Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star


Первые самолёты ДРЛО в США создавались ещё в годы Второй мировой войны. Острая потребность в таких машинах появилась после нападения Японии на Пёрл-Харбор. Американские адмиралы желали получать информацию о приближающихся вражеских самолётах с запасом времени достаточным для подъёма в воздух истребителей. Кроме того, самолёты радиолокационного дозора могли управлять действиями собственной авиации на удалении от авианосца.

Первый американский «летающий радар» TBM-3W с РЛС APS-20 строился на базе торпедоносца «Эвенджер». Прототип ХТВМ-3W впервые поднялся в воздух в августе 1944 года, и ВМС США, столкнувшиеся с атаками камикадзе в боях за Окинаву, заказали немедленную переделку 40 самолетов ТВМ-3 и ТВМ-3Е в самолёты радиолокационного дозора ТВМ-3W. Однако на войну эти машины не успели, первое оперативное подразделение с боеготовыми ТВМ-3W, появилось в составе флота только в начале 1946 года.


Эксплуатация ТВМ-3W на палубах авианосцев и береговых аэродромах позволила накопить необходимый опыт и сформулировать требования к «летающим радарам» следующего поколения. К американским военным пришло понимание, что наряду с компактным палубным самолётом также необходима машина берегового базирования, обладающая большей дальностью и временем нахождения в воздухе. Кроме того, использование более вместительной четырёхдвигательной платформы позволяло улучшить условия работы, увеличить число членов экипажа и мощность РЛС.

В 1945 году 24 бомбардировщика В-17G после установки РЛС APS-20 эксплуатировались ВВС США под обозначением PB-1W. Принять участия в войне, так же, как и ТВМ-3W, эти машины не успели, но они продолжали службу до 1955 года, пока не были заменены самолётами радиолокационного дозора WV- 2.

В 1951 году в самолёты ДРЛО WB-29 для ВВС было переоборудовано три бомбардировщика В-29, на эти машины установили улучшенную РЛС APS-20А. В отличие от «Эвенджера», дальние бомбардировщики имели значительно большее время патрулирования. Но возможности уже устаревающего локатора с дальностью обнаружения 50 миль уже не устраивали военных.

При создании следующего самолёта радиолокационного дозора американские специалисты обратили внимание на Lockheed C-69 Constellation («Созвездие»). Эта четырёхмоторная военно-транспортная машина, начиная с 1944 года использовались американскими вооруженными силами для осуществления дальних транспортных перевозок. В целом самолёт зарекомендовал себя неплохо, во время войны успели построить 22 единицы, но после окончания боевых действий масштабных заказов от военного ведомства, на которые рассчитывало руководство фирмы «Локхид», не последовало.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

Lockheed C-69 Constellation


В послевоенное время на базе военно-транспортного С-69 был создан пассажирский авиалайнер L-049, но ему было трудно конкурировать с Douglas DC-6. Самолёт фирмы «Дуглас» авиакомпании покупали гораздо охотней, кроме того, в транспортно-пассажирском гражданском сегменте в США сразу после войны наблюдался избыток самолётов, так как на рынке оказалось много демобилизованных недорогих машин, находящихся в очень хорошем состоянии. В связи с этим, в общем-то, очень неплохой авиалайнер L-049 оказался мало востребован.

Некоторые авиакомпании приобрели «Созвездие» для дальних маршрутов, так, Pan American World Airways (Pan Am) с 5 февраля 1946 года использовала модернизированный Lockheed L-749 Constellation с увеличенным запасом топлива и усиленным шасси для трансатлантических перелётов. В 1948 году появился военно-транспортный С-121А, отличавшийся усиленным полом и большой кормовой грузовой дверью. В 1947 году ВВС США ВВС США (USAF) подписали контракт с «Локхид» на десять транспортных самолётов. В 1950 году шесть C-121A были переоборудованы для перевозки VIP-персон и переименованы в VC-121A, из них три использовались для осуществления зарубежных официальных визитов президента Дуайта Эйзенхауэра.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

VC-121A Дуайта Эйзенхауэра


Именно на базе С-121А ВМС США (USN) решили строить самолёты ДРЛО берегового базирования под обозначением PO-1W (позже WV-1). Первый полёт РО-1W состоялся 9 июня 1949 года. Обтекатели РЛС на этом самолёте размещались в нижней и верхней части фюзеляжа.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

PO-1W на аэродроме Барберс Пойнт в 1952 году


Первые самолёты радиолокационного дозора и наблюдения PO-1W, по сути, являлись летающими лабораториями, и построено их было немного. На двух PO-1W происходило тестирование оборудования и отработка методики несения дежурства в воздухе. Вскоре выяснилось, что состав радиолокационного оборудования и его размещение неоптимальны. После переименования в WV-1 самолёты были переданы в Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), где использовались до 1959 года.

Специалисты фирмы «Локхид» в конце 40-х предприняли попытку увеличения грузоподъёмности и топливной эффективности авиалайнера путём удлинения фюзеляжа. Но в тот момент для них не оказалось подходящих двигателей. В 1953 году в воздух поднялся Lockheed L-1049 Super Constellation удлинённый на 18 футов (5,5 м). На новой модификации использовались поршневые двигатели со ступенчатым турбонаддувом Wright R-3350. Двигатели семейства Wright R-3350 Duplex-Cyclone являлись одними из самых мощных серийных поршневых двигателей, представляя собой двойную 18-цилиндровую звезду с воздушным охлаждением и турбонаддувом. Первоначально эти моторы использовались на бомбардировщиках В-29.

На серийные военно-транспортные самолёты устанавливалось четыре двигателя Wright R-3350-75 мощностью 2500 л.с. каждый. Пассажирский самолёт «Супер Созвездие» послужил основой для ВТС С-121C, а на базе этого варианта в 1953 году создавался самолёт ДРЛО PO-2W. Первоначальный заказ предусматривал строительство 10 машин.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

Третий построенный экземпляр PO-2W во время испытательного полёта


В отличие от PO-1W, удлинённые PO-2W с новыми двигателями являлись уже вполне полноценными самолётами контроля воздушного пространства. При их проектировании были учтены недостатки предыдущей модели. На PO-2W монтировались усовершенствованная РЛС APS-20Е и РЛС APS-45.

Усовершенствованная РЛС APS-20Е с пиковой мощностью до 2 МВт работала на частоте 2880 МГц, она обнаруживала крупные надводные цели на дальности до 300 км. Дальность обнаружения бомбардировщика В-29 летящего на высоте 7000 метров у станции APS-20Е составляла 150 км, а истребителя F-86 — 115 км. Дальность обнаружения станции APS-45 работающей на частоте 9375 МГц в нижней полусфере составляла 200 км. В состав экипажа PO-2W первоначально входило 18 человек, из них шесть офицеров (два пилота, два штурмана, два старших сменных офицера) и 12 человек рядового состава (два бортинженера, один радист, два сменных командира операторов, пять операторов РЛС, два радарных техника). На поздних вариантах с расширенным составом оборудования штатная численность экипажа составляла 26 человек.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

Рабочее место оператора РЛС APS-45


В 1954 году PO-2W переименовали WV-2. Самолёты поступили в распоряжение ВМС и с 1956 по 1965 гг. использовались в «Барьерных силах». К началу массового поступления самолетов радиолокационного дозора в авиацию ВМС США взгляды адмиралов относительно их использования изменились . Вместо прикрытия авианосных групп, главной задачей стало обеспечение ПВО континентальной части США. Самолёты ДРЛО вошли в состав созданного в 1956 году так называемого «Атлантического барьера», а 1958 в состав «Тихоокеанского барьера». Впрочем, WV-2 были не единственными средствами контроля воздушной обстановки вдоль западного и восточного побережий США. В единую сеть оповещения были увязаны береговые РЛС, корабли радиолокационного дозора (переоборудованные транспортные корабли типа «Либерти» и эсминцы), а также аэростаты ZPG-2W и ZPG-3W. Основным назначением «Барьерных сил», расположенных на атлантическом и тихоокеанском побережьях США, был контроль воздушного пространства с целью раннего предупреждения о приближающихся советских бомбардировщиках. «Барьерные силы» являлись дополнением к радиолокационным станциям DEW-линии расположенным на Аляске, в Канаде и в Гренландии.

Первые самолёты ДРЛО поступили в две эскадрильи в Патаксент Ривер, ещё по одной эскадрильи было размещено в Канаде в районе Ньюфаундленда и Барберс Пойнт. После того, как ВМС США в течение полугода тестировали WV-2 и устраняли «детские болячки», был размещён заказ ещё на 132 самолёта ДРЛО. Следующие варианты получили более совершенное БРЭО. Спроектированная ещё во время Второй мировой устаревшая морально и физически РЛС APS-20 была заменена современной станцией AN/APS-95 работающей в диапазоне частот 406-450 МГц. Станция AN/APS-95 могла видеть надводные и воздушные цели на дальности до 400 км.

Ещё на этапе проектирования конструкторы уделили большое внимание удобству работы и условиям обитаемости экипажа и операторов радиоэлектронных систем, а также обеспечению защиты персонала от СВЧ излучения. Время патрулирования обычно составляло 12 часов на высоте от 4000 до 7000 метров, но иногда продолжительность полёта доходила до 20 часов. В связи с тем, что продолжительность полёта зачастую превышала 12 часов, на борту имелись холодильник с запасом продуктов, кухня и места для отдыха.

Для ВМС фирма «Локхид» предлагала самолёт дальнего радиолокационного дозора XW2V-1 с турбовинтовыми двигателями Allison T56 на базе авиалайнера Lockheed L-1249 Super Constellation. Он должен был обладать большей скоростью полёта и нести радиолокаторы нового поколения, кроме того, самолёт предполагалось вооружить ракетами «воздух-воздух». То есть, помимо функций ДРЛО, новая машина могла использоваться как барражирующий перехватчик. Однако данный проект не заинтересовал военных, и ни одного прототипа так и не было построено.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star


«Летающие радары» патрулирующие на атлантическом побережье летали до Азорских островов, также в их зону ответственности входила Гренландия, Исландия и Британские острова. Самолёты совершали промежуточную посадку на авиабазе Кефлавик в Исландии. На Тихом океане взлетев с Барберс Пойнт, WV-2 иногда долетали до Гавайев и совершали промежуточную посадку на аэродроме Мидуэй. Для полного радиолокационного покрытия на маршруте патрулирования должно было находиться пять самолётов радиолокационного дозора. При этом они тесно взаимодействовали с кораблями ВМС США. Для обеспечения круглосуточного дежурства в воздухе, с учётом возможных технических неполадок, требовалось наличие девяти машин.

В 1962 году WV-2 получил обозначение ЕС-121C Warning Star, а уже в 1965 году операции «Барьерных сил» были прекращены. В первую очередь это было связано с тем, что основную угрозу территории США стали представлять не советские дальние бомбардировщики, а МБР, своевременно обнаружить которые самолёты ДРЛО не могли. Примерно половина самолётов ЕС-121C первой серии. принадлежащих ВМС, была отправлена на базу хранения «Девис Монтан» или они переоборудовались для других целей. 13 флотских самолётов ДРЛО WV-2 переделали в самолеты радиотехнической разведки WV-2Q. Они использовались в составе эскадрилий РТР VQ-1 (Тихоокеанский флот) и VQ-2 (Атлантический).

Несколько самолётов в результате замены радиоэлектронной начинки сменили специализацию. Восемь WV-3 (WC-121N) применялись для разведки погоды и слежения за тайфунами. Для этого штатные РЛС самолёта ДРЛО были модернизированы, что позволяло находиться вне зоны штормового ветра и вести наблюдение за вихрем с безопасного расстояния. Тем не менее, служба «ловцов ураганов» была довольно-таки опасной. 1 августа 1964 года ураган «Клио» сильно потрепал борт №137891. У самолета стихией деформировало фюзеляж, оторвало концевые топливные баки, вывело из строя большую часть бортовой электроники. Тем не менее, экипажу удалось благополучно посадить не подлежащую восстановлению машину.

Оставшиеся в эксплуатации машины прошли восстановительный ремонт и модернизацию и использовались для слежения за воздушным пространством Кубы, СССР, КНР и КНДР. Самолёты базировались на авиабазах «Ацуги» в Японии, «Рота» в Испании, «Джексонвил» во Флориде, «Рузвельт Роудс», в Пуэрто-Рико и «Аганья» на Гуаме.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

NC-121С


Самолёт, обозначавшийся NC-121С, получил комплект оборудования для постановки радиоэлектронных помех. Данная машина использовалась в основном как «учебная парта» при подготовке специалистов в области радиоэлектронной борьбы. Кроме того, на учениях NC-121С часто имитировал советские самолёты РЭБ, с него ставили помехи американским наземным, морским и самолётным РЛС. Самолёт под номером 141292 прослужил в 33-й тактической эскадрильи ВМС (VAQ-33) дислоцированной на авиабазе «Ки Уэст» до 1982 года, после чего был отправлен на «кладбище костей» в «Девис Монтан».

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

WV-2E


В 1957 году была построена летающая лаборатория WV-2E с РЛС AN/ APS-82, которая имела вращающуюся антенну в дисковидном обтекателе. Благодаря такому решению увеличились возможности по обнаружению воздушных целей на фоне земли. Но самолёт «Варнинг Стар» с вращающейся антенной строился в единственном экземпляре. Усовершенствованная радиолокационная станция кругового обзора способная обнаруживать цели на фоне земли, показала не высокую надёжность и требовала доводки. Кроме того серьезным недостатком самолета с относительно маломощными поршневыми двигателями был небольшой практический потолок (чем выше расположена РЛС, тем большую дальность она может охватить).

Несколько позже, чем во флоте, ЕС-121 приняли на вооружение в ВВС США. При этом были учтены особенности эксплуатации и недостатки ранних моделей. Первыми в ВВС стали 10 RC-121C, первоначально предназначавшиеся для флота. На этих машинах устаревшая РЛС APS-20 была сразу заменена станцией AN/APS-95. В ВВС ЕС-121С свели в специально сформированные 551-е и 552-е крылья ДРЛО и управления, дислоцированные на авиабазах «Отис» (шт. Массачусетс) и «Мак Киллан» (шт. Калифорния). Но век ЕС-121С в ВВС был недолог, после появления более совершенных модификаций «Варнинг Старов» их все поспешили вывести в резерв и переоборудовать в учебные самолеты ТС-121С, предназначавшиеся для подготовки операторов самолётов ДРЛО.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

EC-121D


Вскоре основным для ВВС стал EC-121D, от более ранних модификаций эта модель отличалась улучшенным оборудованием кабины операторов и увеличенным запасом топлива. Всего ВВС в 1952-1954 годах получили 72 новых RC-121D. Ещё один 73-й экземпляр этой модификации был получен путем переоборудования одного из военно-транспортных С-121С.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

ЛТХ EC-121D


Внедрение в США и Канаде автоматической системы наведения истребителей-перехватчиков SAGE потребовало модернизации оборудования самолетов EC-121D, чтобы они могли взаимодействовать с этой системой. В 1962 году началось дооборудование самолётов ДРЛО аппаратурой автоматической передачи данных наземным пунктам управления системой ПВО. Антенна ретранслятора монтировалась в небольшом обтекателе наверху фюзеляжа. Всего такие передатчики получили 42 самолета. Машины с автоматизированными ретрансляторами радиолокационной информации получили обозначение ЕС-121Н и EC-121J. Эти самолёты различались между собой составом БРЭО рабочих мест операторов. Штатное количество членов экипажа на поздних модификациях ЕС-121 доходило до 26 человек.

Внедрение в США и Канаде автоматической системы наведения истребителей-перехватчиков SAGE потребовало модернизации оборудования самолетов EC-121D, чтобы они могли взаимодействовать с этой системой. В 1962 году началось дооборудование самолётов ДРЛО аппаратурой автоматической передачи данных наземным пунктам управления системой ПВО. Антенна ретранслятора монтировалась в небольшом обтекателе наверху фюзеляжа. Всего такие передатчики получили 42 самолета. Машины с автоматизированными ретрансляторами радиолокационной информации получили обозначение ЕС-121Н и EC-121J. Эти самолёты различались между собой составом БРЭО рабочих мест операторов. Штатное количество членов экипажа на поздних модификациях ЕС-121 доходило до 26 человек.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star


Наиболее совершенной, но немногочисленной модификацией «Варнинг Старов» в ВВС стал ЕС-121Q. На этом самолёте РЛС AN/APS-45 были заменены РЛС AN/APS-103. Новый радар позволял устойчиво видеть цели на фоне земной поверхности. Четыре самолёта ЕС-121Q вошли в состав 966-го авиакрыла ДРЛО и управления на авиабазе «Маккой» (шт. Флорида). В самом конце 60-х семь ЕС-121Н и 15 EC-121D получили новую аппаратуру "свой-чужой" и улучшенные средства отображения радиолокационной информации. Этот вариант обозначался ЕС-121Т. В 1973 году часть ЕС-121Т оснастили станциями радиотехнической разведки и постановки помех AN/ALQ-124.

В 60-70-е годы изрядно забытые в настоящее время ЕС-121 Warning Star являлись одним из символов «холодной войны» наряду с бомбардировщиками В-52 Stratofortress, базовыми патрульными Р-3 Orion или истребителями F-4 Phantom II. Первой «горячей точкой» для ЕС-121 стала Куба. Южная оконечность штата Флорида находилась, что называется на расстоянии «одного шага» от кубинского побережья. Расстояние в 100 км истребитель, летящий со скоростью звука, мог покрыть примерно за 5 минут. После того, как на Кубе появились поставленные из СССР современные реактивные боевые самолёты американские «летающие радары» начали контролировать воздушное пространство «Острова свободы». Кроме слежения за взлетающими с кубинских аэродромов самолётами ЕС-121 вели сопровождение и оказывали информационную поддержку высотным разведчикам U-2 регулярно летавшим над островом. Особенно пристальным внимание к Кубе стало с началом «Карибского кризиса». После того как стороны договорились, и ракеты с острова были выведены, напряженность в этом регионе существенно уменьшилась, тем не менее, патрульные полёты ЕС-121 вокруг Кубы продолжались вплоть до вывода этих самолётов из эксплуатации.

Так же, как и у многих других американских самолетов, боевым дебютом ЕС-121 стала война в Юго-Восточной Азии. В 1965 году Комитетом начальников штабов вооруженных сил США было принято решение направить в зону боевых действий три EC-121D из состава 552-го авиакрыла. Однако самолёты направились не в Южный Вьетнам, а на Тайвань, в начале 1967 года аэродромом базирования стал «Убон» в Таиланде. В 1965 году активность авиации ДРВ была небольшой, главной задачей экипажей «Варнинг Стар» было управление воздушным движением в воздушном пространстве Южного Вьетнама, а также навигационная поддержка самолётов участвовавших в налётах на ДРВ. Однако уже в 1967 году самолёты ДРЛО начали координировать действия американской авиации при ведении воздушных боёв с северовьетнамскими МиГами.

В середине 1970 года из-за проблем с обеспечением безопасности полётов и разрушительным влиянием тропического климата на БРЭО самолёты EC-121D вывели из Таиланда. Но командиры авиационных частей, непосредственно участвующих в боевых действиях, оставшись без поддержки воздушных дозорных, настойчиво требовали их возвращения. К тому моменту МиГ-21 ВВС ДРВ уже представляли серьёзную угрозу для американской авиации. На авиабазу «Корат» в Таиланде самолёты ДРЛО вернули в ноябре 1970 года. Это были семь модернизированных ЕС-121Т 552-го авиакрыла ДРЛО и РЭБ. «Варнинг Стары» осуществляли боевые вылеты до 15 августа 1973 года действуя, в том числе с тайской авиабазы «Убон». Благодаря своевременно полученной от самолётов ДРЛО информации удалось сорвать несколько атак серовьетнамских МиГов. Кроме того радары ЕС-121Т неоднократно фиксировали пуски ЗРК С-75 по находящимся в воздушном пространстве ДРВ американским бомбардировщикам. Это давало возможность своевременно осуществлять манёвр уклонения, применить средства противодействия и определить местонахождение позиций ЗРК.

ЕС-121 в Юго-Восточной Азии в 13921 вылетах налетали 98699 часов, не понеся при этом боевых потерь, хотя несколько раз отмечались попытки прорыва к ним истребителей ВВС ДРВ. Обычно при несении дежурства ЕС-121 прикрывало звено «Фантомов». При информационной поддержке «Варнинг Стар» в воздушных боях было сбито полтора десятка МиГов, осуществлено около 135000 самолето-вылетов ударных машин и проведено более 80 поисково-спасательных и специальных операций.

Рассказывая о самолётах ДРЛО, стоит сказать и о других машинах из семейства «Созвездия». Пять ЕС-121С были переделаны ЕС-121R Batcat, эти самолёты-разведчики летая над Южным Вьетнамом, получали информацию по радиоканалу от сети разведывательных акустических и сейсмических датчиков разбрасываемых с воздуха. Анализируя информацию полученную с самолётов-разведчиков ЕС-121R, американское командование принимало решение о нанесении ударов по тем или иным участкам джунглей, пытаясь таким образом не допустить скрытного передвижения партизан. Ценность наземных разведдатчиков была особенно велика в ночное время, когда вести визуальную авиаразведку было затруднительно.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star
ЕС-121R Batcat


Самолёты ЕС-121R Batcat имели камуфляжную окраску, затрудняющую их обнаружение на фоне земли. Во Вьетнаме потеряно два таких самолёта. Один разбился во время посадки 6 сентября 1969 года. Другой был потерян 25 апреля 1969 года, считается, что он потерпел крушение во время грозы.

Самолёт радиоэлектронной разведки получил обозначение EC-121M. Несколько таких машин также действовали с авиабаз расположенных на территории Таиланда. Помимо определения координат РЛС и характеристик высокочастотного излучения, радиоэлектронные разведчики были способны перехватывать сообщения, передаваемые с УКВ радиостанций и по линиям радиорелейной связи. С июля 1970 по январь 1971 года в Юго-восточной Азии действовали пять самолётов РЭБ EC-121S из состава 193-й эскадрильи радиоэлектронной борьбы. Кроме постановки помех, радиоэлектронное оборудование этих самолётов позволяло фиксировать работу бортовых источников радиоизлучения истребителей советского производства.

Служба самолётов ДРЛО, РЭБ и электронной разведки семейства «Созвездие» продолжалась в США почти 30 лет. ЕС-121 серийно строились с 1953 по 1958 год. В конце 50-х новый RC-121D обходился американской казне более чем в $2 миллиона. По американским данным за это время ВВС и ВМС было передано 232 самолёта, но, по всей видимости, в это количество входят не только самолёты радиолокационного дозора, но и другие специальные модификации. При этом большая часть построенных самолётов неоднократно подвергалась переоборудованию и модернизации, в основном это касалось "электронной начинки". В его состав внедрялись автоматизированные системы управляемые компьютерами. Переход с электровакуумных приборов на твердотельную электронику давал возможность снизить вес оборудования и его энергопотребление.

Самолёты ЕС-121 всех модификаций достаточно активно использовались на передовой линии «холодной войны». В 60-70-е годы эти машины часто совершали провокационные полеты, держа в напряжении советскую систему ПВО. Зачастую для выдворения их из советского воздушного пространства приходилось поднимать в воздух истребители. Всего за годы службы ВМС США в лётных происшествиях потеряли 20 ЕС-121, при этом погибло 113 членов экипажей. ВВС в свою очередь лишились 5 самолётов, в катастрофах погибло 50 человек.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star


Но не все «Варнинг Стары» были потеряны по «естественным причинам», достоверно известно об одном сбитом самолёте, хотя их могло быть больше. 15 апреля 1969 года разведывательный EC-121M с тактическим номером "PR-21" из состава эскадрильи воздушной радиоэлектронной разведки VQ-1 ВМС США в 07:00 по местному времени взлетел с авиабазы «Ацуги» в Японии. Самолёт взял курс на северо-запад Японского моря, экипаж намеревался пролететь вдоль воздушной границы с Советским Союзом и КНДР. После завершения миссии EC-121M должен был совершить посадку на авиабазе «Осан» в Южной Корее. В прошлом этот и другие аналогичные самолёты уже выполнили около 200 разведывательных полётов по данному маршруту. Полёт выполнялся в интересах разведывательных служб Седьмого флота, Единого азиатско-тихоокеанского командования и Агентства национальной безопасности США. На борту находился 31 человек. Помимо пилотов, штурманов, бортинженеров, офицеров управления, операторов РЛС и техников, обслуживающих радиоэлектронное оборудование, в состав экипажа входили лингвисты, владевшие русским и корейским языками. Командир экипажа имел инструкцию не приближаться ближе, чем на 50 морских миль (90 км) к побережью Северной Кореи.

После взлёта самолёт поддерживал связь и радиолокационный контакт с авиабазами «Хаката» и «Йокота» в Японии. При этом американские станции радиоперехвата в Японии и Южной Корее контролировали радиосети советских и северокорейских сил ПВО. В 10.15 были перехвачены сигналы из КНДР свидетельствующие о том, что американский самолёт-разведчик обнаружен, но, так как ЕС-121М шел за пределами воздушного пространства Северной Кореи, эта активность была сочтена не опасной. Радары в Южной Корее зафиксировали несколько МиГ-17 и МиГ-21 взлетевшие в районе Вонсана, но вскоре потеряли их из виду. Около 14:00 по местному времени была утрачена связь с ЕС-121М. Через 10 минут в воздух с аэродрома в Южной Корее для контроля поднялись два перехватчика F-106 Delta Dart, однако они не смогли обнаружить пропавший с экранов радаров «Варнинг Стар».

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star


Через несколько часов началась поисково-спасательная операция, к предполагаемому месту падения приблизительно 90 морских милях (167 км) от северокорейского порта Тхенгдинбу направили поисковый HC-130 Hercules и заправщик KC-135A Stratotanker. Из японского порта «Сасебо» на поиски вышли два американских эсминца.

Первые результаты были получены на следующий день, примерно в 09:30 утра. Американский противолодочный самолёт Р-3B Orion обнаружил в этом районе два советских эсминца пр. 56 и пр.61 и установил с ними радиосвязь. С советских кораблей сообщили об обнаружении обломков самолёта. Прибывший на место крушения американский эсминец «Генри У. Такер» принял с борта эсминца «Вдохновенный» обнаруженные обломки, после чего корабли ТОФа покинули район поисков. Американцам среди обломков удалось обнаружить тела двух членов экипажа пропавшего ЕС-121М. Вскоре по характеру повреждений некоторых фрагментов обнаруженных обломков американцы пришли к выводу, что их разведывательный самолёт был сбит ракетой типа К-13. По всей видимости, ЕС-121М подвергся атаке северокорейского МиГ-21.

Вскоре официальные представители КНДР заявили, что американский «самолёт-шпион» был сбит после того, как вторгся в воздушное пространство КНДР. Особую пикантность этому происшествию придаёт тот факт, что атака на «Варнинг Стар» произошла 15 апреля 1969 года — в день празднования 57-го дня рождения Ким Ир Сена. Можно так же напомнить, что незадолго до этого 23 января 1968 года произошел инцидент с американским разведывательным судном «Пуэбло». Боевые корабли КНДР после обстрела отконвоировали «Пуэбло» в северокорейский порт «Вонсан». США пришлось публично извиниться и признать вторжение в территориальные воды Северной Кореи в обмен на обещание властей КНДР отпустить пленных американских моряков. После того как весь мир узнал о том, что американский самолёт был сбит северокорейским истребителем, никаких серьёзных последствий для КНДР не последовало. Получив информацию об уничтожении ЕС-121М, руководство США первоначально отдало приказ направить к берегам Северной Кореи эскадру кораблей. Наиболее крупными кораблями эскадры бы являлись атомный авианосец «Энтерпрайз», авианосцы «Тикондерога», «Рейнджер», «Хорнет» и линкор «Нью-Джерси». В Южную Корею были дополнительно переброшены сотни самолётов бомбардировочных и тактических эскадрилий. Но в итоге администрация Никсона предпочла не обострять ситуацию на фоне крайне воинственной риторики руководства КНДР.

Cамолёт ДРЛО EC-121 Warning Star

EC-121D в Национальном музее ВВС США


В конце 70-х ЕС-121 начали заменяться в эскадрильях радиолокационного дозора самолётами ДРЛО E-3A системы AWACS на базе пассажирского Boeing 707-300B. После вывода в запас самолёты ЕС-121 до конца 80-х находились на базе хранения авиационной техники «Девис Монтан» в Аризоне, после чего их разделали на металл. В настоящее время в американских музеях экспонируется 11 уцелевших ЕС-121 различных модификаций.

По материалам:
//www.dean-boys.com/ec-121.htm
//www.historynet.com/ec-121-warning-star.htm
//fas.org/man/dod-101/sys/ac/ec-121.htm
//www.airwar.ru/enc/spy/ec121.html
//kimepoha.do.am/publ/7-1-0-47
//www.alternatewars.com/BBOW/Radar/APS_Series.htm
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 63
  1. Simpsonian 15 июля 2016 06:16
    "Не обострять" - постоянно вместе с японцами сами задерживают северокорейские суда, обстреливают и топят
    1. Bongo 15 июля 2016 06:32
      Цитата: Simpsonian
      "Не обострять" - постоянно вместе с японцами сами задерживают северокорейские суда, обстреливают и топят

      Простите, с этого места пожалуйста поподробней, когда последний раз было потоплено "северокорейское судно"?
      1. Simpsonian 15 июля 2016 06:50
        последний не знаю, можно на эти посмотреть
        https://www.youtube.com/watch?v=9-kH3Y74UCs
        https://www.youtube.com/watch?v=V4TCqcWkDM0
        1. Bongo 15 июля 2016 07:00
          Цитата: Simpsonian
          последний не знаю, можно на эти посмотреть
          https://www.youtube.com/watch?v=9-kH3Y74UCs
          https://www.youtube.com/watch?v=V4TCqcWkDM0

          А это вообще что за суда? Вам известно из название, где и когда это произошло? Коль на то пошло наша погранслужба неоднократно обстреливала и топила российские рыболовные суда занимавшиеся браконьерством. А вообще в водах примыкающих к Республике Корея и КНДР фактически идёт непрекращающаяся война. И КНДР в своих атаках и обстрелах явно лидирует.
          1. Simpsonian 15 июля 2016 07:25
            российская и российские, чего не китайское как Аргентина? бей своих чтобы чужие боялись?

            одно судно обьвили перевозящим наркотики и попрактиковались в бомбометании, другое - шпионским.
            все в нейтральных водах

            явно лидируют СМИ во лжи
            1. Alexey RA 15 июля 2016 10:34
              Цитата: Simpsonian
              российская и российские, чего не китайское как Аргентина? бей своих чтобы чужие боялись?

              Китайское наши тоже топили. В 2009 ПСКР "Приморье" огнём из АК-230 потопил сухогруз "Нью Стар" (5178 т двт).

              А показанный на фото "Альбатрос-101" был потоплен по причине того, что он окончательно достал погранцов незаконным ловом и попытками уйти от задержания. В результате, когда оный траулер в очередной раз был обнаружен рыбопатрульным судном за добычей крабов в территориальных водах и в очередной раз попытался уйти от патрульных и погранцов, игнорируя все их предупреждения и требования, поднятый в воздух патрульный Ан-72П открыл огонь на поражение. ГШ-23 и С-5 не оставили траулеру никаких шансов.
          2. амурец 15 июля 2016 08:55
            Цитата: Bongo
            А вообще в водах примыкающих к Республике Корея и КНДР фактически идёт непрекращающаяся война. И КНДР в своих атаках и обстрелах явно лидирует.

            Сергей!Не пойму о чём спор?КНДР всегда борзели не в меру.Два примера ты привёл,а сколько примеров приводили мужики,которые ходили в Республику Корея за"НОЖКАМИ БУШа"в 90-е.Да и последний привет с нашей яхтой показателен.Это претензии не к тебе,а к твоему оппоненту.Мы то знаем что собой представляют наши соседи.А статья хорошая.Япросто забыл про эту машину.
            http://joinfo.ua/inworld/1168208_Kak-proishodil-zahvat-rossiyskoy-yahti-Severnoy

            .html
            1. Simpsonian 17 июля 2016 04:48
              Если у тебя какие то претензии то меня и цитируй.
              Яхту вроде отпустили через сутки? Сколько Северная Корея потопила российских судов?

              По одному северокорейскому судну по ссылке на ютюбе был удар с F-111 бомбами с лазерным наведением потому что оно дескать "перевозило наркотики", судно с грузом в пыль, весь экипаж убит.
              Доказывать никто ничего не собирался
              Второе судно дескать было "шпионское" но потоплено при попытке его задержании в нейтральных водах (ывесь экипаж убит). Кому там какое дело шпионское оно или нет?
              Так под "шпионское" можно поджвести и где угодно топить любой советский иди российски краболов.

              Ножки были корейскими или американскими?
              В южной корее они общались с южными корейцами, а не с северными.
            2. Bongo 17 июля 2016 04:52
              Цитата: Simpsonian
              По одному северокорейскому судну по ссылке на ютюбе был удар с F-111 бомбами с лазерным наведением

              Уважаемый, а когда это было? Сколько лет назад F-111 снят с вооружения? what
              Цитата: Simpsonian
              Если у тебя какие то претензии то меня и цитируй.

              Человек вам не хамил no Будьте любезны общаться с теми кто намного старше вас на Вы.
            3. Simpsonian 17 июля 2016 05:10
              Это было или нет? В Австралии недавно. Подписи о том где это было и когда есть под видео.

              С 1992г (как сейчас не курсе) по соглашению с Ельциным об "Открытом море" любое российское судно может быть остановлено и проверено (и задержено) в нейтральных водах американским кораблем.
            4. Bongo 17 июля 2016 05:19
              Цитата: Simpsonian
              Это было или нет? В Австралии недавно.

              Вы в очередной раз демонстрируете незнание предмета в сочетании с упёртостью. "Недавно" это когда, и при чём здесь Австралия?
              Цитата: Simpsonian
              Подписи о том где это было и когда есть под видео.

              А вот это уже некорректно, вы ещё погуглить предложите negative
              Цитата: Simpsonian
              С 1992г (как сейчас не курсе) по соглашению с Ельциным об "Открытом море" любое российское судно может быть остановлено и проверено (и задержено) в нейтральных водах американским кораблем.

              Неужели... laughing
            5. Simpsonian 17 июля 2016 05:31
              При том что это Австралийский F-111, когда это было см. по ссылке.
              А вот про "неужели" уже в гугл, причем первоначально патрули были совместные и чтобы большинство бывш. союзников СССР к этому произволу попривыкло в досмотровые парии в самое пекло посылали российских моряков, или они были совместные с американскими.
            6. Simpsonian 17 июля 2016 05:02
              Цитата: амурец
              ?КНДР всегда борзели не в меру.Два примера ты привёл,

              Цитата: амурец
              И КНДР в своих атаках и обстрелах явно лидирует.

              Цитата: амурец
              .Мы то знаем что собой представляют наши соседи.

              два противоположных примера я привел, любители северокорейцев охаивать... про которые вы (возможно) не знали ничего.
            7. Bongo 17 июля 2016 05:11
              На ты, Николай обращался ко мне, а не к вам. КНДР действительно лидирует в атаках и обстрелах. При этом я искренне сожалею как о гибели северокорейцев, так и граждан других государств.
              Цитата: амурец
              Мы то знаем что собой представляют наши соседи

              У Николая, как и меня неоднократно имелась возможность пообщаться с гражданами КНДР и он действительно знает, что из себя представляют наши соседи. А вы с северными корейцами общались?
              Цитата: Simpsonian
              два противоположных примера я привел, любители северокорейцев охаивать... про которые вы (возможно) не знали ничего.

              Ну конечно, не буду с вами спорить, признаю, что я ничего не знаю! yes Ну так расскажите мне когда бомбами с F-111 потпили северокорейское судно?
            8. Simpsonian 17 июля 2016 05:18
              Откуда такая статистика и как это согласуется с полным незнанием о северокорейских потерях до позавчера?
              Даже с южными.
              Сопроводительный текст к видео где и когда - есть.
            9. Bongo 17 июля 2016 05:21
              Цитата: Simpsonian
              Откуда такая статистика и как это согласуется с полным незнанием о северокорейских потерях до позавчера?
              Даже с южными.
              Сопроводительный текст к видео где и когда - есть.

              Вы лично способны такую статистику привести опираясь на достоверные источники? Нет? О чем тогда разговор?
            10. Simpsonian 17 июля 2016 05:35
              Лично не я это утверждал,

              Цитата: амурец
              ?КНДР всегда борзели не в меру.

              Цитата: Bongo
              И КНДР в своих атаках и обстрелах явно лидирует.

              Цитата: амурец
              .Мы то знаем что собой представляют наши соседи.

              поэтому почему бы действительно вам обеим и не привести?
            11. Bongo 17 июля 2016 07:54
              Цитата: Simpsonian
              поэтому почему бы действительно вам обеим и не привести?

              Т.е. вы на это не способны? Впрочем чему удивляться, я прекрасно помню бездоказательные утверждения про "переносной" ПТРК "Вихрь" и "Подземные ЗРК" на Гибралтаре. lol
            12. Simpsonian 17 июля 2016 08:00
              Чьи утверждения того и должна быть статистика...
              Вполне переносимый по джунглям, с ЗРК не ко мне, но они конечно там есть.
            13. Bongo 17 июля 2016 08:03
              Цитата: Simpsonian
              Чьи утверждения того и должна быть статистика...

              Так вы и утверждали...
              Цитата: Simpsonian
              Вполне переносимый по джунглям, с ЗРК не ко мне, но они конечно там есть.

              Тут комментировать нечего... fool
            14. Simpsonian 17 июля 2016 08:09
              Что именно? Это?


              Цитата: амурец
              ?КНДР всегда борзели не в меру.

              Цитата: Bongo
              И КНДР в своих атаках и обстрелах явно лидирует.

              Цитата: амурец
              .Мы то знаем что собой представляют наши соседи.

            15. Bongo 17 июля 2016 08:12
              Цитата: Simpsonian
              Что именно? Это?

              Это:
              Цитата: Simpsonian
              постоянно вместе с японцами сами задерживают северокорейские суда, обстреливают и топят
            16. Simpsonian 17 июля 2016 08:22
              Было это:
              Цитата: Bongo
              Bongo RU 15 июля 2016 06:32 ↑

              Цитата: Simpsonian
              "Не обострять" - постоянно вместе с японцами сами задерживают северокорейские суда, обстреливают и топят

              Простите, с этого места пожалуйста поподробней, когда последний раз было потоплено "северокорейское судно"?

              Ответить
              Цитировать
              Сообщить о нарушении правил сайта

              0
              Аватар Майор
              Simpsonian (1) LV 15 июля 2016 06:50 ↑

              последний не знаю, можно на эти посмотреть
              https://www.youtube.com/watch?v=9-kH3Y74UCs
              https://www.youtube.com/watch?v=V4TCqcWkDM0


              Теперь пожалуйста подтверждающую статистику на это:


              Цитата: амурец
              ?КНДР всегда борзели не в меру.

              Цитата: Bongo
              И КНДР в своих атаках и обстрелах явно лидирует.

              Цитата: амурец
              .Мы то знаем что собой представляют наши соседи.
            17. Bongo 17 июля 2016 08:28
              Цитата: Simpsonian
              Теперь пожалуйста на это

              Кому нужны ютубовские ролики на которых заснято непонятно, что? request Вы способны указать когда в последнее время были потоплены северокорейские суда и их название? Конечно нет, ведь это легко проверить...
            18. Simpsonian 17 июля 2016 08:42
              Ну опровергните эти ютюбовские родики, если способны.

              И приведите подтвержающую "это" статистику.
            19. Bongo 17 июля 2016 08:45
              Цитата: Simpsonian
              Ну опровергните эти ютюбовские родики, если способны.

              Какой смысл опровергать то, что было 10 лет назад, тем более, что вы даже название судов привести не можете.
            20. Simpsonian 17 июля 2016 08:50
              Это было много меньше чем 10 лет назад, вроде бы в 2008 и 2013г

              Какой смысл в статьях писать про то что было в 1969?
            21. Bongo 17 июля 2016 08:56
              Цитата: Simpsonian
              Это было много меньше чем 10 лет назад, вроде бы в 2008 и 2013г

              F-111 в 2008 году? no
              Цитата: Simpsonian
              Какой смысл в статьях писать про то что было в 1969?

              В статье описывается история и жизненный путь конкретного типа самолёта, странно, что вы этого не поняли request
              Если я когда нибудь возьмусь описывать историю вооруженного противостояния КНДР, США и Республики Корея в моей публикации такого не будет:
              Цитата: Simpsonian
              вроде бы в 2008 и 2013г
            22. Simpsonian 17 июля 2016 09:05
              Чего спрашивали тогда:
              Цитата: Bongo
              с этого места пожалуйста поподробней, когда последний раз было потоплено "северокорейское судно"?

              Получили ответ, его посмотрели и потом писали это:
              Цитата: Bongo

              Цитата: амурец
              ?КНДР всегда борзели не в меру.

              Цитата: Bongo
              И КНДР в своих атаках и обстрелах явно лидирует.

              Цитата: амурец
              .Мы то знаем что собой представляют наши соседи.


              Зачем надо было писать про "не обострять" и про другие типы и количества кораблей и самолетов?

              Чего вам всем плохого Северная Корея сделала?
              Илм насмотрелись TV и решили попрыгать вместе со всеми?
            23. Bongo 17 июля 2016 09:17
              Цитата: Simpsonian
              Получили ответ, его посмотрели и потом писали это:

              Было много букв, но внятного ответа я к сожалению так не получил.Были ссылки на непонятно где и кем сделанные ролики. Ни дату потопления корабля, ни где это произошло ни его название вы привести не смогли. no
              Цитата: Simpsonian
              Зачем надо было писать про "не обострять" и про другие типы и количества кораблей и самолетов?

              Это вы про то, что сказано в публикации? Это история из из неё слов не выкинешь, тем более что сказано в статье легко проверить во множестве общедоступных источников. Я фантазиями в отличие от некоторых не увлекаюсь... wink
              Цитата: Simpsonian
              Чего вам всем плохого Северная Корея сделала?

              Мне ничего...я нейтрально отношусь как КНДР, так и к Республике Корея... и очень уважаю корейцев за трудолюбие. Среди моих знакомых есть обрусевшие корейцы - все они вполне вменяемые люди.
              Цитата: Simpsonian
              Илм насмотрелись TV и решили попрыгать вместе со всеми?

              А вот это вы зря...TV я иногда утром перед дежурством смотрю новости... и всё. А насчёт попрыгать...вы не напомните мне сколько раз вас за прошедший год банили и сколько имён вы уже поменяли?
            24. Simpsonian 17 июля 2016 09:22
              Цитата: Bongo
              Было много букв

              Чего вам всем плохого Северная Корея сделала?

              Заметено как вы к ней хором все здесь "нейтрально" относитесь!
              Кстати, почему не дружественно?
            25. Bongo 17 июля 2016 09:33
              Цитата: Simpsonian
              Заметено как вы к ней хором все здесь "нейтрально" относитесь!
              Кстати, почему не дружественно?

              За других не скажу...КНДР есть за что уважать, но непредсказуемость их руководства порой напрягает. Дружественно? А сами то они сильно хотят с нами дружить? Пользоваться нами и нашими ресурсами - это да. В начале 90-х общался с северными корейцами работающими в Ургале на заготовке древесины. С одной стороны эти люди вызывали жалость своей нищетой и желанием работать за миску баланды, с другой корейцы по причине той же самой нищеты могли совершить любое преступление, вплоть до самых тяжких и такие случаи бывали.
            26. Simpsonian 17 июля 2016 11:04
              За других, как прямо здесь, тоже видно.
            27. Simpsonian 17 июля 2016 11:28
              уважать конечно можно (правда неизвестно за что, так как никакого позитива не написано), но любить, ни-ни.
            28. Anglorussian 17 июля 2016 19:29
              насмотрелись ТВ и решили попрыгать вместе со всеми?
              А ты почему дезертировал из трудовой армии солнцеликого Кима? Немедленно на боевой пост-ударятй трудом по гидре империализма! А Ким по Hennessy VSOP ударит тем временем...
            29. Simpsonian 18 июля 2016 01:38
              меня в корейцы не приняли - так устроит?

              ты за ним бутылки чтоли подбираешь?
            30. Simpsonian 17 июля 2016 09:10
              Википедия F-111

              Retired USAF: F-111F, 1996; EF-111A, 1998
              RAAF: F-111C, 2010
            31. Bongo 17 июля 2016 09:25
              Цитата: Simpsonian
              Википедия F-111

              Retired USAF: F-111F, 1996; EF-111A, 1998
              RAAF: F-111C, 2010


              Вынужден вас огорчить, Википедия не самый надёжный источник информации. Впрочем непонятно зачем вы сюда воткнули американский самолёт РЭБ не несший вооружения?
              Самолёты 82-го авиакрыла с австралийской базы Эмберли после 2007 года по причине плохого технического состояния в воздух не поднимались и числились в составе RAAF лишь номинально. В лётном состоянии на тот момент находилось 3-4 машины, но и они простаивали на земле. Официальное снятие с вооружения F-111 в Австралии в 2010 году лишь официально оформило это.
            32. Simpsonian 17 июля 2016 09:33
              В декабре 2010 на их проводах было шоу где они много и хорошо летали, неофициально поднимались в воздух и позже.
            33. Bongo 17 июля 2016 09:40
              Цитата: Simpsonian
              В декабре 2010 на их проводах было шоу где они много и хорошо летали

              Не путайте шоу и проводы с боевой службой...
              Цитата: Simpsonian
              неофициально поднимадись в воздух и позже.

              Боюсь, что здесь вы фантазируете. Они могли бы подниматься в воздух после списания если бы их передали частным владельцам. Но этого как известно не было. F-111 в Австралии были списаны по причине изношенности и крайне дорогостоящего обслуживания. Неужели пилоты на них летали за свой счёт, на свой страх и риск и в тайне от руководства?
            34. Bongo 17 июля 2016 10:05
              Вот, что из себя в 2009 году представляла большая часть австралийских F-111, других самолётов этого типа на стоянках авиабазы Эмберли нет.
            35. Simpsonian 17 июля 2016 11:04
              Шоу было частью этих торжественных проводов.

              "Большая часть" это не "все".
            36. Simpsonian 17 июля 2016 11:18
              Про "опять" - это было еще где?
              Самолеты официально вводятся в строй, то выводился на хранение, то вводился неофициально, и летают, так и эти. Всвязи с задержкой поставки нужного количества cуперхорнетов.
            37. zyablik.olga 18 июля 2016 06:31
              Цитата: Bongo
              "Подземные ЗРК" на Гибралтаре.

              Подземные британские зенитные ракеты? belay Это как? what

              Каким образом таких монстров можно запускать из под земли?
            38. Simpsonian 17 июля 2016 06:26
              Цитата: амурец
              КНДР всегда борзели не в меру.Два примера

              Есть два другие из другой области
              KAL902
              KAL007
              оба пассажирских Боинга - не северокорейские, больше ни одна страна на такую борзость да еще в отношении СССР не пошла

              Плохо со знанием своих соседей...

              Секта Сёко Асахары с их зариновой (и это не единственный момент, мало того есть такие в отношении РФ) атакой - южнокорейская, ходит туда в Японии корейская диаспора, и сам он - наполовину южнокореец.
              Напищите теперь что чхучхэ это плохо...

              Война между Севером и Югом началась после и на фоне того как "американский доктор философии" уничтожил на о.Чжеджудо с помощью местного криминала и "сил ООН" более 200тыс беззащитных корейцев.
              Во Вьетнаме идеологически обработанные южнокорейцы были самые головорезы.
              Ю.Кореское "чудо" не под санкциями началось в накануне 1980х, до этого мешала криминализация южнокорейского общества.

              Если какие-то северокорейцы к вам относятся плохо, то поищите источник проблем в себе... собственные комментарии здесь перечитайте. Возможно к ним плохо относитесь, плохо на них смотрите, они это чувствуют и отвечают на это взаимностью.
            39. Simpsonian 17 июля 2016 06:45
              В отличие от Северокорейского, ю.корейское депрессивное общество при их видимом благополучии сейчас лидеры (наряжу с гренландией) по числу самоуюийств на душу населения - от таких хорошего не жди ...
            40. Simpsonian 17 июля 2016 06:49
              И, да - а чего бы не рассказать об уничтожении Ил-12 советского Аэрофлота над Китаем борзыми американскими летчиками...
            41. Simpsonian 17 июля 2016 06:54
              американские разведчики постоянно нарушали советское, Китайское и Северокорейское воздушное пространство.

              так что кто там борзеет, сбивает, топит и захватывает это США, ю.Корея, Япония и Тайвань (советские пароходы).
              Сев.Корея если только отбивается и платит тем же...
  2. Leto 15 июля 2016 07:33
    На этом фото лучше видно размеры нижней антенны AN/APS-95


    И внутри обтекателя:
  3. kugelblitz 15 июля 2016 07:54
    Как помню сами американцы дали этим самолетам прозвище "Гуппи".
    1. Alexey RA 15 июля 2016 10:37
      Цитата: kugelblitz
      Как помню сами американцы дали этим самолетам прозвище "Гуппи".

      ЕМНИП, они давали это прозвище всем самолётам с большими обтекателями подфюзеляжных антенн. Например, AD-3W ("Скайрейдер"-ДРЛО) тоже имел это прозвище.
      1. AUL 15 июля 2016 17:45
        Гуппи - совсем другой самолет, сверхширокофюзеляжный транспортник. Предназначался для перевозки негабарита, типа ступеней "Сатурн-5"
        AUL
        1. AUL 15 июля 2016 18:04
          http://www.airwar.ru/enc/aliner/b377sg.html
          AUL
  4. rubin6286 15 июля 2016 09:25
    Статья интересная. Спасибо.
    Хороший был самолет, добротный, надежный, экономичный.
    С каждой новой модификацией боевые возможности машины росли. В «Альбоме военных самолетов,вертолетов и реактивных снарядов США, Великобритании, Франции и Швеции» (Воениздат,Москва,1956 год) базовый патрульный самолет WV-2 имеет следующие данные:
    Экипаж________________31 чел;
    Макс. скорость________600км/час;
    Практический потолок__7600 м;
    Дальность полета_____8000 км;
    Взлетный вес_________60000 кг;
    Размах крыла_________37,5 м;
    Длина самолета _______34,5 м.

    Наши самолеты ДРЛО на базе Ту-95 и Ил-18 появились появились значительно позже.

    Вообще, в мире «Супер Констеллейшен» - машина широко известная. Эти самолеты, в пассажирском варианте С-121С, были в авиакомпаниях ряда западноевропейских стран и в 60-х годах выполняли ряд рейсов в Советский Союз. В детстве я неоднократно выдел их в московских аэропортах Внуково и Шереметьево. Нашему соседу, дяде Гене, летавшему на Ли-2, удалось посидеть в кабине «Супер Констеллейшен» и поговорить с пилотами. По его словам: «Самолет – супер и зарплата у них тоже супер. Командир корабля получает 2000долларов/месяц, т.е наших примерно 1800 руб. У нас такого заработка даже на Ту-104 нет».
  5. alicante11 15 июля 2016 12:07
    Командир корабля получает 2000долларов/месяц, т.е наших примерно 1800 руб. У нас такого заработка даже на Ту-104 нет».


    А сколько получали пилоты? Неужели сильно меньше? По воспоминаниям родителей студентов, с БАМа, машинист тепловоза получал 800-1200р в зависимости от вида движения (пассажирское, грузовое или маневровое).
    1. амурец 15 июля 2016 12:33
      Цитата: alicante11
      А сколько получали пилоты? Неужели сильно меньше? По воспоминаниям родителей студентов, с БАМа, машинист тепловоза получал 800-1200р в зависимости от вида движения (пассажирское, грузовое или маневровое).

      В какие годы? Не скажу про БАМ,но На Заб Жд,это участок Транссиба,зарплата машиниста 1-го класса была в районе 800рублей,слесарей высшей квалификации где-то в районе 600-650 рублей.
      1. Bongo 15 июля 2016 12:36
        Цитата: амурец
        В какие годы? Не скажу про БАМ,но На Заб Жд,это участок Транссиба,зарплата машиниста 1-го класса была в районе 800рублей,слесарей высшей квалификации где-то в районе 600-650 рублей.

        Николай, моя первая зарплата в 1987 году во время практики на Амурстале была 520 рублей. Это были очень хорошие по тем временам деньги!
        1. амурец 15 июля 2016 13:42
          Цитата: Bongo

          Николай, моя первая зарплата в 1987 году во время практики на Амурстале была 520 рублей. Это были очень хорошие по тем временам деньги!

          Да!У нас такую начали платить с 1983 года.А в ту пору такая зарплата считалась крутой.А ты в каком цеху начинал?
          1. Bongo 15 июля 2016 13:44
            Цитата: амурец
            Да!У нас такую начали платить с 1983 года.А в ту пору такая зарплата считалась крутой.А ты в каком цеху начинал?

            В ЭСПЦ-2
  6. Zaurbek 15 июля 2016 22:36
    Красивый самолет!
  7. vietnam7 16 июля 2016 05:55
    несколько лет назад общался в живую с ветераном, он на Балтике на ил4 служил, там локатор первый ставили, использовали его для поиска немецких кораблей, получается дрло в какой-то мере и у нас в тот же период начали осваивать. потом у Драбкина где-то про этот ил 4 упоминание проскакивало.
  8. Старый26 18 июля 2016 08:32
    Сергей! Спасибо за статью. Очень познавательно, особенно в историческом плане. А то ведь в литературе, которую в свое время имел возможность читать вся "история" самолетов ДРЛО не показывалась. Говорилось о наличии ЕС-121 (Первая моя книга в этом плане - "Вооружение армий и флотов империалистических государств", книга конца 50-х с надписью на последней странице обложки "Продажи не подлежит").
    Здесь, в постах некоторых камрадов упоминаются самолеты ДРЛО на базе ИЛ-18 и чуть ли не Ил-4. Если честно, слышал о таких работах только в отношении ТУ-4. Если не сложно, камрады, написавшие это - просветите поподробнее
    1. vietnam7 18 июля 2016 18:05
      [quote=Старый26]Если не сложно, камрады, написавшие это - просветите поподробнее[/quot
      Конечно Ил-4 не полноценный ДРЛО. Прочитав статью Сергея я вспомнил свою беседу с Ветераном ВОВ. нас пригласили в садик к старшему в предверии дня победы, после торжественной части продолжили чаепитием, там Ветеран показывал фронтовые фотографии на одной я узнал А-20g Бостон, нашлась общая тема про авиацию, хотя понятно я больше слушал. Ветеран сравнивал Бостоны и Ил-4, и расказал о применении станции Гнейс на Ил-4. собственно после этого я прочитал у Драбкина в воспоминаниях Кравца Наума Соломоновича об этом же применении. Обнаружить тральщик на расстоянии ста километров в пером вылете уже неплохой результат.
      Вот вырезка из статьи с сайта уголок неба (в ссылках увы я не силен)-"Важной новинкой, внедренной на морских Ил-4, стали бортовые радиолокаторы. В 1943 г. НИИ радиопромышленности создал РЛС "Гнейс-2М", специально предназначенную для поиска целей на море. Плоская передающая антенна располагалась на месте носового пулемета, приемные, напоминавшие внешне лестницы, размещались по бортам фюзеляжа. Оператор сидел на месте стрелка-радиста. Испытания станции проходили осенью 1943 г. на Каспийском море. РЛС создавала массу проблем штурману, поскольку помехи от нее воздействовали на многие приборы. В мае следующего года испытания продолжили на одном из самолетов 5-го гв. мтап (принадлежавшем известному летчику В.И. Минакову). Первый вылет с РЛС состоялся 20 мая. Антенная система уменьшала скорость примерно на 20 км/ч и несколько ухудшила маневренность. Первый ночной поиск имел место 6 июня. Но нашли лишь несколько рыболовецких судов у румынского берега, на которые не стоило тратить торпеду. И все последующие боевые вылеты с РЛС закончились безрезультатно. На Балтике такие же радары ставили на А-20, их применение было более удачным."
      Сергею спасибо за статью.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня