Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России


100 лет исполняется со дня первой победы русских морских летчиков в ходе Первой мировой войны. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа (ныне - территория Эстонии). Два кайзеровских самолета были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь.

Морская авиация - род сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки.


Морская авиация функционально подразделяется на несколько родов: морскую ракетоносную, противолодочную, истребительную, разведывательного и вспомогательного назначения. В зависимости от места размещения условно делится на палубную и авиацию берегового базирования.

В составе ВМФ РФ в настоящее время находится один авианосец - тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". На нем базируются:

палубные истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ;

учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ;

многоцелевые корабельные вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31.

Ожидается, что в ближайшее время на крейсере будут базироваться ударные вертолеты Ка-52К "Катран". В разработке находятся проекты перспективного авианосца и универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев.

На вооружении береговой авиации ВМФ России:

дальние противолодочные самолеты Ту-142 (модификация стратегического бомбардировщика Ту-95);

противолодочные самолеты Ил-20 и Ил-38;

истребители-перехватчики МиГ-31;

транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26;

вертолеты Ка-52К, Ми-8, Ми-24, Ка-31 и другие.

Истребительная авиация

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

Су-33

Российский палубный истребитель четвертого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова, ранее известный как Су-27К (по кодификации НАТО: Flanker-D).

Первый полет Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов".

Принят на вооружение 31 августа 1998 года и с тех пор является основным самолетом палубной авиации ВМФ России.

Самолет управляется одним пилотом, имеет на вооружении встроенную 30-мм пушку ГШ-30-1, управляемые ракеты класса "воздух-воздух", неуправляемые ракеты, а также авиабомбы.

Максимальная скорость истребителя составляет 2300 км/ч, практический потолок - 17 000 метров, дальность полета - 3000 км.

Из 26 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях.

Су-33 входят в состав крейсера "Адмирал Кузнецов".

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

МиГ-29К

МиГ-29К/КУБ

Российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum-D).

Истребители палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения 4++. В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.

МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолеты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах.

Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя, противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35, противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.

Максимальная скорость полета составляет 2300 км/ч, практический потолок - 17500 м, дальность полета - 2000 км.

Планируется, что в дальнейшем основу палубной истребительной авиации России составят самолеты МиГ-29К/КУБ.

Истребители МиГ-29К/КУБ введены в состав корабельного палубного авиаполка, несущего службу на крейсере "Адмирал Кузнецов", не вместо имеющихся у него Су-33 и Су-25УТГ, а в дополнение к ним и будут применяться совместно с ними.

Ударные и учебно-боевые самолеты

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России


Су-24

Всепогодный фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах.

Первый полет прототип (Т-6) совершил 2 июля 1967 года. Принят на вооружение ВВС СССР 4 февраля 1975 года.

Серийно строился в 1971-1993 годах в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. Всего выпущено около 1400 самолетов.

Максимальная скорость - 1400 км/ч, практическая дальность - 2850 км, практический потолок - 11 тысяч метров. Экипаж - 2 человека.

Вооружение - пушка калибра 23 мм, на 8 точках подвески самолет может нести ракеты "воздух-поверхность" и "воздух-воздух", неуправляемые и корректируемые авиационные бомбы и снаряды, съемные пушечные установки. На борту может нести тактические ядерные бомбы.

Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году.

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

Истребитель Су-25УТГ

Су-25УТГ

Учебно-тренировочный самолет на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ. Отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием, пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны.

Первый летающий образец был создан на базе Су-25УБ (Т8-УТГ1) в начале 1988 года.

В 1989-1990 годах была выпущена первая партия из 10 самолетов.

В 1991-1995 годах была построена вторая и последняя партия из пяти Су-25УТГ.

Максимальная скорость - 1000 км/ч, практическая дальность - 1850 км, практический потолок - 7000 метров. Экипаж - 2 человека.

Стоит на вооружении в 279-м корабельном истребительном авиационном полку авиации Северного флота, а также смешанного авиакрыла 859-го центра боевого применения и переучивания летного состава в Ейске.

Противолодочные самолеты

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

Бе-12

Бе-12

Противолодочный самолет-амфибия (по кодификации НАТО: Mail).

В октябре 1960 года самолет осуществил свой первый полет, а с 1963 года стал поступать на вооружение авиации ВМФ. Создан в ОКБ имени Г. М. Бериева.

На самолете-амфибии установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.

Максимальная скорость - 550 км/ч, практический потолок - 12100 метров, максимальная дальность полета - 4000 км.

По состоянию на 2015 год на вооружении морской авиация ВМФ РФ состоит 7 самолетов Бе-12.

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

Ил-38Н

Ил-38

Противолодочный самолет, разработанный в ОКБ имени С. В. Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В (по кодификации НАТО: May).

Самолет предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, морской разведки, поисково-спасательных операций и постановки минных заграждений.

Первый полет выполнен 27 сентября 1961 года. Всего построено 65 машин.

Экипаж - 7 человек. Максимальная скорость - 650 км/ч, максимальная дальность полета - 9500 км, практический потолок - 8000 метров.

Вооружен противолодочными торпедами, противолодочными бомбами и морскими минами.

В 2015 году "Авиационный комплекс им. Ильюшина" завершил выполнение контракта на ремонт и модернизацию пяти самолетов Ил-38 до уровня Ил-38Н.

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

Ту-142М

Ту-142

Российский дальний противолодочный самолет (по кодификации НАТО: Bear-F).

Применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за атомными подводными лодками с баллистическими ракетами.

Первый Ту-142 завод № 86 в Таганроге выпустил в 1975 году. Последний самолет Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году.

Всего в 1968-1994 годах было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.

Экипаж - 9 человек. Максимальная скорость - 855 км/ч, практический потолок - 13500 метров.

Вооружен взрывными сбрасываемыми источниками звука, торпедами, противолодочными авиационными ракетами, противолодочными и практическими бомбами, а также морскими минами.

Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия.

На вооружении ВМФ России стоит по одной эскадрилье на Северном и Тихоокеанском флотах.

В 2013 году стало известно, что в России разрабатывается новый противолодочный самолет на замену Ту-142М3.

Транспортная авиация

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России


Ан-12

Военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонова (по кодификации НАТО: Cub - "Юнец").

Первый Ан-12 взлетел в Иркутске 16 декабря 1957 года. Самолет зарекомендовал себя как очень надежный аппарат, способный работать в сложных климатических условиях и неприхотливый в обслуживании.

Самолет активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов, экипажей пилотируемых космических кораблей и воздушных судов, терпящих бедствие.

Артиллерийское вооружение самолета состоит из пушечного вооружения ПВ-23У, которое включает в себя кормовую башню ДБ-65У с двумя 23-мм пушками АМ-23, электросистему дистанционного управления башней и прицельно-вычислительный блок.

Кроме того, может нести на борту до 70 осколочно-фугасных или зажигательных авиабомб калибра 100 кг.

Максимальная скорость полета - 660 км/ч, практический потолок - до 10 000 м, дальность полета - до 5530 км.

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

Ан-26

Ан-26

Военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонов (по кодификации НАТО: Curl - "Вихрь", в народе - Горбатый, Фантомас, Настя, Настенька).

Является модификацией исходной модели Ан-24.

Экипаж самолета - 6 человек. Может нести на борту 38 человек личного состава или до 30 десантников.

Максимальная скорость - 540 км/ч, дальность полета - до 2660 км, практический потолок - 7300 м.

Также может оснащаться авиабомбами калибром до 500 кг.

Вертолеты

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

Ка-27

Ка-27

Корабельный противолодочный вертолет (по кодификации НАТО: Helix - "Спираль").

Предназначен для решения задач противолодочной обороны флота с базированием на кораблях различного класса, в том числе на авианесущих кораблях.

Вертолет способен обнаруживать современные подводные и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты слежения, а также атаковать их с применением бортового вооружения.

14 апреля 1981 года был принят на вооружение.

Для уничтожения подводных лодок к вертолету могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг.

Экипаж - 3 человека, максимальная скорость - 270 км/ч, практическая дальность полета - до 900 км, практический потолок - 5000 м.

Перспективный вертолет морской авиации, который разрабатывается на смену многоцелевому Ка-27, получил шифр "Минога".

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

Вертолет Ка-52K (корабельный)

Ка-52К

Ка-52 - многоцелевой ударный вертолет, является модернизацией "Черной акулы". Разработан в Москве конструкторским бюро ОАО "Камов".

Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника в любых погодных условиях и в любое время суток.

Может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
Первый полет совершил 25 июня 1997 года. Серийно производится с 2008 года.

Ка-52 - вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси.

Ка-52К - вертолет корабельного базирования.

Экипаж состоит из двух человек. Максимальная скорость - 300 км/ч, практическая дальность - 1 тыс. 160 км, практический потолок - 5,5 тыс. метров.

Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами до 2 тыс. кг на 4 узлах подвески.

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, Ка-52, продемонстрировавший свои высокие боевые качества в ходе сирийской кампании, имеет серьезный модернизационный потенциал.

В 2015 году Россия заключила контракт с Египтом на поставку 46 вертолетов Ка-52 "Аллигатор". Также могут поставить корабельные Ка-52К "Катран", разработанные под вертолетоносцы типа "Мистраль".
Первоисточник: http://tass.ru/armiya-i-opk/2115087


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 28
  1. Dobrogneva 23 июля 2016 06:02
    Была внутренняя установка (материалы хакеров – с Утечки) у ЦРУ “нужно найти-создать повод наложить на Россию санкции” ещё в 2008-м году, пытались сделать это с пятидневной войной и были обескуражены тем, что Франция поддержала РФ и согласилась строить ей Мистрали, а Турция вообще не пустила корабли ВМФ США в воды Чёрного Моря, с тех самых пор всё, что делало ЦРУ это копало компромат на европолитиков, чтобы разорвать их связи с РФ любой ценой, а политики они все не просто продажны и плохие люди по определению, они ещё и крайне порочны и любят всякие запретные удовольствия. То, что не прокатило с Грузией прокатило с Украиной. До 2050-го года вряд ли снимут, а всё мельтешение в Венеции и т.д. – пустой трёп неудачников, далёких от большой политики в стиле: две кузины кутили у Зины…
    1. Цой 23 июля 2016 06:24
      ошиблись адресом, политический срач в соседней теме. hi
  2. Bongo 23 июля 2016 07:10
    Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России

    Не стал ставить минус, хотя по большому счёту статья "ни о чём". Не раскрыто ни численность ни нынешнее качественное состояние авиации ВМФ. Автор скромно промолчал о том кто и когда ликвидировал ракетоносную авиацию ВМФ.
  3. Пупсень 23 июля 2016 11:45
    Самолет Ил-20, ну никак не противолодочный! И вообще, к морской авиации притянут за уши!
  4. iouris 23 июля 2016 13:15
    Слово "мощь" не вяжется с состоянием вопроса. Это видно хотя бы на примере олимпийской сборной.
  5. Fregate 23 июля 2016 15:53
    Самая мощная единица из перечисленного это:
    Истребитель Су-25УТГ
    1. Пупсень 23 июля 2016 16:21
      Цитата: Fregate
      Истребитель Су-25УТГ

      Ну ведь что-то истребляет!!! laughing
      1. pilot8878 23 июля 2016 19:14
        Цитата: Fregate
        Самая мощная единица из перечисленного это:
        Истребитель Су-25УТГ

        Цитата: Пупсень
        Ну ведь что-то истребляет!!!

        Пиво с сухариками? Ах, да, ещё керосин. laughing
  6. Geodezist33 23 июля 2016 17:05
    Морская авиация никогда не была обделена техникой. Бомбардировщик Северного Флота Адмирала Кузнецова одни из первых, кто бомбил Берлин в 1941. Так-же сейчас флот не обделяют вниманием.
    1. Bongo 23 июля 2016 17:09
      Цитата: Geodezist33
      Так-же сейчас флот не обделяют вниманием.

      Неужели? fool Опровергнуть, что нибудь из изложенного здесь сможете?
      Морская авиация России. Что дальше?
    2. неглавный 23 июля 2016 21:16
      Цитата: Geodezist33
      Морская авиация никогда не была обделена техникой. Бомбардировщик Северного Флота Адмирала Кузнецова одни из первых, кто бомбил Берлин в 1941. Так-же сейчас флот не обделяют вниманием.

      Вот это новость! Берлин в 1941г бомбил Балтийский флот!
      1. igor.borov775 24 июля 2016 10:00
        Вот это да Во-первыых авиация Балтфлота .Авиносцем тогда и не пахло.Точнее надо быть.
  7. Hrad 23 июля 2016 18:46
    Что значит "Морская авиация"? Летательные аппараты, которые и над морем, океаном, полетают, с сухопутных площадок? А, если приказ, так над горами и пустынями?! Или "Морская авиация", когда взлетают с авианосцов и садятся на авианосцы, с приказом охранять свой ордер и уничтожать неприятеля на воде, под водой, на суше и в воздухе?
    1. iouris 23 июля 2016 21:57
      Морская авиация - это ведомственная авиация. Лётчики морской авиации СССР должны были уметь летать над безориентирной местностью в сложных метеоусловиях на советских самолётах, т.е. практически без приборов. Как они умудрялись это делать - загадка. Стимулом для морских лётчиков была красивая морская форма, к которой прилагался кортик.
      1. Parsec 23 июля 2016 22:22
        Цитата: iouris
        Стимулом для морских лётчиков была красивая морская форма, к которой прилагался кортик.


        У морских летчиков были совершенно фантастические оклады содержания, вот это был стимул.

        Цитата: iouris
        летать над безориентирной местностью в сложных метеоусловиях на советских самолётах, т.е. практически без приборов.


        Да вы навигатор выдающийся, как советский самолет, так "практически без приборов". До средины 30-х оборудование советских самолетов не отличалось от других, а позднее просто закупали комплекты навигационного оборудования.

        Секстан, хронометр, радиокомпас, карта - нормальным штурманам хватало.
        1. iouris 24 июля 2016 01:22
          Могу продолжить: авиагоризонт, гирополукомпас, указатель скорости.
          Однако Вы забыли об истребителях.
          Цитата: Parsec
          Секстан, хронометр, радиокомпас, карта - нормальным штурманам хватало.

          Секстан днём и в облачности бесполезен. Радиокомпас может отказать. Карта моря бесполезна.
          Кроме того, всё перечисленное оборудование появилось на борту советских самолётов не одномоментно. Например, морской лётчик Чкалов умудрился в тумане найти в море линкор "Марат", сбросить вымпел и вернуться в каком году? Какими приборами он пользовался?
        2. iouris 24 июля 2016 01:32
          Могу продолжить: авиагоризонт, гирополукомпас, указатель скорости.
          Однако Вы забыли об истребителях.
          Цитата: Parsec
          Секстан, хронометр, радиокомпас, карта - нормальным штурманам хватало.

          Секстан днём и в облачности бесполезен. Радиокомпас может отказать. Карта моря бесполезна.
          Кроме того, всё перечисленное оборудование появилось на борту советских самолётов не одномоментно. Например, Чкалов умудрился в тумане найти в море линкор "Марат", сбросить вымпел и вернуться в каком году? Какими приборами он пользовался?
          Кроме того, для полётов над морем по приборам нужна особая психологическая подготовка, поскольку в таком полёте могут возникать иллюзии.
      2. Пупсень 23 июля 2016 22:30
        Цитата: iouris
        Лётчики морской авиации СССР должны были уметь летать над безориентирной местностью в сложных метеоусловиях на советских самолётах, т.е. практически без приборов.

        "Сухопутным" летчиком могли стать тысячи, "морским" - сотни, "палубным" - единицы!
      3. bober1982 24 июля 2016 05:34
        Про красоту формы морских лётчиков-не все её по достоинству оценивали,в ВВС всегда подшучивали,дразнили железнодорожниками,с их стороны шуток тоже хватало.
    2. Simpsonian 24 июля 2016 03:12
      Противолодочному базовому самолету, торпедоносцу или Ту-22М3 с ПКР делать над сушей нечего.

      Поскольку Вы "пират" то могли бы об это знать drinks
      1. Simpsonian 24 июля 2016 03:20
        В статье Ту-22М ВМФ кстати почему-то не упомянут.
        1. Bongo 24 июля 2016 03:22
          Цитата: Simpsonian
          В статье Ту-22М ВМФ кстати почему-то не упомянут.

          Потому, что их в авиации ВМФ с 2011 года нет.
          1. Simpsonian 24 июля 2016 12:36
            Ну, так им будет проще эти самолеты вывести из эксплуатации по линии всего одного вида ВС.
  8. bober1982 23 июля 2016 21:21
    Су-24 в статье указан как фронтовой бомбардировщик,в морской авиации таковых не может быть,это не ВВС,у моряков самолет по другому называется.
    И разве в Комсомольске-на Амуре их делали?
    1. iouris 23 июля 2016 21:59
      Цитата: bober1982
      И разве в Комсомольске-на Амуре их делали?

      А чего, в Комсомольске-на Амуре завод морской авиации?
      Все Су-24 делали в Новосибирске, равноудалённом от всех морей и океанов.
      1. lexseyOGK 24 июля 2016 03:27
        В Комсомольске собирали центроплан и по кооперации передавали в Новосибирск для окончательной сборки
      2. Maksud 24 июля 2016 06:56
        Возможно, у нас и не завод морской авиации, но Су-33 изготавливали, да и ремонтировали тоже.
  9. lilian 23 июля 2016 22:04
    Мне тоже всегда без разницы было, где морская авиация, где сухопутная. Характеристики летательных аппаратов практически те же.Если бы не заглавие статьи, было бы просто перечисление самолетов и вертолетов с краткой характеристикой.
  10. sandrmur76 23 июля 2016 23:59
    [quote=Bongo][quote] Не раскрыто ни численность ни нынешнее качественное состояние авиации ВМФ. Автор скромно промолчал о том кто и когда ликвидировал ракетоносную авиацию ВМФ.[/quote]
    Сергей hi Здесь ни центр секретных разработок,ни секр.завод,Да реально убрали бы циферки вместе с автором!!!Мне сухие данные плюс фото,фото+ Назавём Релаксацией.Фото красивые+
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня