Military Review

White armor and colored armor ... (part three)

16
It is clear that changing the armor would be much more expensive than changing the outerwear. So it is hardly surprising that the knights very often put clothes on them. And they did it in the times when the “white armor” still existed and when they became the main protective equipment of the knight.



Battle of Kurtr 1302. Miniature from the “Chronicle of France Saint-Denis”. British Library. As you can see, the combatants no longer wear long surcoats, but they all wear something like a jacket with sleeves over the armor, and the jacket is clearly quilted. Floors do not reach the knees.

White armor and colored armor ... (part three)

And this is a drawing of the famous contemporary British artist Graham Türner. On it is a knight in surco 1290 of the year. But then it turns out that by the time of the Battle of Kurtr, which occurred only 12 years later, the “knightly fashion” had time to change a lot.

But if we rewind tape stories"Not forward, but back, in the 1210 year, then again we can see that the actual armor is clearly improved, but the surcoat and its cut did not change too much. However, the 1290 robe of the year has become much more elegant, which is also certain.


1210 Knight Graham Turner.

In the movie "Black Arrow", where it happens during the war of the Scarlet and White Rose, the people of Sir Daniel are wearing the "jackets" of the head flowers of their lord, but what is not visible under them. Cinema - there is a movie. But there is no doubt that fashion existed as for clothes that had to be worn over armor, as well as fashion for not ... wearing. However, the "bare" armor, as we have already learned about it from the two previous materials, is often covered with clothes. So, looking at some armor in museums that have been preserved since then, we sometimes do not even suspect that we are not looking at what our comrades and enemies of their owner saw!


Teutonic Knight 1410 Graham Turner. Noteworthy is the Bretash Bishop (1), fastened to the helmet and to the barmian. In theory, he defended his nose from contact with the "big helmet", and when the helmet was removed ... just protected his nose, without interfering, however, looking around.

By the way, the fashion itself to have stamps on clothes did not go anywhere even after the same surprise, for example, went out of fashion. It seems that everyone has already seen the effigy of the “Black Prince” in his famous Djupon with heraldic lilies and leopards embroidered on it. But there was a mass of knights both in England and on the Continent who wore the same ones! Again, when “white armor” appeared around 1410, they continued to wear padded clothes.


"Greuvald battle". Illustration of Richard Hook. Now let us remember what year it is and look at the riders' clothes. In the "bare armor" does not appear one. And this is not the artist's imagination. There are miniatures of the time, this picture confirms.

But now 100 years have passed, and what do we already know about this time absolutely exactly? Well, for example, that the soldiers sent in 1513 from the city of Canterbury (England) served on ships, had armor on top of their armor, and on their chest and back they had an image of a Cornish Jacket. In 1522, the “military people” from Shrewsbury carried a emblem on their clothes - the head of a leopard, and riders from Coventry in 1542, sent to the Scottish border - for some reason embroidered on an elephant's jacket. It is clear that these were not knights, but as for the soldiers, dressed in armor like knights, such clothes in the XVI century were already the norm for them.

A kind of "uniform" was not only clothing, but also elements of protective weapons, such as helmets, which began to be produced in large quantities and completely identical in appearance. One of them was, for example, a helmet barbut, very convenient for mass fabrication, which appeared at the end of the 14th century. in Italy. Outwardly, he was very similar to the "Corinthian helmet" of classical Greece and had the same T-shaped slot on the front part for breathing and viewing. Such helmets were very suitable for infantrymen and arrows, but were also used by knights. For example, they are equipped with 1450 Italian armor from the Art Gallery in Glasgow. They also spread widely in Venice, where they were worn by crossbowmen and heavily armed Venetian infantrymen, as described in the book by D. Nicolas “The Venetian Empire. 1200 - 1670 ”, which he wrote in collaboration with the artist and historian C. Rotero.


Italian barbute XV century., Covered with fabric and chased jewelry. Interestingly, only he was covered with it, or were some parts of the armor bundled with him also covered with it? London. Christie's auction.

Italian armor, according to British historians D. Edge and D. Paddock, became popular in England during the War of the Scarlet and White Roses, which began almost immediately after the end of the Hundred Years War. Use French armor was moveton, well, and Italian at the time. But English gunsmiths - by origin mainly Italians - added many elements characteristic of German armor. So, for example, the “heart-shaped” branches of the right and left knee pads were much smaller than on the armor brought directly from Italy.


Knight end of the XV century. in black blued armor of the Italian sample. Helmet Arme (1), Salad (2), Barbut (4). This is how "arme" opened up for the convenience of dressing on the head. A typical piercing sword (5). Brigandine (6). Sabatons - knight shoes (7). Different types of clothing (8). Fig. Graham Türner.

But the Italian masters worked in other European countries, not only in England. Many left for Tours, Lyons and Bordeaux, and in Spain they worked in Burgos and Seville, where the traditions of the Arabic school were mixed with the European school, especially since many of the Spanish gunsmiths belonged to Morisco - baptized Moors. For example, in Spain for a long time did plate armor of the type brigandine. Spanish masters have created a helmet cabinets, which has become popular in Europe. The achievements of some masters at that time rather quickly became an object of imitation of others, who, without shame, put on their products the stigma of better-known gunsmiths, and, accordingly, the concept of fashion and ... "mass culture" arose. In this case, knightly!


Typical wambras (hand protection) with couture - elbow pads made of "white metal". Metropolitan Museum, New York.

For example, along with the general tendency to improve armor, protection for hands changed especially quickly. Mittens and gloves of chain mail began to be made from metal plates with flexible joints, which made it easier to work with weapons, and security increased. There were gloves with separate plates for each finger, a solid plate that protected the entire brush and a separate articulated cover for the thumb, and also gloves of the mixed type. Interestingly, the trend - more details - more expensive armor is not visible! For example, the armor of the Spanish king Ferdinand of Aragon (Ferdinand the Catholic), the end of the XV century. (at present it can be seen in Vienna) such very gauntlets of a very simple device.


Italian armor 1450. Helmet of arm in unassembled form (1). The visor took out the studs on the hinges, and it was removed. A bevor or a buvier (chin rest) could be worn on top of the visor and shoulders, and held back from the strap - all an extra layer of iron! For greater flexibility, a half-box (shoulder) could have riveted plates attached to it, which overlapped one another as a tile (4). The left shoulder pad in Italian armor has always been larger than the right (5). So, God forbid, there was no open space anywhere in the armor, on the same wambras metal plates “Lame” (6) were used. The left elbow pad has always been larger than the right (7). The gauntlet (8) usually had one big plate that covered all the fingers. On the right plates there were two for greater flexibility. Cuis (9) or a leggings had a number of leather parts with holes for straps to connect it with a doublet. The mane also had rows of plates for the lame and was attached to the leg with hooks and straps. Italian Salad 1450 (10). Italian Salad with 1480 Fabric Covering (11). Fig. Graham Türner.

D. Nicole, in his article “Ferdinand Catholic” in the journal “Military Illusteritd”, published in 1992, noted this fact and wrote that, apparently, if the king himself wanted to have such “gloves”, there is no reason to think that then the plate gloves were perfect then others. That is, they were perfect in our opinion. And then the knights thought like ... thought!


Plate gauntlet with chain mail. London. Christie's auction.

In the last years of the 15th century, Emperor Maximilian I (1493 - 1519), who eventually created armor with grooves on the surface, called "maximilian", perfected the development of knightly weapons. They were used in the next - XVI century, but never were knightly "uniform" because of its fabulous high cost.


Absolutely smooth arme. France, the beginning of the XVI century. Weight 2950 g. Very functional and beautiful. Metropolitan Museum, New York.

And although this armor is considered one of the most advanced, this perfection was paid for at too high a price because it was very non-technological, and therefore very expensive.


Bakhterets. Poland, approx. 1560 National Museum in Krakow.

Interestingly, when in the 15th century a solid-forged armor made of large metal plates for horses appeared, it also turned out to be a direct development of the same brigandine, but only horse, similar to the armor of Turkish sipahs. For example, in 1445, the duke of Burgundy, Philip the Good, ordered a horse armor for himself, specifying: “to be made by type of brigandine”. But the progress of armaments went so fast in those years that already in 1450, master Pierre Innosenzo da Faerno from Milan produced quite perfect horse armor, consisting entirely of large solid metal plates that protected him from all sides except for his feet. This is one of the earliest armor of this type, which has come down to our days, and, judging by how it is made, the technology of its manufacture has been completely worked out by this time!

(To be continued)
Author:
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. PKK
    PKK 19 July 2016 04: 59
    -1
    Vyacheslav! Horses appeared in England earlier than other countries, but not before the 17th century. From this we can conclude that the engravings were made in a later period than indicated. We see armor made by stamping, these are the same from the later period. inaccuracies, it is advisable to consult the works of Igor Grek. And yet, before the English language was in Latin.
    1. Simpsonian
      Simpsonian 19 July 2016 06: 29
      0
      To know until very recently, she spoke Norman-French.
    2. otto meer
      otto meer 19 July 2016 13: 29
      +5
      Quote: PKK
      Horses appeared in England earlier than other countries, but not before the 17th century.
      ??? do not take out the brain to people. The Romans invaded England in 54-55 BC and described the chariots of the Celts, who was harnessed in them?
      Quote: PKK
      And yet, before English, Latin was in use.
      Latin, as well as Greek, was used by the Romans, the locals (locals (speaking mostly Gaelic dialects) did not take root in Latin. The development of Latin in England began with the advent of Christianity, and then English (as a monstrous mixture of the Germanic languages ​​of the corners, Saxons, Utes plus a local hash) was already there.
      Quote: Simpsonian
      To know until very recently, she spoke Norman-French.
      And now he speaks with a monstrous old-French accent. Show their chosenness.
    3. Mother CheeseEarth
      Mother CheeseEarth 19 July 2016 19: 58
      +2
      Quote: PKK
      Horses appeared in England earlier than other countries, but not before the 17th century.

      Wow what! belay
      I think you are mistaken. If you go to any European country today and take a walk there, then you will not see a single horse. And what follows from this? Correctly! That there were never horses in Europe originally, or were in very limited numbers!
      Quote: PKK
      Punching armor

      This is what! If you carefully look at the 3 picture, you will see Hitler in a tank helmet on it. But he is known to have fought in 1MB. Accordingly, all this armor is the exoskeletons of the infantrymen of the beginning of the 20th century, which helped them to cut armor with tanks. But technology is lost after the war, and historians lie to us!
      Quote: PKK
      before English, Latin was in use.

      In fact, it is one and the same language, and Latin was invented in the 20th century in order to hide the defeat of English Rome from the Slavic North in the 17th century nuclear war.
      (well, this is when the Sphinx rocket blew his nose)
      PS Do not ask, do not sleep.
      1. Anglorussian
        Anglorussian 20 July 2016 23: 55
        0
        Do not ask, do not sleep.
        Greedy!
  2. parusnik
    parusnik 19 July 2016 07: 52
    +2
    Thank you, Vyacheslav .. The illustrations are magnificent .. We look forward to continuing ..
  3. gray smeet
    gray smeet 19 July 2016 08: 48
    +3
    Yesterday I ran into this kind of armor (helmet). The horned helmet of King Henry VIII, 1514, looks unusual.
    1. Kenneth
      Kenneth 19 July 2016 17: 07
      -1
      Where are the Japanese with their masks
      Such a spectacle.
    2. Verdun
      Verdun 19 July 2016 17: 34
      +1
      Quote: gray smeet
      The horned helmet of King Henry VIII, 1514, looks unusual.

      If the horns are fixed tightly, then such a helmet could only be ceremonial. Not even a very strong blow to such an ornament - and goodbye to the cervical vertebrae.
  4. DimYang
    DimYang 19 July 2016 11: 37
    .
    All this knightly nonsense does not impress me. Such nonsense and the evidence of fakes. Recently I read that somewhere roofing felts in Geyrop, roofing felts in the USA began to teach the history of chivalry on the game Game of Thrones. Oh well. I am beginning to despise historians. Are they not ashamed to lie? I have no doubt that some fanatics believe in themselves. But here, as one person said, drawing an analogy (he meant a little different) - ** Politicians lie to journalists and themselves believe their lies by reading it in the newspapers. **
    1. Kenneth
      Kenneth 19 July 2016 11: 57
      +1
      Well, if you weren’t impressed by such a great thinker, then it’s probably really rubbish. Go see the warcraft for sure you’ll be impressed, the movie is crazy for you, and most importantly everything is historical.
      Well, as usual, thanks to the author for a wonderful review.
      1. DimYang
        DimYang 19 July 2016 15: 03
        0
        I don’t know what you mean, but you definitely noticed about the mind. You didn’t even understand the meaning of what I wrote. So the historical you ours really get in tact, by the way one of the indicators of the mind. I’ll look at this little filmman somehow, but only as a work of animal artists, no more. Somehow I entered into a dispute with historians, fanatics are everywhere fanatics. Well, let the author continue to fantasize, he receives money for this.
        1. Kenneth
          Kenneth 19 July 2016 15: 46
          +1
          Historians mean fanatics and you own the truth. Fine . And if, more specifically, what in this article seems to you a complete miracle. Fakes are certainly bad, but how many fakes are stored in different museums. Yes, and written sources are, and so to speak, drawn. Together, the picture of the development of knightly weapons is being built. But the idea of ​​deliberately falsifying everything and everything seems like complete foolishness. Although I do not argue that something could be falsifiers and reconstruction, but still a copy of the earlier samples.
          1. DimYang
            DimYang 19 July 2016 18: 05
            -1
            I do not pretend to the truth. But the pictures by which all this is studied, as well as the supposedly authentic texts and the armor themselves, are too often, to put it mildly, a fake, of different times of manufacture. But can you show how they are dressed in the same armor (ancient)? Here is something that tells me that if you put it on, it’s unlikely that you will definitely not be able to move. Reconstructors do not take into account, this is generally beyond any criticism. But I saw Russian armor and he dresses and wears. All this leads to one thought - as if historians, seekers of truth, etc., were not looking for the truth. all that they accumulate will be only the result of their fantasies. This is an obvious fact. As they say no offense.
            1. Kenneth
              Kenneth 19 July 2016 21: 22
              0
              Well, do not pretend to be right. And you apologize who to talk about fakes. An expert? Or maybe you’ll bring some recognized experts. Or a list of fakes at least. Or maybe you have visited at least half of European museums or in castles where family designs are exhibited. Or are you just a balabol. And if something tells you then scratch. Reconstructors are people who reproduce historical things as they are, and if the armor is based on well-known models. And if they move in this armor, then it’s possible. Japanese way to wear and move is not easier. By the way, I saw fights in European armor - I was standing nearby. And nothing - so moved - admire. And Russian armor is the way that. One word - Russian armor speaks of your immense ignorance. In short, a dreamer and a dunno is you. Nothing personal, you just showed yourself so.
              1. DimYang
                DimYang 20 July 2016 17: 08
                -2
                Laughing out loud. Maybe I don’t know something there. But one thing is for sure, that most of the supposedly very ancient armor, pictures simply physically could not survive to us. You can compose anything. But this is a fact. So then saw the weights.
  5. Verdun
    Verdun 19 July 2016 17: 30
    0
    It is interesting that when in the XNUMXth century the forged armor from large metal plates for horses appeared, it also turned out to be a direct development of the same brigandine
    Not very clear. Brigantine, or brigantine, was called a corsage formed from metal plates fixed on clothes made of cloth or leather of various designs, also covered on the outside with a cloth. Therefore, it is not very clear what relation such armor has to forged armor.
  6. pooop
    pooop 9 August 2016 16: 06
    0
    about shields separately if possible!

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Понятно, что менять доспехи было бы куда дороже, чем сменить верхнюю одежду. Так что вряд ли стоит удивляться тому, что рыцари очень часто надевали на них одежду. Причем делали они это и во времена, когда «белые доспехи» еще существовали и когда именно они стали главным защитным снаряжением рыцаря.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Битва при Куртре 1302 г. Миниатюра из «Хроники Франции Сен-Дени». Британская Библиотека. Как это можно видеть, сражающиеся уже не носят длинных сюрко, но поверх доспехов у всех надето что-то вроде куртки с рукавами, причем куртки явно стеганой. Полы не достигают колен.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)


А это рисунок известного современного британского художника Грэхема Тюрнера. На нем рыцарь в сюрко 1290 года. Но тогда получается, что к моменту битвы при Куртре, которая произошла всего 12 лет спустя, «рыцарская мода» успела сильно измениться.

Но если мы для сравнения отмотаем «ленту истории» не вперед, а назад, в 1210 год, то опять-таки сможем увидеть, что собственно доспехи явно усовершенствовались, а вот сюрко и его покрой изменились не слишком сильно. Впрочем, одеяние 1290 года стало значительно более нарядным, что тоже несомненно.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Рыцарь 1210 г. Грэхэм Тюрнер.

В кинофильме «Черная стрела», где дело происходит во время войны Алой и Белой розы, люди сэра Дэниэла одеты в «куртки» гербовых цветов их сеньора, но что там под ними не видно. Кино – есть кино. Но несомненно, что существовала мода как на одежду, которую нужно было носить поверх доспехов, так мода на то, чтобы ее не… носить. Однако «голые» латы так же, как мы об этом уже узнали из двух предыдущих материалов, довольно часто закрывали одеждой. Так что, глядя на какие-то доспехи в музеях, сохранившиеся с тех пор, мы порой даже не подозреваем, что смотрим не совсем на то, что видели соратники и враги их владельца!

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Тевтонский рыцарь 1410 г. Грэхэм Тюрнер. Обращает на себя внимание наносник бреташ (1), крепившийся к шлему и к бармице. По идее, он защищал нос от соприкосновения с «большим шлемом», а когда шлем снимался,… просто защищал нос, не мешая, однако, смотреть по сторонам.

Кстати говоря, и сама мода иметь на одежде гербовые изображения никуда не ушла и после того, как то же сюрко, например, вышло из моды. Вроде бы все уже видели эффигию «Черного Принца» в его знаменитом джупоне с вышитыми на нем геральдическими лилиями и леопардами. Но была масса рыцарей и в Англии, и на «Континенте», которые носили такие же! Опять-таки, когда около 1410 года появились «белые доспехи» налатную одежду продолжали носить.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

«Грювальдская битва». Иллюстрация Ричарда Хука. А теперь вспомним, какой это год и посмотрим на одежду всадников. В «голых доспехах» не выступает ни один. Причем это не фантазия художника. Есть миниатюры того времени, этот рисунок подтверждающие.

Но вот прошло 100 лет, и что мы знаем об этом времени уже совершенно точно? Ну, например, что солдаты, в 1513 году отправленные из города Кентербери (Англия) служить на кораблях, поверх доспехов имели одежду, на груди и на спине у которой было вышито изображение корнуэлльской клуши. В 1522 году «военные люди» из Шрусбери несли на одежде эмблему – голову леопарда, а всадники из города Ковентри в 1542 году, посланные на шотландскую границу – почему-то вышитого на куртке слона. Понятно, что это были не рыцари, но что касается латников, одетых в доспехи, подобные рыцарским, то такие одежды в XVI веке для них были уже нормой.

Своего рода «униформой» стала не только одежда, но и элементы защитного вооружения, например, шлемы, которые стали производить в больших количествах и совершенно одинаковыми на вид. Одним из них стал, например, очень удобный для массовой фабрикации шлем барбют, что появился еще в конце XIV в. в Италии. Внешне он был очень похож на «коринфский шлем» классической Греции и имел такую же Т-образную прорезь на лицевой части для дыхания и обзора. Такие шлемы очень подошли пехотинцам и стрелкам, но применялись также и рыцарями. Например, им укомплектованы итальянские доспехи 1450 года из Галереи искусств в Глазго. Широко они распространились также в Венеции, где их носили и арбалетчики, и тяжеловооруженные венецианские пехотинцы, о чем рассказывается в книге Д. Николя «Венецианская империя. 1200 – 1670», которую он написал в соавторстве с художником и историком К. Ротеро.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Итальянский барбют XV в., обтянутый тканью и с чеканными украшениями. Интересно, так был обтянут только он сам, или же и какие-то детали доспехов в комплекте с ним тоже были обтянуты? Лондон. Аукцион Кристи.

Итальянские доспехи, как считают британские историки Д. Эдж и Д. Паддок, стали популярны в Англии во время войны Алой и Белой роз, что началась практически сразу после завершения Столетней войны. Пользоваться французскими доспехами было моветон, ну а итальянскими в самый раз. Но и английские оружейники – по своему происхождению главным образом итальянцы – добавили в них множество элементов характерных для германских доспехов. Так, например, «сердцевидные» отводы у наколенников справа и слева у них были намного меньше, чем на латах, привезенных непосредственно из Италии.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Рыцарь конца XV в. в черных вороненых латах итальянского образца. Шлем армэ (1), салад (2), барбют (4). Вот так «раскрывался» армэ для удобства одевания на голову. Типичный для того времени колющий меч (5). Бригандина (6). Сабатоны – рыцарская обувь (7). Различные виды поддоспешной одежды (8). Рис. Грэхэма Тюрнера.

Но итальянские мастера работали и в других странах Европы, не только в Англии. Многие уехали в Тур, Лион и Бордо, а в Испании работали в Бургосе и Севилье, где смешивались традиции арабской школы с европейской, тем более что многие из испанских оружейников принадлежали к морискам – крещеным маврам. Например, в Испании долго делали пластинчатую броню по типу бригандины. Испанские мастера создали шлем кабассет, ставший популярным и в Европе. Достижения одних мастеров в то время довольно быстро становились объектом подражания других, которые без стыда ставили на свои изделия клейма более известных оружейников, и, соответственно, так и возникало понятие моды и… «массовой культуры». В данном случае рыцарской!

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Типичный вамбрас (защита руки) с кутюром – налокотником, изготовленный из «белого металла». Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Например, наряду с общей тенденцией к совершенствованию доспехов, особенно быстро изменялась защита для рук. Рукавицы и перчатки из кольчуги стали делать из металлических пластин с гибкими сочленениями, что облегчило работу с оружием, а защищенность повысило. Появились перчатки с отдельными пластинками для каждого пальца, сплошной пластиной, защищавшей всю кисть и отдельным сочлененным прикрытием на большой палец, а еще перчатки смешанного типа. Интересно, что тенденция – больше деталей – дороже доспех не просматривается! Например, у доспеха испанского короля Фердинанда Арагонского (Фердинанда Католика), конца XV в. (в настоящее время его можно увидеть в Вене) именно такие латные рукавицы очень простого устройства.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Итальянские доспехи 1450 г. Шлем армэ в разобранном виде (1). У забрала вынимались шпильки на петлях, и оно снималось. Бевор или бувигер (подбородник) мог быть надет и поверх забрала и оплечий, и удерживаться сзади ремешка – все лишний слой железа! Для большей гибкости полдрон (наплечник) мог иметь приклепанные к нему пластины, заходившие одна на другую как черепица (4). Левый наплечник в итальянских доспехах всегда был больше правого (5). Чтобы, Боже упаси, в доспехах нигде не было открытых мест, на тех же вамбрасах использовались металлические пластинки «ламе» (6). Левый налокотник всегда был больше правого (7). Латная рукавица (8) обычно имела одну большую пластину, которая закрывала все пальцы. На правой пластин было две для большей гибкости. Кюис (9) или набедренник имел ряд деталей из кожи с отверстиями для ремешков, чтобы соединить его с дублетом. Грив (поножа) также имела ряды пластинок ламе и закреплялась на ноге крючками и ремешками. Итальянский салад 1450 г. (10). Итальянский салад с тканевой обтяжкой 1480 г. (11). Рис. Грэхэма Тюрнера.

Д. Николь в своей статье «Фердинанд Католик» в журнале «Милитари иллюстрейтд», опубликованной в 1992 году, отмечал это обстоятельство и писал, что, видимо, если сам король захотел иметь такие вот «рукавицы», нет оснований думать, что какие-то из латных перчаток тогда были совершеннее прочих. То есть совершеннее они были на наш взгляд. А тогдашние рыцари считали так, как… считали!

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Латная рукавица с кольчужной основой. Лондон. Аукцион Кристи.

В последние годы ХV века совершенствованием рыцарского вооружения озаботился император Максимилиан I (1493 – 1519), создавший в итоге латы с желобками на поверхности, названных «максимилиановскими». Они использовались и в следующем – XVI веке, но никогда не были рыцарской «униформой» из-за своей баснословной дороговизны.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Совершенно гладкий армэ. Франция, начало XVI в. Вес 2950 г. Очень функционально и красиво. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

И хотя эти доспехи считаются одними из самых совершенных, оплачивалось это совершенство слишком дорогой ценой, поскольку они были очень нетехнологичны, а потому и очень дороги.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

Бахтерец. Польша, ок. 1560 г. Национальный музей в Кракове.

Интересно, что когда в XV веке появилась еще и цельнокованая броня из больших металлических пластин для лошадей, то она также оказалась прямым развитием той же бригандины, но только лишь конской, аналогичной доспехам турецких сипахи. Так, в 1445 году герцог Бургундии Филипп Добрый заказал себе конский доспех, указав: «сделать по типу бригандины». Но прогресс вооружения шел в те годы так стремительно, что уже в 1450 году мастером Пьером Инносензо да Фаерно из Милана был изготовлен вполне совершенный доспех для коня, состоявший целиком из больших цельнокованых металлических пластин, защищавших его со всех сторон, кроме разве что ног. Это один из наиболее ранних доспехов такого типа, дошедший до наших дней, и, судя по тому, как он сделан, технология его изготовления к этому времени была полностью отработана!

(Продолжение следует)
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. РПК 19 июля 2016 04:59
    Вячеслав!Лошади появились в Англии раньше остальных стран,но никак не ранее 17 века.Из этого можно сделать вывод,что гравюры изготовлены в более поздний период,чем обозначено.Просматриваются доспехи изготовленные штамповкой,эти то же из позднего периода.Что бы не повторять неточности,желательно консультироваться с работами Игоря Грека.И ещё,до английского языка в ходу была латынь.
    1. Simpsonian 19 июля 2016 06:29
      Знать до совсем недавнего времени говорила на норманнско-французском.
    2. отто меер 19 июля 2016 13:29
      Цитата: РПК
      Лошади появились в Англии раньше остальных стран,но никак не ранее 17 века.
      ??? не выносите людям мозг. Римляне вторглись в Англию в 54-55 году д.н.э. и описывали колесницы кельтов, кто же был в них запряжен?
      Цитата: РПК
      И ещё,до английского языка в ходу была латынь.
      Латынь, а так же греческий язык, был в ходу у римлян-оккупантов, у местных (говорящих в основном на гэльских наречиях) латынь не прижилась. Развитие латыни в Англии началось с приходом христианства, а тогда английский (как чудовищная смесь германских языков уголков, саксов, ютов плюс местная мешанина) уже был.
      Цитата: Simpsonian
      Знать до совсем недавнего времени говорила на норманнско-французском.
      Да и сейчас знать говорит с чудовищным старо-французским акцентом. Показывают свою избранность.
    3. МaтьCыраЗемля 19 июля 2016 19:58
      Цитата: РПК
      Лошади появились в Англии раньше остальных стран,но никак не ранее 17 века.

      Ух тыж что! belay
      Я думаю, Вы ошибаетесь. Если вы сегодня съездите в какую-нибудь европейскую страну и прогуляетесь там, то вы не увидите ни одной лошади. А что из этого следует? Правильно! Что лошадей изначально в Европе никогда не было, либо были в очень ограниченном количестве!
      Цитата: РПК
      Просматриваются доспехи изготовленные штамповкой

      Это еще что! Если вы внимательно посмотрите на 3 картинку, то увидите на ней Гитлера в танковом шлеме. Но он как известно, воевал в 1МВ. Соответсвенно, все эти доспехи это экзоскелеты пехотинцев начала 20-ого века, помогавшие им рубиться с танками в рукопашную. Но технологии после войны утеряны, а историки нам врут!
      Цитата: РПК
      до английского языка в ходу была латынь.

      На самом деле, это один и тот же язык, а латынь придумали в 20-м веке, чтобы скрыть поражение английского Рима от Славянского Севера в ядерной войне 17-ого века.
      (ну это когда Сфинксу ракетой снесло нос)
      P.S. Не просить, не отсыпаю.
      1. Anglorussian 20 июля 2016 23:55
        Не просить, не отсыпаю.
        Жадина-говядина!
  2. parusnik 19 июля 2016 07:52
    Спасибо,Вячеслав..Иллюстрации великолепны..Ждем продолжения..
  3. anodonta 19 июля 2016 08:43
    Огромное спасибо Вячеславу Олеговичу за интересную и прекрасно иллюстрированную статью! good
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    получается, что к моменту битвы при Куртре, которая произошла всего 12 лет спустя, «рыцарская мода» успела сильно измениться.
    Вот здесь вопрос имеется. Битва при Куртре была между французами и фламандцами(современная Фландрия - часть Бельгии), а рыцарь изображённый Грэхэмом Тюрнером очень похож на ливонца, только плащ без крестов. Прям вылитый Ромуальд фон Нордек из кинофильма Сергея Тарасова "Рыцарский замок". smile Может быть просто в разных странах и мода была разная?
  4. grey smeet 19 июля 2016 08:48
    Вчера столкнулся с таким видом доспехов(шлем). Необычно выглядит рогатый шлем короля Генриха VIII, 1514 год.
    1. Kenneth 19 июля 2016 17:07
      Куда там японцам с их масками
      Такой очкозавр.
    2. Верден 19 июля 2016 17:34
      Цитата: grey smeet
      Необычно выглядит рогатый шлем короля Генриха VIII, 1514 год.

      Если рога закреплены жёстко, то такой шлем мог быть только парадным. Даже не очень сильный удар по такому украшению - и прощай шейные позвонки.
  5. ДимЯн 19 июля 2016 11:37
    Вся эта рыцарская чушь меня не впечатляет. Такой бред и очевидность подделок. Недавно читал , что где то толи в Гейропе, толи в ПСША историю рыцарства стали учить по сериалу Игра престолов. Ну-ну. Я начинаю презирать историков. Им самим не стыдно врать? Не сомневаюсь , что некоторые фанатики верят самим себе. Но тут , как сказал один человек,проведя аналогию( он имел ввиду немного другое) - **Политики врут журналистам и сами верят своей лжи , читая её в газетах.**
    1. Kenneth 19 июля 2016 11:57
      Ну если такого великого мыслителя так ты не впечатлило то наверное действительно чушь. Иди посмотри варкрафт точно впечатлишься , тебе по уму фильм, а главное все исторично.
      Ну а автору как обычно спасибо за замечательный обзор.
      1. ДимЯн 19 июля 2016 15:03
        Не знаю про что ты, но про ум ты точно подметил.Ты даже не понял смысл мною написаного. Так что историчный вы наш действительно наберитесь ка такта, кстати один из показателей ума. А этот фильмец посмотрю как - нибудь, но только как произведение художников - анималистов,не более.Как то вступал в спор с историками, фанатики они везде фанатики.Ну автор пускай дальше фантазирует, он за это деньги получает.
        1. Kenneth 19 июля 2016 15:46
          Историки значит фанатики а ты владеешь истиной. Отлично . А если по конкретнее что в данной статье тебе кажется полной чудью . Подделки это конечно плохо , да только не много ли подделок по разным музеям хранится. Да и письменные источники есть и так сказать рисованные. Вкупе картина развития рыцарского вооружения выстраивается. А вот идея целенаправленной фальсификации всего и вся кажется полной дурью. Хотя я не спорю кое что может быть и фальсификаторы и реконструкцией но таки копией бывших ранее образцов.
          1. ДимЯн 19 июля 2016 18:05
            На истину не претендую. Но картинки по которым всё это изучается, а также якобы подлинные тексты и сами доспехи слишком часто являются , мягко говоря , фальсификатом , разного времени изготовления. Но вот сможешь показать как их эти самые доспехи (древние) одевают? Вот что то мне подсказывает, что если оденешь, то вряд ли, то двигаться точно не сможешь. Реконструкторов не брать в расчёт, это вообще вне всякой критики. А вот русский доспех я видел и он одевается и носится. Я всё это веду к одной мысли-как бы не искали истину историки, искатели истины и т.д. всё что они накопают будет лишь результатом их фантазий. Это очевидный факт.Как говориться без обид.
            1. Kenneth 19 июля 2016 21:22
              Ну не претендуешь и правильно. А ты извиняюсь кто чтобы рассуждать о фальшивках. Эксперт ? Или может ты каких признанных экспертов приведешь. Или список фальшивок хотя бы. А может ты побывал хотя бы в половине европейских музеев или в замках где выставлены фамильные образцы. Или ты просто балабол. А если что-то там подсказывает то ты почеши. Реконструкторы это люди которые , которые воспроизводят исторические вещи как есть, а если доспехи то по известным образцам. И если они в этих доспехах двигаются то значит можно. Японские кстати одевать и двигаться не легче. Кстати я видал бои в европейских доспехах - рядом стоял. И ничего - так двигались - залюбуешься. А русский доспех - это кстати что. Одно слово - русский доспех говорит о твоем безмерном невежестве. Короче фантазер и незнайка это ты. Ничего личного, просто таковым ты себя показал.
              1. ДимЯн 20 июля 2016 17:08
                Ржу не могу. Может я там чегото и не знаю. Но одно точно , что большинство якобы очень древних доспехов , картинок просто физически до нас не могли дожить. Вы можете сочинять всё что угодно. Но это факт. Так что дальше пилите гири.
            2. anodonta 20 июля 2016 06:39
              Цитата: ДимЯн
              А вот русский доспех я видел и он одевается и носится.

              "Грамотей" несчастный! Нет такого термина -"русский доспех". Нет хотя бы только потому, что на Руси носили доспехи очень многих типов, от тегияев до зерцальных. А объяснять что то более таким как ты я не буду - это ниже моего достоинства! Совами "русский доспех" ты доказал свою безграмотность и некомпетентность.
  6. Верден 19 июля 2016 17:30
    Интересно, что когда в XV веке появилась еще и цельнокованая броня из больших металлических пластин для лошадей, то она также оказалась прямым развитием той же бригандины
    Не очень понятно. Бригантиной, или бригантиной, называли корсаж, образованный из закреплённых на одежде из материи или кожи металлических блях различной конструкции, снаружи так же покрытый тканью. Поэтому, не очень понятно, какое отношение такой доспех имеет к цельнокованой броне.
  7. pooop 9 августа 2016 16:06
    про щиты отдельно если можно!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня