть на территорию государства под прикрытием существующей временной договорённости.
        А ставить транспондер на нашу боевую авиацию считаю пустой растратой денег и снижением боеготовности. Если в преддверие боя лётчик нечаянно хоть на секунду включит его (или из-за технической неисправности), то самолёт тут же засекут и возможно атакуют и собьют.
        1. -1
          18 июля 2016 08:06
          Цитата: Алексей_К
          Цитата: лаборант2
          Я даже и не знаю, плакать тут или смеяться...

          Вы и вправду так болезненно воспринимаете вопрос отсутствия транспондеров на нашей боевой авиации?

          С чего вдруг? Мне просто интересно читать, как обвинения о выключенных транспондерах в адрес российских ВКС называют
          заявление шведских коллег о выключенных транспондерах - "лукавство".

          а на следующий день сами обвиняют оппонента в том же самом
          "Самолет ВВС США осуществлял полет с выключенным транспондером. Информация о маршруте экипажем не была доведена до диспетчерских служб региона,
          1. Комментарий был удален.
          2. +1
            18 июля 2016 15:47
            Цитата: лаборант2
            Цитата: Алексей_К
            Цитата: лаборант2
            Я даже и не знаю, плакать тут или смеяться...

            Вы и вправду так болезненно воспринимаете вопрос отсутствия транспондеров на нашей боевой авиации?

            С чего вдруг? Мне просто интересно читать, как обвинения о выключенных транспондерах в адрес российских ВКС называют
            заявление шведских коллег о выключенных транспондерах - "лукавство".

            а на следующий день сами обвиняют оппонента в том же самом
            "Самолет ВВС США осуществлял полет с выключенным транспондером. Информация о маршруте экипажем не была доведена до диспетчерских служб региона,

            Вот вы там все такие хитропопые? наши боевые самолеты не используют эшелоны и коридоры предназначенные для гражданских перевозок, соответсвенно выключенный транспондер никому погоды не сделает. А вот ваши прихлебаи используют для полетов коридоры гражданские и кроме того пытаются под гражданских косить, только со включенным транспондером это не получается, вот и выключают. Так что не сравнивайте себя с пальцем.
            И по поводу транспондеров- системы опознавания на судах стоят. Если вы не можете читать- ваши проблемы, и если ваш самолет не может правильно ответить на их запрос, будьте готовы собирать его обломки
        2. 0
          18 июля 2016 23:08
          Ну самолёт засекут в любом случае, вопрос как идентифицировать цель.
          сколько от того, что они летают с выключенными транспондерами, что делает их «невидимыми» для гражданских машин и гражданских авиадиспетчеров
          Радары зачем придумали? И у диспетчеров и на всех самолётах есть радары. Российские боевые самолёты над странами НАТО не летают. В случае пролёта штатовских самолётов разведчиков с выключенными транспондерами, ВВС России делают проще. Подлетает истребитель и опознаёт непрошеного гостя.. Сбивать его он не имеет права, но показать, что его присутствие не желательно, может. Обычная международная практика.
      8. +2
        17 июля 2016 22:12
        Деза, если её умело подать, дорогого стоит. :)
      9. 0
        17 июля 2016 23:54
        Цитата: лаборант2
        ...Росиия ВСЕГДА отвечала :"С включёнными летаем"...

        Ссылки на такие утверждения не подскажете? hi
      10. Комментарий был удален.
      11. +4
        18 июля 2016 04:41
        Россия никогда не заявляла, что наши боевые самолеты летают с включенными транспондерами у своих границ. Сыр бор разгорелся после того как НАТО стали возмущаться, что наши истребители стали близко подходить к их самолетам у наших опять же у наших границ для "опознания". После чего решили договориться по применению систем опознания. Но это относилось, прежде всего, к самолетам НАТО. Как видно из статьи, вопрос ставится о применении таких систем нашими самолетами и опять же на своих границах. А с какого бодуна мы это должны делать, если НАТО без нашего ведома двигает свои границы куда соизволит?
    2. +9
      17 июля 2016 19:49
      «Транспондеры – это сложнейшая проблема, связанная с тем, как регулировать военное воздушное движение и гражданское воздушное движение.
      приведу глупое сравнение: лет пять назад,нас ГАИшники стали приучать к "зебре",-формально правило существует давно,но на него-"забили",и вдруг... экипажи ГАи стали дежурить,и штрафовать нещадно,как "водил",так и "пешедралов", и вот уже пару лет,у нас наступил "мир",все действуют по правилам!я к чему... может ввести норму-сбивать нахрен всё что "нло"... и всё! кто хочет жить-включит транспондер...
      1. +5
        18 июля 2016 00:15
        !я к чему... может ввести норму-сбивать нахрен всё что "нло"... и всё! кто хочет жить-включит транспондер...


        В нейтральном небе сбивать ? Может, на подлодки маячки установим ещё ? Нефига, до сих пор хватало законов. Не нравится, страшно- не летайте.

        Зачем дорогая ненужная вещица, например истребителю, где считают килограммы веса и каждый ватт электроэнергии ? Да ещё и куча работы по проектированию , испытаниям , переделке и переучиванию всех- и летного, и наземного состава. Это не "тюннинг" наземной телеги.

        Да из-за чего шум вообще ? Гражданский самолет протаранил бомбардировщик ? Нет... Ах , ихним воякам летать неуютно ? Не заставляем, сидите на земле...Боитесь , что случайно война начнётся? Ну-у , братцы-кролики из НАТО , у нас в таких случаях пишут " Не влезай, убьёт ".
    3. +8
      17 июля 2016 21:21
      Цитата: Андрей К
      Возникает даже не вопрос... У меня просто убеждение, вся это проблема из пальца высосана НАТОвцами...


      Да так оно и есть . Убиться об столб , если у наших "свой-чужой" неубиваемый не стоит , ПВО-шники ещё ни разу не завалили своего , это вообще немыслимо , а кто не спрятался , так мы причём ? Может , их ещё и по попке погладить ?
      "Тебя посодют , а ты не воруй ."
    4. +9
      17 июля 2016 22:47
      Коллеги, я не лётчик, но как я понял, транспондеры - это аналог морского прибора AIS (Automatic Identification System - Автоматическая идентификационная система), которая должна быть установлена на всех гражданских судах валовой вместимостью свыше 300 р.т, совершающих международные рейсы, судах валовой вместимостью 500 р.т и более , не совершающих международные рейсы, и на всех пассажирских судах. Стоимость её незначительная по меркам флота (примерно от 400 до 1000 долл.США).Система позволяет получать информацию о любом корабле в зоне действия, его рейсе, курсе, скорости и т.д. А главное - показывает название судна, и можно по радио "адресно" обматерить лихача в море (штурмана поймут о чём я).
      Так вот, эту систему, по желанию можно устанавливать и на меньшие суда, в частности китайцы устанавливают AIS на рыбацкие шлюпки и даже на рыболовные сети(!) - так эту сеть и легче найти в море, и есть уверенность что её не переедет какой-то пароход. Систему AIS также имеют и военные корабли. В проливах, узкостях идут с включённой системой (безопасность мореплавания),а в открытом море очень часто её ОТКЛЮЧАЮТ! Всё таки информация о передвижении военных кораблей - секретная.
      Чем военные лётчики хуже? НАТО желает знать все полётные данные наших самолётов? Послать их по адресу...которого нет на картах!
    5. 0
      18 июля 2016 07:55
      Программу СОИ достали из пыльных мешков,раскручивают на траты.Хватит ума нашим не втянуться,не знаю.Но русская смекалка не подводила никогда.
    6. 0
      18 июля 2016 08:47
      Да это больше похоже на "диверсию" со стороны НАТО, чтобы в нашем МО поломали голову над тем, где взять "шиши" на транспондеры
  2. +12
    17 июля 2016 19:02
    Что мне подсказывает, что проблема хоть и есть, но не такая уж глобальная, как её пытается показать автор. Для чего надо оборудовать ВСЕ наши самолеты транспондером? Если:
    а- вопрос идет пока только о Балтийском регионе
    б- не все наши самолеты, находящиеся в том регионе совершают полеты за пределами нашей границы.
    И в конце концов, раз Президент дал команду рассмотреть вопрос о производстве на отечественных заводах из отечественных комплектующих, мягко выразимся - "специфического оборудования" для исполнения требований "закона Яровой", то что мешает из таких же наших комплектующих наладит производства наших же транспондеров, объемы то поменьше будут, тем более,что они нужны не только, вернее даже не столько для военной авиации, сколько для гражданской, а у нас МС-21 на подходе, а там и новые Илы.
    1. +7
      17 июля 2016 19:18
      Это правильно. Но всегда найдутся деятели, которые попытаются срубить под это дело как можно больше денег, рассматривая государство как дойную корову. Вспомните проблему времени в программном обеспечении компьютеров при переходе в 21-е столетие.
      1. +6
        17 июля 2016 19:50
        Цитата: Stinger
        всегда найдутся деятели, которые попытаются срубить под это дело как можно больше денег
        Особенно неприятно, когда эти "деятели" пытаются прикрыться "мнениями" Героев России. Ведь мало кто понимает, что летчик, даже такой знаменитый как Горбенко все таки далеко не инженер и уж тем более не производственник. Поэтому не знает всех технических тонкостей. То что на западе называют транспондеры, на военных самолетах называются просто системы опознавания. Там есть и совершенно открытые, не секретные диапазоны. Поэтому не нужно тратить огромные средства на переоборудования самолетов. Достаточно поставить пару стареньких систем опознавания НРЗ типа 73Е6, естественно без секретных блоков, заинтересованным странам НАТО или просто отремонтировать за их счет, конечно, советские запросчики которые у них остались еще от стран Варшавского договора и пусть пользуются.
      2. Комментарий был удален.
    2. 0
      17 июля 2016 19:53
      Цитата: svp67
      Для чего надо оборудовать ВСЕ наши самолеты транспондером?

      то есть как.... belay так ить мы и всюду влетаем в воздушное пространство,представляющее сферу интересов соседей... what тебя в "коридоре" по "трансу" и определяют. а иначе как?
    3. +3
      17 июля 2016 21:34
      Цитата: svp67
      Для чего надо оборудовать ВСЕ наши самолеты транспондером? Если:

      Так,вроде и не собираются именно все. В статье пишется,что закупят два-три и будут выдавать на полёт. А если по сути - оно нам вообще надо?! "Простота" матрасов - хуже воровства.
  3. +1
    17 июля 2016 19:07
    Странный прибор...В мирное время тумблер транспондера в положении "Вкл.", а во время войны -"Выкл."?! А, как же тогда технологии "стелс"?!
  4. +7
    17 июля 2016 19:10
    вопрос нужно увязать с наличием транспондеров у войск НАТЫ.
    И соответственно, требовать, чтобы они его включали при пролетах рядом с нашей госграницей...
    Всё д.б. на взаимной основе...
  5. +2
    17 июля 2016 19:13
    "Хибины" на внешнюю подвеску "повесить" можем, а транспондер нет? Это что, танк? Я не спец по авиации, но не думаю, что этот такая непреодолимая задача.
    1. +2
      17 июля 2016 19:37
      Цитата: ARES623
      "Хибины" на внешнюю подвеску "повесить" можем, а транспондер нет? Это что, танк? Я не спец по авиации, но не думаю, что этот такая непреодолимая задача.


      А может , ещё и полизать ? Так это к украине-польше , они любители .
      1. 0
        18 июля 2016 12:02
        Цитата: iliitchitch
        А может , ещё и полизать ?

        Ну если Вам так сильно хочется, лизните, радужных не притесняю, хотя и не приветствую. Только связь с темой не усматриваю.
  6. +5
    17 июля 2016 19:18
    Что-то тесновато становится на морях и над морями Балтийским и Чёрным . Это наши места , а вот что там всякие дональдыкуки-грейвли и рс135 делают - вот пусть сначала на это ответят . И транспондеры пусть себе поставят и включать не забывают , наглецы . У них с утра тост с кофе сожрать и в Россию плюнуть - уже ритуал .
    1. +1
      17 июля 2016 22:22
      Цитата: iliitchitch
      Что-то тесновато становится на морях и над морями Балтийским и Чёрным . Это наши места

      Вынужден Вас огорчить. Это не наши места. Небольшая зона рядом с Калининградом и немного в Финском заливе. И всё!
      Это раньше было намного больше, когда ГДР, Польша и прибалты были нашими союзниками.
  7. +8
    17 июля 2016 19:27
    Явно хотят наших зажать и осложнить жизнь,выведать маршруты и планы.Лучше отмазаться сказать денег нет.Появятся не раньше победы над игил.Попищат и привыкнут.
  8. +3
    17 июля 2016 19:28
    А в чем проблема? Помнится, в 90-е американе с радостью давали деньги на распиливание самолетов нашей стратегической авиации. Так пусть теперь скинутся на установку транспондеров. А мы первый взнос "потеряем". lol
    1. +4
      17 июля 2016 21:38
      Цитата: pofigisst74
      А мы первый взнос "потеряем".

      Мы не можем,мы - честные и открытые,без всякой иронии. Чем постоянно ВЕСЬ остальной мир и пользуется.
  9. +2
    17 июля 2016 19:29
    Это НАТе надо, так пусть и выделяет деньги МО РФ на приобретение и установку транспондеров отдельной строкой своего бюджета. Помнится как США суетились в 90х, выделяли деньги РВСН на разоружение и распил МБР.
    1. +3
      17 июля 2016 20:29
      Цитата: raid14
      Помнится как США суетились в 90х, выделяли деньги РВСН

      ...и более того, онЕ же хотели снабдить каждую ПГРК "Тополь" этими самыми транспондерами...:))))))))))))))
  10. +3
    17 июля 2016 19:30
    Блок автоответчика -"Свой-чужой" имеет размер блока сигарет, и потребляет, как электролампочка. Не думаю, что транспондеры сильно сложнее. Да, недешёвый вследствие своей малосерийности, а что в военной технике дешевое? Не проблема это, ни техническая, ни финансовая. Чисто организационная.
    1. +1
      17 июля 2016 19:59
      да просто бабла хотят под это дело списать побольше, принять сигнал запроса и отправить опознавательный код обратно может устройство ценой меньше самого дешевого мобильника, а уж запитать можно откуда угодно, хоть от подсветки приборов. Будут списаны миллионы рублей под это дело, а по факту у китайцев по 100р за штуку купят и под панель приборов на скотч приклеят.
      1. 0
        17 июля 2016 20:11
        В своё время принимал участие в продаже в Китай комплекта оборудования для производства этих "автоответчиков". Так что "немножко в курсе", что, как и почем. Для военной авиации, в герметичном исполнении, да ещё и с "пятой приемкой"!
    2. 0
      17 июля 2016 20:35
      Цитата: Горный стрелок
      Да, недешёвый вследствие своей малосерийности


      СО - имеет размер действительно блока, если только ответчик, во первых. Стоит на нем и автоликвидатор...
      Там бывает ещё запросчик.

      Во вторых - это национальная система. А транспондер - стоит на гражданских судах, значит имеет международный стандарт и сертификацию...

      Кстати, они не только на самолетах ВТА у нас во времена Союза стояли, а также и на Ил-38, Ту-95МР - которые "маскировались" под суда ГА и летали с посадками для заправки в Югославии, Индии/Пакистане...

      А боевым, по аналогии: "танкам виза - не нужна"(с)Шойгу, инна эти транспондеры. Так, жест доброй воли ВВП, перекинул мяч на поле супостатам, типа хотите, давайте буим ставить. Но взаимно!
  11. +6
    17 июля 2016 19:41
    Предложи дураку молиться, он и лоб расшибет.
    Какой ? принял решение подстелиться под "партнеров"?
    Военные самолеты иметь транспондеры не обязаны. Впрочем, любой каприз за ваши деньги, раз уж мы так услужливы. За ваши деньги, англосаксы, а не за наши! Но наши управленцы даже на гейропейско-купипродайском языке с англосаксами разговаривать не могут. Только на холуйском: Что изволите? Будет в миг исполнено.
    1. +2
      17 июля 2016 22:07
      Поддерживаю! Скажу даже более того ( как специалист). Эти "клоуны" из НАТА опять свою хитрожопость пытаются пропихнуть, а наши ведуться, и даже как всегда не озаботившись всеракурсным рассмотрением проблемы. Со словами "ну а что давайте установим, что тут такого!" request
      А "такого" здесь вот что радиус действия транспондер очень даже приличный и любой ЛА будет виден из далека, что соответсвенно позволит обнаружить его на дальних рубежах и соответсвенно подготовить для встречи все системы поражения со всеми вытекающими. Уверен на все 100% что у "супостатов" на боевых ЛА тоже их нет ибо это абсолютно гражданское оборудование. Так что даже если соберутся устанавливать, сначала надо обязать все стороны ВД установить, проконтролировать и никаких ЖЕСТОВ ДОБРОЙ ВОЛИ stop
      Кстати транспондер не включаю принципиально winked, спасибо ОР ВД пока вроде притензий не предъявляют wink
      1. +1
        18 июля 2016 05:02
        Есть у них транспондеры, сам видел. Только они их не всегда включают. Бывает, что в паре только у ведущего включён.
  12. +1
    17 июля 2016 19:56
    [
    Цитата: Горный стрелок
    Блок автоответчика -"Свой-чужой" имеет размер блока сигарет, и потребляет, как электролампочка. Не думаю, что транспондеры сильно сложнее. Да, недешёвый вследствие своей малосерийности, а что в военной технике дешевое? Не проблема это, ни техническая, ни финансовая. Чисто организационная.
    Поддержу. Что то в статье намудрили, скорее всего трудности перевода с технического на журналистский.
    Транспондер выдает некую информацию о том, что борт такого то типа, номер такой то и принадлежит такому то государству, (по типу автоматической системы распознавания диспетчерских служб гражданской авиации) и ни чего лишнего. Это нужно для того, что бы свериться с заявочным листом на пролет. Зачем писать о кабельных трассах в самолете, они то здесь причем?
    1. +3
      17 июля 2016 21:52
      Вы забыли, что транспондер фактически радиомаяк с текущими координатами. Прибавим тип, номер самолета и принадлежность. Что ещё надо врагу для подготовки нападения и уничтожения наших самолетов, начиная с ключевых. А по маячкам даже новобранец не промахнется и больше одной ракеты не требуется. Да, да, слышал, если надо - отключим, ведь враг перед нападением обязательно предупредит.
    2. 0
      17 июля 2016 22:33
      Цитата: avg-mgn
      Зачем писать о кабельных трассах в самолете, они то здесь причем?

      Так это же не сотовый телефон в кармане лётчика. Любая модернизация самолёта начинается с технического задания, далее проектирование, создание системы и испытания. Установка системы на боевые самолёты требует отправки их на завод. А после каждый самолёт должен быть испытан на всех режимах полёта. Поэтому люди и пишут про кабель-каналы, предвидя большие сложности в модернизации.
      Самолёт - это не халтурный смартфон или ноутбук.
  13. 0
    17 июля 2016 19:56
    Цитата: андрей юрьевич
    может ввести норму-сбивать нахрен всё что "нло"... и всё! кто хочет жить-включит транспондер...

    Что то в этом есть.
  14. +2
    17 июля 2016 19:59
    Я чёт недовъехал. У них, что, без этого магнетрона от микроволновки, совсем нет засветки на экране, что ли belay А если есть, так частотами не судьба обменятся, всяко по радио можно спросить, мол ты хто и кудой путь держишь, ну и услышать в ответ, что мол не Ваше, извиняюсь, собачье дело what
  15. +10
    17 июля 2016 20:06
    Честно сказать не очень понятен вой "партнеров" прости Господи. Всегда было достаточно flightplanа. От первичного радара в повседневной жизни мы не прячемся. Гражданские не видят самолета без транспондера, это уже вторичная локация. И тут надо вспомнить о Regional Airspace Initiative, в прибалтике называется BaltNet, как у пшеков не помню. И эти ребята, с региональным центром в литве имея flighplan и свою первичную картинку вполне способны все координировать. Вся эта радость интегрирована в пво западной европы, координация идет через датский Karup.
    Еще раз повторю вопрос, чего это вой пошел, заняться нечем.
    Как в анекдоте: не говорите мне что делать, и я не буду говорить куда вам пойти.
  16. +2
    17 июля 2016 20:26
    У локаторов есть два режима. Один-для работы с системами опознавания а другой-без. И видно любое техническое средство тяжелее воздуха. И даже стаю воробьёв. Это знает любой радиотехник. Проблема высосана из пальца. Единственное что не видит диспетчер-это тип самолёта (и то если это гражданские устаревшие локаторы) и информацию по борту. Может им ещё и имя пилота заранее сообщать? Военные летают по предварительному уведомлению понятно что в мирное время и то не всегда. На то они и военные. А если уведомляют гражданских-то мол единички пройдут на таком-то эшелоне в такую-то сторону примерно тогда-то.
  17. +4
    17 июля 2016 20:29
    "Минобороны Латвии тогда утверждало, что наши самолеты летели без предоставленного плана полетов, без включенной радиолокационной системы и без поддержки связи с центром управления полетов."

    1) Не надо ля-ля. Без плана полетов у нас ничего не летает. Но странам НАТО его можно предоставить только в случае, если все страны НАТО ежедневно будут предоставлять в наш Генштаб свои планы.
    2) ...чет не понял, а зачем нам включать свои РЛС? Может еще с посадочными прожекторами летать?
    3) Уверен, что связь с центром полетов у наших летунов есть. И пусть чухонцы радуются, что наш центр управления полетами пока еще не в Риге.
  18. 0
    17 июля 2016 20:41
    Цитата: svp67
    Что мне подсказывает, что проблема хоть и есть, но не такая уж глобальная, как её пытается показать автор

    А есть ли проблема?Какие трансподеры,когда современные средства обнаружения(РЛС)легко отслеживают ЛА от взлета до посадки!Если самолет взлетел под Питером или Псковом он,что датский или немецкий?Военные сами придумали проблему.Просто на фоне обострений отношений летчики слишком "лихачат",причем и наши и НАТОвские.Просто пусть пыл укротят и разработать взаимные меры поведения при встречи,и на море и в воздухе.БЕЗ ДЕНЕГ И ВЛОЖЕНИЙ! yes hi
  19. -1
    17 июля 2016 20:43
    Рассказывал офицер ПВО страны, как натовцы делали налёты на нашу воздушную границу. До 100 самолётов сразу долетали до границы, поворачивали и шли, соблюдая все повороты границы. А среди них был один маленький, который поворачивал в другую сторону. Так они оценивали чувствительность нашей аппаратуры. Так если вся сотня будет с включёнными транспондерами, то они сами с ума сойдут, видя такую массу на гражданских локаторах. smile
  20. 0
    17 июля 2016 20:43
    Кто мешает ставить эту хре.опину поэтапно на заводе на новые самолёты? И подешевле и приказ верховного выполняется! А натовцы подождут - не бари! tongue
    1. +1
      17 июля 2016 22:43
      Цитата: Наемник
      Кто мешает ставить эту хре.опину поэтапно на заводе на новые самолёты? И подешевле и приказ верховного выполняется! А натовцы подождут - не бари! tongue

      Так нет никаких договорённостей об этом у России с НАТовцами. В России никто эту хре.опину ставить на боевые самолёты не будет, пока не будет письменных обоюдных договоров. НАТовцы при этом должны доказать, что на их всех самолётах эта хре.опина либо стоит, либо в соответствии с договорами поэтапно будет устанавливаться.
  21. 0
    17 июля 2016 21:08
    Хоть маленькую ложку дёгтя, но в кашу России доставляет радость супостатам.
  22. +1
    17 июля 2016 21:27
    Для того и жмут на нас натовцы, что нам это дорого и не нужно.
  23. +6
    17 июля 2016 21:28
    Да всё там у нас есть.Только тумблер переключить надо.Кто знаком с ответчиками,тот поймёт о чём идёт речь.Меняется код с нашего но международный.Идёт активный ответ на запрос радиолокатора с информацией о высоте,дальности и номере летательного аппарата.Но для чего мы должны это делать?Чтобы америкосам с гейропейцами легче жилось? Ага,сейчас,разбежались в пустом кабаке без денег.Пусть на фоне местников или в СДЦ смотрят.А вот кто это им знать не обязательно.Может им ещё свой-чужой дать? Так из-за Биленко-предателя,угнавшего Миг-25 в Япону-мать и так пришлось переделывать всё.Хрен им ,а не "транспондеры".Нашли дураков.Пусть с тёщи своей спросят.
  24. +3
    17 июля 2016 21:29
    что то я не припомню ни одного случая столкновения в воздухе военного и гражданского самолётов. Самолёты гражданской авиации сталкивались и неоднократно хоть и были оборудованы транспондерами и велись наземными службами...
  25. +3
    17 июля 2016 21:31
    Повторяю: проблема не к каких-то транспондерах, а в Калининградской области. Её постепенно "отжимают". И мы все знаем, как следует решать эту проблему.
  26. +1
    17 июля 2016 22:22
    Цитата: VIT101
    Так что транспондеры у нас действительно есть, вопрос в том, соответствуют ли они международным стандартам.

    Т.е. теперь Россия должна перестраиваться под НАТОвские стандарты,а ху-ху не хо-хо.
  27. 0
    17 июля 2016 22:26
    Какие елы-палы транспондеры? Аппаратура распознавания базовая есть для наших ПВО. Тиогда давайте всю технику и ее передвижение засветим. Может сразу доклад в Пентагон Братушки вы наши америкосы, так и так мы завтра секретную операцию выполняем, но вы никому... laughing
  28. +1
    17 июля 2016 22:26
    Цитата: GoRa66
    что то я не припомню ни одного случая столкновения в воздухе военного и гражданского самолётов. Самолёты гражданской авиации сталкивались и неоднократно хоть и были оборудованы транспондерами и велись наземными службами...

    Ну на вскидку хотя бы столкновение Ту16 и Ан24 в районе Завитинска. Известный случай где женщина осталась жива, спланировав на фрагменте фюзеляжа.
    А вообще по делу. В мире есть два режима вторичной радиолокации УВД и RBS, практически все бортовые ответчики и наземные радары у нас в стране умеют работать в двух режимах. Зарубежные радары наш режим УВД не принимают.
  29. 0
    17 июля 2016 22:44
    Цитата: GoRa66
    Самолёты гражданской авиации сталкивались и неоднократно хоть и были оборудованы транспондерами и велись наземными службами...


    Яркий пример, столкновение над Баденом башкирского ТУ-154. Гражданским самолетам над Европой нельзя летать без TCAS (система предотвращения столкновений). Транспондер и есть источник информации для TCAS других самолетов о самолете - курс, высота. Приблизительно выглядит так, TCAS рисует воображаемый вокруг самолета и отслеживает показания транспондеров. Если другой самолет оказывается внутри круга системы TCAS самолета то ТКАС-ы двух самолетов принимают решение - типа я выше пойду, а ты оставайся на этой высоте. Свое решение сообщает пилоту - подымись на эшелон (оставайся на эшелоне).

    Лично я знаю только одного производителя TCAS - Honeywell. Может Айрбас закупает ещё у кого-то. Всё это работает по одному стандарту. Что у нас в европу летает (российского производства) ТКАС покупают у амеров.
    Как-то вроде объяснил, почему нужен. Пересекают самолеты коридоры ГА.
    1. +2
      18 июля 2016 00:48
      Самолеты сейчас над балтикой.
    2. 0
      18 июля 2016 00:52
      Так TCAS показывает пилоту ближайшие самолеты. -/+ цифра разница в эшелонах. Без транспордера пролетать это ставить на уши всех диспетчеров.
      1. 0
        18 июля 2016 05:09
        Не так уж и проблемно. Просто без ответчика не пустят в пространство RVSM (сокращенного вертикального эшелонирования), а без TCAS - пустят.
    3. +1
      18 июля 2016 01:22
      Цены на транспондеры.
  30. +1
    17 июля 2016 23:51
    Цитата: Karasik
    В проливах, узкостях идут с включённой системой (безопасность мореплавания),а в открытом море очень часто её ОТКЛЮЧАЮТ! Всё таки информация о передвижении военных кораблей - секретная.
    Чем военные лётчики хуже?


    Не хуже, но они нужны при прохождении коридоров ГА. Иначе переполох начинается, врубать радары, следить за военным самолетом, диспетчеры будут разводить гражданские борты. Так хоть военный борт гражданские борты видят. Ушел от коридора, вырубай.
  31. 0
    18 июля 2016 06:15
    Цитата: Simpsonian
    Собрать транспондер может студент колледжа радиоэлектроники.

    Собрать сможет... А установить? Сам блок, антенну, это всё счастье интегрировать в бортовую сеть, для антенны место определить снаружи или внутри - тогда радиопрозрачный обтекатель/кожух, проложить новые кабели...внести изменения в техдокументацию, обучить персонал. И все с учетом специфики.
    1. 0
      18 июля 2016 07:14
      установить - техник
  32. 0
    18 июля 2016 07:10
    Не совсем понятно. Разве наши системы обнаружения и слежения не могут просто передавать в реальном времени диспетчерским службам других стран данные о движении наших военных самолётов в договорных зонах?
  33. 0
    18 июля 2016 09:06
    Прочитал статью и что-то не понял автора.

    Какую систему он называет транспондером?

    В нашей авиации используется несколько систем:

    1 - система опознавания "свой-чужой" (СРЗО - система радиолокационного запроса и ответа).
    Имеется на воздушных судах государственной авиации (военная). СРЗО "Кремний-2(2м)" снята с вооружения с 1995 г.
    С 2011 г. со всех бортов гражданской авиации она тоже снята.
    Сейчас используется СРЗО "Пароль". На воздушных судах представлена соответствующим блоком. На земле - НРЗ (наземный РЛ запросчик), который сопрягается с РЛС.
    СРЗО предназначена для автоматического опознования своих войск и вооружений от войск противника.
    При пересечении госграницы РФ она обязательно выключается (в соответствии с документами).
    На отечественном авиационном сленге систему называют "роза", "правый борт".

    2 - ответчик УВД (управления воздушным движением) или самолётный РЛ ответчик.
    У нас представлен ответчиками УВД СОМ-64, СО-70, СО-96, СО-72 и т. д., а также импортными моделями.
    Это бортовое приёмо-передающее устройство на борту предназначенное для автоматической выдачи информационных посылок по запросному сигналу РЛС (т. н. "активный ответ").
    Они предназначены для автоматической передачи авиадиспетчеру информации, необходимой для УВД. Входя в систему вторичной радиолокации.
    Используется для облегчения УВД.
    Применяется и в гражданской (режимы "УВД" и "RBS") и в государственной (военной) авиации (режим "УВД").
    На сленге гражданской авиации под "транспондером" понимают именно ответчик УВД.

    3 – система предупреждения столкновения самолётов в воздухе (Traffic alert and Collision Avoidance System, TCAS).
    Предназначена для уменьшения риска столкновения воздушных судов. Система обозревает пространство вокруг воздушного судна, обнаруживая другие суда, оборудованные ответчиком системы TCAS (TCAS-I, TCAS-II). В случае возникновения риска столкновения система предупреждает об этом пилотов.
    В настоящее время активно используется на наших бортах и не только иностранного производства.

    В СССР, а затем и в России использовался отечественный аналог такой системы – система предупреждения столкновений "Эшелон". В военной авиации её ставили на военно-транспортные самолёты.
    Эта система не сопрягается с TCAS.

    4 – система АЗН-В (автоматического зависимого наблюдения-вещания) (ADS-B (Automatic dependent surveillance-broadcast)
    Позволяет и пилотам и диспетчерам на наземном пункте "видеть" трафик движения воздушных судов с большей точностью, чем это было доступно ранее, и получать аэронавигационную информацию. Внедряется в настоящее время в США, России и других странах.
    Используется только в гражданской авиации (в большей части стран).

    Что имел ввиду автор?
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
      1. 0
        18 июля 2016 09:22
        Все эти устройство входит в соответствующие системы.
        1. Комментарий был удален.
        2. 0
          18 июля 2016 09:26
          или не входят


          lol (неудержал, навеяло laughing )
  34. +2
    18 июля 2016 09:22
    Наш первый самолетный ответчик был разработан под индексом СОД-57, главный конструктор Чернохвостов Р.А. Затем пошли эти ответчики, созданные под руководством Крылова Ю.А. Я почему их упоминаю, все это создавалось в НИИ-33, где я начал работать с 1963 года. В режиме RBS не все ответчики могут работать. Я отвечал за их создание, оснащение всей авиации этими средствами. Правильно упомянули читатели, что после Биленко нам пришлось ускорить переход с Системы Гос опознавания "Хром-Никель" на "Пароль", а в НАТО на МК XII.
    Перейдем к статье. Я считаю правильное поручение дал Президент ВКС РФ и Минтрансу РФ по этому вопросу. Дело простое. Я руководил переводом вей авиации страны на новую систему Гос опознавания и мы справились за два года. Но тогда в стране было более 15 тысяч самолетов. Поручение есть, его надо в течение месяца проработать и дать ответ о выполнении.
    В 1986 году в Будапеште, когда внедряли там систему АС УВД "Смгма" (НИИ-33), четко были видны все самолеты супостатов в заданном воздушном пространстве (дальность до 400 км). Честь имею.
    1. 0
      18 июля 2016 09:28
      Вы просто находка для шпионов ...
  35. +1
    18 июля 2016 09:38
    Россия является членом ICAO и обязана выполнять правила и рекомендации ею установленные.

    Вот тот документ ICAO, на который ссылаются наши "западные партнёры":

    "В тех случаях, когда воздушное судно имеет исправный приемоответчик, пилот использует этот приемоответчик во время всего полета, независимо от того, находится ли воздушное судно в пределах или вне пределов воздушного пространства, где для целей ОВД используется вторичный обзорный радиолокатор (ВОРЛ)."

    ("Производство полётов", том 1, глава 1, статья 1.1.1, Doc.8168, издание 5-2006 г.)

    Имеется ввиду именно ответчик УВД (активный ответ по ВРЛ) и относится это требование по большей части к гражданской авиации.

    Однако, использование или отключение в опасной зоне ответчика УВД может быть обусловлено полётным заданием экипажу по плану учений.
    Это вполне законно, поскольку район не рекомендован для полётов гражданской авиации и все предупреждены об опасности.
    Так летает военная авиация во всём мире.
    При полётах военной (государственной) авиации устанавливается т.н. "опасная зона".

    "опасная зона" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенные периоды времени может осуществляться деятельность, представляющая опасность для полетов воздушных судов."

    ("Федеральные правила полётов РФ", постановление Правительства РФ № 138 т 11.03.2010 г., "Термины и определения")

    Заявка на её установление над нейтральными водами (международном воздушном пространстве) передаётся в ИКАО с указанием времени и срока действия, высот (эшелонов), координат и указания вида деятельности (военные учения, патрулирование и т.д.).

    И уже сам пилот гражданского лайнера решает - опасно это для него или нет.
    ИКАО только оповещает и рекомендует - не более.

    Так что не вполне понятно что требуют от нас эти господа.

    Видимо им хочется без проблем и с комфортом отслеживать полёты нашей военной авиации по всему миру.
  36. 0
    18 июля 2016 11:32
    Цитата: Simpsonian
    установить - техник


    А вместе это будет называться - приколхозить. Потому что в один распрекрасный момент при перегрузке устройство выйдет из строя, попутно перегрузив цепь питания , потому что АЗС стоял нерасчетный и цепь выбрана не та, которая потянет дополнительную нагрузку, а первая попавшаяся... И самолетик, ценою в несколько миллионов вечнозеленых упадет на чью нибудь дачку...
    Нет уж. В таких делах подобная экономия может дорого обойтись.
    1. +1
      18 июля 2016 11:49
      колхозник может быть как то и прикохозил бы
    2. 0
      18 июля 2016 11:49
      колхозник может быть как то и прикохозил бы
  37. 0
    18 июля 2016 14:02
    Дело тут не в транспондерах как таковых, а в том, что НАТО гнет свою линию, а судя по статье РФ соглашается с этой линией, возникает вопрос - причина такой гибкости?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»