Вековой юбилей морской авиации ВМФ России

17 июля 2016 года исполняется ровно 100 лет с того момента, как лётчики русского императорского воздушного флота одержали важную победу в воздушном бою над Балтийским морем. Тогда четвёрка гидропланов Балтфлота разработки Дмитрия Григоровича вступили в бой с четвёркой немецких самолётов и вышли победителями.

Наиболее известными российскими самолетами Первой мировой войны являются летающие лодки М-9 – тяжёлые гидросамолёты, основной функцией которых было нанесение бомбовых ударов по наземным позициям и кораблям противника. М-9 имели заявленную массу около 1 т, причём масса часто эксплуатируемых самолётов была существенно выше массы тех, которые только поступали на вооружение. Такая странность объяснялась тем, что деревянные конструкции самолётов при эксплуатации набухали от длительного контакта с водой. Этим было обусловлена и необходимость систематической замены отдельных частей М-9, утяжелённого сыростью.


На М-9 эксплуатировались два вида двигателей – экспериментальный вариант с «Рено» (мощность 220 л.с.) и стандартный вариант «Сальмсон» (мощность 150 л.с.). За всю историю производства было построено до 500 М-9, которые послужили не только в составе императорского флота, но в Советской России и СССР. Самолёты М-5 и М-9 стали первым парком российской морской авиации, которая сегодня празднует день своего рождения.

Вековой юбилей морской авиации ВМФ России


Что представляет собой морская авиация России спустя сто лет после появления первых самолётов с возможностью взлёта с воды и посадки на неё. Морская авиация является родом ВМФ РФ, среди целей которого значатся следующие:

поиск и уничтожение боевых сил флота противника, его десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах;
прикрытие группировок кораблей и флотских объектов от ударов противника с воздуха;
уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет;
ведения воздушной разведки;
наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания.

Морская авиация активно привлекается к постановке минных заграждений на море, радиоэлектронной борьбе, осуществлению десантирования и поисково-спасательным операциям.

В распоряжении морской авиации есть как самолёты, так и вертолёты различного назначения. Каждый из видов предназначен для решения определённых задача, включая упомянутые задачи по противодействию силам флота противника, постановке мин и десантированию морских пехотинцев на заданные участки местности.

Если говорить о функциональном делении морской авиации, то здесь – морская ракетоносная, противолодочная, разведывательная, истребительная и вспомогательная. Есть в составе морской авиации свои самолёты-топливозаправщики, транспортники, борты санитарного назначения.

Единственный авианосец, который обеспечивает задействованность палубной авиации – «Адмирал Кузнецов». На его борту размещается авиационная палубная группа в составе самолётов Су-33 и МиГ-29КУБ (плюс другие модификации) и вертолётов Ка-27 или Ка-29.

Из заявление пресс-службы Минобороны по поводу вопросов развития современной морской авиации России:
На современном этапе развитие морской авиации идёт в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полёта, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.


Один из важнейших этапов развития морской авиации – это освоение навыков эксплуатации самолётов палубной авиации с помощью наземных испытательных тренировочных комплексов (НИТКА). Один их таких комплексов располагается на территории Крымского полуострова. Новейший комплекс для тренировок лётчиков палубной авиации построен в Ейске. В конце прошлого года ейская НИТКА прошла первые испытания, в которых приняли участие лётчики самолётов МиГ-29К. Видео испытательного взлёта, опубликованное в YouTube на канале Comment Moscow:



Ещё один вариант (автор видео Анастасия Загребельная):



Дооснащение морской авиации в последнее время идёт полным ходом. Так, в декабре 2015 года морская авиация Тихоокеанского флота получила первый транспортник Ан-140-100. Вторая машина того же типа пополнила состав ТОФ совсем недавно. Кроме того, в 2015 году лётчики морской авиации ТОФ получили 4 самолёта Ил-38Н после проведённого ремонта и модернизационных мероприятий. Модернизированные версии Ил-38 получили возможность обнаруживать воздушные цели на дальности до 100 км и вести наблюдение за подводными лодками в радиусе около 320 км.

Дооснащение парка морской авиации проводится и на других флотах ВМФ РФ. В частности, многофункциональные истребители Су-30СМ пополняют состав морской авиации Черноморского флота, формируя новую эскадрилью.

В день 100-летия морской авиации России «Военное обозрение» поздравляет всех причастных к этому замечательному празднику и желает морской авиации России дальнейшего развития с одновременным обновлением и пополнением лётного парка и систем вооружений для обеспечения безопасности РФ.
Использованы фотографии:
function.mil.ru/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

45 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти