В Воронежской области подняли уникальный Т-34

В Воронежской области подняли уникальный Т-34


14 июля 2016 года. Окрестности села Украинская Буйловка Подгоренского района Воронежской области. Безоблачное небо, +35 градусов и полное безветрие. Удовольствие, скажем, то еще. Но на воде десятка два "маломерных судов", то есть лодок, и берега заполнены народом. По району прокатилась информация, что будут поднимать "тот самый танк".

Скажем прямо: про то, что на дне Дона в окрестностях села лежит танк, там знали все. Сколько было винтов погнуто об него, сколько крючков и блесен оставили на нем местные рыбаки, ни для кого в районе секретом не было. Про танк знали все в окрестных деревнях Русская и Украинская Буйловки.


И вот, после экспедиции парка "Патриот", что за 700 с лишним верст, было принято решение о подъеме. Причем команду дал не абы кто, а наш первый географ и по совместительству министр обороны Шойгу. И, понятное дело, процесс пошел. Еще бы не пойти, коль так все завязалось.

Вообще, по рекам и болотам нашей страны к сожалению, покоится еще множество единиц боевой техники. Почему именно этот танк, лежащий на дне Дона черт знает где?

Экспедиция дайверов клуба подводных ныряльщиков Центрального Спортивного Клуба Вооруженных Сил России совместно со специалистами музея Вадима Задорожного и парка "Патриот", осмотрев танк, пришла к выводу, что танк не простой.

Оказалось, что танк уникальный. Более того, единственный из менее чем 1000 выпущенных на Сталинградском тракторном заводе за период 1941 — 1942 годов, дошедший до наших времен.

Было принято решение о подъеме.

Участвовали представители парка "Патриот", музея Задорожного, поисковики, дайверы-армейцы и служащие инженерных войск Западного военного округа. Без помощи последних, а также представителей МЧС, вряд ли вышло что-нибудь путное.

И, конечно, представители около 30 СМИ нашей страны. Естественно, без "Военного Обозрения" не обошлось. Мы не будем обсуждать появление на донских берегах представителей "НТВ", отвлекшихся от "Бандитского Петербурга", "Ментов" и прочих разбитых фонарей, скажем только что это наше дело, и точка.

Конечно, снимать в сложившихся условиях было весьма не просто, местные жители, прослышав о подъеме, решили увидеть все собственными глазами, и, признаюсь, здорово мешали съемочным группам.

А вообще все напоминало некую войсковую операцию. Лодки (в том числе и полицейский катер и катер МЧС), коптеры, висящие над местом подъема, много военных... Впрочем, сами сможете убедиться. Фото будут, конечно, уступать по динамичности видеосюжету второго Романа, но...

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Так выглядела акватория Дона в месте подъема.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Катер МЧС навел порядок, несколько разогнав желающих лицезреть поднятие танка.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Начался процесс поднятия.

Здесь надо отметить, что военные дайверы и инженеры проделали перед подъемом немалую работу. Танк был зацеплен и подтянут к берегу, так что нам досталось самое интересное — выход на сушу.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34

В Воронежской области подняли уникальный Т-34

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Тросы звенели от напряжения, чем вызывали некую озабоченность. Шутка ли, 30 тонн веса танка, плюс вода, плюс ил, который довольно сильно облепил машину.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
БРЭМ, рабочая лошадка военных инженеров.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Тросы пришлось перецеплять несколько раз.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
И вот, наконец, через полчаса, "тридцатьчетверка" вышла на берег.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Пожарные из Подгорного активно поливали глинистый берег для облегчения подъема.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Очередная перецепка тросов. Шестая по счету.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
На финишной прямой.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
И вот Т-34 на ровной поверхности.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Сотрудники пожарной службы постарались отмыть ил и начали проливку машины изнутри.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Классный дядька из местных, угощал всех водой из местного родника. Пришлось очень кстати, поскольку было весьма жарко и свои запасы быстро закончились. Широка русская душа, к счастью жаждущих.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34

В Воронежской области подняли уникальный Т-34

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
В первую очередь всех волновал вопрос: есть ли внутри танка экипаж. И первым делом в открытые с помощью специнструмента люки, внутрь пошли специалисты чтобы выяснить именно этот вопрос.

Ответ был отрицательным, к удовольствию всех свидетелей. Экипажа в танке не было.

Вообще предполагалось, что экипаж успел покинуть танк, поскольку машина затонула в результате повреждения понтона при бомбежке переправы. Всем было очень приятно услышать подтверждение этого. Народ радовался от души.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Началась выемка боезапаса. Боекомплект в машине был полный. На снимке один из дисков к ДТ, "Дегтяреву-танковому".

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
Кто пойдет за снарядами?

Учитывая, сколько было зрителей, выемку снарядов решили отложить на следующий день. На всякий случай.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34
А вот с пулеметными дисками начали работать тут же, не отходя от танка. Патроны были в рабочем состоянии, 1936 года выпуска в основном, производство завода № 60.

В Воронежской области подняли уникальный Т-34

В Воронежской области подняли уникальный Т-34


После выгрузки снарядов, танк будет погружен на платформу, которая уже ожидала неподалеку, и отправлен в парк "Патриот", что в Алабино под Москвой. У специалистов парка есть уверенность, что танк не просто восстановят, а поставят на ход. Что ж, как было обещано, а обещано было показать его на выставке "АРМИЯ-2016", которую мы естественно,посетим, то мы еще расскажем, как поживает наш знакомый.

Приятна помощь настоящих специалистов, приятно внимание Министерства обороны и лично Шойгу. Как нам стало известно, 15 июля он будет лично заслушивать доклад об этой операции.

А о том, какое место в экспозиции парка "Патриот" займет этот Т-34, мы вам расскажем в сентябре. Так что со сталинградским танком мы если и прощаемся, то не надолго.

Автор: Роман Скоморохов, Роман Кривов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 120
  1. waitknait 15 июля 2016 06:11
    Такая техника должна быть живым напоминанием...нужно поднимать, восстанавливать и устанавливать на видных местах!
    1. Alex_Rarog 15 июля 2016 07:57
      Наши кулибины восстановят) можете не сомневаться) если уж немецкого мауса в свое время собрали из двух для музея то Родную технику соберут тем более!
    2. Megatron 15 июля 2016 12:33
      В целом прекрасная новость, но не обидно ли Воронежцам, что танк в москву увезли?
      1. pilot8878 15 июля 2016 17:23
        Сохранность машины шикарная. Патроны, возможно, вполне боеспособны. Катки все с внутренней амортизацией, что, кстати, говорит, что пробег у машины небольшой. Успехов реставраторам.
      2. fairmen 15 июля 2016 20:24
        Обидно до слез такая машина в таком состоянии гордость для любого музея а уж для Воронежа тем более что у нас наверное ни одного танка этой серии нет т-34-76 т-34-85 есть на памятниках но они у нас не воевали жаль конечно
        1. maxvet 16 июля 2016 14:12
          В Москве его больше людей увидит.А чтоб его оставить в Воронеже нужно было поднимать усилиями Воронежа,а не МО.Кстати в Лискинском р-не в с.Щучье стоит Т 34-76 на него много людей ездит посмотреть?
          1. maxvet 16 июля 2016 21:19
            И кстати Щученский танк воевал в р-не с.Селявное(тоже Лискинский р-н Воронежской обл)километров 30-40 вверх по течению р.Дон подорвался на мине и утонул в январе 1943 года.Подняли в 1985 году.Теперь вопрос к Воронежцам-вы о нем знали?
            1. maxvet 17 июля 2016 14:18
              это т34-76 с.Щучье
              1. maxvet 17 июля 2016 14:23
                а это ис-2 г.Лиски
                1. code54 18 июля 2016 10:28
                  Иркутск 34ка!
              2. shasherin_pavel 17 июля 2016 14:32
                Т-34 образца начала 1943 года, без командирской башенки, которые появились во второй половине 1943 году, при реставрации на танк поставили опорные катки от танка Т-44, они меньшего диаметра и это бросается в глаза. На их месте должны стоять опорные катки как на поднятом танке. В конце 1942 года создался дефицит резины для опорных катках, они видны на первом и последнем катке, и стали ставить катки с внутренней амортизацией. В начале 1943 года появляется танк Т-34 с башней гайкой, промышленность начинает выходить из кризиса и на первых и последних опорных катках устанавливают резину, хотя внутренние катки остаются с внутренней амортизацией.
                1. code54 18 июля 2016 21:13
                  Спасибо за пояснения!
              3. code54 18 июля 2016 10:24
                Катки с разных заводов. ))) хотя я не спец.
  2. РПК 15 июля 2016 06:14
    Вспомнилось как поднимали упавшие ПИОНЕРы,под Новосибирском.Первый конечно помучились,упал зимой,подкладывали берёзы под троса,берёзы лопались.Подняли помятый ПИОНЕР,ракету отправили в Капь Яр.Улетела в кол.Такая техника была.Потом пришёл комплект для поднятия,три вышки для тросов и балки на контейнер.Поднимали ещё две потом.БАТами.один становится на горный упор,второй цепляется к нему и тянет трос.Ракета потяжелее танка,но танк в иле,то же не легко.Местным наверное обидно,что их танк уедет в Москву,но надо было меньше болтать и поднимать самим.
    1. Serg Koma 15 июля 2016 07:09
      Цитата: РПК
      наверное обидно,что их танк уедет в Москву,

      Более обидно когда НАШИ самолёты и танки "улетают" за рубеж...
    2. Мур 15 июля 2016 08:16
      Цитата: РПК
      Вспомнилось как поднимали упавшие ПИОНЕРы,под Новосибирском.

      Вытаскивал из говнища свою АПУ(100т+) там же в 93-м. БАТы, блоки не помогали - тросы лопались как верёвочки, при этом отлетая так, что смотря на фото7е сверху, страшно за людей, которые там в паре метров от тросов с голыми ножками и штативами...
      Справились только, утопив на противоположной обочине грузомакет и использовав его лебёдку...
      1. свой1970 15 июля 2016 10:45
        присоединюсь-народу топчется РЯДОМ с такими тросами слишком много-слава Богу что не порвались,жертв было бы много.Сплошное нарушение всех правил ТБ и разгильдяйство руководства - контролирующего подъем.Слабо было отогнать за несколько десятков метров,на всякий случай?
      2. Ин100грамм 15 июля 2016 11:56
        Цитата: Мур
        трашно за людей, которые там в паре метров от тросов

        Согласен, техника безопасности ни в ....., ни в Красную Армию. Безалаберность полная. Слава Богу пронесло
        1. свой1970 15 июля 2016 13:01
          отцу лопнувшим тросом от "копейки" на излете кирзовый сапог головку прорезало как бритвой(до пальцев чуток не хватило к счастью-он их поджал feel )-а тут такого размера блоки - народ бы скосило как косой
          1. Андрей Скоковский 15 июля 2016 13:11
            Советую показать детям....
            1. Sirocco 15 июля 2016 13:47
              Детям надо показывать, дабы знали и помнили.
              Но дальнейшая судьба Смелого по состоянию на 13 год не завидна, увы, видимо взрослые люди не помнят историю.
              Когда танк вытащили, в ящике для ремкомплекта и инструментов оказались винтовочные патроны, внутри боезапас, в баке соляра и не одного масляного пятна на поверхности. Люк механика водителя открылся легко, с башенным пришлось повозиться. При первичной демилитаризации МЧС выгрузило и подорвало боезапас, военные и МВД изъяли пулеметы и замок, попутно утащив запасной трак. Не хорошо получилось. Сегодня танк должен уже быть в Пскове. Задержка в пути произошла из-за поломки трейлера. Через месяц специалисты из Москвы провели его окончательную демилитаризацию. Изъяли и увезли двигатель. В Пскове в экспозиции создаваемого музея боевой славы в д. Холматке на память остался корпус на гусеницах..., а хотелось бы видеть ходовой экземпляр.
              Его дальнейшая судьба оказалась традиционно незавидной, лучше бы его и ненаходили пока не начнут в России ценить историю (в Украине ситуация не лучше, а в Белорусии заметно лучше). После изъятия из торфяного ила и промывки водой танк начал интенсивно ржаветь. О должных работах по консервации и реставрации речь даже не ишла, "реставрацию" проводил местный автосервис. Внутри танка стояла вода а поверху его покрасили прямо поверх ржавчины. Лучше поисковики-спасатели его нашли в более адекватные для сохрания истории время – а то к спасению этот случай не имеет малое отношение. Фтографии с площадки реставрации Псковского музея "Линия Сталина",
              Хотел бы узнать его судьбу сегодня, надеюсь что этот танк Жив.
              Просмотрев фото понял что этот танк мертв. Весь ободрали. До каких пор будут издеваться над техникой и историей, Это уже не танк, а МУМИЯ.
              1. DMB_95 15 июля 2016 18:45
                Из озёр и болот Псковской области было поднято немало разной техники времён ВОВ. Упомянутый выше танк "Смелый" был поднят между городами Великие Луки и Новосокольники (25 км по прямой). Там немцы удерживали фронт с зимы 1943 г. до зимы 44-го. Местность - холмы (высоты), а между ними - озёра, болота и леса. Практически рядом друг с другом из болота подняли ТРИ танка Т-34-76, ушедших под лёд во время атаки : "Смелый", "Снайпер", "Скоростной". Экипажей внутри не было, слава Богу. В гусеницах одного танка нашли фрагменты костей и немецкой формы. Сейчас "Смелый" - во Пскове, "Скоростной" - на постаменте в г.Новосокольники, "Снайпер" - в музее БТВ в Кубинке на Поклонной Горе.
                1. гордый 15 июля 2016 22:33
                  "Снайпер" хоть на ходу?
                  1. DMB_95 16 июля 2016 19:45
                    "Снайпер" в Кубинке на ходу. По крайней мере был на ходу в док. фильме года полтора назад.
              2. гордый 15 июля 2016 22:31
                Да, судьба у машины не завидная! Это стоило тянуть танк из болота чтобы вместо того чтобы реально восстановить сделать из него Бог знает что? У нас в Белоруссии такой если и достанут то потом на Линии Сталина отреставрируют так что сходство с новым будет максимальным, плюс-ездить будет не хуже нового и народ при виде этого шедевра на параде или на каком нибудь постановочном шоу будет получать хорошие эмоции, а у вас-одним словом Россия! Надеюсь у Воронежской 34-ки участь будет более достойной! А "Смелый" всетаки жаль-Лучше он так и остался в болоте лежать подобно древне Русскому воину,чем на территории музея стоять в виде макета! А ведь судя по кадрам при подъеме из болота был почти живым, зачем его было дербанить!
                1. мордвин 3 16 июля 2016 03:03
                  Цитата: гордый
                  А "Смелый" всетаки жаль-Лучше он так и остался в болоте лежать подобно древне Русскому воину,чем на территории музея стоять в виде макета! А ведь судя по кадрам при подъеме из болота был почти живым, зачем его было дербанить!

                  Согласен. У нас тоже пара БТ на дне лежит, с одной стороны охота что бы подняли, а с другой - а, вдруг, всё раздербанят? Пусть уж лучше так на дне и покоятся.
                2. DMB_95 16 июля 2016 10:46
                  Цитата: гордый
                  Да, судьба у машины не завидная! Это стоило тянуть танк из болота чтобы вместо того чтобы реально восстановить сделать из него Бог знает что? У нас в Белоруссии.......... а у вас-одним словом Россия! Надеюсь у Воронежской 34-ки участь будет более достойной!

                  Незавидная судьба у того немца, чьи кости застряли в гусеничных траках нашего танка. А насчёт судьбы танков могу подробнее. "Скоростной" стоит на постаменте в центральном парке города, до которого он не дошёл 15 км в 1943 г. Это у нас главный памятник, и цветы ему на броню возлагают не кривясь от того, что она покрашена не "аутентичной" краской. "Снайпер" в подмосковной Кубинке полностью рабочий (кроме стрельбы). О нем фильм на ТК "Звезда" показывали не раз. Насчёт "плачевной" судьбы "Смелого" в Псковском музее - не так всё однозначно убого, как выше написАли. А если бы эти танки оставили в болоте "до лучших времён", то через несколько лет не осталось бы живых свидетелей, знающих - где это болото. Да и "лучшие времена" не часто бывают.
            2. kumaxa 16 июля 2016 05:08
              сколько смотрю подобные ролики не перестаю удивлятся качеству производства. 70 лет в болоте полежал а на гуски поставили и побежал как молодой.даже поворотный механизм и тот не заклинил от грязи.
          2. Pancho 15 июля 2016 17:32
            Вроде если телогрейку на трос накинешь ,то не стреляет.
            1. Ин100грамм 15 июля 2016 20:18
              Цитата: Pancho
              Вроде если телогрейку на трос накинешь ,то не стреляет.

              Это миф. Вы видимо не видели как трос рвётся. Дай Бог Вам в этом заблуждении пребывать. hi
              1. sisa29 15 июля 2016 22:50
                В связи со спецификой, провожу испытания канатов на разрыв почти каждую неделю, в отличии от синтетических стальной канат при приложении равномерной нагрузки на разрывном стенде НИКогда не рвется весь сразу, рвется только одна прядь! синтетические полиамид или полипропилен рвутся как резинка! Правда ниспытания проводим при скорости удлинения 2-3 мм/ сек усилием до 1000 кН
                1. shasherin_pavel 17 июля 2016 14:39
                  Поднимали опорный столп светового освящения, а он забетонирован оказался, трос стальной рванул с полсекунды, стронутая с места опора упала на кабину автокрана. Мы даже сигнал крановщику подать не успели. Ни какого рывка не было, так как после натяжения крановщик выждал, когда корзину подъёмника отодвинут.
            2. Ин100грамм 15 июля 2016 20:21
              Цитата: Pancho
              Вроде если телогрейку на трос накинешь ,то не стреляет.

              Это миф. Вы видимо не видели как трос рвётся. Дай Бог Вам в этом заблуждении пребывать. hi
      3. РПК 15 июля 2016 18:46
        Так Вы видимо моим комплектом для поднятия,бывшим работали.Приветствую коллегу.
      4. гаврош.ру 16 июля 2016 02:32
        а чему и как блоки могут помочь если трос не соответствует нагрузке ? laughing да и там не дети поднимают - привязали чем следует - не первый день тащат drinks
    3. Комментарий был удален.
  3. Ментор 15 июля 2016 06:36
    ...Залезьте - не бойтесь испачкать штаны
    В крови и солярочной прели,
    Почувствуйте кожей дыханье войны,
    На чём ваши деды горели.

    Я - брошенный в землю военный посев,
    Я - памятник сгинувшей роте,
    И мирная техника прёт по шоссе,
    Поскольку я был в том болоте.

    Я с пушкой торчащею наискосок,
    Для вас непонятен и страшен,
    Соляркою пахнущий правды кусок
    Истории Родины нашей...

    © М. Калинкин "Танк из болота"
    1. Mik13 15 июля 2016 12:13
      На эту песню клип есть.
      1. свой1970 15 июля 2016 13:09
        есть же на чем патриотизм воспитывать,есть..
        "Наши мертвые нас не оставят в беде
        наши павшие -как часовые.."© В.С. Высоцкий

        З.Ы.как умели снимать в свое время фильмы - первые кадры там где 34-85 с понтона в воду уходит после взрыва и без всякой компы.Верится сразу...
  4. Altona 15 июля 2016 07:02
    Танк как хорошо сохранился, такой красавец, даже в донной грязи. Такой танк нам нужен.Еще с 76-мм орудием, немодернизированный, первого периода войны.
    1. cth;fyn 15 июля 2016 08:39
      Именно благодаря илу он и сохранился, ил препятствовал окислению защищая металл от кислорода. Например в статьях В.О. Шпаковского иногда встечается как из болота достают вещи еще бронзового века почти в идеальном состоянии, вот такой он, ил.
      1. code54 15 июля 2016 17:10
        Красавец! Верно!!! Танк действительно уникальный! Вот такие надо на постамент! А не со склада, как некоторые стоят. Надо с ранами, Историей!!! Мне кажется более показательный пример исторический, чем 34ка с непонятной трубой-стволом и маской и т.д. как на моей картинке!!!
        1. shasherin_pavel 17 июля 2016 14:46
          Танк с корпусом 1940 года и с командирской башенкой... какой такое придумал. Впрочем нечто ещё более ужасное украшало музей авиации в Сафоново. Там таких монстров поставили изначально, пока им пи..ы не вставил, какой-то большой начальник. Но теперь там Ис-2 с пушкой 100-а миллиметровой.
  5. Alex_59 15 июля 2016 07:04
    Было бы великолепно, если бы удалось восстановить историю этой машины и экипажа. Если такая возможность будет - опубликуйте пожалуйста, реально интересно.
    1. Монархист 16 июля 2016 16:42
      Согласен это было бы шикарно. В принципе не очень сложно:номера сохранились и если в архиве сохранились данные.
  6. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  7. Predator-74 15 июля 2016 07:19
    Молодцы, теперь будет память о героях войны,да и любителей техники этот уникальный танк очень порадует!
    Остается два вопроса: почему танк подняли только сейчас и почему до сих пор не подняли остальные машины, которые лежат не только в Воронежской области?
    1. Koshak 15 июля 2016 12:41
      Цитата: Predator-74
      Остается два вопроса: почему танк подняли только сейчас и почему до сих пор не подняли остальные машины, которые лежат не только в Воронежской области?

      Вот всегда найдется такой, кто захочет на любую хорошую новость. внести свою ложку, мягко говоря, дегтя. В народе таких людей называют "брюзга". Технику новую выпустят - "Почему раньше не выпустили?", танк подняли - "Почему до сих пор не подняли?" Волшебные палочки и старики Хоттабычи только в сказках, и в один миг все сделать невозможно. Ведь делается и работа идет постоянно.
      1. Predator-74 19 июля 2016 11:03
        Не совсем так! Всегда найдется такой, который решит получить "дешевые плюсики" слишком простым способом, это я о Вас! )))))
  8. Aleksander 15 июля 2016 08:07
    Романы молодцы!
    Везде успевают: и в Бресте и в Воронеже и отовсюду -интересны материал.
  9. guzik007 15 июля 2016 08:16
    в 80- под Дюссельдорфом ,в хорошо замаскированном подземном ангаре была найдена законсервированная 34-ка уже с немецкими приборами. Завелась сразу и ,своим ходом была загнана на трейлер. Очень долго стояла на постаменте в центре города.
    Сейчаскак-не знаю.
    1. Юрий из Волгограда 15 июля 2016 10:19
      Цитата: guzik007
      в 80- под Дюссельдорфом ,в хорошо замаскированном подземном ангаре была найдена законсервированная 34-ка уже с немецкими приборами. Завелась сразу и ,своим ходом была загнана на трейлер. Очень долго стояла на постаменте в центре города.
      Сейчаскак-не знаю.

      Под Дюсельдорфом Т-34 ка на ходу, а у нас в Волгограде у Мамаева кургана танк "Челябинский колхозник" стоит со сбитой левой гусеницей.
      Досадно.
    2. Edge 15 июля 2016 11:56
      Цитата: guzik007
      в 80- под Дюссельдорфом ,в хорошо замаскированном подземном ангаре была найдена законсервированная 34-ка уже с немецкими приборами. Завелась сразу и ,своим ходом была загнана на трейлер. Очень долго стояла на постаменте в центре города

      Деды рассказывали, что в г.Кирове Т-34-85 своим ходом заехал на постамент. Всерьёз уверяюли, что может и съехать так же.
      1. Koshak 15 июля 2016 12:53
        Цитата: Edge
        Деды рассказывали, что в г.Кирове Т-34-85 своим ходом заехал на постамент. Всерьёз уверяюли, что может и съехать так же.

        На Донбассе 2 танка (Т-34 и ИС-3) сняли с постаментов и после ремонта в бой. А в Челябинске ИС-3 каждый год съезжает с постамента и участвует в параде Победы.
  10. cth;fyn 15 июля 2016 08:26
    Приходил Сережка, мы танк подняли немножко.
    1. cth;fyn 15 июля 2016 14:14
      Забыл что тут с юмором туговато, но ведь танк подняли благодаря инициативе Сергея Кожугетовича.
      1. Homo 15 июля 2016 15:30
        Цитата: cth;fyn
        Забыл что тут с юмором туговато,...

        Есть юмор, а есть юмор! no
        1. cth;fyn 15 июля 2016 16:19
          А есть еще английский юмор -_-, намек понял, но настроение было уж очень приподнятым)
  11. vismoot 15 июля 2016 08:51
    Уважаемые Роман Скоморохов и Роман Кривов. Военных дайверов не существует, существуют только ВОЕННЫЕ ВОДОЛАЗЫ.
    1. Любопятов 15 июля 2016 13:08
      И пишите, наконец, по-русски: В Алабине, под Москвой.
      (В Алабино, это если спросят "куда?").
      А вообще спасибо за репортаж!
  12. Fei_Wong 15 июля 2016 09:06
    Любой Т-34-76, хоть "микки-маус" с "гайкой", хоть "пирожок" (кстати, данный танк - с с люком-"пирожком") однозначно стоит затрат на подъём (или выкапывание). Ранних, 76мм "тридцатьчетвёрок" вообще в мире осталось очень мало - каждая из них это ценнейший исторический экспонат. Да и благодаря их заслуженно легендарной ремонтнопригодности большую часть из всё ещё покоящихся в реках или засыпанных в безвестных оврагах можно без особой мороки и затрат восстановить до ходового состояния.
  13. V.ic 15 июля 2016 09:22
    71 год как война закончилась, но та реальность военных лет, она периодически всплывает на поверхность нашего времени. А сам танк красив!
    1. Shuttle 15 июля 2016 10:02
      Цитата: V.ic
      71 год как война закончилась, но та реальность военных лет, она периодически всплывает на поверхность нашего времени. А сам танк красив!

      Маленький такой....
      Сколько себя помню в Рoстове стоит 34-ка на постаменте на Гвaрдейской площади которой фактически заканчивается улица Краснoармейская. Это недалеко от ЖД-вoкзала и главного автовoкзала. Там танк уже с большой бaшней и пушкoй 85-мм. К тому же высота постaмента визуально увeличивает его в размерах.

      Впервые увидел живую 34-ку на ходу и вплотную в 1988 году в Белоруссии. Служил там срочную в танковых войсках в Минске (мкр. Урyчье). Повезли нас однажды на киносъемки в качестве массовки. Не помню какая киностудия снимала, но фильм назывался "Гyга". Про штрaфников. Типа им запрещалось кричать "ура", когда они шли в атаку. Так вот там и увидел T-34. Сейчас уже и не помню какие там были башня и орудие, но очень хорошо запомнил, что сам танк очень небольшой. А для механика-водителя места вообще почти нет. И как в нем люди воевали? По сравнению с моей 72-ечкой он был вообще какой-то игрушечный. Честно говоря я понял, что японские камикaдзе ничто по сравнению с советскими танкистами, которые умудрялись на этих машинах не только сражаться насмерть, но еще и выживать!
      Очень маленький, но очень героический танк эта 34-ка.
      1. igor67 15 июля 2016 11:21
        Цитата: Shuttle
        Цитата: V.ic
        71 год как война закончилась, но та реальность военных лет, она периодически всплывает на поверхность нашего времени. А сам танк красив!

        Маленький такой....
        Сколько себя помню в Рoстове стоит 34-ка на постаменте на Гвaрдейской площади которой фактически заканчивается улица Краснoармейская. Это недалеко от ЖД-вoкзала и главного автовoкзала. Там танк уже с большой бaшней и пушкoй 85-мм. К тому же высота постaмента визуально увeличивает его в размерах.

        Впервые увидел живую 34-ку на ходу и вплотную в 1988 году в Белоруссии. Служил там срочную в танковых войсках в Минске (мкр. Урyчье). Повезли нас однажды на киносъемки в качестве массовки. Не помню какая киностудия снимала, но фильм назывался "Гyга". Про штрaфников. Типа им запрещалось кричать "ура", когда они шли в атаку. Так вот там и увидел T-34. Сейчас уже и не помню какие там были башня и орудие, но очень хорошо запомнил, что сам танк очень небольшой. А для механика-водителя места вообще почти нет. И как в нем люди воевали? По сравнению с моей 72-ечкой он был вообще какой-то игрушечный. Честно говоря я понял, что японские камикaдзе ничто по сравнению с советскими танкистами, которые умудрялись на этих машинах не только сражаться насмерть, но еще и выживать!
        Очень маленький, но очень героический танк эта 34-ка.

        У нас в бригаде был парень , проходя срочную службу он так же снимался в этом фильме, расказывал про эту 34ку, там она была одна, снимали с разных ракурсов, в фильме получилось много
        1. Любопятов 15 июля 2016 13:16
          Подходящее название для фильма о войне в 1988 году - "Гуга". Тогда уже вовсю гудели съезды Горбачева, а в кино и на ТВ попёрла клевета. Надо же: придумали, что был запрет кричать "ура"! Это какая же невоевавшая синагога догадалась такое сварганить?!
          1. shasherin_pavel 17 июля 2016 15:00
            А как тебе, что солдаты Красной Армии отвечают "Служу Советскому Союзу", тогда как это было введено с 1947 года, а до этого отвечали "Служу трудовому народу". Германские солдаты кричат нацистское партийное приветствие "Хайль Гитлер". Так мог приветствовать только при наличии золотого партийного значка член партии НДРСПа. Когда произошло покушение на Гитлера, тот хотел ввести это обязательным для всей армии, но даже генералы не передали это распоряжение в армию. Не хотят наши режиссёры иметь консультантами историков. Вот в "Освобождении" на Курской битве Ис-3 на переднем плане, а Т-34-76 засунули как можно дальше.
      2. свой1970 15 июля 2016 14:57
        отец служил в Германии на Т-10.Вспоминал 2 случая:
        1) были совместные учения с ГДРовцами,те на 34-85 были-по ходу учений наши стояли в засаде-немцы нападали.И отец говорил - мол немцы из лесочка выскакивают,по полю разбежались и как муравьи носятся, а мы по ним с вкладного стволика(пулеметного) пристрелочными(МДЗ)- вспышку видно,начальство их и наше смотрит и оценивает ход учений.Сначала когда мы их постреляли всех - вроде здорово - молодцы,а потом кто-то сказал-"Вот так они наших отцов и жгли"...
        2)ехали по дороге колонной-стоит немец одноногий и однорукий лет сорока,вдруг стал пальцем показывать и смеятся. Так отец сказал - весь экипаж орал "Доверни!!!!" меху.Проскочили мимо,но из колонны выкатились...Отца вызывал особист,полистал личные дела, сказал-"Немцев давить нельзя",вздохнул и отпустил..На экипаж было 9 человек погибших в войну(у отца моего - отец и 2 дяди)
        1. V.ic 15 июля 2016 18:54
          Цитата: свой1970
          Так отец сказал - весь экипаж орал "Доверни!!!!" меху.Проскочили мимо,

          Вот и жаль... что мимо. А Ганс бы переехал, 100%!
      3. shasherin_pavel 17 июля 2016 14:52
        В годы войны один метр семьдесят сантиметров это уже претендент в роту почётного караула в кремле. 1.80 уже был в роли богатыря. а В ТАНКИСТЫ БРАЛИ 1.50. Они и сейчас не богатыри танкисты.
  14. Комментарий был удален.
  15. SarS 15 июля 2016 09:39
    По мне, так этот вариант Т-34 - самый гармоничный как из тридцать четверок, так из танков вообще!
    1. Shuttle 15 июля 2016 12:14
      Цитата: SarS
      По мне, так этот вариант Т-34 - самый гармоничный как из тридцать четверок, так из танков вообще!

      T-72/T-90 - вот танк-Апполон!
    2. shasherin_pavel 17 июля 2016 15:06
      Гармоничный снаружи, но не очень внутри. Башню проектировали под 45-ку, а потом кто-то из генералов попросил Грабина создать для Т-34 76 мм пушку, до принятия на вооружение успели поставить в башню Ф-32, а башня осталась прежней, вот и стало тесно экипажу. Хотя свободное место в башне равнялось башне Т-V "Пантера".
  16. Polkovodetz 15 июля 2016 09:52
    Исключительно интересная машина, поздний сталинградский корпус с литой башней завода 112 и сталинградской маской орудия, интересное сочетание. Такой машине цены нет!
    Теперь бы еще реставраторы сделали свою работу хорошо, а не как обычно.
    1. Юрий из Волгограда 15 июля 2016 10:10
      Действительно еще литая башня.
      Именно на таких бригада Катукова в 41 м сдерживала фашистов на московском направлении и именно на таком стал легендой Лавриненко.
      И действительно самое приятное, что танк без экипажа.
      1. shasherin_pavel 17 июля 2016 15:14
        Лавриненко сменил три Т-34 и все были у него с 57-мм пушкой.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
    4. Paranoid50 15 июля 2016 20:44
      Цитата: Polkovodetz
      Исключительно интересная машина,

      Ещё какая интересная!!! Помимо перечисленного Вами,обратил внимание на катки. "Пирожок" в сочетании с "безбондажными" вижу "живьём" первый раз. Воистину уникальный экземпляр. И,черт побери,в глубине души уже зашевелился "шкурный" интерес,маленький такой,в масштабе 1:72. Вот это был бы "бриллиант" в коллекцию... И я,похоже,уже знаю,что и как сделать. От души,рад как ребёнок. Сергей Кужугетович,отдельное Вам спасибо. Спасибо всем,кто принимал участие в подъёме,спасибо Романам за освещение этого события hi
    5. shasherin_pavel 17 июля 2016 15:13
      Такие башни литыми не делали, литьё заставило придумать башню гайку. На первых Т-34 были сварные башни и штампованные. Литые делались с толщиной брони в 52 мм.
  17. ЕвВер 15 июля 2016 10:07
    Спасибо за репортаж !

    А "тридцатьчетверка" - хорошА !!!
  18. Dwarfik 15 июля 2016 10:21
    Огромное спасибо за статью! Захотелось прям самому побывать на месте работ)
  19. faiver 15 июля 2016 10:21
    Молодцы, что тут еще скажешь, в Воронежской области много чего с войны осталось, помню еще в советские времена так же нашли 34ку только засыпанную в овраге в приличном техническом состоянии..
    1. dvina71 17 июля 2016 03:04
      В Острогожском районе стоял немецкий Т-4. Пацаном там был..бегали смотрели. Внутри скелет,на месте мехвода,частично в форме.
      Позже его оттуда убрали.
  20. avia12005 15 июля 2016 10:33
    Красавицы!!!Две сестрички:Т-34-76 и Т-34-85 на заднем плане.
    1. shasherin_pavel 17 июля 2016 15:16
      Вот Т-34 с литой башней, но ещё без командирской башенки.
  21. стас57 15 июля 2016 10:45
    Новость отличная.
    Спасибо.



    Оказалось, что танк уникальный. Более того, единственный из менее чем 1000 выпущенных на Сталинградском тракторном заводе за период 1941 — 1942 годов, дошедший до наших времен.

    ну что за журнализмы?
    во первых все т34-76 уникальны, их всего то осталось...

    во вторых
    СТЗ ок 3шутк точно
    Танк Т-34-76 пр-ва СТЗ им. Дзержинского, выпуска весны-лета 1942-го года установленный в п. Бондаревка, Марковского района, Луганской области, Украина
    http://pblinov.narod.ru/galleries/tanks/3476/stz42/bondarevka.html
    или вот эта
    http://news.vdv-s.ru/society/?news=253566

  22. voyaka23 15 июля 2016 10:54
    Да какой болван такие статьи минусует!?
    1. Леков Л 15 июля 2016 17:46
      Это - кто-то из бывших "братьев"
      Не заморачивайтесь - оно плавает, не тонет.

      хотя меня тоже бесит..
    2. V.ic 15 июля 2016 18:57
      Цитата: voyaka23
      какой болван такие статьи минусует!?

      Тот, у кого ни чести, ни Родины, ни ума, ни совести.
  23. DenZ 15 июля 2016 10:54
    Слова насчет единственного Т-34 производства СТЗ не соответствуют действительности.
    В США находится машина выпуска апреля 1941 года. Танк № Ф-1404144, находился в составе 4 ТД 6 МК, захвачена в ходе боев в Беларуси. Позже использовалась немцами, захвачена американцами, переправлена на Абердинский полигон.
    В Медыни стоит еще один танк, серийный номер 1409008. Машина принадлежала командиру 1-го батальона 17 танковой бригады капитану Позолотину. Танк 10 октября 1941 в ходе боя в районе деревни Радюкино угодил в реку Шаня. Машину подняли в 1956 году.
    Третий известный танк находится в Бондаревке Луганской области. Танк 1942 года выпуска, таком виде их выпускали как раз до того момента, как пошли в серию машины, аналогичной вытащенной
    1. отто меер 15 июля 2016 13:16
      Еще в Германии, в Мекленбурге, 34-ка стоит, правда (по моему, могу ошибиться) 85-ка. Увидел - был приятно удивлен. Ухожен, покрашен и как и раньше грозен!
      1. гордый 15 июля 2016 22:45
        Как это не ценнично будет звучать но Немцы умеют чтить и оберегать свою Историю, и нам этому у них надо хорошенько поучиться! Для них неважно что перед ними стоит: т-34, Шерман или Пантера-оно будет в идеальном если даже не в первозданном состоянии!
    2. Комментарий был удален.
  24. Стальнов И.П. 15 июля 2016 12:13
    Вот больше бы таких примеров, а то рожи кудрина, улюкаева, силуянова просто всем уже надоели, да и толку от их рожь и их самих НЕТ. Низкий поклон всем кто организовал и доставал этого КРАСАВЦА - БОЙЦА символа ПОБЕДЫ СССР В Великой Отечественной Войне. ЧЕСТЬ ИМЕЮ ВСЕМ ВАМ!
  25. doework 15 июля 2016 12:25
    МОЛОДЦЫ! Организаторам и участникам - большое человеческое спасибо!
  26. yegor_k 15 июля 2016 13:11
    А экипажа точно нет? Люки то закрытые... Или на понтонах без экипажа переправляли?
    1. свой1970 15 июля 2016 15:02
      а экипаж дурной в танке на переправе сидеть?там же герметизации никакой, от слова вообще.Минута и он полный....
    2. shasherin_pavel 17 июля 2016 15:22
      Согласно устава на понтон загонял танк водитель-механик один, во время движения понтона механик стоял рядом с танком, экипаж переправлялся на лодке рядом с понтоном. Всё не так как в фильме "Четыре танкиста и собака", когда их "Рыжего" на понтоне в плен взяли. Там всё переврали, а уж о том, что овчарка топливный насос с танка в ошейнике принесла... я уж молчу.
  27. Malan 15 июля 2016 15:45
    Хорошо сохранился танк. Умели делать тогда технику. Даже после стольких лет в болоте. Хоть сейчас заводи и в бой! yes
  28. ЦУС-ВВС 15 июля 2016 16:33
    молодцы ребята! но поставят ли на ход? сомнения
  29. garri-lin 15 июля 2016 16:51
    помним гордимся.
  30. surovts.valery 15 июля 2016 16:52
    Вот ещё один хороший пример: Музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда" с экспозицией танков времен ВОВ. КВ-1, КВ-1с, Т-26, БТ-5, Т-38. Все танки, за исключением КВ-1с Волховского фронта, подняты со дна Невы в районе "Невского пятачка". Первый танк музея КВ-1 поднят в апреле 2003 года, а в сентябре того-же года, заехал на постамент своим ходом.
    1. pilot8878 15 июля 2016 17:37
      Там, кроме КВ, ещё есть гораздо более редкий БТ-5, Т-26 и вообще уникальный Т-38. Т-26 с проломом брони напротив мехвода.
    2. гордый 15 июля 2016 22:47
      Редкий пример грамотного отношения, молодцы Питерцы!
    3. shasherin_pavel 17 июля 2016 15:31
      КВ-1с был с литой башней, а здесь сварная. Это просто "Клим Ворошилов". На Невском пятачке подняли КВ-1 скоростной, но у него по левой стороне одного опорного катка не хватает.
      1. surovts.valery 23 июля 2016 18:13
        Павел! Прошу извинить, что комментирую позже (не входил на комменты). Не путайте КВ-1С, с КВ-1, я писал, что, что КВ-1С - со стороны с Волховского фронта, поднятый из болот, уже выпуска ЧТЗ 1943 года. Сам музей расположен в месте прорыва блокады (не на "невском пятачке"), там энтузиасты создали музей бронетехники, восстановленной на рядом находящемся судоремонтном заводе, сотрудники которого приняли участие в создании этого мемориала.
  31. Старый Воин 15 июля 2016 17:00
    Почему МО не ставит поиск павших и техники на постоянную основу?
  32. Вечно так 15 июля 2016 19:24
    Мдаа, когда то в Воронеже существовал свой поисково-спасательский отряд. Доставали технику, хоронили солдат. А потом как косой прошлось. Поумирали один за другим руководители. И всё.Вот и возятся на воронежской земле отряды с других городов. Спасибо им большое. Хотя абыдна.да.
  33. DucksWar 15 июля 2016 20:08
    Молодцы, хорошее занятие.... но вот надпись army на английском режет глаз, за такое можно было бы и от дедов отхватить. Чем кириллица не радует глаз не понятно.
  34. Torins 15 июля 2016 20:26
    Еще лет 20-ть назад таких танков, если не ошибаюсь, (с этой башней и пушкой) живьем народ мог лицезреть всего в 2-х экземплярах. Сейчас их уже более десятка, правильное дело делают, молодцы! good
  35. тундряк 15 июля 2016 20:39
    Цитата: waitknait
    устанавливать на видных местах!

    В Тагиле не воевали....ну
    У МУЗЕЯ стоит т34- 76 я по ней с детства лазил.
    И НАША 85 -КА Возле УВЗ
    зовут меня как маминаго брата в 45 сгоревшего под гиндербургом..
    И работал я там там. На УВЗ!
  36. Василий В 15 июля 2016 21:35
    г.Тамбов, памятник танк "Тамбовский колхозник"
    1. shasherin_pavel 17 июля 2016 15:35
      А запасные баки зачем повесили на борта. По мемуарам танкистов точно знаю, что приходилось привязывать бочки с солярой на корму. О запасных баках тогда и не слышали, они в 1944 году появились.
      1. code54 18 июля 2016 10:42
        Ну конечно! А на перегонах с 4мя баками тож только в 44? Или Вы считаете что в зоны боевых действий танки только на ЖД доставляли? И везде части присутствовали?
    2. code54 18 июля 2016 10:34
      СУ в Алуште
      Давайте сделаем отдельную тему? С танками на монументах страны? Интересно ведь если все фото с каждого города выложат! ...понятно что можно по инету надергать, но вот так что бы каждый из своего города! И ведь много где стоят в поселках и деревнях о которых мы и не слышали!!!
  37. SlavaP 15 июля 2016 21:52
    Слышал давно еще подростком , что в Краснодарском Крае в реке Понуре кажется возле станицы Найдорф на дне тоже лежит танк - какой , не знаю. Может кто-нибудь просветит?
    1. shasherin_pavel 17 июля 2016 15:37
      В Псковской обл. в озере у села Васильевское город Пушкиногорье, на дне озера танк Т-34 стоит. Когда лето сухое и озеро мелеет, то крыша башни из воды выступает.
  38. bandabas 15 июля 2016 22:42
    Все прекрасно. Но не понял причем здесь Шойгу? Вроде не "внезапная проверка боеготовности" в которой он поднаторел.
    1. cth;fyn 16 июля 2016 12:42
      Организация и фонды, техника и саперы.
  39. осетин 16 июля 2016 02:01
    навеяло тут, на фишках нашёл
  40. Mytholog 16 июля 2016 09:03
    Т-34-76, да ещё и Сталинградский? Редкая штука.
    А насчёт:
    но не обидно ли Воронежцам, что танк в москву увезли?

    Думаю, как раз наоборот. Его же восстанавливать повезли. А так бы - максимум на постаменте стоял бы...
    Приятно же смотреть парад на главной площади и показывать: "А вот этот танк у нас тут, совсем рядом подняли"?
  41. Посторонним В. 16 июля 2016 11:13
    Вблизи села Леушены, Хынчештсикй район, Молдавия.
    1. shasherin_pavel 17 июля 2016 15:39
      Начало 44 года выпуска, когда кризис с резиной на катках на убыль пошёл и здесь уже 6 катков из 10 обрезиненные.
  42. polkovnik manuch 17 июля 2016 21:58
    Где память есть , там слов не надо ! Спасибо всем участникам подьема , будут нынешние детишки смотреть и надеюсь помнить ( хоть по книжкам !) какая это была война . В Веселовском водохранилище , на территории Пролетарского района тоже есть затопленный танк , правда немецкий , собирались вытаскивать , потом "все заглохло " , не поврежденный , просто при отступлении сьехал с дамбы.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня